Что такое сетевое взаимодействие в условиях реализации инклюзивного образования выберите один ответ
Сетевое взаимодействие в условиях инклюзивного образования в доу
Данная работа посвящена взаимному сотрудничеству ДОУ с различными государственными структурами для успешной социализации ребенка с ОВЗ в общество.
Просмотр содержимого документа
«Сетевое взаимодействие в условиях инклюзивного образования в доу»
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ИНЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Ключевые слова: дети с ОВЗ, сетевое взаимодействие, инклюзивное образование.
Данная работа посвящена взаимному сотрудничеству ДОУ с различными государственными структурами для успешной социализации ребенка с ОВЗ в общество.
Решение актуальных вопросов, направленных на обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), напрямую зависит от качества образовательных услуг на всех этапах их образования: от дошкольного до профессионального. Таким образом, одним из главных вопросом развития специального образования и его модернизации является достижение нового качества образования, что возможно посредством внедрения новых подходов к проектированию образовательной среды, выбору средств и методов реализации коррекционно-образовательного процесса, повышения профессиональной компетентности педагогов.
В современных условиях инклюзивного образования ценностью деятельности любой воспитательной организации является создание условий для развития конкретного ребенка. Недостаточность имеющихся ресурсов в самих образовательных учреждениях для реализации данной задачи, оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, подготовка педагогических кадров, обеспечение доступа к ресурсам глобальных сетей, опыт участия отдельных образовательных учреждений в учебных проектах, сетевых конкурсах и викторинах; выявление лидеров (отделов образования, образовательных учреждений) в области воспитания подготовило почву для формирования сетевых моделей взаимодействия в системе воспитания. Благодаря сетевым связям создаются условия для обмена информацией, взаимной поддержки, развития и совместного выполнения разного рода деятельности. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Преимуществом модели социализации детей в рамках сетевого взаимодействия, является, то, что основой возникновения совместной деятельности является определенная проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя добровольно и лишь по поводу данной проблемы, объединяя при этом необходимые ресурсы для ее разрешения. Для обучающего сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке программы его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей.
Сеть в данном случае можно рассматривать как совокупность субъектов воспитательной деятельности (как сами учреждения, так и люди в них), представляющих друг другу собственные ресурсы с целью повышения результативности и качества данной деятельности. Это ресурсы материально-технические, нормативно-правовые, информационно-коммуникативные, кадрово-образовательные, финансово-экономические, но в большей степени это ресурсы проектные (воспитательные проекты и программы), которые реализуются в сети, а также могут создаваться в ходе сетевого взаимодействия. В сети выделяют так называемые «узлы», в которых и концентрируется ресурс.
Причем необходимо отметить, что узлы сети – это не сами образовательные учреждения, а те проекты, программы воспитания, которые они предоставляют как ресурс. Узел сети представляет собственное содержание относительно общей проблематики сети и имеет возможность для осуществления своего содержания. Объединяясь в сети, каждый должен понимать, что неполно в его содержании, и видеть возможность за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы, вступать для этого во взаимодействие.
Г.М. Андреева интерпретирует взаимодействие как организацию совместной деятельности, в процессе которой для участников важен не только обмен информацией, но и организация «обмена действиями», планирование общей деятельности, внесение собственного вклада в нее. Взаимодействие при этом может носить непосредственный или опосредованный характер (через компьютерные сети).
Сетевое взаимодействие (взаимодействие в сети) можно определить как способ деятельности по совместному использованию ресурсов, их обмену.
Сетевое взаимодействие в условия инклюзивного образования в ДОУ
Работа с государственными структурами
Учреждения науки, образования, культуры
Интеграция семейного и общественного воспитания
Выявление детей с ОВЗ
Консультативный пункт ДОУ
Сопровождение детей ДОУ
Определение программы социальной адаптации детей с ОВЗ
Опыт сетевого взаимодействия между учреждениями в условиях инклюзивной практики
Опыт сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями
в условиях инклюзивной практики.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №68
Сетевое взаимодействие в системе образования рассматривается как достаточно широкий феномен. В самом общем виде под «сетевым взаимодействием» понимаются разные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве. Иногда под сетевым взаимодействием понимают взаимодействие посредством служб сети Интернет. Исследователи (педагоги, психологи, социологи и др.) в качестве базовых рассматривают различные элементы этого многоаспектного феномена. Под сетевым взаимодействием понимается такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообогащения друг друга в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети другими единицами. А управление происходит не директивно, а конвенциально [1]. Для сетевого образования характерны «неоднородность, неправильность, ассиметрия, сложность, динамичная картина сгущений и разряжений, что свойственно живым явлениям и процессам» [3]. В образовании сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные курсы, сетевые образовательные программы для самообразования; сетевые тематические семинары, конференции, образовательные проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны; сетевые консультации и видеолектории и др.
Выделяются следующие показатели сетевого взаимодействия: независимость членов сети (свобода выбора задач, ответственность за них); множественность лидеров (лидер – носитель ресурса, актуального для работы сети, готовый использовать его на благо сети, а не только личное); объединяющая цель (индивидуальный интерес каждого члена сети, недостижимый вне сети); добровольность связей (возможность гибкого изменения структуры и состава сети, быстрого изменения объема ресурсов в сети); множественность уровней взаимодействия (каждый может взаимодействовать с каждым напрямую) [4].
Существенным является вопрос о способах сетевого взаимодействия. Наиболее широкой формой взаимодействия выступают совместная деятельность и общение, в ходе которых осуществляется:
Прогнозирование направлений деятельности сетевых организаций на основе анализа результатов диагностических (мониторинговых) исследований, изучения стратегических документов развития системы образования и других способов;
Разработка нормативной базы локального уровня (на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации);
Проектирование(разработка) и реализация проектов в установленный временной период и с учетом планируемых результатов сетевого взаимодействия;
Разработка образовательных продуктов и их презентация на промежуточном и завершающем этапе деятельности сети;
Экспертиза полученных результатов с точки зрения оценки их эффективности, инновационного характера, возможностей тиражирования;
Апробация инновационного продукта, созданного участниками сети, его распространение (диссеменация) в системе образования.
Движущей силой совместной деятельности является общая цель, которая должна сохранятся на протяжении всего взаимодействия. Каждый участник совместной деятельности вносит в нее свой вклад, опыт, что позволяет получить «общий фонд информации» [2].
Идеи социального партнерства в системе образования и за ее пределами, предусматривающего использование ресурсов сотрудничества, эффективных взаимоотношений различных заинтересованных участников образовательного процесса, напрямую связанны с сетевым взаимодействием. Это подтверждают федеральные нормативно-правовые документы.
В частности, ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.10.1) подчеркивает, что система образования включает в себя: объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [5]. В приказе Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (п. 19.11) прописано, что система условий должна учитывать особенности образовательного учреждения (далее – ОУ), а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия) [6]. Аналогичная ситуация представлена в приказе Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС ООО» (п. 18.3.2) [7].
Таким образом, анализ приказов, связанных с введение ФГОС на разных уровнях образования, а также учитывая Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, в качестве обязательных условий определяет необходимость, значимость взаимодействия с социальными партнерами внутри системы образования и за ее пределами. В его основе – широкий круг вопросов, в том числе – участие в разработке ООП и АООП, развитие внутришкольной социальной, информационно-образовательной, развивающей среды и др.
В общеобразовательных учреждениях с 1.09.2016 года реализуется ФГОС НОО для детей с ОВЗ, вместе с этим возникли серьезные трудности. Общеобразовательная школа, принявшая ребенка с ОВЗ, сталкивается с проблемами, которые можно условно разделить на две группы – проблемы организационного и социального характера.
К первым относятся:
•отсутствие специалистов, способных эффективно работать с детьми с особыми образовательными потребностями в системе общего образования
• недостаточная осведомленность родителей детей с ОВЗ о правах и перспективах развития детей.
Ко вторым относятся:
• негативное общественное мнение по вопросам совместного обучения детей
• отсутствие мотивации и личностной готовности педагогов общеобразовательных учреждений к обучению детей с ОВЗ
• нежелание родителей нормально развивающихся школьников и их самих обучаться вместе с детьми с ОВЗ.
Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями. Особое место в этом взаимодействия принадлежит учителям коррекционных школ, обладающим такими компетенциями, как:
умение соотносить образовательные задачи и задачи социальной адаптации;
умение проводить индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ;
умение организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соот ветствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
умение проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;
знание особенностей развития детей с разными типами нарушений развития для организации воспитательной и образовательной деятельности.
Именно поэтому в ряде регионов РФ, а также на Дальнем Востоке специальные (коррекционные) образовательные учреждения были определены ресурсными центрами по развитию инклюзивных процессов и по организации психолого- педагогической поддержки процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах. Согласно этому система специального образования является неотъемлемой частью общего образования и может рассматриваться как социальный индикатор отношений между государством и обществом.
Именно совместная работа позволила создать систему взаимодействия педагогического сообщества разных структурных подразделений по вопросам применения новых методических практик в своей работе.
Практика показывает, что включение ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы предполагает в первую очередь перестройку образовательной деятельности школы. Это создание доступной среды, которая подразумевает физическую доступность (школьного здания, классов, всех помещений школы); академическую программную доступность, которую определяет учебный план, организацию процесса обучения посредствам введения различных форм адаптации и поддержки; социальную доступность (взаимоотношения со сверстниками и персоналом школы). Очень важным условием успешного обучения ребенка с ОВЗ является активное взаимодействие с коррекционными учреждениями, где накоплен уникальный опыт работы с обучающимися разных нозологических групп.
Таким образом, активное сетевое взаимодействие систем общего и специального (коррекционного) образования позволяет:
• выявить противоречия, существующие на современном этапе развития общего, интегрированного и инклюзивного образования и попытаться их преодолеть;
• разработать ряд документов, регулирующих эти отношения (договор между школами, родителями);
• выявить потребности учителей общеобразовательных школ в вопросах обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и разработать систему повышения их квалификации.
Сетевое партнерство в образовании. – М.: Эврика, 2004. 144 с. – Библиотека культурно-образовательных инициатив.
Сетевое взаимодействие в системе образования. – М.: АКАДЕМКНИГА, 2014 27 с.
Цирульников А. «Сетевое образование: контуры новой парадигмы» // Газета «Первое сентября», Издательский дом «Первое сентября», № 02, 2002
Чучкевич М. Основы управления сетевыми организациями. М., 1999
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
автор: Комарова Елена Валерьевна
преподаватель ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В настоящее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим все более остро стает вопрос освоения образовательной программы и получения профессионального образования, которое должно быть качественным и доступным для всех без исключения обучающихся, в том числе для детей с ОВЗ. К сожалению не все образовательные организации обладают необходимыми возможными ресурсами для решения этой задачи. Дефицит ресурсов одних организаций может быть восполнен ресурсами других за счет создания образовательной сети муниципального, регионального и федерального уровней. В данной статье будут рассмотрены возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций различного уровня, направленные на решение задач развития инклюзивной образовательной среды.
При организации обучения детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций для создания инклюзивного образования представляет собой их совместную деятельность, которая позволяет обучающимся осваивать образовательные программы различного уровня и направленности с использованием ресурсов этих организаций.
Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия образовательных организаций является наличие определенных материально-технических, кадровых, методических и информационных ресурсов, а также определенной нормативно-правовой базы, договорных отношений между участниками взаимодействия,
В настоящее время активно разрабатываются и внедряются различные модели сетевого взаимодействия для создания инклюзивной образовательной среды. Использование той или иной модели развития сети зависит от внешних и внутренних ресурсов в образовательной организации.
При сетевом взаимодействии образовательных организаций предусмотрено использование модели стратегического партнерства, модели на основе ресурсного центра и аутсорсинг как модель взаимодействия образовательных организаций.
Модель, построенная на стратегическом партнерстве
Данная модель основана на стратегическом партнерстве организаций различного уровня. При таком сетевом взаимодействии каждый участник сети имеет свои ресурсы, дополняющие друг друга для решения определенной задачи. Эта модель основана на распределении образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется возможность получения образования в соответствии с адаптированной образовательной программой и индивидуальным учебным планом в собственной школе и в кооперированных с ней образовательных структурах, в которых есть те предметы и специалисты, которых нет в основной школе.
В случае стратегического партнерства обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный. Основой функционирования сети по этой модели являются конкретные проекты («временные связи»), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения стоящей перед членами сети задачи.
Модель на основе ресурсного центра
Данная модель представляет собой интеграцию нескольких образовательных организаций вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных образовательных организаций будет выполнять роль ресурсного центра. В этом случае каждая из организаций будет обеспечивать в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения, которую она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Ресурсный центр обеспечивает сопровождение образовательного процесса кадрами, программами, учебными материалами, специальным оборудованием, проводит консультации педагогов и специалистов.
Важной особенностью действия центра является адаптация образовательных программ для всех категорий детей с различными возможностями. Необходимо также методическое обеспечение деятельности специалистов сопровождения: психологов, логопедов и дефектологов, в том числе сурдо- и тифлопедагогов, педагогов дополнительного образования и тьюторов и других специалистов, работающих в образовательном учреждении. Работа педагогов должна подкрепляться информационными и справочными материалами, с тем, чтобы они могли готовить свои занятия и обновлять собственные знания.
Аутсорсинг как модель сетевого взаимодействия в сфере образования
Зачастую при создании инклюзивной образовательной среды возникает проблема в нехватке информационных ресурсов организации, поэтому используется модель аутсортинга с целью привлечения внешних ресурсов. При этом передача определённых функций между организауиями осуществляется на основании договора.
В рамках образовательного аутсорсинга образовательное учреждение получает возможность сосредоточить все внутренние ресурсы на основных видах образовательной деятельности, передав остальные (в том числе методические, консультационные, поддерживающие) функции профессиональному партнеру — аутсорсеру
Что такое сетевое взаимодействие в условиях реализации инклюзивного образования выберите один ответ
Развитие современной системы образования требует обеспечения качественного доступного образования для всех без исключения учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение этой задачи зависит от возможностей каждой конкретной образовательной организации, ее наличных ресурсов. Однако ресурсные возможности образовательных организаций не всегда достаточны. Так, решение задач инклюзивного образования требует создания инклюзивной культуры в образовательной организации, создания специальных образовательных условий, зависящих от особых образовательных потребностей обучающихся, изменения компетенций педагогических работников, организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, изменение системы оценивания результатов обучения и др. В современных условиях многие образовательные организации таким ресурсом не обладают. Дефицит ресурсов одних организаций может быть восполнен ресурсами других за счет создания образовательной сети муниципального, регионального и федерального уровней.
Цель исследования ‒ разработка моделей сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций для решения задач развития инклюзивного образования.
— Метод изучения и обобщения опыта реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях города Москвы.
— Методы теоретического моделирования.
Исследование проводилось на основе репрезентативной выборки образовательных учреждений Департамента образования города Москвы, участвующих в развитии инклюзивного образования, из десяти округов ‒ образовательных организаций, реализующих программы общего образования всех уровней ‒ от дошкольного до высшего, образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы и программы дополнительного образования, психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС-центры).
Результатом проведения исследования явилась разработка функционирующих моделей сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в целях обеспечения доступности качественных образовательных услуг общего образования для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, преемственности и непрерывности их психолого-педагогического сопровождения.
Сеть образовательных организаций ‒ полифункциональная система, способная предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг на основе сетевого взаимодействия организаций.
Организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких образовательных и иных организаций, обеспечивающих возможность учащимися осваивать образовательные программы различного уровня и направленности.
Задачи, решаемые в условиях сетевого взаимодействия
— освоение механизма построения образовательных сетей и выбора модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие;
— реализация новых подходов к организационному построению учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях сети;
— формирование системы мониторинга работы образовательных сетей;
— создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих использование образовательных технологий в учебном процессе при реализации адаптированной образовательной программы в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленных на полноценное удовлетворение потребностей учащихся.
— внедрение механизмов финансирования реализации образовательной программы организациями, входящими в сетевое взаимодействие;
— эффективное использование ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях функционирования образовательных сетей.
— расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся с учетом их психофизических особенностей;
— разработка психолого-медико-педагогическим консилиумом адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ и программы ее реализации с помощью ресурсов образовательной сети;
— разработка психолого-медико-педагогическим консилиумом и психологической службой образовательных организаций методов максимально эффективного функционирования учащихся и педагогов в рамках образовательного пространства сети;
— освоение педагогами и специалистами способов и приемов поиска и использования в учебном процессе образовательных ресурсов и образовательных технологий;
-внедрение в практику педагогов новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на реализацию задач ФГОС и СФГОС по формированию комплекса академических и жизненных навыков и компетенций, необходимых для успешного функционирования детей в современном информационном обществе;
-освоение педагогами методов комплексного оценивания учащихся с ОВЗ, учитывающего результаты учебной деятельности в различных формах обучения;
— использование в учебном процессе мониторинга результатов учебной деятельности учащихся с ОВЗ для объективного оценивания деятельности организаций, включенных в сетевое взаимодействие.
Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия образовательных организаций являются:наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети;договорные формы правоотношений между участниками сети; наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора образовательных услуг;возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей и специалистов образовательных организаций, входящих в сеть.
При организации обучения детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов этих организаций.
В реальной практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей. Выбор модели развития сети образовательных организаций основывается на учете внешних и внутренних ресурсов по обеспечению качественного доступного образования всем обучающимся.
Модель построения образовательных сетей на основе стратегического партнерства образовательных организаций
Данная модель основана на стратегическом партнерстве организаций общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов ППМС-центров и общественных организаций. При стратегическом партнерстве каждый участник сети имеет свои ресурсы, дополняющие друг друга для решения определенной задачи. Эта модельоснована на распределении образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется возможность получения образования в соответствии с адаптированной образовательной программой и индивидуальным учебным планом в собственной школе и в кооперированных с ней образовательных структурах, в которых есть те предметы и специалисты, которых нет в основной школе.
В случае стратегического партнерстваобмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный. Основой функционирования сети по этой модели являются конкретные проекты («временные связи»), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения стоящей перед членами сети задачи.
Модели стратегического партнерства образовательных учреждений могут быть сформированы независимо от того, каким образом организован учебно-воспитательный процесс в каждом из образовательных учреждений сети: со стационарными классами, работающими по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ определенной категории, или с использованием адаптированных образовательных программ, разрабатываемых психолого-медико-педагогическим консилиумом для конкретного ребенка.
Данная сетевая модель основана на идее обмена образовательными ресурсами образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие. Такой обмен становится эффективным, когда сеть состоит из ОО, ресурсы которых дополняют друг друга. В сумме они составляют объем образовательных ресурсов, различающийся как по содержанию, так и по форме обучения: в очной, очно-заочной форме, в форме экстерната, в том числе частичного экстерната, в семейной форме, в форме дистанционного обучения.
Образование ребенка с ОВЗ может решаться усилиями различных организаций: обучение по основной образовательной программе при условии ее адаптации с привлечением, например, специалистов ПМПК или ППМС-центра ребенок получает в школе, а необходимые программы дополнительного образования (например, ритмика), ребенок получает в ближайшем учреждении дополнительного образования, в тоже время коррекционно-развивающие занятия ребенок посещает в ППМС-центре.
В этом случае разрабатывается маршрут передвижения ребенка, а организации определяют содержание своей специализации в зависимости от имеющегося ресурса.
Модель построения образовательной сети на основе ресурсного центра
Основными задачами Ресурсного центра являются:
— Разработка методологических основ и технологий организационных и содержательных аспектов сопровождения инклюзивного образования.
— Проектирование сопровождения и мониторинг инклюзивных процессов в образовательных организациях, включающих детей с ОВЗ в программы дошкольного, общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования.
— Разработка методологии и практикоориентированных технологий сопровождения всех субъектов инклюзивного процесса.
— Аккумуляция передового опыта и эффективных технологий в области интегрированного (инклюзивного) образования.
— Разработка и внедрение пакетов специальных условий для организации инклюзивного образования.
— Разработка и реализация программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки психолого-педагогических кадров для реализации задач сопровождения инклюзивных процессов в образовании.
— Создание и поддержка информационной базы инклюзивного образования.
— Разработка и реализация программ по сопровождению и психолого-педагогической поддержке родителей детей с ОВЗ, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях города.
Особенно важным аспектом ресурсного обеспечения является адаптация и модификация имеющихся образовательных программ и воспитательных технологий с учетом разноуровневой организации образовательного процесса, позволяющего во фронтальном режиме обеспечивать полноценное образование (и воспитание) различных категорий детей, с различными стартовыми и ресурсными возможностями, но включенными в единое образовательное (инклюзивное) пространство.
Необходимо также методическое обеспечение деятельности специалистов сопровождения: психологов, логопедов и дефектологов, в том числе сурдо- и тифлопедагогов, педагогов дополнительного образования и тьюторов и других специалистов, работающих в ОУ. В образовательном процессе могут быть использованы технологии совместной работы учителя и специалиста на уроке, где обучаются дети с разными образовательными потребностями и возможностями.
Работа педагогов должна подкрепляться информационными и справочными материалами, с тем, чтобы они могли готовить свои занятия и обновлять собственные знания.
Деятельность Центра осуществляется в рамках государственного задания по реализации государственных услуг/работ и в рамках заключенных с образовательными организациями договоров.
Аутсорсинг как модель сетевого взаимодействия в сфере образования
В инклюзивном образовании идея привлечения сторонних организаций, работающих в режиме аутсорсинга, обоснована дефицитом специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в образовательной организации, реализующей общеобразовательную программу и недостаточными компетенциями педагогического персонала. Вот почему передача функций по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, реализации адаптированных программ и программ дополнительного образования, методическому сопровождению педагогов образовательной организации ППМС-центрам, СКОУ, организациям дополнительного образования может служить примером решения проблемы.
Аутсо́рсинг означает использование внешнего источника ресурса. В аутсорсинге осуществляется передача организацией на основании договора определённых производственных функций на обслуживание другой организации. Экономическое значение аутсорсинга состоит в перераспределении функций основной организации за счет привлечения аутсорсера, специализирующегося на определенных видах деятельности с целью повышения эффективности основной организации.
В профессиональной литературе, посвященной проблеме аутсорсинга перечисляются следующие выгоды использования образовательного аутсорсинга для привлечения внешних ресурсов в образовательных системах, образовательных учреждениях, иных образовательных субъектах:
На основе договора аутсорсинга построено взаимоотношение между потребителем аутсорсинговых услуг и аутсорсером. Договор аутсорсинга должен содержать требования, касающиеся квалификации и профессионального опыта персонала аутсорсера, который будет привлекаться к решению задач заказчика. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих эпизодический характер, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке работы образовательной организации на основе длительного контракта (не менее 1 года). Источниками финансирования расходов при реализации указанных функций внешними исполнителями выступают бюджетные ассигнования, предусмотренные на развитие образовательных учреждений, средства целевых программ, а также собственные средства образовательных учреждений (от оказания платных услуг, доходы от предпринимательской деятельности, безвозмездные поступления и др.).
Рецензенты:
Шеманов А.Ю., д.ф.н., профессор МГППУ, г.Москва;
Нартова-Бочавер С.К.,д.псх.н., профессорМГППУ, г.Москва.