Что такое социально психологическая адаптация
Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы
Адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В этой статье мы сосредоточимся социальной адаптации, которая очень важна в процессе социализации. Узнаем, что такое социальная адаптация, разбёрем её основные виды, примеры и как проходит процесс.
Что такое социальная адаптация?
Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.
Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.
От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.
Пример социальной адаптации
Социальная среда – семья, коллектив на работе, соседи в доме и другие социальные группы. Социальная адаптация нужна для того, чтобы личность могла включиться в процессы в социальной среде. Кроме этого, социальная адаптация – это один из важных инструментов, изменяющий как личность, так и саму среду.
Для лучшего понимания того, что такое социальная адаптация, можно рассмотреть пример, когда на предприятие приходят новые сотрудники. В современной прикладной социологии и социальной психологии такую адаптацию исследуют наиболее широко. Это объясняется тем, что данная проблема имеет практическое значение, потому что от ее эффективного решения зависит экономическая составляющая работы компании.
Две сложные системы (личность и компания) начинают взаимодействовать. Успешная адаптация новых сотрудников компании во многом зависит от таких факторов: материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, особенности отношений внутри коллектива, уровень корпоративной культуры и оплаты труда. Требования компании заключаются в этих характеристиках, одновременно они показывают преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди других участников на рынке труда.
Уровни социальной адаптации
Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.
Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.
Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:
Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.
Виды социальной адаптации
Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:
Цели и задачи социальной адаптации
Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.
Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.
Чтобы достичь этого, нужно:
Этапы социальной адаптации
Процесс социальной адаптации характеризуется постоянным течением и высокой динамикой. На протяжении всей жизни человек находится в этом процессе. Исследователями было выделено основные этапы процесса адаптации индивидов детского и подросткового возраста:
Если воспитание будет неправильным, последствия в будущем могут быть негативными. Детский и подростковый возраст – период приобретения индивидом навыков, которые нужны ему, чтобы развивать свою личность, успешно адаптироваться в социуме.
Как проходит социальная адаптация: основные стадии
Польским социологом Я. Щепаньским были определены такие стадии процесса адаптации:
Заключение
Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.
Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности. Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание.
Социально-психологическая адаптация – какие механизмы включает процесс
Психолог. Занимаюсь научной деятельностью в области коррекционной психологи.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Легко ли ты входишь в новый коллектив? Спокойно ли привыкаешь к новым условиям жизни или испытываешь тревогу? Боишься ли ты перемен? Если ты ответила на эти вопросы «да», то у тебя слабые адаптивные способности. Эта статья посвящена социально-психологической адаптации личности, тебе пригодится эта информация, если перемены приводят тебя в ужас.
Понятие социально-психологической адаптации
Впервые тему адаптации поднял древнегреческий философ Аристотель. Наблюдая факторы приспособления организмов к условиям окружающей среды, он пришел к выводу, что в их взаимодействиях существует всеобщая целесообразность.
Изначально термин «адаптация» использовался в биологии. В дальнейшем термин проник и в иные науки: психологию, социологию, педагогику и многие другие.
Адаптация — сложное многофакторное явление, которое имеет свои собственные механизмы и закономерности.
Социально-психологическая адаптация — это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.
Социально-психологическая адаптация — это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения. Социально-психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:
Адаптация к взаимодействию с новыми людьми, к новым политическим или социальным условиям. Вспомни, как ты адаптировалась к условиям жизни в ситуации пандемии короновируса.
Адаптация к новой социальной роли и действиям в рамках этой роли. Согласись, если ты стала мамой, женой или начальником – твоя жизнь кардинально меняется и к этим условиям нужно адаптироваться.
Здесь речь идет именно к приспособлению к новым коллективам в профессиональной деятельности или учебной. Сюда можно отнести адаптацию ребенка к детскому саду и школе, адаптацию к новой работе и так далее.
Формы психологической адаптации
В психологии различают три формы адаптации: формальную, общественную и дидактическую.
Адаптация на новом рабочем месте
Особенности протекания социально-психологической адаптации
Адаптация имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении контроля за ее ходом. Период социально-психической адаптации, связан с ломкой прежних стереотипов и установок. В процессе социально-психологической адаптации ты можешь испытать следующие трудности:
Уровень адаптированности личности является результатом процесса адаптации. Обрати на них внимание:
Понятие о дезадаптация личности
Иногда происходит так, что человек в силу каких-то препятствий так и не смог адаптироваться к новым условиям. Процесс дезадаптации личности является противоположным процессу адаптации. Дезадаптация – это разрушающий и деструктивный процесс.
У тебя дезадаптация, если не происходит разрешения проблемной ситуации, связанной с новыми условиями, а наоборот происходит ее усугубление, усиление трудностей и ты чувствуешь стойкое переживание неприятных переживаний и чувств.
Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. Непатологическая адаптация характеризуется отклонениями в поведении и переживаниях субъекта, связанных с недостаточной социализацией, социально-неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования, разрывом значимых межличностных отношений. В патологическом случае дезадаптационные состояния и конфликты могут стать истоком рискованного и аутоагрессивного поведения человека.
Будь осторожнее, если ты чувствуешь, что с тобой происходит дезадаптация, обратись к психологу, либо выйди из этой ситуации. Стоит задуматься, если есть следующие признаки:
Виды дезадаптированности
Выделяют три вида дезадаптированности личности:
Временная дезадаптированность характеризуется нарушением баланса между личностью и средой, порождающим адаптивную активность личности. Устойчивая ситуативная дезадаптированность личности отличает ее отсутствием механизмов адаптации, наличием желания, но неумением адаптироваться. Общая устойчивая дезадаптированностъ проявляется состоянием перманентной фрустрированности, активизирующей патологические механизмы и приводящей к развитию неврозов и психозов.
Как видишь, дезадаптация является тем самым состоянием, которое может навредить психике человека. Если возникают трудности с социально-психической адаптацией – обратись за помощью.
Социально-психологическая адаптация
Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02
Статья просмотрена: 8833 раза
Библиографическое описание:
Хаустова, А. И. Социально-психологическая адаптация / А. И. Хаустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 614-617. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36005/ (дата обращения: 26.12.2021).
Ключевые слова: социальная психология, адаптация, социально-психологическая адаптация
В социальной психологии социально-психологическая адаптация рассматривается как приспособление человека к социальной среде, взаимодействие с ней (Д. А. Андреева, М. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже и другие); психологические механизмы адаптации анализируются в работах Б. Н. Алмазова, С. П. Иваненкова, А. Б. Петровского, А. А. Реана и других; адаптация к высшему учебного заведения изучается Б. Г. Ананьевым, Д. А. Андреевой, Т. А. Голубевой и другими.
Адаптация относится к числу общенаучных понятий, возникающих на стыках отдельных отраслей знаний, и в дальнейшем экстраполируются на различные сферы естественных и социальных наук. Вместе с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов в целостные теоретические построения [2]. В. Березин одним из перспективных подходов к комплексному изучению человека считает адаптационную концепцию [1, с.12]. В современной науке окончательно не определена сущность адаптивных процессов личности через то, что адаптация как методологическая категория относится к фундаментальным понятиям комплекса отраслей знания.
Само понимание феномена «адаптация», как приспособления самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды, ученые часто подменяют словами-синонимами («акклиматизация», «вживление», «привыкание», «приспособление», «вхождение», «становление», «принятие» и др.). Это вызвало необходимость рассмотрения основных общенаучных концепций сущности термина адаптации.
Исследователи проблемы адаптации А. А. Реан [11, с.92] и Н. А. Свиридов [12, с. 252] отмечают, что вопрос о её изучении впервые поставил древнегреческий философ Аристотель. Наблюдая факторы приспособления организмов к условиям окружающей среды, он пришел к выводу, что в их взаимодействиях существует всеобщая целесообразность. Изначально термин адаптация использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов поведения приспособления индивида в животном мире. Дальнейшее изучение проблемы адаптации связано с зарождением эволюционных идей (Ч. Дарвин, Ж. Б. Ламарк).
Введение в научный оборот термина «адаптация» связывают с именем немецкого физиолога Х. Ауберта (1865 г.), который использовал его для характеристики приспособления органов зрения (или слуха) к раздражителю, что выражено в повышении или понижении чувствительности [4, с. 19].
Овчинникова Г. Г. отождествляет непрерывный процесс адаптации с понятием жизни [22, с. 200]. Согласно с Ларионовой С. А. [5], адаптация представляет процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, происходящим в самом организме. Аналогичной концепции придерживается Г. Г. Овчинникова, которая рассматривает адаптацию как особую форму отражения внешнего и внутреннего окружения [9, с. 58].
Сегодня понимание адаптации к объективному внешнему миру и субъективному внутреннему пониманию человека охватывает знания физиологии, психологии, педагогики, социологии, философии человека в его целостности. Широкий интерес к проблеме адаптации человека свидетельствует о многогранности, универсальности класса адаптивных явлений, поэтому этот феномен учеными рассматривается с междисциплинарных позиций как многоуровневое явление сложноорганизованной биологической, физиологической, психической и социальной природы адаптации. Адаптация — сложное многофакторное явление, которое имеет свои собственные механизмы и закономерности, изучением которых занимаются представители многих отраслей науки. Согласно своим профессиональным интересам они акцентируют внимание на определенных видах адаптации: биологической, физиологической, психической, психофизиологической, психологической, социальной, социально-психологической, педагогической, дидактической, профессиональной и др. Определяя суть понятия «адаптация» исследователи исходят из понимания того, что она может рассматриваться как процесс, состояние, свойство или результат деятельности, который возникает при определенных условиях, длится течение определенного периода, пока не будет установлено динамического равновесия между системами, которые адаптируются [7, с.276–283].
Исследователи Ж.Пиаже [10], Л. Хьелл [15], определяя феномен «адаптации», определяют разницу между адаптацией как процессом, и адаптированностью как её результатом. По их мнению, хорошо адаптированный человек — это человек, у которого психическое равновесие, производительность и способность наслаждаться жизнью не нарушены.
Мороденко Е. В. рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, а основным критерием адаптированности личности определяет степень ее интегрированности в саму среду [5, с. 279].
Ж. Пиаже [10, с. 160] впервые рассмотрел адаптацию как двусторонний процесс, как единство процессов активного изменения личностью окружающей среды и изменения собственного внутреннего мира, то есть единство процессов ассимиляции и аккомодации. Таким образом, адаптацию личности рассматривают как взаимосуществование двух противоположных тенденций, каждая из которых выполняет собственную функцию относительно существования человека. «Точно так, — писал Ж. Пиаже, — как нет ассимиляции без предварительной или текущей аккомодации, так нет и аккомодации без ассимиляции» [5].
В адаптации человека ведущим аспектом является ее активность, не адаптивный, а преобразующий, деятельностный характер. Принимая во внимание закономерности адаптации и рассматривая ее в широком смысле как производство общественной личности, адаптацию можно охарактеризовать как активное усвоение природной, социальной среды во всем многообразии её сфер.
Разработка организационно-педагогических условий адаптации требует уточнения вопроса феномена «адаптация». В определенные периоды адаптация выполняет функцию защиты от незнакомой социальной среды и ее роль сводится к формированию нормативной модели поведения в незнакомой среде.
Среди научных трудов, посвященных проблеме адаптации студентов к условиям высшего учебного заведения, следует отметить достижения российских и украинских ученых. В 60–70-х гг. ХХ ст. ученые впервые акцентировали внимание на проблемах, трудностях, продолжительности адаптационного процесса студенческой молодежи, этапах его реализации, личностных качествах, обеспечивающих наиболее эффективную и быструю адаптацию. В конце 70-х — начале 80-х годов ХХ в. ученые посвящают исследования изучению динамики процесса адаптации, а именно: наличию профессиональной ориентации личности; знанию об условиях организации обучения; сформированности профессионально важных качеств; уровню отношения к профессиональной деятельности.
С начала 90-х годов ХХ века исследования направлены на изучение индивидуально-ориентированных аспектов процесса адаптации к условиям обучения. Внимание ученых привлекают периоды адаптации, исследования также направлены на изменения, которые испытывает личность в процессе адаптации.
Г. Александров [18] под адаптацией понимает процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации [14, с. 4]. Автор подчеркивает волевой, осознанный процесс реализации норм и ценностей, при отсутствии которого происходит не адаптация, а внешнее приспособление, что приводит к конформному поведению, псевдоадаптации, индивид создает видимость принятия норм и ценностей, а на самом деле уступает групповому давлению.
М. Буланова-Топоркова, А. Духавнева, Л. Столяренко рассматривают адаптацию в двух направлениях: адаптация личности к новой внешней среде и адаптация как становление на этой основе ее новых качеств. Следовательно, адаптацию истолковано как процесс приведения основных параметров социальных и личностных характеристик, в состояние динамического равновесия с условиями среды [15, с. 244]. Это определение отражает адаптацию как статический процесс. П. Просецкий адаптацию определяет как «активное творческое приспособление».
Социально-психологическая адаптация — это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
Кроме того, исследователи различают 3 формы адаптации: формальную, общественную и дидактическую. Формальная адаптация — это познавательно-информационное приспособление к новому окружению, новым требованиям и обязанностям. Общественная адаптация — это процесс внутренней интеграции (объединения) групп и интеграция этих же групп в целом. Дидактическая адаптация — это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения [2].
Итак, адаптация имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении контроля за ее ходом.
Период адаптации, связан с ломкой прежних стереотипов, на первых порах может обусловить низкую успеваемость и затруднение в общении.
Особое значение в становлении личности имеет процесс психологической и профессиональной адаптации.
адаптация социально-психологическая
Смотреть что такое «адаптация социально-психологическая» в других словарях:
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — (от лат. adoptation приспособление) результат (и процесс) взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию (установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы. * * * взаимодействие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Социально-психологическая работа в ОВД — (см. Психологическое обеспечение в ОВД). Литература: Дубяга В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка. Автореф. дисс…. канд. психол. наук. – М … Энциклопедия современной юридической психологии
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ — приспособление личности к условиям социальной сферы … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Адаптация психическая — Приспособление психической деятельности человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды путем сохранения психического гомеостаза. Одним из её вариантов является социально психологическая адаптация, осуществляющая преобразовательную,… … Большая психологическая энциклопедия
Адаптация персонала — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
АДАПТАЦИЯ РАБОТНИКА — процесс приспособления работника к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника. А.р. осуществляется с помощью общественных организаций, должностных лиц,… … Большой экономический словарь
адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… … Большая психологическая энциклопедия
Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с… … Википедия
Психологическая служба в органах прокуратуры — Впервые психологи были зачислены в штат управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 1991 г. Основным направлением их работы служила психологическая оценка кандидатов на должности руководителей прокуратур субъектов Российской… … Энциклопедия современной юридической психологии
Психологическая служба в юридических образовательных учреждениях МВД — Основы развития психологической службы заложены в приказах МВД РФ от 25.06.1990 г. №42 «О создании в учебных заведениях МВД СССР групп психофизиологического обеспечения и от 17.05.1995 г. №185 «Об утверждении Правил приема в учебные заведения… … Энциклопедия современной юридической психологии