Что такое сегментные единицы
Звуковые средства языка: сегментные и суперсегментные единицы, сегментные и суперсегментные признаки. Функции данных единиц и их признаков в русском языке
Сегментные и суперсегментные единицы языка
Границы фонетики сильно расширились с той поры, когда эта отрасль языкознания, названная греческим словом, была только учением о звуках. Сейчас фонетика занимается всей системой звучаний в языке (т.е. тем, что называют в лингвистике планом выражения).
Звуковая сторона речи — явление довольно сложное, так как включает в себя несколько разных по качеству фонетических единиц. В задачи фонетики входит изучение не только минимальных произносительных единиц — звуков, но и более структурно организованных — слогов, фонетических слов, речевых тактов и фраз. Не менее важным является рассмотрение ударения и интонации.
Звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы образуют речевую цепь и могут быть представлены как отдельные ее части — сегменты. Членение звукового потока на сегменты осуществляется благодаря интонации и ударению, которые «накладываются» на сегменты, организуя их. Поэтому звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы называются сегментными единицами, а интонация и ударение — суперсегментными единицами, или просодическими.
Рассмотрим эти единицы по отдельности и во взаимосвязи.
Фраза — самый крупный отрезок звучащей цепи, представляющий собой законченное по смыслу и интонационно высказывание, ограниченное от других подобных единиц продолжительными паузами (//). Фраза как фонетическая единица способна воплощать в себе и высказывание (единицу речи) и предложение (единицу языка). Из этого следует, что понятие фразы не тождественно предложению. Фраза может состоять из одного простого или сложного предложения, а также в сложном предложении может быть несколько фраз. Например: //Не давайте гордыне овладеть вами.//Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться.// Из-за нее вы откажитесь от полезного совета и дружеской помощи:// из-за нее вы утратите меру объективности.// Из приведенных примеров видно, что фраза — это, прежде всего, единица речи, помогающая членить звуковую цепь, сообразуясь с нашим пониманием. Организация фразы как минимальной единицы общения осуществляется с помощью интонации, которая может уточнять смысл фразы, вносить различные смысловые и экспрессивные оттенки.
Фразы членятся на речевые такты (синтагмы). Речевой такт — часть фразы, выделяемая ритмико-мелодическими средствами и произносимая на одном дыхании. Отделяется от подобных единиц короткими паузами (/). Выделение речевых тактов обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в свое высказывание. Ср.: Из дома напротив/ раздавался смех; Из дома / напротив/ раздавался смех; Она развлекала его/ рисунками детей, Она развлекала его рисунками/ детей. При отделении одного речевого такта от другого используются или реальные паузы (перерывы в звучании), или психологические паузы, когда специфическое оформление синтагмы показывает, что одна синтагма закончилась и начинается вторая. Фонетическое единство синтагмы обеспечивается благодаря тактовому ударению (»). Тактовое ударение чаще характеризует последнее слово такта.
В речевом такте можно выделить более дробные единицы — фонетические слова. Фонетическое слово — отрезок речевого потока, объединенный одним основным словесным ударением. Пауз между фонетическими словами быть не может.
Рассмотрим фразу // Белая берёза/ под моим окном /принакрылась снегом,/ точно серебром. // В данной фразе четыре речевых такта, каждый из которых состоит из двух фонетических слов. В состав фонетического слова (под моим) во втором такте входит безударный предлог. Безударные единицы, примыкающие к ударному слову, называются клитиками. В зависимости от положения по отношению к ударному слову различают проклитики (находятся перед ударным словом) и энклитики (стоят после ударного слова).
Фонетические слова распадаются на фонетические слоги, а слоги на звуки. Но в потоке речи минимальной произносительной единицей является фонетический слог, а не звук.
Более коротко:
Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.
Сегментные единицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.
Суперсегментные единицы языка — это ударение, интонация.
Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.
Ср.: му ка – мука , о рган – орга н (от места ударения зависит смысл слова).
Мы сегодня пойдем в театр.? Мы сегодня пойдем в театр? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).
Фонетические единицы делятся на сегментные (элементарные, минимальные, выделяемые при членении звучащей речи) и суперсегментные (создаваемые комбинацией сегментных либо обнаруживаемые в комбинации сегментных).
Сегментная единица фонетики — звук речи. Суперсегментные единицы — слог, такт, фраза, ударение, интонация. Первым на важность разграничения сегментных и суперсегментных единиц обратил внимание П.С. Кузнецов, который отметил, что различие между парами слов том — дом с одной стороны и мýка — мукá — с другой не одинаково. Если можно признать [т] и [д] разными звуками-смыслоразличителями в первой паре именно потому, что только они, находясь в одинаковой фонетической позиции, позволяют отличать одно слово от другого, то во второй паре нельзя сказать, что первый гласный в каждом из слов находится в тождественной позиции. Нельзя этого сказать и о втором гласном. Мýка и мукá различаются одновременно двумя признаками. Ударение оказывается признаком слова в целом, а не одного его элемента.
Звук — «членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов» (О.С. Ахманова).
Признаки звука речи:
Основные функции звуков речи:
24.02.2016, 21643 просмотра.
Сегментные и суперсегментные единицы
Сегментные и суперсегментные единицы
СЕГМЕНТНЫЕ И СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ
Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые раз личными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук.
Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза-это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным ярусам языка и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере в одном сложном предложении две фразы. Одно сложное предложение может соответствовать и одной фразе: Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Н. В. Гоголь); Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (И.А. Гончаров).
Фраза может члениться на фонетические синтагмы. Фонетическая синтагма также характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением, но паузы между синтагмами не обязательны, и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено,/сыро/и скверно состоит из трех синтагм (границы между ними обозначены одной вертикальной чертой).
Фонетические синтагмы, состоящие более чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью. Поэтому невозможно такое, например, членение на синтагмы: *на/другой день или *на другой/день.
Таким образом, фраза и фонетическая синтагма выделяются ритмико-интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и фонетические синтагмы связано со смыслом и синтаксическим членением.
Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся слоговость /неслоговость звуков, ударение и интонация. Слог является и сегментной, и суперсегментной единицей. Слог как сегментная единица представляет собой линейную последовательность звуков. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слогового и неслоговых звуков. Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в фонетические синтагмы благодаря синтагменному ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.
Сегментные и суперсегментные фонетические единицы
Звуковые единицы фонетики делятся на сегментные(или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).
Сегментными единицами называются такие, которые располагаются в линейной последовательности. К сегментным единицам относятся разные отрезки речевого потока – звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма (или речевой такт), фраза. Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.
Суперсегментными единицами являются такие, которые характеризуют не отдельные звуки или слоги, а более крупные единицы – слова и фразы. Суперсегментные единицы обеспечивают звуковую целостность слов. Такими единицами являются слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация. Слог является и сегментной и суперсегментной единицей. Если сегментные единицы (например, звуки) могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно, то суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут. Так, например, давая характеристику ударению или интонации, мы можем сказать: «В данных словах ударение падает на окончание» или «Эта фраза характеризуется повествовательной интонацией».
Таким образом, объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным (или просодическим) единицам, которые как бы накладываются на сегментные.
Сегментные единицы и признаки.
Вопросы к экзамену
Предмет и задачи фонетики.
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика взаимодействует с анатомией и физиологией, речеобразованием и речевосприятием, акустикой и психологией.
Фонетика изучает звуковую сторону языка как элемент, служащий для образования морфем, слов, т.е. фонетика изучает материальную звуковую форму (остальные системы языка имеют дело со смысловой системой).
В зависимости от задач изучения фонетика делится:
1. Общая фонетика – изучает способы и характер образования звуков в разных языках мира, вырабатывает общие законы звучащей речи, законы описания природы гласных и согласных, закономерности построения слогов, типы ударений;
2. Описательная фонетика – изучает какой-либо конкретный язык на определённом этапе его исторического развития;
3. Сопоставительная фонетика – выявление сходных и отличительных особенностей языков;
4. Историческая фонетика – установление пути развития звуковой системы;
5. Диалектная фонетика – изучение фонетических особенностей отдельных диалектов конкретного языка.
В силу материальной природы звуков речи разные разделы фонетической науки могут углубленно исследовать все стадии порождения (производства) и восприятия речи: процесс формирования звучания (артикуляционная фонетика), процесс распространения воздушных звуковых колебаний (акустическая фонетика) и процесс слухового восприятия (перцептивная фонетика).
Методы изучения фонетики.
Выделяют три метода изучения фонетики:
1. Метод самонаблюдения – анализ мышечных ощущений;
2. Инструментальный метод – метод, связанный с использованием различных точных приборов, позволяющих получить объективные данные об отдельных звуках, их признаках, их изменениях в потоке речи. Эти данные зафиксированы в цифрах, графиках:
1) Эксперименты с применением приспособлений, приборов, аппаратов: палатография, киносъёмка, микрофотосъёмка, рентгеносъемка, томография;
2) Методы, дающие косвенные визуальные данные звучащеё речи: кимография, осциллография, спектография;
3. Социолингвистический метод – проведение социологических опросов.
Звуковое членение речи.
Устная речь представляет собой поток звуков, т.е. некую звуковую цепь. Эта цепь делится на некие остановки, называемые паузами. Каждый такой отрезок обычно заключает отдельную мысль и определяется законченной интонацией.
Фраза – отрезок речи, содержащий в себе законченную мысль, объединённый особой интонацией и заключённый между двумя достаточно длительными паузами.
Фраза делится на синтагмы (речевые такты), которые характеризуются особой интонацией, но паузы не столь отчётливы, необязательны.
Членение речевого потока на фразы и синтагмы связано со смыслом. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях членения речевого потока.
Синтагма и фраза выделяются ритмико-интонационными средствами. Это членение связано со смыслом и синтаксическим членением.
