Что такое семья социального риска

Семья, находящаяся в социально опасном положении: основные проблемы, признаки неблагополучия

Что такое семья социального риска. Смотреть фото Что такое семья социального риска. Смотреть картинку Что такое семья социального риска. Картинка про Что такое семья социального риска. Фото Что такое семья социального риска Платонова Юлия
Семья, находящаяся в социально опасном положении: основные проблемы, признаки неблагополучия

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ,

НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ

ПОЛОЖЕНИИ

Для таких семей характерны:

• отсутствие необходимых документов для получения социальных по-собий, выплат, устройства детей в д/с, школу и т. д. ;

• малообеспеченность (нехватка денежных средств на необходимое);

• систематическая безработица родителей;

• плохие жилищные условия, антисанитария, у детей зачастую нет не-обходимых вещей, недостаточное питание;

• нарушение здоровья детей и взрослых, частые инфекционные забо-левания вследствие антисанитарных условий;

• зачастую употребление наркотиков, алкоголя не только взрослыми членами семьи, но и несовершеннолетними детьми;

• вследствие этого происходит деградация семьи.

Социальная дезадаптация несовершеннолетних – след-ствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей, в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми, в ограничении способности выполнять социальные функции; в резком ухудшении физического, нервно-психического здоровья.

Признаки неблагополучия в семье

1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезо-ну и не по погоде,неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуго-виц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в не-трезвом виде.

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского са-да.

5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не от-вечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

8. Характер взаимоотношений в семьенаносит вред психическому здо-ровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

В семьях СОП наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, совершают правонарушения, за-канчивают жизнь самоубийством. Такое детство влечет за собой деформацию в психике несовершеннолетнего, морально-нравственное уродство, физическое несовершенство.

Одним из типичных вариантов поведения в социально неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семьи, не способных к самостоятельному существованию, «выталкивание» детей на улицу, склонение или побуждение к асоциальному образу жизни.

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НАШЕЙ СТРАНЕ ПРИНЯТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ:

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120 «Об основах профилак-тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

2. Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1992 г. ;

3. Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ (в ред. От 22.08.2004 №122-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Конспект организованной ООД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» Конспект ООД по социально – коммуникативному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья» Цель: формировать у детей правильное представление.

Конспект занятия по плаванию «Изучение лежания на воде в положении «Звездочка» Конспект занятия по плаванию для маленького бассейна первого года обучения. Тема: Изучение лежания на воде в положении «звездочка» Цель:.

Консультация «Проблемы семей в системе социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России» В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Семья, имеющая.

Консультация «Проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе» Консультация «Проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе» Вырастить и правильно воспитать.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 35 «Вырастайка» Проект по социально – коммуникативному.

Консультация «Раннее вывления семейного неблагополучия» Раннее выявление семейного неблагополучия Считается, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Эту расхожую житейскую истину как нельзя.

Социально-коммуникативное развитие НОД во второй младшей группе «Моя семья» Задачи : систематизировать представления детей о семье, учить определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи,.

Содержание социально-педагогической характеристики, отражающей основные показатели деятельности учащегося Содержание социально-педагогической характеристики отражающих основные показатели деятельности учащегося. Общая осведомленность и социально-бытовая.

Что такое семья социального риска. Смотреть фото Что такое семья социального риска. Смотреть картинку Что такое семья социального риска. Картинка про Что такое семья социального риска. Фото Что такое семья социального риска«У страха глаза велики!» Профилактика эмоционального неблагополучия у дошкольников О страхе мы с детьми начинаем уже говорить со средней группы. На занятия в этой возрастной группе по очереди прилетают облака с разным настроением.

Источник

Семьи социального риска. Неблагополучные семьи.

Никто не станет отрицать, что для благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, благополучная семья, которая способна обеспечить базовые потребности ребенка.

Существует несколько классификаций, подходов к выделению типов семей. Мы воспользуемся классификацией, предложенной Ю. В. Васильковой.

Патриархальная семья включает несколько поколений (три-четыре). В такой семье ее члены живут вместе, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой. Часто случается, что взрослые дети не решив жилищных проблем, возвращаются к родителям.

Нуклеарная семья состоит из мужа, жены и одного или двух детей.

Многодетная семья состоит из мужа, жены, троих и более детей.

Внебрачная семья включает одного или нескольких детей и мать, которая не состояла в браке. Отец в большинстве таких семей воспитанием ребенка не занимается.

Кроме перечисленных выше, следует выделить и такие типы семей:

· семьи опекунов и усыновителей;

· многодетные семьи, где 5-10 и более детей;

· семьи, где родители находятся в тюрьме или вернулись из неё.

