Что такое рыночная школа
Что такое рыночная школа
Классическая экономическая теория — школа экономической мысли, основанная на работах английских экономистов А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля и других ученых, которая господствовала в экономической теории вплоть до начала 1870-х гг., когда произошла «маржиналистская революция». Экономисты-классики считали, что основной вопрос экономики — вопрос производства и распределения созданного богатства между землевладельцами, работниками и капиталистами. Единственным механизмом, способным согласовать интересы всех участников производства, с точки зрения классиков является рынок. Вера в могущество рыночных сил привела их к поддержке свободного предпринимательства и свободной международной торговли без какого бы то ни было вмешательства государства. [c.422]
Классическая школа политэкономии видела свою задачу в том, чтобы выявить объективную основу цены товаров (или, что то же самое, рыночной оценки товаров). Эту основу классики связывали с затратами труда и других факторов производства, т.е. выводили из причин, не зависящих, как они полагали, от отношения человека к вещи, его оценок вещи. Акцент на объективную основу экономических ценностей противопоставлял их другим ценностям, субъектив-/ [c.60]
Таким образом,. в ходе развития экономической науки ее предмет определялся по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве, представители исторической школы определяли как учение о повседневной деятельности людей. Ма.ржиналиеты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких или ограниченных ресурсов. в условиях рыночного хозяйства. Кейноианцы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства институционалисты обратили внимание на социальные аспекты этой политики. Марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития. Тем самым политическая экономия позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой цивилизации. [c.43]
Признание именно такой активной роли относительной конъюнктуры лежит в основе всего учения классиков о равенстве норм прибыли по отраслям производства и о взаимоотношении естественной и рыночной цены. Именно в механизме изменения относительного уровня рыночных цен и в действии этого изменения на передвижение капиталов и на размеры производства они видели основание, почему рыночные цены колеблются всегда около уровня естественных цен и почему норма прибыли в различных отраслях производства имеет тенденцию к равенству1. От классиков это учение перешло в той или иной форме и к последующим школам экономистов. Правда, классики не употребляли термина относительная конъюнктура, но это не меняет существа дела. Правда, анализируя народное хозяйство в условиях равновесия, т.е. при предпосылке, что рыночные цены совпадают с естественными и что нормы прибыли по отраслям равны, они рассматривали колебания относительной конъюнк- [c.409]
Что такое рыночная школа
Этапы развития экономики
Содержание:
1. Возникновение экономической мысли.
2. Меркантилизм
3. Физиократизм
4. Рыночная школа классиков
5. Марксистская экономическая теория
6. Неоклассическое направление
7. Кейнсианское направление
Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие: см рис.
Меркантилизм. Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итал. мерканте – торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства – торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить (тогда в страну будет поступать золото). А для того, чтобы вывозить больше товаров, надо поощрять развитие их производства. Основоположниками данного направления являются Мантуа де Монтекье, Томас Мелл, Джамбо Искальер.
Основные положения:
Меркантилизм стал теоретической базой торгового капитала.
Физиократизм. Термин «физиократизм» (власть природы) был введем в оборот Адамом Смитом. Сами французские физиократы называли себя экономистами. Теория физиократизма развивалась в Германии, Польше, Швеции и других странах, но только во Франции эта система воззрений приобрела наиболее развитую форму и существовала в виде теоретической школы. Основателем физиократического учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), наиболее крупными представителями Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон де Неймур (1739-1817) и Жак Тюрго (1727-1781).
Франсуа Кенэ (1694-1727) Жак Тюрго (1724-1781)
Адам Смит (1723-1790) Девид Рикардо (1772-1823)
Карл Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895)
Основные этапы развития экономической теории
Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:07, реферат
Описание работы
С точки зрения физиократов – экономистов Ф. Кенэ, Ж. Тюрго и других, капитал – один из факторов производства, а прибыль – форма дохода с капитала.
Содержание
Работа содержит 1 файл
Экономика3.docx
Сегодня интерес образованных людей к экономике (экономической теории или политэкономии) не только не иссяк, но и возрастает. И объясняется это теми коренными преобразованиями, которые происходят во всём мире и в России в частности. Американский учёный Пол Самуэльсон, представитель кейнсианского направления в экономической теории, назвал экономику, или политическую экономику, королевой наук. Тема, связанная с изучением вопросов истоков зарождения экономической науки, этапов, которые она прошла, занимает особое место в структуре общей экономической теории, является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Роль изучаемого процесса зарождения и основных этапов развития экономической теории в системе экономических отношений заключается в том, что его изучение позволяет выяснить, как возникла, становилась и зарождалась экономическая теория. Какую роль играет в развитии общества.
Актуальность исследования темы и её практическое значение подтверждается тем, что в современных условиях развития общества, связанных с активными преобразованиями во всех сферах и в первую очередь в экономике, по мере развития направлений современной экономической мысли. Возрастает потребность и необходимость в изучении истории зарождения и основных этапов экономической теории в том числе, использования накопленного опыта прошлых поколений в этом направлении.
Степень освещения данной темы в экономической науке, является недостаточной, так как: генезис экономической теории, значение экономической теории в общественной жизни и других. На мой взгляд, не до конца изучены и более подробное их освещение будет приобретать всё большее значение.
Экономическая мысль возникла в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия. Аналитики различают множество этапов и направлений в этом развитии. В данной контрольной работе, я расскажу о некоторых из них.
Меркантилизм-первая школа экономической теории.
Начало самостоятельному развитию экономической науки в последней трети 15 века положил меркантилизм – первая теория в области экономии. Его название связано с итальянским словом «торговец» не случайно. Все экономисты – «дети своего времени» и в основном выражают интересы «героев дня». «Героями» же этой эпохи заката феодализма 16-18 веков были купцы, нуждавшиеся в «науке обогащения», а значит, в теориях о развитии доходной торговли. И они получили из их рук меркантилистов.
Наибольшего развития меркантилизм достиг в Англии – стране с самой передовой тогда (на заре капитализма) экономикой. В числе его главных теоретиков были экономисты: англичанин Томас Ман (1571-1641) и француз Антуан де Монкретьен (около 1575-1621). Именно последний из них ввёл в литературный оборот и сам термин «политическая экономия» (1615), которым впоследствии часто именовали общетеоретическую науку.
Теории меркантилистов ориентировались на решение практических задач и выработку рациональной экономической политики государства. В свете этого основные идеи меркантилистов можно свести с трём ключевым пунктам: (1) главным богатством общества являются деньги, сокровища (золото, серебро); (2) источником этого богатства служит сфера общения (внешняя торговля и денежный оборот); (3) государство должно активно вмешиваться в экономику, целенаправно помогая обогащению нации.
На этапе раннего меркантилизма упор делался на элементарное удержание денег в стране с помощью таких административных дел, как запрет вывоза денег за рубеж (даже под угрозой смерти, например, в Испанию); ограничение ввоза товаров (ради экономии денег); наращивание добычи золота, серебра и пр. За столь одностороннее пристрастие к деньгам (а ведь есть ещё и товары) меркантилизм на его первом этапе часто называют монетаризмом
В отличие от раннего поздний меркантилизм – это меркантилизм в собственном смысле слова, ибо здесь проводилась более гибкая политика с упором на торговлю и экономические, а не административные методы: (а) поощрение внешней торговли, судоходства, колониальных экспедиций; (б) развитие производства экспортных товаров («чем промышленнее нация, тем больше она зарабатывает у иностранцев», напоминал меркантилистам Вольтер); (в) поддержание активного торгового (а не денежного) баланса с другими государствами (нам следует, писал Ман, «продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы приобретаем у них»)
Словом, упор здесь делался не на простое накопление денежных сокровищ, а на запуск денег в оборот, приносящий доход. Поздние меркантилисты, по заключению Энгельса, осознали, что «капитал, неподвижно лежащий в сундуке, мёртв, тогда как в обращении он постоянно возрастает»
Таким образом, развиваясь, меркантилизм искал и находил всё более действенные решения хозяйственных проблем своего времени. Если же с высоты веков говорить об уязвимых пунктах первой экономической школы, то это прежде всего преувеличение роли сферы обращения и недооценка сферы производства. Последнее меркантилисты зачастую рассматривали лишь как «необходимое зло», как только средство роста торговли и притока денег в страну.
Между тем именно производство даёт людям подлинное материальное богатство – продукты потребления. Сфера же обращения и деньги вторичны, без производства благ в них попросту нет нужды. Купцы, писал патриарх английской классической школы Уильям Петти (1623-1687), не создают никакого продукта; они играют лишь роль артерий и вен, распределяющих продукцию производства.
Французские учёные Француа Кенэ (1694-1726) и Анн Тюгро (1721-1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мнению физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук». С точки зрения физиократов – экономистов Ф. Кенэ, Ж. Тюрго и других, капитал – один из факторов производства, а прибыль – форма дохода с капитала. Они ввели в научный оборот категорию «чистый продукт», в качестве которого рассматривали стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции за вычетом всех затрат. В этой связи источником богатства было названо превышение производства сельскохозяйственного продукта над его потреблением. Они полагали, что экономическая политика должна осуществляться в соответствии с принципом «разрешайте делать, что хочется, и идти туда, куда хочется». Ф. Кенэ разработал экономическую таблицу, в которой впервые предпринял попытку количественного макроэкономического анализа натуральных и денежных потоков материальных ценностей в народном хозяйстве. Эта таблица стала прообразом методов анализа системы «затраты – выпуск». использующихся и в 20 веке, в которых раскрываются связи межотраслевого баланса.
