Что такое новый реализм
Новый реализм /nouveau realisme
от /фр./ nouveau realisme, ввел в обиход в 1960 Пьер Рестани (период 1960-1970)
Отличительной чертой направления было использование повседневных предметов, продолжающее линию реди-мейдов Марселля Дюшана. Пьер Рестани писал в 1961 году: » В современном контексте реди-мейды Марселя Дюшана. приобретают новый смысл. Они воплощают всю полноту жизни современного города, с его улицами, фабриками и серийным производством». Таким образом, новые реалисты выступили за возвращение реальности в противоположность лирики абстрактной живописи.
С поп-артом и неодадаизмом их объединял типичный интерес к обществу потребления, а погруженность в повседневную жизнь, роднила с флуксусом (в последнем принимали участие Вотье, Сперри и Тингели). Позиция нового реализма в одно и то же время характеризуется критическим отношением к цивилизации потребления и стремлением к эстетическому осмыслению и музеефикации «товара».
Художники: Арман (Arman, Armand Pierre Fernandez), Сезар (Cesar Baldaccini), Кристо (Сhristo, Hristo Yavashev), Франсуа Дюфрен (Francois Dufrene), Раймон Энс (Raymond Hains), Ив Кляйн (Yves Klein), Мартиал Райс (Martial Raysse), Миммо Ротелла (Mimmo Rotella), Даниэль Сперри (Daniel Spoerri, Daniel Isaak Feinstein), Жан Тэнгли (Тингели) (Jean Tinguely), Бен Вотье (Ben Vautier), Жак де ла Виллегле (Jacques de la Villegle).
Манифест: «Манифест нового реализма», 1960
Выставки: 1960, Милан, Галерея Аполлинер «Новый реализм»; 1961, Париж, Галерея «J» «На 40° выше дада»; 1961, Ницца «Первый фестиваль нового реализма»; 1961, Париж, Галерея «Рив Друа» и Нью Йорк «Галерея «Дженис» «Новые реалисты».
Описание некоторых произведений:
Даниэль Сперри «Венгерская трапеза, или Ресторан галереи «J», Париж». Из серии «Картины-обманки», 1963
Неореализм — безжалостный разрушитель традиций в искусстве
Неореализм (итал. neorealismo, в переводе — новый реализм) — это общее название нескольких новаторских течений в живописи ХХ века. В европейской культуре новейшего времени различают три основных волны неореализма: английскую, итальянскую и французскую. Между собой они значительно отличаются по тематике творчества и манере письма, но каждое течение оставило заметный след в мировой культуре.
Неореализм как направление в искусстве ХХ века существовал не только в живописи, но и в литературе, скульптуре и кинематографе. Его последователей объединяет стремление вернуться в своем творчестве к реальному изображению действительности в противовес сторонникам абстрактного искусства.
Английский неореализм (1914-1919)
Неореализм в художественной среде Англии возник накануне Первой мировой войны. 1 января 1914 года в печатном издании New Age был опубликован «Манифест неореализма» 36-летнего художника Шарля Жинне (Charles Ginner). В этом документе была обозначена главная цель нового течения — создание здорового реалистического движения в живописи.
Побудительным мотивом к созданию «Манифеста» послужила поездка Жинне вместе со своим другом Гарольдом Гилманом (Harold Gilman) в Париж. В столице Франции они смогли вживую увидеть картины великих мастеров:
По возвращении в Лондон, оба молодых художника вступили в острую полемику со своими коллегами по Арт-группе «Кэмден Таун». По их мнению, большинство живописцев просто копировали манеры рисования знаменитых постимпрессионистов вместо того, чтобы находить собственные новые цветовые решения и художественные формы.
Характерной особенностью творчества представителей первой волны было сочетание яркой цветовой палитры и сочных коротких мазков.
Известные художники английской волны
К известным художникам английской школы неореализма относятся:
Итальянский неореализм (1949-1965)
Родиной второй волны неореализма стала послевоенная Италия, а непосредственными создателями направления — группа кинематографистов в составе:
Режиссеров объединило желание создать в кино атмосферу подлинности, свободную от голливудских штампов приукрашивания действительности.
В живописи идеи обновленного реализма нашли отклик среди членов объединения «Новый фронт искусств». Главным идеологом движения художников-антифашистов был Ренато Гуттузо (Renato Guttuso). Вокруг него сформировалась группа увлеченных сторонников, которые избрали темой своего творчества жизнь и борьбу за права простых людей.
Произведениям второй волны неореализма присущи эмоциональная яркость, воспевание героизма народа и глубокая социальная острота. Идеи основателей течения впоследствии были подхвачены художниками других стран:
Известные художники второй волны
Знаменитые художники итальянской волны — это, в первую очередь:
Французский неореализм (1960-1970)
Идеология третьей волны неореализма основана на убеждении, что искусство не должно политизировать или идеализировать объект изображения. С таким утверждением в начале 60-х годов прошлого века выступила небольшая группа художников. Французский Nouveau Réalisme в живописи и скульптуре стал проявлением аналогичных идей в литературе и кино.
Представители нового течения популяризировали революционные способы восприятия реальности. Они создавали художественные инсталляции из мусора, разбитых машин, кусочков ткани, бумаги и прочих материалов. По их мнению, художник не должен творить в мастерской для узкой группы людей. Настоящий мастер обязан открыто работать для общества, объединять реальную неприукрашенную жизнь с искусством.
Известные художники третьей волны
Имена наиболее значимых художников французской волны хорошо известны ценителям искусства второй половины ХХ века. Среди них:
Неореализм во всех его проявлениях оказал огромное влияние на мировую культуру. Каждая из трех новаторских волн направления была по-своему неповторима и значима для человеческого общества.
На портале Very Important Lot ценители прекрасного могут принять участие в онлайн-аукционах по всему миру. Посетители сайта также имеют отличную возможность купить картины, скульптуры и многое другое напрямую у современных художников.
Дело о «новом реализме»
Дискуссии о «новом реализме» были в числе самых острых литературных полемик начала 2000-х. Со временем споры угасли, писатели, отнесенные критиками к представителям «нового реализма», либо резко изменили манеру (так, ярый бунтарь З. Прилепин оказался одним из сторонников традиционной словесности и государственности), либо и вовсе ушли из «активной» литературы. Возможно, сегодня, в преддверии новой литературной эпохи, настал наилучший момент оценить это явление и его значимость: каких смыслов добивались от литературы критики, заговорившие о «новом реализме», удалось ли эти смыслы обрести — или литература (в который раз!) ускользнула от исполнения критического задания и занялась открытием каких-то иных америк? Об этом и об особенностях русской «новореалистической» прозы 2000-х размышляет чешский ученый, литературовед Инна Калита.
ДЕЛО О «НОВОМ РЕАЛИЗМЕ»
Поиски себя и потерянных ориентиров в «послераспадовые» годы привели отдельных русских писателей к постмодернизму. Однако два десятилетия, прошедшие после распада СССР, показали, что вслед за естественным в определенные периоды уходом от реальности в русской литературе нового века вновь становится востребованным реализм отображения бытия. Впрочем, реализм новой эпохи закономерно отличается от социалистического реализма и реализма предыдущих веков, и этот факт отличия приводит к тому, что литературная критика нулевых начинает осмысливать новую литературу и искать термин, под которым можно было бы объединить авторов новой волны. Предлагается термин новый реализм, или неореализм…
Новое направление или очередная реинкарнация реализма?
В самом начале XXI века «новый реализм» был преподнесен молодыми критиками как данность нового времени. Споры о нем вылились в широкоформатную дискуссию, но, несмотря на это, на протяжении десятилетия никто из поборников термина не занялся его скрупулезным обоснованием либо структурированием его слагаемых. Структура не в моде — или молодая критика еще не доросла до структуры? Так или иначе, дискуссия о термине, развернувшаяся на страницах литературных журналов, отразила общую растерянность нации в мире, внешне кажущемся очищенным от коммунистической идеологии. Место старой навязчивой идеи в нем постепенно заменили очертания формирующейся национальной идеологии.
Творчество двух наиболее ярких звезд новореалистического небосклона — Д. Быкова и З. Прилепина — свидетельствует о крайней разнородности эфемерного направления. В разное время к «новым реалистам» относили совершенно разных писателей: А. Бабченко, Р. Сенчина, С. Шаргунова, В. Айрапетяна, Д. Гуцко, Г. Садулаева, И. Кочергина, А. Карасева, Д. Новикова, И. Мамаеву, Н. Ключареву и др.
Переходные периоды вызывают тенденции брожения. В такое время термины растут как на дрожжах: терминологическая инновация постреализм принадлежит Н. Лейдерману и М. Липовецкому, трансметареализм — Н. Ивановой, радикальный реализм — С. Белякову; вспомним также предложенный в разных источниках ряд полутерминологических метафор: клинический реализм, гиперреализм, трансавангард и др.
Скользкий лед «новой» литературной арены — для всех или для избранных?
Возникает вопрос — как быть с активными «старшими» авторами? Разве они остались тематически законсервированными и по-прежнему варятся в соку соцреалистической традиции? Они не вписываются в канон молодой критики о «новом реализме» по главному показателю — возрастному.
Поколению шестидесятников молодые критики быстро вынесли приговор: несмотря на то, что физически некоторые из шестидесятников еще живы, как творческие личности они уже не берутся в расчет. Отношение к шестидесятникам в целом — яркий показатель разрыва поколенческой связи, а в психологическом плане — индикатор ментальных изменений русского характера и распада системы ценностей. Русская культура базировалась на уважении к старшему, распад СССР крошит эту национальную доминанту. В литературе этот разлом можно датировать 1991 годом, когда на митинге сторонников Союза писателей России было сожжено чучело Е. Евтушенко:
В особняке возбужденные художники слова в тулупах, шапках и с Юрием Бондаревым во главе бродили по коридорам, заходили в кабинеты и, как сказал поэт Андрей Дементьев, «оскорбляли присутствующих хуже мата, по национально-этническому признаку — даже Бондарев был обескуражен» Напоследок почвенники пригрозили: «В следующий раз прийти с автоматами…» 7
Это и есть «переселение» поколения «новых русских» в литературу и начало новых отношений на литературной сцене. Шестидесятников настоятельно «уходят», потому что наступило новое время, а еще потому, что «настоящие поэты так долго не живут». В целом «опасное время, опять звучат фашистские лозунги»## Рогова А. Счастье Аленушки // Российская газета. 2014.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Новый реализм
Полезное
Смотреть что такое «Новый реализм» в других словарях:
НОВЫЙ РЕАЛИЗМ — направление в изо искусстве Франции и Швейцарии, родственное американскому поп арту. Наиболее характерные произведения новых реалистов (Армана, Сезара, Н. де Сен Фаль, Ж. Тэнгли), менее зависимы по стилю от коммерческой рекламы, анархически… … Большой Энциклопедический словарь
Новый реализм — Скульптура Жана Тэнгли … Википедия
Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия
РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… … Философская энциклопедия
Реализм (в литературе и искусстве) — Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р. принимает конкретные формы… … Большая советская энциклопедия
Реализм — (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… … Художественная энциклопедия
РЕАЛИЗМ в искусстве — правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного вида иск ва. В этом смысле Р. представляет собой осн. тенденцию поступат. развития художеств. культуры человечества. В каждый новый историч. период Р. приобретает… … Философская энциклопедия
РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… … Словарь иностранных слов русского языка
Реализм — в литературе и искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития иск ва Р. принимает конкретные формы определённых творч.… … Музыкальная энциклопедия
Новый реализм
Новый реализм (фр. Nouveau Réalisme) — движение, объединяющее художников, которые вместе с критиком и теоретиком Пьером Рестани подписали манифест 27 октября 1960 в Париже:
Позднее к движению присоединились:
Члены поставили перед собой цель интегрировать реальность повседневной жизни в искусство, используя новые методы и материалы. Тем самым они внесли значительный вклад в развитие объектного искусства и ранних форм акционизма.
Концепции «новых реалистов»
Члены группы новых реалистов, в-основном, понимали мир как образ, из которого они могли брать части и включать их в свои произведения, пытаясь таким образом соединить жизнь и искусство. Они заявляли, что объединились на основе нового и реального осознания своей коллективной сингулярности, имея в виду, что они могут быть вместе, несмотря на свои различия. При всем разнообразии пластических средств, они чувствовали общую основу своих работ: метод присвоения реальности, как обозначил Пьер Рестани – метод «поэтической переработки городской, промышленной и рекламной реальности». Таким образом, новые реалисты выступили за возвращение реальности в противоположность лирики абстрактной живописи. Они хотели также избежать ловушек фигуративной живописи, которая рассматривалась ими как мелкобуржуазное явление, так же, как и сталинский социалистический реализм. «Новый реализм» использовал внешние объекты, отдавая дань реальности своего времени. Они были изобретателями деколлажа (в противоположность коллажу), в частности, используя рваные плакаты (техника Франсуа Дюфрена, Жака Виллегле, Миммо Ротелла, Рэймонда Хайнса). Часто эти художники работали совместно, чтобы представить свои работы в городе Париже аномнимно. Термин «Новый реализм» был представлен Пьером Рестани для описания работы Армана, Франсуа Дюфрена, Рэймонда Хайнса, Ива Кляйна и Жака Тенгли, когда они представляли свои работы в Милане. Он обсудил этот термин с Ивом Кляйном, который предпочитал «сегодняшний реализм», подвергая критике «новый». После первого «Манифеста нового реализма», второй манифест вышел под названием «На 40° выше дада» и был написан в период с 17 мая по 10 июня 1961 года. Сезар, Миммо Ротелла, Ники де Сен-Фаль (практиковавший в то время «живопись стрельбы») присоединились к движению, вместе с Христо в 1963. Кляйн, начал дистанцироваться от группы в 1961 году, не одобрив Рестани в его стремлении в наследию дадаистов. Новые реалисты широко использовали коллаж, монтаж, реди-мейд, оставаясь в долгу у Марселя Дюшана. Несмотря на то, что «новый реализм» часто сравнивают с поп-артом в Нью-Йорке за использование и критику массового производства коммерческих объектов (рваные киноплакаты, колллекция Армана щебня и мусора), в действительности, «новый реализм» в большей степени поддерживал собственную связь с дада, чем с поп-артом.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Новый реализм» в других словарях:
Новый реализм — (франц. Le Nouveau realisme) Понятие, введенное французским художественным критиком Пьером Рестани в 1960 г. и служащее для определения и выявления социологического коммуникативного поля, включающего функционирование городской среды; пространство … Энциклопедия культурологии
НОВЫЙ РЕАЛИЗМ — направление в изо искусстве Франции и Швейцарии, родственное американскому поп арту. Наиболее характерные произведения новых реалистов (Армана, Сезара, Н. де Сен Фаль, Ж. Тэнгли), менее зависимы по стилю от коммерческой рекламы, анархически… … Большой Энциклопедический словарь
Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия
РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… … Философская энциклопедия
Реализм (в литературе и искусстве) — Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р. принимает конкретные формы… … Большая советская энциклопедия
Реализм — (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… … Художественная энциклопедия
РЕАЛИЗМ в искусстве — правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного вида иск ва. В этом смысле Р. представляет собой осн. тенденцию поступат. развития художеств. культуры человечества. В каждый новый историч. период Р. приобретает… … Философская энциклопедия
РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… … Словарь иностранных слов русского языка
Реализм — в литературе и искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития иск ва Р. принимает конкретные формы определённых творч.… … Музыкальная энциклопедия