Что такое рынок туристских услуг

Что такое рынок туристских услуг

Статья 1. Основные понятия

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.07.2022 в абз. 12 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.01.2022 в абз. 15 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 16 (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.07.2022 в абз. 21 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.07.2022 абз. 22 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.07.2022 абз. 23 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.07.2022 абз. 24 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)

С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 28 (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.

(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)

С 01.01.2022 в абз. 34 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.

(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)

Источник

Особенности рынка туристских услуг

Туристский рынок–это рынок услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках. Рынок туристских услуг – это возможности предложения и спроса на туристские услуги. В понятие «предложения на рынке туристских услуг» входят как материальная база туризма, так и туристские услуги, товары, качественное и полное предоставление которых возможно только при достаточном развитии инфраструктуры отдыха.

При характеристике рынка туристских услуг необходимо учитывать следующие особенности:

Как и всякий другой товарный рынок, рынок туристских услуг неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристского рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для маркетинговых исследований (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация рынка туристских услуг

В зависимости от цели путешествия

В зависимости от характера организации путешествия

По числу участников путешествия

В зависимости от способа передвижения

Проведение классификации по различным признакам позволяет углубить характер исследования того или иного туристского рынка и определить особенности работы на нем.

Основные субъекты туристского рынка показаны в таблице 2.

физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования

юридическое или физическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензий

Окончание таблицы 2

юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничную реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания

юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями

Система взаимодействия субъектов туристского рынка (рисунок 1).

Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг

Рисунок 1 – Система взаимодействия субъектов туристского рынка

Таким образом, все субъекты туристского рынка определенным образом связаны между собой и вся система рыночных отношений в туризме является открытой. На нее оказывают воздействие различные факторы: природно–экологические, социально–экономические, политические, демографические.

Список используемых источников

1. Восколович Н. А. Маркетинг туристских услуг/ Н.А. Восколович. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 207 с.

2. Дурович А.П., Маркетинг в туризме / А. П. Дурович. – М.: Изд-во «Инфра-М», 2010. – 320 с.

4. Сарафанова Е. В., Яцук А. В. Маркетинг в туризме: учеб. пособие / Е. В. Сарафанова, А. В. Яцук. – М.: Инфра-М, 2010. – 239 с.

Источник

Международный туристский рынок

4.1. Понятие, особенности и функционирование туристского рынка

Под рынком услуг принято понимать систему отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Рынок услуг не похож на другие рынки в основном по двум причинам:

И.Н. Рубанова к основным особенностям рынка услуг относит[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]:

Туристский рынок есть область проявления общественно-экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, объединяющая спрос и предложение для обеспечения процесса его купли-продажи. Рынок будет эффективно функционировать только в том случае, если соблюдаются следующие условия: свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить его с минимальными затратами); наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг; возможность свободного выбора потребителя.

Более полно туристский рынок можно определить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между его покупателями и продавцами, т. е. между туристом, турагентством, туроператором. Следовательно, субъектами туристского рынка являются потребители туристского продукта (туристы); производители туристского продукта (турфирмы); правительство (внешне регулирующее туристский рынок в соответствии с политикой государства). Существует также точка зрения, согласно которой субъектами туристского рынка считаются:

В ряде работ выделяются три группы организаций как основных инфраструктурных элементов туристского рынка:

Первую группу образуют организации и предприятия, занимающиеся разработкой и предоставлением основных туристских услуг: туроператоры и турагенты, предприятия размещения, общественного питания, транспортные. Вторая группа представлена специализированными организациями, оказывающими туристские услуги целевого назначения:

Третью группу представляют организации, занимающиеся воспроизводством туристской деятельности. К ним можно отнести: организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма; кадровые агентства по профессиональному отбору; курсы подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков; организации аттестации, аккредитации и контроля физических и юридических лиц, занимающихся туристской деятельностью.

Туристский рынок представляет собой экономическую систему взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции ( рис. 4.1).

Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг

Конкурентная борьба ведется двумя основными методами: ценовой и неценовой конкуренцией. Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос, главным образом, посредством изменения в цене. При ценовой конкуренции продавцы повышают или понижают цену в зависимости от спроса. Но все большую роль играет неценовая конкуренция, когда производитель выделяет свой продукт из ряда аналогичных продуктов конкурентов, придавая ему уникальные для покупателя свойства, что выражается в разнообразных элементах программы обслуживания, которые должны быть редкими или уникальными. Это может быть посещение новых туристских объектов, проведение или участие в каких-либо мероприятиях, праздниках, что ранее не практиковалось, в общем, все то, что может заинтересовать туристов, привлечь их внимание настолько, что они будут готовы заплатить за новый турпродукт большую сумму на фоне снижения цен за традиционные программы.

Рынок выполняет большое количество функций: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Однако основными функциями туристского рынка считаются:

Особенности туристского рынка определяются основными особенностями туристских услуг. Более подробно эта тема будет рассмотрена в главе 8. Здесь приведем лишь самые важные особенности туристского рынка и туристских услуг.

