Что такое симметрия асимметрия равновесие
Симметрия, асимметрия, динамическое равновесие
Симметрия, асимметрия, динамическое равновесие
Передаче динамики в архитектуре способствовали асимметричные построения и отклонения от симметрии. Асимметрия связана с неоднородностью пространства, с «неравенством» направлений в структуре, и выделением главного направления. Асимметрия является выражением подвижности равновесия структуры, ее изменчивости, и олицетворяет собой развитие, рост, преобразование в более высокие формы.
Применяя разные виды симметрии, модерн выбирает те из них, которые способствуют большей гибкости построения форм, а также служат выражением идеи динамики: зеркальная симметрия заменяется принципом динамического равновесия, применяется например, винтовая, спиралевидная симметрии. В своих исканиях модерн опирался на то, что человеку с его асимметричной функциональной структурой биологически и психологически тяжелее существовать в строго геометрическом и симметрично организованном пространстве.
Мастера модерна старательно избегают симметрии, статичного равновесия, однозначности, и применяют ее только в деталях или там, где стремятся завершить какое-либо потенциальное движение. Равновесие форм достигается законами скрытой динамики, особым ритмическим кодом, на котором построен весь ансамбль данной композиции. За счет асимметрии форма «оживает», ее некоторое природное несовершенство придает ей шарм, внутренняя игра за счет воображаемого достраиваемого образа заставляет с интересом рассматривать и следить, как эта тема начинается, как живет и во что переходит потом. Ритмический рисунок несимметричной динамичной формы индивидуален и, можно предположить, что особенности заданной динамики по-своему характеризуют каждую постройку.
Открытый урок на тему «Равновесие. Симметрия и асимметрия».
План-конспект открытого урока по теме
«Равновесие. Симметрия и асимметрия».
(Урок композиции в 1м классе Детской Школы Искусств)
Баженова Юлия Николаевна
преподаватель ДШИ №1
Тип урока: комбинированный.
— дать теоретические знания о симметрии и асимметрии в природе и искусстве;
— учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции;
— закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работы (выполнение упражнения на симметрию).
— содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции;
— активизация творческого воображения.
— воспитание внимания на уроке;
— воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в ходе выполнения упражнений;
— воспитание экономности и бережливости при использовании бумаги, экологическое воспитание;
— воспитание самостоятельности и ответственности.
— выполнить ряд упражнений на симметрию и асимметрию на фланелеграфе;
— выполнить самостоятельную композицию в технике аппликации из цветной бумаги на асимметрию;
— закончить одно из начатых упражнений на симметрию дома самостоятельно.
Оборудование и материалы к уроку для учителя.
1. Фланелеграф и элементы для составления композиции.
2. Методическое пособие «Симметрия и асимметрия в природе и искусстве».
3. Детские и студенческие работы по данной теме.
4. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, линейка, картон, простой карандаш.
5. Акварель, палитра, кисть, банка с водой, бумага формата А.4.
Материалы для учащихся.
1. Бумага белаяА.4, акварель, кисти, банка с водой.
2. Цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш.
2. Объявление темы урока (2 мин.).
3. Акцентирование внимания на целях и задачах урока (6 мин.).
4. Беседа о симметрии и асимметрии в природе и искусстве(с использованием методического пособия).Закрепление понятий статики и динамики (5 мин.).
5. Выполнение упражнения на фланелеграфе на понятие симметрии и асимметрии (5 мин.).
6. Выполнение двухсторонней монотипии путем складывания листа бумаги (с завершением дома) (10 мин.).
7. Рассказ о фирме Эрмес и платках-каре (5 мин.).
8. Инструктаж по выполнению декоративной асимметричной композиции в квадрате в технике аппликации (7 мин.).
10. Выставка работ учащихся, анализ работ.
11. Повторение и закрепление понятий «симметрии и асимметрии» (2 мин.).
12. Подведение итогов урока (2 мин.).
13. Задание на дом (1 мин.).
1. Отметить отсутствующих. Проверить готовность к уроку.
2. Объявить тему урока, подчеркнуть ее связь с предыдущей темой динамики и статики.
3. Озвучить, что должны выполнить учащиеся за 2 урока, какие знания получить.
4. Беседа о симметрии и асимметрии в природе и искусстве.
Симметрия и асимметрия встречаются в нашей жизни, в природе, в искусстве постоянно, это понятия универсальные. Симметрия-это соразмеренность, порядок, гармония.
— Мы уже касались понятий симметрии и асимметрии на уроках рисунка, строили симметричные фигуры, скажите своими словами, что такое симметричная фигура?
Слово «симметрия» в представлении людей фигурирует как элемент чего-то правильного, совершенного, а значит, прекрасного. И это совершенство человек много веков назад уже стремился отразить в музыке, поэзии, архитектуре.
Приводим примеры симметрии в природе и искусстве (учащиеся).
В природе симметричны кристаллы, формы человека, животных, это помогает им держать равновесие при движении, быть жизнестойкими, рационально использовать энергию. Асимметрия также широко распространена в мире. Например, внутренние органы человека расположены асимметрично. Молекулы ДНК тоже асимметричны. Их спираль всегда закручена вправо. В неживой природе молекулы, в основном, симметричны, а вот в органических веществах ярко выражена асимметрия.
В природе симметрия и асимметрия – это две противоположности; там, где ослабевает симметрия, там усиливается асимметрия и наоборот.
Но строго говоря, нет ничего абсолютно симметричного; если мы будем что-то рассматривать в природе, в человеке, то мы увидим незначительные отклонения одной из сторон от центральной оси ( в лице человека например, всегда есть отклонения). А в искусстве принцип симметрии применяется тоже с отклонениями, добавлениями, изменениями насыщенности элементов композиции. В природе случаи идеальной симметрии практически единичны, а вот в архитектуре, технике, предметах быта их очень много (храмы древней Греции).
— Какое впечатление создает симметричная композиция? (Впечатление покоя, тишины, торжественности, уравновешенности).
— А какое впечатление оставляет асимметричная композиция? ( Ощущение движения, беспокойства).
Художники в асимметричной композиции располагают объекты самым разным способом, в зависимости от сюжета и замысла. И правая и левая части могут быть как уравновешены так и неуравновешенны. Достигнуть равновесия можно с помощью весового соотношения крупной и нескольких мелких или средних частей, вертикальных и горизонтальных линий.
Еще раз закрепим понятия:
— С помощью какого понятия в композиции можно передать движение, динамику? (асимметрия)
— С помощью чего можно передать ощущение статики, спокойствия? (симметрия).
5. Сейчас мы выполним упражнение на симметрию.
На доске стоит фланелеграф и лежат элементы, из которых будут составлять композицию. Дети, используя геометрические элементы, создают симметричные композиции, а после этого асимметричные композиции, но уравновешенные.
6. После этого дается задание на развитие творческого воображения.
Берем лист белой бумаги А.4, акварель. На одной стороне листа наносим произвольные акварельные пятна. Затем перегибаем лист пополам и проводим ладонью по листу так, чтобы получился отпечаток на второй стороне листа. Линия сгиба – ось симметрии. На второй стороне получается похожий отпечаток (пример симметрии). Дети должны посмотреть на получившийся отпечаток и пофантазировать, дополнить изображение, а затем дорисовать свою композицию дома черным фломастером или гелиевой ручкой.
7. До сих пор мы выполняли упражнения на симметрию, а теперь посмотрим на примеры асимметричных композиций в декоративно-прикладном искусстве.
Перед вами изображения платков-каре всемирно известной фирмы Эрмес. Легендарные платки Эрмес пользуются спросом во всем мире, мире высокой моды. Здесь производят изделия из кожи, парфюмерию, одежду, аксессуары, в т. ч., платки- каре. Семейство протестантов Эрме, родом из Германии, осело во Франции в 1828 г. Основателем Эрмес стал один из сыновей- Тьерри Эрме. Сначала это была шорная мастерская, потом стали производить сумки и платки. Этой семейной фирме уже 170 лет.
Платки производятся из шелка,90 на 90 см. Когда ткань готова, она расписывается вручную профессиональными художниками Эрмес. Каждый год выпускаются две модные коллекции таких платков. Продажи возрастают ежегодно. В праздничные дни каждые 20 сек продается по платку. 1 платок стоит 300 евро.Многие знаменитости являются поклонниками платков Эрмес: королева Елизавета, Кайли Минок, Сара Джессика Паркер, Хилари Клинтон, Мадонна. Все они замечены с платками Эрмес.
Дети, вы сегодня побудете в роли художников текстиля. Придумаете и создадите эскиз платка (квадрат 20 на 20 см) с помощью бумаги в технике аппликации. Ваша композиция должна быть асимметричной, но уравновешенной.
Посмотрим примеры таких композиций в квадрате (работы студентки текстильного университета). Разберем композиции на предмет уравновешенности (как уравновешивается композиция с помощью пятна, линии).
Последовательность выполнения композиции:
1) Вырезать квадрат 20 на 20 см, сложить на уголок.
2) Вырезать второй квадрат 17 на 17 см.
3) Наклеить меньший квадрат на больший, чтобы получились поля другого цвета.
4) Продумать и вырезать элементы композиции. Желательно, чтобы был один крупный элемент, 2-3 средних и несколько мелких. (Трехчастность композиции).
5) Лучше всего выполнить композицию используя две пары дополнительных цветов.
— Какие цвета называются дополнительными? (Примеры).
6) Раскладываем вырезанные элементы на поле, чтобы было равновесие зрительное. Не приклеиваем элементы. Учитель подходит к каждому ученику и помогает правильно расположить элементы. Только после этого можно приклеить детали.
9.Самостоятельная работа учащихся над композицией. Учитель помогает индивидуально каждому ученику.
10.После завершения работ учащиеся раскладывают выполненные работы на полу. Проводим анализ работ. Говорим об удавшихся моментах композиций и ошибках, что удалось, а что не совсем получилось в работах.
11.Еще раз повторяем:
-Что такое симметрия, и какие чувства она вызывает?;
-Что такое асимметрия, и какие ощущения она вызывает у зрителей?
12.Итак, мы изучили сегодня понятия симметрии и асимметрии и попробовали эти понятия применить в собственных композициях. Вспомним, что с этими понятиями тесно связаны динамика и статика, равновесие. Увидели, что в природе и в искусстве часто встречаются эти понятия.
13. Задание на дом: завершить, дорисовать акварельную монотипию дома черным фломастером или черной гелиевой ручкой (может быть выполнена неидеальная симметрия).
Презентация к уроку по техническому творчеству на тему:Основные категории композиции: симметрия, асимметрия, равновесие, статичность и динамизм, ритм, контраст. Пропорции.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ГОСУДАРСТВЕННННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ПЕРЕВАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Тема: Основные категории композиции:
симметрия, асимметрия, равновесие,
статичность и динамизм, ритм,
контраст. Пропорции.
Подготовила мастер п \ о:
РАЗУМОВА Л.П
Описание слайда:
Тема: Основные категории композиции:
симметрия, асимметрия, равновесие,
статичность и динамизм, ритм,
контраст. Пропорции.
Цель: Ознакомить обучающихся с основными
категориями композиции:
симметрией, ссиммметрией, равновесием,
статичностью и динамизмом, ритмом,
контрастом. Пропорцией.
Развивать умения применять знания
на практике.
воспитывать личностные качества;
любознательность;
умение слушать;
развивать творческое мышление,
самостоятельность.
Описание слайда:
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Соленое тесто
стеки
шпажки
кисти
Стакан с водой
кисти
Описание слайда:
Описание слайда:
Декоративная лепка
Знакомство с народным
декоративным творчеством;
Умение пользоваться
инструментами и фактурами;
Лепка фигурок по частям путем приключения
отдельных частей
Вытягивание отдельных частей из целого курса;
Декорирование поверхности элементами
геометрических(круги, квадраты,
ромбы, треугольники и т.д.)
Описание слайда:
Лепка по представлению
(на раскрытие образа)
Умение комбинировать различные
приемы лепки(прием кома, жгут и пласт)
Качество и аккуратность в работе);
творческий подход к решению заданий
Развитие и формирование умения
мыслить образами и объемами,
фантазировать при выполнении
композиционных скульптурных заданий.
Описание слайда:
Описание слайда:
ТРИ ТИПА КОМПОЗИЦИИ
ФРОНТАЛЬНАЯ – распределение элементов по двум
направлениям: Вертикальному и
горизонтальному. Относят плоские
композиции и рельеф.
ОБЪЕМНАЯ: распределение элемента по координатам
высоты, ширины и глубины.
ГЛУБИННО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ: состоит из
нескольких объемных композиций,
расположенных в пространстве с
определенными интервалпми.
Описание слайда:
Виды композиционного строя –
представлены такими категориями:
ритм,
равновесие,
симметрия,
динамика,
статика,
масштаб и масштабность,
пропорция,
контраст,
нюанс,
трансформация,
комбинаторика,
бионика,
цвет,
модуль,
фактура и др.
Описание слайда:
Ритм – основной вид композиционного построения
Ритм– это равномерное чередование линий, объемов, объектов, порядок сочетания линий, объемов, объектов, плоскостей.
Ритм может быть спокойным и беспокойным, графическим, объемным, цветовым.
Более сложные соединения ритма: ритмическое равновесие, ритмическая симметрия, динамический ритм, ритмическая статика, ритмический масштаб, ритмические пропорции, ритмический контраст, ритмический нюанс, ритм в цвете, ритмическая трансформация движения, ритмическая комбинаторика и модуль и т.д.
Описание слайда:
Различная толщина и длина линий
создает ощущение движения и ритма
Линия изображена от края до края листа делает композицию открытой
Описание слайда:
Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.
Описание слайда:
Описание слайда:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Для создания ритма в композиции
ЦВЕТОВОЕ
ПРОТИВОПОСТАНОВЛЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ
ИЗОБРАЖАЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
(КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ,
СИНИЙ – ЖЕЛТЫЙ).
СОЗДАТЬ РИТМ
ЧЕРЕДУЯ ЦВЕТОВЫЕ
ПЯТНА
Описание слайда:
Равновесие – это состояние
формы, когда все элементы
сбалансированы
между собой.
Равновесие зависит от
распределения масс
Композиции
относительно
центра.
Пластичность,
целостность,
красота цвета и формы
выражает состояние
уравновешенности.
Описание слайда:
Закон равновесия- состояние композиции,
при котором все элементы
сбалансированы между собой.
Описание слайда:
АССИМЕТРИЯ И ДИНАМИЧЕСКОЕ
РАВНОВЕСИЕ
ДОСТИЧЬ ГАРМОНИИ МОЖНО И ИСХОДЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ
ПРИНЦИПОВ АСИММЕТРИИ
Черный прямоугольник расположен не по центру белого поля,
От чего возникает чувство дисгармонии.
Исходя из положения заданного прямоугольника оно будет там, где
Ощущается наибольшая пустота.
Описание слайда:
Динамичность и статичность
формы и их определение
Динамика– это визуальное восприятие движения, устремленности формы.
Динамика присуща как статичным объектам (памятники и т.д.), так и движущимся предметам (самолет, машина, поезда, птицы и т.д.)
Статика– это состояние покоя, формы равновесия, устойчивость самой геометрической основы.
У статичных предметов всегда есть явный центр, вокруг которого организуется форма.
Описание слайда:
Описание слайда:
Симметрия– является одним из основных средств достижения выразительности композиции в художественном восприятии. Симметрия всегда считалась одним из условий красоты, так как она обеспечивает равновесие композиции, по её законам строят сооружения, предметы быта, определяя не только практические требования, но и эстетические.
Симметрия и асимметрия способствуют художественной выразительности композиции.
Симметрия – принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра.
Наиболее простой вид симметрии – зеркальный.
Классический вид симметрии – осевая симметрия.
Характерная разновидность – винтовая симметрия.
Описание слайда:
СИММЕТРИЯ
Приведенные примеры объединяет то, что
Что равновесие масс в них достигается
Зеркальным отражением масс одной части другою.
Такой способ гармонии называется симметрией,
А композиция – симметричной.
Описание слайда:
Описание слайда:
Асимметрия– сочетание и расположение элементов, при которых ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету.
Асимметрия– это принцип организации композиции, который основывается на динамической уравновешенности составляющих элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.
Если симметричная форма читается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно.
Симметрия и асимметрия помогают достичь художественной выразительности статичных и динамичных композиций.
Описание слайда:
Ассиметрия в композиции
Симметрия в композиции
С помощью геометрических фигур
Описание слайда:
АССИМЕТРИЯ – отсутствие или нарушение симметричного
расположения элементов композиции.
ЕДИНСТВО. ЦЕЛОСТНОСТЬ является целью построения
асиметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличичии
от симметричной композициии. В асимметричной композийии
Необходимо достичь зрительного равновесия.
АСИМЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ более гибка по сравнению с
симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов
и поэтому всегда индивидуальна.
Описание слайда:
Способы выделения композиционного центра
Описание слайда:
Любая композиция должна всегда отражать мысль.
В композициях необходимо стремиться к нахождению композиционного строя и выбора композиционной категории.
Никогда не следует создавать композиции, в которых чувствовалась бы тяжесть и надуманность.
Основная идея – получить законченную гармоничную форму, создающую определённое впечатление и образ.
Ценность комбинаторного приема заключается в том, что он создает теоретическую стандартизацию и художественное творчество.
Описание слайда:
Масштаб и масштабность
Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом.
С древних времён человек оценивал размеры предметов соотносительно размеров своего тела.
Чувство масштабности – это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.
Масштабность – наиболее сложное средство композиции. Все предметы
и изделия, которые человек
использует в своей
деятельности, должны
быть соотносимы
с размерами человека,
соразмерны ему.
Описание слайда:
Описание слайда:
Масштабность можно определить, как соразмерность сооружений или изделий к человеку, а также вещей друг к другу. В этом смысле масштаб – не абсолютная, а относительная величина.
Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности композиции.
Правильное решение вопроса масштабности в большей степени зависит от понимания свойств материалов и конструкций. Представление о масштабности постепенно меняется в связи с тем, что появляются новые материалы, конструктивные решения, меняется облик окружающих предметов, городов, новые технологии меняют представление о возможности материала и формы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Цветовой контраст
Контраст – это резко выраженная противоположность.
Контрасты разделяют: по яркости, по цветовому тону, по насыщенности, по фактуре, по ассоциациям, по форме.
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦВЕТОВЫХ
ГАРМОНИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ
Триада основных
излучаемых
Световых цветов
Триада основных
отражаемых
Красочных цветов
Описание слайда:
Цветовой нюанс
Нюанс – это едва уловимый переход, оттенок в цвете, звуке, форме. Использование сближенных цветов, цветов одной группы, нюансные сочетания в природе. Нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок, сглаживает монотонность и жесткость формы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Фактуры материалов в композиции
Фактура – это совокупность различных технических приемов обработки материальной поверхности, особенности отделки или строение поверхности какого-либо материала, холста, бумаги, способствующие достижению художественно-декоративной выразительности.
Биоформы в художественном восприятии
Бионика– эта наука об использовании знаний о конструкциях и формах, принципах и технологических процессах живой природы в технике, строительстве и искусстве.
Идея – целенаправленное стремление находить в живой природе «образцы» для создания технических устройств и творчества.
Описание слайда:
Описание слайда:
В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация Система воспитательной работы в интернате
Эссе на тему Моя профессия воспитатель
Презентация по учебной практике на тему «Приготовление открытых, закрытых и закусочных бутербродов».
Сценарий классного часа ко Дню защитника Отечества в 1 классе
Презентация по учебной практике на тему «Приготовление холодных блюд из рыбы и рыбных гастрономических продуктов.
Презентация на тему Достопримечательности города Клинцы
Презентация к проекту «Компьютерные игры как фактор позитивной киберсоциализации молодежи»
«Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5409605 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.