Что такое семья в духовном плане
Семья — малая Церковь
Сотворив человека, Господь говорит: не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18). Бог сотворил первому человеку жену. Так на заре истории человечества был установлен особый жизненный союз — семья. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1,28).
В Новом Завете в Церкви Христовой семья получает еще более высокое значение. Семью нередко называют еще малой церковью, потому что семья — это часть и образ Церкви Вселенской.
Православный брак имеет великое значение, он венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. (Выделено нами. — Авт.) И далее: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5, 25). Муж в христианском браке — это образ Христа, жена — Церкви. В Таинстве венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей.
Задача Церкви Соборной — спасение ее членов: мы собрались в Церковь, чтобы спасти свою душу и помочь спастись другим. В семье, как в малой Церкви, люди также собрались, чтобы любить друг друга и спасаться. Мы знаем, что один в поле не воин, путешествие всегда легче, если есть хорошие попутчики. Дело спорится, когда его делают несколько дружных его участников. Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Для семейного человека эти заповеди в первую очередь нужно исполнять в семье. Молясь друг за друга, нося тяготы друг друга, смиряясь, мы спасаемся.
Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины, где муж, отец — это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети — паства, прихожане этой Церкви.
Семья — это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6).
Семья ‒ мир, задуманный Богом
Как хочется в начале семейной жизни, чтобы все складывалось, как в сказках, и о своем браке можно было бы сказать: «Жили они долго и счастливо». Но получается так, к сожалению, далеко не всегда, а вернее сказать ‒ довольно редко. Неужели современные люди совсем разучились хранить любовь? Почему два прежде любивших друг друга человека оказываются перед фактом развода? Ответ на вопрос, какими же должны быть отношения супругов для того, чтобы брак был долгим и счастливым, мы искали вместе с настоятелем храма в честь Преображения Господня в селе Пристанное, преподавателем и духовником Саратовской Православной Духовной семинарии, отцом пятерых детей протоиереем Владимиром Пархоменко.
У каждого своя роль
‒ Отец Владимир, что можно сказать о наиболее распространенных сегодня недугах семьи? Чего не хватает в отношениях современных супругов?
‒ Конечно, сложностей и проблем много. Но если выделять что-то главное, то в глаза бросается, в первую очередь, отсутствие понимания важности такого принципа в построении брака, как единоначалие. Брак, как мы знаем, задуман Богом таким образом, что муж в нем является главой, о чем очень хорошо говорит апостол Павел. Но происходит нарушение этого принципа через грех, который присущ всем нам, через непослушание. В современной семье жены не оказывают послушания мужьям. Живем в век эмансипации, и христианская модель брака воспринимается как противоречащая культу свободы. Но ведь в послушании самое важное ‒ что мы отказываемся от проявления своей воли не просто потому, что так надо, а во имя любви, ради того, чтобы исполнить волю ближнего. Возьмем как пример условную тупиковую ситуацию ‒ бытовой спор, в котором муж настаивает на своем, а жена, как это часто бывает, на своем. И такая ситуация может привести только к конфликту. Так вот в христианской семье все же жена, осознавая, что первейшая степень ответственности за семью перед Богом лежит на муже, в данной ситуации должна уступить.
Конечно, и мужчины порой безответственно относятся к браку, что связано с отношением к браку в обществе. И совсем не значит, что мужа-самодура нужно всегда слушаться, он имеет право эксплуатировать свое положение главы семьи и превращаться в деспота, не учитывая волю своих домашних. Но в христианской традиции все эти неизбежные сложности супружеской жизни преодолимы. Достаточно вспомнить прекрасный образ брака, данный апостолом Павлом. Как мы помним, он сравнивает союз мужа и жены с союзом Христа и Церкви. Удивительно мудро апостол говорит, что принцип отношения мужа и жены в семье ‒ это образ отношений Христа и Церкви. Христос так любит Церковь, что отдал за нее себя, свою жизнь ‒ и это образ любви мужа к жене. Любовь должна царствовать в семье, и тогда все сразу оказывается на своих местах. Жена пусть повинуется мужу, но обязательно по любви. Церковь почему повинуется Христу? Потому что любит его. Это основной принцип, из которого вырастает вся семейная жизнь.
Мне еще в годы службы на флоте попался в руки журнал «Смена». Там была перепечатка статьи из шведской газеты, в которой говорилось, что мужчины начинают пить тогда, когда жены перестают их слушать.
‒ Когда в семье царствует любовь, то тогда действительно все оказывается на своих местах, но всем приходилось слышать, как люди жалуются, что любовь прошла, и что тогда делать?
‒ К сожалению, сейчас уходит понимание того, что за любовь надо бороться. Путь христианской жизни ‒ это борьба за любовь к Богу и ближним, которую пытается похитить диавол. Поэтому и бывает, что приходят к священнику молодые люди, которые прожили вместе всего три месяца и говорят: «А мы разлюбили друг друга». И разговаривая с ними, понимаешь, что люди совершенно лишены понимания, как нужно любовь хранить, и что такое любовь ‒ не всегда представляют. Христианин должен любовь рассматривать не как проявление чувственного рефлекса, а как добродетель, без которой жизнь человека становится бессмысленной. Любовь ‒ это для нас прежде всего состояние духа, образ бытия души, к которому мы должны стремиться, и которому мешает грех. Любовь действительно нужно уметь хранить, и за нее нужно бороться.
Люди венчаются и не всегда знают, что благодать, полученную в таинстве, нужно беречь, и одно из средств сохранения благодати ‒ молитва. Супруги должны каждый день молиться: «Господи благодарю тебя, что ты дал мне такого супруга (или супругу), благослови меня дожить с ним (или с ней) ней до конца дней моих». Без этой молитвы благодать очень тяжело сохранить. И борьба с грехом непрестанно должна присутствовать. Люди очень часто изменяют друг другу на уровне мыслей, чувств. Господь не случайно про всех нас сказал: о, род неверный и развращенный! ( Мф.17:17 ). Но христианин обязательно должен каяться, без этого с грехом бороться невозможно. И хотя культуры покаяния у нас, к сожалению, нет, но нужно покаянию учиться. Конечно, бывают случаи очень сильной страстной привязанности супругов друг к другу, и она спасает семью от распада, но это не панацея от всех бед. В браке обязательно должна присутствовать духовная составляющая.
Конфликт ‒ семье не помеха
‒ Как бы не складывалась семейная жизнь, избежать конфликтов между супругами вряд ли получится. Как нужно относиться к ссорам в семье? Ведь часто люди очень расстраиваются и переживают от самого факта наличия ссор.
‒ Понимаете, у нас есть некое искусственное отношение к браку: если брак счастливый, то, значит, там все проблемы решаются мирно и тихо. Но так в реальной жизни не бывает. Есть уникальная народная мудрость, например: «Ругаясь бранись, а за стол садись». А апостол Павел говорит, что ссора и вражда даже не должны называться так. Для христианина, если хотите, ссоры и конфликты ‒ это вершина, видимая часть айсберга, а под этим всегда должна быть настоящая любовь. И если люди любят друг друга по-настоящему, они никогда из ссор трагедий делать не будут. В конце концов, всегда можно остановиться, если конфликт зашел далеко, попросить друг у друга прощения, исповедаться и жить дальше обычной жизнью. В семью диавол будет постоянно пытаться проникнуть и разрушить ее. Но если христиане понимают семейную жизнь духовно, они довольно спокойно это переживают.
Примирение ‒ необходимое условие семейной жизни. Более того, без конфликтов невозможен духовный рост. Как ребенок учится ходить? Шаг ‒ упал, шаг ‒ опять упал. Отрицательный результат ‒ это тоже результат. Падение должно учить твердо стоять на ногах. На ранней стадии брака конфликты всегда есть. Мы все люди гордые, со своими проблемами, и конфликты, конечно, неизбежно возникают. Но любовь должна все побеждать, поэтому нужно всегда мириться и помнить, что ничего страшного в самом факте наличия конфликтов нет.
Вы наверняка замечали, что известные люди в интервью часто говорят о том, что их родители жили душа в душу, без единого скандала. Но заметьте, что так говорят только дети. И я из своего опыта знаю, что погашенный в семье конфликт в сознании ребенка не запечатлевается. Если родители поссорились, но потом они при детях помирились, то дети не фиксируют в своем сознании эту ссору и даже не запоминают ее. Вспомним снова народную мудрость: «Милые бранятся ‒ только тешатся». Дети страдают от нерешенных родителями конфликтов. Часто на исповеди родители говорят: «Мы ссоримся при детях». И я отвечаю: «Ну, тогда при детях же и миритесь, чтобы они видели, что конфликт исчерпан».
Радости брака
‒ Вот мы говорим с Вами о необходимости послушания в семье, о том, что брак ‒ это труд, и за любовь надо бороться, о неизбежности конфликтов… Может сложиться впечатление, что в христианском браке нет места радости. А как на самом деле?
‒ Ветхий завет представляет брак примером высшей радости для человека в мирской жизни. Потому что, действительно, брачная любовь человека окрыляет, дарит ему ощущение полноты бытия. И если человек лишен ее, он часто места себе не находит, пребывает в состоянии, когда весь мир ему предстает в серых тонах, потому что способность к брачной любви вложена в саму природу человека.
Кстати, на примере брака построено одно из доказательств бытия Божия. С точки зрения биологии брак в принципе невозможен, ведь либидо должно толкать мужчину на гораздо большее количество связей. Но когда человек любит, он мыслит свой союз как единственный, вечный и нерасторжимый. Брачная любовь действительно дарит человеку блаженство здесь на земле, и этому масса примеров. Не случайно молодые люди интуитивно ощущают на уровне своих юношеских и девичьих переживаний, что брачная любовь может дать человеку блаженство, подлинный мир, радость, возможность совершенно по-новому осмыслить жизнь. И сколько потом горя и трагедий, если мечты и предощущения рушатся… Это о чем говорит? Богом вложено в человека понимание того, какой должна быть любовь между супругами, и к этому идеалу надо стремиться. Более того, брачная любовь должна быть основанием для воспитания детей. Сегодня даже современные христиане вступают в брак, а тот факт, что они станут отцом и матерью для них ‒ некая далекая перспектива. Хотя на самом деле это должна быть первейшая перспектива, они собственно для этого и должны и вступать в брак, но понимания такого у молодых супругов часто нет.
‒ То есть мужчина и женщина, решившие вступить в брак, должны понимать, что роли супругов и родителей неотделимы друг от друга?
‒ Да, это так. У нас в брак вступают чаще всего молодые люди и думают: «Мы полюбили друг друга и хотим жить вместе как супруги, а рождение детей можем отложить на неопределенный срок». Такой подход характерен только для современных людей, раньше, если люди заключали брак, то морально они уже были готовы к рождению детей. А сейчас даже в христианской среде не редкость мнение ‒ брак отдельно, а дети отдельно. Это очень серьезный негативный штамп, который подогревается современной культурой. У нас сейчас культивируется европейский брак, в котором супруги ‒ «равноправные партнеры». А с точки зрения христианства союз мужчины и женщины ‒ не по-человечески партнерский, а освященный Самим Богом. Муж и жена создают особенный, Богом задуманный мир отношений, в котором должны рождаться и расти дети. И люди должны трудиться для того, чтобы стать талантливыми родителями, что мы тоже сегодня наблюдаем довольно редко. Ребенок целыми днями не видит маму, которая возвращается только вечером, и уже с детства формируется неверный образ матери. Конечно, девочка будет свою жизнь потом строить, сообразуясь с тем, что она видела в родительской семье. У нас сейчас в обществе женщину возвеличивают за то, что, она, например, талантлива в своей профессии, и это прекрасно. Но почему мы забываем о тех талантах, самых главных и самых важных, которые должны проявиться в семье? Если женщине ее профессиональный талант мешает быть хорошей мамой, то давайте зададимся вопросом: «А хорошо ли это?». И вопрос этот фундаментальный на самом деле. Хотя нам и говорят: «Ах, вы хотите женщину запереть дома». Но давайте спросим женщин, что им на самом деле больше нравится?
Конечно, каждая семья уникальна, и никаких шаблонов, навязываемых всем, быть не может. Церковь говорит об идеале, отход от которого ничего хорошего за собой не влечет. Я общаюсь с детьми, и очень многие из них страдают из-за того, что родители пренебрегли своей семьей как союзом, задуманным Богом. Например, детишки реально страдают, если нет братика или сестренки, а мама может вообще и не задумываться об этом.
‒ Но современные люди часто стеснены различными бытовыми проблемами и обстоятельствами.
‒ Понимаю, что читатель может меня упрекнуть и сказать: «Вы еще вспомните, как все было в XVII веке…». Конечно, в современных условиях женщина часто не может не работать. Но есть разные взгляды на проблему: можно принять стереотип, навязываемый обществом, а можно с ним бороться. Понятно, что мы мир не переделаем, но почему бы не попробовать вернуть традиционные нормы семейной жизни, по крайней мере, в нашу, христианскую среду? Люди, выбравшие путь следования за Христом, должны стараться строить свою жизнь так, как она задумана Богом. Если ребенок недополучает материнской любви в семье, то в той или иной степени это обязательно потом даст о себе знать в его жизни. Можно работать и быть талантливым специалистом в своей области, но давайте задумаемся, какой талант главней в глазах Бога? Наверное, все же материнский.
То же касается и проблемы современных отцов. В свое время советская идеология нанесла семье огромную травму. Она сделала отца безответственным. Он трудится во имя светлого будущего, мать тоже, а дети воспитываются советскими воспитательными организациями. А давайте вспомним, как прощались с главой семейства в XIX веке, когда он умирал? Собиралась вся семья, отец давал последние наставления, его слово было определяющим и воспринималось как воля Божия. Почему так было? Потому что отец имеет, между прочим, за семью особое ходатайство перед Богом. И ему свойственно чувствовать полноту ответственности за семью, детей, контролировать все происходящее в семье, это нормально. А женщине в свою очередь должно быть приятно видеть эти мужские дарования и таланты.
Семья ‒ это творчество
‒ А какими добродетелями и талантами человек должен обладать, воспитывать их в себе, чтобы быть хорошим мужем или женой?
‒ Таланты все эти изначально вложены Богом в человека, у каждого они есть. Но конечно, их нужно раскрыть. Например, талант отцовства. Родился ребенок в семье, мужчина гораздо позже, чем женщина, осознает, что теперь он отец. И часто только через 2–3 года он переживает уникальное чувство отцовства. Если мы живем по заповедям Божиим, стараемся, чтобы наша жизнь развивалась в соответствии с замыслом Бога о нас, то при соответствующих условиях и все наши таланты раскроются. Рождается в семье второй, третий ребеночек ‒ и опять происходит качественный скачок, у супругов появляется совсем другое ощущение себя и своих детей. И человек детей начинает воспринимать именно как семью, и это тоже надо пережить, чтобы понять. Меняется отношение к жене, муж воспринимает ее уже как маму своих детей, начинает ею больше дорожить. Брачная любовь многогранна, она пронизывает все сферы жизни человека, но чтобы она развивалась, а вместе с ней и таланты, необходимые нам в семейной жизни, надо стараться жить по воле Божией. Ведь когда мы совершаем грех, мы сами для своего счастья и благоденствия ставим препону. Если поток течет, а ему перекрывают путь и ставят преграду, он пойдет в обход, круша и ломая все на своем пути. Так же и в брачной жизни. Таланты, которые необходимы и которые раскрывается в семейной жизни, могут быть и не заметны внешне, но они нужны самому человеку. Благодаря браку раскрывается все возможное богатство человеческих отношений, которое без воли Божией просто рискует не раскрыться, и человек может никогда и не узнать об этом богатстве. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, брачная любовь постоянно совершенствуется, человек все полнее и полнее в браке познает другого человека.
‒ А можно обозначить какие-то основные правила, которых нужно стараться придерживаться, выстраивая свои отношения с супругом или супругой, для того, чтобы брак был благополучен?
‒ Здесь не может быть шаблонов. Человек в принципе свободен, и в семейной жизни тоже. Только для нас, христиан, свобода нужна не сама по себе, а для любви. Как самоцель для чего она нам? Поэтому и главные заповеди в Евангелии ‒ о любви. Без нее все бессмысленно. Никто не собирается регламентировать жизнь супругов до мелочей, Церковь никогда этим не занималась. Мы не учим, во сколько нужно вставать, ложится спать, кто для кого должен приготовить еду или прибрать в квартире. Во всем этом супруги сами разберутся, если они правильно понимают принципиальные вопросы. Ведь каждый человек уникален, а каждый брак уникален вдвойне, потому что уникальность одного из супругов усугубляется уникальностью другого. Семейная жизнь ‒ это творчество, здесь не может быть готовых схем. Но чтобы понять, что такое христианский брак и построить его, нужно стараться жить по Евангелию. Если для человека истина Христова ‒ не путь в жизни, не главный ее принцип, то, конечно, убедить его в том, что в браке может быть великое счастье, будет сложно, если не невозможно. Но для общего духовного возрождения очень важно, чтобы мы, христиане, являли пример подлинной христианской семейной жизни.
Семейная жизнь
Ведические знания говорят о том, что недостаточно заключения брака для того, чтобы достичь состояния счастья. Для этого нужно, чтобы семейные отношения стали способом очищения, освобождения от ложных ценностей и эгоизма, а также развития чувства долга и ответственности. Сталкиваясь с оценкой себя партнером, человек меняет представления о себе самом, свое поведение и мысли. Супруг — это то зеркало, которое может помочь прийти к позитивным переменам, истине, благодаря которой души любящих людей связываются.Начало пути к счастью — в искреннем желании всех благ своим близким, вне зависимости от того, какими недостатками те обладают. Несовершенствами наделен каждый человек, и нужно уметь любить супруга, несмотря на них. А поскольку благополучное существование семьи возможно только в высококультурном, порядочном обществе, то люди принимают на себя обязательства не только друг перед другом, но и перед социумом.
Также важно, не только для самой семьи, но и для ее потомков, чтобы в государстве и на планете в целом царил мир. Добиться этого в одиночку невозможно. Но мир един, и каждый человек является не только каплей в этом океане, но и океаном качественно. Поэтому, если он будет жить в соответствии с законами Бога и Вселенной, его энергия будет благоприятно влиять на весь мир.
Когда люди понимают, что они едины с Полным Целым, их семейные отношения наполняются счастьем. Поэтому мужчина должен стать духовным лидером семьи — как человек, более всего сознающий Бога. Благодаря ему семья будет жить по законам, единым для всего общества, и приносить добро окружающим.
Пока супруги не смогут принять эти основы, они будут преследуемы страданиями и утратами. Чтобы избежать этого, необходимо обрести истинное знание, что невозможно сделать без духовной жизни. Семья — это именно то место, где истинное духовное знание должно передаваться: от мужа — жене и детям.
Семьи, в которых супруги не желают жить праведно и духовно, может посетить лишь мимолетная удача, чаще же им приходится прилагать серьезные усилия для выживания и подтверждения своей репутации в обществе. Устои в таких семьях размыты или отсутствуют вовсе.
Создавать семью рано, пока человек не усвоил, что такое счастье.
Начало семейной жизни
Прежде чем основать новую ячейку общества, необходимо иметь точное знание о том, что такое счастье. Иначе молодой семье будет не к чему идти. Под полным знанием подразумевается такое, которое уже подтверждено опытом других семей.
Нельзя заключать брак, надеясь на случайную удачу. Семья — не азартная игра, в которой некоторым везет, в то время как остальные проигрывают. Счастье этого проекта зависит не от обстоятельств, а от людей, которые совершают определенные действия и взаимодействуют друг с другом. И в результате все получают ровно то, что заслужили.
Нередко иллюзии по поводу совместной жизни с любимым имеют девушки. Они полны надежд и вдохновлены примером других, но не имеют знаний для того, чтобы создать такую же семью. Часто они не умеют разбираться в людях и не понимают, что у их избранника иной характер и другая карма. Если бы они знали с самого начала, какой будет их жизнь с этим человеком, какими родятся дети или как долго продлится их союз, вероятно, их романтические порывы быстро увяли бы.
Основывать брак на одних только желаниях и представлениях недальновидно. Настоящая любовь — это больше, чем просто мечты, это дар. Он дается свыше мужчине и женщине, которые готовы посвятить свою жизнь поискам духовной, абсолютной, высшей красоты. Благодаря этому поиску отношения пары всегда будут оставаться обогащенными и обновленными и супругам удастся избежать гнета рутины. Кроме того, через эти поиски люди смогут найти самих себя и раскрыть свой жизненный потенциал, осуществить миссию, с которой они пришли на Землю.
Иногда супруги путают счастье с удовлетворением насущных потребностей. В этом случае речь идет не о любви, а, скорее, о страсти. Люди возвращаются к себе домой как в место отдыха, поэтому у них нет времени на то, чтобы жить духовной жизнью и способствовать внутреннему развитию близких. Тогда вся радость, которая питает их сердца, — это материальные приобретения. Это приводит к тому, что кормилец начинает восприниматься в первую очередь как источник благ и тот, за чей счет исполняются желания членов семьи. Испытав финансовый крах, он легко может потерять свой брак.
В семьях же, где люди имеют общую духовную жизнь, супруги живут в добродетели. Они постигают собственную Личность, Бога и получают огромное эмоциональное удовлетворение. Семья становится тем, что раздвигает перед ее членами горизонты, увеличивает их потенциал, дает мотивацию. Это школа, где никому не скучно.
Жизнь с Богом
Решая, что в семейной жизни должна быть духовная жизнь, супруги впускают в свой дом Бога. Но это не добавляет им трудностей; наоборот, у тех, кто коснулся Божьего царства, проблемы волшебным образом рассеиваются.
Так, жизнь с Богом подразумевает отсутствие жадности и зависти, и тогда любовь не принимает форму ни служения, ни господствования, супруги не стремятся ни эксплуатировать друг друга, ни получать наслаждения за счет друг друга. Они испытывают счастье благодаря вере, надежде и любви, а также красоте, которые являются главными атрибутами радостной жизни.
Одна из главных вещей, к которым следует стремиться в семье, — это красота. Именно она становится вдохновением, за счет которого любящим друг друга людям хочется жить, надеяться и верить.
Иногда люди, не привыкшие к жизни в красоте, становятся разрушителями своего брака: они приписывают младшему поколению (детям) такое качество, как невежество, а всевозможные проявления любви и душевности относят к излишней сентиментальности. Им никогда не удастся полностью увидеть красоту окружающего мира, восхититься природой, одеться со вкусом, почувствовать себя счастливыми и подарить это ощущение близким. У них отсутствует гибкость.
В таких отношениях дети тоже вырастают аскетами, у которых в сердце нет любви.
Жизнь с Богом подразумевает сочетание законов чести и достоинства с терпеливостью и мягкостью. В таких семьях родители понимают, что дети не хуже, чем они, потому что у всех есть Высший Отец — Бог. А дети учатся семейной жизни у родителей, перенимая их духовность.
Духовный путь к созданию семьи
Все начинается с той семьи, где люди родились. По ее образу и подобию мы выстраиваем собственные отношения с супругами. Поэтому главное, что должны дети получить от родителей, — это опыт безусловной любви. Если его не будет, выросшие дети не смогут любить своих партнеров и детей. Влияние окружения и улицы слишком переоценено: большей частью каждый человек формируется в стенах дома, где он растет.
Веды говорят о том, что признаками истинных духовности и культуры являются:
С этих трех правил начинается культура человека, и по ним можно определить уровень его воспитанности.
При этом все члены семьи должны понимать, что все, что они делают, включая их род деятельности, профессию, направлено не только на создание благоприятных условий для жизни своим близким и себе. Главная цель — служение Богу и миру, в котором мы живем.
Важность помолвки
Когда отношения серьезные, они рано или поздно подходят к этапу помолвки. Она случается, если влюбленная пара решила пожениться, а их родители поддержали их в этом решении. Помолвка должна стать не периодом, когда молодые наслаждаются друг другом и пребывают в романтических мечтах, а временем, когда они заглядывают дальше своей влюбленности, смотрят на нее с практической точки зрения.
В основе каждого брака лежит ответственность, которая проявляется в несении взятых на себя обязательств. В этом проявляется служение Богу в семье. Когда закон верности и заботы в паре не соблюдается, такие брачные отношения обречены на провал.
По ведам, помолвка должна длится до года. За этот срок люди могут понять, общие ли у них жизненные цели и как они хотят их достигать. Если выясняется, что стремления диаметрально противоположные, нужно особенно задуматься о целесообразности заключения брака. Ведь чем дальше, тем больше люди будут дистанцироваться друг от друга, и это может привести к разводу.
Немаловажно и обговорить материальные потребности будущих супругов, так как они могут не совпадать. Например, мужчина может стремиться вести аскетичный образ жизни, в то время как его невеста — мечтать о богатстве и финансовом процветании. Ни то, ни другое не является чем-то постыдным, однако соблюдение интересов обоих партнеров в таком браке вряд ли возможно.
Молодые люди, неоднократно проходившие через стадию помолвки с разными партнерами и не доведя ее ни разу до свадьбы, становятся все менее пригодными для семейной жизни. Девушка утрачивает мышление жены и матери, а молодой человек теряет чувство ответственности. Они все дальше отдаляются от пути духовного развития.
Духовная жизнь в брачном союзе
Когда семья создана, оба супруга должны сделать своей задачей проживание жизни бок о бок, рука об руку, сохраняя ценность друг друга. Жена становится отражением мыслей и стремлений мужа, развивая и улучшая их. Для этого она должна сохранять свою привлекательность и служить любимому. Тогда ее влияние на него становится подобным огню, который способен растопить мужские чувства. В неисчерпаемости духовных отношений между мужем и женой и заключается чудо брака.
Успешность союза зависит от множества факторов, в большей степени — от мотивов, по которым он заключался, а также от того, как относятся к выбору своих детей родители. Родители могут дать им проклятия или благословение. А если брак заключался на основе материальной выгоды, хитрости или обмана, то он, скорее всего, продлится недолго.
Когда же помыслы обоих влюбленных чисты и полны искренности, им нужно пройти через священный обряд, чтобы дать обет перед лицом Бога и обществом. Тогда семью будут хранить высшие силы, не давая любви в ней спуститься с духовного на физический уровень.
Согласно ведам, чтобы не попасть в ловушку чувств и ума в браке, партнеры должны:
Эти два совета научат отказываться от ложного эго. Только освободившись от разногласий и эгоцентризма, люди смогут прийти к истинному счастью и дать его своим детям.
Прочным фундаментом счастья в браке может быть только служение Богу и семье по Божьим правилам. В этом случае каждый супруг использует данные ему материальную форму и социальное положение, чтобы исполнять свои семейные обязанности и идти путем своей миссии.