Что такое синестезия в психологии простыми словами
Синестезия: что это простыми словами, примеры, причины
Приветствую Вас, друзья!
Необычные способности и особенности восприятия встречаются довольно часто. Большинству из нас сложно понять их, а иногда и поверить в их существование, но они вполне реальны. Одной из таких особенностей восприятия является синестезия – способность испытывать некоторые чувства иначе, совмещая их между собой. Синестеты видят цвета букв, ощущают «прикосновение» звуков, слышат «мелодию» движения, могут почувствовать «вкус» предмета, прикоснувшись к нему рукой. Давайте изучим синестезию более подробно и узнаем много интересного.
Что такое синестезия?
Синестезия – это нейрологический феномен, заключающийся в том, что у человека связаны два чувства. К примеру, слыша определенные звуки, он может видеть их цвет, ощущать вкус или аромат. Данный термин образован от греческих слов σύν (син) – «вместе» и αἴσθησις (эстезис) – «ощущение». Таким образом, его можно перевести как «совмещенные ощущения», и эта формулировка достаточно точно передаёт суть явления.
При синестезии человек по-особенному воспринимает различные образы: символы, названия, имена, звуки, запахи, телесные ощущения. Такие образы в его восприятии дополняются другими чувствами: запахами, вкусами, цветами, ощущением прикосновения или перемещения в пространстве. При этом дополнительные образы никак не мешают восприятию основной информации. То есть, человек прекрасно осознаёт, что ассоциативное ощущение, которое он испытывает, является лишь дополнением к основному.
У любого человека могут формироваться ассоциации между образами, воспринимаемыми через разные органы чувств, особенно если у него хорошо развито воображение. Эти образы могут быть достаточно отчетливыми, и многие люди используют подобный трюк для запоминания больших объемов информации. Однако в данном случае синестетическая связь отсутствует, это просто ассоциация.
Проще всего объяснить суть синестезии можно на примере её графемно-цветовой формы. Она проявляется в том, что человек видит цвета букв. При этом ему не обязательно всматриваться в каждый символ, чтобы различить его цвет. Весь текст, напечатанный достаточно крупным шрифтом, сразу выглядит для него цветным.
Писательница Патрисия Линн Даффи, обладающая графемно-цветовой синестезией, в одном интервью рассказала, как в детстве она обнаружила, что из буквы «P» можно сделать «R», добавив одну черточку. И она была очень удивлена тем, что жёлтую букву можно превратить в оранжевую одним простым движением.
Для синестета взаимосвязь между образами постоянна. Она возникает сама собой, и ему не нужно прикладывать усилия для выработки ассоциаций. Кроме того, если одна буква для него выглядит зелёной, а другая – сиреневой, то поменять этого он не может. Эти ассоциации возникают в мозге автоматически, и механизм их возникновения пока что изучен недостаточно хорошо.
Как проявляется синестезия?
Человеку, никогда не сталкивавшемуся с данным феноменом, сложно понять, на что похожи эти ощущения. Для синестета же это вполне привычное чувство, никак не мешающее нормальной жизни. Одни образы в его восприятии порождают другие, как правило, более простые. К примеру, сложный образ буквы дополняется более простым образом – дополнительным ощущением конкретного цвета.
Чаще всего дополнение происходит за счёт другого чувства. Например, пациенты сообщают о таких симптомах синестезии как:
Обратите внимание, что последний симптом не подразумевает совмещения разных чувств. И символы, и цвета являются зрительными образами, но обрабатываются они разными участками нашего мозга.
Совмещение различных образов позволяет людям видеть в них необычные закономерности, благодаря чему они часто демонстрируют талант в музыке, живописи и других видах творчества.
Виды синестезии
Пытаясь лучше понять, что такое синестезия и какой она бывает, исследователи обнаружили, что взаимосвязь может возникать между любыми двумя чувствами. У человека, как известно, имеется пять органов чувств: глаза, уши, язык, нос и кожа. При этом список самих чувств несколько обширнее. В него входят:
Синестезия – это взаимосвязь между двумя разными чувствами из этого списка либо между разными образами в рамках одного чувства. На сегодняшний день известно более 80 различных вариантов проявления данного феномена. Наиболее распространёнными являются следующие виды синестезии:
Интересно, что синестезия носит индивидуальный характер. К примеру, у двух разных людей с графемно-цветовой формой одинаковые буквы окрашиваются по-разному («палитры» не совпадают). При этом у каждого из них связь конкретных звуков и букв обычно сохраняется постоянной на протяжении всей жизни.
Причины синестезии
Несмотря на то, что современная медицина достаточно хорошо понимает, что такое синестезия и как она проявляется, механизмы её возникновения пока что изучены недостаточно хорошо. Существует несколько научных теорий, объясняющих смешение чувств. Наиболее популярными «претендентами на истину» являются три из них:
Синестезия может быть врожденной особенностью, передающейся по наследству. Интересно, что по мужской линии она передаётся лишь в 10-20% случаев, а по женской – в 60-80%. Также известны случаи, когда синестезия возникала после органических повреждений мозга. К примеру, у одного из самых известных савантов и синестетов современности Дэниела Таммета его способности возникли после перенесенного в 4 года приступа эпилепсии.
