Что такое секретик в прописи
Алгоритмы письма букв «Письмо с секретом»
Рекомендации к урокам письма («Письмо с секретом» Илюхина В.А.)
«Секреты» письма, предлагаемые автором.
В основу каждой буквы лег математический точный расчет: деление наклонной линии на две и три части. (Буквы могут соединяться на середине высоты, а могут и на 1/3части.) Обучение письму будет более эффективным, если дети поймут, какие движения требуются и как их надо выполнять, чтобы правильно написать определенную букву.
— Пишу прямую наклонную линию до конца строки, делаю правильный поворот на месте (привожу в пример «туфельку балерины»). После поворота ухожу вверх в сторону, обязательно поднимаюсь до середины высоты линии (напоминаю об 1/2).
Концентрирую внимание на моменте соединения двух крючков между собой. Этот способ соединения и составляет суть «секрета»: не отрывая руки, продолжить от крючка прямую наклонную линию вверх и спуститься по ней до нижней линейки рабочей строки. Такой подъём помогает детям удерживать нужную высоту букв и их параллельность. Если ученик приписывает один крючок к другому, то, как правило, параллельность он не выдерживает, потому что сохранить правильное расстояние при отрыве ручки не может. Проводя через произвольную точку и конец крючка прямую, он теряет параллельность. При подъеме по «секрету» зрительное внимание переносится на уже написанную прямую, что дает возможность не отдаляться от неё.
Следующий этап – учимся прятать «секрет», то есть, не отрывая руки, опускаться по прямой наклонной линии вниз. Между крючком и линией, опущенной по «секрету», получится «шалашик». Строим «шалашик» в тетрадях. Дети находят шалашики в словах, заранее написанных на доске.
В первые 3-5 уроков учитель, можно сказать, закладывает формулу письма на основе буквы «и», состоящую из семи позиций. На ватмане или на доске выписываются 12 букв «и». Розовым мелом или фломастером показываются её превращения в другие буквы.
Знакомство с основными алгоритмами письма по методике Илюхиной В.А. «Письмо с секретом»
В данной работе подробно описывается правильное написание букв по данной методике.
Просмотр содержимого документа
«Букволандия»
Уважаемые коллеги, добрый день. Давайте на несколько минут вернемся в счастливое детство. Представим себя первоклассниками, постараемся с вами научиться писать. У каждого из вас есть ручки, рабочие листы – это то, что вам нужно. Но сначала посмотрите на экран и что я буду показывать.
(Изделия с хохломской росписью, «гжель»; вологодские кружева, жостовские подносы)
— Чем понравились изделия?
— Как вы думаете, какие руки должны быть у людей, создавших эти творения, не оставившие наши сердца равнодушными?
(Добрые, ласковые, все умеют, золотые)
— А теперь я покажу работы моих прежних учеников. (раздать по рядам, попросить передавать от парты к парте, аккуратно обращаться с вещами, работать совместно)
— Понравились ли вам работы и как в них написано?
— Можно ли сказать про руки этих ребят, что они тоже золотые?
— Почему? (очень красиво написано, приятно смотреть, мамы радуются за своих детей, похоже на кружево)
— Хотелось бы вам так научиться писать?
— Будем учиться плести кружева, но наши кружева будут необыкновенными – кружева из букв.
— Такие «волшебные кружева», с помощью которых можно доставить радость окружающим, вы сможете «плести» с помощью шариковой ручки и тетрадного листа.
— Букволандия. Слайд Букволандия
— Это слово похоже на название некоторых настоящих стран, тоже для нас с вами далёких, неизвестных, пока как сказочных. Кто слышал похожее название страны? БУКВОЛАНДИЯ?
Гренландия, Шотландия, Исландия, Голландия. Слайды
— И вот в эту сказочную страну мы с вами отправимся в путешествие, будем с ней знакомиться, с её прекрасными обитателями – буквами, учится их писать красиво, чтобы не обидеть прекрасных жителей Букволандии.
— Рассмотрите ваши рабочие листы, разлиновку, строки.
— Самое главное понять, уяснить, что такое рабочая строка, где она находится. Это будет наш путь, по которому отправимся в путешествие. Слайд рабочая строка
Верхняя линия рабочей строки _____________________________ Верхняя дополнительная строка
Нижняя линия рабочей строки _____________________________ Рабочая строка
Нижняя дополнительная строка
— И так, в путь, по нашим дорожкам – строчкам в сказочную страну Букволандию.
— Прочитайте слово – Букволандия. Сколько букв в этом слове?
