Что такое напрестольный крест
Крест напрестольный
Что такое напрестольный крест?
Напрестольный крест – это крест, который лежит или стоит на престоле православного храма. Он является обязательной принадлежностью алтаря.
Особенности использования
В определенные моменты богослужения священник осеняет напрестольным крестом верующих.
По окончании Божественной Литургии священник выносит напрестольный крест молящимся, и они с благоговением прикладываются к нему. Прикладываются к напрестольному кресту и в завершении Таинств венчания, крещения, соборования. На исповеди прихожане также целуют крест, но, как правило, особенно в храмах, где исповедует сразу несколько священников, для этого используют особые кресты.
Во время торжественной встречи архиерея настоятель храма выходит к нему на церковный двор, неся в руках крест.
Особенности конструкции
Напрестольный крест имеет удлиненную нижнюю часть, за которую его удобно держать. Снабженные подставкой напрестольные кресты легко вынимаются из этой подставки.
Художественное решение напрестольного креста не регламентировано, но чаще всего на нем бывает изображен Распятый Спаситель. Напрестольный крест может быть изготовлен из дерева, кости, металла. Очень красивы напрестольные кресты, украшенные расписной эмалью (финифтью).
Из истории
Напрестольные кресты нередко торжественно и с любовью украшали. Иногда в них вставляли святыни: частицы Древа Креста Господня, мощей святых.
Такой крест-мощевик заказала для основанного ею монастыря преподобная Евфросиния Полоцкая в 1161 году. Крест прп. Евфросинии стал одной из значимых святынь Беларуси. Шестиконечный кипарисовый крест высотой 51,8 см. обложен золотыми и серебряными пластинами, декорирован драгоценными камнями, жемчугом. На его лицевой и оборотной сторонах располагаются миниатюрные эмалевые изображения святых. Примечательно, что этот крест не несет на себе распятия. Вместо этого в его верхней части изображена композиция деисис – «моление». На верхней оконечности креста располагается образ Христа-Пантократора с Евангелием в руках. К Нему молитвенно обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча, которых древний художник изобразил на боковых сторонах верхнего перекрестия.
Символика
Напрестольный крест, используемый во время богослужения – образ Креста Христова. Крест – это орудие нашего спасения, которым Господь победил диавола и даровал нам возможность быть с Богом в земной жизни и в вечности.
Вместе с напрестольным Евангелием этот крест знаменует нам полноту Божественного Промысла о спасении мира. Господь принес нам Свое учение (Евангелие) и отдал Самого Себя в жертву за наши грехи.
Об экспонате
Напрестольный крест — важнейший атрибут православного храма. Он хранится на престоле, особом столе в середине алтаря для священных таинств. Крест — одна из трех обязательных принадлежностей алтаря наряду с напрестольным Евангелием и антиминсом — специальным покровом со вшитой в него частичкой святых мощей.
Священники используют напрестольный крест в конце Литургии, с его помощью они благословляют верующих, в то время как прихожане должны прикоснуться к кресту губами. Этот атрибут также нужен для таинств крещения, венчания, соборования и других.
Кресты — самая массовая часть медного литья. Во многих музеях хранятся сразу по несколько таких изделий. Они различаются по назначению, величине и декору. Сохранилось довольно много напрестольных крестов XIX — начала XX века. Они отливались в разных областях: на Урале, во Владимирской, Новгородской и Петербургской губерниях, в Москве и Подмосковье, в глухих староверческих скитах. Меднолитые изделия широко распространились не только в старообрядческой, но и в православной среде.
Крест из собрания музея отлит из меди и украшен эмалями. Можно предположить, что он все же относится к старообрядческому искусству. На это указывают несколько деталей. Во-первых, косая перекладина снизу. Старообрядцы обязательно устанавливали их на восьмиконечные кресты: к такой же дощечке римские солдаты прибили ноги Иисуса Христа во время Распятия. Во-вторых, на концах средней перекладины видны обязательные для поморских крестов изображения Солнца и Луны в виде круглых масок с подписями. Также поморские старообрядцы чаще всего использовали именно синие эмали.
В центре композиции автор разместил Голгофский крест с фигурой распятого Иисуса Христа. По нижнему краю перекладины видна надпись. Это заглавная строка стихиры Кресту Господню:
Что такое напрестольный крест
Крест напрестольный – символ христианской веры, один из важнейших обрядовых атрибутов православного храма, который используется в будничных и торжественных богослужениях. Его главное место на престоле, в алтаре, там, где находится напрестольное Евангелие, потир и лжица для причастия. антиминс и митра.
Напрестольным крестом благословляют верующих по окончанию литургии, к нему прикладываются после исповеди, его выносят навстречу епископу. По сравнению с наперсным крестиком, которые носят все верующие, напрестольный крест имеет большой размер от тридцати и более сантиметров, такой, что его удобно держать в руках священнослужителю. Тип креста называется «голгофный», так как представляет собой прообраз того креста, на котором распяли Христа.
В особых случаях кресты ограничивались изображением только распятия с минимумом декоративных элементов. Иногда встречается так называемый «процветший Крест», словно заросший побегами кипариса, или увитый виноградной лозой, символизирующими воскрешение Спасителя и торжество вечной жизни, славу христианской традиции.
В Русском искусстве XVII и начало XVIII веков было временем расцвета цветных эмалей, тогда богатство и контраст оттенков которого сделали напрестольные кресты еще и уникальными произведениями прикладного творчества. Многие сохранившихся реликвий служат примерами ювелирного искусства. Настолько тонкое здесь проявилось мастерство и характер исполнения, искусно подобраны цвета и декоративные узоры. Эмали покрывали либо весь крест, или давались фрагментарно, акцентируя внимание на наиболее значимых символических элементах.
Заметки искусство_еда
Page Summary
Словарь музейных вещей
« previous entry | next entry »
Nov. 24th, 2009 | 07:54 pm
С помощью il _ ducess наш словарь обогатился «козеткой».
XVIII в. Из Никольской церкви села Волосово Каргопольского района
Дерево, слюда, тонированная бумага, темпера; резьба по дереву, роспись, позолота
37х21,2х2 см
Архангельский областной музей изобразительных искусств
Продолжаем букву «К»:
Корчага, «корытце», к о́сник, к осоворотка, «костяной» фарфор, котелок, коты, кошель, краген, краги, кракле, крапо, «краса», кра́тер, крашенина, крест «благословенный», крест воздвизальный, крест запрестольный (выносной), крест наперсный, крест напрестольный
Корчага – сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространенный в Киевской Руси в X-XII вв. Также назывались и позднейшие глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом для щей, пива и т.п.
«Корытце» – тип кресла, получившего свое название из-за сплошной жесткой фанерованной спинки. Прототипом корытца послужило кресло-гондола, выполненное по рисунку Ш.Персье в конце XVIII в. В России кресло-корытце стало любимым типом мебели для сидения в 1810-20-е гг. Основное отличие русского корытца от французского прототипа заключается в монолитности масс, обобщенном контуре, отсутствии обивки на спинке, практичном применении вкладного сиденья, которое было заимствовано из английской мебели.
Ко́сник – украшающие косу девушки ленты, декоративная подвеска из ткани, бисерная кисть.
Косоворотка – русская традиционная мужская рубашка с застежкой на груди, смещенной влево, реже вправо. Название собственно русское, и до середины XIX в. такую рубаху называли «с косым воротом» или «русская рубаха». Известна с XII в. С заимствование одежды европейского образца косоворотка осталась лишь в сельской местности и в детском костюме. Но с конца 1830-х гг. в среде русских писателей начинают обращаться к традиционным формам русского мужского костюма. Во второй половине XIX в. косоворотка распространилась в городах гораздо шире. Ее носили не только рабочие, но и демократически настроенная молодежь, актеры, писатели и др. Косоворотка могла быть из самых различных тканей – шелковых, хлопчатобумажных, льняных, одноцветных, покрытых вышивкой и др. Косоворотка имела долгую жизнь – в 1880-х гг. именно она была положена в основу новой военной формы в русской армии, став прообразом будущей гимнастерки.
Коты – просторная зимняя или домашняя обувь из войлока или сукна в виде коротких сапожек. Коты прошивались цветными нитками, оторачивались ярким сукном. Их изготовление было домашним ремеслом, так как не требовало фабричных инструментов или материалов. Коты чаще упоминаются как женская обувь, но в качестве домашней может служить всей семье.
Кошель – мягкая складная корзина, сетчатый мешок, сумка.
Кракле – (от франц. craquele) сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий. Создают для декоративного эффекта, используя несоответствие коэффициентов расширения черепка и глазури при обжиге.
Крапо – (от франц. – жаба) большое мягкое кресло с прямоугольным удлиненным сиденьем.
«Краса» – (др.-рус.) девичий венец. Еще его называли «увяслом» – «повязкой», от «вясти» – «вязать». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом. Девушки из богатых семей носили «красу» из византийской парчи. Другой типично славянской разновидностью «красы» был венчик из тонкой (около 1 мм ) металлической ленты. Ширина ленты бывала обычно 0,5–2,5 см. Делали такие венчики из серебра, реже – из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке. Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем.
Кра́тер – (от др. греч. κεράννυμι – смешиваю) античный сосуд из металла илиглины, реже – мрамора для смешивания вина с водой. Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по бокам вместительного сосуда и ножка. В античной керамике встречаются кратеры двух типов: оксибафоны, оксибафы (όξύβαφον, oxybaphon) – колоколообразные, с расширяющимся кверху туловом, опирающимся на поддон, с двумя горизонтальными ручками внизу.
Крашенина – крашенный холст домашнего тканья.
1) напрестольный крест с отдельно прикрепленной (иногда привинченной) рукоятью, использовался, когда священник произносил благословение при «отпусте».
2) крест, находившийся среди домашних святынь, так как он мог быть получен в благословение от родителей и ближайших родственников; богато украшенные кресты-мощевики в XVI–XVII вв. нередко подносились новорожденному при крещении. Наряду с иконами домовые благословенные кресты впоследствии могли переходить в храмы как поминальные вклады.
Крест воздвизальный – крест, воздвигавшийся в православном храме на праздник Воздвижения Креста Господня. Как правило, отличается от креста напрестольного несколько большим размером и использовался во время службы в дни Воздвижения и во время крестных ходов. Нередко воздвизальными крестами могли служить и кресты напрестольные.
Крест запрестольный (выносной) – двусторонний крест, устанавливавшийся за престолом в алтаре храма на специальной подставке; во время крестных ходов его обычно выносят из церкви наряду с особо чтимыми иконами, хоругвями и другими святынями. Запрестольный крест олицетворял ветхозаветное «Древо жизни», насажденное Богом в середине рая и воплотившееся в Новом Завете в «Древо Креста» – символ победы над смертью, орудие искупления, открывающее путь к спасению человечества.
Крест наперсный – (от др.-рус. перси – грудь)
2) нательный крест («тельник»), даваемый христианину при крещении. Носится под одеждой.
Крест напрестольный – распятие, хранящееся на престоле в алтаре храма. Напрестольный крест вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью алтаря. Используется для благословения священником верующих в конце литургии, им освящается водана Богоявление и при особо торжественныхмолебнах. При архиерейском богослужении напрестольный крест на подносе с покровцем выносят епископу при его встрече в храме. В некоторые напрестольные кресты, помещают частицы мощей святых.
Крест запрестольный
Другие названия: выносной крест, корсунский крест
Что такое запрестольный крест?
Запрестольный или, иначе, выносной крест сродни хоругвям. Его выносят из алтаря во время крестных ходов и торжественно несут впереди шествия. Такие кресты есть в каждом храме. Они хранятся за престолом, по сторонам от Горнего места, и обычно бывают видны из основной части храма, представляя собой, таким образом, часть убранства алтаря.
Из истории
Как и хоругвь, выносной крест имеет своим прототипом знамя равноапостольного императора Константина Великого. Ключевым моментом в жизни этого государя стало явление ему на небе сияющего креста с надписью «Сим победиши». Чудо подтолкнуло его к тому, чтобы стать христианином. Царь велел сделать изображение креста на высоком древке и нести его впереди войска и под этим знаменем победил врагов.
В Византии торжественные церковные процессии были широко распространены. При их совершении употреблялись великолепно исполненные ювелирами выносные кресты.
Такие кресты пришли и на Русь с принятием ею Крещения. Они именовались корсунскими – видимо потому, что именно в Корсунь (Херсонес) прибыло из Византии православное духовенство, привезшее с собой все необходимое для совершения богослужений. Более поздние выносные кресты, выполненные в той же стилистике, что их древние прототипы, по традиции продолжали именовать корсунскими. (Подробнее о корсунских крестах читайте здесь: Корсунские кресты, корсунчики).
Позднее в России распространились деревянные запрестольные кресты: как резные, так и украшенные написанными темперными красками изображениями. Такой крест мог представлять собой настоящее произведение искусства. В частности, в Государственной Третьяковской галерее хранится коллекция запрестольных крестов, принесенных из разных храмов в советское время. Многие из них имеют сложнейшую композицию: помимо Распятия с предстоящими, мы видим образы множества святых, ангелов, Бога Саваофа.
Материалы изготовления
В старину выносные кресты нередко изготавливали из драгоценных материалов: золота, серебра и даже редкого в то время хрусталя. В Российской империи, помимо металлических, были распространены деревянные запрестольные кресты с иконописными изображениями.
Сегодня наиболее распространены запрестольные кресты из латуни: достаточно легкие и прочные, они вполне соответствуют эстетике храмового убранства. Встречаются и деревянные выносные кресты.
Особенности оформления
Как правило, в наши дни запрестольный крест бывает украшен изображением Спасителя. Это может быть не только распятие: поскольку выносной крест используют во время радостных крестных ходов, в том числе пасхального, вполне уместно видеть на нем образ Воскресшего Христа. Как правило, образ этот выполняется в технике литографии. Встречаются и запрестольные кресты с литыми изображениями.
Запрестольный крест, как и следует из его названия, хранится в алтаре храма, за его престолом. Как правило, для этого используется специальная подставка в виде тумбы.
Полезный совет
Вместе с запрестольным крестом имеет смысл приобрести и выносную икону, поскольку эти предметы хранятся и используются вместе.
Духовно-символическое значение
Крест, который несут впереди крестного хода, являет собой духовное знамя, символ победы Христа и Его верных последователей над грехом, адом, смертью и диаволом. В православной гимнографии (богослужебных текстах) крест многократно уподобляется грозному оружию, от которого с трепетом бежит сатана, пытавшийся поработить человечество. Об этом и напоминает нам выносной крест.