Что такое сочлененный самосвал

Что такое шарнирно-сочлененный самосвал

Ша рнирно-сочлененные самосвалы — это самосвалы с шарнирно-сочленённой рамой, используемые на строительных и карьерных площадках, где требуется повышенная проходимость и маневренность. Сочлененный самосвал — универсальная машина для перевозки грузов по труднопроходимой местности в суровых климатических условиях.

Применяются в следующих отраслях:

Трехосные модели (наиболее распространенные) сочленённых самосвалов имеют шесть ведущих колёс. Применяются также схемы двухосного исполнения (колесная формула 4х4), которые используются для машин грузоподъемностью не более 25 тонн.

Современные модели сочлененных самосвалов оснащаются выключателем межколесного дифференциала. В качестве энергетических установок применяются среднеоборотные дизельные двигатели жидкостного охлаждения с рядным и V-образным расположением цилиндров, оснащаемые в ряде случаев системами турбонаддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Применяемые двигатели обладают повышенным запасом крутящего момента (20—25%) и отвечают современным международным требованиям по экологичности выхлопных газов.

Сама концепция самосвала с шарнирно-сочлененной рамой была разработана в середине прошлого века (1955 г.) в Швеции. Данная концепция была реализована компанией Volvo в 1966 году. И сегодня шведская Volvo Construction Equipment является одним из основных производителей сочлененных самосвалов в мире. Компания уже перевалила за цифру 50 000 единиц продукции.

Современные сочлененные самосвалы обеспечивают превосходные условия для работы оператора, способствуют сохранению высокой производительности работы от начала до конца смены, а также прекрасный обзор и низкий уровень шума в кабине; надежная трехточечная передняя подвеска обеспечивает плавную и комфортную езду. Грузоподъемность самосвалов варьируется от 20 до 40—50 тонн.

В мире производством сочлененных самосвалов занимаются не производители грузовиков, выпускающие обычную самосвальную технику, а фирмы, специализирующиеся на строительной и дорожно-строительной технике. Сочленённый самосвал выпускают в мире компании — Terex, Caterpillar, Komatsu, Liebherr, Astra, Bell, CNH, Moxy. Компания Bell выпускает самосвалы для Hitachi и John Deere, самосвалы Astra продают также под брендом Case. На территории бывшего СССР данный вид продукции производится пока лишь в Белоруссии, где на ПО «БелАЗ» и «Могилевском автозаводе» были созданы три модели шарнирно-сочлененных самосвалов грузоподъемностью от 25 до 48 тонн.

Конструкция сочлененных самосвалов

Рамы выполнены из двух секций, шарнирно связанных между собой. Конструкция сочленения позволяет секциям не только складываться в горизонтальной плоскости, но и поворачиваться друг относительно друга. Это исключает сильные нагрузки на раму при переезде через большие неровности, а также позволяет постоянно сохранять контакт колес с грунтом. Заметим, что некоторые фирмы выпускают машины, передняя и задняя части которых могут складываться, но не имеют возможности отклоняться относительно горизонтальной поверхности. Естественно, проходимость от этого страдает, правда, цена уменьшается.

За счет сочленения самосвал может маневрировать в узком пространстве. У него очень малый для большой машины радиус поворота. При этом самосвал очень легок в управлении.

Большинство сочлененных самосвалов имеет грузоподъемность от 10 до 50 т. При этом больше выпускается машин грузоподъемностью до 30 т. В большинстве своем автомобили трехосные, хотя встречаются и двухосные. Производители предлагают машины колесной формулы 6х4 и 6х6. Наиболее оснащенные варианты имеют привод на все шесть колес, возможность блокировки дифференциалов всех осей плюс межосевую блокировку. В сочетании с автоматической трансмиссией, подвеской колес с большими ходами и шарнирным сочленением полурам это придает очень высокую проходимость. Кузов «плывет» над неровностями, не теряя горизонтального положения.

Двигатели применяются дизельные, как рядные, так и V-образные. Для работы в сильно запыленных условиях монтируют дополнительные фильтры поступающего в двигатель воздуха. Устанавливают также дополнительные топливные фильтры. Для использования в холодном климате монтируют предпусковые обогреватели. Обычно применяется автоматическая трансмиссия, которая облегчает труд водителя и помогает экономить топливо, выбирая оптимальный режим движения. Система управления спроектирована так, что рулевое колесо вращается почти так же легко, как и у легкового автомобиля.

Движение по пересеченной местности связано с преодолением подъемов и спусков. Поэтому самосвалы, особенно большой грузоподъемности, оснащают тормозными механизмами, охлаждаемыми маслом. Полностью закрытая конструкция предотвращает попадание в них грязи и воды. На младшие модели охлаждаемые маслом тормоза предлагают за доплату. Кроме того, машины часто оснащают гидравлическими тормозами-замедлителями (ретардерами). Кузова спроектированы таким образом, что разгрузка происходит на значительном расстоянии от задних колес. При этом кузов поднимается почти вертикально. Обычно грунт сваливают под откос или в бункер, что избавляет от необходимости использовать дополнительную технику для подчистки площадки.

Область применения

Область применения сочлененных самосвалов узка, но порой без них не обойтись. Сегодня на российском рынке представлены практически все производители самосвалов из США, Западной Европы, Японии, Белоруссии. Российское машиностроение в отношении сочлененных самосвалов отстало, судя по всему, навсегда.

Шарнирно-сочлененные самосвалы, или, как у нас их еще называют, землевозы, оказываются практически незаменимыми в условиях, когда необходимо перемещать значительные объемы инертных или иных материалов, но подъезды к месту погрузки проходят по слабым грунтам — заболоченным или песчаным. Пустить по таким путям обычные дорожные самосвалы, значит утопить их в первом же заезде, а укреплять для них дорогу — занятие дорогое и неблагодарное. Сочлененные самосвалы нашли применение в крупных строительных проектах. На Севере самосвалы неплохо показали себя на строительстве газопроводов. Для рекультивации Люблинских полей фильтрации в Москве были закуплены 20 самосвалов Volvo, которые и обеспечили выполнение проекта. За несколько лет из Люблино вывезли 10 млн.м3 иловых осадков, на некоторых участках слой илового осадка достигал девятиметровой глубины. На очищенную территорию насыпали 15 млн м3 песка.

Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой позволяют перевозить сыпучие грузы с малым временем рабочего цикла и максимальной экономией топлива, тем самым обеспечивая минимальные затраты на тонну груза. Превосходное соотношение «грузоподъемность / вес» увеличивает мощность и маневренность. Кроме того, благодаря шарнирам качающейся рамы, рамному управлению и шинам высокой проходимости карьерный самосвал оптимально справляется с работой на крутых склонах, неровной или скользкой поверхности. Современная элетроника, эффективно оснащенные кабины и простые средства управления обеспечивают все условия, необходимые для повышения производительности и увеличения времени безотказной работы.

Рынок сочлененных самосвалов, несмотря на узкую область применения, имеет широкий выбор предложений. Так например, Caterpillar и Komatsu предлагают модели, адаптированные к северным условиям. Фигурируют и специальные предложения, такие как самосвалы с принудительной разгрузкой или с поворотной грузовой платформой. Но самосвалы — дорогое удовольствие, потому больший спрос находят машины с пробегом, чем новые. При значительных инвестициях в технику больший вес приобретают доступность и квалификация сервисной службы и сроки поставки запасных частей.

Эволюционируя, шарнирно-сочлененные самосвалы приобрели основные общие черты – колесную формулу 6х6, постоянный полный привод, 6-цилиндровый рядный двигатель, автоматическую КП, блокируемые дифференциалы, конструкцию кузова и др. И внешне самосвалы разных марок очень похожи. Практическая разница кроется в технических нюансах, но в большей степени в адаптации к конкретным климатическим условиям, а также в возможностях и условиях сервиса.

Источник

Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

Спецтехника Отслеживать:

Конструкции шарнирно-сочлененных самосвалов

Сфера эффективного применения автомобилей-самосвалов кончается там, где заканчивается хоть какое-то подобие дороги. Там, где существуют лишь направления, в полной мере раскрывают свои уникальные качества шарнирно-сочлененные самосвалы, или Articulated Dump Truck (ADT) в зарубежной терминологии.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Настоящий прорыв в покорении бездорожья совершила в 1966 г. фирма Bolinder-Munktell (сегодня — Volvo Construction Equipment), запустив в серию первый в мире шарнирно-сочлененный самосвал модели DR 631 (4х4). Пусть это был, по сути, обычный трактор без передней оси, шарнирно соединенный с прицепом-самосвалом, но революционная концепция прижилась и получила всемирное признание тиражом более 50 000 единиц за 40 лет производства.

Уже через два года, в 1968 г., появилась трехосная модель DR 860 (6х4) с привычной сегодня нам компоновкой. Полку «шарнирников» прибыло в 1970 г.: к шведам подключились норвежцы из Moxy (сегодня это Doosan). В 1974 г. выпустили первые модели англичане из DJB (сегодня это Caterpillar). Объем этого сегмента мирового рынка постоянно растет как за счет увеличения производства, так и за счет новых фирм-производителей.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
«Ты помнишь, как все начиналось…» Volvo DR860, 1968 г., г/п 12,3 т

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
Volvo A40F, 2010 г., г/п 39 т

В чем же секрет популярности ADT? Пожалуй, в их незаменимости. Шарнирно-сочлененные самосвалы показывают наилучшие результаты в сложных дорожных условиях и условиях полного бездорожья: на грунтах с низкой несущей способностью, крутых склонах.

Их эксплуатация экономически обоснована и наиболее эффективна при разработке месторождений, строительстве и ремонте дорог, возведении гидротехнических объектов, причем в различных климатических условиях.

Многолетний опыт эксплуатации машин в экстремальных условиях постепенно «выкристаллизовал» конструкцию современного ADT.

Рама. Состоит из двух сварных полурам, соединенных шарниром с двумя степенями свободы. Такая рама исключает вывешивание или разгрузку одного из колес при преодолении неровностей дороги, способствует полному использованию сцепной массы машины, что улучшает проходимость. В то же время шарнир повышает долговечность рамы, предотвращая ее скручивание.

Рулевое управление. Гидромеханическая система с двумя исполнительными гидроцилиндрами поворачивает полурамы на большой (до 45°) угол, обеспечивая высокую маневренность. Упрощается схема поворотного механизма по причине отсутствия рулевой трапеции, карданных шарниров равных угловых скоростей и поворотных цапф. Так как колеса передней оси неповоротные, появляется свободное пространство для установки широкопрофильных шин большого размера, что очень важно для увеличения проходимости машины.

Подвеска. Классический вариант — передняя зависимая подвеска: цельная балка моста крепится к раме продольными рычагами и поперечной тягой, в качестве упругих элементов используются гидропневматические цилиндры; мосты задней тележки также выполнены цельными, связаны с рамой продольными А-образными рычагами и поперечными тягами, а между собой — балансирами, которые опираются на мосты через резинометаллические подушки.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
Задняя тележка «грейдерного» типа

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
Подвеска задней тележки на резинометаллических (Terex TA300) и гидропневматических (БелАЗ-75281) упругих элементах

Из общего ряда выделяются Doosan и Hydrema. Их задние тележки выполнены по «грейдерному» типу: крутящий момент передается через шестерни внутри полых балансиров, а оси мостов могут качаться с большой амплитудой.

Terex применяет переднюю независимую рычажно-пружинную подвеску фирмы Timoney Mobility Systems of Navan (Ирландия) для модели TA300 — стандартно, для модели TA250 — по заказу.

Все модели Komatsu имеют переднюю полунезависимую гидропневматическую подвеску типа «Де Дион», балансиры задней тележки взаимодействуют со вторым мостом через резиновые подушки, а с третьим — через гидропневматические элементы.

Volvo внедрила собственную систему FS (Full Suspension). Балансиры и резиновые подушки были заменены гидравлическими стойками, которые в сочетании с гидроаккумуляторами и блоком управления образуют полностью гидравлическую подвеску с функцией выравнивания крена. Благодаря изменяемым характеристикам обеспечивается комфортная езда как с грузом, так и на порожней машине. Максимальная скорость моделей A35F, A40F — 57 км/ч!

Двигатель. Планомерное ужесточение экологических норм заставляет двигателестроителей постоянно совершенствовать конструкции силовых агрегатов. В 2006 г. вступили в силу нормы Stage IIIa (Tier 3), в 2011г. — Stage IIIb (Tier 4i), в 2014 г. вступят Stage IV (Tier 4f). Машины комплектуются рядными 5-, 6-цилиндровыми или V-образными 6-, 8-цилиндровыми дизельными двигателями с турбонаддувом и интеркулером рабочим объемом от 6 до 16 л, мощностью от 230 до 517 л.с. «Родные двигатели» ставят Caterpillar, Komatsu, Liebherr и Volvo. Astra использует IVECO, Bell — Mercedes-Benz; Doosan и Terex — Scania; Hydrema, JCB — Cummins; БелАЗ-МоАЗ — Cummins и MTU.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
Astra ADT35: хорошо виден шарнир, гидроцилиндр поворота и система обогрева платформы выхлопными газами

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
Bell B50D г/п 45,4 т — с ним может «тягаться» только Doosan MT51 г/п 46,3 т

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
Красивое решение для удобства доступа к двигателю от Volvo

Высокие нагрузки при низкой скорости движения по бездорожью обуславливают применение мощной системы охлаждения с гидроприводом вентилятора. Для улучшения обзорности и уменьшения капота радиатор системы охлаждения двигателя зачастую размещается сбоку от двигателя или вообще за кабиной.

Трансмиссия.
Планетарная коробка передач с гидротрансформатором и ретардером полностью автоматическая с возможностью ручного переключения. Количество передач «вперед» — 6-9, «назад» — 1-4. Caterpillar, Komatsu и Volvo изготавливают собственные коробки передач, остальные производители используют ZF и Allison.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
«Рентген» трансмиссии и фирменной подвески Volvo Full Suspension

Ведущие мосты с колесными планетарными редукторами если не собственные, то от именитых производителей: ZF, Naf, Kessler. Межосевые и межколесные дифференциалы: самоблокирующиеся повышенного трения и с принудительной блокировкой. Гидравлическая тормозная система с полностью закрытыми многодисковыми тормозными механизмами в масляной ванне. Согласование режимов работы трансмиссии и двигателя выполняет электронная система, что обеспечивает плавное движение и долговечность. Так, на самосвалах Volvo серии F система ATC автоматически на ходу выбирает оптимальную комбинацию блокировок дифференциалов, позволяя оператору сконцентрироваться на работе.

Управление. Расположение места оператора в центре кабины и отличный круговой обзор невольно вызывают ассоциации с кокпитом самолета. Только нет россыпи приборов: вся информация отображается на многофункциональном цветном дисплее. Туда же выводится изображение камеры заднего вида и предупреждения системы диагностики машины. Органы управления располагаются на круговой панели приборов и находятся в пределах доступа оператора. Как правило, это панель с кнопками типа «touch pad» и два рычага: управление коробкой передач и подъемом платформы. Каркас кабины обеспечивает защиту оператора от падающих предметов и при опрокидывании машины (ROPS/FOPS). Для удобства доступа к агрегатам трансмиссии кабина может наклоняться в сторону или назад.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
Рабочее место «пилота» самосвала

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал
Caterpillar Ejector — альтернативная система разгрузки платформы «скреперного» типа

Дополнительное оборудование. С учетом суровых климатических условий ряда регионов России, машины оснащаются предпусковым подогревателем двигателя, системой подогрева топлива в баке, топливным фильтром с подогревом и водоотоделителем, автономным отопителем кабины, системой подогрева кузова выхлопными газами.