Во-первых, туристские услуги:

Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то экскурсия, тур или заранее забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени между фактом оплаты (покупки) туристского продукта и фактом его потребления. Турист, заранее приобретая путевку на тур, авансирует работу обслуживающих организаций на маршруте через туроператора и турагента (платит не лично производителю услуг, а тому, у кого покупает путевку). Поэтому здесь также важны надежность туристского продукта и каналов его продвижения, ответственность туристкой фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек оплаты, бронирования и льготы.

В-пятых, на туристском рынке наблюдается территориальная разобщенность потребителя и производителя. Информация и реклама своего продукта в других регионах, связи с зарубежными партнерами для удобства работы по удовлетворению запросов потребителя также важны.

Многие авторы также определяют четыре фундаментальные характеристики туристского рынка, носящие как качественный, так и количественный характер[Гулиев Н.А., Кулагина Е.В. Введение в специальность: Туризм. Омск: ОГИС, 2002.]. Туристский рынок должен быть:

Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован для сферы туризма с учетом ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос туристов выражается в расходах, осуществляемых на рынках потребительских благ и услуг. Их продажа составляет выручку туристской фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Туристы могут непосредственно воспользоваться имеющимися ресурсами туристского региона или приобрести готовый туристский продукт. Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов ( рис. 4.2).

Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг

Туристский рынок характеризуется емкостью, т. е. способностью реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении в течение определенного промежутка времени (как правило, за год). Емкость рынка зависит от платежеспособного спроса населения, уровня цен и характера туристского предложения. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, туристское предприятие получает возможность оценить перспективность этого рынка для себя.

Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг

Итак, туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме:

Источник

Особенности и структура туристского рынка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Структура туристского рынка

Рынок – это совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и их потребителями, которые осуществляются на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара (услуги) на деньги.

Туристический рынок предусматривает производство туристических услуг, которые отличаются специфическими характеристиками.

Таким образом, туристы (т. е. потребители) и производители туристических услуг связаны особой системой социально-экономических отношений, которая возникает в ходе потребления туристического продукта.

Туристский рынок имеет достаточно сложную структуру, которая зависит от следующих факторов:

Выделяют следующие типы туристских предприятий, которые обслуживают клиентов в туристической сфере:

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Структура туристского рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Конкуренция на туристическом рынке

В сфере туризма имеется большое количество мелких фирм, которые предлагают различные туристические услуги. Это могут быть маршруты, предлагающие путешествие на небольшие расстояния, а также маршруты по путешествиям на дальние расстояния, например, за границу. Некоторые организации специализируются на специфическом виде отдыха, например, только на морском. Соответственно, потенциальный потребитель может выбрать тот вид услуг, который подходит именно ему.

Заняться туризмом может практически любое предприятие, так как данный вид бизнеса не требует серьезных капиталовложений. За получение многих туристических услуг турист расплачивается на месте или при оформлении путевки, помимо того, действует система бронирования, что позволяет туристическим организациям успешно функционировать. Следовательно, на туристическом рынке возникает конкуренция.

Однако можно наблюдать действие принципа монополии на туристическом рынке, когда некоторые крупные участники сосредотачивают приоритет в своих руках. Как правило, это универсалы, которые производят доступный продукт в широком объеме для массовых потребителей. Таким образом, удовлетворяется индивидуальный спрос большинства. Однако мелкие туристические фирмы также существуют, и сегодня многие туристы выбирают именно их, желая попробовать что-то новое.

Для успешного функционирования на туристическом рынке необходимо учитывать, что все участники сферы туризма взаимозависимы друг от друга. Исходя из того, как окажет услугу конкретный участник, определяется качество оказания всего туристического продукта в целом. Кроме того, все участники туристической сферы связаны между собой системой договоров и взаимных обязательств.

Рисунок 2. Туристский рынок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности туристического рынка

Ведущую роль на туристическом рынке играют туроператоры. Именно они подбирают и комбинируют туристические услуги, формируют туристические маршруты и предлагают их потребителю как готовый продукт. В частности, туристический оператор занимается реализацией следующих функций:

Деятельность туристических предприятий в данной сфере можно сравнить с деятельностью предприятий по оптовой торговле. Туроператор также в больших объемах выкупает услуги гостиниц, иных компаний, которые обеспечивают реализацию туристического продукта. После закупки необходимых услуг из них комплектуются собственная программа тура, которая в итоге представляется как конечный туристический продукт.

Туристический агент помогает туристическому оператору реализовать готовый туристический продукт. Фактически это розничный продавец турпродукта, который за продажу получает определенные комиссионные вознаграждения. Кроме того, туристические агентства напрямую заключают контакт (договор) с клиентами, оформляют покупку, информируют клиента о получении услуг, а также информируют туристического оператора о заключенном договоре.

Источник

Специфические особенности туристского рынка

Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг

Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг

Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг

Схема функционирования туристского рынка

Схема 2

Рынок туристских услуг и его специфика

Тема 5 Туристский рынок

Туристский рынок– это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, в которой совершается процесс превращения туристских услуг в деньги и обратно.

Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеет свои экономические интересы, которые могут не совпадать. При их совпадении происходит акт купли-продажи туристского продукта.

Туристский рынок довольно сложен, так как его товар чаще всего продается не напрямую, а через посредников (Схема 2).

Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг

Субъектами туристского рынка выступают организаторыи продавцы туров(туроператоры и турагенты), их контрагенты – исполнители услуг(гостиницы, рестораны, компании-перевозчики, экскурсионные бюро и т. д.) и покупатели (потребители) туристских услуг.

Организаторами и продавцами туристских услуг (турпродукта) выступают юридические или физические лица, участники рыночного процесса, уступающие права собственности на услугу (пакет услуг) покупателю в обмен на деньги.

Центральное положение на рынке занимает покупатель (клиент). Обязанность хорошего продавца удовлетворение потребностей своих клиентов.

Покупатели (потребители) туристских услуг – юридические или физические лица, участники рыночного процесса, приобретающие права собственности на услугу (пакет услуг) у продавца в обмен на деньги.

При этом под оптовым рынком понимается купля-продажа (для перепродажи) крупной партии турпродукта, в которой участвуют юридические лица, а потребительский рынок продает те же услуги индивидуальным покупателям (в розницу) для удовлетворения их личных потребностей.

Принято считать, что рынок эффективно функционирует в том случае, если соблюдаются следующие основные условия:

– свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами);

– наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг;

– возможность свободного выбора потребителя.

При характеристике рынка туризма учитывается следующее:

– основным предметом купли-продажи являются услуги;

– кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев;

– спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;

– туристское предложение характеризуется рядом особенностей: высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.

Туристский рынок имеет свои специфические особенности (Таблица1).

Отличительные характеристикиСодержание характеристикиСпецифика управления
1. Неосязаемость туристских услугНеуловимость или нематериальный характер услуг означает, что их невозможно: продемонстрировать, увидеть, попробовать, транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до момента их полученияВажное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиентов и ее устойчивость на рынке. Для укрепления доверия клиентов организация, предоставляющая услуги, может: по возможности повышать осязаемость своих услуг путем рекламной деятельности (брошюры, каталоги, сайты в Интернет), подчеркивать значимость своей услуги, привлекать внимание потребителей к получаемым выгодам от покупки, использовать для рекламы своей услуги каких-нибудь знаменитостей.
2. Неразрывность производства и потребленияВ отличие от товаров услуги нельзя произвести впрок и хранить. Оказать услугу можно только тогда, когда появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны.Многие услуги требуют тесного прямого контакта с тем, кто их предоставляет. Клиент не просто потребляет услугу, он подключается к ее производству. Участие покупателя в сфере обслуживания означает, что поставщик должен заботиться о том, что он производит и как. Поведение продавца. Его профессиональный опыт и знания во время потребления клиентом услуги определяют вероятность ее повторения
3. ИзменчивостьКачество оказания услуг варьируется и зависит от уровня профессионализма производителя, его компетентности, доброжелательности, вежливости и коммуникабельности его персонала, а также от учета индивидуальных требований каждого покупателяМенеджмент внутри туристского предприятия должен постоянно развиваться. Соблюдение стандартов обслуживания и разработка собственной политики контроля за качеством обслуживания потребителей Разработка фирменного стиля организации: название организации, товарный знак, фирменный цвет, логотип. Проведение систематического обучения персонала для повышения его профессионального уровня, и соответственно, качества обслуживания.
4. На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потокаЗначительные колебания туристской активности в течение годаУменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезонам, а также через снижение емкости перевозок туристов.
5. Территориальная разобщенность между производителем и потребителемУстановление оперативных связей с удаленными партнерами

Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.

Что такое рынок туристских услуг. Смотреть фото Что такое рынок туристских услуг. Смотреть картинку Что такое рынок туристских услуг. Картинка про Что такое рынок туристских услуг. Фото Что такое рынок туристских услуг

Туристский спрос– подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме– разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.

Между спросом и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только порождает предложение, но и предложение определенным образом влияет на спрос.

Продавец и покупатель являются рыночными партнерами с разными целями. У продавца цель – продать тур по более дорогой цене и получить прибыль, а у покупателя – купить тур по более низкой цене и удовлетворить соответствующую потребность в путешествии.

Стремление продавца получить максимальную прибыль и желание покупателя заплатить за покупку минимальную цену уравновешиваются в соответствии с законом спроса-предложения.

Туристский рынок характеризуется таким показателем, как емкость.

Емкость туристского рынка– это способность реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться.

Ситуация, сложившаяся на рынке на определенный момент времени, называется конъюнктурой рынка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *