Что такое санитарная зона

Гигиенические требования к санитарно-защитным зонам

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий и натурных исследований.

Территория санитарно-защитной зоны предназначена для:

— обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;

— создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

— организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха, повышение комфортности микроклимата.

Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного предприятия и/или группы предприятий. Для предприятий I-III класса опасности проект санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.

В составе проекта санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений об их соответствии санитарным

Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры ориентировочных санитарно-защитных зон:

— предприятия I класса — 1000 м;

— предприятия II класса — 500 м;

— предприятия III класса — 300 м;

— предприятия IV класса — 100 м;

— предприятия V класса — 50 м.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, гаражей и автостоянок, магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок устанавливаются санитарные разрывы.

В зависимости от характеристики выбросов для предприятий, по которым ведущим для установления СЗЗ фактором является химическое загрязнение атмосферы, размер СЗЗ устанавливается от границы промплощадки и источника выбросов загрязняющих веществ.

От границы территории промплощадки (границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности, и оформленного в установленном порядке):

— от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;

— в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории предприятия;

— при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

От источников выбросов:

— в случае наличия только высоких источников нагретых выбросов.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны разрабатывается последовательно:

— расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.);

— установленная (окончательная) санитарно-защитная зона – на основании результатов натурных наблюдений и измерений, для подтверждения расчетных параметров.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и предельно-допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.

Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены при условии:

— объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);

— подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;

— уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.

Размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов — по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя, для предприятий III, IV и V классов — по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещение:

— коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков;

— предприятий по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий в границах санитарно-защитных зон и на территории предприятий других отраслей промышленности, а также в зоне влияния их выбросов при концентрациях выше 0,1 ПДК для атмосферного воздуха;

— предприятий пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды не допускается размещать в границах санитарно-защитных зон и на территории промпредприятий других отраслей промышленности;

— спортивных сооружений, парков, образовательных и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений.

Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:

— здания управления, конструкторские бюро, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, гостиницы, гаражи, станции технического обслуживания автомобилей и т.д.

Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный возхдух.

Источник

Что такое санитарная зона

Что такое санитарная зона. Смотреть фото Что такое санитарная зона. Смотреть картинку Что такое санитарная зона. Картинка про Что такое санитарная зона. Фото Что такое санитарная зона

Что такое санитарная зона. Смотреть фото Что такое санитарная зона. Смотреть картинку Что такое санитарная зона. Картинка про Что такое санитарная зона. Фото Что такое санитарная зона

Что такое санитарная зона. Смотреть фото Что такое санитарная зона. Смотреть картинку Что такое санитарная зона. Картинка про Что такое санитарная зона. Фото Что такое санитарная зона

Что такое санитарная зона. Смотреть фото Что такое санитарная зона. Смотреть картинку Что такое санитарная зона. Картинка про Что такое санитарная зона. Фото Что такое санитарная зона

Понятие санитарно-защитная зона довольно распространенное, но не все знают, для чего она нужна и каким предприятиям она необходима.

Санитарно-защитная зона— специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Размеры санитарно-защитных зон различны и зависят от вида производства – чем выше риск неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека, тем больше санитарно-защитная зона.

Если за пределами промышленной площадки уровень загрязнения атмосферного воздуха превышают 0,1 ПДК (предельно допустимые концентрации) и/или ПДУ (предельно допустимые уровни), то для такого предприятия санитарно-защитная зона необходима для обеспечения безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м.

Производственный лабораторный контроль атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны производства, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Кроме того, в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

— мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

— функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Если предприятие реконструировалось или технически переоснащалось, то после завершения всех работ необходимо провести исследования атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух.

Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:

Автомагистраль, расположенная в санитарно-защитной зоне промышленного объекта и производства или прилегающая к санитарно-защитной зоне, не входит в ее размер, а выбросы автомагистрали учитываются в фоновом загрязнении при обосновании размера санитарно-защитной зоны.

Размеры санитарно-защитных зон различны и зависят от вида производств, например:

Что такое санитарная зона. Смотреть фото Что такое санитарная зона. Смотреть картинку Что такое санитарная зона. Картинка про Что такое санитарная зона. Фото Что такое санитарная зона

· Санитарно-защитная зона 1000 м.

Объекты по добыче горючих сланцев. Комбинаты черной металлургии и цветных металлов, производство алюминия, ртути, коксогаза, удобрений, красителей, ядохимикатов, токсичных химических соединений, синтетических волокон, а также производство по переработке нефти, нефтяного и природного газа и другие предприятия неправильная эксплуатация которых может привести к серьезным последствиям для окружающей среды и здоровья человека. Лесохимические комплексы. Промышленные объекты по содержанию и убою скота, мясокомбинаты.

Свиноводческие комплексы и комплексы крупного рогатого скота.

Что такое санитарная зона. Смотреть фото Что такое санитарная зона. Смотреть картинку Что такое санитарная зона. Картинка про Что такое санитарная зона. Фото Что такое санитарная зона

· Санитарно-защитная зона 500 м.

Объекты по добычи гипса и асбеста. Производство органических растворителей и масел, спиртов, кислот; предприятия по переработке торфа; производства искусственной кожи.

Производство свинцовых аккумуляторов и стальных конструкций. Производство воздушных судов, автомобилей, железнодорожных вагонов.

Производства свеклосахарные, альбумина, декстрина, глюкозы и патоки.

Производства по обработке и протравлению семян. Склады сжиженного аммиака.

Таможенные терминалы, оптовые рынки.

Что такое санитарная зона. Смотреть фото Что такое санитарная зона. Смотреть картинку Что такое санитарная зона. Картинка про Что такое санитарная зона. Фото Что такое санитарная зона

· Санитарно-защитная зона 300 м.

Производство кальцинированной соды, селитры, химических реактивов, никотина, большинства минеральных солей, прессматериалов, железобетонных изделий, искусственных минеральных красок, искусственных камней, шин, клееной обуви, а также резиновых смесей для них.

Производство санитарно-технических изделий, мясомолочного машиностроения. шахтной автоматики. Промышленные объекты по добыче торфа, каменного, бурого и других углей. Прядильно-ткацкое производство.

Объекты по добыче и обработке промысловых рыб. Производство пива, кваса и безалкогольных напитков.

Производство по производству растительных масел. Производство по розливу природных минеральных вод с выделением пахучих веществ.

Мясоперерабатывающие, консервные производства. Зверофермы. Гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.

Автобусные и троллейбусные вокзалы.

Что такое санитарная зона. Смотреть фото Что такое санитарная зона. Смотреть картинку Что такое санитарная зона. Картинка про Что такое санитарная зона. Фото Что такое санитарная зона

· Санитарно-защитная зона 100 м.

Производство бумаги, глицерина, мыла, товаров бытовой химии. Заводы полиграфических красок и производства по переработке пластмасс. Производство тяжелых прессов. Полиграфические комбинаты. Производство по ремонту дорожных машин, автомобилей, кузовов, подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена.

Промышленные объекты (карьеры) по добыче мрамора, песка, глины с отгрузкой сырья транспортерной лентой.

Швейное производство. Производство спортивных изделий. Производство фурнитуры. Производство обуви. Элеваторы. Производство кофеобжарочное. Производство пищевого спирта. Кукурузно-крахмальные, кукурузно-паточные производства. Производство вина и столового уксуса. Молочные и маслобойные производства. Сыродельные производства. Тепличные и парниковые хозяйства. Химчистки. Прачечные. Банно-прачечные комбинаты.

Что такое санитарная зона. Смотреть фото Что такое санитарная зона. Смотреть картинку Что такое санитарная зона. Картинка про Что такое санитарная зона. Фото Что такое санитарная зона

· Санитарно-защитная зона 50 м.

Производство готовых лекарственных форм, бумаги из макулатуры, изделий из пластмасс и синтетических смол, «сухого льда», спичек, пневмоавтоматики.

Сборка мебели из готовых изделий без лакирования и окраски.

Производство пряжи и тканей из хлопка, льна, шерсти при отсутствии красильных и отбельных цехов. Производство ковров, обоев. Овоще-, фруктохранилища.

Производство коньячного спирта. Производство макарон. Производство колбасных изделий, без копчения. Производства пищевые заготовочные, включая фабрики-кухни, школьно-базовые столовые. Производство фруктовых и овощных соков. Производства по переработке и хранению фруктов и овощей (сушке, засолке, маринованию и квашению). Производство майонезов. Производство пива (без солодовен).

С полным перечнем объектов, для которых должны быть установлены санитарно-защитные зоны, можно ознакомиться прочитав СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и
санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

Если предприятие выделяет какие-либо вредные вещества в окружающую среду, но санитарными правилами не установлен размер санитарно-защитной зоны, то необходимо разработать и утвердить в установленном порядке проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Многие предприятия в настоящий момент работают на современном оборудовании и внедряют природосберегающие технологии, поэтому и вредных веществ в атмосферный воздух выделяют минимально. Для таких объектов размер существующей санитарно-защитной зоны может быть уменьшен, при этом необходимо обоснование уменьшения санитарно-защитной зоны, в том числе, и с помощью систематических лабораторных наблюдений.

Источник

Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020

Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.

Нормативное регулирование:

Понятие

Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).

Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:

Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:

Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):

Процедура

Ответственность

Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2019 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.

Общие нормы по КОАП:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Вывод:

Буду рада вашим дополнениям/комментариям к материалу.

Источник

Аналитика Публикации

Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?

Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

посадка высокоствольных деревьев;

все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

прокладка трубопроводов различного назначения;

размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

применение ядохимикатов и удобрений;

спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

применение удобрений и ядохимикатов;

рубка леса главного пользования и реконструкции.

Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

проектную документацию с ее обоснованием;

заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.

[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *