Что такое синдром каннера у детей
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Синдром Каннера имеет множество синонимов (ранний детский аутизм, детский аутизм Каннера, эволютивно-процессуальный аутизм Каннера, инфантильный аутизм Каннера) и относится к многообразию аутистических расстройств. Несмотря на то, что первые научные исследования, посвященные этой проблеме, появились еще в первой половине прошлого века, свое название – синдром Каннера данное состояние получило только в 1943 году. Произошло это благодаря врачу-психиатру Лео Каннеру, который выделил и описал особые изменения в поведении детей, которые становятся заметны уже на 1-2 году жизни.
К сожалению, на вопрос о точных причинах возникновения синдрома Каннера наука пока что ответить не может. Ведущую роль в его формировании различные исследователи приписывают генетическим нарушениям, патологии развития мозга, расстройствам нейрохимических и иммунных процессов.
В целом, основные проявления синдрома Каннера сводятся к отгороженности от реального мира, наличию стереотипных форм поведения и своеобразию становления психоречевых функций.
Раннее развитие ребенка
Рожденный в положенный срок, с нормальными показателями веса и роста, младенец проходит определенный последовательный путь психоневрологического, речевого, эмоционального и моторного развития: новорожденный зажмуривается при ярком свете, вздрагивает или поворачивает голову на громкий звук; к месяцу он умеет улыбаться, реагирует на обращение к нему, начинает на короткое время удерживать голову.
К 3 месяцам ребенок демонстрирует комплекс оживления (активно двигается, гулит и улыбается); тянет руки при появлении значимого взрослого или интересной игрушки, начинает переворачиваться. В 5 месяцев способен уверенно различать своих и чужих, к 6 месяцам проявляет все больший интерес к окружающему, реагирует на свое имя, лепечет. Уже в 8 месяцев малыш все больше включается в общение, используя лепет и жесты, может подражать взрослым, умеет сам вставать и садиться. Постепенно расширяется репертуар эмоциональных реакций, становится более разнообразной игра, ребенок начинает обращаться с игрушками, учитывая их назначение: катает машинку вперед-назад, кидает мяч. В год в речи появляется порядка 5 лепетных слов, используется указательный жест, обнаруживается интерес к иллюстрациям в книгах, ребенок начинает ходить, совершенствуется мелкая моторика, становится доступным пользование ложкой.
Синдром Каннера в раннем возрасте. Что могут заметить родители?
При синдроме Каннера ребенок с самого начала своей жизни развивается по другому пути.
В раннем возрасте такие дети могут не реагировать на свет и звук, бывают безразличны или, наоборот, чрезмерно чувствительны к дискомфорту, вызванному, к примеру, мокрыми пеленками или голодом, что проявляется в пассивности или плаксивости. Они могут отказываться от еды, «выворачиваться» из рук матери при попытках накормить.
Эти малыши не реагируют на обращение, не заглядывают в лицо, не смотрят в глаза, не тянутся на руки, не различают своих и чужих, нередко бывая равнодушными, в том числе и к собственным матерям. Комплекс оживления может быть выражен слабо, возникать спонтанно или вовсе иметь направленность на неодушевленный объект. Ребенок не всегда может отличить одушевленный объект от неодушевленного.
Игра ребенка с ранним детским аутизмом также весьма своеобразна: порой интерес к игрушкам не пробуждается довольно долгое время, а впоследствии предпочтение отдается и вовсе неигровым предметам: кухонной утвари, ватным палочкам, пакетам, кусочкам бумаги – желанной вещью может стать что угодно.
Прослеживается склонность к так называемым стереотипным играм, суть которых сводится к бесцельному и многократному повторению одного и того же действия. Это может быть пересыпание песка, переливание воды, выстраивание предметов в ряд или же повторяемая последовательность действий: сначала надо положить кастрюлю на кровать, стукнуть по ней куклой, потом произнести определенное слово. Только так и никак иначе! Любое вмешательство взрослого с целью нарушить привычный ход событий может быть встречено бурной негативной реакцией – от плача до агрессии. Впрочем, такое положение дел касается не только игр: дети с синдромом Каннера вообще особо чувствительны к постоянству окружающей обстановки и болезненно реагируют на любые, даже незначительные с точки зрения взрослых изменения. К примеру, ребенок может категорически отказаться от новой одежды или попытки взрослого повести его на прогулку другой дорогой. Разумеется, свое несогласие он будет выражать в доступной ему форме – крик, плач, «истерика», побег, разрушительные действия, агрессия, направленная на окружающих или самого себя.
Ребенок с ранним детским аутизмом. Особенности поведения
Своеобразие пищевого поведения довольно часто встречается у детей при раннем детском аутизме. Накормить ребенка порой становится настоящей проблемой для семьи в связи с выраженностью изменений вкусовых пристрастий: снижение аппетита, отказ от знакомства с новой едой, предпочтение строго ограниченного и далеко не всегда полезного «репертуара» продуктов, непринятие твердой и мясной пищи – это то, с чем наиболее часто сталкиваются родители.
Окружающая среда зачастую становится источником дискомфорта. Вероятнее всего это связано со специфическими особенностями сенсорного профиля малыша – повышенной чувствительностью к определенным видам раздражителей: слуховых, тактильных, световых и пр. Интересно отметить, что гиперчувствительность может быть весьма выборочной. К примеру, ребенок спокойно переносит грохот отбойного молотка, а звук включенного пылесоса вызывает у него панический ужас.
На почве вышеописанного сенсорного своеобразия очень легко формируются устойчивые, сохраняющиеся годами и порой необычные, несвойственные возрасту страхи: боязнь шума бытовые приборов, определенных животных, вещей какого-то одного цвета и т.д.
Внешнее выражение неудовольствия, неудобства или страха может, как уже говорилось, проявляться по-разному: от крика до аутоагрессивных (самоповреждающих действий), когда малыш способен ударять себя, кусать, царапать, биться головой о твердые предметы.
Синдром Каннера у детей: особенности развития
Речь детей с синдромом Каннера также необычна. Как правило, она лишена коммуникативной направленности, т.е. не служит средством для общения, выстраивания продуктивного, целенаправленного диалога.
Первые слова нередко появляются уже к году, фраза – к 2-3 годам, а по мере пополнения словарного запаса мы наблюдаем эхолалии и эхофразии (повторение услышанных слов и фраз), которые произносятся вне контекста ситуации без понимания смысла сказанного. Ребенок может декламировать стихи, воспроизводить длинные и сложные фразы из мультфильмов, обнаруживая хорошую механическую память и богатый словарный запас, вот только значение собственных высказываний для него будет недоступно.
Часто встречаются нарушения звукопроизношения, интонации и темпа речи – ребенок не выговаривает отдельные звуки, его речевая деятельность лишена интонаций или наоборот, окрашена своеобразным интонированием («интонационная вычурность»), ускорена или замедлена.
В отдельных случаях речевое развитие может выровняться примерно к 7-8 годам.
Особые отношения выстраиваются и с местоимением «я». Его появление свидетельствует о том, что ребенок начал выделять себя из окружающего мира – это часть формирования самосознания и взаимодействия с социумом.
Ребенок с синдромом раннего детского аутизма как бы пребывает в «ином психическом пространстве». Малыши могут говорить о себе во втором или третьем лице: «Ты устал», «Катя хочет гулять». В ряде случаев «я» становится доступным ближе к 8 годам.
Говоря о любых речевых расстройствах, важно помнить, что речь не существует сама по себе, отдельно от психического и интеллектуального развития, а является непосредственным отражением высших психических функций. Именно поэтому, преодоление речевых нарушений стоит на втором месте после преодоления нарушений интеллектуальных, которые отличаются неравномерностью и могут достигать уровня умственной отсталости.
Отмечаемые при раннем детском аутизме снижение способности к абстрактному мышлению, буквальное восприятие мира и неспособность к аналогиям существенно уменьшают возможности ребенка к обучению.
Становление моторных навыков также имеет свои особенности. На фоне общей неловкости, неуклюжести прослеживаются двигательные стереотипии – многократно повторяющиеся движения (взмахи руками, хлопанье в ладоши, кружение на месте, хождение на цыпочках). Нарушено формирование так называемых тонких моторных актов. Ребенку трудно дается застегивание пуговиц, завязывание шнурков, удержание в руке карандаша.
Взаимодействие с другими детьми выстраивается непросто. Дети с ранним детским аутизмом могут бояться или избегать других ребят, а могут быть безразличны к ним. Они не включаются в совместные игры, не демонстрируют интереса к сверстникам, предпочитая находиться в стороне. Позже, в школьном возрасте, могут становиться жертвами насмешек из-за своей непохожести на сверстников и неспособности улавливать тонкие эмоциональные проявления других людей.
Отношения с матерями складываются также своеобразно: чаще всего это симбиотическое существование, когда ребенок не отпускает от себя мать и нуждается в постоянном ее присутствии. Однако при этом в ответ он не проявляет никаких положительных эмоций. Куда реже мы можем наблюдать негативное и даже враждебное отношение, когда ребенок прогоняет мать, проявляет к ней агрессию.
Ранний детский аутизм. Постановка диагноза
Как правило, в поле зрения специалистов ребенок с синдромом Каннера попадает не раньше 2-3 лет, когда родители, персонал дошкольных учреждений и работники служб здравоохранения обращают внимание на всё более выраженные особенности его развития.
Окончательный диагноз ставится врачом-психиатром после подробного сбора анамнестических данных (то есть истории жизни и развития ребенка, включая внутриутробный период), консультирования со специалистами (педиатром, неврологом, при необходимости с другими врачами, а также психологом, логопедом и/или дефектологом) и в сочетании с рядом обследований (анализы крови, мочи, ЭКГ и ЭЭГ и т.д.).
Лечение раннего детского аутизма
Своевременно начатое лечение – одно из важнейших условий достижения положительной динамики. В терапии детей с ранним детским аутизмом в настоящее время используются как лекарственные, так и нелекарственные способы.
Любые медицинские препараты назначаются врачом при наличии строгих к этому показаний. К сожалению, волшебной таблетки для терапии раннего детского аутизма пока не существует. Лекарственные методы воздействия направлены на коррекцию основных нежелательных проявлений, которые препятствуют обучению и адаптации ребенка, нарушая повседневную жизнь: гиперактивность, повышенная возбудимость, протестность, агрессия, расстройства настроения и мышления, интеллектуальное недоразвитие. Чаще всего назначаются нейролептики, антидепрессанты и ноотропы.
Широкий спектр немедикаментозных методов дает возможность успешной интеграции малыша в общество, повышает его жизненную и бытовую адаптацию.
На сегодняшний день активно используются методики психологической и нейропсихологической коррекции, занятия с логопедами и дефектологами.
Включение в психокоррекционную работу семей помогает родителям и близким родственникам не только научиться справляться с собственным переживаниями, связанными с состоянием ребенка, но и находить ресурсы для разрешения кризисных ситуаций, создавать вокруг ребенка гармоничную и безопасную среду, способствующую его росту и развитию.
Важной частью реабилитации является дошкольное и школьное обучение, программы которых подбираются индивидуально с учетом сохранности интеллектуальной сферы.
Прогноз
Прогноз зависит от выраженности симптомов. Часто с возрастом и на фоне лечения проявления заболевания сглаживаются. Можно наблюдать некоторую положительную динамику в виде улучшения контактов с окружающими и расширения спектра социально-бытовых навыков, однако при этом многие эмоциональные, личностные и интеллектуальные особенности сохраняются на протяжении всей жизни.
Римма Кондратьева, врач-психиатр детский Отделения №7 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Что такое синдром каннера у детей
Распространенность синдрома характеризуется показателем 2—4 больных на 10 000 человек с преобладанием его развития у мальчиков (более чем в 2 раза).
Клинические проявления. Развитие этого синдрома может начинаться в возрасте от рождения до 36 мес (3 лет) жизни ребенка. Его определяют аутистическая отгороженность детей от реального мира с неспособностью формирования общения и неравномерным созреванием (асинхронностью развития) психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности. Для этого заболевания характерны явления протодиакризиса, недостаточное различение одушевленных и неодушевленных объектов. Поведение и игры аутичных детей характеризуются стойкими стереотипами, отсутствием подражания, недостатком реакции на окружающее и повышенной чувствительностью на условия как дискомфорта, так и комфорта. Форма общения с родными (особенно с матерью) — симбиотическая или индифферентная, т. е. без эмоциональной реакции, вплоть до отказа общения с ними.
Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых объектов и посторонних лиц вызывают у аутичных детей реакцию избегания либо недовольства и страха с хаотической агрессией и самоагрессией.
Во внешнем облике больных детей обращают на себя внимание застывшая мимика, направленный в пустоту или как будто в себя взгляд, отсутствие реакции «глаза в глаза», но иногда возникает мимолетная фиксация взгляда на окружающих лицах и предметах.
Моторика аутичных детей угловатая со стереотипными движениями, атетозоподобными движениями в пальцах рук, ходьбой «на цыпочках». Но наряду с этим у больных аутизмом возможно развитие достаточно сложных
и тонких моторных актов. Речь рецептивная и особенно экспрессивная развивается слабо; отсутствуют экспрессия, жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы, нарушено произношение звуков, нет интонационного переноса, т. е. непрерывной мелодии речи, ритма, темпа. Голос то громкий, то неожиданно становится тихим и ребенок переходит на шепот. Произношение звука может быть разным — от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь развивается с большим отставанием, преобладает бессвязная, эгоцентрическая речь. Больные практически неспособны к диалогу. Ребенок лишен активного стремления к усвоению новых фраз и их использованию. Нарушенный синтаксический и грамматический строй речи дополнен то интонационной вычурностью, то лепетной речью, то манерным словотворчеством. Последнее сохраняется и после первого физиологического кризового периода. В более тяжелых случаях отмечаются разрыхление ассоциаций, смещение мыслей, иногда исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм; фразы становятся предельно краткими и отрывистыми.
В связи с отмеченными особенностями речи представляет интерес процесс ее развития в этих случаях. Первые слова обычно появляются к 12—18 мес, первые фразы к 24—36 мес. Но уже в этом возрасте обращает на себя внимание, что дети не задают вопросов, не используют по отношению к себе личных местоимений, говорят о себе во втором или третьем лице и одновременно наблюдается скандирование или, напротив, напевное произношение слогов слова, незавершенность фраз, бессмысленное и невнятное повторение слов, отказ от утвердительных и отрицательных слов. У детей длительно сохраняются ранние, лепетные интонации, ударения на последних слогах слов, растянутое произношение слогов. Тем не менее дети (хотя и не все) способны запоминать отдельные четверостишия, отрывки прозы, хотя они не могут передать смысла и содержания прочитанного. В дальнейшем наряду с правильным наблюдается невнятное произношение звуков и слов. Постепенно все более отчетливыми становятся отсутствие или полное недоразвитие обобщающей и коммуникативной функции речи. Отмеченные речевые недостатки примерно в Д случаев могут преодолеваться к 6—8 годам, а в других — речь, особенно экспрессивная, остается недоразвитой.
Особенностями детского аутизма являются относительная сохранность абстрактных форм познания действительности, которые в этих случаях сочетаются с примитивными протопатическими формами, т. е. познанием с использованием преимущественно тактильного, обонятельного и вкусового рецепторов, особенно в первичных ориентировочных реакциях. Такие реакции на звуковые и световые раздражители в раннем возрасте могут отсутствовать или резко извращены. Отсутствие указанных реакций дает повод подозревать у аутичных детей глухоту и даже слепоту.
У больных ранним аутизмом Каннера особенно резко изменена игровая деятельность. Она нередко сводится к однообразному пересыпанию, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими лица, обнюхиванию, облизыванию. Обращают на себя внимание то быстрая пресыщаемость любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети могут ползать, ходить, иногда подпрыгивать, крутиться. После 3 лет описанное поведение иногда сочетается со сверхценным отношением к отдельным предметам (к машинкам, железкам, лентам, колесам и др.). В течение ряда лет игры обычно не усложняются, становясь все более и более стереотипными, не имеющими единого смыслового содержания.
Имеет некоторые особенности и поведение этих детей по отношению к сверстникам и близким людям. Одни дети активно избегают своих сверстников, другие к ним безразличны, третьи в присутствии других детей испытывают страх. Отношение к близким достаточно противоречиво.
Хотя аутичные дети находятся в симбиотической зависимости от родных, они не дают адекватной реакции на их присутствие или отсутствие. Дети могут тревожиться при отсутствии матери и при этом не проявлять реакции на ее появление. Более редкой по сравнению с индифферентной реакцией на мать встречается негативистическая реакция, когда дети гонят от себя мать и проявляют недоброжелательность к ней. Эти формы общения с матерью могут сменяться одна другой.
Эмоциональные реакции больных аутизмом различны. Одни дети отличаются относительно ровным настроением, другие могут быть веселы, о чем свидетельствует довольное выражение лица, проскальзывающая улыбка, третьи равнодушны и не проявляют ни недовольства, ни радости.
Для раннего детского аутизма Каннера особенно характерны отрицательные реакции на любые попытки изменить привычный жизненный стереотип — вывести на прогулку в новое место, поменять одежду, предложить новую пищу. Все указанное неизменно вызывает протест, негативное отношение, капризность и даже тревогу. Это своеобразное сочетание психической ригидности и косности с чрезвычайной чувствительностью и аффективной неустойчивостью с годами подвергается медленному, частичному смягчению, но полностью эти особенности никогда не исчезают.
С раннего возраста при синдроме Каннера нарушается инстинктивная жизнь. Так, обращают на себя внимание изменения аппетита. Больные с трудом привыкают к новому виду пищи, на протяжении многих лет предпочитают одни и те же виды продуктов. Наблюдаются инверсия цикла сна и бодрствования, затрудненное засыпание, прерывистый сон. Мышечный тонус отличается непостоянством — он то снижен, то повышен. У одних детей практически отсутствует реакция на окружающее, у других отмечается повышенная чувствительность, проявляющаяся беспокойством, беспричинным плачем и т. п.
Течение синдрома Каннера. Синдром детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3—5 лет. В большинстве случаев к этому времени определяются окончательная задержка в развитии инстинктивной жизни, моторики, особенно тонкой, нарушения речевого развития, игровой, эмоциональной сферы, которые и формируют аутистическое поведение в целом.
Специфика синдрома Каннера заключается в сочетании сложных и примитивных реакций в пределах каждой функционирующей системы — феномен «переслаивания». Если на первых этапах развития ребенка это проявляется в основном в нарушении физиологической иерархии простых и сложных структур, то в последующем отмечается и в структуре вторичной задержки психического развития. IQ больных в большинстве случаев ниже 70.
После достижения ребенком 5—6 лет проявления синдрома Каннера, частично компенсируясь, сглаживаются, но это менее всего касается нарушений умственного развития. У детей нередко формируется выраженный олигофреноподобный дефект с аутистическими формами поведения. Иногда на фоне основных проявлений синдрома Каннера возникают неврозоподобные, аффективные, кататонические или полиморфные расстройства, которые утяжеляют прогноз.
Приведенные данные о раннем начале детского аутизма и его клинических проявлениях типичны для врожденных задержек психического развития, а отсутствие в большинстве случаев выраженных позитивных симптомов и явной прогредиентности, а также частичная компенсация к возрасту 6 лет служат основанием для отнесения синдрома Каннера к нарушениям развития, протекающим по типу асинхронного дизонтогенеза.
Этиология и патогенез. Общепринятой концепции об этиологии и патогенезе раннего детского аутизма не существует. Наиболее распространенные представления о причинах его развития делятся на две группы — теории психогенеза и теории биологические.
Теории психогенеза. Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта). Но относительно быстро эти представления трансформировались в достаточно распространенное и сейчас мнение, что детский аутизм является следствием отсутствия в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла и внимания и общей аффективной положительной атмосферы. Особое значение в этом случае придается взаимодействию в системе мать — ребенок, которое неразрывно связано с постоянным воздействием самых различных раздражителей (стимулов), столь необходимых для созревания функций ЦНС. По-видимому, полностью психосоциальными взаимодействиями объяснить развитие раннего детского аутизма вряд ли возможно, однако нельзя не признать, что они, несомненно, играют значительную роль в патогенезе заболевания. Об этом, в частности, говорят факты существования чисто психогенного (депривационного) аутизма, который может развиваться, например, у детей-сирот.
Биологические теории. В группу этих теорий входят генетические концепции, теория нарушения развития мозга, теории, связанные с действием перинатальных факторов, а также нейрохимические и иммунологические концепции. Наиболее распространенной среди них является генетическая теория. В пользу особой роли генетических факторов при раннем детском аутизме свидетельствуют следующие данные: 2—3 % сиблингов детей-аутистов страдают тем же заболеванием, что в 50 раз превышает популяционную частоту раннего детского аутизма; конкордантность по детскому аутизму в парах монозиготных близнецов, по данным разных авторов, колеблется от 36 до 89 %, в то же время в парах дизиготных близнецов она равна 0; риск развития раннего детского аутизма у второго ребенка после рождения первого с аутизмом достигает 8,7 %; у родителей детей аутистов распространенность аутистических симптомов превышает таковую в общей популяции. Несмотря на наличие столь убедительных данных, о существенной роли наследственных факторов в развитии раннего детского аутизма, модус наследования остается неизвестным. Допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположения к нему. В рамках генетической теории рассматривается и роль Х-ломкой хромосомы, поскольку ранний детский аутизм сочетается с синдромом Х-ломкой хромосомы в 8 % случаев (колебания от 0 до 20 %). Однако существо этой связи еще не вполне ясно [Campbell M., Shay J., 1995].
Теории, в которых наибольшее значение придается отклонениям в развитии мозговых структур, основаны как на сугубо теоретических представлениях о незрелости мозговых образований, так и на нейроанатомических и компьютерно-томографических наблюдениях последних лет. Если макроскопически мозг больных детей обычно не имеет каких-либо особенностей, то при микроскопии выявляется уменьшение размеров нейронов в гиппокампе, энториальной коре, миндалине, маммилярных телах и в некоторых других отделах мозга, в том числе в мозжечке (уменьшение числа клеток Пуркинье). При рентгеновской компьютерной и магнитно-резонансной томографии были выявлены уменьшение размеров лобных и височных отделов мозга, особенно слева, и расширение внутренних ликворных пространств. Предполагают, что в пренатальном периоде возможны нарушение созревания нейронов, их преждевременная и повышенная гибель, а также нарушения миграции под влиянием генетических или «экзогенных» факторов.
К патогенетически значимым перинатальным факторам относятся различные негативные воздействия в неонатальном, во время родов и раннем постнатальном периодах. Это — кровотечения у матери во время беременности, употребление ею избыточного количества лекарственных веществ, другие токсические и инфекционные воздействия на плод. К этой группе представлений близко примыкают иммуновирусологические теории. К иммунологическим теориям относят, в частности, предположения о возможном наличии в крови матерей аутоантител (например, к некоторым серотониновым рецепторам, белкам нейрофиламент и др.), нарушающих развитие соответствующих элементов нервной ткани. Из вирусных инфекций наибольшее внимание привлекают к себе вирусы краснухи, простого герпеса, гриппа и цитомегаловирусная инфекция, которые особенно опасны на ранних стадиях развития плода.
Нетрудно заметить, что все перечисленные теории полностью соотносятся с таковыми при шизофрении. Поэтому до сих пор не исключена возможность, что детский аутизм входит в круг эндогенных психических расстройств шизофренического спектра. Необходимо сказать, что на развитие представлений о патогенезе детского аутизма большое влияние оказали работы отечественных детских психиатров по изучению структуры нарушений развития у больных шизофренией детей, так как они отметили ряд вариантов этих нарушений, а именно типы стигматизированного (шизотипического), искаженного (шизоидного) и задержанного развития [Юрьева О. П., 1973]. К ним может быть добавлен и тип асинхронного развития, которое, как правило, сопровождается задержкой развития [Башина В. М., 1970, 1980, 1989]. С нашей точки зрения, синдром детского аутизма Каннера должен рассматриваться в континууме патологии личностного развития: конституциональные шизотипические и шизоидные варианты — промежуточные (синдром раннего аутизма Каннера) состояния — постприступные, шизофренические типы личностных изменений.
Особое внимание придается асинхронности развития функциональных систем, т. е. дезинтегративному типу развития ЦНС при аутизме [Башина В. М., 1970, 1980, 1989; Козловская Г. В., 1996; Mahler M, 1952; Fish В., 1975, и др.].
Некоторые авторы считали, что основные проявления раннего детского аутизма могут быть связаны с недоразвитием активирующих систем мозга [Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н, 1967; Каган В. Е., 1981; Bosch L., 1962; Rutter M., 1966; Diatkine A., 1970].
Имеются также представления о расстройствах адаптационных механизмов у незрелой личности с неустойчивостью и слабостью интеграционных процессов в нервной системе ребенка. Асинхронный характер развития при детском аутизме может иметь общие истоки с явлениями «расщепления» при шизофрении. В связи с незрелостью ЦНС последние при детском аутизме могут иметь иное клиническое выражение. Другими словами, своеобразие классического детского аутизма заключается в том, что в его структуре можно обнаружить и черты общего нарушения развития, и его асинхронность, и нарушения развития эндогенного характера. Именно поэтому детский аутизм занимает промежуточное положение в приведенном выше континууме расстройств.