Также предусмотрены опции: навесной задний борт, дополнительные борта для легких объемных грузов, износостойкая защита днища кузова, система взвешивания груза, система централизованной смазки, запуск двигателя без ключа зажигания, электронный климат-контроль, зеркала с обогревом и электроуправлением, дополнительные прожекторы и т.д.

Модельные ряды и производители. На сегодняшний день ADT выпускаются в диапазоне грузоподъемностей от 18 до 46 т и занимают нишу между думперами и карьерными самосвалами. Как правило, каждая фирма насчитывает 4-5 моделей с шагом грузоподъемности 5 т. Помимо самосвалов, предлагаются и другие варианты, зачастую с удлиненной рамой: лесовозы, трубовозы, контейнеровозы, надстройки со сменными кузовами, аэродромные уборочные машины, седельные тягачи и даже артиллерийские системы.

Выпуском ADT занимаются следующие производители: Terex, JCB из Великобритании, немецкий Liebherr, датская компания Hydrema, итальянская Astra, Caterpillar из США и Bell из ЮАР/Германии. Bell сегодня можно встретить также под брэндами Hitachi в странах Азии и в Австралии и John Deere в Америке. Серьезнейшие игроки рынка шарнирно-сочлененных самосвалов — это Volvo (Швеция) и Doosan (Ю.Корея, Норвегия), а также Komatsu (Япония). Пробует свои силы на этом рынке и белорусский тандем БелАЗ-МоАЗ.

Шарнирно-сочлененные самосвалы давно перестали быть в диковинку, их сегодня можно встретить в самых разных регионах планеты. Они гармонично вписались в технологические процессы строительства и в то же время позволили более эффективно вести работы в самых сложных дорожных и климатических условиях.

Источник

Шарнирный самосвал КамАЗ по имени «Геркулес». Разбираемся, зачем нужны такие машины

Камский автозавод в последнее время просто фонтанирует новинками. Причем в тех сегментах, где марка российских грузовиков прежде никогда не была представлена. Новейший шарнирно-сочлененный самосвал КамАЗ-6561 «Геркулес» — как раз тот случай. Завод по-настоящему удивил. Самосвал настолько экзотический, что далеко не все понимают, зачем вообще нужны подобные конструкции. Мы решили восполнить информационный вакуум и рассказать подробнее не только о «Геркулесе», но также о его аналогах.

Разработал эту машину не сам КамАЗ, а НТЦ «КАМАЗ-Бауман», структура, созданная в стенах МГТУ им. Н. Э. Баумана (нечто вроде нашего Объединенного института машиностроения). Дизайн удался точно. И стилистическая связь с современным семейством К5 сразу прослеживается, хотя общего с этой линейкой у «Геркулеса» не больше, чем у речного буксира с океанским нефтяным танкером. Длина самосвала — 10 120 мм, ширина — 3430 мм, высота — 4030 мм. Снаряженная масса шасси составляет 31 тонну, грузоподъемность — 40 тонн. Отсюда и второе название самосвала — «Геркулес 40». Это очень большая машина. Тип рулевого управления — кинематический, путем складывания полурам: здесь поворачиваются не колеса, а передняя часть относительно задней. Собственно, в шарнире, которым соединены полурамы, и заключается вся соль грузовиков подобной конструктивной схемы.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Сфера применения

Зачем это надо? Для работы в особо экстремальных условиях и на местности с особо сложным рельефом. Сфера эффективного применения обычных автомобилей-самосвалов кончается там, где заканчивается хоть какое-то подобие дороги. Там, где существуют лишь направления, в полной мере раскрывают свои уникальные качества шарнирно-сочлененные самосвалы, или Articulated Dump Trucks (ADT) в зарубежной терминологии.

Шарнирно-сочлененные самосвалы показывают наилучшие результаты в сложных дорожных условиях и условиях полного бездорожья: на грунтах с низкой несущей способностью, крутых склонах. Такой Articulated Dump Truck может извиваться как гусеница за счет шарнирного соединения «головы» и телеги с кузовом. Это исключает вывешивание или разгрузку одного из колес при преодолении неровностей и способствует полному использованию сцепной массы машины.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Желание быть новаторами

У военных шарнирно-сочлененные машины были еще в 1950-х годах. Несколько опытных образцов шарнирно-сочлененных землевозов на базе одноосных тягачей МАЗ-529 в свое время построил Минский автозавод.

Однако применить эту схему в компоновке, близкой к сегодняшней, для гражданского строительства первыми додумались шведы. В 1960-х они же первыми начали строить такие машины серийно. Этот прорыв совершила сегодня уже подзабытая фирма Bolinder-Munktell, запустив в 1966 году в серию шарнирно-сочлененный самосвал модели DR 631 (4×4). Пусть это был по сути обычный трактор без передней оси, шарнирно соединенный с прицепом-самосвалом, но революционная концепция прижилась и получила всемирное признание. Уже через два года, в 1968-м, появилась трехосная модель DR 860 (6×4) с привычной нам сегодня компоновкой. К тому времени Bolinder-Munktell вошла в состав Volvo и объединенная фирма стала называться BM-Volvo. Вот почему Volvo Construction Equipment считает себя родоначальником жанра.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Камский автозавод тоже явно мечтает прослыть новатором, применив в своей конструкции решение, давно известное в сфере традиционных сверхтяжелых карьерных самосвалов, но еще никем не применявшееся в жанре ADT. КамАЗ-6561 «Геркулес» — это «последовательный гибрид». Двигатель внутреннего сгорания (дизель КамАЗ Р6 мощностью 500 л. с.) приводит в действие электрический генератор, который дает энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Кроме того, грузовик оснащен системой рекуперации энергии: при спуске в карьер за счет торможения идет накопление энергии в аккумуляторной батарее. При подъеме с грузом накопленная энергия помогает автомобилю подняться в гору. Тяговый электродвигатель установлен в задней части машины, его мощность — 480 кВт, батареи — литий-титанатные. Дизель-электрический привод — основной на классических сверхтяжелых карьерниках, но есть важный нюанс. Обычные карьерники ездят по грунтовым, уплотненным, технологическим, но все-таки дорогам. Шарнирники должны уметь месить жидкую грязь, в которую погружаются по ступицы колес. Как поведет себя в таких условиях электропривод? Реальных испытаний еще не было — соответственно, и ответа на этот вопрос пока нет.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

А кто еще занимается подобной техникой?

Белорусская школа

Об этом мало кто знает, но очень большими компетенциями в области шарнирно-сочлененных самосвалов обладают белорусы.

Проектировать тяжелый внедорожный трехосный самосвал с шарнирно-сочлененной рамой в Могилеве начали еще при СССР, в конце 1980-х. Разработке присвоили индекс МоАЗ-7503. Двигатель использовали 600-сильный ЯМЗ-8401.10-01. Заявленная грузоподъемность машины составляла 45 тонн, но ее уже тогда предполагали довести до 50 тонн. Старт серийного производства планировался на 1994 год. В «лихих девяностых» по понятным причинам серийный выпуск так и не начали, зато несколько экземпляров все-таки собрали в начале 2000-х. Модель осталась малоизвестной, хотя больше 10 лет «скромно» была мировым рекордсменом по грузоподъемности среди внедорожных шарнирников.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Сегодня в гамме Могилевского автозавода несколько моделей ADT-самосвалов разной грузоподъемности. Есть «маленький» 27-тонный МоАЗ-75041 (слева) и «средний» 36-тонный МоАЗ-7506.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

А на смену былому рекордсмену МоАЗ-7503 пришел наследник — МоАЗ-75035. Новый белорусский «шарнирник-полтинник» — прямой потомок первой могилевской разработки. К прежнему индексу добавили пятерку. Самосвал нового поколения построен уже на совсем других агрегатах. В его конструкции применена автоматическая коробка передач Allison H6620AR. Двигатель, установленный на МоАЗ-75035, — популярный в мире тяжелой строительной и карьерной техники 600-сильный Cummins QSX15-C600. Его используют разные производители не только на тяжелой колесной, но и на гусеничной стройтехнике.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Серийные такие самосвалы — очень большая редкость, но все же они существуют. Один из них недавно даже умудрился попасть в аварию под Речицей.

Выше вероятность встретить на дороге приземлившуюся летающую тарелку инопланетян, чем МоАЗ-75035 и столкнуться с ним. Однако «чудеса» случаются.

Мировое разнообразие

Когда к Volvo Construction Equipment пришел успех, у шведов появилось много последователей. Сегодня выпуском ADT-грузовиков занимаются Terex и JCB из Великобритании, немецкий Liebherr, датская компания Hydrema, итальянская Astra, Caterpillar из США и Bell из ЮАР/Германии. Технику последней можно встретить также под брендами Hitachi в странах Азии и Австралии и John Deere в Америке. Серьезнейшие игроки рынка шарнирно-сочлененных самосвалов — это Doosan-Moxy (Южная Корея, Норвегия), а также Komatsu (Япония). Кстати, наш МоАЗ-75053 на момент своего появления был самым грузоподъемным ADT-самосвалом мира: ему удалось обогнать былых рекордсменов Bell B50D грузоподъемностью 45,4 тонны и Doosan MT51 грузоподъемностью 46,3 тонны.

На данный момент МоАЗ уже вице-чемпион. В 2016 году пальму первенства перехватила корпорация Volvo Construction Equipment, представив 55-тонную модель А60H. Этот же шарнирник остается лидером по грузоподъемности и сегодня. Шведский гигант длиннее на 73 см, шире всего на 8 см, но при этом на 15 см ниже белорусского конкурента.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Шарнирно-сочлененные машины используют не только в качестве самосвалов. Например, в Южной Африке на базе шасси Caterpillar строят цистерны-заправщики для обслуживания гигантских карьерных экскаваторов и другой особо большой техники.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Скреперы (машины для горизонтальной резки грунтов), буксируемые ADT-тягачами, — та еще экзотика, но бывает и такое.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Самая необычная машина, созданная на шасси шарнирно-сочлененного самосвала, — специальное пожарное транспортное средство, построенное в ЮАР фирмой Cobra Petro Projects (Pty) Ltd из Йоханнесбурга. Помимо цистерны на 23 000 литров воды и запаса пенообразователя, здесь установлен еще 28-метровый коленчатый подъемник, который поставили финны из Bronto Skylift.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

Станет ли новым игроком этого весьма специфического рынка КамАЗ?

Пока собран только один опытный образец, который еще даже не испытан. В настоящее время специалисты ПАО «КАМАЗ» и МГТУ им. Н. Э. Баумана ведут подготовку самосвала к полигонным испытаниям. После их завершения грузовик будет направлен на опытную эксплуатацию в компании добывающих отраслей промышленности.

Что такое сочлененный самосвал. Смотреть фото Что такое сочлененный самосвал. Смотреть картинку Что такое сочлененный самосвал. Картинка про Что такое сочлененный самосвал. Фото Что такое сочлененный самосвал

А там кто знает. Вполне возможно, самосвал будет использоваться на внутреннем рынке РФ. Финансовой господдержки и лоббистских возможностей у КамАЗа более чем хватает. Если электропривод покажет себя нормально, то, вероятно, мы увидим, как теоретическая инновация становится практической реальностью. Если же электропривод не пойдет, то переделать последовательный гибрид в традиционную дизельную машину большого труда не составит.

Кстати, «Геркулес» — это еще и потенциальный беспилотник. Для этого на борту предусмотрена система ADAS 5-го уровня, обеспечивающая движение в карьере в автономном режиме, без участия водителя. Также самосвал может эксплуатироваться в режиме дистанционного управления. В любом случае Камский автозавод можно поздравить с успешным первым шагом на пути в новый для себя мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *