Что такое сбор отходов 1 4 класса опасности
Что такое сбор отходов 1 4 класса опасности
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Лицензия на сбор отходов: рассмотрим процедуру получения документа
Определение сбора отходов
Уточним для начала, что такое сбор отходов и что в него входит.
Сбор отходов – это составная часть деятельности по обращению с отходами (см. рисунок ниже).
Обязательно ли оформлять лицензию на сбор отходов?
Законодательство России заставляет компании и предпринимателей, занятых сбором отходов I-IV классов, получать лицензию на эту деятельность (89-ФЗ, 99-ФЗ).
Формально получается не лицензия на сбор отходов, а лицензия на обращение с отходами I – IV классов опасности, в самом документе конкретизируются виды обращения с отходами и классы опасности.
Поэтапное получение
1. Соблюдаем лицензионные требования
Техника для сбора варьируется в зависимости от стандартов отрасли и свойств отходов. Наиболее распространены контейнеры:
С 4 июня 2017 вступает в силу СП 262.1325800.2016 – правила проектирования и строительства контейнерных площадок для промышленных и транспортных предприятий. В них приведены ограничения на физические характеристики контейнерных площадок предприятий. Вот некоторые из них:
Учебные центры за основу своих курсов берут две программы, которых требует придерживаться наше государство:
Лицензия на сбор отходов I – IV классов требует прохождения предприятием экологической экспертизы и получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам имущества, которое будет задействовано в этой деятельности (Приказ Роспотребнадзора N 224). Поэтому сначала необходимо согласовать «право» заниматься сбором отходов в двух инстанциях: ФБУЗ и Роспотребнадзоре.
2. Собираем документы и отправляем во ФБУЗ:
Учредительная документация;
Пояснительная записка, которая должна включать:
Если не обнаружено расхождений с предоставленной информацией и нарушений лицензионных условий, ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормам, а конкретно СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1386-03. Экспертное заключение на вид деятельности не имеет срока действия.
Обычно согласование во ФБУЗ занимает приблизительно месяц. По закону эта процедура не может длиться дольше двух месяцев.
3. Получаем санэпидзаключение в Роспотребнадзоре
Заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения составляется путем заполнения установленной формы (можно найти в Приложении 1 Приказа Роспотребнадзора N 775). К заявлению прилагается экспертное заключение из ФБУЗ, и все передается в местный Роспотребнадзор.
В течение 30 календарных дней (20 – если материалы подавались в электронном виде) специалисты Роспотребнадзора изучают представленную документацию на удовлетворение следующим требованиям:
Основанием возврата документов на доработку являются: ошибки в оформлении документов, неполная комплектность и расхождение содержания с реальностью.
Роспотребнадзор вправе отказать в последующем рассмотрении и в услуге в целом при отсутствии или ложности данных о заказчике в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также при обнаружении недостоверной информации в экспертном заключении и других документах, связанных с экспертизой.
Теперь, когда мы подготовили всю исходную базу и оформили необходимые документы, обращаемся непосредственно за лицензией в Росприроднадзор.
4. Получаем лицензию в Росприроднадзоре
Для этого заполняется заявление (пример можно посмотреть в Приказе Росприроднадзора от 16.03.2016 N 132).
Если лицензируется деятельность, которая включает сбор отходов, то к заявлению прикладываются:
В течение следующих 20 дней Росприроднадзором проверяются поданные документы на оформление, полноту и достоверность запрашиваемой информации. Если подача документов происходила через Интернет, то проверяется на подлинность усиленная квалификационная электронная подпись.
Если ни по одному критерию не выявлено нарушений, ответственный инспектор выезжает с проверкой на предприятие заявителя. При проверке инспектором изучаются:
Сколько времени занимает получение лицензии
Подведем итог по сроку, в течение которого получается лицензия на сбор отходов:
Где можно найти информацию о лицензии на сбор отходов
Юридическая подкованность значительно сокращает срок получения лицензии. Если вы заранее знаете, какие лицензионные условия предъявляются к вашей деятельности, какие бумаги запрашиваются в разных инстанциях и на каких этапах следует быть особо внимательным, то получение лицензии не станет проблемой.
Ниже можно ознакомиться со списком источников, которые помогут разобраться в тонкостях лицензирования этой деятельности:
89-ФЗ от 24.06.1998 – здесь разъясняется, что такое отходы производства и другие понятия, связанные со сферой отходов; изложены требования в области обращения, приведены методы государственного регулирования деятельности;
99-ФЗ от 04.05.2011 – это закон о лицензировании, в нем можно найти, на какую деятельности в нашей стране нужна лицензия и как в целом осуществляется лицензирование;
Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 – здесь обобщенно описан ход лицензирования в сфере обращения с отходами;
Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 – приводит подробный алгоритм оформления лицензии, в котором перечислены требуемые документы, сроки, чем руководствуются органы при решении, описан порядок обжалования принятых решений.
Что такое сбор отходов: требования, организация, этапы
Переработка любого мусора начинается именно с его сбора.
Качество выполнения этого этапа определяет дальнейшую судьбу отходов.
Чтобы появилась возможность отправить их на утилизацию, а не на захоронение, необходимо выполнять правила, установленные законодательством, а также санитарными нормами.
В данной статье мы расскажем, что понимается под термином «сбор», как происходит организация и порядок сбора, утилизации и сортировки твердых коммунальных, опасных и неопасных отходов.
Определение термина
Для начала дадим определение, что такое сбор отходов. Действующее его понятие введено законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ. Начиная с 2018 года, этим термином называется прием или поступление от предприятий и граждан отходов с целью их дальнейшей переработки.
Различают 2 варианта сбора:
Работа по сбору относится к деятельности, регулируемой государством. Для ее выполнения требуется лицензия.
Это условие относится к ликвидируемым веществам 1-4 классов опасности.
Приемом мусора 5 класса можно заниматься без получения разрешительного документа. Но на практике сложно представить хозяйствующий объект или многоквартирный дом, вырабатывающий только безопасные отходы. К тому же заниматься одним видом мусора нерентабельно для оператора. Поэтому лицензию получают все организации и ИП, собирающие отходы.
Требования к сбору твердого бытового мусора
Остатки жизнедеятельности граждан, образующиеся в квартирах, домах, иных жилых помещениях, называются твердыми бытовыми (коммунальными) отходами.
Работа с ними регламентируется основными документами:
Сбор ТКО с объектов их образования, накопления обеспечивается региональными операторами.
Деятельность таких организаций осуществляется по территориальным программам, схемам обращения с мусором.
Зона деятельности оператора может охватывать всю территорию региона РФ или его часть.
На своем участке оператор принимает ТКО при соблюдении условий:
Мусорные контейнеры и их виды
Бытовые отходы собираются в специально установленные для них контейнеры — мусоросборники, под которые выделяются площадки.
Количество устанавливаемых мусорных контейнеров, их вместимость определяются исходя из:
На одном участке допускается устанавливать до 10 контейнеров для мусора, включая емкости для раздельного сбора. При эксплуатации контейнеров должно быть минимизировано попадание компонентов на площадку или за ее пределы.
В мусоросборники для ТКО нельзя складировать:
Емкости для мусора изготавливают из двух видов сырья:
Для сбора крупногабаритных отходов предназначаются мусорные бункера-накопители. Их количество на площадке рассчитывается аналогично контейнерам.
Порядок обустройства контейнерных площадок
Участки сбора, временного накопления ТКО называются контейнерными площадками, они оборудуются согласно санэпидемиологическим нормам и требованиям.
Независимо от вида размещаемых контейнеров и бункеров, площадки должны иметь:
На объекте сбора ТКО, крупногабаритных вещей ответственным оператором размещается информация о его собственнике и обслуживающей компании. Расположение участков зависит от планировки населенных пунктов.
Расстояние до ближайших домов, спортивных площадок, детских садов, школ, парков, скверов должно быть не менее 20 м, до медицинских организаций — 25 м.
Максимальное расстояние от источника бытовых отходов до ближайшей площадки — 100 м.
Если невозможно соблюдать установленные расстояния, то по решению регионального главного санитарного врача допускается их изменение при условиях:
Графики сбора и вывоза ТБО согласовываются с учреждениями СЭС соответствующих населенных пунктов.
Дезинфекция баков
В обязанности регионального «мусорного» оператора входит регулярный контроль и обработка баков, прилежащих зон. Обеззараживание производится по СП 3.5.1378-03.
Для поддержания мусоросборников в рабочем состоянии проводятся:
Мероприятия выполняются с периодичностью, не противоречащей санитарным требованиям, но учитывающей фактическую потребность и целесообразность. Максимальные интервалы обработки составляют 10 суток в теплое время года, 1 месяц — в холодное.
Внеплановая или профилактическая обработка осуществляется индивидуально, когда снижается доступность к баку, например, из-за резкого запаха, грязных крышек.
На контейнерных площадках выполняются такие действия:
Запрещено проводить промывочно-дезинфицирующие работы с мусоросборниками непосредственно на контейнерной площадке.
Правила сбора жидких отходов
Жидкие бытовые отходы — это загрязненные стоки воды из ванн, туалетов, душевых, не сбрасываемые в водные объекты и канализационные системы. К ним также относятся хозяйственно-бытовые жидкости, накапливаемые при нецентрализованной канализации.
ЖБО образуются в жилых многоквартирных и индивидуальных фондах. Их сбор происходит в специальные резервуары, не подключенные к общей системе водоотведения — выгребные ямы, различные септики.
При размещении традиционного выгреба с трубами необходимо соблюдать условия:
Количество выгребов рассчитывается исходя из фактического образования сточных вод.
Септик представляет собой устройство из бетонной или пластиковой емкости и фильтрами, изготавливается промышленным способом, работает на принципе биоочистки и устанавливается в любом удобном месте.
Сбор ЖБО, транспортирование для дальнейшей очистки сточных вод производится ассенизационным транспортом. У отдельных строений допускается отведение отходов в локальные очистные сооружения.
Прием и утилизация промышленного вторсырья
Промотходы образуются на предприятиях при производстве продукции.
Согласно внутренним правилам, инструкциям они сортируются отдельно по:
Раздельный сбор обусловлен финансовой выгодой, экономией времени, применением вторсырья в технологическом цикле, улучшением экологической обстановки.
Сбор, временное хранение происходит на территории предприятия–производителя отходов централизованно или по цеховому признаку. Собранные вещества могут силами предприятия брикетироваться, прессоваться, измельчаться, пакетироваться.
Максимальное количество отходов, собираемых и хранимых на площадках предприятия, устанавливается предприятием на основе:
При этом выделение вредных элементов из собранных отходов не должно превышать 30% ПДК, установленной для воздуха рабочей зоны предприятия, а общее загрязнение окружающей среды — параметров санитарных норм.
Организация сбора опасных отходов
К опасным относятся отходы, негативно влияющие на биосферу и самостоятельно не разлагающиеся. По ФККО они относятся к первым трем классам.
Такие химические, токсические, радиоактивные ликвидируемые компоненты получаются, в основном, при промышленном производстве.
Персонал, занимающийся сбором промотходов, обязан знать, какие вещества на производстве относятся к опасным.
Это могут быть:
Полный перечень компонентов, порядок обращения с ними указываются в утвержденных руководством документах. Опасные остатки выделяются из общей массы, учитываются, изолируются по отдельным герметичным тарам.
Если этого не сделать, то вся мусорная партия считается токсичной и подвергается нейтрализации, что нерационально для собственника и приносит дополнительный вред природе.
Во время сбора необходимо следить за ПДК опасной пыли, испарений. Для защиты сотрудников от вредного воздействия отходов обязательно применение СИЗ кожи, дыхательных путей или глаз. Исходя из особенностей производства, применяются спецодежда, респираторы, очки, специальные кремы.
Среди коммунального и приравненного к нему мусора опасные элементы бывают в составе ламп, батареек, градусников, отдельных бытовых приборах. Для сбора таких предметов устанавливаются отдельные герметичные контейнеры.
Система приема неопасного мусора
Сложность обращения со малоопасным и неопасным мусором 4, 5 классов заключается в его большом количестве и разнообразном составе.
Начальный этап работы с такими отходами состоит из сбора:
Устройства для сбора устанавливаются на отдельных площадках. Освобождение их от отходов происходит по утвержденному графику или по мере наполнения.
Прием мусора производится посредством:
Для сбора повседневного неопасного мусора на одной площадке устанавливаются несколько контейнеров. Как правило, отдельно собираются:
Дальнейшие этапы работы
Собранные отходы перевозятся специальным транспортом на объекты их переработки. Несортированные компоненты проходят этап обработки, на котором их разделяют на отдельные фракции.
Опасный мусор подвергается обезвреживанию, изменению физико-химических свойств, после этого этапа уменьшается их масса, класс опасности.
Следующий этап — утилизация. Возвращение использованных предметов или ценных деталей в производство является одной из целей обращения с отходами. От того, насколько большая часть мусора станет вторичным сырьем, зависит количество новых веществ, предназначенных для полигонов.
Если отходы могут пригодиться для повторного применения, но имеющимися технологиями это невозможно сделать, то они подлежат накоплению.
В эту стадию переходят и промышленные отходы предприятий, подготовленные для реализации или использовании на собственном производстве.
Цепочку обращения с отходами завершает захоронение на полигонах.
Ему подвергаются остатки, непригодные для вторичного использования, а также опасные компоненты после нейтрализации.
Занимаются «мусорной» деятельностью организации и ИП, получившие соответствующие лицензии в Росприроднадзоре.
Заключение
Сбор — первая и очень ответственная стадия в обращении промышленных, бытовых отходов. Качественным считается мусор, собранный по отдельным фракциям. Но для получения максимальной пользы от раздельного сбора и утилизации необходимо развивать инфраструктуру дальнейшей переработки по правилам, повышать экологическую культуру граждан, внедрять больше экономических стимулов для использования вторсырья.
Обращение и утилизация отходов 1-4 классов опасности: порядок и этапы
Производство продукции, изделий, оказание разнообразных услуг сопровождается образованием большого объема отходов. Свою долю в увеличение мусорной массы вносит и сфера потребления.
Большинство отходов по принятой в России системе классификации относятся к 1-4 классам опасности.
Чтобы уменьшить вредное влияние на окружающую среду и людей, законодательно установлены специальные способы обращения с опасными отходами. С их помощью обезвреженные вещества могут повторно пускаться в производственный цикл.
Грамотная утилизация отходов 1-4 классов опасности помогает сдерживать рост свалок, беречь природные ресурсы и удешевлять стоимость изделий.
Порядок обращения с опасными отходами
Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ выделены 6 этапов обращения отходов 1-4 классов опасности — от чрезвычайно опасных до практически неопасных.
Работа с отходами на каждом этапе заключается в следующем:
Передача отходов с одного этапа на следующий происходит по установленным правилам.
К примеру, собранный и отсортированный мусор должен передаваться перерабатывающей организации при наличии паспорта отходов.
Утилизация отходов 1, 2, 3, 4 классов опасности
Основным этапом в переработке отработанных веществ является их утилизация.
Именно от нее зависит, какое количество веществ будет использовано вторично, а сколько мусора отправится на свалки.
Утилизационные методы делятся на несколько видов.
Каждый из них имеет свои особенности по:
Для сферы потребления, поставляющей значительную часть мусора 1, 2, 3 и 4 классов опасности, действует РП от 24.09.2015 № 1886-р.
Указанным распоряжением сформирован список готовых изделий, включая упаковку, которые обязательно утилизируются после списания, утраты потребительских качеств.
Готовые товары разделены на 36 групп. Например, в них входят:
Рециклинг
Повторное применение предметов, материалов по их прямому назначению практикуется в организациях, обновляющих свои основные средства, парк техники.
Ликвидируемые объекты могут передаваться другим организациям:
Для придания изделиям товарного вида проводят предутилизационную обработку:
Передача происходит с подтверждением соответствия передаваемого объекта характеристикам, установленным в документации на него.
Регенерация
Подготовка и возврат в производственный цикл применяются для остатков продукции, пригодных для использования:
Предутилизационная подготовка включает такой порядок работ:
Рекуперация
Извлечение из ненужных изделий полезных компонентов позволяет оптимально использовать отходы: нужные части пускать во вторсырье, а непригодные для дальнейшего применения — на дальнейшую переработку. Метод широко применяется из-за простоты и доступности.
В основном, из объекта ликвидации полностью высвобождают топливо и драгметаллы.
После демонтажа конструкции могут остаться метизы, мелкие элементы, которые не вызывают у владельца отходов экономический интерес. В этом случае организация-утилизатор имеет право задокументировать их и пустить в продажу или использовать для своих нужд.
Основными способами переработки очищенного от ценных компонентов мусора являются:
Энергетическая утилизация
В качестве возобновляемых энергоресурсов на объектах обработки используется твердый коммунальный, офисный, уличный мусор.
Его очищают от полезных компонентов и сжигают в специальных печах, используя пиролиз.
Выделяемые при этом тепло, пар, газы преобразовываются во вторичные энергетические, биогазовые ресурсы. Дешевая энергия и топливо заменяют собой уголь, мазут, природный газ.
Лицензирование
Чтобы заниматься утилизацией опасного мусора, необходимо иметь лицензию. Она подтверждает, что получившая ее организация или ИП соответствует экологическим, санэпидемиологическим требованиям, предъявляемым к этому виду деятельности.
У лицензиата должны быть:
Работа без лицензии подпадает под действие КоАП РФ и УК РФ. Доказательством нарушения законодательства является сам факт отсутствия разрешения.
Обоими кодексами предусмотрено наказание от предупреждения до ареста виновного лица, а также выплата больших сумм денежных штрафов.
Подробнее о требованиях, а также как и в какие сроки получить лицензию, какие нужны документы и куда они представляются, рассказано в нашей отдельной статье.
Заключение
Для избавления от отходов их необходимо перерабатывать. Это достигается при выполнении технологических утилизационных процессов.
Кроме своей прямой цели — уменьшения вредного воздействия на экосистему, утилизация помогает решать социальные и экономические задачи. Так, наличие перерабатывающих заводов обеспечивает постоянные рабочие места. Безопасность, применение ресурсосберегающих технологий способствует увеличению экономического потенциала региона.