Что такое рыцарь кратко
Кто такие рыцари?
При слове «рыцари» возникают образы сверкающих лат, мечей, замысловатых гербов, романтичных замков, прекрасных дам, ради которых сражаются на турнирах и которым посвящают подвиги. В этой книге мы постараемся рассказать обо всём, с чем связано слово «рыцарь», а также развеять некоторые мифы о «благородной эпохе рыцарства».
Рыцарь – это не просто воин, а воин, соблюдающий законы сословия. Под влиянием христианской церкви выработался идеал рыцаря – благородного человека, защитника слабых и угнетённых, служителя дам, борца за правду и справедливость, превыше всего берегущего свою честь. Этот идеал воспевали средневековые поэты и писатели, вызывая желание ему подражать. Конечно, для большинства идеалы были недостижимы – человеку во все времена было сложно преодолевать свои пороки. Но само существование этих идеалов как цели, к которой надо стремиться, превратило необузданных вояк раннего Средневековья в управляемую часть общества. Рыцарский культ женщины смягчил нравы суровых воинов: под женским влиянием рыцари стали блистать не только в бою, но и в светской жизни. Такие понятия, как благородство, честь, верность долгу, патриотизм, вошли в плоть и кровь высших сословий и наследовались рыцарством Нового времени – дворянством.
Рыцарство в прошлом и настоящем
Рыцарство возникало постепенно, выделяясь из общей массы воинов, и точной даты начала «рыцарского периода» не существует. Принято считать, что как сословие рыцарство сформировалось в X в. Исчезало рыцарство также постепенно, теряя военное значение и сливаясь с дворянством. Концом «рыцарской эпохи» считают XVI в. Исчезла рыцарская конница, но не рыцари: посвящение в рыцари осталось одной из самых престижных наград. И поныне в Англии, Испании, Швеции, Дании, Австрии и ряде других стран существуют рыцарские ордены. Некоторые из них действуют как гуманитарные организации, например Мальтийский и Тевтонский ордены. Во главе ордена Подвязки и ордена Бани стоит королева Англии, испанский король возглавляет орден Золотого Руна, испанский принц является главным командором ордена Сантьяго. Эти и другие старейшие монархические ордены состоят из постоянного числа рыцарей (всего несколько десятков). В наше время рыцарство получают и женщины: они становятся дамами ордена. Посвящение в рыцарство продолжает служить публичным признанием заслуг.
Значение слова «рыцарь»
1. В Западной Европе в средние века: феодал, принадлежавший к военно-землевладельческому сословию. Рыцарь был прежде всего воин, победитель; подозрение в трусости и неумении владеть мечом было высшим оскорблением. Герцен, Несколько замечаний об историческом развитии чести. Рыцари-меченосцы покоряли народы Прибалтики, цепко вгрызаясь в чужой край зубцами своих замков. Н. Н. Михайлов, Над картой Родины. || Конный воин с тяжелым вооружением и снаряжением.
[От нем. Ritter — всадник]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РЫ’ЦАРЬ, я, м. [от нем. Ritter, букв. всадник]. 1. В феодальной Европе — лицо, принадлежавшее к военно-дворянскому сословию (истор.). Маркс в «Хронологических выписках» писал, что Александр Невский, выступив против немецких рыцарей и разбив
их на льду Чудского озера, окончательно отбросил этих рыцарей-псов, рыцарей-прохвостов от русской границы. Все рыцари сидели тут в атласе да в бархате, я в латах был один.
Пушкин. 2. перен. Самоотверженный, великодушный и благородный человек, лучший, честный служитель чего-н. на каком-н. поприще (книжн.). Дзержинский — р. революции. Советское правительство, вся советская страна оценила Станиславского, основателя Художественного театра, как благороднейшего рыцаря искусства, неутолимого искателя правды, гениального художника — актера и режиссера. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ры́царь
1. истор. в средневековой Европе — тяжеловооружённый всадник, феодал, состоящий в зависимости от сюзерена ◆ Свирепый рыцарь дал шпоры коню, желая заставить его перепрыгнуть через перчатку, но лошадь ни с места. Л. А. Чарская, «Живая перчатка», 1912 г. (цитата из НКРЯ)
2. дворянский почётный титул ◆ Известные музыканты Элтон Джон и Пол Маккартни являются рыцарями-бакалаврами и не принадлежат ни к одному из рыцарских орденов Великобритании. Никишин В. О., «Рыцари», 2014 г.
3. перен. самоотверженный, мужественный и благородный человек ◆ Мой золотой Яша, друг мой Яша, рыцарь, так никогда и не сказавший мне о своей любви! Татьяна Окуневская, «Татьянин день», 1998 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он, как истинный рыцарь, обожал свою возлюбленную; он лелеял её, он окружил её нежной заботливостью и почтительной любовью. Г. И. Чулков, «Северный крест», 1909 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова фактографический (прилагательное):
Это сословие сыграло значительную роль в распределении европейских территорий, оно было не менее важным, чем духовенство и крестьяне.
Происхождение понятия
В Западной Европе со времен правления Карла Великого появилось конное войско. Солдаты служили своим вассалам, они полностью отказывались от ведения собственного хозяйства. Воины всю жизнь посвящали службе. Этимология слова «рыцарь» имеет несколько корней.
Практически одинаковым было его значение в разных языках:
В русском языке прижилось измененное немецкое слово. Но в любом случае это понятие означало хорошо вооруженного воина конницы.
Считалось, что рыцари наравне со священниками, феодалами и крестьянами играли значительную роль в формировании общества. Они помогали устранять непорядки, защищали короля, участвовали в войнах и походах. А о романтизме и подвигах всадников и до сих пор ходят легенды.
Воспитание юношей
Затем будущий всадник проходил особый обряд посвящения. Эта процедура свидетельствовала о том, что юноша переходит к самостоятельности и зрелости. Обряд проходил в несколько этапов. На мальчика надевали шпоры, опоясывали мечом и давали пощечину — единственную в жизни, на которую рыцарь не должен отвечать. После этого юноша должен был ловко вскочить на коня и копьем пронзить установленную мишень.
Навершие меча украшали серебряным крестом, двухлезвийный клинок означал стойкость при защите бедных и слабых.
Доспехи и оружие
Средневековье еще называют веком кольчуги. Но металла для их производства было мало, поэтому они стоили очень дорого. Да и сам процесс изготовления требовал много усилий и времени. Все обмундирование и вооружение рыцаря Средневековья вместе с конем оценивалось в 15 кобылиц или 45 дойных коров, а это хозяйство одной деревни.
Всадники надевали качественные одежду и оружие:
На обнаженное тело юноши надевали длинные стеганые рубахи. Менее богатые рыцари носили броню, пошитую из двух слоев кожи. Надевали этот кафтан через голову или завязывали его на спине. Позже на кожаные детали начали нашивать металлическую чешую.
Затем появилась кольчуга — особое обмундирование, состоящее из одного или нескольких рядов стальных колец. Она свисала до колен, а для удобства имела разрезы сзади и спереди. Кольчуга быстро вытеснила кожаные доспехи.
Появились каплевидные щиты для защиты воинов. Их изготавливали из кожи, обшивая бронзой для крепости. Щиты защищали рыцарей от стрел, мечей и копий.
На ноги юноши надевали металлические чулки, а кольчуги дополнились капюшонами и длинными рукавами. Голову защищал шлем. Его надевали поверх мягкого капюшона. Сначала он напоминал купол с нащечниками и наносником. А в конце XII века появились горшковидные шлемы. Они закрывали не только голову, но и плечи. Верхушку можно было загнуть вперед. При этом внутренний объем расширялся, что снижало риск получения ранения лица.
Особенности гербов
Герб рыцаря изображали на щите и сюрко. Главная его часть была геометрической формы, а расписывали его разными красками, изображая геральдику и символические картинки. Если щит герба состоял из нескольких цветов, то и сюрко шили из материи таких же оттенков. Сначала гербы использовали только во время военных походов, но позже они перекочевали в повседневную жизнь. Их изображали на мебели и костюмах, чтобы подчеркнуть титул и звание рыцаря.
Так как всадники появлялись на ринге или поля боя, закованные в доспехи, их нельзя было различить — они выглядели одинаково. И поэтому изобрели гербы — отличительные знаки, которыми украшали щиты и шлемы. С ними связаны многие истории о рыцарях. Один известный крестоносец, австрийский герцог, во время боя так испачкался в крови, что его белая одежда осталась чистой только под поясом. По возвращении домой он сделал себе новый герб: белый пояс в красном поле.
Знаменитый Арагон получил новый отличительный знак тоже на поле боя.
В качестве восхищения его мужеством король Карл Лысый обмакнул пальцы в рыцарской крови и провел ими по золотому гербу воина. Самые сложные рисунки были у рыцарей, которые совершили выдающиеся поступки.
Основой герба был щит.
Его форма зависела от страны, где проживал воин:
Гербы отделывали мехами, драгоценными металлами и камнями, эмалью. Они могли быть однотонными или разноцветными, скошенными или пересеченными. Используемые оттенки символизировали качества, которыми обладал рыцарь.
Красный — страсть и мужество, зеленый говорил о свободолюбии и надежде, голубой означал ясность ума и величие, пурпурный — власть, золото указывало на знатность и богатство, серебро подразумевало благородный характер, черный — скромность и печаль.
Чем древнее и богаче род всадника, тем больше узоров изображали на его гербе.
Определение распространенных рисунков:
Изображали не только животных, но и растения. Лилия означала расцвет, роза — чистоту, тюльпан — открытость.
Устройство замков
В период Средневековья было построено много замков. Только в Англии за несколько лет их возвели более 300. В эту эпоху первыми замками стали прямоугольные деревянные башни, обнесенные садом, рвом и валом. Донжон состоял из нескольких этажей, а переходить с одного на другой можно было с помощью приставной лестницы. На первом хранили балласт, второй служил складом, а на третьем предпочитал жить феодал со своей семьей.
Каменные сооружения появились в конце XI века. Этот материал начали использовать, чтобы враги не могли сжечь и разрушить замки. Хотя в первые годы столетия переходы между этажами оставались деревянными, из-за чего часто случались пожары. Центральную башню дополняли угловыми, а ров перед крепостной стеной наполняли водой. Добраться до входа в замок рыцаря можно было по подъемному мосту.
А также необходимо было преодолеть одну или несколько кованых металлических решеток. Обычно входов было два: один для пешеходов, а второй для рыцарей-всадников. Некоторые замки сохранили изначальный вид и до современных времен, об остальных осталось только описание в документах и книгах.
Воины были очень отважными. Для захвата замка им нужно было засыпать рвы, поставить лестницы к стенам и забираться по ним наверх. Осажденные часто сталкивали их с крыши, а женщины плескали им в лицо кипятком и горячей смолой, сыпали золу и известь. Из-за таких трудностей замки пытались сжечь, а злобу выплескивали с помощью грабежей, пьянства и насилия.
Позже изобрели новые и усовершенствовали старые стенобитные орудия. Популярными были античные тараны и дома на колесах, а затем появилась петрария. Эта машина путем противовеса бросала груз по стенам замка.
Нередко использовали и греческий огонь. Специальными сифонами запускали в башни горючую смесь из смолы, нефти и серы.
Рыцари занимались только военным делом, отказывались вести хозяйство самостоятельно, но при этом у них было свое имущество — замки, конюшни, усадьбы. Все дела вместо них вели управляющие и приказчики. Они отчитывались перед рыцарями о состоянии имущества, следили за полями и садами, домами и драгоценностями.
Деятельность рыцарей
Большую часть жизни рыцари проводили на войне: участвовали в сражениях с другими государствами, а также в междоусобных битвах.
Но когда в стране все было спокойно, то находили себе другие занятия:
Быт рыцарей был хорошо устроен. Так как они не занимались ведением хозяйства (это противоречило этике военного класса), приходилось искать себе другие развлечения. Самые трудные времена наступали зимой.
Приходилось сидеть у каминов, чтобы согреться. Комнаты замков были хорошо натоплены, но в коридорах стены изнутри покрывались льдом. Вечерами рыцари играли в кости и шахматы, устраивали пьяные драки.
Летом замки оживали, становилось гораздо теплее. В города приходили бродячие циркачи, их приглашали к рыцарям. А путешествующие монахи часто становились источниками новой информации. Изучение истории и политической обстановки — вот чем занимались рыцари в свободное время.
Характеристика пиршеств отличается от тех, что будут проводиться спустя 2−3 века. Столы в рыцарских замках были лучше, чем у крестьян, но зимой даже воинам приходилось голодать. Повара готовили дичь и птицу, добытую на охоте, — оленей, кабанов, зайцев, куропаток, фазанов, речную рыбу. А также на столах всегда были свежие овощи и фрукты, сыры, сладкие пироги. Воду пить было не принято, поэтому жажду утоляли молоком, сидром, пивом.
Для упражнения в воинском ремесле юноши участвовали в турнирах. Они преследовали разные цели: стремились стать известными, получить денежную награду, влюбить в себя знатную даму. Обычно рыцари выступали в составе команды, которой покровительствовал капитан или тренер. До самого конца они оставались верными своему вассалу. Но случались и восстания по разным причинам.
Большое значение для рыцарей имели любовные отношения. Женились чаще всего по расчету, редко супругу выбирали из-за чувств. Но у каждого всадника была дама сердца, которую он восхвалял — посвящал стихи и бился на турнирах ради ее признания. Тема любви была популярной в то время. Чем больше побед у рыцаря, тем успешнее он считался в своих кругах.
Рыцарь
Содержание
Возникновение
Прообразом рыцарей в определённой степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме. Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV—VII веках. Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами вооружения средневековых рыцарей Европы. Поскольку именно кочевники (прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов, первоисточник отличий европейской рыцарской культуры Средневековья от культуры античности логично усматривать в кочевой культуре пришельцев. Однако, ввиду их относительной малочисленности, потребовались века на распространение её влияния в ходе синтеза с местной основой.
У франков, в вооруженных силах которых ещё в VII веке преобладало пешее войско свободных, конницу составляли дружинники короля (антрустионы). Рыцарство проявило себя во Франкском государстве в первую очередь во время нападения арабов, которые вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами Иберийского полуострова проникли и в Галлию. В Галлии свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдалённых походах, и Каролингам для создания конницы пришлось опираться на сеньорат (господ).
Потребность во всадниках вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII века для состояния газиндов появляется имя вассов, вассалов. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиции или, как поселенец (Hintersasse) — участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный становился вассалом путём коммендации (manibus iunctis se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramentum fidelitas promittitur).
В конце VIII века присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Великий ещё применял в своих войнах пехоту; Людовик I [какой?] и Карл II собирали в поход только конницу.
В 865 году от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, то есть принадлежности тяжёлой конницы; лёгкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооружённые всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе.
В Германии министериалы с XI века составляют особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по желанию. Преимущества сословия министериалов побуждали свободных, а с середины XII века — даже знатных добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Это повышало положение класса в общественном мнении. Первое место среди министериалов принадлежало динстманнам короля и духовных князей (Reichsdienstmannen); далее шли министериалы светских князей. Прелаты, не равные князьям, и свободные феодалы-не князья держали если и не динстманнов, то все-таки несвободных рыцарей, стоявших ниже министериалов. В южной и западной Германии такие milites (eigene Ritter) встречались даже на службе у тех же динстманнов. В Австрии и Штирии герцогским динстманнам удалось во второй половине XIII века сравняться с местной знатью (они стали Dienstherren); их место, как динстманны, заняли несвободные рыцари (Eigenmannen). В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины XII века стала массами переходить в министериалы. Право появляться в графском суде и быть шеффенами с середины XIII века везде признано за динстманнами. В XIV веке совершенно забыто их несвободное происхождение, память о котором до XV века сохранилась для eigene Ritter. В XII веке рыцари свободные и рыцари-министериалы различались как ordo equestris maior et minor. Переход новых слоев несвободных классов или свободного, но не военного населения в рыцарство был задержан в середине XII века; с Гогенштауфенов немецкое рыцарство замыкается в наследственное сословие. Постановление Фридриха I от 1156 года (Constitutio de расе tenenda) запрещало крестьянам носить копье и меч; даже купец не смеет опоясываться мечом, а должен привязывать его к седлу. Эта конституция ввела и понятие о рыцарском происхождении (Ritterbürtigkeit); miles (всадник) имеет право на поединок, если может доказать своё рыцарское происхождение (quod antiquitus cum parentibus suis natione legitimus miles existat). По «Саксонскому зерцалу», у истинного рыцаря (von ridderes art) уже отец и дед должны были быть рыцарями. Другая конституция Фридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187—88 годы) запрещала сыновьям священников, диаконов и крестьян опоясываться мечом по-рыцарски.
Во Франции знатными людьми считались собственники знатных земель, то есть феодов (fief-terre); вторым признаком знатности сделалось допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделённые ленами министериалы, то есть люди несвободных состояний (sergent fieffé, serviens), приравнивались к вавассорам, то есть к низшей знати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли приобретать её простой покупкой ленов. В конце XIII века покупка феодов незнатными людьми была затруднена тяжёлым побором (droit de franc-fief), но в это время в знать можно было попадать и по пожалованию (lettre d’anoblissement) суверена; право пожалования в знати стало привилегией короля.
В Англии право посвящать в рыцари (knight) рано стало прерогативой короны. Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари от любого ленника, владевшего ежегодным доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения цензом взял верх над происхождением лица.
Ритуал посвящения
Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый. Сначала рыцарство давалось, по германской традиции, в 12, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление отодвинуть его к совершеннолетию, то есть к 21-му году. Посвящение чаще всего совершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай «ночной стражи» накануне посвящения (veillée des armes). Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императоры стремились утвердить это право исключительно за собой.
Под влиянием церкви германский военный обряд становится сначала религиозным, когда церковь только благословляла меч (bénir l’epée, в XII в.), а затем и прямо литургическим, когда церковь сама опоясывает рыцаря мечом (ceindre l’epée, в XIII в.). В древних епископских обрядниках различают Benedictio ensis et armorum (благословение оружия) от Benedictio novi militis (посвящение рыцаря). Древнейшие следы посвящения рыцаря церковью найдены в римской рукописи начала XI в., но затем до XIII в. нет следов Benedictio novi militis; можно думать, что этот обряд возник в Риме и распространился оттуда.
Удар при посвящении в рыцари впервые упоминается в начале XIII века у Ламберта Ардрского (Lambertus Ardensis), в истории графов де Гинь и д’Ардре. Алапа проникла и в церковный обряд Benedictio novi militis. По епископскому обряднику Гильома Дюран, епископ, после обедни, приступает к благословению меча, который обнаженным лежит на жертвеннике; затем епископ берет его и влагает в правую руку будущему рыцарю; наконец, вложив меч в ножны, опоясывает посвященного, со словами: «Accingere gladio tuo super femur etc.» (да будут препоясаны чресла твои мечом); братски целует нового рыцаря и даёт alapa, в виде лёгкого прикосновения рукой; старые рыцари привязывают новому шпоры; все оканчивается вручением знамени.
В Германии древний обряд при посвящении в рыцари знает только опоясывание мечом при совершеннолетии (Schwertleite); существование «удара» (Ritterschlag) до XIV веке не доказано. Граф Вильгельм Голландский не был ещё посвящен в рыцари, когда в 1247 г. его избрали римским королём.
У Иоганна Беки (около 1350 г.) сохранилось описание его посвящения в рыцари путём удара. Рыцарь должен быть «m. i. l. e. s.», то есть magnanimus (великодушный), ingenuus (свободорожденный), largifluus (щедрый), egregius (доблестный), strenuus (воинственный). Рыцарской присягой (votum professionis) требуется, между прочим: ежедневно слушать обедню, подвергать жизнь опасности за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливой среды и нечистого заработка, для спасения невинного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских упражнений, почтительно служить императору в мирских делах, не отчуждать имперских ленов, жить безупречно перед Господом и людьми.
Лишение Рыцарского Достоинства
Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.
Рыцарские доблести
Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.
Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют переутончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.
Вооружение, тактика
В XI—XII вв. тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись в битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаной стеганкой. В XIII в., по мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников появляются кольчуги.
В связи с военным бытом рыцарей во Франции зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Германию и Англию (couflictus gallici).
Замки
Памятниками средневекового рыцарства остаются замки XII—XIV вв. С одичанием рыцарства такие замки превращались, иногда, в разбойничьи гнезда, опорные пункты для систематического грабежа соседей и проезжающих. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь уничтожения в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей — грабителей, предавших своего сеньора. На территории России сохранился единственный [источник не указан 405 дней] замок западноевропейского типа в Выборге.
Рыцари в популярной культуре
См. также
Литература
Примечания
Ссылки
Части средневековых доспехов
детали шлема: Личина • Наносник • Забрало (разновидность Откидной наподбородник) • Козырёк • Налобник • Гребень • Нашлемник (разновидности Султан • Нашлемная фигура • Яловец • Плюмаж) • Бурлет • Намёт • Нащёчники • Науши • Назатыльник
детали защиты корпуса: Гульфик • Кираса • Кулет • Нагрудник • Набрюшник • Наспинник • Латная юбка • Зерцало • Упор для копья • Накрестник • Плакарт
Прочие награды и назначения
|