— Действительно,11, слово очень длинное. Но среди этих букв есть совершенно особая буква. Это буква И. Она скромно разместилась в конце слова, но она очень важная. Если научиться её правильно писать, то и все остальные буквы будут получаться красивые.
— При написании буквы И целых 7 трудностей, 7 преград. Я их называю «воротцами». Почему? Интересное слово, маленькие, надо аккуратно пройти, не задеть что – нибудь, нагнуться, низенькие.
— В воротца не просто пройдёте, размашисто, во весь рост, а надо сосредоточиться, быть аккуратным, осторожным, надо потрудиться.
1 часть алгоритма – 1трудность, первые «воротца»
Чтобы преодолеть «воротца» нужно научиться писать наклонные линии и уметь проговаривать их. Слайд парал. линии
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаемся по
наклонной прямой вниз до нижней линеечки нижней строки.
— Как называются такие прямые (параллельные).
— При написании каждой последующей прямой ваши глаза должны смотреть не только на ту прямую которую вы пишите, но и на уже написанную ранее.
2 часть алгоритма – 2«воротца»
— Умение делить наклонную прямую на 2 и 3 части.
— Итак, вторые «воротца», мы должны научиться делить наклонные прямые на 2 и 3 части.
— Это нужно сделать, чтобы в дальнейшем правильно соединять буквы по точным правилам. Слайд ½,1/3.
Написав на доске большую наклонную линию, прошу детей внимательно
3 часть алгоритма – 3 «воротца»- выполнение закругления
(блюдечко, качалка у игрушечной лошадки)
— Так и будем называть этот элемент «качалочка».
— Посмотрите, в каком показе, на ваш взгляд наиболее удачно выполнен переход от наклонной линии к следующему элементу, в каком правильно выполнена «качалочка»?
Слайд «где правильно»
— На что похож второй показ? Слайд (балерина)
— А мне кажется, что похож на ножку балерины, Слайд
точнее на ножку в туфельке, которая имеет особое название «пуанты». Слайд «пуанты»
— Посмотрите как выполняю на доске и проговариваю: Слайд
-Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаюсь по прямой наклонной линии (не забываю остановиться, не доходя до нижней рабочей строки), выполняю поворот на месте «качалочку» и сразу перехожу к 4 «воротцам»
4 часть алгоритма – завершение ключевой линии.
— После «качалочки» ручка должна двигаться вправо вверх по странице до середины рабочей строки. Линия, которую прописывают после «качалочки» должна быть ровной. Она тоже прямая, но идёт с другим наклоном по сравнению с первым.
-Поставьте ручку на верхнюю линию рабочей строки, пишу прямую линию до нижней рабочей строки, поворот на месте «качалочка», крючковая линия до середины рабочей строки.
5 часть алгоритма – обучение общему приёму соединений на основе соединения двух
крючков, письмо «секрета»
— А тут я вам, мои милые детки, должна рассказать об одной очень интересной вещи, о большой тайне, которую я узнала однажды, когда мы с ребятами путешествовали в Букволандию.
— Однажды поздно вечером кто – то постучал мне в окошко. Посмотрела – никого? Вдруг – опять стук!
Сегодня я выступлю перед ними в виде маленькой линии, маленькой черточки, которая идёт от конца крючка до верхней линии»
— Научимся его писать. Здесь нужно включать «боковое зрение» и писать «секретик» по направлению к верхней линии, но ни куда попало, а строго в определённую точку. Слайд «секретик»
Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся прямой наклонной до нижней рабочей строки, выполняю «качалочку» поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет».
— переносим внимание на уже написанную прямую наклонную слева и стараемся не отдаляться от неё.
6 часть алгоритма – учим «прятать секрет»,
т.е., не отрывая руки, опускаться вниз по «секрету».
— А теперь узнаем, почему «секрет» так называется. Потому, что скрыто, спрятано. Слайд «прячу секретик»
-Ставлю ручку на верхнюю рабочую строку, пишу прямую наклонную до нижней рабочей строки, «качалочка», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет», по секрету прямая наклонная до нижней рабочей строки.
Слайд «найди ошибку»
— А мы должны получить с вами два рельса- по которым дальше в путь.
— А теперь посмотрите, что получилось. Обратите внимание на просвет между двумя элементами буквы и нижней линейкой.
— На что похоже это небольшое пространство? Шалашик
— шалашик. В нём живёт гномик, который всегда прячется в свой домик от дождика.
— Проговорим хором И Слайд «королева буква»
-Ставлю ручку на верхнюю рабочую строку, пишу прямую наклонную до нижней рабочей строки, поворот на месте, «качалочка», крючковая линия до середины рабочей строки, поворот на месте, крючок до середины.
— Какая буква получилась? В Букволандии самая важная буква И – королева. Слайд «королева»
— Я говорила, что она волшебная, что задумает, то и сделает.
— Посмотрите, а это её придворные:
Первая – короткая, вторая – длинная, третья – чуть ли не в два раза шире, но все они чем – то на неё похожи. Согласны. У каждой своё имя а,у,д.м Слайд «превращения»
— Почему удивление? Кто – то решил помешать?
— Не переживайте, сейчас исправим
1. Превращения Я. Слайд Я
2. Педагоги у себя на листах учителя
— Но у наших букв есть, не только шалашики для гномиков, просветы в нижней части строки, но и буквы и элементы могут соединяться в верхней части строки. А название «гнёздышко».
-А это основные элементы письма Слайд
-Теперь пройдя все испытания, преодолев «воротца», пользуясь таблицей «письмо с секретом» попробуйте записать еще раз то предложение, которое вы записали в начале нашего занятия.
-Ну, как получилось? Молодцы! Я знаю, у вас все получится.
Слайд «спасибо за внимание»
-Хочу предоставить вашему вниманию еще одну презентацию как поэтапно прописывается каждая буква по методике Веры Алексеевны Илюхиной
Просмотр содержимого презентации
«конкурс сковородино»
Знакомство с основными алгоритмами письма
по методике Илюхиной В.А.
Учитель начальных классов
Основные элементы письма.
Точка верхней и нижней
Письмо с «секретом» ( по методике Илюхиной )
Несколько основных элементов букв.
Каждый шаг алгоритма написания буквы запускается кликом мыши.
Автор работы: Марабаева Л.А., учитель начальных классов ГОУ СОШ №1207 г. Москва
Материал взят из Методического пособия В.А Илюхиной
Много было и есть споров о почерке. Одни говорят: это немаловажная деталь, вторые – это никому не нужно, третьи утверждают, что почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей и даже от настроения человека.
Каллиграфия – это и выражение отношение к другим людям: неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере говорит о невнимании, безразличии к другому человека. Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно помочь ребенку, научить ого созидать, снять в первые дни учебы психологическую перегрузку, сделать обучение письму не изнурительным, а увлекательным, интересным и, главное, результативным.
«Звуковая методика»
В чём же секрет методики обучения письму по Илюхиной. Годами анализируя работы учащихся В.А. Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать те элементы букв, где присутствует «овал». По возможность она постаралась заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. Написание каждой буквы сопровождается проговариванием. Работы детей не только не стали опрятными и аккуратными, но повысилась их грамотность, резко возросло внимание при письме, а благополучный исход принёс радость учения.
« Остовом» в обучении письму В.А.Илюхина взяла букву «И». На её основе и родилось всё остальное.
С методикой письма знакомятся и родители на одном из первых собраний, которое посвящаю полностью вопросу по постановке каллиграфического письма. Это доступно родителям, поэтому они большие помощники учителю.
Методика первых уроков письма.
Первые уроки – очень важный период. Необходимо постоянно упражняться в написании элементов, а далее и букв всем классом вместе по отчётливой команде учителя: поставьте ручку на 1/3 сверху, уйдите влево-вверх, задержитесь на строке, опуститесь по прямой наклонной линии вниз, задержитесь на строке, поднимитесь вверх, сомкните части.
При этих упражнениях достигаются различные цели: дети приучаются правильно сидеть при письме, соблюдать расстояние между грудью краем стола, равное ширине ладони, не наклоняться слишком близко к столу, класть правильно тетрадь, правильно держать ручку. Все эти привычки очень важны для обучения письма.
3. / – «поворот на месте» (закруглить)
4. / – « крючок до середины»
Упражнения 1-7 дети приучаются писать в такт, по команде. Такт для пишущей руки значит то же самое, что и для танцующей ноги. строгий размер в движении – вот вся тайна красивого и быстрого письма.
Рассмотрим самые важные этапы формирования графического навыка- основание элементы письма, которые и составляют ведущий алгоритм, являющийся основой в написании всех букв русского алфавита.
Первая часть алгоритма – умение написания наклонные линии с соблюдением высоты, параллельности и заданного интервала.
Тут мы учим ребенка распределять внимание, а также учим самоконтролю.
Детям предлагается под диктовку (диктуется способ написания) написать точное количество наклонных линий. При этом учитель говорит, что количество наклонных линий он не скажет. Но если дети будут внимательны, то по окончанию смогут назвать точное их число.
Вторая часть алгоритма – умение делить наклонную линию на две и три части.
Учитель на образцах, на чертеже показывает, что такое половина (1/2) и третья часть (1/3)линии.
Третья часть алгоритма – выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки(«качалочка»).
Этот этап должен донести до сознания детей, что закругление составляет особый элемент написания крючка, который входит в состав буквы и и который является очень часто встречающимся элементом и в других буквах.
Четвёртой частью алгоритма – мы завершаем написание крючка – пишем крючковую линию.
После «качалочки» ручка должна двигаться вправо вверх по странице до середины рабочей строки, деля при этом угол, образованный наклонной линией и нижней линеечкой рабочей строки, примерно пополам.
Пятая часть алгоритма – является одной из важнейших составных частей алгоритма в целом. Научение общему приёму соединений происходит на основе соединения двух крючков.
Учитель учит детей писать «секретик».
При подъёме по «секретику» мы продолжаем учить включать боковое зрение, т.е. переносить внимание на уже написанную прямую наклонную линию слева и стараться не отдаляться от неё.
Этот этап продолжает формировать безотрывное письмо, являющееся неотъемлемой частью скорописи. Важно, чтобы учитель хорошо усвоил разницу между принципом безотрывного письма и самим писанием. В конце 1 класса ученик должен научиться безотрывно писать одну-полторы буквы, а затем обязательный отдых, т.е. отрыв руки от листа бумаги.
Дальше едёт переход к шестой части алгоритма – учим прятать «секретик», т.е, не отрывая руки, опускаться «вниз по секретику».
Учитель обращает внимание детей на просвет между двумя элементами буквы и нижней линейкой (шалашиком).
Происходит объяснение того, что просветы между элементами букв образуются не только в нижней части строки, но и в верхней. (гнёздышки).
При использовании описанного алгоритма письма, донесённого до сознания детей через игровую ситуацию, через вовлечение их в посильную исследовательскую деятельность, не только формируется, а затем совершенствуется правильный графический навык, но и решается ряд воспитательных и развивающих задач. Весь процесс письма не является простым моторным актом. Деятельность по овладению письмом не протекает изолированно, а захватывает всё существо ребёнка, его заинтересованность, осознанность проделываемой работы, его речь, волевые усилия, удовлетворение работой.
В то же время подчеркнём и то, как важно для ребёнка в процессе преодоления трудностей испытывать радость побед. Положительные эмоции очень важны для начинающего школьника. Мы нередко наблюдали приподнятое эмоциональное состояние, воодушевление, горячие глаза, возникшее желание преодолевать новые трудности в результате достигнутого успеха. Успех порождает успех!
Формирование навыков каллиграфического письма на уроках обучения грамоте (из опыта работы молодого специалиста по методике письма «с секретом» В.А.Илюхиной)
Класс: 1
Данную статью рекомендую прочитать начинающим педагогам, желающим сформировать у детей красивый почерк. Ведь приятно, когда ребенок пишет красиво, да и разборчиво. Но вспомнить себя, сколько сил тратили вы на написание красивой буквы или слова, а всякие палочки и крючки, добиться ровного и идеального почерка было очень сложно. Поэтому и в своей работе делайте скидку на несформированную руку ребенка, но учитывайте его желание писать красиво, быть лучшим в этом деле.
Обучение грамоте – важный период в жизни и учителя и ребенка. В период обучения грамоте перед педагогом ставится две главных задачи:
1. Формирование навыков чтения и письма.
2. Развитие фонематического слуха.
Первоклассники, еще недавно ушедшие из детского сада, воспринимают школу как что-то новое, неизведанное, им все интересно, познавательно. В том числе и учебники, которые появляются не в виде красочных книг, а уже как материал, необходимый для изучения. Изучают материал дети преимущественно в классе, под контролем учителя. Потому нужна некая системность в подаче материалов и требований.
Решая задачи обучения грамоте перед учителем ставится вопрос об эффективности использования тех или иных УМК, но и их простоте использования, показателях детей. Именно эффективность показывает методика письма с открытыми правилами В.А.Илюхиной.
Вера Алексеевна Илюхина предлагает методику обучения письму с проговариванием, анализом и сравнением элементов букв, которая способствует не только формированию графического письма, но и всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации к школе благодаря успехам в обучении.
Рис. 1. Рабочая тетрадь школьника
Обучение письму начинается с первых дней, изначально детей знакомят с волшебной страной – Букволандией, где живет королева букв. На основе этой истории детям предлагается попасть в королевство и для этого ставятся первые задачи. Дети приступают к изучению основных элементов письма, применяемых в работе с «Чудо-прописью».
Стоит выделить проблемы первого этапа системной работы: детей важно познакомить с понятием «рабочая строка», «дополнительные строки», чтобы ребенок понимал, что и где нужно писать, также нужно познакомить с тетрадью, полями и их назначением. Важным аспектом, с точки зрения физиологии, являются правила посадки, а также то, как правильно держать ручку. Написание элементов и отработка навыков их написания рекомендуется проводить в тетрадях в частую косую линию, иногда их называют тетрадь для прописей.
После изучения всех основных элементов, примерно в одно и то же время по планированию (рекомендуется составлять планирование таким образом, чтобы уроки обучения чтению по теме совпадали с уроками обучения письму), дети приступают к написанию первой буквы Аа.
Урок обучения письму я выстраивал по следующему принципу:
1. Организационный этап.
2. На следующем этапе ученики вспоминают то, что отрабатывали на прошлых уроках, вспоминают, что их цель – красивое начертание букв, как у учителя (можно использовать специальную презентацию, составленную авторами методики).
3. На этом этапе осуществляется подготовка руки к письму. Детям можно предложить штриховку или что-то подобное. Далее дети приступают к работе в обычной тетради. Дети прописывают элементы, ранее изученные ими, под руководством учителя. Учитель уже может пройти по рядам и посмотреть, как работают дети.
Важно! Стоит в течение урока напоминать о правиле письма, как держать ручку и положении тетради на парте.
4. Далее в проблемной ситуации дети выясняют, что не могут прописать букву Аа. Учитель предлагает им образец написания. Презентация устроена таким образом, что каждая буква пишется на экране, дети уже знают элементы и могут их проговорить, таким образом формируется представление о движении руки при написании буквы. Далее приписывается «в воздухе» несколько раз по элементам.
5. Приступаем к написанию. Учителю желательно разлиновать часть доски и там же, начинать писать букву, учитель диктует, дети пишут в тетрадях, в первое время желательно писать буквы в «Чудо-прописи», там все очень хорошо указано.
Важно! Так как буквы имеет и большую, и маленькую версию, рекомендую изучать в два урока, подстроив под это уроки обучения чтению.
6. Закрепляем написание уже в обычной тетради, рекомендуется использовать интересные задания или же какие-то графо-моторные упражнения.
7. Подводим итоги урока. Можно предложить учащимся выбрать несколько самых красивых, изученной на уроке буквы, сверху нарисовать корону (желтым карандашом). Лучше попросить выделить не одну, а несколько красивых, но не так много, чтобы ребенок понимал, что некоторые буквы он написал с отличиями от образца.
В течении урока не забудьте про физкультминутки. На первых уроках лучше делать несколько раз, чтобы снизить физическое напряжение. Для этого могу посоветовать вам использовать сборник физкультминуток: «Валентина Ковалько: Школа физкультминуток. 1-4 классы».
Данную схему проведения урока (не путать с этапами урока) можно применять постоянно, лишь корректируя время от времени. Также учителю стоит в самом начале подарить «шпаргалку» детям, в которой будут помещены основные элементы письма и главное, написание букв.
Результаты методики порадовали не только меня, как учителя, но и самих детей, а также родителей, удивившихся тому, что почерк детей читабелен, а также строгий, буквы ровные и красивые. Но всегда можно добиться идеального почерка у ребенка, в силу его особенной развития. Основные проблемы, с которыми можно в данном случае столкнуться:
1. Ребенок неправильно держит ручку или неправильно сидит.
2. Ребенок не знает основных элементов.
3. Ребенок не ориентируется в тетради.
4. Ребенок не пишет букву по образцу.
Для решения этих проблем учителя необходимо возвращаться к первым урокам и индивидуально поработать с ребенком, объяснить ему еще раз показать, как писать. Часто достаточно взять руку ребенка и совместными движения прописать тот же элемент или букву отдельно. Стоит озаботиться и оформлением тетради в первом полугодии. Первоначально я самостоятельно указывал место начала письма буквы, прописывал образцы и прочее, после, мы уже с детьми прописывали сами по образцу с доски, а потому они и вовсе стали делать сами.
Примеры работы разных учащихся в тетради:
Рис. 2. Основные проблемы проблемы с написанием
Пример работы оформления доски (на нижних строках можно заметить почерк обучающихся):
Рис. 3. Работа и оформление доски
Желаю вам успехов в работе! Помните, что грамотное построение урока, наличие системности и соблюдения некоторых правил, связанных со здоровьесберегающими технологиями на уроке, помогут вам в работе не только на уроках письма, но и на остальных уроках.
Список литературы
1. Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В.А.Илюхиной: Программы, методические рекомендации, поурочные разработки/ В.А.Илюхина. — Москва : АСТ : Астрель, 2015. — 254.