Что такое сетевая литература
О Сетевой литературе. Общие тезисы
О СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: Общие тезисы
( С использованием материалов из Википедии и других источников)
От вопроса о сетевой литературе (которая существует именно в противопоставлении литературе несетевой, «обычной», «бумажной») необходимо отличать Сайты различных бумажных литературных журналов, издательств, отдельных авторов.
Они не являются «сетевой литературой», поскольку ПЕРВИЧНО существуют на бумаге, а в Интернете только «дублируются».
Интернет как носитель текстов предоставляет в распоряжение авторов сетевой литературы ряд средств и приёмов, недоступных на бумаге.
Сетевая литература – это литература новых технологических возможностей
Сетевая литература – это литература новых формальных и жанровых предпочтений
Сетевая литература – это супер-интерактивность
Сетевая литература – это возможность свободной публикации
Сетевая литература – это потенциально широкая читательская аудитории, практически весь мир.
В Интернете общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы.
Дмитрий Кузьмин:
Главное в литературе всё-таки сама литература и то, что связано с самим литературным процессом. А в каком виде живёт литература уже второстепенно.
ХХХ
О Сетевой литературе существует уже множество публикаций:
Раздел «Теория сетературы» на сайте «Сетевая словесность»
Сайт, посвящённый вопросам сетевой литературы «Сетература et cetera»
Сайт, посвящённый сетевой художественной литературе «Предела фантазии нет»
Алексей Караковский. «Публикация в интернете: история и практика. Руководство для пользователей» (обзор основных существующих литературных сайтов, краткая история русской сетевой литературы)
Галина Тимофеева. «Сетевая литература: профессионализм или дилетантство?» (анализ качественного состояния сетевой литературы Рунета)
И многие другие…
Сетевая литература
Сетевая литература (сетература [1] ) — понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. От вопроса о сетевой литературе (которая если существует, то именно в противопоставлении литературе несетевой, «обычной») необходимо отличать вопрос о дополнительных, чисто практических возможностях, предоставляемых Сетью любой литературе, — удобстве поиска текстов и по текстам, удобстве доступа к текстам из любой точки Земли и т. п.; существование этих возможностей уже привело к появлению множества сайтов, служащих Интернет-представительствами бумажных литературных журналов, издательств, отдельных авторов.
Существование особой сетевой литературы сторонники этого понятия обосновывают несколькими дополняющими друг друга способами.
Содержание
Сетевая литература как литература новых технологических возможностей
Интернет как носитель текстов предоставляет в распоряжение автора ряд средств и приёмов, недоступных на бумаге:
Некоторые люди утверждают, что все эти способы работы с текстом были изобретены задолго до Интернета: например, альтернативные способы движения читателя по тексту предлагаются в романе Х. Кортасара «Игра в классики», некоторых произведениях Раймона Кено и др.; эксперименты по внедрению изображения в литературный текст широко практиковали русские футуристы; построение стихотворного текста как своеобразной партитуры для голосового исполнения (с одновременным развёрнутым живописно-графическим сопровождением) начиная с 1960-х гг. характерно для поэзии Елизаветы Мнацакановой.
Сетевая литература как литература новых формальных и жанровых предпочтений
Интернет способствует изменению иерархии жанров и форм: типы текста, наилучшим образом приспособленные к сетевому существованию, выходят на первый план и постепенно вытесняют другие. На роль преимущественно сетевых жанров и форм предлагались прозаическая миниатюра (текст размером «в один экран», не требующий вертикальной прокрутки для прочтения от начала до конца), эссе, литература дневникового типа.
Противники этой идеи полагают, что роль Интернета в судьбе тех или иных жанров и форм, в самом деле, заслуживает изучения, но не даёт оснований говорить об особой сетевой литературе. Здесь, возможно, изменяется лишь место эссе или малой прозы во всей литературе.
Роль интерактивности сетевой литературы
Произведение, опубликованное на бумаге (будь то в книге или в журнале), существует само по себе, отдельно и самодостаточно. Если на него и последуют отклики читателей и критики, то эти отклики будут опубликованы позже и в каком-то другом месте. Интернет предоставляет возможность немедленного включения текста в процесс коммуникации по поводу литературы. На сайтах со свободной публикацией или в блоге отклик читателя может быть получен моментально.
Блоги
Здесь общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы. В конечном счёте первоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, в таких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованное на сайте со свободной публикацией стихотворение одного из десятков тысяч авторов, публикующихся там, а вся потенциально бесконечная цепочка реплик, порождённых этим стихотворением, иными словами — сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда. Такое растворение отдельного, определённого текста в текстовой стихии, а также происходящая в этой ситуации «смерть автора» и «рождение соавтора»(ведь авторами возникающей коммуникативной среды являются все её участники и никто в особенности: граница между автором и не-автором перестаёт существовать). Сторонники интерактивной сетевой литературы трактуют это процесс как наиболее полную реализацию постмодернистского проекта.
Существует мнение, что перенос центра тяжести с результата на процесс в блогах — свидетельство функционирования сайтов со свободной публикацией как своего рода субкультуры, схожей с другими субкультурами (например, сформировавшимися вокруг ролевых игр). В качестве различительного признака важно то, что иерархия ценностей, складывающаяся в любой субкультуре, признаётся только внутри неё самой: авторы, популярные на сайтах со свободной публикацией (в своей коммуникативной среде), как правило, не признаются за их пределами, а если признаются — то исключительно благодаря свойствам созданных ими произведений, освобождённых от составляющих особенность этой среды наслоений.
Исследовательская работа по теме «Сетевая литература как литература новых технологических возможностей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ
Сетевая литература как литература новых технологических возможностей.
ученица 10«Б» класса
учитель русского языка и литературы
Полякова Елена Викторовна
г. Новокузнецк, 2018 год
1. Содержание
9. Введение
С понятием «Сетература» я впервые столкнулась, когда готовилась к олимпиаде по литературе. Разбирая задания прошлых лет, я заметила, что каждый год присутствует вопрос о произведениях сетевой литературы, сайтах современных русских писателей, популярных интернет-авторах и поняла, что не могу ответить на этот вопрос, потому что не имею об этом представления. Я решила узнать:
Почему освещение проблем сетевой литературы совершенно не выходит за пределы самого Интернета?
Почему многие даже не подозревают о таком современном направлении?
Выясняя актуальность затронутой мною темы, было проведено небольшое анкетирование среди учеников параллели 10-ых и 11-ых классов. Результаты анкетирования показали, что большинство подростков знакомо с понятием «сетература», а также, что современная молодежь хотела бы изучать в школе произведения сетевой литературы. Очень малая часть опрошенных знает авторов или какие-нибудь произведения Рунета. Диаграмма, построенная на основе анкетирования, представлена в приложении 1.
Объект исследования: Сетевая литература.
Предмет исследования: Понятие «сетература», её жанры и особенности.
Методы : анализ, синтез, классификация, обобщение.
Методики: Опрос в виде анкетирования, анализ интернет-ресурсов, современной литературы по теме исследования.
Цель: Познакомиться с новым направлением литературы. Определить его значимость в современном мире.
Найти в различных источниках, проанализировать, систематизировать и обобщить найденную информацию о сетевой литературе.
Рассмотреть отличительные признаки сетературы.
Узнать, насколько важна сетевая литература в жизни современного человека.
Познакомиться с некоторыми известными интернет-авторами.
Провести опрос среди одноклассников в виде анкетирования для выявления знаний об этом понятии.
Создать презентацию о сетевой литературе, её особенностях и роли в современной жизни.
10. Понятие «сетература»
Сетевая литература ( сетература ) — понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных п роизведений, основной средой существования которых является Интернет. Стоит иметь в виду, что сетературой являются только те произведения, которые изначально писались и публиковались в Интернете. Оцифрованную бумажную литературу относить к сетевой нельзя.
Возможности, предоставляемые Сетью литературе:
Удобство поиска текстов и по текстам
Удобство доступа к текстам из любой точки Земли и т. п.
Существование этих возможностей уже привело к появлению множества сайтов, служащих Интернет-представительствами бумажных литературных журналов, издательств, отдельных авторов. (http://www.litrossia.ru Литературная Россия, http://www.nash-sovremennik.ru Наш Современник, http://pushkin-lit.ru Александр Сергеевич Пушкин)
нелинейность текста: за счёт гиперссылок читатель может самостоятельно строить свою траекторию движения по тексту;
интерактивность текста: автор может предоставить читателям возможность дописывать имеющийся текст — в соответствии с определёнными правилами или произвольным образом;
мультимедийность текста: в литературное произведение, размещённое в Интернете, легко вставить звуковые файлы, файлы с изображениями и т. п.
динамичность, игровой характер работы
Некоторые люди утверждают, что все эти способы работы с текстом были изобретены задолго до Интернета. Например:
альтернативные способы движения читателя по тексту предлагаются в романе Х. Кортасара «Игра в классики» ( смотреть приложение 2) ;
эксперименты по внедрению изображения в литературный текст широко практиковали русские футуристы ( смотреть приложение 3);
15. Зарождение сетературы
Первый русский литературный веб-журнал был создан в 1994 году Леонидом Делициным. А официальным началом русскоязычной сетературы принято считать 10 октября 1995 года, когда Роман Лейбов дал старт своему гипертекстовому проекту «Роман». К сожалению, этот проект уже не существует, но я нашла упоминание о нем на сайте
Нельзя отрицать тот факт, что современная литература уже не имеет той однородности, которая была несколько десятков лет назад. Она разделилась на традиционную бумажную форму и на ту, которая развивается в сетевом формате. Некоторые исследователи сетевой литературы связывают историю её зарождения с появлением новейших электронных библиотек и оцифровкой произведений мировой литературы. На начальных этапах существования Интернета тексты переводились в электронный вид, что позволяло расширять технологические возможности работы с ними. Для этого использовались гиперссылки и общедоступность этих текстов. Но с распространением блогов, которые дают возможность авторам обновлять и добавлять посты/тексты/стихи, с появлением большого количества бесплатных литературных сайтов и развитием фандомной ( фандом-неформальное субкультурное сообщество, участники которого определены единым интересом, связанным с произведениями искусства — пристрастием к определённому фильму, книге, сериалу и т. д. ) субкультуры, литература перестала быть только бумажной. Конечно, сетевая литература в большей части представляет собою творчество авторов-любителей, которые создают произведения не очень высокого качества, но она даёт возможность каждому заявить о себе, показать свой талант и найти своего слушателя.
16. Что такое блог? Его роль в сетевой литературе
Изучив информацию о блогах, мною было принято решение провести эксперимент, для этого был создан блог, в котором были опубликованы произведения моего сочинения ( https://plus.google.com ). За неделю его существования, на меня подписалось тридцать три человека, которые не только стали моими читателями, они также оставляли различные комментарии и оценивали мои произведения. Поэтому сейчас можно сделать вывод, что если ты серьезно хочешь заниматься этим делом, будешь прикладывать усилия и предоставлять вниманию читателей интересные произведения, то обязательно найдешь свою аудиторию и получишь признание, даже если на тебя подписаны всего тридцать три человека.
Этот эксперимент помог мне преодолеть некоторые свои внутренние комплексы, например, боязнь показать людям своё творчество, думая, что они не поймут его и будут надо мной насмехаться. Но за всё это время мною не был получен ни один отрицательный комментарий, наоборот, многие люди писали мне о том, что им очень понравились мои стихи, и они хотели бы почитать что-то ещё. Поэтому было принято решение продолжить этот эксперимент до тех пор, пока мой блог не начнёт быть увлекательным не только среди моего окружения, но и не знакомых мне людей.
Индивидуальный проект по литературе Сетевая литература как новый литературный феномен
1. Сетевая литература как новый литературный феномен 8
1.2. Преимущества сетевой литературы 8
2.Мнения на эту тему 9
3.Факторы популяризации Сетературы 10
4.Свойства Сетевой литературы 11
4.3. Мультимидийность 12
5.Жанры сетевой литературы 12
5.1.Прозаическая миниатюра 13
5.2.Виртуальный дневник 13
5.4. Блог как яркий представитель сетевой литературы 14
5.5.Литературные блоги в РФ 15
6.Популярность Сетевой литературы в мире 15
Список источников 17
Введение
В статье освещаются проблемы новейшего литературного феномена – сетевой литературы. Анализируется понятие сетевой литературы, рассматривается происхождение феномена. Приводятся факторы, влияющие на распространение сетевой литературы в Глобальной сети.
Объектом моего исследования является сетература.
Цель исследования – исследование сетературы как нового явления в литературе.
- Анализ понятия сетевая литература; Изучение происхождения феномена; Выявление факторов, влияющих на распространение сетературы в Интернете.
В качестве основного метода исследования применялся описательный метод, включающий наблюдение над языковыми и литературными фактами, их обобщение и систематизацию.
1. Сетевая литература как новый литературный феномен
1.1.Определение
Сетевая литература(Сетература)— понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет.
1.2. Преимущества сетевой литературы
2.Мнения на эту тему
2.1.Сторонники
На их взгляд, сетература – это тоже литература, только другая. Наверное, правомерно расценивать сетературу как специфический род литературы, имеющий ряд своих особенностей. И однозначно не стоит считать её чем-то иным, и тем более, противопоставлять литературе в целом, так как часть никогда не может противостоять целому, сегментом которого она является.
2.2Противники
Некоторые же утверждают, что все эти способы работы с текстом были изобретены задолго до Интернета. Например, альтернативные способы движения читателя по тексту предлагаются в романе Х. Кортасара «Игра в классики» некоторых произведениях Раймона Кено и др.; Эксперименты по внедрению изображения в литературный текст широко практиковали русские футуристы.Противники этой идеи полагают, что роль Интернета в судьбе тех или иных жанров и форм, в самом деле, заслуживает изучения, но не даёт оснований говорить об особой сетевой литературе.
3.Факторы популяризации Сетературы
Отметим факторы, способствующие популяризации сетевой литературы, выделенные публицистом Сергеем Корневым:
4.Свойства Сетевой литературы
4.1.Интерактивность
4.2.Динамичность
Образный смысл слова Динамичность— движение, развитие, напряженность.
Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу неодинаковости. Самым важным в динамичной композиции является согласование между собой разнообразных движений элементов, поиск главных из них и подчинение им второстепенных.
Следовательно, факторами для создания динамики являются: размер мотива, его поворот и расстояние между мотивами Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других. Это определение актуально для архитектуры. Если рассматривать это понятие с позиции литературы, то динамичность-движение, развитие и ускорение. Сетевая литература во всех ее проявлениях, является ярчайшим примером динамичности литературы
4.3. Мультимидийность
Мультимедиа — совместное использование в компьютерных приложениях нескольких средств передачи информации (media), таких, как: звук, изображение, видео. Основой разных СМИ являются разные средства передачи информации (media). В печатных СМИ — это текстовая и графическая информация, на телевидении — видеоряд и звук, на радио — звук. Особенностью интернета является то, что Сеть — это мультимедийная среда, то есть мы можем использовать любой набор медиа — от текста до видео. Это позволяет интернету использовать все преимущества других масс-медиа. Так же и те, кто используют в своей работе Сетевую литературу, нередко включают в нее элементы мультимедиа в виде аудио, видео и графических материалов.
5.Жанры сетевой литературы
Интернет способствует изменению иерархии жанров и форм: типы текста, наилучшим образом приспособленные к сетевому существованию, выходят на первый план и постепенно вытесняют другие. На роль преимущественно сетевых жанров и форм предлагались прозаическая миниатюра (текст размером «в один экран», не требующий вертикальной прокрутки для прочтения от начала до конца), эссе, литература дневникового типаа такжеблоги.
5.1.Прозаическая миниатюра
5.2.Виртуальный дневник
Дневник – это литературное произведение, периодически восполняемый единый текст, в датах, часах и минутах воспроизводящий прошедшую жизнь своего автора, касающуюся сугубо личных или широко известных впоследствии общественных событий; один из распространенных видов мемуарного жанра. Как и многие литературные формы, в изящную словесность дневник внедряется в конце XVIII века, эпоху сентиментализма, когда появляется потребность в свойственным этому жанру исповедальности и самонаблюдении. В мире современных технологий, все большую популярность приобретают виртуальные дневники.
5.3.Эссе
Презентация «Индивидуальный проект по литературе «Сетевая литература как новый литературный феномен»
Индивидуальный проект по литературе Сетевая литература как новый литературный феномен
Выполнил: Деревяшкин Павел Сергеевич ученик 9Г класса
Руководитель: учитель русского и литературы Юрченко Светлана Сергеевна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 12
Введение
В статье освещаются проблемы новейшего литературного феномена – сетевой литературы. Анализируется понятие сетевой литературы, рассматривается происхождение феномена. Приводятся факторы, влияющие на распространение сетевой литературы в Глобальной сети.
Объектом моего исследования является сетература.
Цель исследования – исследование сетературы как нового явления в литературе.
Анализ понятия сетевая литература;
Изучение происхождения феномена;
Выявление факторов, влияющих на распространение сетературы в Интернете.
В качестве основного метода исследования применялся описательный метод, включающий наблюдение над языковыми и литературными фактами, их обобщение и систематизацию.
1. Сетевая литература как новый литературный феномен
1.1.Определение
1.2. Преимущества сетевой литературы
Удобство поиска текстов и внутри них.
Удобство доступа к текстам из любой точки Земли.
2.Мнения на эту тему
2.1.Сторонники
На их взгляд, сетература – это тоже литература, только другая. Наверное, правомерно расценивать сетературу как специфический род литературы, имеющий ряд своих особенностей. И однозначно не стоит считать её чем-то иным, и тем более, противопоставлять литературе в целом, так как часть никогда не может противостоять целому, сегментом которого она является.
2.2Противники
Некоторые же утверждают, что все эти способы работы с текстом были изобретены задолго до Интернета. Например, альтернативные способы движения читателя по тексту предлагаются в романе Х. Кортасара «Игра в классики» некоторых произведениях Раймона Кено и др.; Эксперименты по внедрению изображения в литературный текст широко практиковали русские футуристы.Противники этой идеи полагают, что роль Интернета в судьбе тех или иных жанров и форм, в самом деле, заслуживает изучения, но не даёт оснований говорить об особой сетевой литературе.
3.Факторы популяризации Сетературы
Отметим факторы, способствующие популяризации сетевой литературы, выделенные публицистом Сергеем Корневым:
Конец монополии печатного станка. С распространением Интернета теряется необходимость в этом посреднике между производителями и потребителями текстов и идей;
Смерть расстояния. Интернет погружает нас в состояние перманентного конгресса, конференции, когда люди, разбросанные по разным концам Земли, имеют возможность собраться как бы в одном зале;
Финансовая составляющая. Не может не радовать тот факт, что для публикации теперь не всегда нужно искать редакцию и копить деньги на издание книги. Кроме того, исключаются риски низких продаж. Максимум что можно получить – низкое количество «лайков» или «репостов» и отрицательные отзывы пользователей сети;
Уменьшение статусной дистанции между автором и читателем, возможность их тесного взаимодействия. Произведение, опубликованное на бумаге (будь то в книге или в журнале), существует само по себе, отдельно и самодостаточно. Если на него и последуют отклики читателей и критики, то эти отклики будут опубликованы позже и в каком-то другом месте. Интернет предоставляет возможность немедленного включения текста в процесс коммуникации по поводу литературы. На сайтах со свободной публикацией или в блоге отклик читателя может быть получен моментально.
4.Свойства Сетевой литературы
4.1.Интерактивность
4.2.Динамичность
Образный смысл слова Динамичность — движение, развитие, напряженность.
Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу неодинаковости. Самым важным в динамичной композиции является согласование между собой разнообразных движений элементов, поиск главных из них и подчинение им второстепенных.
Следовательно, факторами для создания динамики являются: размер мотива, его поворот и расстояние между мотивами Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других. Это определение актуально для архитектуры. Если рассматривать это понятие с позиции литературы, то динамичность-движение, развитие и ускорение. Сетевая литература во всех ее проявлениях, является ярчайшим примером динамичности литературы
4.3. Мультимидийность
Мультимедиа — совместное использование в компьютерных приложениях нескольких средств передачи информации (media), таких, как: звук, изображение, видео. Основой разных СМИ являются разные средства передачи информации (media). В печатных СМИ — это текстовая и графическая информация, на телевидении — видеоряд и звук, на радио — звук. Особенностью интернета является то, что Сеть — это мультимедийная среда, то есть мы можем использовать любой набор медиа — от текста до видео. Это позволяет интернету использовать все преимущества других масс-медиа. Так же и те, кто используют в своей работе Сетевую литературу, нередко включают в нее элементы мультимедиа в виде аудио, видео и графических материалов.
5.Жанры сетевой литературы
5.2.Виртуальный дневник
Дневник – это литературное произведение, периодически восполняемый единый текст, в датах, часах и минутах воспроизводящий прошедшую жизнь своего автора, касающуюся сугубо личных или широко известных впоследствии общественных событий; один из распространенных видов мемуарного жанра. Как и многие литературные формы, в изящную словесность дневник внедряется в конце XVIII века, эпоху сентиментализма, когда появляется потребность в свойственным этому жанру исповедальности и самонаблюдении. В мире современных технологий, все большую популярность приобретают виртуальные дневники.
5.3.Эссе
5.4. Блог как яркий представитель сетевой литературы
Отдельной формой сетературы являются произведения, активно публикующиеся в блогах. Здесь общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы. В конечном счёте, первоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, в таких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованное на сайте со свободной публикацией стихотворение одного из десятков тысяч авторов, публикующихся там, а вся потенциально бесконечная цепочка реплик, порождённых этим стихотворением, иными словами — сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда. Такое растворение отдельного, определённого текста в текстовой стихии, а также происходящая в этой ситуации «смерть автора» и «рождение соавтора»(ведь авторами возникающей коммуникативной среды являются все её участники и никто в особенности: граница между автором и не-автором перестаёт существовать). Сторонники интерактивной сетевой литературы трактуют это процесс как наиболее полную реализацию постмодернистского проекта. К таким проектам относят раннее творчество Сергея Лукьяненко, блоггера Алекса Экслера, нашумевшей поэтессы Веры Полозковой, фантаста Леонида Каганова, некоторые сетевые издания Евгения Гришковца и Дмитрия Минаева, причем отдельные представители сетевой литературы в дальнейшем при успешном продвижении в Сети могут приобрести и печатную популярность, как произошло, к примеру, с Лукьяненко и Гришковцом.