Что такое самосознание обществознание
Самосознание человека и социальное поведение.
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Самосознание человека и социальное поведение.
Самосознание представляет собой форму восприятия себя, отношения самого к себе.
Самосознание — психическое отношение человека к самому себе, осознания себя как единого целого субъекта общественных отношений, способного брать на себя ответственнность.
Самопознание – это познание личностью самого себя. Первым этапом самопознания выступает самоузнавание. Человек в процессе общения и взаимодействия с другими людьми в обществе познает свои признаки и свойства собственной личности.
· Сравнение себя с другими
Самооценка – это психическое отношение человека к самому себе, сравнивание себя на фоне других людей.
Я- концепция – это законченное представление человека о самом себе. Структура Я-концепции: Я (познавательный компонент) – сознание человека; Сверх-Я (поведенческий компонент) – жизненные принципы, идеалы, ориентиры, через которые человек не готов преступить; Оно (эмоциональный компонент) – сфера неопознанного, чувства, влечения.
Структура «Я» по М. Розенбергу:
Социальное поведение – это действия индивида, направленные на взаимодействие с другими людьми в обществе.
Виды социального поведения:
1. Девиантное поведение – поведение, которое отличается от общепринятого в обществе. Бывает позитивно отклоняющееся (не несет вред обществу, но вызывает у окружающих недоумение, удивление) и негативно отклоняющееся (несет вред обществу).
2. Конформистское поведение – это поведение в угоду другим, когда индивид отказывается от своего мнения, своих интересов в пользу большинства.
3. Ценностно-нормативное поведение – это поведение в рамках принятых социальных норм не столько из чувства что так принято, столько из положения того, что индивид сам считает такое поведение правильным.
Становление мировоззрения личности подростка
Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.
В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели – это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.
Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.
Трудность поиска ответа на вопрос о смысле жизни у подростка прежде всего связана с определением и совмещением «ближней и дальней жизненной перспективы», которые даются человеку нелегко, а иногда процесс совмещения ближних и дальних перспектив затягивается на долгие годы. Некоторые люди в этом смысле остаются подростками всю жизнь. По образному выражению И.С. Кона, «вечная юность – это вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие».
Большинство современной молодежи в социальном отношении взрослеет очень медленно. Вернее сказать, многие молодые люди не спешат становиться взрослыми и брать на себя их обязанности. «Трагедией позднего повзросления» назвал это явление Ю.Н. Давыдов (1983). Проблема эта не нова, но особенно актуальной она стала примерно четыре десятилетия тому назад, когда на горизонте впервые замаячили длинноволосые, неопрятные, отрешенные от мира юноши-подростки, именовавшие себя
Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т.д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте – обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.
Основные корни «трагедии позднего повзросления» заключаются в принципиальном нежелании «хиппизирующей» молодежи принимать на себя обязанности и обязательства взрослых. Однако это не означает, что они одновременно отказываются от прав и привилегий взрослых. Совсем наоборот, именно эта часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их права и привилегии, даже не задумываясь об их связи с соответствующими обязанностями и обязательствами.
Формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, – характерная черта подросткового и юношеского возраста.
В раннем подростковом возрасте понятия «кем быть» и «каким быть» еще, как правило, не дифференцируются. Главное – быть хорошим человеком, героем, а вопрос, как это осуществить, еще не ставится. Для подростка характерна завышенность уровня притязаний, что в определенном смысле полезно, так как стимулирует его к преодолению жизненных трудностей. Но тот же завышенный уровень в других условиях может способствовать развитию эгоизма, вседозволенности, а нередко – формированию асоциального поведения.
Важным моментом социального самоопределения является выбор профессии. Профессиональная ориентация – сложный и многоступенчатый процесс.
Обычно выделяют несколько этапов профессионального самоопределения: первый – детская игра; второй – подростковая фантазия; третий – предварительный выбор, где различные виды профессии оцениваются уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, наконец, четвертый этап – практическое принятие решения, выбор конкретной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и чересчур ранний, нежелателен.
Как уже говорилось, задержка профессионального самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфант
ильностью, что уводит подростка в мир бесплодных хобби или вырабатывает в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции.
Ранний выбор профессии часто бывает случайным. В погоне за «престижной» специальностью подросток нередко обращает внимание лишь на внешние, романтические ее стороны и не учитывает других, будничных и более трудных. Позже это может привести к разочарованию в выбранной профессии и смене ее.
В этих случаях особо важную роль играет уровень информированности о будущей профессии. Нередко вопрос «кем быть» подростку приходится решать уже в 13-14 лет. Естественно, что в этом возрасте он не может знать особенностей каждой специальности, и при отсутствии должного уровня информации выбор профессии, как правило, делается по чьей-то подсказке, «за компанию» с товарищами и т.п.
Случайно выбранная, «неинтересная» профессия вызывает у подростка чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности или, наоборот, безразличие и скуку. В этих случаях образовавшийся «вакуум» нередко заполняется различного рода «приключениями», пьянством, правонарушениями.
Иногда подростку на первых порах кажется, что он выбрал профессию неправильно. Продуманный педагогический подход, наставничество, направленное формирование способностей и интересов подростка могут способствовать превращению профессии из «неинтересной» и нелюбимой в интересную и любимую.
Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, определенным образом связанное с возрастом. Если ребенок в своем поведении ориентируется преимущественно на внешнюю систему правил (можно – нельзя), то у подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток же в своих поступках все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть.
Психологи давно обратили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой – поисками осознанных моральных принципов.
Для ребенка незрелость морального сознания – своего рода защитная реакция, ограждающая его от внутренних сомнений. Подростки, в отличие от детей, (все чаще сомневаются в правильности слов, осознают относительность существующих в мире взрослых «норм» поведения. Отсюда психологическая потребность в «свержении» авторитетов, «разрушении» существующих правил и традиций.
Формирование морального облика человека – чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст – один из наиболее важных его этапов.
Самосознание
Типы самосознания
Важнейшей составляющей сознания является самосознание. Существует два типа самосознания: 1) индивидуальное самосознание, которое формируется в человеке на протяжении всей его жизни; 2) коллективное самосознание, присущее большой социальной группе, чаще всего нации или народу. Взаимосвязь первого и второго типов самосознания проявляется в таком специфическом и весьма сложном феномене, каким выступает самоидентификация или просто идентификация.
Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому человеку).
Она подразумевает то, в какой степени человек, осознавший себя как личность, идентифицирует себя со своим народом или этносом. Возможно, что первый тип идентификации предшествует или должен предшествовать второму. Действительно, прежде чем понять себя как часть великого народа, сначала необходимо почувствовать себя личностью.
Индивидуальное самосознание
Рассмотрим вначале индивидуальное самосознание. Оно — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нём.
Самосознание — осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
В развитии самосознания можно выделить три уровня. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включённости в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и способен свободно ориентироваться в нём. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий (третий) уровень развития самосознания — возникновение сознания «я» как такого образования, которое хотя и похоже на «я» других людей, но одновременно неповторимо.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое свойство даёт возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас. Рефлексия же — это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание человека на самом себе, на своих знаниях и опыте. В ходе рефлексии человек осознаёт своё «я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своём отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определённые жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок.
Коллективное самосознание
Перейдём к анализу коллективного, или этнического, самосознания. С массовым сознанием народа или нации тесно связано их самосознание, которое выражается через культурные традиции: музыку, танцы, обычаи, обряды. Самосознание народа или нации является отражением его или её признаков, в том числе культуры, языка. Оно способно стимулировать консолидацию людей, ориентацию конкретных масс на достижение успеха, осуществление интересов страны.
Так, в период I960—1970-х гг. советские СМИ пропагандировали идеи равенства, взаимопомощи и дружбы народов. Проявления межнациональных трений замалчивались или в тех редких случаях, когда обнародовались, публично осуждались.
Конспект по обществознанию на тему «Сознание и самосознание личности»
Сознание и самосознание личности.
Человек есть не только сам в себе, он есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде.
Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Что такое самосознание: понятие, структура, функции
Приветствую Вас, друзья!
Далеко не все люди правильно понимают, что такое самосознание, несмотря на то, что это слово знакомо каждому человеку, и многие используют его в самых разных смыслах. В психологии данным термином описывают совокупность представлений человека о себе, своем физическом теле, своей психике, своём текущем состоянии и о том, как он выглядит со стороны. Самосознание формируется в детстве, когда ребёнок начинает задумываться о том, как окружающие воспринимают его и совершаемые им поступки. Сегодня мы подробно разберём, что такое самосознание, как оно формируется и как устроено.
Что такое самосознание?
В психологии термином «самосознание» называют восприятие человеком собственной личности – то, как он видит своё место в обществе и мире, то, как оценивает собственные поступки, а также то, как в его понимании его поступки воспринимаются окружающими. Также в это понятие входит восприятие собственных эмоций, потребностей, целей, мотивов и собственной роли в обществе.
При этом сознание является одновременно и объектом для познания, и познающим субъектом. Человек наблюдает за собой, оценивает нравственность собственных поступков и корректирует собственные представления о нравственности и морали. Под влиянием самосознания он осознаёт себя как личность – самостоятельную, но в то же время неотделимую единицу социума.
Самосознание личности в психологии
В психологии не выработано единой концепции понимания самосознания, поскольку оно является сложным и многогранным. В качестве синонимов могут использоваться такие термины как «самоидентичность», «я-концепция» (one’s self-concept), «самость».
Понятие самосознания ввёл в психологию советский психолог и философ Сергей Рубинштейн, описав его как возможность понимать себя и окружающих, воспринимать структуру взаимоотношений между людьми.
Исследования в данной сфере проводил также Лев Выготский, который выяснил, что самосознание начинает формироваться в раннем детстве и окончательно оформляется у подростков в процессе взросления. Он указал на то, что для формирования самосознания необходима способность размышлять, которая у ребёнка формируется примерно к 7 годам. Поэтому дошкольникам очень сложно оценивать любые ситуации с какой-либо другой точки зрения, кроме собственной.
Советский психолог Вольф Мерлин выделяет следующие элементы, определяющие самосознание личности:
В современной психологии выделяют такие критерии самосознания:
В качестве одного из ключевых пластов самосознания психология рассматривает отношение человека к окружающим. Всего выделяют четыре уровня такого отношения:
Структура самосознания
Самосознание состоит из таких элементов как:
Можно условно разделить самосознание на две составляющих: познание себя и отношение к себе. Когда человек мысленно высказывает мнение о себе, своих способностях, нравственных качествах или текущем состоянии, он предстаёт одновременно в виде субъекта и в виде объекта. Для обозначения этих сторон используются термины «Я» (или «Я-субъект») и самость (или «Я-объект»).
«Я» обладает способностью наблюдать за самостью, давая оценку чувствам, мыслям, мотивам и поступкам. Помимо прочего, «Я» наблюдает и за собственной склонностью наблюдать. Самость же рассматривается многими исследователями как механизм, заставляющий личность стремиться к достижению максимума своих возможностей.
Самосознание – это достаточно сложная система, которую для лучшего понимания можно условно разделить на 4 уровня:
Также в структуре самосознания можно выделить 3 пласта, связанных с тем, как человек воспринимает себя со стороны и как видит собственную роль в обществе:
Функции самосознания
С точки зрения современной психологии, самосознание – это важный психологический механизм, выполняющий целый ряд необходимых человеку функций:
Формы самосознания
Стараясь лучше понять, что такое самосознание, исследователи обнаружили, что у него существует четыре разных формы проявления. Рассмотрим каждую из них подробнее.
1. Самопознание
Данное понятие включает познание своих личных качеств, а также физических возможностей. Оно обеспечивает нам самоидентификацию среди других людей. Самопознание включает такие процессы как:
Основная цель процесса самопознания – формирование у человека достаточно полного представления о себе, понимание того, что он собой представляет и какими возможностями обладает.
2. Самоконтроль
Получая информацию о своей сущности, своих желаниях и потребностях, человек может корректировать своё поведения, выбирая более правильные, нравственные или рациональные действия. Нам под силу поменять практически всю нашу действительность, полностью отказавшись от нежелательных мыслей, высказываний или действий, противоречащих нашим актуальным установкам.
3. Самооценка
Самооценка служит показателем того, как человек воспринимает собственные качества и возможности, насколько любит и уважает себя. Достаточно самоуверенный человек, способный принимать решения и действовать целенаправленно обладает адекватной самооценкой. Если самооценка занижена, то человеку приходится постоянно зависеть от чужого мнения, жить с массой комплексов и чувством вины. Завышенная же самооценка делает его надменным, заставляя его игнорировать чужое мнение и ухудшая взаимодействие с окружающими.
4. Самопринятие
Данная форма самосознания включает два аспекта:
Это подразумевает, что человек, независимо от собственных качеств, возможностей, способностей, наличия талантов и знаний, принимает себя как полноценную личность. Он не критикует себя, не корит за недостатки и ошибки. Он уверен, что заслуживает всего, чего желает. Для этого он работает над собой, развивается, совершенствуется, повышает уровень своего образования, стремится овладеть новыми навыками.
Как формируется самосознание
Советский и российский психолог Валерия Мухина подробно описала процесс формирования самосознания у ребёнка. Рассмотрим основные аспекты, показанные в её работах.
1. Осознание своего имени
Имя – важная составляющая самосознания. И для ребёнка именно представление о собственном имени становится одним из первых элементов самосознания. Он постоянно слышит это имя от родителей и постепенно начинает отождествлять себя с ним. Впоследствии оно помогает ему выделять себя, идентифицировать себя как личность. Позже он узнаёт, что у него есть фамилия и отчество, отчего конкретизация усиливается.
Большинство детей учится называться себя «Я» примерно к трём годам. До этого они называют себя по имени – так, как их называют окружающие.
Потом у ребёнка появляются прозвища, он учится примерять на себя роли различных персонажей из детских игр. Постепенно взрослея, он может придумать себе новое имя, которое будет стремиться сделать своим, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность. Для некоторых подростков это настолько важно, что при получении документов они меняют имя по-настоящему.
2. Осознание своего тела
Базовое представление о своём теле и его границах формируется у ребёнка примерно к 1 году. Позже он учится узнавать себя в зеркале, узнаёт, что он растёт и что его тело постоянно меняется. Он познаёт боль от ушибов и прочих физических воздействий, понимает, что своими действиями может причинять боль другим.
3. Потребность в признании
Поскольку детям свойственен эгоцентризм, ребёнок ждёт, что всё внимание всегда будет направлено на него. Постепенно он узнаёт, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими. И каждый раз, совершив хороший поступок, он ждёт признания и одобрения со стороны взрослых. Если взрослые неправильно реагируют на его поведение, у него могут формироваться отрицательные качества – агрессивность, склонность к обману, неуверенность в себе.
4. Половая идентификация
Несмотря на то, что дети уже в раннем возрасте понимают свою принадлежность к определенному полу, а первые симпатии между мальчиками и девочками возникают в начальных классах, настоящая половая идентификация происходит только с наступлением пубертатного периода. У них формируются стереотипы мужского и женского поведения, парни начинают считать себя мужчинами, а девушки – женщинами.
5. Представление о социальном пространстве
В течение процесса взросления у ребёнка формируется и постоянно меняется представление о социальном пространстве. Данное понятие включает условия, в которых живёт ребёнок:
В юношеском возрасте у человека возникает стремление расширить своё социальное пространство, при этом он плохо понимает, что ему нужно, поэтому склонен резко менять приоритеты и принимать импульсивные решения.
Заключение
Самосознание – это необходимый атрибут сформировавшейся личности. Важно учитывать, что самосознание не закодировано в генах, оно не возникает само себе и не формируется без наличия необходимых факторов. Поэтому родители должны ответственно относиться к процессу его формирования у своего ребёнка.
Очень важно демонстрировать ребёнку адекватный уровень внимания и уважения, своевременно указывая ему на ошибки и поощряя правильные поступки. В таком случае у него сформируется правильное самосознание и адекватная самооценка, что позволит ему стать успешным человеком во взрослом возрасте.