Почти все эти типы семей, кроме патриархальной и нуклеарной, относятся к группе социального риска.

Какую же семью мы относим к категории неблагополучных? В первую очередь сюда относятся:

· семьи, ведущие асоциальный образ жизни (пьянство, алкоголизм, проституция, воровство и т. п.);

· семьи с очень низким материальным достатком.

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно негативно сказывается на ребенке.

Есть семьи полные, но деструктивные, там нет согласия, постоянные ссоры, скандалы. Бывает, что семья кажется внешне крепкой, сплоченной, а на самом деле ее сплоченность — лишь видимость. Она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет уважения друг к другу, тепла, взаимопонимания.

Что такое семья социального риска. Смотреть фото Что такое семья социального риска. Смотреть картинку Что такое семья социального риска. Картинка про Что такое семья социального риска. Фото Что такое семья социального риска

Кащенко В.П. классифицирует семьи «группы риска» по социально-педагогическому признаку и дает им следующую характеристику:

1. Конфликтная семья. Это семья с конфликтующим типом отношений отличается от семей, в которых идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде семейных скандалов, грубости, взаимных угроз и оскорблений. Разрушаются чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и в общественных местах.

2. Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской семье усвоившие нормы жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т. д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям в классе, ведет к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

3. Педагогически несостоятельные семьи. (Не смешивать с семьями, допускающими отдельные ошибки в воспитании, в целом, восприимчивыми к положительному педагогическому влиянию). В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить и изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Такие конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем и от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

Отличительной чертой семей «группы риска» является отрицательное влияние семейных факторов социального риска на нормальное функционирование семьи. Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающихся на функционировании семьи:

· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

· медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей, отягощенная наследственность, антисанитария, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

· социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

· социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

· криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние. Довольно стабильной является доля семей с низким прожиточным уровнем. Особенно усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей. Иными словами, в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат.

Источник

Понятие и классификация семей группы риска

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характерные черты семей группы риска

Семьи группы риска – это семьи неспособные к полноценному выполнению своей функциональной роли в обществе и подверженные воздействию отрицательных социальных факторов.

Семьи группы риска являются важной социальной проблемой, поскольку, неспособность выполнения ими своей функциональной роли отрицательно сказывается на полноценном развитии общества и его прогрессе.

Рисунок 1. Семьи группы риска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Семьи группы риска характеризуются следующими чертами:

Рисунок 2. Семьи группы риска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Проблема семей группы риска является актуальной и для педагогики. Семья, подверженная риску отрицательного воздействия социальной среды, с нарушенными функциями, оказывается неспособностью к обеспечению полноценного воспитания и развития своих детей. Такие семьи создают угрозу развития общества, формированию здоровой нации.

Родители, которые неспособны полноценно выполнять свои обязанности по воспитанию детей, повышают риск развития у них асоциального, противоправного поведения.

Факторы риска

Семьи группы риска подвержены воздействию разнообразных факторов окружающей среды, которые приводят к нарушению их нормального существования.

Факторы риска отражают процессы, приводящие к угрозе физического и психического здоровья, нормальной жизнедеятельности семьи.

Основными факторами, обуславливающими попадание семьи в «группу риска», являются:

Наличие факторов риска, которым подвержена данная семья, не обязательно ведет к формированию неадекватного поведения у ребенка. Вполне возможно, что воспитание и развитие ребенка не повлечет отклонений в его социальном поведении и общем развитии. Однако, с ростом числа факторов риска возрастает вероятность асоциального развития ребенка. Поэтому, выявление семей группы риска и разработка программы профилактики асоциального поведения является важным направлением работы социального педагога.

Классификация семей группы риска

Существует большое количество вариантов разделения семей групп риска. Они классифицируются по факторам риска, по степени развития асоциального поведения, функциональным возможностям и иным основаниям. Рассмотрим классификацию семей группы риска по функциональным возможностям. Выделяют следующие разновидности семей:

Источник

Типология социального риска

Что такое семья социального риска. Смотреть фото Что такое семья социального риска. Смотреть картинку Что такое семья социального риска. Картинка про Что такое семья социального риска. Фото Что такое семья социального риска Что такое семья социального риска. Смотреть фото Что такое семья социального риска. Смотреть картинку Что такое семья социального риска. Картинка про Что такое семья социального риска. Фото Что такое семья социального риска Что такое семья социального риска. Смотреть фото Что такое семья социального риска. Смотреть картинку Что такое семья социального риска. Картинка про Что такое семья социального риска. Фото Что такое семья социального риска Что такое семья социального риска. Смотреть фото Что такое семья социального риска. Смотреть картинку Что такое семья социального риска. Картинка про Что такое семья социального риска. Фото Что такое семья социального риска

Что такое семья социального риска. Смотреть фото Что такое семья социального риска. Смотреть картинку Что такое семья социального риска. Картинка про Что такое семья социального риска. Фото Что такое семья социального риска

Что такое семья социального риска. Смотреть фото Что такое семья социального риска. Смотреть картинку Что такое семья социального риска. Картинка про Что такое семья социального риска. Фото Что такое семья социального риска

Категории семьи.

Спектр видов, форм и категорий современной семьи дос­таточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отно­шений. По-разному реагируют они на воздействие многообраз­ных факторов современного бытия.
Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения.

Категории современной семьи (В. С. Торохтий):

· по количеству детей: бездетная, или инфертильная, се­мья, однодетная, малодетная, многодетная;

· по составу: неполная семья, отдельная, простая или нук-леарная, сложная (семья нескольких поколений), боль­шая семья, материнская семья, семья повторного брака;

· по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими род­ственниками; с двумя и более брачными парами с деть­ми или без детей, с одним из родителей супругов и дру­гих родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

· пo типу главенства в семье: эгалитарные (равноправие) и авторитарные семьи;

· по семейному быту, укладу: семья — «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной коман­ды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на пер­вое место комфорт, здоровье, порядок;

· по однородности социального состава: социально гомо­генные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

· пo семейному стажу: молодожены, молодая семья, се­мья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, стар­шего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

· по качеству отношений и атмосфере в семье: благополуч­ная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

· по географическому признаку: городская, сельская, от­даленная (районы Дальнего Севера);

· пo типу потребительского поведения: семьи с «физиоло­гическим» или «наивно-потребительским» типом потреб­ления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д., семьи с промежуточным типом потребления;

· пo особым условиям семейной жизни: студенческая се­мья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

· пo характеру проведения досуга: открытые или закры­тые;

· пo социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

· пo степени кооперации в совместной деятельности: тради­ционные, коллективистские и индивидуалистические;

· пo состоянию психологического здоровья: здоровая се­мья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов чле­нов семьи, социально-психологические цели семьи и индивиду­ально-психологические потребности ее членов.

В семье формируются и развиваются брачно-семейные от­ношения как отражение многообразных и многовариантных меж­личностных контактов, а в целом всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.
В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.

В зависимости от форм брака:

1. Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.

2. Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.

3. Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх.

4. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

Что такое семья социального риска. Смотреть фото Что такое семья социального риска. Смотреть картинку Что такое семья социального риска. Картинка про Что такое семья социального риска. Фото Что такое семья социального риска

В зависимости от пола супругов:

1. Однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

2. Разнополая семья.

Наследование по женской линии означает- матрилинеальностьсемьи.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

В социологии приняты различные основания выделения типов семьи. В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций:

1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).

2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).

В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей:

1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);

2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов).

Типология социального риска

Основной причиной попадания ребенка в семью «группы риска», являются сложные жизненные обстоятельства:

— пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

— устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

— убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

— жестокое обращение с детьми (побои);

— побеги из дома, конфликты со сверстниками.

Семьи «группы риска» характеризуются:

1. Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

3. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

Детям из семей «группы риска» свойственно: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; гиперсексуальность, нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность; утрата интереса к знаниям; дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.)

Специалисты социальной работы должны оказать детям «группы риска» своевременную помощь:

а) необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут;

б) если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой;

в) поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими;

г) выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе;

д) выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продемонстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное;

ж) помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, создание кукол;

з) попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.

Говоря о семье как о факторе, провоцирующем ребенка, выделяют признаки одного из типов семей:

— деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

— неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

— ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

— распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него).

Классификация Беличевой выделяет следующие факторы риска:

1) медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

2) социально – экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);

а) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);

б) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);

в) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).

Холостова Е.И. объединяет семьи в «группу риска» по структурному признаку и дает следующую характеристику отдельным ее типам:

1. Социальные проблемы неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье (не говоря уже о тех экстремальных случаях, когда семья не имеет трудового дохода вообще и вынуждена жить на пособие по безработице, либо на пособия детей).

2. Неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились в бега, лишены родительских прав, либо предаются безудержному пьянству – чаще всего именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. У таких семей низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, неумения приспособиться к реалиям современности.

3. Многодетные семьи. Среди многодетных (трое детей и более) семей определенную часть составляет случайная многодетность, когда вместо желанного второго ребенка рождаются сразу близнецы, либо ребенок появляется на свет в результате каких-либо ошибок в контрацепции и невозможности прибегнуть к средствам прерывания беременности. Все остальные многодетные семьи могут быть распределены на три категории. Во-первых, это сознательная, целенаправленная многодетность, которая может быть связана с национальными традициями, либо с религиозными предписаниями. Иногда возможны культурно-идеологические побудители, иногда воплощение традиции родительской семьи. У таких семей много трудностей, связанных с малообеспеченностью, теснотой в жилище, загруженностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья. Вторую группу составляют семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Такие семьи могут быть различными, в том числе и вполне благополучными. Неблагополучные многодетные семьи входят в третью группу. Они образуются в результате безответственного поведения родителей, чаще матери, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. У всех типов многодетных семей имеется общая социально-педагогическая проблема, связанная с многодетностью. У детей из таких семей наблюдается заниженная самооценка, неадекватное представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на последующей судьбе.

4. Семьи инвалидов. Для семей, воспитывающих детей-инвалидов характерны все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в жизнедеятельности и т.д.), но их принятие таких проблем зачастую добровольно, так как при рождении ребенка-инвалида с неисправимой патологией родители нередко имеют возможность отказаться от таких детей с целью помещения их на постоянное обслуживание в специализированный интернат. Оставляя такого ребенка в семье, родители должны понимать, что это достаточно серьезное решение, т.к. трудности, связанные с его воспитанием чрезвычайно велики. Уход за больным ребенком, инвалидом с детства, нередко не совместим с внедомовой занятостью, поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу совсем, либо оставить любимую работу в пользу более свободной по графику, близко расположенной, но оплачиваемой ниже. Уровень разводов в таких семьях намного выше – отцы не в состоянии выдерживать непрекращающихся трудностей и уходят из семьи.

5. Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия. Социальные педагоги в настоящее время могут заняться оказанием помощи такой семье преимущественно на этапе кризиса, в момент конфликта или распада, работать же над профилактикой семейных дисфункции, заниматься налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социально-педагогической работы стабильного общества. Возможно, с исправлением социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место [3].

Кащенко В.П. классифицирует семьи «группы риска» по социально-педагогическому признаку и дает им следующую характеристику:

1. Конфликтная семья. Это семья с конфликтующим типом отношений отличается от семей, в которых идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде семейных скандалов, грубости, взаимных угроз и оскорблений. Разрушаются чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и в общественных местах.

2. Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской семье усвоившие нормы жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т. д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям в классе, ведет к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

3. Педагогически несостоятельные семьи. (Не смешивать с семьями, допускающими отдельные ошибки в воспитании, в целом, восприимчивыми к положительному педагогическому влиянию). В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить и изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Такие конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем и от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:

а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев;

б) малообеспеченные семьи;

в) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;

г) семьи, воспитывающие детей инвалидов;

е) семьи военнослужащих срочной службы;

ж) семьи безработных;

з) семьи военнослужащих – контрактников;

к) семьи, проживающие в неблагополучных регионах;

л) семьи, где родители долго не получают заработную плату

Г.П. Бочкарева выделяет:

а) семьюс неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;

б) семья, в которойнет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

в) семьюс нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни

Б.Н. Алмазоввыделяет 4 типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей

а)семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

в)нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.;

г)педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку

Неблагополучные семьиВ.С.Торохтий разделяет на конфликтные, кризисные и проблемные

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Характернымиособенностями таких семей являются:

— чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;

— конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей — своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношении с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань. » или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть. »;

— использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает!»);

— непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;

— невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);

— директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;

— спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.

Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений

Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.

Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

а) диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

б) охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

в) организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

г) социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

д) прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

е) координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с семьей «группы риска» состоит из:

1.Социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

а) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы;

г) федеральные, региональные целевые и социальные программы;

2.Социальная поддержка семьи «группы риска» предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы. Важную роль в социальной поддержки семей, в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

а) сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

в) содействие в открытии предприятий семейного типа;

г) профессиональная ориентация детей и подростков;

д) выплата пособий по временной не занятости;

е) консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

ж) оказание помощи в кадровом обеспечении;

з) социально – психологическая работа с клиентами

Социальное обслуживание семьи «группы риска» представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Правовую основу деятельности социального работника в образовательном учреждении составляет разрешение руководителя на проведение профилактической работы с семьей. Работа с семьей включает в себя несколько этапов, первый из которой связан с изучением социальной семьи, выявления ее статуса.

Изучение статуса семьи и условий жизни ребенка:

На предварительном этапе проводится диагностика всех детей для выделения общей группы риска ( по всем факторам показателям). Цель этого этапа заключается в определении трудностей ребенка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).

Изучение социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). В дальнейшем семьи обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом

Таким образом, по результатам двух этапов диагностики определяется статус семьи «группы риска», выявляется необходимость диагностической работы с семьей, оказание специализированной помощи (медицинской, социальной, психологической), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется так же функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.

В целом первичное изучение семьи включает:

а) выявление состава семьи;

б) анализ внутренних и внешних контактов семьи;

в) выявление ценностных ориентаций семьи;

г) определение уровня материального обеспечения, условия жизни и быта;

д) определения особенностей состояния здоровья членов семьи; При первичном изучении семьи «группы риска» специалист использует различные методы: беседы с членами семьи, наблюдение семьи вне дома, беседы со специальным окружением семьи.

Рекомендации по проведению беседы:

Возможно проведение беседы с родителями, как на дому, так и в общеобразовательном учреждении, куда приглашаются члены семьи. В начале беседы социальный работник представляется, объявляет цели беседы. Продолжительность встречи не должна превышать более одного часа. В отдельных случаях беседа проводится с участием психолога, специалиста по охране детства. Вопросы, как правило, в большей мере касающиеся ребенка, детско-родительских отношений, восприятия родителями семейной ситуации. Начинать лучше с простых вопросов, на нейтральную тему.

Основные требования к проведению беседы:

· определить цель беседы;

· определить основные вопросы, которые будут заданы;

· собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;

· важно следить за точностью формулировок.

Можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному слушанию.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными направлениями работы социального работника с семьей «группы риска» являются:

1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска».

2. Социально педагогическая поддержка ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию.

3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности.

4. Разработка индивидуального маршрута социально педагогической поддержки семьи.

Многодетная семья – семья, имеющая на содержании 3 и более детей, не достигших 18 лет

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

В семьях, находящихся в социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:

1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.

2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.

3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).

4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

Компетенция лиц, осуществляющих реабилитационную работу с семьей:

1. Формирование банка данных семей, находящихся в социально опасном положении.

2. Оказание психологической, педагогической, правовой, материальной и информационной помощи семьям.

3. Осуществление систематического контроля над деятельностью семей.

4. Анализ проводимой коррекционной, реабилитационной работы с семьями.

Методы работы с семьей:

Специалист по социальной работе активно применяет для сбора информациидиагностические методы. Диагностические процедуры проводятся им самим, психологами, другими специалистами.

Составляютсяакт обследования жилищно-бытовых условий. Собранная информация заносится в индивидуальнуюпрограмму реабилитации семьи, анализируется специалистом по социальной работе и другими привлекаемыми специалистами.

Информация охраняется, как конфиденциальная,от посторонних лиц, служит основой дляформирования базы данных по неблагополучным семьям.

Сбор информации о семье является основным элементом его работы. На основе информации он формирует отношения с семьей ипланы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

Анализ информации о семье. Анализ информации о семье специалист по социальной работе осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней.

Одновременно специалист по социальной работе и семья совместно вырабатываютплан ближайшего этапа(например, план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), которыйсодержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит специалист по социальной работе. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на семью.

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Специалист по социальной работе организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Оказывает семье информационную и организационную помощь.

Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.

Организационная помощьсостоит в том, что специалист по социальной работе инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.

Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считалисьразводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость (мать-одиночка).

Мать – одиночка – женщина, родившая ребенка вне брака, в свидетельстве о рождении ребенка в графе отец стоит прочерк или «отец записан со слов матери». Если отцовство признано в добровольном или судебном порядке – статус матери-одиночки не присваивается.

Выделяют следующиепричины роста количества неполных семей:

— увеличение числа разводов;

— увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака;

— рост смертности мужчин.

Воспитание детей в неполных семья сопровождается множеством негативных факторов, которые влияют на формирование личности ребенка.

Можно выделить шесть наиболее распространенныхошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

— отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке;

— препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу;

— двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения;

— стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца.

— отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания.

К условиям совершенствования воспитания детей в неполных семьях можно отнести:

— является авторитет и личный пример матери (отца);

— педагогический такт матери (отца);

— культура быта в неполной семье;

— знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью);

— определение родителями для себя потребности смысла жизни;

— необходимость определения потребности достижения;

— необходимость критики реализации определенной системы воспитания;

— формирование определенных личностных качеств ребенка;

Специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:

— осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка

— прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;

— организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;

— помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;

— помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;

— информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;

— оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;

— формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *