Что такое санитарная зона
Гигиенические требования к санитарно-защитным зонам
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта.
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий и натурных исследований.
Территория санитарно-защитной зоны предназначена для:
— обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;
— создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
— организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха, повышение комфортности микроклимата.
Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного предприятия и/или группы предприятий. Для предприятий I-III класса опасности проект санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
В составе проекта санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений об их соответствии санитарным
Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры ориентировочных санитарно-защитных зон:
— предприятия I класса — 1000 м;
— предприятия II класса — 500 м;
— предприятия III класса — 300 м;
— предприятия IV класса — 100 м;
— предприятия V класса — 50 м.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, гаражей и автостоянок, магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок устанавливаются санитарные разрывы.
В зависимости от характеристики выбросов для предприятий, по которым ведущим для установления СЗЗ фактором является химическое загрязнение атмосферы, размер СЗЗ устанавливается от границы промплощадки и источника выбросов загрязняющих веществ.
От границы территории промплощадки (границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности, и оформленного в установленном порядке):
— от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
— в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории предприятия;
— при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.
От источников выбросов:
— в случае наличия только высоких источников нагретых выбросов.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны разрабатывается последовательно:
— расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.);
— установленная (окончательная) санитарно-защитная зона – на основании результатов натурных наблюдений и измерений, для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и предельно-допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.
Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены при условии:
— объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);
— подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;
— уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.
Размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов — по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя, для предприятий III, IV и V классов — по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещение:
— коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков;
— предприятий по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий в границах санитарно-защитных зон и на территории предприятий других отраслей промышленности, а также в зоне влияния их выбросов при концентрациях выше 0,1 ПДК для атмосферного воздуха;
— предприятий пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды не допускается размещать в границах санитарно-защитных зон и на территории промпредприятий других отраслей промышленности;
— спортивных сооружений, парков, образовательных и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений.
Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:
— здания управления, конструкторские бюро, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, гостиницы, гаражи, станции технического обслуживания автомобилей и т.д.
Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный возхдух.
Что такое санитарная зона
Понятие санитарно-защитная зона довольно распространенное, но не все знают, для чего она нужна и каким предприятиям она необходима.
Санитарно-защитная зона— специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Размеры санитарно-защитных зон различны и зависят от вида производства – чем выше риск неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека, тем больше санитарно-защитная зона.
Если за пределами промышленной площадки уровень загрязнения атмосферного воздуха превышают 0,1 ПДК (предельно допустимые концентрации) и/или ПДУ (предельно допустимые уровни), то для такого предприятия санитарно-защитная зона необходима для обеспечения безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м.
Производственный лабораторный контроль атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны производства, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Кроме того, в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
— мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
— функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Если предприятие реконструировалось или технически переоснащалось, то после завершения всех работ необходимо провести исследования атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух.
Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:
Автомагистраль, расположенная в санитарно-защитной зоне промышленного объекта и производства или прилегающая к санитарно-защитной зоне, не входит в ее размер, а выбросы автомагистрали учитываются в фоновом загрязнении при обосновании размера санитарно-защитной зоны.
Размеры санитарно-защитных зон различны и зависят от вида производств, например:
· Санитарно-защитная зона 1000 м.
Объекты по добыче горючих сланцев. Комбинаты черной металлургии и цветных металлов, производство алюминия, ртути, коксогаза, удобрений, красителей, ядохимикатов, токсичных химических соединений, синтетических волокон, а также производство по переработке нефти, нефтяного и природного газа и другие предприятия неправильная эксплуатация которых может привести к серьезным последствиям для окружающей среды и здоровья человека. Лесохимические комплексы. Промышленные объекты по содержанию и убою скота, мясокомбинаты.
Свиноводческие комплексы и комплексы крупного рогатого скота.
· Санитарно-защитная зона 500 м.
Объекты по добычи гипса и асбеста. Производство органических растворителей и масел, спиртов, кислот; предприятия по переработке торфа; производства искусственной кожи.
Производство свинцовых аккумуляторов и стальных конструкций. Производство воздушных судов, автомобилей, железнодорожных вагонов.
Производства свеклосахарные, альбумина, декстрина, глюкозы и патоки.
Производства по обработке и протравлению семян. Склады сжиженного аммиака.
Таможенные терминалы, оптовые рынки.
· Санитарно-защитная зона 300 м.
Производство кальцинированной соды, селитры, химических реактивов, никотина, большинства минеральных солей, прессматериалов, железобетонных изделий, искусственных минеральных красок, искусственных камней, шин, клееной обуви, а также резиновых смесей для них.
Производство санитарно-технических изделий, мясомолочного машиностроения. шахтной автоматики. Промышленные объекты по добыче торфа, каменного, бурого и других углей. Прядильно-ткацкое производство.
Объекты по добыче и обработке промысловых рыб. Производство пива, кваса и безалкогольных напитков.
Производство по производству растительных масел. Производство по розливу природных минеральных вод с выделением пахучих веществ.
Мясоперерабатывающие, консервные производства. Зверофермы. Гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Автобусные и троллейбусные вокзалы.
· Санитарно-защитная зона 100 м.
Производство бумаги, глицерина, мыла, товаров бытовой химии. Заводы полиграфических красок и производства по переработке пластмасс. Производство тяжелых прессов. Полиграфические комбинаты. Производство по ремонту дорожных машин, автомобилей, кузовов, подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена.
Промышленные объекты (карьеры) по добыче мрамора, песка, глины с отгрузкой сырья транспортерной лентой.
Швейное производство. Производство спортивных изделий. Производство фурнитуры. Производство обуви. Элеваторы. Производство кофеобжарочное. Производство пищевого спирта. Кукурузно-крахмальные, кукурузно-паточные производства. Производство вина и столового уксуса. Молочные и маслобойные производства. Сыродельные производства. Тепличные и парниковые хозяйства. Химчистки. Прачечные. Банно-прачечные комбинаты.
· Санитарно-защитная зона 50 м.
Производство готовых лекарственных форм, бумаги из макулатуры, изделий из пластмасс и синтетических смол, «сухого льда», спичек, пневмоавтоматики.
Сборка мебели из готовых изделий без лакирования и окраски.
Производство пряжи и тканей из хлопка, льна, шерсти при отсутствии красильных и отбельных цехов. Производство ковров, обоев. Овоще-, фруктохранилища.
Производство коньячного спирта. Производство макарон. Производство колбасных изделий, без копчения. Производства пищевые заготовочные, включая фабрики-кухни, школьно-базовые столовые. Производство фруктовых и овощных соков. Производства по переработке и хранению фруктов и овощей (сушке, засолке, маринованию и квашению). Производство майонезов. Производство пива (без солодовен).
С полным перечнем объектов, для которых должны быть установлены санитарно-защитные зоны, можно ознакомиться прочитав СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и
санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
Если предприятие выделяет какие-либо вредные вещества в окружающую среду, но санитарными правилами не установлен размер санитарно-защитной зоны, то необходимо разработать и утвердить в установленном порядке проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Многие предприятия в настоящий момент работают на современном оборудовании и внедряют природосберегающие технологии, поэтому и вредных веществ в атмосферный воздух выделяют минимально. Для таких объектов размер существующей санитарно-защитной зоны может быть уменьшен, при этом необходимо обоснование уменьшения санитарно-защитной зоны, в том числе, и с помощью систематических лабораторных наблюдений.
Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020
Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.
Нормативное регулирование:
Понятие
Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).
Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:
Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:
Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):
Процедура
Ответственность
Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2019 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.
Общие нормы по КОАП:
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Вывод:
Буду рада вашим дополнениям/комментариям к материалу.
Аналитика Публикации
Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?
Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции
Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.
Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.
Общая информация
Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.
В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.
Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:
(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;
(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;
(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.
Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.
Границы и режим ЗСО
Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).
Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.
Для поверхностных источников границы устанавливаются:
для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;
для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.
В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.
Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):
посадка высокоствольных деревьев;
все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
прокладка трубопроводов различного назначения;
размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
применение ядохимикатов и удобрений;
спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;
купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.
На территории второго пояса запрещается:
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.
Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:
выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;
размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).
На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.
Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:
согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;
недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;
использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.
В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Проект ЗСО и порядок его утверждения
Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:
сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;
план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.
Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:
проектную документацию с ее обоснованием;
заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;
экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.
Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.
Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.
Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.
Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения
В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.
Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.
Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.
Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.
В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.
Заключение
Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.
В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.
[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm
[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).