Известные синестеты
Исследователи считают, что порядка 4% людей обладают той или иной формой синестезии. При этом среди выдающихся личностей, особенно тех, чья деятельность связана с различными видами творчества, доля синестетов примерно вдвое больше.
Известные исторические личности с синестетическими способностями:
Среди современных знаменитостей также немало синестетов. В частности, таковыми являются:
Синестезия – это преимущество или недостаток?
Как было отмечено выше, некоторым синестетам удаётся применять свою способность с пользой. Довольно часто синестезия за счёт усиления образов даёт человеку хорошую или даже феноменальную память. Известно, что среди знаменитостей, занимающихся творческой деятельностью, много синестетов. Особенно часто синестезия оказывается полезной для композиторов и художников.
Согласно опросам, многие синестеты воспринимают свою особенность не как странность или патологию, а как дар или скрытую суперспособность, которую они не хотели бы потерять, даже если она никак не помогает в жизни.
Конечно, некоторые формы синестезии могут создавать серьезные неудобства. Но в большинстве случаев она является достаточно безобидной особенностью. И даже если синестет никак не может применить синестезию с пользой, это не повод расстраиваться из-за её наличия. Единственное неудобство заключается в том, что окружающие часто воспринимают её как отклонение от нормы, думая, что это синдром или заболевание.
Можно ли развить синестезию?
Многим людям хотелось бы стать синестетами, поэтому они начинают искать способы, как развить синестезию. Но важно понимать, что данный феномен возникает из-за реальной физиологической связи между разными отделами мозга. И сформировать подобную связь при помощи упражнений или каких-то направленных воздействий невозможно. Таким образом, нельзя специально стать синестетом, не имея естественных предпосылок.
В то же время любой человек может развить ассоциативное мышление, научившись отождествлять одни образы другим. Конечно, взрослому человеку тяжело формировать новые нейронные связи в мозге, создавая нужные ассоциации. И всё же это вполне возможно. К примеру, многие методики по развитию памяти (а точнее – способности к запоминанию) используют устойчивые ассоциации.
Заключение
Синестезия представляет собой интересный научный феномен, ещё раз доказывающий, что каждый человек – это уникальная личность со своими особенностями характера, мышления и восприятия. Она проявляется в наслоении разных чувств, благодаря чему у некоторых синестетов появляются удивительные способности, которые другие люди не могут даже вообразить. Конечно, далеко не всем удаётся применить синестезию с пользой. И всё же большинству синестетов нравятся их необычные способности, и они не хотели бы их потерять.
В 1984 году в семье ирландки и каталонца родился мальчик, которого назвали Нилом. Он родился с цветовой слепотой и до 20 лет мог различать только оттенки серого. В принципе, глазами он до сих пор видит только серый. Но в 2004 году в его череп смогли имплантировать устройство под названием Eyeborg — специальный гибкий датчик с простой камерой, которая считывает цвета и посылает Нилу звуковой сигнал. И он стал слышать цвет.
Сначала Нил долго не мог привыкнуть к постоянной какофонии в своей голове. Однако со временем он научился различать цвета по закрепленным за ними нотам. А позже развил и обратную способность: звуки определенной тональности стали вызывать у него ощущения соответствующих цветов.
Так Нил Харбиссон развил синестезию — феномен восприятия, при котором в результате особенностей в работе мозга разные сигналы и чувства смешиваются, дополняют друг друга и сливаются в единое ощущение. А еще Харбиссон стал первым в мире официально признанным киборгом, но это совсем другая история.
Синестезия — малоизученный, но доказанный феномен восприятия, при котором раздражение в одной системе ощущений ведет к автоматическому отклику в другой.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Цвет и звук для Нила теперь взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Свою способность «видеть» звуки в цвете Харбиссон использует в творчестве: например, он пишет картины, на которых в цвете изображает, как для него звучат музыкальные произведения и человеческие голоса.
У Харбиссона синестезия проявилась вследствие использования технологий. Это уникальный случай: у подавляющего большинства синестетов (или синестетиков, оба варианта допустимы) этот феноменальный способ чувствовать — врожденный.
Развить синестезию в себе искусственно нельзя, но люди могут испытывать похожие ощущения при некоторых видах эпилепсии и травмах головы, медитации и сенсорной депривации, а также при употреблении психотропных веществ.
Антон Сидоров-Дорсо, один из авторов программы исследования «Антропология синестезии», руководитель проекта по исследованию синестезии в детском возрасте ЦМИСД МГППУ, сооснователь и член правления Международного сообщества синестетов, деятелей искусства и науки, считает, что отличить синестезию от богатого воображения довольно просто.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Он объясняет, что от простых ассоциаций синестезию отличает непроизвольность связей (чувства «соединяются» непроизвольно, подсознательно) и постоянство ощущений, которые не меняются с течением времени. Чаще всего эти группы чувств включают в себя «материальные» ощущения: осязательные, зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные.
«Кроме того, сам синестет не может объяснить свои реакции: они немотивированны и редко имеют очевидный смысл», — говорит Дорсо.
При синестезии могут «смешиваться» чувства из двух и более систем восприятия.
Например, Анастасия Г. из Москвы, когда пьет не очень хороший, дешевый кофе, помимо вкуса, ощущает его цвет и форму.
Согласно разным исследованиям, врожденной синестезией обладают от одного до четырех процентов населения Земли. От 75 до 300 миллионов человек! Фактически в радиусе двух километров вокруг вас всегда будет хотя бы один синестет. Почему же при таком их количестве мы редко сталкиваемся с ними в жизни? Все просто. Врожденные синестеты воспринимают мир таким образом всю жизнь и считают «смешение» чувств нормой. О том, что ощущения других людей отличаются, синестеты чаще всего узнают случайно. Обычно — в уже зрелом возрасте, порой — не узнают вообще. А те, кто узнает, иногда скрывают свою «инаковость», стесняясь ее или опасаясь непонимания со стороны окружающих.
Игорь Дамулин, доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней и нейрохирургии Первого МГМУ имени Сеченова, начал изучать синестезию уже состоявшимся ученым.
«Синестеты — люди абсолютно психически нормальные, — говорит Дамулин. — И один из критериев выявления синестезии — это отсутствие психической патологии». В мире синестезию изучают более ста лет, но был период, когда наука «забыла» про этот феномен. Однако современные технологии, такие как функциональная магнитно-резонансная томография, дали возможность изучать синестезию на физиологическом уровне, что породило новую волну интереса со стороны исследователей.
Тем не менее широкая публика о феномене синестезии осведомлена слабо, и синестетов, которые заявляют о себе миру, нередко склонна считать шарлатанами или сумасшедшими. Между тем с любой другой точки зрения синестеты — совершенно обычные люди. Пройдя мимо одного из них, вы даже не заподозрите, что секунду назад разминулись с одним из интереснейших феноменов нейропсихологии.
Существует более 60 видов синестезии, часто у одного человека может быть сразу несколько проявлений этой особой чувствительности. Самая распространенная форма — графемно-цветовая, при которой синестеты воспринимают в цвете буквы, цифры и их комбинации (слова и числа). При некоторых разновидностях графемы могут также дополняться ощущением объема и текстуры. Например, для Елены А. из Санкт-Петербурга буква «И» похожа на зеленый фикус. А Ангелина К. из Москвы не любит имя Илья, потому что оно черное и склизкое.
Тем не менее явление известно ученым и исследователям уже несколько веков. В середине XIX века cинестезия привлекла внимание представителей новой, зарождающейся тогда науки — психологии. Об этом феномене писали многие ученые из разных стран. Быть синестетом в определенных кругах европейского света и богемы стало модным, исследования вызвали интерес, восхищение и даже легкую зависть у людей от мира искусства. В 1871 году французский поэт Артюр Рембо написал стихотворение «Гласные», в котором столь похоже передал ощущения от графемно-цветовой синестезии, что спустя века все ещё существует миф о том, что он сам являлся синестетом.
Стихотворение Артюра Рембо «Гласные»
На самом деле из его поздней переписки стало понятно, что Рембо не был синестетом, но остался впечатленным от общения со знакомыми — носителями синестезии.
Ассоциации, образующие синестетические связи, у каждого человека формируются индивидуально. Поэтому люди с одинаковой формой синестезии могут одни и те же вещи воспринимать и чувствовать по-разному. Так, например, было в семье русского писателя Владимира Набокова.
Набоков был очень близок к истине: синестезию действительно можно унаследовать. Ученые не нашли гены, которые отвечают за развитие этого феномена, но наблюдения показывают, что у синестетов часто рождаются дети с синестезией, причем вероятнее всего — с тем же видом, что у родителей.
Второй по частоте вид синестезии — цвето-звуковая или хромостезия. При этой форме практически каждый звук, который слышит синестет, окрашивается в его сознании в определенный цвет. Именно этот вид естественно развился у Нила Харбиссона после долгого ношения Eyeborg.
Признаки хромостезии можно заметить в работах многих известных художников. К сожалению, научные методы, позволяющие однозначно установить наличие синестезии, появились совсем недавно. Поэтому о том, была ли синестезия у мастеров прошлого, судить можно лишь по косвенным признакам: переписке, отзывам современников, общим элементам в их работах. Среди современных художников синестетами точно являются, например, американец Дэвид Хокни и британка Джейн Макей.
В прошлом многие знаменитые живописцы умышлено или скорее по эстетическому наитию стремились подражать коллегам-синестетам и передавали свое творческое видение средствами, напоминающими цвето-звуковую синестезию. Например, на своей картине «Крик» норвежец Эдвард Мунк изобразил то, как, по его мнению, синестет воспринимает в цвете человеческий вопль. А русский художник Василий Кандинский, который был прекрасно осведомлен о феномене «цветного слуха», переложил «на цвет» композицию Шенберга, и в результате родилась его картина «Импрессия III (Концерт)».
Антон Сидоров-Дорсо считает, что большую часть своего метода Кандинский черпал из собственной творческой интерпретации значения цвета, абстрактных форм и связей, в том числе звука и цвета. Кандинский называл синестетов «сильно чувствующими людьми» и уподоблял их «обыгранным хорошим скрипкам, звучащим от всякого прикосновения смычком во всех своих частях и жилках». При этом сам прямо и безусловно он себя к синестетам не причислял. У природного синестета реакции (смешения цвета и звуков) немотивированные, они происходят произвольно, без умысла и стараний, объясняет Дорсо. В то же время подражатели синестетам будут «придумывать» сочетания звука и цвета, придавать им некий скрытый смысл.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Доказанным синестетом был композитор Римский-Корсаков, который, наоборот, «слышал цвета», превращая музыку у себя в голове в яркие картины. Вот как он описывал свою синестезию: «Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния. Там есть… все, что вы хотите».
Мир, в котором каждый цвет, каждый предмет «звучит» по-своему, — мелодия или какофония?
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
А как вы представляете неделю? Большинство ответит, что в виде школьного дневника или календаря в телефоне. Но так не у всех.
Смешиваться могут не только сенсорные ощущения от объективно существующих раздражителей — звука, цвета, запаха, вкуса — но и от субъективно воспринимаемых: букв и цифр, эмоций, имен, характеров, времени.
Синстезия может быть связанной с абстрактными понятиями — скорее с продуктами человеческого мышления, чем с явлениями природы. Например, существуют синестеты, которые воспринимают время исключительно в пространстве. Год для них может выглядеть как кольцо, будущее лежит справа вверху, а день выглядит изогнутой лентой или разбит по часам на колонки. Это одна из разновидностей синестезии локализации последовательностей или «числовых форм». Такие виды синестезии встречаются значительно реже.
Как это работаетВсё о синестезии: Люди, которые нюхают буквы
и слышат цвета
Каково быть синестетом
Материал подготовил
Многие из нас лично встречали людей, которые чувствуют цвета там, где их нет, ассоциируют имена со вкусами или визуализируют музыку. Ну или хотя бы знают, что они существуют. Долгие годы учёные не воспринимали эти причуды сознания всерьёз, принимая эти явления как продукт гиперактивного воображения или даже психического расстройства.
В последние годы синестезия (пусть и неохотно) постепенно принимается наукой в качестве реального явления с реальным неврологическим обоснованием. Некоторые исследователи даже считают, что её изучение может дать подсказки к тому, как организован мозг и как работает наше восприятие. Мы решили разобраться, что такое синестезия, пообщавшись с научным куратором Российского синестетического сообщества, а также поговорили с сами синестетами, чтобы подробнее узнать о том, каково это — иметь такое необычное восприятие.
Что такое синестезия?
Антон Сидоров-Дорсо
В самой общей перспективе под синестезией понимают необычное сенсорное переживание, возникающее в ответ на восприятие или мысль об определённом системном явлении действительности. Примером синестезии может служить восприятие музыки, человеческой речи или букв в цвете (т. н. «цветной слух» — старый термин, обозначавший, как выяснилось после обнаружения ещё около сотни видов, лишь частное проявление синестезии).
Однако в отличие от «рукотворных», художественных или технических сопоставлений, например, музыки и цвета (цветомузыки, визуализаторов и т. п.), посредством которых их создатели осмысленно и планомерно пытаются выразить определённую идею или воплотить техническую функцию, синестезия проявляется помимо воли человека (называемого синестетом) на субъективном уровне и в момент первого появления в очень раннем детстве сознательного значения не несёт. Необычность синестетического восприятия как раз и заключается в том, что это непроизвольная, дополнительная, статистически необычная реакция. В беседах с синестетами обычно не удаётся проследить, откуда и почему синестетические переживания имеют именно такое, а не иное содержание. Более того, используя определённые методы, психолог прямо в лабораторной ситуации может вызвать у синестета новые синестетические реакции, которые по качеству (например, новому цвету) совершенно непредсказуемы ни для экспериментатора, ни для испытуемого. (В моих экспериментах у синестетов, воспринимающих цвета дней недели, проявлялся цвет выдуманного дня недели.)
Все эти факты приводят к однозначному заключению, что синестезия — это не сенсорные ассоциации, а непосредственное порождение самой активности мозга. Кроме того, синестезию, как я уже обозначил выше, характеризует системность тех явлений, которые воспринимаются синестетически. Обычно это явления действительности, отражающие деятельность человека и выражающиеся в группах или категориях («ноты», «фонемы», «буквы», «числа» и т. п.). Как можно заметить, посредством этих «категорий» (или «семиотических систем») человек адаптируется к миру и воссоздаёт старые или создаёт новые смыслы.
Откуда растут корни этого явления?
Полезные ссылки:
Синестезия — это феномен, причины которого могут быть различны. Отталкиваясь от причин, мы делим синестезию по типам: интоксикационная, травматическая, гипнагогическая и гипнопомпическая (в момент перехода от бодрствования ко сну и обратно), депривационные синестезии, синестезии в изменённом состоянии сознания (ИСС-синестезии) и др. Схожесть переживания типов синестезии не указывает на единообразие причин, их вызывающих. Например, синестезия естественного развития (врожденная синестезия) — предмет моего исследования — предположительно, является результатом взаимодействия генетического наследования и своеобразного влияния среды.
В подавляющем большинстве случаев синестезия представляет собой независимый и самодостаточный феномен. Например, советский психофизиолог С. В. Кравков характеризовал синестезию как группу особых разновидностей координации органов чувств, которые в резкой форме «выражены у сравнительно ограниченного круга субъектов». Они проявляются в ощущениях и представлениях, которые для данной модальности «инородны и относятся по своему качеству к другим чувствующим системам». Он также отмечал непроизвольность и «навязчивый характер», разнообразие и вероятное наследственное происхождение синестезии, особо подчёркивая, что «все подобного рода явления отнюдь не порождаются фантазией отдельных лиц и не служат показателем какой-либо их психопатичности» (Кравков, 1948). Лица, восприятие которых отличается синестетическими особенностями (а их по статистике около 4 %), в прочих своих проявлениях не отличаются от нас с вами, разве что, как показывают результаты моих исследований и исследования моих зарубежных коллег, синестеты могут демонстрировать большую склонность к творческой деятельности и более продуктивны в тех видах деятельности, которые связаны со «стимулами», вызывающими у них синестезию.
Распространённость синестезии составляет 4,4 %, а самый распространённый вид — это ощущение дней недели в цвете
Синестезию изучают разные специалисты множеством способов. Отсюда и разнообразие выявляемых «корней явления». Например, результаты молекулярно-генетического, генеалогического и близнецового методов указывают на высокую вероятность того, что синестезия естественного развития — наследственный феномен. Однако среди прочих возражений имеются и те, что музыка, названия дней недели и другие явления, способные вызывать синестезию, являются сложными культурно обусловленными понятиями, и абсурдно было бы предполагать их непосредственное генетическое наследование. Как следствие, при объяснении генезиса синестезии мы должны учитывать значимость средового компонента и познавательного.
На мой взгляд, наследуется не конкретная реакция на конкретный стимул, а то, что можно назвать общим синестетическим фактором, который обретает форму под влиянием среды и обучения. То есть, вероятно, наследуется Синестетический Коэффициент (СинК) — числовое выражение степени обладания этим фактором в каждом индивидуальном случае. Над способом выявления СинК я сейчас работаю. Это будет способствовать объединению разных видов синестезии в исследовательские «кластеры» по степени проявления синестезии и связи, — грубо говоря, «количества» синестезии, которым обладает тот или иной синестет, со степенью его склонности к творчеству, характеру его памяти, абстрактного мышления, воображения и т. д.
Кроме того, объективными методами доказано, что головной мозг синестета структурно устроен несколько иначе, как на макро-, так и на микроуровнях. Функционально мозг синестета, по крайней мере в момент синестетического восприятия, тоже отличается от активности мозга несинестета и от работы мозга того же синестета, но в момент восприятия несинестетических стимулов. В целом можно сказать, что мы имеем дело с целым комплексом структурно-функциональных отличий, а не каких-то «точечных» изменений, как полагали ещё лет десять назад. Стоит предположить, что это комплексное отличие есть суть проявления сверхпластичности головного мозга синестета. От синестета к синестету такая сверхпластичность реализуется очень индивидуально и зависит, скорее всего, от наследуемого Синестетического Коэффициента.
Сколько в мире синестетов?
Исследование синестезии коллективом под руководством Джулии Симнер в Великобритании путём сбора самоотчётов на случайной демографической выборке показывает, что распространённость синестезии составляет 4,4 % и что самый распространённый вид — это ощущение дней недели в цвете. То же исследование выявило, что синестезия обнаруживает равномерное распределение среди мужчин и женщин (в чём я лично сильно сомневаюсь), а наиболее изучаемый вид — «цветные» буквы — встречается у 1 % населения. По моему многолетнему опыту, эти цифры либо несколько завышены, либо определённые культуры имеют больший процент синестетов. Я не проводил таких исследований на общей выборке в России, но по разным видам синестезии среди русскоговорящих синестетов первое и второе места по распространённости — у графемно-цветовой и музыкально-цветовой синестезии соответственно. Женщин среди анкетированных российских синестетов подавляющее большинство — 94 %.
Каково это – быть синестетом?
Как психолог могу лишь привести некоторые результаты исследований, которые, будучи статистическими обобщениями, не всегда могут быть перенесены на конкретный случай того или иного синестета. Сопоставление фактов выявляет некоторые отличительные свойства их познавательной сферы. Синестеты избирательно относятся к стимулам, вызывающим у них синестезию, то есть более чувствительны к ним. Они обладают более интенсивным восприятием в целом, особенно в той сенсорной сфере, к которой относятся их синестетические реакции. Упрощая, можно сказать, что их сознание в больше степени насыщенно сенсорными качествами. Частично (а конкретнее в том, что относится к стимулу или реакции) синестеты обладают более совершенными механизмами памяти: это так называемая «мнемоническая опора». Изучая иностранный язык, графемно-цветовой синестет будет воспринимать буквы нового алфавита в своеобразных цветах (случай В. В. Набокова) — так проявляется перенос категоризации на материал новых знаний. Синестеты также зачастую проявляют определённую склонность к самовыражению своего субъективного опыта при помощи соответствующих художественных средств.
В вопросе о том, действительно ли синестеты чувствуют дополнительные качества, содержится некоторый подвох, так как синестетическое восприятие не обязательно выражается в физическом чувстве, а может быть определённого рода стойким знанием или ассоциацией, неотступным впечатлением или сопровождающей образной формой.
Ангелина Кофманн
«Я вижу в цвете буквы и цифры, некоторые слова. Хотя слова в основном чувствую на вкус. Различаю по цветам запахи, звуки (голоса, песни, некоторые отдельные музыкальные инструменты). В некоторых случаях ещё могу сказать, какое слово, запах, буква на ощупь и по форме.
Когда только-только узнала, что эта способность так называется, и стала искать похожих людей в Сети, наткнулась на группу «ВКонтакте», где обсуждали, кто что и как видит и чувствует. Узнала, что дни недели тоже различаются по цветам, сначала не поняла. А потом как-то прислушалась к себе, и оказалось, что тоже вижу их по цветам. Так же и времена года, и месяцы.
Имя Пётр для меня красного цвета, а его другая форма — Петя — мягко-оранжевое. Почти все песни одной из моих любимых групп, Coldplay, — серо-голубые и похожи на туман. Самые вкусные слова — клавиша, completed. Английский язык по звучанию имеет серый цвет, французский — розовый, немецкий — красно-оранжевый. Иногда у людей бывают очень невкусные голоса, которые мне неприятно слышать. Или они используют слова, которые не нравятся мне на вкус. К сожалению, своей синестезии я пока не нашла применения. Просто радуюсь, что мой мир настолько цветной и многогранный.
Посторонние люди чаще всего говорят, что это бред. Что это ассоциации, и не более. А те, кто верит, первым делом спрашивают, какого цвета/вкуса их имя. Моя мама синестет. И ещё несколько знакомых, но мало. Вообще, я думаю, их больше, просто они не знают об этом. Некоторые узнали об этом от меня, а раньше, как и я, просто жили с этим и не задумывались».
Максим Прошутинский
«По итогам не досконального исследования, как я понял, у меня фонемно-цветовая, осязательно-фонемная и ещё не определённая синестезии. Вижу цвета знакомых мне слов, букв, цифр на слух и на вид. Также при этом возникают чувства, которые я фантомно осязаю у себя в мозге (как часть тела). И те же осязательные ощущения возникают при осознании чего-либо, к примеру, времени года воспоминания, или при ощущении человека, или при эмоциональном состоянии, при многом другом. С возрастом эти чувства значительно угасли, но я всё ещё их чувствую, но не так приторно и навязчиво.
При осознании моей бывшей девушки навязчиво ощущался осязательный запах в мозге в районе затылка, как будто вошёл в пекарню и там приторно пахнет подслащенным мучным. Сам себя я ощущаю в разные периоды жизни по разному. В 8 лет, к примеру, было что-то вроде послевкусия халвы сзади мозга. но очень отдалённое сравнение, ближе придумать не могу. 13 лет — корица с сахаром, немножко перчёно и приятно остро по бокам мозга (как иголка). 18 лет — как ощущения упоения водой после сильной жажды, внизу мозга, но тоже далёкое сравнение. Сейчас — 19 лет — запах алоэ внизу мозга. Многие совершенно разные по значению, но немного похожие по звучанию слова осязаются почти одинаково, из-за этого, бывает, я их путаю: к примеру, стол и кора, стакан и собака, граф и трон.
Синестезия помогает мне в жизни, систематизируя мою память. А ещё очень удобно подумать о чём-нибудь, запомнить осязание мысли, и тогда она точно не забудется. В работе не сильно помогает. Чуть-чуть. Я режиссёр монтажа, и если представить последовательность дублей и кадров в виде пазла, который я собираю, то могу сказать, что я ощущаю каждый кусочек пазла, и это мне позволяет чуть легче собирать его».
Ольга Балла
«Я постоянно чувствую (то есть ощущаю как «фон» восприятия всего вообще) цвета и некоторые «физические» характеристики (влажность/сухость, тепло/холод, высоту/низину, шершавость/гладкость, блеск/матовость…) букв, звуков речи и цифр. Очень долго (лет до 12) я была уверена, что это норма и свойственно всем. Но и сейчас мне трудно представить себе, как это люди этого не чувствуют: что же, когда они читают текст или видят ряд цифр, у них перед внутренними глазами чёрно-белая картинка или вообще ничего?! Я же всё время в этом живу! Я помню, как-то сказала «сладковато-синий», и собеседник не понял, о чём речь (а речь-то шла о букве „ч“, мы вспоминали имя человека, я говорю — «там что-то сладковато-синее, должна быть буква „ч“»). Наверное, если смотреть извне, это может показаться необычным — соединение вкуса, цвета и буквы, прямой выход от цвета и вкуса на букву. Но для меня-то нормально!
Синестезия очень помогает запоминать и вспоминать имена, цифры, телефоны, даты — всё это запоминается как цветовые пятна. С другой стороны, трудно установить внутренние отношения с тем, у чего дисгармоничная, «неудобная» цветовая внутренняя картина (следственно, её труднее запомнить). Хорошо запоминается, скажем, 47 — синий-тёмно-тёмно-зелёный, но плохо 48: синий – липко-тёмно-вишнёвый. Ловила себя на внутреннем сопротивлении восприятию людей, цвет имени которых не нравится или дисгармоничен (скажем, имя Евгений — мучительного невнятного цвета овсяной каши. Но я-то понимаю, что Евгений не виноват.
С работой моё восприятие никак не пересекается, не больше, чем со всем остальным (я вообще-то журналист и пишу тексты)».
Виды синестезии
У некоторых разновидностей нет названий, поэтому учёным иногда приходится импровизировать, создавая их для своих публикаций и докладов прямо на ходу. Например, мне пришлось подбирать «красивые» термины для цветовой синестезии на эмоции, вкусовой на боль и восприятия человеческих лиц (типажей), и получилось что-то вроде «аффективно-цветовая» и «альго-гастическая». Для третьего вида, выражающегося в виде фактурных «аур», я предложил сочетание «аурическая синестезия». А вот как назвать графемную синестезию с фонемными закономерностями, заключающимися в том, например, что схожие по написанию буквы Е и Ё вызывают разные цвета, а вот У и Ю, разные на письме, но схожие по фонемному составу, дают оттенки одного цвета, — остаётся для меня вопросом.
Одни из самых распространённых
видов синестезии
Музыкально-цветовая синестезия — восприятие музыки в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн
Графемно-цветовая синестезия — появление цветовых ассоциаций с очертаниями букв или цифр
Фонемно-цветовая синестезия — связь звучания человеческой речи с разными цветами
Фонемно-вкусовая синестезия — появление вкусовых ассоциаций от звучания отдельных слов
Исследователь синестезии также должен использовать свою фантазию при определении подвидов синестетических проявлений. Возьмём так называемую музыкальную синестезию. Использовать это название в повседневных рассказах о своей синестезии можно, но в исследовательской терминологии этого бывает недостаточно. Дело в том, что подвидов музыкальных синестезий насчитывается чуть ли не десяток. Это и восприятие в разнообразных оттенках или иных качествах разновысотных звуков (нот), и оригинальное восприятие ладов, тембров инструментов, авторских и стилистических разновидностей музыки, её жанров, отдельных композиций и т. д. У каждого музыкального синестета выделяется определённый аспект, который и воспринимается синестетическим способом. То же самое можно сказать о понятии числа (при синестезии на числа), шумов и звуков, эмоций, типажей и т. д. Для экспериментатора важна точность анализа изучаемого подвида, так как в основе каждого из них лежат разные когнитивные механизмы.
Что стимулирует синестезию?
Синестезия проявляется не постоянно, а избирательно. Насколько часто, зависит от той системы стимулов, которые её вызывают. Понятно, что если у вас синестетические ощущения вызывает музыка, то переселившись в тихое место и поставив себе рингтон в виде свиста дельфина или гуканья мартышки, есть все возможности не пережить синестезию больше никогда. В иных случаях, при иных разновидностях стимулы-триггеры избежать не удастся, так как они принадлежат любому проявлению той или иной сенсорной модальности, например, синестезию может провоцировать любой вкус или любые шумы. Заметьте, что мой эксперимент с выдуманным, восьмым днём недели, который в конце концов стал у испытуемых вызывать цвет, косвенно указывает на то, что синестезируется не физический стимул как таковой, а представление о нём, значение, приписываемое определённому физическому событию. Поэтому, может быть, наш синестет-отшельник так соскучится по музыке, что услышит её в дельфиньем свисте.
Любопытные проявления синестезии
Для меня все проявления синестезии одинаково интересны и загадочны, и механизмы её возникновения и порождения и по функции, и по содержанию скрыты от самого синестета. В отличие от ассоциаций, метафор и других когнитивных стратегий, в итоговом содержании которых отражается опыт и научение, синестезия — это внутренне порождённый процесс (эндогенный генезис).
Синестезия возникает в очень раннем детстве, когда значения содержания реакций ещё просто не сформированы и приобретают интерпретацию postfactum. Даже самый незамысловатый на первый взгляд вид синестезии представляет собой некоторое отражение скрытой сложнейшей работы головного мозга.
Конечно, я встречал множество необычных проявлений этого феномена, но эта необычность содержания синестетических стимулов и реакций, таких, к примеру, как цвет движений собственного тела, звук зрительно воспринимаемого движения, цвет и фактуры оргазма, пусть и придаёт пикантность и дополнительную интригу, с научной точки зрения важна как возможная отправная точка серьёзного исследования.
Синестезия помогает или мешает жить?
В большинстве случаев наличие синестезии не является помехой. Как может быть помехой явление, с которым можно прожить всю свою жизнь, так и не узнав, что оно у тебя было? Навскидку вы не отличите человека, обладающего синестезией, от человека, таковой не обладающего. Как я уже сказал, не зная об этом феномене, синестет и сам себя не отличит от несинестета. Вы вот знаете, сколько у вас родинок на голове под волосами? В большинстве случаев синестезия абсолютно нейтральное явление: есть, и всё тут. Часто кажется, что сами исследователи находятся в большем восторге от этого феномена, чем его обладатели. Стоит, однако, признаться, что в одном случае из ста синестетические реакции действительно являются причиной преодолимой интерференции для процессов восприятия, внимания и памяти. Эти случаи (назовём их случаями с избыточно высоким Синестетическим Коэффициентом) по очевидным причинам чаще становятся известными, но их, несмотря на это, гораздо меньше, чем случаев положительного и даже восторженного отношения к собственным синестетическим особенностям.
Утилитарное значение синестезии всегда почему-то ставится в основу оценки самого феномена. Давайте разберёмся. Есть проявления синестезии, а есть — сопряжённые с ней свойства и качества. Проявления — это только вершина айсберга возможностей. По моим наблюдениям и по результатам исследований, например, графемно-цветовые синестеты по большей части наделены «гуманитарными» мозгами, синестеты с аурической синестезией — великолепные физиогномисты и бытовые психологи (необязательно филантропичные, кстати), а в синестете со вкусовыми ощущениями, вероятно, сладко дремлет шеф-повар, ну и т. д. Используя синестезию как телефонную книжку, напоминатель паролей, визуализатор мелодий или spell-checker, человек, обладающий синестезией, рискует застрять в поверхностной утилитарности и так и не добраться до глыбы творческих возможностей.
Майкл Хаверкамп
Некоторые синестеты находят практическое применение своим необычным способностям, и отдельные компании набирают таких людей для выполнения необычной работы. Например, в компании Ford существует такая должность, как эксперт-синестет. Его задача заключается в том, чтобы трогать, нюхать и слушать автомобили. Мы связались с Майклом Хаверкампом, и он рассказал нам об особенностях своей профессии.
«В принципе, моё восприятие такое же, как и у всех остальных. Однако мои чувства по-особому связаны между собой. В качестве примера: когда я слышу звуки или слушаю музыку, я вижу перед собой цвет и форму.
Меня всегда интересовала техника, музыка и искусство. Во время учёбы на электроинженера, я изучал коммуникационные технологии и акустику. Важной частью акустики является передача звуковой волны через человеческое ухо и нейронная обработка сигналов. Психология слуха играет важную роль. Когда я работал инженером автомобильной акустики, я, помимо прочего, участвовал в изучении вибраций автомобиля, шума тормозов, звукового излучения и в улучшении качества звука автомобиля. За это время мне стало ясно, что эффект воздействия звука на человеческое восприятие невозможно понять полностью без учёта данных других органов чувств. Очень важно знать, какие изображения возникают в голове у человека при прослушивании музыки. Если вы слышите, как кто-то касается поверхности, что вы при этом почувствуете, как это будет выглядеть?
После разработки методологии подхода мультисенсорной оптимизации компонентов автомобиля у меня появилась полноценная должность в качестве специалиста по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля. Помимо работы по оптимизации, я написал книгу, в которой описано моё понимание всех чувств и ощущений (Синестетический дизайн. Справочник для мультисенсорного подхода. Birkhäuser, 2013).
В настоящее время автомобилям среднего класса и класса люкс выставляются высокие требования по «восприятию» их качества. Оценка внешнего вида, звука и тактильного восприятия материалов обычно производится в рамках специализированных отделов. Следующий шаг, который часто игнорируется, — оптимальное согласование чувственного восприятия компонентов автомобиля. Когда человек трогает какой-либо материал, он должен чувствовать на ощупь и слышать именно то, что он ожидает от внешнего вида этого материала. Индивидуальное восприятие является хорошим началом для расширения творческих возможностей. Однако каждый подход должен зарекомендовать себя перед окончательным утверждением. Конечный дизайн продукта должен подходить для всех клиентов. Мы используем научные тесты и исследования, основанные на отзывах наших покупателей, чтобы убедиться в том, что мы движемся в правильном направлении.
Запахи бензина, масла, пластмассы и металла не входят в рейтинг самых приятных материалов. Запах натуральных материалов нравится мне намного больше, например, запах кожи или натуральной ткани. Но в некоторых случаях я ощущаю, что даже запах бензина является уместным, например, для старомодной модели. Запах кожи является предпочтительным в Европе и Северной Америке, но клиентам из Японии, Китая и Индии не нравится отделка, которая пахнет кожей. В компании Ford мы нацелены на «чистое» восприятие интерьера без интенсивного аромата. Почти каждая автомобильная компания пытается оптимизировать внешний вид, сенсорное восприятие, звук и запах своих автомобилей. Однако подход к оптимизации чувств является новшеством для автомобильной отрасли».