Эта школа сформулировала требование – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.
Рыночная школа классиков
Не менее яркими представителями классической политической экономии были шотландский экономист, философ Адам Смит (1723-1790) и английский экономист Дэвид Рикардо (1772-1823). Источник богатства общества они также видели в производстве, а не в сфере обращения. Именно Смит. По словам Пушкина, популярно объяснил, «как государство богатеет, и чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». Но в отличие от физиократов британские классики полагали, что всякое производство (а не только земледелие) приносит свои плоды.
Таким образом, суть либеральных идей применительно к экономике – в максимальной индивидуальной свободе и ответственности «экономического человека». Исходя из этого, Смит выступал против застойных феодальных порядков с их бесконечными ограничениями, запретами, повинностями; за неприкосновенность честной собственности и свободу предпринимательства; за невмешательство государства в хозяйственные дела нового. прогрессивного класса капиталистов-предпринимателей – буржуазии.
Логическая цепочка рассуждений Смита сводится к следующему. В обществе существует «естественный порядок», то есть стихийно (независимо от воли людей) действуют определённые законы, управляющие экономическими процессами. К примеру, каждый человек естественно стремится постоянно улучшать своё материальное положение. Этот своекорыстный интерес, стремление к личной выгоде – мощный стимул его хозяйственной активности.
При этом люди обычно не думают об общественной пользе. Но думать и нет нужды. Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». И в самом деле, разделение труда в обществе делает людей настолько взаимосвязанны ми и полезными друг другу, что если им не мешать, то незамысловатый житейский принцип «ты мне – я тебе» сработает наилучшим образом. А «невидимая рука» рыночных сил (свободные цены, спрос и предложение, конкуренция) заставит их действовать эффективнее и выпускать нужную продукцию качественнее и дешевле. В результате люди невольно служат друг другу, а значит, и всему обществу. Их разумный эгоизм совмещается со всеобщей взаимной полезностью и становится благотворным.
Отталкиваясь от этих рассуждений, Смит выступил за уже упомянутый принцип, за естественную свободу человека в обществе, за его индивидуальную активность без жёсткого контроля со стороны государства. Правители смотрят на людей как на «некий материал для политической механики» и подавляют их свободу, чтобы удержаться у власти. Так быть не должно.
Рыночная школа классиков
Не менее яркими представителями классической политической экономии были шотландский экономист, философ Адам Смит (1723—1790) и английский экономист Дэвид Рикардо (1772—1823). Источник богатства общества они также видели в троизводстве, а не в сфере обращения.
СмитІиІРикардо выдвинули целый ряд новых |идей|и теорий, из которых наиболее актуальной и по сей день является важная проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Какие политико-экономические условия должны быть віобществе, чтобы максимально благоприятствовать росту егоібогатства? Отвечая на этот вопрос, классики сделали вывод, что первейшим таким условием является свободнаяиконкурентнаярыночнаяэкономика.Смит, в частности, был активным сторонником либерализма.
В научно-теоретическом смысле либерализм — это идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее людей,1которые выступают за парламентский строй 1 в государстве, гарантии широких прав и свобод личности (прежде всего свободы частного предпринимательства) и в то же время за социальную ответственность каждого человека за своё поведение в обществе (он должен материально обеспечивать себя и свою семью, соблюдать законы, уважать собственность и права других людей, свободу их вероисповедания,проявлятьтерпимостьк инакомыслию ипр.). I
В житейском плане пошіиберализмом (от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный) понимают склонность к свободомыслию, терпимости иснисходительностиккому-,чему-либо(иногда чрезмерную).
Таким образом, суть либеральных идей применительно кивкономике — вимаксимальной индивидуальной свободе и ответственности «экономического|человека». Исходя из этого, Смит выступал против застойных феодальных порядков с их бесконечными (ограничениями, запретами, повинностями; за неприкосновенность частной собственностей свободу предпринимательства; за невмешательство государства в хозяйственные дела нового, прогрессивного класса капиталистов-предпринимателей — буржуазии.
И действительно,|люди|гак|уж устроены:|им «что запрещено, того и хочется» (Радищев). «Запретный плод им подавай, Ia без того им райке рай» (Пушкин, 232-IV,151). Поэтому Смитіправ: не надо сопротивляться [человеческой природе, искушая|её «запретными плодами» социальных ограничений и делая [эти плоды слаще и привлекательнее. Не [следует|вынуждать неугомонных предпринимателей прятаться в «тень»|вкономики иивместо дверииходить в окно. Свобода^- вот что способно направить жажду доходной деятельности |и|ргоизм 2 предпринимателей в общеполезное русло. Каким же образом? I
Логическая цепочка рассуждений Смита сводится к следующему (рис. 1.10). В обществе существует «естественный порядок», т.е.Істихийно (независимо от воли людей) действуютопределённые зaιоны,упрaвляющиеэιономиче- скими процессами. К примеру, каждый человек естественно стремится постоянно улучшать своё материальное положение. Этот своекорыстный интерес, стремление к личной выгоде — мощный стимул его хозяйственной активности.
Рис. 1.10. Обоснование общественной пользы свободной рыночной экономики (по Смиту)
При этом люди обычно не думают об общественной пользе.
Отталкиваясьотэтихдискурсивных 1 выводов, Смит выступил за уже упомянутый принцип laissez faire, за естественную свободу человека в обществе, за его индивидуальную активность без жёсткого контроля со стороны государства. Правители смотрят на людей как на «некий материал для политическойїмеханики» и подавляют 1их свободу, чтобы удержаться у власти. Так быть не должно. I
I Поработав некоторое времяїв госаппарате (таможня), Смит хорошо узнал его изнутри. И видимо, поэтому он не любил и презирал чиновников-бюрократов, склонных плодить «безумные человеческие законы» и препятствовать [29] свободной эффективной предпринимательской деятельности. Плюсік тому чиновники, подчёркивал Смит, — это «непроизводительныеработники».Ониявляются «слугами общества» и родержатсяра счёт|людей производительного труда. Следователь, их число надо свести к минимуму.
Эволюция развития экономической науки
Экономика как категория зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Активное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма. Исследователи этапов развития экономической науки выделяют различные научные школы и направления (рисунок 1).
Меркантилисты проповедовали следующие идеи:
— главным богатством общества является деньги (золото и серебро);
— главным источником этого богатства служит сфера обращения (торговля и денежный оборот);
— государство должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой.
Недостатком данной теории является преувеличение хозяйственного значения сферы обращения и недооценка сферы производства.
Физиократия означает власть природы. В отличие от меркантилистов, Ф. Кенэ и его последователи источником богатства общества считали производство, а не обращение. Но при этом единственной производительной отраслью, по их мнению, было сельское хозяйство – сфера, где создается новое богатство (так называемый «чистый продукт»). Промышленность и другие неземледельческие отрасли определялись как «бесплодная сфера», которая не приносила ничего нового, лишь преобразует продукты природы и земледелия. Аграрный сектор Франции находился в то время в кризисном состоянии, а промышленность обслуживала в основном сферу обращения. В этих условиях физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике и его эффективное развитие на капиталистической основе.
Линия «экономикс».В противоположность непримиримо и революционно настроенным марксистам, некоторые западные экономисты конца XIX – начала XX вв. предлагали идею особого направления в экономике – «экономикс», сторонники которого взяли курс на сознательный уход от классов-политических оценок экономических процессов и отказ от идеологизации в экономике.
Разрушительный экономический кризис 1929 – 1933 гг. позволил экономистам, представляющим это направление, сделать следующие выводы:
— рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем;
— государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость населения и высокий рост производства.
Кейнсианство и неоклассицизм в ХХ веке были основными конкурентами в экономике по вопросу об экономической роли государства.
Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истину. Каждая школа страдает односторонностью и преувеличениями, отражает интересы определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество в своем развитии не должно опираться только на какую-либо одну экономическую теорию.
1.1.3 Общественное производство и его основные стадии
Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, состоящий из четырех основных стадий: производства, распределения, обмена и потребления (рисунок 2).
Рисунок 2 – Основные стадии общественного производства
Производство – исходная, ключевая фаза экономического оборота (без него невозможно существование всех остальных стадий), в которой происходит создание материальных благ (продукции, товаров и услуг, необходимых человеку).
В процессе распределения устанавливается доля каждого человека в произведенных продуктах. Эта доля зависит от общего количества созданных благ и конкретного вклада отдельного экономического субъекта (т.е. действующего лица) в производство.
Потребление – это использование созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Различают производительное и личное потребление. Производство – это основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества. Распределение и обмен – это сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Производство, являясь первичной стадией, «служит» потреблению, которое представляет собой конечную цель и мотив производства: поскольку в процессе потребления продукт используется, то потребление диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развития потребностей является движущей силой развития производства. Распределение и обмен продукта зависит от производства, так как распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но в то же время распределение и обмен не пассивны по отношению к производству, а оказывают на него активное воздействие.