Что такое седые журавли в литературе
Анализ стихотворения «Журавли» Расула Гамзатова
Душа замирает в оцепенении с первых строчек необыкновенно-тоскливого стихотворения. Расул Гамзатов, гражданин солнечного Дагестана, написал произведение, которое отзывается эхом в сердцах многих поколений, десятков наций и миллионов людей.
Оно заставляет остановиться в моменте и прислушаться к печали, которая рождается глубоко внутри, не поддается логичным аргументам о чистом небе над головой и лишь перекликается с грустью о тяжелой судьбе предков.
Исторические факты и предпосылки создания
В 1965 году автор посетил мемориальный комплекс жертвам взрывов в Нагасаки и Хиросиме в Японии. Комплекс был усеян оригами журавликов, которые символизировали многочисленные человеческие жертвы. Находясь под впечатлением от осознания таких глобальных потерь во время Второй Мировой войны и катастроф в Японии, было создано это произведение.
Однако существовала еще одна предпосылка к такому грустному стихотворению: в канун перелета домой поэт узнал о смерти матери, самой родной души.
Всю печаль и боль утраты он вложил в свое творение, которое и по сей день заставляет слышать каждого из нас звенящую тоску в душе.
В 1968 году творение было переведено с на русский язык.
Тема, идея, основная мысль
Лейтмотив стихотворения – наблюдение за журавлиным клином. Птицы словно прощаются и «подают голоса» всем, кто остался на земле. Автор размышляет о том, что жизнь заканчивается смертью и она неизбежна.
«…не в землю…полегли…а превратились…в журавлей»
Средства художественного наполнения
Поэт использует литературную лексику, произведение имеет мелодичную проекцию, наполненную липкой печалью и неутолимой грустью.
Композиция произведения
Произведение представляет собой внутренний диалог автора на тему жизненного пути, грустная окраска прослеживается во всем стихотворении. Эмоционал нельзя отнести к мрачному, скорее, грусть светлая, осознание неизбежного завершения жизни.
Автор видит в клине свободное место, размышляет, что «…может, это место для меня»
Размер, рифма
Рифма перекрестная (а-б-а-б), размер амфибрахий.
Средства художественного наполнения
Поэт использует литературную лексику, произведение имеет мелодичную проекцию, наполненную липкой печалью и неутолимой грустью.
Поэтическая лексика
Автор наполнил произведение колоритными метафорами: «…я поплыву в …сизой мгле», «…свершают путь…длинный»; использует повторы «Летит, летит…клин…Летит в тумане…»,
Сравнение: речь аварского народа и клич журавлей, а полет закономерным клином с тем, как люди бродили по полям.
Стихотворение окрашено искрометными эпитетами «…кровавых…полей», «…клин усталый»
Используемые стилистические фигуры
Размышления кульминируют риторическими вопросами: «Не потому ль…замолкаем, глядя в небеса?» «Не потому ли с кличем…речь аварская сходна?»
Ярко выраженное противопоставление полета птичьей стаи и человеческого бытия.
Особенный внутренний мотив, словно нараспев, создается за счет применения автором инверсии, например, «…до сей поры с времен тех дальних…»
Поэтическая фонетика в произведении
Мелодичная композиция создается за счет аллитерации и ассонанса мягких звуков: усталый, малый, длинный.
Образ лирического героя, авторское «Я»
Главными героями выступают сам автор и журавлиная стая, между которыми сложилась невидимая взаимосвязь, сам автор видит их родственность, первобытную схожесть судеб.
Литературное направление
Романтизм.
Бесконечная печаль, пронизывающая горюющего автора, наполняет произведение, однако общий эмоциональный окрас, скорее, светлый.
Автор создал стихотворение, в котором «прощается» со всеми ушедшими за время кровопролитий войны и катастроф, но прежде – с родным человеком.
Композитор Я.Френкель написал замечательную музыку, в основу которой легло данное стихотворение. Песня «Журавли» стала своеобразным символом между душами усопших и этими птицами, улетающими за горизонт.
О чем курлычат журавли…
Мы беремся утверждать, что в мире нет равнодушных людей к этой царственной птице по имени журавль. О нём пишут поэты и прозаики, художники и музыканты, влюбленные всех народов и поколений… Именно поэтому издательство впервые в отечественной литературе предпринимает усилия по написанию антологии стиха про журавлей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чем курлычат журавли… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
«Журавли» Николая Рубцова
Журавли! Ни один поэт России не обращался так часто к образу журавлей в своих стихах и песнях, как Николай Михайлович Рубцов. Услышав это заветное слово, каждый русский человек, как бы, поневоле ищет в высоком небе летящий птичий клин.
Журавли — это пока ещё не признанный всецело символ России, символ грусти, полёта к цели, свободы, независимости, равенства, душевного успокоения.
Много есть светлых русских символов на исторической Руси. Это — древо жизни, вышитое орнаментом на полотенцах, что впервые выявил Сергей Есенин в философском трактате «Ключи Марии». Это — славянская богиня Берегиня, получившая после принятия Русью византийского христианства имя Владычицы Небесной, о чём писал русский литературовед Валерий Дементьев. Это — лебедь, как символ гордости, святости и чистоты человеческих отношений. Это — цветущие луга и пашни, светлые берёзовые леса, прозрачные реки и озёра. Это — ангелы, сопровождающие добрых людей по жизни.
Ф.И. Тютчев в стихотворении «Вечер» связывает колокольный звон с шумом журавлей:
Как тихо веет над долиной
Далёкий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной, —
И в звучных листьях замер он.
А.А.Фет — «сын севера», как он признавался в одном из стихотворений, очень остро чувствовал природу, глубоко заглянул в небо, увидел звёзды и журавлей. Уже в юности, в 1842 г. поэт размышляет об осенних журавлях и с надеждой пишет:
Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?
С криком летят через дом к тёплым полям журавли,
Жёлтые листья шумят, в березнике свищет синица,
Ты говоришь, что опять теплой дождёмся весны…
В другом стихотворении в 1854 г. А.А.Фет видит в весенних журавлях вестников обновляющейся жизни:
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях…
А.А.Блок в стихотворении «Осенний день» в 1909 г., видимо, серьёзно задумался, о чём это плачут журавли, если написал такое:
Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным…
Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и плачет…
О чём звенит, о чём, о чём?
Что плач осенний значит?
И у А.Блока нет ответа о смысле лёта журавлиной стаи. Не просмотрел журавлей и С.Есенин.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Есенин, вольно или невольно, попытался дать ответ Блоку на его вопрос о смысле плача журавлей. Но даже Есенин с его абсолютным эстетическим вкусом триединства образа, судя по смыслу текста, увёл журавлей от сострадания к судьбам людей.
Однажды и известный русский поэт Е.Исаев взглянул на окружающий мир и сказал:
Как синим полотенцем,
С множеством чудес —
С бадейкой журавельной
И журавлиной музыкой с небес.
Вологодская поэтесса О.А. Фокина в одном из своих стихотворений с эпиграфом из Н.Рубцова «Не купить мне избу над оврагом…» пишет:
Всякая дикая птица —
Сокол, журавль, соловей —
Больше, чем смерти боится —
Знаю! — неволи своей.
В пятидесятые годы 20-го века популярной была песня «Осенние журавли». Вот фрагмент этой песни:
Здесь под небом чужим, я как гость нежеланный,
Слышу крик журавлей, улетающих вдаль,
Ах, как больно душе слышать зов каравана,
В дорогие края провожаю их я.
Вот всё ближе они и всё громче рыдают,
Словно горькую весть мне они принесли.
Так скажите же вы, из какого вы края
Прилетели сюда на ночлег журавли?
Рубцов, очевидно, знал эту песню братьев Жемчужниковых. Её пели в русских семьях после войны по всей России. В том числе, в московских дворах, которые размещались среди малоэтажных домов вокруг Садового кольца, где гоняли голубей и даже играли в футбол, разбивая стёкла первых и вторых этажей. Эта песня не оставляет равнодушными русских людей и в настоящее время.
В 1955 году в стихотворении, посвящённом другу юности Николаю Белякову (Приютино, Ленинградская обл.) и в связи с услышанной от него песней, Рубцов впервые упоминает журавлей:
И дубы вековые над нами
Оживлённо листвою трясли.
И со струн под твоими руками
Улетали на юг журавли…
В другом раннем стихотворении «Любовь» Н.Рубцов пишет:
Я брожу по дороге пустынной.
Вечер звёздный, красивый такой.
Я один. А в лугу журавлином
Мой товарищ гуляет с тобой.
В стихотворении «У сгнившей лесной избушки» (1964 г.) Рубцов снова упоминает журавлей:
Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес,
И лодка, шурша осокой,
Плывёт по каналу в лес.
В удивительной по силе воздействия на слушателей песне «В минуты музыки» Николай Рубцов вновь использует образ журавлей:
В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей.
В стихотворении «Купавы» Рубцов пишет:
Как далеко дороги пролегли!
Как широко раскинулись угодья!
Как высоко над зыбким половодьем
Без остановки мчатся журавли!
В лучах весны — Зови иль не зови! —
Они кричат всё радостней, всё ближе…
Вот снова игры юности, любви
Я вижу здесь… но прежних не увижу.
Рубцов творит, конечно, не думая о будущих анализах своей поэзии. Он ведёт описание видимой картины весны, полёта весенних журавлей, которых не остановить как жизнь, как движение. Человек, наблюдатель, — каково бы ни было твоё желание, — не в силах прервать полёт.
О связи с родной землёй и журавлями поэт в стихотворении «Посвящение другу» сказал:
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали…
Эта уже совсем другая картина. Кажется, видна обыкновенная констатация эпизода и фотография момента, а на деле светлые мазки художника. Многие друзья поэта и исследователи отмечали кажущуюся простоту поэзии Николая Рубцова.
И вот подходим к необыкновенному стихотворению «Журавли». Оно датировано августом 1964 г., опубликовано в октябре 1965 г. и затем вошло в известную книжку Рубцова «Звезда полей».
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий.
Вот наступит октябрь и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали.
Первое четверостишье — картина природы, наблюдаемая автором и ожидание подлёта журавлей. И реакцию самого автора — «И разбудят меня, позовут журавлиные крики» — следует понимать в переносном смысле: разбудят спящую часть души! И опять Николай Рубцов — мастер двойного смысла текста, но подтекст рассчитан на сопереживание читателя, а не на проявление эгоистического или животного инстинкта, как это видно у многих поэтов — «технарей» рифмы и ритма.
Широко на Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц,
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих древних прославленных птиц.
Во втором и, особенно, в последующем, третьем четверостишьях Николай Рубцов фактически ответил на вопрос А.Блока, о чём звенят и плачут журавли.
Широко на Руси машут птицам согласные руки,
И забытость болот и утраты знобящих полей —
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
В третьем четверостишье Рубцов полностью соединяет летящих журавлей и оставшихся на грешной земле людей. В небе летят души ушедших предков и надежды живущих. Как в своё время сказал А.Фет, улетающий плач журавлей исходит от грусти прощания с русскими полями.
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их.
И здесь Рубцов обращается к людям: выходите, не пропустите летящие души (родителей, братьев и сестёр, всех ушедших)! И далее поэт, предупреждая немудрое высказывание о журавлях, говорит стоящему рядом собеседнику: — молчи!
Николай Рубцов, как и многие до него, заглянул в небо, но заглянул глубже своих предтечей. Поэт первым показал непрерывность лёта журавлей, раскрыл образ-символ летящей стаи журавлей, как летящих родственных душ. Вот пропали вдали журавли и осиротела душа грешного человека, осиротела и природа без улетевшей родной стаи.
О необычности стихотворения «Журавли» и необходимости его глубокого прочтения впервые высказался В.Н.Бараков. И если следовать концепции С.Есенина, то можно определить, что образ журавлей отвечает триединству видов творчества: «заставочному», корабельному и ангелическому.
Проведённый анализ заложенной идеи стихотворения «Журавли» показывает, что образ-символ журавлей может стать одним из базовых светлых духовных символов России, возрождающейся от атеизма, тотального материализма и поднимающегося эгоцентризма.
Вологодский самодеятельный композитор А.Шилов записал и подарил Рубцову пластинку с песней «Журавли». Эта песня вошла в антикриминальный советский фильм «Змеелов», она исполняется многими бардами. Народная артистка России Татьяна Петрова записала «Журавли» на кассете «В минуты музыки». А в течение многих последних лет об этой пророческой песне ни по телевидению, ни по радио никакой информации.
Аналогичные и более глубокие мысли и сопереживания о судьбах людей и судьбах наших братьев и сестёр, летящих в небе, встречаются неожиданно и встретятся в новых стихотворениях о журавлях.
Русские люди! Посмотрите на небо! Взгляните на высоких своих! Об этом просил Николай Михайлович Рубцов.
Символика образов журавлей в лирике Н. М. Рубцова
Открытая гимназическая научно-исследовательская
конференция «Старт в науку»
Символика образов журавлей
в лирике Н. М. Рубцова
учитель русского языка и литературы
2. Образы птиц в литературе и их значение
3. Символические образы журавлей в лирике Н.М. Рубцова
Приложение 1 (рисунки автора работы)
Приложение 2 (тексты стихотворений Н.М. Рубцова)
Тема человеческой свободы – одна из самых серьезных в нашем мире. Как достичь свободы? Может ли быть абсолютная свобода? Свобода – это своеволие, или же она ограничена?
Тема, естественно, является одной из самых постоянных для литературы, поэзии в частности.
На протяжении долгого времени сформировались и символические образы свободы, такие как море, река (вода вообще), лодка, парус, полет птицы и т.д.
Естественно, эти образы редко бывают “вневременными”, как правило они находятся в антитезе с теми социальными реалиями, в которых жил и творил писатель или поэт.
Проследить, какую роль играют в лирике Н.М. Рубцова образы птиц (журавлей, в частности).
— отметить позитивную роль образов журавлей в лирике поэта;
— отметить негативную роль образов журавлей в лирике поэта;
— сделать вывод о значении образов журавлей в лирике поэта Н.М. Рубцова
Актуальность работы заключается в том, что образы птиц всегда будут оставаться аллегорическими образами свободы в мировой лирике, поэтому, исследуя творчество одного поэта, использующего эти образы, можно сравнивать их с аналогичными образами в творчестве другого поэта и соотносить их значения, проникая тем самым в замысел произведения, в его идею.
С 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живет поэзией, а потому решает изменить свою судьбу.
В 1962 Рубцов поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве и познакомился с В. Соколовым, С. Ю. Куняевым, В. В. Кожиновым и другими литераторами, чье дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию стихов. С пребыванием в институте вскоре возникли проблемы, однако поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники.
Его первый сборник, «Волны и скалы», появился в 1962 году в самиздате.
Вторая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске уже официально.
9 апреля 1968г. Н. Рубцов принят в Союз писателей, а в 1969 году вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит». Рубцов заканчивает Литературный институт им. М. Горького.
В 1970 году вышла четвертая книга Николая Рубцова «Сосен шум». Погибает поэт Николай Рубцов в 1971 году. После его смерти были опубликованы сборники «Последний пароход» (Москва, 1973), «Избранная лирика» (Вологда, 1974), «Подорожники» (Москва, 1975), «Стихотворения» (1977).
2. Образы птиц в литературе и их значение
Основным стремлением человека в этой жизни является свобода; если внутри себя человек абсолютно свободен, то внешняя его свобода, конечно же, ограничена. Ограничения эти различны: от подневольного крепостного до современного человека, действия которого регулируются законодательством.
Тема свободы является одной из основных в литературе.
Как искусство образное, литература на протяжении всего своего развития сформировала символические образы свободы, например, ветер, море, парус, полет птицы и прочее.
Остается верен этой традиции и Н.М. Рубцов
3. Символические образы журавлей в лирике Н.М. Рубцова
Хочется начать с воспоминаний о нем русского поэта-лирика Виктора Вениаминовича Коротаева. :
«А жил он действительно как птица. Засыпал там, где заставала ночь. Просыпался от случайного шороха или дуновения ветра; легок был на подъем и неутомим в бесконечных перелетах с места на место. И питался как птица. Бывало, в нередких гостях стол ломится от яств, а он тюкнет зернышко-другое – и в сторону. И берет в руки гармонь или гитару. Словно боится набить зоб в тугую, чтоб не стесняло дыхания при пении. Кстати, о птицах писал с большим проникновением и пониманием их судьбы. Достаточно вспомнить знаменитых «Журавлей», «Воробья» или «Ворону». 1
Предметом наших интересов стали те стихотворения, в которых Н.М. Рубцов обращается к образам журавлей (журавлиной стаи).
Начнем со стихотворения, которое так и называется «Журавли».
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь — и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей —
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их… 2
Примечательно, конечно, что журавли не только свободны, они ведь еще и «плачут», как бы понимая, что жизнь людей на земле пока еще далека от совершенства.
Лирика Рубцова потрясающе музыкальна, она сама сродни звукам поющей птицы; не случайно в одном из самых трепетных стихотворений «В минуты музыки» автор опять вспоминает звуки журавлиной стаи:
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,… 3
Все становится «призраками» в этом мире – и любовь, и природа со своей вечной гармонией, и, тем более, свобода:
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю…. 4
В стихотворении отражен мир звуков, также овеянных печалью – «голос женщины прощальный», «шум порывистых берез», «плачущие скрипки»
Но все равно в жилищах зыбких —
Попробуй их останови!—
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез. 5
Иногда образ журавлиной стаи становится в лирике Рубцова непрерывно связанным не со стремлением к свободе, а с теми обрядовыми песнями, провожающими человеческую душу мир иной. Стихотворение «Последний пароход» посвящено поэту А. Яшину.
И еще раз журавли выступают одним из прощальных несбывшихся образов личности в самом конце жизни: им уже ничего не нужно, они «усталые» и «сонные», не прорвавшиеся к свободе. Но ведь именно их «забирает» в свои воспоминания лирический герой: это стихотворение «Что вспомню я?»
Всё движется к тёмному устью.
Когда я очнусь на краю,
Наверное, с резкою грустью
Я родину вспомню свою.
Что вспомню я? Чёрные бани
По склонам крутых берегов,
Как пели обозные сани
В безмолвии лунных снегов.
Как тихо суслоны пшеницы
В полях покидала заря,
И грустные, грустные птицы
Кричали в конце сентября.
И нехотя так на суслоны
Что зёрна? Усталым и сонным,
Им было уже всё равно.
Я помню, как с дальнего моря
Матроса примчал грузовик,
Какой-то пропащий мужик.
Как звонко, терзая гармошку,
Гуляли под хохот и свист,
Какую чудесную брошку
На кепке носил гармонист.
А сколько там было щемящих
Всех радостей, болей, чудес,
Лишь помнят зелёные чащи
Да тёмный еловый лес! 6
В лирике Рубцова явно прослеживается одна из тем мировой литературы вообще: гармония природы и отсутствие этой гармонии в человеческой жизни!
У сгнившей лесной избушки,
Меж белых стволов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.
Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес,
И лодка, шурша осокой,
Плывет по каналу в лес.
И холодно так, и чисто,
И светлый канал волнист,
И с дерева с легким свистом
Слетает прохладный лист,
И словно душа простая
Проносится в мире чудес,
Как птиц одиноких стая
Под куполом светлых небес….. 7
И словно душа простая
Проносится в мире чудес,
Как птиц одиноких стая
Под куполом светлых небес….. 8
В заключение хочется отметить, что не зря Н.М. Рубцова называли «советским Есениным»; в частности, образы журавлей и журавлиной стаи близки и тому, и другому поэту, и соотносятся они как с окружающей обоих поэтов действительностью (не-свободы), так и с вечным стремлением к полету и обретением этой недостижимый свободы.
Итак, нам удалось проследить, какую роль играли образы журавлей в лирике Н.М. Рубцова, как они соотносились с реалиями окружающей его действительности, как эти образы становились то позитивными, то негативными, но всегда соотнесенными с образами свободы или несвободы.
Воспоминания о Рубцове [Текст] : [сборник] / сост. В. А. Оботуров, А. А. Грязев ; предисл. В. Оботурова ; худож. Ю. А. Воронов. – Архангельск ; Вологда : Сев.–Зап. кн. изд-во Волог. отделение, 1983. – 320 с. – портр., ил.
Кожинов, В. В. Николай Рубцов [Текст] : Заметки о жизни и творчестве / В. В. Кожинов. – М. : Сов. Россия, 1976. – 88 с.
На родине Рубцова ; Дети в воздухе; Имя : [Стихи] : Из творч. наследия Виктора Коротаева // Русский Север. — 2000. — 17 мая. — С. 7.
Рубцов, Н. М. Душа хранит [Текст] / Николай Рубцов. – Архангельск : Сев.–Зап. книжное издательство, 1969. – 96 с.
Рубцов, Н. М. Подорожники [Текст] / Н. М. Рубцов ; [сост. и авт. предисл. В. Коротаев]. – М. : Молодая гвардия, 1976. – 304 с. : ил.
Рубцов, Н. М. Избранная лирика [Текст] / Н. М. Рубцов ; [сост. и авт. закл. ст. В. Оботуров] ; [гравюры на дереве Г. и Н. Бурмагиных]. – изд. 2-е, испр. – Архангельск : Сев.–Зап. книжное издательство, 1977. – 160 с. : ил.
Рубцов, Н. М. Стихотворения [Текст] / Н. М. Рубцов ; [вступ. ст., сост.и коммент. В. А. Оботурова]. – Архангельск; Вологда : Сев.-Зап. кн. изд.-во. Волог. отделение, 1985. – 192 с., портр. – (Русский Север).
Рубцов, Н. Видения на холме [Текст] : Стихи, переводы, проза, письма / Н. М. Рубцов ; вступ. ст. и сост. В. В. Коротаева ; худож. В. А. Сергеев. – М. : Сов. Россия, 1990. – 400 с., 16 л. ил, 1л. портр.
Рубцов, Н. М. Последняя осень [Текст] : Стихотворения, письма, воспоминания современников / Н. М. Рубцов ; сост. В. Калугин. – М. : Эксмо, 2005. – 608 с.
Рубцов, Н. Стихотворения [Текст] / Николай Рубцов ; [сост. М. Н. Заячковский]. – М. : Профиздат, 2007. – 304 с. – (Поэзия XX века).
Рубцов, Н. М. Поэзия [Текст] : На правом берегу / Н. М. Рубцов ; [сост. С. Ю. Баранов]. – М. : Технологическая школа бизнеса. – 560 с. : ил.
Рубцов Н. Первый снег [Текст] : [для детей младшего школьного возраста] / Николай Рубцов ; [сост. В. А. Оботуров] ; [оформл. Г. Н. Бурмагиной]. – Вологда : Вологод. отделение Сев.-Зап. книжного издательства, 1975. – 16 с.
Рубцов, Н. Родная деревня [Текст] : стихи : [для детей младшего и среднего школьного возраста] / Николай Рубцов ; [худож. Н. А. Уханова]. – Череповец : Принт, 2010. – 16 с. : цв. ил.
Рубцов, Н. Добрый Филя [Текст] / Николай Рубцов ; [худож. Н. И. Мишуста]. – Вологда : Вестник, 1991. – 16 с. : ил.
Рубцов, Н. М. Звезда полей [Текст] : [для детей младшего школьного возраста] / Н. М. Рубцов ; [худож. В. Костицын]. – М. : Сов. Россия, 1986. – [18] с. : цв. ил.
Рисунки журавлей в исполнении Степановой Полины