Что такое самоконтроль у дошкольников

Консультация для родителей и воспитателей «Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у дошкольников»

Что такое самоконтроль у дошкольников. Смотреть фото Что такое самоконтроль у дошкольников. Смотреть картинку Что такое самоконтроль у дошкольников. Картинка про Что такое самоконтроль у дошкольников. Фото Что такое самоконтроль у дошкольников Елена Еременко
Консультация для родителей и воспитателей «Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у дошкольников»

Консультация для родителей и воспитателей

«Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции

у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Еременко Е. А.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого.

Специфика развития сферы произвольности обуславливает психологическую (а точнее личностную) готовность ребенка к школе и отвечает, наряду с другими условиями, за успешную адаптации.

Именно поэтому я обращаю внимание родителей старших дошкольников и воспитателей (особенно старших и подготовительных групп) на необходимость помочь детям в формировании и развитии умений и навыков самоконтроля и саморегуляции поведения, столь важных именно в этом периоде.

Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

• Игра «Сделай так же».

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз) или в определенной последовательности цветов. Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки в соответствии с образцом, например, квадрат из треугольников по заданному образцу или елочку из треугольников, узор из геометрических фигур и т. п.

Выполнив задание, ребята могут самостоятельно проверить ее по образцу.

• Игра «Число-контролер» (по мере освоения основных цифр, состава числа, опреаций сложения и вычитания)

Ребенку предлагают карточки с примерами – задачами (можно с опорой на раздаточный материал):

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки,на которой он записан:

Записывая ответ примера на каждой ступеньке,дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

• Игра «Сохрани слово в секрете».

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

3. нельзя повторять названия животных;

4- нельзя повторять имена девочек;

5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет, надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

• Помоги пчёлке собрать урожай.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово.Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.»

Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Ниже, в качестве примера, несколько вариантов игры.

Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее.Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.

Направо, направо, направо, вверх, остановка.

Налево, налево, налево, остановка.

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

Физические упражнения как средство формирования навыков письма у детей 6–7 лет Теоретической основой нашего исследования являются взгляды отечественных педагогов и психологов (А. Р. Лурия, Е. В. Гурьянов, О. И. Галкина, Т. С. Комарова,.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Источник

Консультация для педагогов «Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе ООД»

Что такое самоконтроль у дошкольников. Смотреть фото Что такое самоконтроль у дошкольников. Смотреть картинку Что такое самоконтроль у дошкольников. Картинка про Что такое самоконтроль у дошкольников. Фото Что такое самоконтроль у дошкольников Шепелева Мария
Консультация для педагогов «Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе ООД»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Одним из целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования является предпосылка к формированию учебной деятельности – умение планировать свои действия, учить детей самоконтролю: оценивать свою деятельность, сравнивать результат с образцом.

Возникновение у ребенка самоконтроляявляется важным условием и в развитии учебной деятельности: ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь образцом и правилом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия дошкольников, в их психике.

Важным компонентом саморегуляции является самоконтроль Исследование развития контрольной функции, ответственной за четкое и полное выполнение правила, следование образцу действия, анализ тех условий, которые обеспечивают усвоение и самостоятельное использование ребенком контрольных средств для регуляции собственной деятельности, имеет большое значение в контексте изучения общих проблем и закономерностей развития произвольных процессов (Д. Б. Эльконин, Е. А. Бугримеяко и др.).

Для успешности интеллектуальной деятельности детям необходимо овладеть процессами планирования, текущего контроля за деятельностью, предвидения результатов. Несформированность саморегуляции порождает неуспеваемость в плане не усвоения знаний в заданном темпе, недостаточную продуктивность интеллектуальной деятельности.

Результата заданному эталону (самоконтроль в форме произвольного внимания, а при его отсутствии цели деятельности (упреждающий и рефлексивный самоконтроль) на основе сличения, оценки и коррекции.

Шестилетние дошкольники находятся в периоде возрастного кризиса, имеют необходимые психологические предпосылки для начала постепенного перехода к учебной деятельности. В работах У. В. Ульенковой, рассматривалось формирование саморегуляции в аспекте общей способности к учению. Так, как автор считает, что саморегуляция является важным фактором протекания интеллектуальной деятельности детей шести лет.

Сформированность саморегуляции как способность к учению находятся в зависимости от степени сформированности действий самоконтроляна основных этапах деятельности:

• принятия или самостоятельной выработки общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;

• реализация деятельности через систему действий и операций;

• сличение полученного результата, оценка и качество достигнутого с позицией запланированного.

Самоконтроль как специфическое проявление саморегуляции служит одним из показателей готовности детей к школе.

Самоконтроль есть акт умственной деятельности человека. Во многих работах самоконтроль определяется как компонент учебной деятельности или как умение контролировать свою деятельность. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе – с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимается заданный результат действий, в других – образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций.

В программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования действия самоконтроля выделено дважды: среди регулятивных и познавательных действий. Включение самоконтроля в группу регулятивных универсальных учебных действий является традиционно принятым, в то же время включение его в систему познавательных действий предполагает его применение в процессе «открытия нового».

По временному принципу выделяют такие виды самоконтроля:

1. Прогнозирующий (перспективный) самоконтроль. Он выполняется до начала работы. Сличение всех компонентов предстоящей деятельности и своих субъективных возможностей, умение планировать учебную задачу.

2. Пооперационный (пошаговый) самоконтроль. Направлен на проверку правильности промежуточных результатов, выполняется по ходу работы.

3. Итоговый самоконтроль. Результирующий самоконтроль отвечает на вопрос, достигнута ли исходно поставленная цель, предполагает сличение результата действия с образцом.

Если самоконтроль рассматривать контроль как действие, то встает вопрос о его операционном составе, так как, согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, любое действие состоит из операций. Операционный состав контрольного действия выделен А. И. Раевым.Автор предлагает следующую структуру умственного действия контроля:

1. формулировка цели контроля;

2. определение основных линий, по которым возможен и целесообразен контроль;

3. определение показателей по каждой из намеченных линий, которые могут быть использованы в процессе выполнения действий и которые окажутся пригодными для проверки результатов;

4. фактическая оценка выполняемого или выполненного действия по всем линиям и на основе всех намеченных показателей;

5. оценка результатов действий с точки рения объективных и субъективных возможностей его выполнения;

6. определение, на основе предшествующей оценки, перспектив получения более высоких результатов.

Формирование действий самоконтроля осуществляется на основе психологического содержания в соответствии с этапом деятельности, уровня развития детей.

Выделяют три этапа действия самоконтроля:

1. Этап принятия задания. Действие самоконтроля формируетсяна ориентировочной основе: запоминание, что сделать, чтобы выполнить задание.

На данном этапе организуются практические действия: повторение задания, оценить правильность повторения задания детьми, оценить правильность выполнения задания в начале выполнения. Внимание детей направляется на способы выполнения данного задания, используя приемы такие как: проговаривание выполнения задания вслух для всех детей или шепотом для себя, проверка на данной основе своих действий.

2. Этап выполнения задания. Данный этап формируется на основе вспоминания задания и проверки выполнения по заданному правилу.Организуется контроль за ходом выполнения задания: самопроверка по воспроизведенному правилу, проверка работ друг у друга. Действие будет сформированным тогда, когда дети работают уверенно, молча, при допущении ошибок исправляют самостоятельно. Педагог оказывает внимание тем детям, которые испытывают трудности.

3. Объективная оценка полученного результата – сличение его с образцом. Создается ориентировочная основа действия самоконтроля: вспоминания задания по каким правилам надо было выполнить данное задание, анализ выполненных и не выполненных правил.

Таким образом, дети учатся оценивать выполнения своей работы в соответствии с заданными правилами.

Формирование фонетической стороны речи у детей старшего возраста в процессе НОД Открытое занятие по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе. Подготовила: учитель-логопед Петрушова Наталья.

Использование в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей. Чтобы сохранить физическое здоровье детей, поддержать положительно эмоциональный настрой мы в своей работе используем здоровье сберегающие.

Консультация для педагогов. Формы игры в образовательном процессе детского сада Консультация Формы игры в образовательном процессе детского сада В развитии ребёнка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному.

Что такое самоконтроль у дошкольников. Смотреть фото Что такое самоконтроль у дошкольников. Смотреть картинку Что такое самоконтроль у дошкольников. Картинка про Что такое самоконтроль у дошкольников. Фото Что такое самоконтроль у дошкольниковКонсультация для педагогов и родителей. Дыхательная гимнастика-один из вспомогательных приемов работы с детьми Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы» Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы» Прежде чем начать говорить о взаимодействии.

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации. Преодоление.

Развитие самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста в процессе ФЭМП Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить.

Источник

Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста

Что такое самоконтроль у дошкольников. Смотреть фото Что такое самоконтроль у дошкольников. Смотреть картинку Что такое самоконтроль у дошкольников. Картинка про Что такое самоконтроль у дошкольников. Фото Что такое самоконтроль у дошкольников Ефременко Оксана
Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста

Развитие самоконтроля в учебной деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: в статье раскрыто понятие «самоконтроль» и показана важность его развития в дошкольном возрасте. Самоконтроль – это важнейшая основа любого вида деятельности человека, которая способствует обнаружению и предупреждению собственных недочетов и ошибок. Естественно, что с помощью самоконтроля человек способен осознать правильность своих действий, в любых видах деятельности.

При планировании учебной деятельности следует применять такие формы и методы работы с детьми,которые будут способствовать выработки таких умений как: самостоятельно ставить учебные задачи, оценивать полученные результаты, осуществлять контроль за деятельностью.

В современных образовательных условиях детей не учат оценивать и контролировать себя, поэтому ребенок постепенно лишается оценивающих и контролирующих компонентов. Не стоит забывать, что на практике преобладает внешний контроль ребенка по результату, то есть контроль ведется последовательно, поэтапно, пошагово, а не за конечным результатом. И это не способствует развитию самоконтроля у детей. Детям старшего дошкольного возроста свойственно применение различных приемов, чтобы не отвлекаться, они начинают владеть движениями и контролировать свое поведения. Старшие дошкольники уже имеют навыки «Неподвижной позы» и могут её использовать довольно долго без всяких трудностей. У дошкольников формируется воображение, речь, мышление, память, восприятие, общение со сверстниками и взрослыми.

Когда ребенок принимает и выполняет просьбу взрослого, по его правилам, между ними происходит произвольное общение – главными характеристиками которого является опосредованность и осознанность.

Главным помощником контролирующего поведение ребенка является игровая роль; со своими правилами и действиями. Педагог помогает ребенку управлять своим поведением косвенно, а не на прямую с помощью сюжетно-роллевой игры. Дети старшего дошкольного возраста умеют видеть себя во временном образе (что делаю, что сделаю, что способствует развитию произвольного поведения. Изначально ребенок учится выделять объекты, а потом уже способы действия с ними. Чем старше становится ребенок, тем больше у него формулируется произвольные действия, он становится более активным и инициативным, менее зависим от педагога в организации своих действий в игре. А вот регулирование своих действий у детей не сформировано и ребенок часто нарушает нравственные нормы.

У Детей старшего дошкольного возраста учебная деятельность становится одним из самых важных этапов его развития.

Самоконтроль выступает как деятельность, которая направлена на улучшение и устранение недочетов и ошибок в работе ребенка. Можно заменить, что перед тем как ребенок начинает лепить, рисовать или конструировать он делает небольшую остановку и только потом начинает работу. Так действует самоконтроль, у детей проявляется интерес к их деятельности, появляются дополнительные вопросы по выполнению задуманной работы. Но при этом дети отталкиваются от объяснения воспитателя, они стараются выполнять работу самостоятельно, в их поведении происходят изменения, которые обуславливаются сосредоточенностью и внимательностью.

Психологи во главе с Тальпериной П. Я. считали, что внимание – это и есть контроль, но не всякий контроль это внимание.

Л. В. Берцфаи считал, что человек который умеет сравнивать действие с деятельностью и использует разные способы своего действия в форме произвольного внимания он не может использовать контроль. Берцфаи отметил два вида контроля упреждающий и рефлексивный. Упреждающий контроль заключается в следующем. Дети, решая поставленную задачу, должны выбрать нужный способ решения из предложенных и сравнить результат. А вот рефлексивный контроль состоит в том, что ребенку необходимо самому построить способ решения.

По мнению М. В. Гамезо, действие контроля заключается в способности действий с заранее заданным образом.

Он отмечает 3 вида контроля: итоговый, т. е. по результату; пооперационный, т. е. направление деятельности; перспективный, т. е. коррекция деятельности на несколько шагов вперед.

Можно сказать, что самоконтроль в учебной деятельности детей дошкольного возраста – это сопоставление предметного действия с правилами его выполнения и конечного результата. Если ребенок научился сопоставлять действия с образцом, видеть результат своей деятельности и предотвращать ошибки, то можно считать его самоконтроль развитым.

Не нужно забывать, что проблема развития самоконтроля у дошкольников еще очень мало изучена, хотя несет в себе важную роль в развитии личности ребенка.

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

2. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М. : «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.

4. Давыдов В. В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М. : Педагогика, 1977. – 308 с.

5. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М. : ВЛАДОС, 1994. – 320 с. 6. Зеньковский В. В. Психология детства.Екатеринбург : Деловая книга, 1995. – 350 с.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с. 8. Немов Р. С. Общие основы психологии. М. : ВЛАДОС, 2006. – 687 с

9. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.Томск : Пеленг, 1993. – 61 с.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. – 712 с.

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Опыт работы Набиулловой Румии Аминовны.

Методика исследования сформированности предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятии В последние годы в Российской Федерации идет активное осуществление процесса модернизации системы образования, согласно которому были разработаны.

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Опыт работ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Выполнила: воспитатель МКДОУ №.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Слайд № 2 В настоящее время.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкальную деятельность» Проект краткосрочный для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-художественную деятельность».

Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Тема статьи: Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Автор: Самарина.

Развитие речетворчества детей старшего дошкольного возраста, через театрализованную деятельность Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует миру чувств, коммуникативных навыков, развитию способностей к сопереживанию,.

Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста. 2 часть «Развитие творческих способностей и креативности дошкольников посредством театрализованной деятельности». (Продолжение №2) Творческая деятельность.

Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста. 3 часть «Развитие творческих способностей и креативности дошкольников посредством театрализованной деятельности». (продолжение №3) Для того чтобы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *