Что такое олицетворение аллегория для чего они используются в басне
Вечный студент
Сайт, посвященный культуре, гуманности, истории и самопознанию
Photo Gallery Slideshow
Подписаться на блог по эл. почте
Поиск
Финалист конкурса «На Благо Мира»
Изображение
Аранжировка на заказ
Профессиональный композитор принимает заказы на аранжировку музыкальных произведений любых стилей, жанров и сложности.
Группа «Время и времена» ВКонтакте
Популярные записи и страницы
Онлайн агентство «Вектор мастерства»
Финалист Московской литературной премии
Метки
Аллегория и олицетворение
Сегодня займемся мы оживлением неживого. Это любимое занятие нашего правого полушария. Почему?
А это опять-таки его прозрение из глубин мироздания, откуда правое полушарие черпает информацию.
Наши предки это хорошо чувствовали, молясь камням и любым красивым предметам. Они понимали родство всего материального мира. Для нас, нынешних, этот мир разбился на кусочки, классифицировался на живое, неживое, слегка живое, некоторым образом одушевленное и прочее.
А утратив эту связь, западный человек тут же почувствовал необходимость ее восстановить. Иначе мир вокруг непознаваем. Что-то есть в нем такое, что ускользает от понимания, не укладывается в классификации, термины и определения. И только умудрившись прочувствовать какое-то явление эмоционально, пропустить его сквозь себя, мы приходим к его пониманию.
А как прочувствовать неживой предмет. Он неживой, он не откликается на наш зов. Во всяком случае перестал откликаться для нас, теперешних. Значит, его надо оживить. Вернуть ему одухотворенность.
Вот так и сложились в нашей речи совершенно уникальные инструменты: аллегория и олицетворение.
В чем разница! И то и другое оживляет.
По форме то же самое. Разница только в цели.
Аллегория нужна, чтобы выразить в привычных образах отвлеченные понятия, выразить то, что словами не объяснишь. Это способ познания мира.
В ернулись к ней в средние века, когда после нескольких веков перестройки сознания пришлось вернуться к познанию мира. Как познать то, что невозможно описать, то, что невозможно увидеть.
Аллегория — это всегда попытка нарисовать то, что нельзя представить воочию.
И заметьте еще такую интересную деталь. Аллегория может быть совершенно необъяснима без комментария. Подпись к аллегорической картине — это не просто подпись, это часть самой картины. Без подписи аллегорическая картина может потерять смысл.
В литературе аллегория прижилась в форме басни.
Давайте вспомним характерный признак всякой басни.
Правильно, мораль! Она в басне играет ту же роль, что и подпись к аллегорической картинке, без нее смысл басни может быть непонятен.
А олицетворение появляется в том случае, когда человеку требуется объяснить собственные мысли и чувства. Олицетворение — способ самопознания. Это литературный прием, свойственный лирике и лишь потом ушедший в другие литературные жанры.
Все мы прекрасно знаем русскую народную песню о дубе и рябине на стихи забытого русского поэта Ивана Сурикова. Вот классический пример олицетворения:
Тонкими ветвями я б к нему прижалась
И с его листвою день и ночь шепталась.
Как объяснить миру и самой себе, что твоя мечта о любви несбыточна, безнадежна. Вот он, поразительный образ: два одиноких дерева, разделенные дорогой, — и каждое корнями в свою собственную землю уходит. А значит, невозможен шаг, решающий судьбу.
Олицетворение оказалось сильнейшим приемом, заставляющим привлечь внимание к некоей детали, очень важной для автора. Оживляя неживой персонаж, мы предлагаем читателю воспринимать его как человека, эмоционально, а значит, и понять его как разумное существо.
Да, между этими двумя средствами выразительности очень много общего. Часто грань, их разделяющая, очень тонка.
Скажем, может ли образ двух деревьев, разделенных дорогой, быть аллегорией, образом двух судеб, которые никогда не пересекутся в этой жизни? Конечно, может. Если цель автора — размышление о человеческих судьбах.
Но стихи эти стали песней не потому, что людям интересно размышлять о судьбах. Каждый пропускает эту песню через себя и находит в душе собственный уникальный отголсоок. Уже не об отвлеченных понятиях люди поют, а о собственной судьбе.
И видят женщины в рябине самих себя. И понимают: что поделаешь, так мир устроен — несбыточно счастье!
В том и разница: аллегорию порождает разум. Она логична, красива и холодна.
Олицетворение живо, тепло и сразу отзывается в любой душе, как родное.
Но так бывает тонка эта грань.
Помните, в романе Льва Толстого «Война и мир» Андрей Болконский увидел себя в старом мертвом дубе? А дуб вдруг покрылся листвой и указал Болконскому, что его жизнь не закончилась, что все еще впереди.
Это аллегория или олицетворение?
А ведь этот дуб мы видим не только глазами князя Андрея. Рядом с ним автор Лев Толской. Андрей Болконский видит в дубе вернувшегося к жизни себя — и это олицетворение.
А Лев Толстой видит, что всему в мире, что живо, свойственно обновление — ничто не умирает, не уходит бесследно.
Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве
Тициан. Аллегория возрастов
Зачем нужна аллегория?
Аллегория широко используется в искусстве и литературе.
Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.
Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.
Аллегория в литературе
В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.
Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.
Обложка русского издания повести «Скотный двор».
Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Аллегория и олицетворение
Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.
Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.
Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года
Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Примеры аллегории в литературе
М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
Олицетворение и метафора
А бывают неповторимые, авторские олицетворения:
И резвая задумается радость.
Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно ( «за окном злится буря» ). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Зачем нужно олицетворение и где его используют
Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:
Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:
Дело мастера боится.
Морда просит кирпича.
Олицетворение и эпитеты
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню
Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: « Горные вершины спят во тьме ночной ». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.
Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова
Олицетворение. Примеры из литературы
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак
Что такое аллегория на примерах из литературы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».
Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.
Аллегория — это маскировка истинного смысла
Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.
Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.
Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».
Теперь обещанное определение аллегории:
Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:
Пример аллегории в современной литературе
Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.
Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:
Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.
Аллегории в баснях Крылова
Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.
Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:
Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.
А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку.
В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.
Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.
Другие примеры аллегорий в литературе
Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».
Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.
От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.
Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.
Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.
Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.
Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.
Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).
Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.
Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.
В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.
Чем аллегория отличается от метафоры
Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.
Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.
Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Аллегория, даже сейчас нередко используется для насмешки над теми, кого страшно или не положено открыто высмеивать. Это очень эффективный прием, однако важно соблюсти тонкую грань между завуалированным и совершенно непонятным, иначе в чем суть не разберется никто.
А откуда известно, что имел ввиду Пастернак в этом своем стихотворении? Вообще, каждый читатель сам может найти какой-то свой смысл в чужом произведении и неважно, что в него вкладывал сам автор, тем более, что это не всегда может быть доподлинно известно.
Понять же басни Крылова куда проще, но тут и жанр поэзии таков, что смысл лежит на поверхности, ведь басня — это поучительная история, имеющая определенную мораль.
Павел: мне кажется, что анализ художественных произведений придумали специально, чтобы было на чем зарабатывать и при этом ничего не делать.
Я так же не понимаю, зачем и как можно понять, что вложил в те или иные слова автор. Это что-то вроде хиромантии получается.
Для меня любое произведение оценивает и трактуется просто — нравится, не нравится. Все, остальное наносное.
Олицетворение и его роль в литературе
На прошлых занятиях мы с вами уже определились, что художественные тропы просто необходимы для выразительности текста. Благодаря их влиянию мы видим целостную картину в стихотворениях, произведениях, рекламных лозунгах и прочих шедеврах.
Сегодня речь пойдет об олицетворении. Что представляет из себя? Для чего оно нужно, и какова его ценность в русском языке. Разберемся с примерами, проведем сравнение среди других художественных элементов.
История возникновения олицетворения
В культуре языка олицетворение возникло благодаря анимизму. Анимизм — верование в духов и нечисть. Люди в былые времена были очень божественны и их мировоззрение было широким и безграничным. Они верили в обряды, в тайны и сверхъестественное существование иного.
Наверное, вы уже догадались где загвоздка? В том, что веруя в неестественное и не существующее — народ наделял их живыми качествами. То есть, они верили в говорящих духов, злых и мстительных, и наоборот — в щедрых и домашних духов. Духи могли отбирать у них еду, говорить через кого-то, вводить их в сумасшествие.
Со временем, эта вера в мистическое превратилась в появление художественного тропа — олицетворения. Это стало основой для начинающих авторов и поэтов.
Олицетворение как способ выразительности
Олицетворение — художественная фигура, принцип которой лежит в переносе живых качеств и признаков, на неодушевленные предметы. Самое главное то, что предметы оживают, становятся яркими, экспрессивными и цепляющимися.
Благодаря ему возникает глубокий и выразительный художественный образ. Поэтому к нему часто прибегают авторы, литературоведы, поэты и даже люди, любой громкой профессии. Во многих случаях эта фигура встречается в прозе, стихах, разговорной речи, народных мудростях, сказках.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет как дитя.
Разберём последние две строки. Мы видим здесь смесь олицетворений и сравнений. Это особенно интересно, поскольку олицетворение является разновидностью метафоры, итак:
Ещё несколько предложений с олицетворением:
“Снег укутал землю, как мама младенца на руках”;
Отличие других Литературных тропов от олицетворения
Некоторые авторы применяют комбинацию (олицетворение + аллегория) для более выразительной конкретности в произведении. Однако, стоит уметь разграничивать эти два литературных понятия. Для этого рекомендуем освежить в памяти образы, повторив урок про Аллегорию.
Следующий троп, с которым будем сравнивать — метафора. На прошлых занятиях мы уже выяснили, что в её основе лежит перенос подобных качеств одного предмета/существа/явления на другое, своего рода сравнение подобий, и это особенность метафоры.
То есть, мы имеем перенос качеств, но не обязательно с неживого на живое. Это может быть любое сочетание. Также в метафоре нет явного сравнения. Переносимое качество просто присваивается без указания источника. (Озеро как зеркало => зеркало озера). Отсюда вытекает ещё одно важное отличие, в метафоре не всегда смысл лежит на поверхности, в то время, как в олицетворении — он налицо.
«Воля моя — кремень». и «Зима недаром злится, прошла её пора…».
Эти тропы наиболее сложно дифференцировать, поэтому им мы уделили больше всего внимания. К остальным тропам вопросов нет, достаточно разобраться с определением и вы уже не будете никогда их путать.
Какой частью речи выступает олицетворение?
Основная цель тро́па — придать неодушевленному объекту живое качество. А для того, чтобы это сделать, он, в большинстве случаев, должен стать глаголом. Только глагол не тот, который просто отвечает на вопрос “что делать?”. А в сочетании с эпитетами, что придает более сильную выразительность и глубину. Потому что очень важно переключить на действие описываемый объект, внести оживленность, раскрыть образ или зародить его в себе.
Тем не менее, олицетворение может быть выражено и другими частями речи, в чём вы сможете убедиться немного ниже.
Примеры олицетворения
Предлагаю закрепить сказанное. Итак, мы выяснили, что основная функция олицетворения — вкладывать в неживой объект человеческие признаки и характеристики. Тем самым создается новый и целостный образ с действиями, с экспрессивностью и яркостью предмета.
Использование олицетворения в разговорной речи
Очень часто мы употребляем художественные тропы в повседневной речи, сами того не замечая. Тот, кто хочет или умеет производить эффект на своих собеседников, знает что нужно применять именно олицетворение. Чтобы скрасить речь, задать нужный, выразительный тон, заинтересовать оппонента.
Согласитесь, ведь финансы петь не могут, это очевидно. Но в данном выражении, финансы — как неживой элемент, обладающий человеческим качеством, пения романсов.
Олицетворение в литературе
Этот литературный прием — наиболее применяемый, среди писателей и поэтов. Он лёгок на чтение в письме и воспроизведении мысли. Поэтому его часто встречают именно в художественных произведениях.
Пару примеров-стихотворений с олицетворением:
“Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.” ( Ф. Тютчев )
“Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей чистой воли.” ( А.С. Пушкин ).
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…». ( А. Пушкин )
Олицетворение и антропоморфизмы
Олицетворение — это обычный, образный литературный прием. Определение доступное и понятное. Но есть один троп, который введет вас в заблуждение — антропоморфизм.
Антропоморфизм — это жест, с помощью которого литератор присваивает неживому объекту, только лишь человеческие свойства.