Что такое сенсорная память
память сенсорная
Полезное
Смотреть что такое «память сенсорная» в других словарях:
ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ — ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ. См. сенсорная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Память сенсорная — форма памяти, обеспечивающая сохранение информации, поступающей в органы чувств. В основе П. с. лежат следовые процессы в рецепторных клетках и анализаторах, продолжающиеся некоторое время (до 0,5 с) и после прекращения действия раздражителя. На… … Словарь дрессировщика
память иконическая — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая: 1) имеет большую емкость; 2) быстро угасает во времени (около 0.25 с.); 3) работает с сенсорным кодом; 4) сознательно не… … Большая психологическая энциклопедия
память эхоическая — (память эхоическая) гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида… … Большая психологическая энциклопедия
память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия
память: классификация — проводится согласно характерным особенностям процесса мнемического, обеспечивающего сохранение и восстановление ранее пережитого и воспринятого субъектом «материала». Эти особенности обусловлены соответственными особенностями деятельности… … Большая психологическая энциклопедия
ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ — (англ. tactile memory) хранение информации, полученной путем осязания. Относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в… … Большая психологическая энциклопедия
Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия
Сенсорная Память — кратковременная память (не более 2 с.) с большим объемом хранящейся в ней информации, имеющая периферический и модальностно специфический характер, отображающая физические характеристики стимулов … Психологический словарь
Характеристики, функции и типы сенсорной памяти
сенсорная память тип памяти, который позволяет сохранять впечатления от сенсорной информации после исчезновения воспринимаемого стимула.
Это относится к объектам, обнаруживаемым сенсорными рецепторами организма (органами чувств), которые временно сохраняются в сенсорных регистрах.
Сенсорные записи содержат большой объем информации, но способны сохранять точные изображения сенсорной информации только в течение очень ограниченного времени..
В целом были установлены два основных типа сенсорной памяти: иконическая память и эхо-память.
Первый является компонентом системы визуальной памяти. Второй тип сенсорной памяти является компонентом кратковременной памяти, который отвечает за сохранение слуховой информации..
Характеристики сенсорной памяти
Сенсорная память может быть определена как постоянство стимула во времени вне его физического присутствия. То есть именно память позволяет эффекту стимула продолжаться, даже если он исчез.
Например, если человек визуализирует сцену, которая вызывает чувство ужаса или страха, сенсорная память позволяет ему продолжать испытывать эти ощущения, когда они перестают его видеть..
В этом смысле сенсорная память представляет собой многовековую способность, которая выявляет тесную связь между перцептивными системами и когнитивными процессами..
На самом деле функционирование одного без другого невозможно объяснить. Восприятие без познания приведет к пассивному способу соединения с миром, так как ум не будет выполнять никаких задач с информацией, полученной через чувства.
С другой стороны, обучение и когнитивное функционирование были бы невозможны без приобретения новой информации и знаний о внешнем мире через системы восприятия..
Таким образом, ощущения являются отправной точкой восприятия, а восприятие является первым шагом к познавательному процессу. Без ощущения нет восприятия, а без восприятия нет памяти..
Однако восприятие и память имеют более общие элементы: восприятие выходит за рамки ощущений, обычно определяемых как механизм, посредством которого мозг придает смысл ощущениям.
Таким образом, сенсорная память обрабатывает и хранит важную информацию. Аналогично, сенсорная память также вмешивается в функционирование основных процессов восприятия, таких как обнаружение, распознавание, распознавание или идентификация..
Историческая эволюция
Отношения между восприятием и памятью были предметом научного интереса в течение многих лет. Однако появление термина «сенсорная память» появилось гораздо позже..
Первые исследования этого явления были проведены в 1740 году рукой Иоганна Сегнера. В своем исследовании немецкий физик доказал, что для восприятия куска углерода, прикрепленного к вращающемуся колесу, ему необходимо совершить полный оборот менее чем за 100 миллисекунд..
Эта первая оценка послужила постулированию взаимосвязи между механизмами восприятия и памяти..
Впоследствии Бродбент в 1958 году предложил существование механизма немедленной памяти, который бы записывал информацию о проксимальном стимуле в течение короткого периода времени..
Кроме того, Нейссер в 1967 году принял теорию Бродбента и назвал ее сенсорной памятью. По словам немецкого психолога, этот тип памяти состоял из предкатегориальной записи информации ограниченной емкости и короткой продолжительности.
Параллельно Аткинсон и Сиффрин предложили существование сенсорного регистра для каждой из сенсорных модальностей. Тем не менее, большинство исследований сенсорной памяти сфокусировано на двух типах, изначально определенных Нейссером (символическая память и эхо-память)..
Наконец, именно Сперлинг в 1960 году отвечал за изучение и разграничение свойств культовой памяти посредством использования такистоскопа и техники частичного отчета..
функции
В этом смысле сенсорная память выступает в качестве моста информации, который позволяет увеличить продолжительность представления стимулов.
Если бы мозг мог обрабатывать информацию только в то время, когда стимул присутствует и может быть зарегистрирован чувствами, большая часть знаний была бы потеряна на этом пути..
Функционирование сенсорной памяти может быть проиллюстрировано во время вождения автомобиля. Пока человек водит машину, на дороге вы можете заметить несколько дорожных знаков, указывающих правила дорожного движения, направления к пункту назначения и т. Д..
Обычно визуализация этих элементов очень короткая из-за скорости автомобиля, которая позволяет захватывать стимулы в течение коротких периодов времени..
Однако стимуляция, создаваемая этими элементами, продлевается на уровне мозга в течение периода времени, превышающего представление самого стимула..
Эта способность осуществляется мозгом посредством сенсорной памяти, которая позволяет сохранить стимуляцию, несмотря на то, что стимул больше не визуализируется..
тип
В настоящее время существует высокая степень научного признания в установлении двух основных типов сенсорной памяти: иконической памяти и эхо-памяти..
Под иконической памятью понимается зрительная сенсорная память, то есть процессы сенсорной памяти, которые начинаются, когда стимулы воспринимаются зрением..
С другой стороны, эхо-память определяет слуховую сенсорную память и начинается, когда стимулы захватываются через ухо..
1- знаковая память
Иконическая память является регистром сенсорной памяти, связанной с визуальной областью. Это компонент системы визуальной памяти, который включает в себя как кратковременную зрительную память, так и долговременную память.
Для культовой памяти характерно формирование очень короткого хранилища памяти (менее 1000 миллисекунд), однако она имеет большую емкость (может содержать много элементов).
Функционирование этого типа сенсорной памяти, по-видимому, связано с зрительно-сенсорным путем. Длительное визуальное представление начинается с активации фоторецепторов сетчатки. Трости и шишки испытывают стимуляцию после подавления стимула.
Культовая память ответственна за обеспечение потока визуальной информации в мозг, которая может быть собрана и поддержана в течение долгого времени. Одной из наиболее важных ролей иконической памяти является ее участие в обнаружении изменений в визуальной среде:
2- Эхогенная память
Эхо-память способна хранить большие объемы слуховой информации в течение периода времени от трех до четырех секунд. Звуковая стимуляция остается активной в уме и может быть воспроизведена снова в течение этого короткого периода времени..
Первые работы над этим типом памяти были сделаны Бадделей на модели рабочей памяти, которая состоит из исполнительной системы и двух подсистем: визуально-пространственной программы, связанной с иконической памятью, и фонологического цикла, который обрабатывает слуховую информацию ( звукоподражательный).
Согласно модели Бадделей (одной из наиболее широко используемых сегодня теорий памяти), фонологический цикл обрабатывает информацию двумя различными способами..
В настоящее время методика, которая позволяет нам измерять эхо-память более объективным образом, является задачей несоответствия. В этой технике изменения в слуховой активации мозга регистрируются с помощью электроэнцефалографии.
Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Виды и формы памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации.
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.
1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.
Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.
Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.
Как развить память у взрослого?
Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти
Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.
Упражнения для памяти у взрослых
Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.
Влияние табака
Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.
Влияние алкоголя
Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.
Медикаментозные препараты
Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.
Основные рекомендации
Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.
Методики запоминания от гениев
Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки
Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.
Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.
В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.
Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.
Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.
Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.
Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.
Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.
При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.
Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.
Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.
Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.
Сенсорная память
Взгляните на предмет возле себя, а затем закройте глаза. В течение короткого времени (около 0,5–1 секунды) Вы будете продолжать «видеть» его с закрытыми глазами. Так же, но уже в течение примерно 2 секунд, ярко и без изменений, сохраняется в памяти и слепок услышанного – как эхо. Эти примеры демонстрируют проявление сенсорного типа памяти – сверхкратковременного запечатления объектов нашими органами чувств. Вообще чрезвычайная кратковременность и восприятие на уровне чувств являются основными характеристиками сенсорной памяти.
Сенсорные системы человеческого организма инерционны, они на короткое время продлевают действие поступающих сигналов. Это выражается в том, что после воздействия сигнала-раздражителя мы продолжаем некоторое время его ощущать. Эта инерционность, по сути, и представляет собой мгновенную (сенсорную) память – простейший процесс на уровне рецепторов. Отражая информацию, полученную органами чувств, сенсорная память не занимается её переработкой.
В психологии сенсорную память называют также непосредственной, поскольку она является непосредственным слепком, отпечатком информации, полученной через систему сенсоров – органов, способствующих восприятию окружающего мира (слух, зрение, осязание, и т.д.).
Место сенсорной памяти в системе обработки информации
Человеческая память – удивительная активная система, выполняющая множество важных функций: она получает информацию, заботится о её систематизации, сохранении, трансформации, воспроизведении. Похоже на компьютер: на начальном этапе информация преобразуется в форму, пригодную для обработки, затем удерживается в системе, сохраняется, а при необходимости – достается из хранилища и воспроизводится.
Для того, чтобы мы могли запомнить информацию на длительное время, ей приходится пройти как минимум три фазы: обработку в сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. В течение короткого промежутка времени, пока информация хранится в сенсорной памяти, решается вопрос о том, нужно ли привлекать к обработке полученных сигналов высшие отделы мозга. Если да – информация поступает в кратковременную память для дальнейшей обработки. Если нет – информация стирается, замещаясь новой, то есть сенсорная память заполняется другими, новыми, сигналами. В долговременной памяти происходит основной процесс кодирования, базирующийся на результатах анализа и распознавания разных характеристик информации.
Между сенсорной и кратковременной памятью выделяют ещё один вид памяти так называемую оперативную память, помогающую удерживать в уме какие-то промежуточные результаты при выполнении сложных операций.
Характеристики сенсорной памяти
Можно выделить некоторые характерные особенности сенсорного типа памяти:
Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать восприятие, внимание, память и другие его познавательные функции. А тренируя их, мы тем самым способствуем развитию мозга и созданию новых нейронных связей. Восприятие, память, внимание, мышление развиваются благодаря регулярным тренировкам. Для этой цели с успехом можно использовать специальные упражнения в том числе упражнения для памяти выполненные в виде онлайн игр.
Регулярные тренировки на нашем сайте позволяют достичь ощутимых результатов, о чем свидетельствуют не только постепенно улучшающиеся показатели, но и примеры из повседневной жизни, приведенные в нашей статье Живые истории. Вы можете рассказать и свою историю, поделиться впечатлениями и достижениями после нескольких недель регулярных занятий.
Мы искренне желаем Вам новых побед и успехов в саморазвитии!