Что такое самурай кратко
Кто такие самураи? Воспитание, обучение, подготовка.
Кто такие самураи? Самураи— военно-феодальный класс мелких дворян и князей (даймё) в феодальной Японии. Зачастую самураев сравнивают с рыцарями средневековой Европы, но такая аналогия во многом неверна.
Название «самурай» произошло от слова saberu, что переводится как «служить»; другими словами самурай — служилый воин. Самураи были не только рыцаями-солдатами. Они также являлись телохранителями своего господина, и одновременно прислуживали ему в обыденной жизни.
Воспитание, обучение, подготовка
Задачей воспитания в детях долга сына (оякоко) было не только развитие уважения к родителям, но и создание преданности императору, который считался отцом воина. Долг сына являлся опорой верности вассала господину. Не меньше, чем отца, почитали наставника будущего самурая. Авторитет учителя был крайне велик, его указания исполнялись без пререканий. Известная пословица говорит: «Родитель тот, кто дал мне жизнь, учитель тот, кто сделал меня человеком».
Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых преемников, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддистском пренебрежении к смерти, почитании родителей и преданности своему сюзерену. Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.
Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес. Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.
Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.
Данное воспитание развивало бесстрашие, хладнокровие и эмоциональную стойкость, благодаря чему самураи не теряли четкости мысли даже в самых сложных ситуациях.
В любой семье, при дворе каждого самурая были оборудованы замечательные комнаты для обучения владению мечом, места для тренировки стрельбы из лука и физических упражнений. Обучение, как правило, начиналось в 8 лет и заканчивалось в 16.
Однако именно в таких школах учились большинство японских философов, известных поэтов, писателей и популярных художников периода феодальной Японии.
В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё – катана и вакидзаси), с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни; девушка получала короткий кинжал кайкэн – знак принадлежности женщины к самурайскому сословию. Молодой самурай переходил в другую возрастную группу – становился взрослым.
В процессе церемонии самурай получал взрослое имя, образовывал церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), и проходил проверку силы самурая.
Опекуном прошедшего гэмбуку как правило приглашали стать влиятельного и известного феодала, для самураев это было очень важно и в это время происходило утверждение взаимной ответственности господина и буси.
Взяв в руки меч и пройдя церемонию инициации, юноша получал свободу и независимость, преисполнялся чувством достоинства и ответственности. Он становился настоящим самураем.
Видео про самураев
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Самурай
Само же слово «самурай» происходит от глагола saberu, в дословном переводе означающего «служить, поддерживать»; то есть самурай — служилый человек. Самураи — не только воины-рыцари. Они были и телохранителями своего даймё или сюзерена, и в то же время его слугами в повседневной жизни.
Содержание
История
Зарождение
Самурайство зародилось в результате реформ Тайка (646 г.) которые были проведены как попытка перенять политическую, бюрократическую и военную структуру династии Тан. Наибольший же толчок к развитию даймё и самураев как класса дал император Камму в конце VIII — начале IX века, обратившись за помощью к региональным кланам в борьбе против айнов.
В X—XII вв. в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).
Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192—1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната — правления самурайского сословия с верховным военачальником (сёгуном) во главе.
Золотой Век
Золотым веком самурайства считается период от первого Сёгуна до войны Онин. С одной стороны, это был мирный период (не считая попытки монгольского вторжения), с другой — численность самураев не так велика, как при Токугава (когда чуть ли не каждый пятый японец был самураем), что позволяло самураям иметь высокий жизненный уровень.
После победы над домом Тайра Минамото но Ёритомо вынудил императора присвоить ему титул сёгуна, а рыбацкое селение Камакура, где размещалась его штаб-квартира, превратил в свою резиденцию. Отныне сёгун становился самым могущественным человеком в стране: наивысшим по рангу самураем и главным министром в одном лице. Хотя официально верховная власть в государстве принадлежала императору, да и двор его сохранял определённое влияние, господствующее положение они утратили — император вынужден был соглашаться с решениями сёгуна под угрозой «добровольного» отречения от престола.
Ёритомо создал новый орган управления империей, именовавшийся «полевой ставкой» («бакуфу»). Как и сёгун, большинство его министров и их помощников были самураями. Благодаря этому, дух самурайского сословия проник во все сферы общественной жизни Японии.
Опытный полководец, Ёритомо на все важные посты в провинциях назначил людей, снискавших его доверие в войне Гэмпэй. Кроме того, в каждой провинции были учреждены две новые должности военного губернатора и земельного главы, подчинявшихся и подотчётных непосредственно бакуфу, главой которого был сам сёгун. Таким образом, сёгун и его министры были прекрасно осведомлены о том, что происходило в стране, и могли, в случае необходимости, своевременно принять решительные меры.
Камакурский сёгунат, просуществовавший около полутораста лет, открыл новую главу в истории Японии и самурайства.
Эпоха междоусобных войн
Со временем военные губернаторы становились всё более независимыми от сёгуната. Они превращались в крупных феодалов, сосредотачивая в своих руках богатые земельные наделы. Особенно усилились дома юго-западных провинций Японии, которые значительно увеличили свои вооружённые силы.
Кроме того, благодаря оживлённой торговле с Китаем и Кореей феодалы западных и юго-западных провинций, откуда она в основном велась, значительно обогатились. Камакурский сёгунат, не желая мириться с усилением отдельных самурайских домов, препятствовал торговой деятельности феодалов, что послужило одним из поводов для возникновения оппозиционных настроений по отношению к Камакурскому сёгунату среди самурайских домов.
В результате Камакурский сёгунат был низложен, а титул сёгуна перешёл к представителям дома Асикага. Первым сёгуном новой династии стал Асикага Такаудзи. Глава нового сёгуната оставил разрушенную во время междоусобицы прежнюю ставку бакуфу — Камакура — и вместе со всем правительством переехал в императорскую столицу Киото. Попав в Киото, сёгун и влиятельные самураи, для того, чтобы сравняться с кичливой придворной знатью, начали строить себе великолепные дворцы и постепенно погрязли в роскоши, безделье, интригах императорского двора и начали пренебрегать государственными делами.
Ослаблением централизованной власти немедленно воспользовались военные губернаторы провинций. Они формировали собственные отряды самураев, с которыми нападали на своих соседей, видя в каждом врага, пока, наконец, в стране не вспыхнула полномасштабная гражданская война.
Последняя фаза этой войны в средневековых хрониках именуется «эпоха сражающихся провинций» (Сэнгоку Дзидай). Длилась она с 1478 по 1577 гг.
В середине XVI века казалось, что империя, сотрясаемая гражданской войной, развалится на отдельные государства, но даймё провинции Овара (в центральной части острова Хонсю) Ода Нобунага удалось положить начало процессу нового объединения страны. Совершив несколько удачных военных походов против крупных феодалов и разгромив некоторые буддистские монастыри, участвовавшие в междоусобных войнах, Ода Нобунага смог подчинить своей власти центр страны с императорской столицей Киото. В 1573 году он сверг Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из семьи Асикага. В 1583 г. в одном из храмов Киото Нобунага совершил сэппуку, чтобы избежать пленения армией предавшего его генерала.
Дело объединения страны продолжил один из самых способных генералов Нобунаги — Тоётоми Хидэёси, необразованный, тщеславный, но смышлёный и волевой выходец из крестьянских низов. Он продолжил дело своего покровителя с беспощадной решимостью и уже к 1588 г. фактически объединил страну.
В эпоху междоусобных войн произошло некоторое размывание границ сословия, так как удачливый простолюдин мог, подобно Тоётоми Хидэёси, не просто стать самураем, а сделать головокружительную карьеру (сам Тоётоми Хидэёси, будучи сыном простого крестьянина, не мог стать сёгуном, но был им без титула). Размыванию границ сословия также способствовало то, что многие полководцы в ту эпоху использовали в качестве вспомогательных воинских сил непрофессиональных солдат, завербованных из крестьянских семей. Ещё более подорвали систему традиционного самурайства законы о рекрутских повинностях, введённые Ода Нобунага.
В 1598 г. Хидэёси умер, оставив власть своему несовершеннолетнему сыну, вместо которого государственными делами должен был руководить регентский совет. Именно из этого круга вскоре выделился человек, завершивший объединение страны установлением единовластия — Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (ныне Токио), хитростью и силой устранил сына Хидэёси и провозгласил себя сёгуном, положив начало сёгунату Токугава, эпоха которого продолжалась более двухсот пятидесяти лет.
Закат
Сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603—1867). Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально — «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.
Кодекс поведения самурая «Бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. Законодательство Токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса». В период правления дома Токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды самураев использовались, главным образом, для подавления крестьянских восстаний.
Вместе с тем, даймё не нуждались в таких больших отрядах самураев, которые существовали ранее, в периоды феодальных войн, и число самураев в их военных отрядах сокращалось. Часть самураев превращалась в ронинов (деклассированных самураев, вассальная зависимость которых от князей прекратилась; ронины часто переходили на положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью). Иные самураи пополняли ряды ниндзя — наёмных убийц.
Процесс внутреннего распада сословия самураев заметно усилился с середины XVIII века. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению самурайства. Всё больше и больше самураев и даже влиятельных даймё попадало в долговую зависимость от ростовщиков.
Своего рода комплекс неполноценности, порождённый в самураях их странным положением, находил выражение в обострённой тяге к традиционным духовным ценностям. Повсюду возникали разнообразные школы воинских искусств. С новой силой вспыхнул угасший на время междоусобных войн интерес к философии Дзэн, чайной церемонии, живописи и гравюре, изящной словесности.
Многие самураи, даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей, ремёслами и т. д. Рядовые самураи (особенно в княжествах Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзен), тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в незавершённой буржуазной революции 1867—1868 (см. Мэйдзи исин). После неё сословие самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено, однако самураи не потеряли своего привилегированного положения.
Значительная часть самураев, ещё при Токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872—1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны — всё это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин «самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.
Воспитание самурая
Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами, фундаментом в воспитании молодёжи сословия самураев, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, буддийском безразличии к смерти, страху и боли, конфуцианском культе сыновней почтительности и чисто японской основе — верности своему феодалу. Семья и наставник прежде всего заботились о становлении характера подростка, вырабатывали отвагу и мужество, выносливость и терпение. Будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого. Такой характер развивался чтением рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных героев, знаменитых военачальников и самураев, просмотром театральных представлений. Нередко отец приказывал будущему воину для развития смелости отправляться ночью на кладбище или место, известное своей дурной славой (где «водилась» нечистая сила и т. д.). Практиковалось посещение мальчиками публичных наказаний и казней, а также ночной осмотр отрубленных голов преступников, на которых сын самурая должен был оставить свой знак, доказывающий, что молодой буси действительно приходил на указанное ему место. Чтобы развить у молодёжи терпение и выносливость, сыновей воинов заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна (во время праздников богов учения), ходить босиком зимой, рано вставать и т. д. Ненамеренное же лишение пищи считалось полезным.
Бусидо
Этический кодекс поведения самурая в средневековой Японии. Кодекс появился в период XI—XIV веков и был формализован в первые годы сёгуната Токугава.
Знаменитые самураи
Соперники Оды Нобунаги в борьбе за объединение Японии, реально имевшие шанс войти в число объединителей Японии:
Настоящий самурай: какими на самом деле были великие японские воины
Самурай: определение слова
В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай — это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак — японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.
Эта цель прослеживается в самом определении «самурай». Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол «служить». Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина — дайме. Многие европейцы считают, что самурай — это служилый человек, которого можно называть японским словом «буси». Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.
Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.
Социальный состав[ | ]
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 мая 2020 года
История самурайства: краткая историческая справка
Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.
Несколько веков междоусобных войн благоприятно сказались на формировании класса воинов, к семнадцатому веку они стали многочисленным и достаточно обеспеченным сословием. Особенно большим уважением пользовались личные самураи сегуна — фактического правителя страны. Он являлся главным военачальником и устанавливал в стране жесткий режим, с которым был вынужден согласиться даже император страны, становившийся лишь номинальным главой Японии.
К концу девятнадцатого века, когда в стране прекратились военные столкновения, отпала необходимость и в самураях. Они постепенно стали находить себе новые должности и занятия. Многие из них нашли себя на государственной службе, другие стали землевладельцами. Можно сказать, что сословие полностью изжило себя и осталось только в романтических японских легендах.
Сегунат
В 1192 году возник политический строй, который позже был назван сегунатом. Это была сложная и двоякая система управления всей страной, когда одновременно правили император и сегун – образно говоря, главный самурай. Японский феодализм опирался на традиции и власть влиятельных родов. Если Европа преодолела собственные междоусобицы в эпоху Возрождения, то далекая и изолированная островная цивилизация еще долго жила по средневековым правилам.
Это и был период, когда самым престижным членом общества считался самурай. Японский сегун был всесилен благодаря тому, что в конце XII века император даровал носителю этого титула монопольное право собирать в стране армию. То есть любой другой претендент или крестьянское восстание не могли устроить государственный переворот из-за неравенства сил. Сегунат просуществовал с 1192 по 1867 гг.
Личные качества самурая
То, каким должен быть самурай, описано в кодексе Бусидо. О нем мы еще поговорим чуть позже. Ведь он сформировался в расцвет самурайства, до этого момента о личных качествах самурая юным воинам рассказывали их учителя.
Самыми главными чертами настоящего самурая считались преданность, честность и храбрость. Именно из этих характеристик складывался кодекс чести воина, который в дальнейшем трансформировался в бусидо.
Страшнее всего для воина было потерять честь и покрыть себя позором в бою. О таких самураях говорили, что они не достойны даже ритуала харакири — самоубийства посредством вспарывания живота на глазах зрителей. Такой воин бродил по стране и пытался зарабатывать уже как обычный наемник без чести и достоинства. Их услугами в Японии активно пользовались, но относились к наемникам с нескрываемым пренебрежением.
Зарождение сословия
Приблизительно в XVIII веке появились те самые воины, преемником которых является любой самурай. Японский феодализм возник в результате реформ Тайка. Императоры прибегали к помощи самураев в своей борьбе против айнов – коренных жителей архипелага. С каждым новым поколениям эти люди, исправно служившие государству, обзаводились новыми землями и деньгами. Сформировались кланы и влиятельные династии, владевшие значительными ресурсами.
Приблизительно в X-XII вв. в Японии происходил процесс аналогичный европейскому – страну сотрясали междоусобные войны. Феодалы боролись друг против друга за земли и богатства. При этом императорская власть сохранялась, но она была крайне ослаблена и не могла препятствовать гражданскому противостоянию. Именно тогда японские самураи получили свой кодекс правил – бусидо.
Внешний вид самурая
До наших дней сохранились многочисленные свидетельства того, как выглядели средневековые самураи. На протяжении многих лет их внешний вид практически не претерпевал изменений, впрочем, как и ритуалы, связанные с обучением молодых воинов и посвящением их в самураи.
Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.
Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости — с выбритым лбом было удобнее носить шлем.
Довольно часто воины носили доспехи. Они изготавливались из тонких искусно выделанных пластин кожи или металла, соединяющихся друг с другом прочными шнурками. Часто пластины покрывали несколькими слоями лака, что увеличивало их прочность. Самурайский шлем полностью закрывал голову от стрел и ударов врага, он тоже изготавливался из гибких пластин. Довольно распространено было украшать шлем яркими масками, которые выполняли одновременно защитные и устрашающие функции.
Самурайские мечи ковали из тысяч слоёв стали
Фото: Wolcott, Katherine / The University of Vermont / Wikimedia Commons
Многие считают, что настоящие катаны куются мастером‑оружейником в течение нескольких лет. За это время кузнец множество раз складывает стальную заготовку, сообщая мечу невероятную прочность и остроту.
Это, конечно же, заблуждение. Заготовки из тамахаганэ, японской стали, называемой также «алмазной», и правда изготавливаются путём многократного сложения и последующего расплющивания металла.
Но слоистую сталь, которую записывают в преимущества катаны, японцы делали не из‑за её уникальных свойств, а потому что у них не было более эффективного способа очистить Science of Tatara and Japanese Sword, Japanse Swordmaking Process железистый песок от примесей и лучше распределить Study of Microstructures on Cross Section of JAPANESE SWORD в металле углерод. Такой метод обработки железа — не великая тайна японских мастеров, а вполне обыденная техника, которой пользовались по всему миру.
Тысячи раз сталь не складывали. Сгибать заготовку больше 20 раз — бессмысленно терять время, поскольку это приводит Japanse Swordmaking Process к чрезмерной диффузии углерода в материале. Процесс сгибания стали, называемый сита‑китаэ, повторяли всего 8–16 раз.
А когда японцы начали завозить металл из Европы, то вообще бросили тратить силы на сита‑китаэ, ведь европейская сталь была дешевле и гораздо лучше по качеству.
И катаны не ковали годами. В среднем на один меч уходило How long does it take to forge a katana?, WHY DID IT TAKE BLADESMITHS SO LONG TO MAKE A KATANA? от трёх недель до нескольких месяцев.
Воспитание и обучение юных воинов
Так как самурай — это феодал, то его титул передавался в Японии по наследству. Отец должен был воспитать в своем сыне безграничную преданность к господину. На это были направлены все силы учителя.
С детства будущему самураю внушают презрение к смерти, ведь вся его жизнь представляется в философии самураев всего лишь путем к достойному концу. С этой целью к домашнему обучению присоединялись учителя, они становились вторыми родителями для мальчика и имели на него все права. В процессе обучения юноша должен стать бесстрашным, выдержанным и стойким. Для такого воина нет ничего невозможного, если таков приказ господина. В случае необходимости самурай мог с радостью отдать жизнь за своего хозяина, а для этого он должен иметь чувство пренебрежения к смерти. Это достигалось особыми методами воспитания.
Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.
К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.
Феодальная иерархия
Самурайское сословие всегда отличалось строгой иерархией. На самом верху этой лестницы находился сегун. Далее шли дайме. Это были главы самых важных и могущественных в Японии семей. Если сегун умирал, не оставив наследника, то его преемник избирался как раз из числа дайме.
На среднем уровне находились феодалы, обладавшие небольшими поместьями. Их приблизительное количество колебалось в районе нескольких тысяч человек. Далее шли вассалы вассалов и рядовые солдаты без собственности.
В период своего расцвета самурайское сословие составляло около 10% всего населения Японии. К этой же прослойке можно отнести членов их семей. Фактически могущество феодала зависело от размера его поместья и дохода от него. Часто его измеряли в рисе – главной еде всей японской цивилизации. С воинами в том числе расплачивались и буквальным пайком. Для такой «торговли» даже существовала своя система мер и весов. Коку равнялся 160 килограммам риса. Примерно такого объема еды хватало, чтобы удовлетворить потребности одного человека.
Чтобы понять ценность риса в средневековой Японии, достаточно привести пример самурайской зарплаты. Так, приближенные к сегуну получали от 500 до нескольких тысяч коку риса в год в зависимости от размера своего поместья и количества собственных вассалов, которых также нужно было кормить и содержать.
Обряд посвящения в воины
На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей — дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.
Музыка
Музыка в Samurai Champloo является смесью сразу нескольких музыкальных направлений. Вы услышите ритмичный хип-хоп и рэп, мелодичный джаз и блюз, традиционное японское звучание сямисэна и классическую музыку. За счет использования различных музыкальных направлений создатели аниме смогли удовлетворить вкусы разных поколений: тем, кто постарше, понравится джаз и блюз, более молодым поколениям, без сомнения, ближе хип-хоп и рэп. Музыка грамотно управляет темпом повествования, и задает требуемую атмосферу: во время боевых сцен играют мелодии, добавляющие происходящему динамичности и зрелищности, во время драматичных моментов предпочтение отдается проникновенной классической музыке. Кроме того, для Samurai Champloo были созданы отличные опенинг и эндинги.
Мог ли самураем стать простолюдин?
В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай — это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.
Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.
Отношение к государству
Женщины-самураи: миф или реальность?
В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.
Воинская честь
В средние века имена японских самураев знал каждый житель страны, так как именно они являлись государственной и военной элитой. Немногие желавшие присоединиться к этому сословию могли это сделать (или из-за худородности, или из-за несоответствующего поведения). Закрытость самурайского сословия заключалось как раз в том, что в него редко пускали чужаков.
Клановость и исключительность сильно повлияли на нормы поведения воинов. Для них на главном месте стояло собственное достоинство. Если самурай навлекал на себя позор недостойным поступком, он должен был покончить жизнь самоубийством. Такая практика получила название харакири.
За свои слова должен был отвечать каждый самурай. Японский кодекс чести предписывал несколько раз подумать, прежде чем делать какое-либо заявление. Воины были обязаны быть умеренными в пище и избегать распущенности. Настоящий самурай всегда помнил о смерти и каждый день напоминал себе о том, что рано или поздно его земной путь кончится, поэтому важно лишь то, смог ли он сохранить собственную честь.
Кодекс Бусидо: краткие положения
Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.
Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.
В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай — это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.
Таки коммерция?
Рёму будто подменили. Едва умевший читать любитель махания мечом с головой зарылся в книги, особенно гайдзинские, и приложил все силы к развитию созданной Кацу военно-морской школы и верфи в Кобэ.
В своих письмах Сакамото не жалеет эпитетов в адрес гайдзинов и их пособников, но теперь путь к спасению Японии он видит исключительно в том, чтобы превзойти иноземцев в их науке.
К традиционным двум мечам Рёма добавил револьвер «смит-вессон», а вместо деревянных гэта стал носить удобные американские ботинки — раз уж сёгунат запретил его роду ношение модных самурайских раздвоенных носков.
Заодно Сакамото проникается западными идеями и становится сторонником отмены сословной системы: в конце концов, каждый японец — самурай по духу!
Кайэнтай, Рёма третий слева, 1867
Впрочем, Сакамото пользовался и обычными парусниками. С одним из которых случилась печальная и поучительная история. Даймё (владыка) Кии тоже купил пароход.
Предвосхищая подвиги игроков в World of Warships повышенной сохатости, бравые моряки Кии в первый же выход в море дали самый полный вперёд и стали с залихватским «ололо» сносить всё, что не успевало убраться с курса. Не успел и один из парусников «Кайэнтай», не ожидавший эдакого кретинизма.
Сакамото был крайне возмущён потерей судна, части команды и 400 контрабандных винтовок и, будучи современным человеком, подал в суд. Но власти Кии с видом лихим и придурковатым заявили, что суды — это для длинноносых гайдзинов и предателей духа Ямато, а самурай в своём огороде всегда равен воеводе.
Сакамото пожал плечами, почесал голову и сочинил несколько обидных песенок про даймё Кии и его морских оленей. Песенки подхватил народ, и вскоре их совершенно непочтительно распевали сначала в Нагасаки, а затем мемы добрались и до Эдо. От эдакой потери лица даймё Кии заодно потерял аппетит и сон и выплатил-таки острослову компенсацию. А то ведь ещё что придумает обидное.
Цензура
Еще одной понравившейся мне стороной оказался уровень цензуры. Сценаристы аниме часто любят вдаваться в крайности: они или убирают все жестокие сцены, тем самым понижая допустимый возрастной рейтинг, но кардинальным образом изменяя атмосферу (Gate); или же перенасыщают аниме жестокими сценами, тем самым прикрывая недостаток смысла в сюжете или поверхностность персонажей – кровь льется в чрезмерных количествах, повсюду происходят убийства и прочие непотребства (Akame ga Kill). Ни то, ни другое я не считаю допустимым. Samurai Champloo оказался тем редким представителем аниме, в котором концентрация жестокости и цензуры выбрана оптимальным образом. Да, тут есть убийства и отрубленные конечности (такова Япония времен расцвета самураев), однако зрителя не пихают лицом в подобные сцены. Ты проникаешься суровой атмосферой Японии, но при этом видно, что кровь здесь проливается не ради зрелищности.