Что такое секвестирование бюджета это простыми словами
Все налоги и сборы образуют бюджет страны. При нормальном перераспределении средств этих денег хватает на различные государственные социальные программы, пополнение запасов, повышение обороноспособности, разработку различных инноваций, управление, осуществление различных экономических преобразований. Но что делать, когда расходы государства превышают поступления в бюджет? Один из самых эффективных механизмов снижения расходной части баланса страны — это секвестирование бюджета.
Определение секвестрования
Секвестирование бюджета – это термин, пришедший к нам из западных учений об экономике. Слово произошло от латинского Sequestrum, что значит «хранение». Слово применяется в банковской, судебной сфере, к примеру, для ареста денег на счетах. Но в последнее время оно чаще всего слышится в контексте государственных экономических программ. И применяется данное понятие в контексте урезания, уменьшения каких-либо финансовых средств.
Почему урезается бюджет
Дефицит бюджетных средств можно покрывать по-разному. Прежде чем пересматривать финансирование текущих проектов, государство изыскивает возможность привлечения сторонних средств. Это могут быть «долгие» государственные займы, которые обеспечиваются имуществом самого государства, привлечение иностранных инвестиций, продажа или долгосрочная аренда государственных предприятий и прочее.
Если доступ к внешним источникам финансирования закрыт, возможен выпуск облигаций внутреннего займа, которые могут купить все желающие. Если привлеченных средств мало, пересматриваются текущие планы и программы, включаются процессы, призванные сбалансировать бюджет. Одним из них и является секвестирование бюджета. Это крайне непопулярная мера урезания расходов, но без нее государство может быть признано банкротом.
Необходимо принимать во внимание, что дефицит бюджета считается вполне допустимым, если статьи расходов превышают доходные на 5-10%. Если этот диапазон лежит в пределах 10-20%, включаются «мягкие» режимы экономии средств. И лишь при дефиците выше 20% меры экономии ужесточаются вплоть до применения непопулярных, но крайне эффективных действий по сокращению расходов.
Как производится секвестирование
Механизм секвестирования вводится в отношении бюджета, если полученных доходов явно недостаточно для реализации первостепенных задач. Профильный комитет в контролирующих органах определяет долю недостачи и на этот процент урезает все текущие программы.
В общем случае механизм секвестирования вводится в отношении нижестоящего бюджета, на который и выделяются средства. Такая линейка позволяет осуществлять администрирование расходов вертикально, сверху вниз. При этом механизм секвестирования в отношении вышестоящего бюджета не применяется. Его итогом должно стать выравнивание статей расходов и доходов для стабилизации макроэкономической ситуации в стране. Сбалансированный бюджет повысит экономическую репутацию государства — а значит, сделает его более привлекательным для возможных инвесторов.
Перечень проектов, финансирование которых урезанию не подлежит, утверждается Минфином страны при согласовании с Кабинетом министров. Это могут быть расходы на оборону или на реализацию программ федерального значения.
Подведение итогов
Как можно понять, секвестрование бюджета – это достаточно эффективный способ урегулирования дефицита. Но, к сожалению, в первую очередь такая мера отражается на рядовых гражданах. Снижаются расходы на медобслуживание и образование, уменьшается количество отремонтированных дорог и возведенных объектов муниципального и государственного значения. Все запланированные программы урезаются на 5-10%, в зависимости от обнаруженного дефицита.
Снижение финансирования проводится одновременно и пропорционально. Вместе с тем, некоторые проекты секвестрованию не подлежат, к примеру, обслуживание внешнего экономического долга государства.
Секвестр
Секвестром в экономике называют сокращение расходов, обусловленное объективными причинами. Как правило, речь идёт о сокращении бюджетных расходов, то есть, пересмотре бюджета в сторону его сокращения. Говоря доступным языком, процедуру секвестирования можно сравнить с «урезанием» расходной части бюджета. Сокращение расходов в большинстве случаев затрагивает весь госбюджет. В числе причин, которые могут привести к необходимости принимать подобные меры – всевозможные непредвиденные обстоятельства и форс-мажоры, а также ошибки, допущенные при расчёте и составлении бюджетного плана.
Секвестр бюджета – это
сокращение расходной части бюджетного плана. Такая мера является вынужденной и принимается в том случае, если возникшие в государстве непредвиденные финансовые трудности не позволяют следовать уже принятому и утверждённому бюджету. В экономических науках существуют и другие формулировки. Так, можно сказать, что секвестр бюджета – это пропорциональное уменьшение всех расходный статей на определённое значение, применяемое государством для искусственного снижения бюджетодефицита. В свою очередь, дефицит возникает в таких случаях, когда расходная часть превышает доходную.
Секвестр расходов
Как уже было сказано, снижение или секвестр расходов предполагает пропорциональное сокращение расходных статей госбюджета за исключением так называемых защищённых статей, которые, согласно законодательству, не подлежат пересмотру и не могут изменяться в сторону уменьшения. Такая необходимость может быть вызвана экономическим кризисом, недостаточной эффективностью финансовой системы, ростом коррупции в госсекторе или различными чрезвычайными (форс-мажорными) обстоятельствами – стихийными бедствиями, масштабными катастрофами, войнами, политическими кризисами.
Секвестр (хранение)
Термин также имеет другие значения. В юриспруденции секвестром называют добровольную или принудительную передачу имущества доверенному управляющему (хранителю). В свою очередь хранитель сберегает такое имущество до того момента, пока будет разрешён спор о том, кому оно принадлежит. Секвестр (хранение) может быть договорным или судебным (в том случае, если спорное имущество передаётся на сохранение третьему лицу по решению судебных органов, а не по договорённости участников). При этом стороны заключают между собой договор, детально оговаривающий все условия, на которых передаётся на хранение спорная вещь.
Договор секвестра
Договором хранения спорной вещи называют документ, на основании которого две или более сторон передают в распоряжение третьего лица движимое или недвижимое имущество до момента установления законного права на него. Договор секвестра обязывает посредника, принимающего вещь на временное хранение, после разрешения спора возвратить её владельцу – то есть, стороне, которой имущество будет присуждено по решению суда или по соглашению спорящих сторон. Все положения, касающиеся договоров хранения, их участников и имущественных объектов, регулируются 926-й статьёй ГК РФ и ст. 86 федерального закона №229-ФЗ.
Минфин подтвердил отсутствие планов на секвестр бюджета
Расходы федерального бюджета, запланированные на 2020 год, не будут сокращены в связи с пандемией коронавирусной инфекции и падением цен на нефть, заявили в пресс-службе Минфина.
«В пределах федерального бюджета имеются ресурсы, в том числе резервные средства, позволяющие оперативно реагировать на изменения внешней конъюнктуры», — говорится в сообщении пресс-службы.
В Минфине разъяснили, что проводимая с федеральными органами исполнительной власти работа по приоритизации расходов федерального бюджета в антикризисных целях включает в себя определение направлений расходования средств резервного фонда правительства.
Ежегодно в ходе исполнения бюджета образуется экономия средств по отдельным статьям расходов, которые перераспределяются на другие приоритеты, напомнили в ведомстве. Также часть ранее запланированных вложений в сложившихся условиях могла потерять актуальность, в том числе в связи с отменой отдельных мероприятий.
«Такой подход позволяет изыскать средства для новых приоритетных мер поддержки экономики и социальной сферы, не прибегая к секвестру бюджета. Сокращение расходов федерального бюджета в 2020 году не планируется», — подчеркнула пресс-служба Минфина.
Расходы федерального бюджета в этом году запланированы в объеме 20,6 трлн руб.
Премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минфину и Минэкономразвития до 26 марта представить в правительство предложения по приоритизации расходов федерального бюджета в антикризисных целях. Анонимный федеральный чиновник заявил «Ведомостям», что это подготовка к секвестру федерального бюджета.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин выразил уверенность в том, что секвестра не будет, расходы просто перераспределят внутри запланированных объемов с учетом приоритетов.