В составе синтагмы выделяют фонетические слова – отрезки звуковой цепи, объединённые одним словесным ударением. Одному фонетическому слову может соответствовать несколько нефонетических.
Фонетические слова делятся на слоги – звук или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком.
Слоги состоят из звуков. Звук – элементарный членоразличительный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов.
Сегментные и суперсегментные фонетические единицы (традиционная точка зрения).
Звук, слог, фонетическое слово, синтагма, фраза – сегментные единицы речи. Объединение сегментных единиц в более крупные осуществляется благодаря суперсегментным (просодийным) единицам – интонации и ударению.
По мнению Панаева слог может быть как сегментной, так и суперсегментной единицей: он представляет собой единство слогового и неслогового звука, но состоит из более мелких сегментных единиц – звуков.
Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению, фонетические слова в синтагмы – благодаря синтагменному ударению и интонации, синтагмы во фраза – благодаря фразовому ударению и интонации.
Сегментные единицы и признаки.
Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи.
Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.
Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
Звук — минимальная фонетическая единица.
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 309 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Лекция 1. Фонетика. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы
1.Общее понятие о фонетике
2.Основные сегментные фонетические единицы
3.Суперсегментные фонетические единицы
4. Акустический аспект изучения звуков речи
5.Артикуляционный аспект изучения звуков речи
6.Лингвистический аспект изучения звуков речи
Общее понятие о фонетике
Фонетика – раздел языкознания, изучающий артикуляционные и акустические свойства звуков, их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, членение звукового потока на слоги и более крупные отрезки речи.
Отличие фонетики от лексикологии и грамматики состоит в том, что она изучает языковые единицы, природа которых материальна, но эти единицы лишены значения (например, нельзя сказать, что значит звук [а]). Лексикология и грамматика изучают языковые единицы, имеющие значения (например, союз а имеет противительное значение, окончание –а в слове вода имеет значение существительного женского рода, единственного числа, именительного падежа).
Звуковая сторона языка изучается с разных точек зрения. В зависимости от задач изучения различаются фонетика частная и общая, фонетика описательная, историческая и сопоставительная.
Частная фонетика рассматривает звуковую сторону одного конкретного языка, например, русского. Общая фонетика рассматривает общие закономерности, свойственные звуковой стороне различных языков, например, принципы членения звукового потока на фонетические единицы, образование звуков речи, их классификацию. Общая фонетика разрабатывает теоретические проблемы и вырабатывает общие законы звучащей речи. Описательная фонетика рассматривает звуковую систему какого-либо конкретного языка в ее современном состоянии. Историческая фонетика изучает развитие звуковой системы какого-либо конкретного языка на протяжении длительных эпох. Она исследует, какие звуковые единицы были в языке в прошлом и какие изменения произошли к нашему времени, устанавливает причины этих изменений. Сопоставительная фонетика связана с сопоставительным изучением звуковой системы двух или нескольких языков, когда устанавливаются сходство и различие в звуковых системах сравниваемых языков. Например, изучению фонетики иностранного языка помогает сопоставление с фонетикой родного языка, такое сопоставление помогает лучше усвоить закономерности звуковой системы не только иностранного языка, но и родного. Сопоставление родственных языков может объяснить фонетические изменения, произошедшие в них.
Звуки речи характеризуются в трех аспектах: акустическом, артикуляционном и собственно лингвистическом. Звук речи, рассмотренный в собственно лингвистическом аспекте, представляет собой фонему.
Основные сегментные фонетические единицы
Фонетические единицы делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).
Сегментные единицы– разные отрезки речевого потока, располагающиеся в линейной последовательности (фраза, речевой такт или фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог, звук).
Фраза – самый крупный отрезок речи, представляющий собой законченное по смыслу высказывание, объединенное интонацией завершенности и отделенное паузами от других таких же отрезков речи. Фраза часто состоит из одного предложения, но ее нельзя отождествлять с предложением, так как их границы могут не совпадать. Фраза и предложение – это единицы разного уровня: фраза – фонетическая, а предложение – синтаксическая.
Речевой такт– это отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный поток звуков, имеющих смысловую незаконченность и интонационную незавершенность. Речевые такты произносятся на одном выдохе и ограничиваются паузами менее длительными, чем фразы. Границы между речевыми тактами условны и зависят от желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания, поэтому возможны варианты членения фразы на речевые такты.
Фонетические слова делятся на слоги. С точки зрения артикуляции слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог – это волна нарастания и ослабления звучности. В слове столько слогов, сколько слогообразующих звуков.
Слоги делятся на звуки. Звук– это минимальная, далее нечленимая единица звукового потока речи, произнесенная за одну артикуляцию.
Суперсегментные единицы
Суперсегментные единицы –слоговость/неслоговость, ударение, интонация. Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Так, например, внутри слога слоговой и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми, которые образуют вершину слога. Слог является и сегментной единицей, так как представляет собой линейную последовательность звуков и суперсегментной, так как представляет собой единство слогового и неслогового звуков. Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 11007 ; Мы поможем в написании вашей работы!