Что такое рыбий зуб
Рыбий зуб. Какая ассоциация возникает у нас при таком словосочетании? Кто-то наверняка вспомнит акулу, в том числе и мегалодона, окаменевшие зубы которого, размером с ладонь до сих пор находят учёные. Рыбаки возможно назовут щуку, а любители кинофильмов – пиранью. Все в какой-то мере будут правы, но не угадают тот объект, о котором мы вам хотим сегодня рассказать.
Потому что речь у нас пойдёт о клыке моржа. Раньше на Руси и за её границами моржовый клык называли «рыбий зуб». Это было связано с тем, что в большинстве европейских стран, а тем более в восточных странах (Турции, Персии, Средней Азии), в которые ещё с 16 века импортировались клыки моржа, этот зверь был неизвестен.
Например, путешественник Сигизмунд фон Герберштейн (Siegmund Freiherr von Herberstein) в 1517 и 1526 годах, посетивший Россию, писал следующее: «Охотники гоняются за этими животными (моржами) из-за одних только зубов их, из которых московиты, татары, а главным образом турки искусно приготовляют рукоятки мечей и кинжалов и пользуются ими скорее в качестве украшения. Эти зубы продаются на вес и называются рыбьими зубами». Англичанин Джайлс Флетчер (Giles Fletcher), прибывший в Россию в 1588 с торговой миссией, упоминает, что «персы и бухарцы вывозили рыбьи зубы за границу для деланья чёток, ножей, сабельных рукояток, предназначенных для лиц высшего сословия». За красивую внутреннюю текстуру моржового клыка, он ценился даже дороже слоновой кости. Например, Якоб Рейтенфельс, в книге о России, написанной в 1680 году специально для герцога Тосканского писал: «Морж — большой морской зверь, которого русские бьют на льду возле Новой Земли. У него высовываются изо рта два больших зуба, которых ценят выше, чем слоновую кость, и чем больше кость окрашена под мрамор, тем она реже и стоит дороже».
С точки зрения биологии моржовая кость — это верхние клыки моржа. Клыки отличаются твёрдостью, долговечностью и пластичностью. Они светлее бивней мамонта и по цвету напоминают слоновую кость. Но в отличие от бивней хоботных, клыки моржа имеют неоднородную структуру. На овальном торцевом срезе клыка можно различить несколько слоёв. Тонкий слой плотной белой эмали, затем однородный дентин и внутри — ячеисто-кристаллический желтоватый вторичный дентин, называемый чаще пульпой. Пульпа, которую иногда ещё называют «шадра», проходит на большую глубину внутри клыка. Она отличается твёрдостью и одновременно хрупкостью. В ней нередко есть скрытые трещины. Внешняя поверхность клыка обычно имеет ряд продольных трещин, «заработанных» ещё при жизни моржа.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Периодически в русских летописях исследователям встречается упоминание неких «рыбьих зубов», которые высоко ценились и использовались в качестве даров наравне с горностаями, например. Ясно, что к реальным рыбам эта вещь никакого отношения не имела. Но что же это тогда?
В качестве примера сразу приведем цитату из Ипатьевской летописи. Под 1160 годом находим там следующую запись: «И бысть же радость в тъ день межю има, и дарове мнози, да бо Ростиславъ Святославу соболми, и горностаими, и черными кунами, и песци, и белыми волкы, и рыбьими зубы».
Речь здесь идет о подарках, присланных белгородскому князю Святославу Ольговичу великим князем киевским Ростиславом Мстиславичем. В подробности этого эпизода углубляться не будем, поскольку статья не об их взаимоотношениях.
Моржовый клык действительно очень ценился и широко использовался. Особенно много предметов, вырезанных из моржового клыка встречается в новгородских раскопках. Что вполне объяснимо, ведь именно Новгород владел землями, примыкающими к северным ледяным морям.
Встречаются изделия из моржового клыка и в раскопках других древнерусских городов. Но там они появлялись лишь в виде подарков или предметов торговли. Мастера-резчики были исключительно новгородского происхождения, потому что только в новгородских землях находят опилки и обрезки клыка.
И, конечно, ассортимент поделок из этого материала именно в новгородских раскопках отличается редким разнообразием. Там встречаются и шахматные фигурки из «рыбьего зуба», и игральные кости, и бусы, и даже пуговицы!
Рыбьи зубы в качестве богатого дара
Рыбьи зубы? Рыбьи зубы в качестве богатого дара? И тишина в примечаниях. Полезла искать ответ на эту загадку.
Пардом в то время именовали леопарда, пантеру, барса или ирбиса. Святослав Ольгович первым браком был женат на дочери половецкого хана Аепы, путём семейной дипломатии можно было и ирбиса добыть. Но рыбьи зубы?!
Подробнее можно узнать из книги Э. Шефера* «Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан.»
(М.: 1981, Серия: Культура народов Востока):
Несколько раз на протяжении VIII в. танский престол получал в дар от государства Силла «рыбьи бивни». А от тунгусских племён Маньчжурии поступал материал, называвшийся по-китайски *kuttut. Оба эти названия связаны соответственно: первое — с персидским дандан мāхӣ «рыбьи зубы», второе — с арабским куту; оба они служили для обозначения моржовой кости, а иногда также и ископаемых бивней мамонта, происходивших из Сибири. Но поскольку *kuttut посылали в качестве дани из Инчжоу, главного китайского города с военным гарнизоном в Южной Маньчжурии, а «рыбьи зубы» — из Силлы, можно считать, что в данном случае имелась в виду преимущественно моржовая кость, хотя не исключено, что под тем же названием могли попадать в Китай и ископаемые бивни нарвала с сибирского побережья Тихого океана.»
Более того, оказывается, родовое название моржа odobenus по-гречески значит «ходящий зубами» или «ходящий на зубах»!
А вот эти двое почему такие грустные?
Да потому что без бивней. А без них какая уж радость.
Чудо из «рыбьего зуба»
Фрагмент иллюстрации из книги Н.Д. Буторина «Жизнь в любимом деле».
1. Холмогоры в Архангельской области – ажурная и рельефная резьба предметов быта и украшений;
2. Тобольск в Западной Сибири – миниатюрная скульптура из кости, изображающая людей и природу края;
3. Чукотка – скульптура животных и гравировка по кости на бытовые темы.
На Русском Севере кость резали от Архангельска до Сольвычегодска, но центром, несомненно, являлись Холмогоры и окрестности. Именно здесь во второй половине XVII века складываются традиции и технологии промысла. Это было связано с обилием пригодного материала, который поморы добывали в северных морях. Особенно ценился мастерами «рыбий зуб», так здесь называли моржовые клыки. Этот материал был дешевле привозной слоновой кости и более удобен для обработки.
В музейных экспозициях и на прилавках магазинов можно увидеть холмогорские изделия из «простой кости» (цевка). Северные косторезы за четырёхвековую историю промысла научились обрабатывать обычную кость домашних животных (чаще коровью) и рога лося так, что они выглядят не менее эффектно, чем морж, слон или мамонт.
Буторин Н.Д. Ваза «Баллада о Севере» и кубок «Лесные мотивы». Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.
Штанг А.Е. Настольное украшение «Северные мотивы». Моржовый клык. Ажурная, рельефная резьба. XX в.
Коробка для рукоделия. XVIII в. Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл.
Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь». Архангельская губерния. 1760–1780-е гг.
К концу XIX века в аристократической среде мода на костяные изделия постепенно проходит, а для других слоёв населения большинство этих изделий были слишком дороги. Чтобы иметь доход, мастера были вынуждены отказаться от крупных, дорогих и сложных в исполнении уникальных предметов. Зато на поток было поставлено изготовление более дешёвых небольших бытовых предметов, которые могли себе позволить мелкие дворяне и чиновники, разночинцы. Сегодня, путешествуя по России, даже в небольших музеях и музеях-усадьбах, имеющих историко-бытовую экспозицию XIX века, можно увидеть мундштуки, ножи для бумаги, дамские веера, брошки, маленькие коробочки, табакерки, рукоятки к зонтам и тростям, созданные северными косторезами. Негативно на промысел повлияло и то, что к концу XIX века резко сократилась добыча моржа в северных морях. Власти не заботились о сохранении косторезных традиций. Всё это привело к тому, что художественная обработка кости на Архангельском Севере почти перестала существовать. Холмогорские крестьяне, заботясь о благополучии своих детей и понимая, что косторезное ремесло их не прокормит, отказывались обучать их резному делу.
О необходимости сохранения косторезного искусства в Холмогорах впервые заговорили ещё в конце XIX века. В 1885 году при Ломоносовском училище был открыт класс резьбы по кости. Но финансовые и организационные проблемы привели к тому, что в 1900 году класс был закрыт. За пятнадцать лет своего существования он не возродил косторезный промысел, но воспитал несколько талантливых резчиков.
С приходом советской власти интерес к народному творчеству усилился и даже получил государственную поддержку. В 1929 году в Ломоносове был организован Холмогорский учебный пункт художественной резьбы по кости, реорганизованный в 1930 году в профессионально-техническую школу имени М.В. Ломоносова. Интересно, что благодаря этой школе художественной обработке кости впервые стали обучать не только юношей, но и девушек. Программа обучения предусматривала как теоретические занятия (история скульптуры и лепки, композиция, технология обработки кости), так и практическое обучение технике резьбы. Окончившие курс могли продолжить работу в организованной в 1933 году Холмогорской косторезной артели. С конца 30-х годов XX века холмогорская резьба по кости становится визитной карточкой декоративно-прикладного искусства СССР. Работы мастеров Холмогорской фабрики художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова неоднократно побеждали на всероссийских и международных конкурсах, пополняли музейные коллекции. Испытав серьёзные трудности в 90-е годы, фабрика продолжает работать и сегодня. Мастерам удалось сохранить уникальные традиции народного промысла. Сегодня в Холмогорах создают массовые изделия на продажу (серьги, броши, бусы, подвески, сувениры) и уникальные выставочные тематические произведения декоративно-прикладного искусства.
Украшения холмогорских резчиков на прилавках магазинов Архангельска. Фото Загоскиной Е.Б.
В холмогорской резьбе по кости мастера используют разные техники: ажурную резьбу, рельефную резьбу, цветную гравировку и окраску пластин. Выбор техники зависит от вида, цвета, формы, размера кости, а также от сюжета, задуманного автором. В зависимости от формы и размера изделия кость может склеиваться, прикрепляться к деревянной основе клеем или маленькими гвоздиками. В своей работе мастера используют токарные станки и бормашины. Именно борами различных размеров и формы создаётся ажурный костяной орнамент. Например, в XVII – XVIII веках при создании ларца, настольного комода или шкатулки кость распиливали на тонкие пластины, окрашивали их в зелёный или коричневый цвет и наклеивали на деревянную основу. Нарядность ларцам и шкатулкам придавали ажурные и резные вставки, белая кость могла украшаться цветной гравировкой. Для особой декоративности мастера под белую ажурную резьбу подкладывали цветную фольгу, благодаря чему изделие получало более богатый и праздничный вид. К концу XVIII века перестают окрашивать кость и орнаменты становятся менее яркими, а в начале XX века цветность уходит вообще, перестают использовать фольгу. Мастера в одной работе могут удивительно гармонично сочетать разные техники обработки кости: ажурную резьбу, рельеф и цветную гравировку.
Бюро-секретер. XVIII в. Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл, ажурная резьба, цветная гравировка, окрас, оклейка, обивка.
Северные резчики одинаково любили орнаменты и сюжетные композиции. Орнаменты помогают мастеру передать движение: порывы ветра, снежную бурю, морские волны, гнущиеся ветви деревьев. Рельефные изображения северных животных и птиц, портреты исторических лиц и святых вплетались в ажурный растительный узор. Дополняя сюжетные изображения, орнаменты создают настроение, помогают раскрыть смысл творческого замысла художника. Во второй половине XIX века популярными у холмогорских резчиков становятся сюжеты быта ненцев: чумы, оленьи упряжки, собаки, сцены охоты. В работах мастеров советского периода, помимо традиционных сюжетов, в окружении ажурного костяного кружева появились изображения символов новой жизни: трактора, самолёты, танки и поезда, московские высотки. Народные мастера во все времена в поиске сюжетов обращались к природе, истории, литературе и окружающей их реальности. Выбор сюжета мог зависеть от господствующего художественного стиля, практического назначения изделия и творческого воображения художника. Композиционно работы северорусских косторезов отличаются, по мнению Н.Д. Буторина, симметричностью, ритмичностью, ощущением движения, взаимодействием орнамента и сюжета.
Буторин Н.Д. Ваза «Океан». 1983. Бивень мамонта. Ажурная и рельефная резьба.
Мастерская Дудина О.Х. Кубок с портретом императрицы Елизаветы, Санкт-Петербург,1759-1760. Бивень мамонта. Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Фёдоровны и императрицы Екатерины II, Санкт-Петербург, 1776. Бивень мамонта.
Особую роль в культуре Русского Севера сыграла семья косторезов Шубных. Братья Шубные с детства занимались резьбой по кости, и если Яков остался на родине, то Федот, подобно своему знаменитому земляку, ушёл с рыбным обозом из Холмогор в Петербург. При содействии М.В. Ломоносов поступил в Императорскую Академию художеств. Закончив её, Федот Иванович Шубин (1740–1805) продолжил обучение в Италии и Франции. Он был избран почётным членом Болонской академии художеств. По возвращении на родину Федот Шубин приобрёл всероссийскую известность как выдающийся скульптор, создавший галерею портретов наиболее видных представителей дворянства и знаменитых людей своего времени: Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, И. И. Шувалова.
Мастерская Верещагина. Ваза «Времена года». 1790. Слоновая кость, дерево, шёлк.
Известными мастерами XIX века были соломбальские резчики Доронины, семьи Бобрецовых и Лопаткиных из Холмогорского уезда. В советский период традиции холмогорской художественной резьбы по кости сохраняли В.П.Гурьев, Г.Е.Петровский, М.И.Перепелкин, В.Т.Узиков, М.Д.Раков, М.А. Христофоров, П.П.Черникович, А.Е.Штанг, А.В.Леонтьева, А.С. Гурьев, Н.Д.Буторин, Г.Ф.Осипов и многие другие.
Бобрецов М.Н. Икона «Распятие с предстоящими». Архангельская губерния. Вторая пол. XIX в. Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага, рельефная, ажурная резьба, гравировка.
Лучшие образцы изделий из кости, выполненные холмогорскими мастерами начиная с 1960-х годов XX века, представлены в экспозиции ГМО «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске.
19 января 2018 года в селе Ломоносове в Холмогорском районе Архангельской области открылось новое здание художественного профессионального училища №27 имени Н.Д. Буторина, рассчитанное на 40 учащихся. Для демонстрации работ выпускников при училище создан музей. Открытие нового современного здания позволяет надеяться, что у старинного промысла художественной обработки кости есть будущее.
Автор: Е.Ю. Колебакина, к.и.н., доцент кафедры культурологи и религиоведения ВШСГНиМК, САФУ им. М.В.Ломоносова.
Источники фото: Альбом «Северная резная кость»: http://bibliotekar.ru/rusKost Холмогорская резьба по кости: https://s30556663155.mirtesen.ru
1. Буторин Н.Д. Жизнь в любимом деле. – Архангельск, 2011.
2. Быстрова Е. Холмогорская резьба по кости // Народное творчество. 2007. № 3. С. 60-65.
3. Митлянская Т.Б. Холмогорская резная кость. – Архангельск, 1991.
4. Рехачев М. Холмогорская резьба по кости. – Архангельск, 1949.
Виды кости и ее добыча в России XVI-XIX вв
Условно костью и изделиями из кости называют как кость домашних животных, так и моржовый клык, бивень слона или мамонта. Простая кость имеет сероватый оттенок и требует обязательного отбеливания. Моржовая кость – материал очень прочный, белого, прозрачно-зеленоватого цвета с тепло-розоватым оттенком при просвечивании. Мамонтовая кость, «голубая», мягче моржовой, она легко режется, имеет желтоватый оттенок; иногда мамонтовая кость бывает окрашена солями грунтовых вод в коричневый или сине-зеленоватый цвет (эту особенность мастера, как правило, умело обыгрывали в своих изделиях). Слоновая кость по структуре и цвету близка мамонтовой, но прозрачнее на срез.
Для создания художественных произведений в России использовалась моржовая, мамонтовая и слоновая кость. Моржовую и мамонтовую кость добывали в разных частях страны.
Веер. Вторая половина XIX века.
На моржей жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана охотились около Мезенского берега и острова Войгач, у Новой Земли и Мурманского берега, у Шпицбергена и в устье Печоры.
Иностранцы, посещавшие Россию в XVI-XVII вв. отмечали особую ценность так называемого «рыбьего зуба» (т.е. моржовой кости). «Там добывают рыбий зуб и рыба эта называется «морш». замечал англичанин Ченслер, путешествовавший в Россию в 1554 году.
А ученый Сигизмунд Герберштейн в своих записках писал: «Рассказывают о разнообразных животных, между ними животное величиной с быка, называемое тамошними жителями морз; ноги у него короткие, как у бобров, грудь по сравнению с размерами прочего туловища несколько выше и шире, а два верхних зуба выдаются в длину. Охотники бьют этих животных ради одних зубов, из которых московиты. искусно делают рукояти мечей и кинжалов; они употребляют их более для украшения, нежели для того, чтобы наносить тяжелее удары, как воображал кто-то. У турок, московитов и татар эти зубы продаются на вес и называются рыбьими зубами».
Об увлеченности в те времена изделиями из моржовой кости свидетельствует и организация в 1674 году «кумпании» по добыче моржовой кости, причем охотники должны были платить государев налог – «десятую кость». В середине XVII века «охочие служилые люди» Семен Дежнев и Юрий Селивестров с товарищами промышляли в районе устья Анадыря, где в 1656 году добыли 289 пудов «кости рыбы моржового зуба». В 1649 году царь Алексей Михайлович ввел «государственную на кость монополию», а в 1651 году выписал из Холмогор, близ Архангельска, где уже процветала художественная резьба по кости, знаменитых резчиков братьев Шешениных, которые стали работать в Москве в Оружейной палате.
Шкатулка. Первая половина XVIII века. Деталь.
В Якутии и на островах моря Лаптевых в районах вечной мерзлоты добывали ископаемую мамонтовую кость. Бивни мамонтов – это также клыки верхней челюсти. Крупные экземпляры мамонтов достигали 5,5 м в длину и более 3 м в высоту; их бивни или «рога», как их иногда называли в Сибири, достигали длины почти до 4 м при весе пары до 100 кг. В отличие от бивней слона бивни мамонта круто загибались кверху и расходились в стороны. По имеющимся старинным данным на Севере, в Сибири ежегодно добывали 1500-2000 пудов кости. Искали мамонтовую кость весной после спада воды по обрывам, руслам рек и оврагам.
Бивни, торчащие из вечной мерзлоты, выдергивали оленьими упряжками. Скелеты и шкуры мамонтов бросали, мясо шло на корм собакам. В середине XVIII века в «Ежемесячных сочинениях» Академии наук об этом писали: «Мамонтовая кость находится в земле, а особливо в ярах по большим рекам и по берегу Ледовитого моря. Когда вода оные берега несколько подмоет, тогда кость из земли оказывается. Самая лучшая та, которая из реки Хатанги в Мангазею и с реки Индигирки в Якутск привозится». Сотни пудов кости доставлялись в Москву, где она высоко ценилась. В Якутске пуд лучших мамонтовых бивней продавали по три-четыре рубля, в Мангазее – по шесть, в Москве – еще дороже
«Рыбью» и мамонтовую кость экспортировали в Царьград, Персию, Бухару и др. Однако и русские резчики получали импортную кость, в первую очередь – слоновую. Длина бивней слонов еще в XIX веке составляла 1-1,5 м (в наши дни она, как правило, не превышает 60-70 см). Слоновая кость прочна, упруга, хорошо сохраняется и со временем меньше желтеет, как это видно по изделиям из слоновой кости, сохранившимся со времен древнего Египта и Рима. Как материал слоновая кость очень красива: на продольном разрезе строение ее напоминает древесину, а в поперечном она имеет тонкий, неясно выраженный сетчатый рисунок.