Что такое синкретизм в литературе

Синкретизм (искусство)

Чаще всего термин синкретизм применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А. Н. Веселовского синкретизм — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

Само понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке, середины XIX в., в противовес абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы) в их якобы последовательном возникновении.

Теории синкретизма считает, что одинаково ошибочны как мнение Гегеля, утверждавшего последовательность «эпос — лирика — драма», так и построения Ж. П. Рихтера, Бенара и др., считавших изначальной формой лирику. С середины XIX в. эти построения всё больше уступают место теории синкретизма, развитие которой тесно связано с успехами эволюционизма.

Каррьер, в основном придерживавшийся схемы Гегеля, склонялся к мысли о первоначальной нерасчлененности поэтических родов. Схожее мнение высказывал и Г. Спенсер. Идея синкретизма затрагивается целым рядом авторов и, наконец, с полной определённостью формулируется Шерером, который однако не развивает её сколько-нибудь широко в отношении к поэзии.

Задачу исчерпывающего изучения явлений синкретизма и уяснения путей дифференциации поэтических родов поставил перед собой А. Н. Веселовский, который в своих трудах (преимущественно в «Трёх главах из исторической поэтики») разработал наиболее яркую и развитую (для домарксистского литературоведения) теорию синкретизма, основанную на огромным фактическом материале.

В этом направлении пошёл в объяснении явлений первобытного синкретического искусства Г. В. Плеханов, широко использовавший труд Бюхера «Работа и ритм», но в то же время и полемизировавший с автором этого исследования.

В трудах основоположника яфетической теории — академика Н. Я. Марра — явление синкретизма получает иное освещение. Признавая древнейшей формой человеческой речи язык движений и жестов («ручной или линейный язык»), Марр связывает происхождение речи звуковой, наряду с происхождением трёх искусств — пляски, пения и музыки, — с магическими действиями, почитавшимися необходимыми для успеха производства и сопровождавшими тот или иной коллективный трудовой процесс. Поэтому, согласно мнению Марра, синкретизм включал и слово («эпос»), «дальнейшее же оформление зачаточного звукового языка и развитие в смысле форм зависело от форм общественности, а в смысле значений — от общественного мировоззрения, сначала космического, потом племенного, сословного, классового и т. п.».

Таким образом, в концепции Марра синкретизм теряет узко эстетический характер, и связывается с определёнными периодами в развитии человеческого общества, форм производства и первобытного мышления.

Источник

Синкретизм (искусство)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Синкрети́зм (лат. syncretismus — соединение обществ) — понятие в искусствоведении, используемое при описании сочетания или слияния «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство. Помимо общей области искусства термин используется и применительно к истории развития музыки, танца, драмы и поэзии. Литературовед А. Н. Веселовский определял синкретизм как «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

Понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке середины XIX века, в противоположность абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы), якобы предполагающим их последовательное возникновения.

Теории синкретизма отвергает как представления Гегеля о последовательности «эпос — лирика — драма», так и предположений, по которым изначальной формой считалась лирика. К середине второй половины XIX века идея синкретизма рассматривается целым рядом авторов и окончательно формулируется Вильгельмом Шерером, который при этом все же ограниченно применяет ее к поэзии.

А. Н. Веселовский, один из сторонников теории поставил перед собой задачу полного изучения характерных явлений синкретизма и определения вариантов разграничения поэтических родов. В своих трудах (преимущественно в «Трёх главах из исторической поэтики») он выразил свое понимание теории синкретизма, основанное на значительном фактическом материале. Г. В. Плеханов так же разрабатывал теорию синкретизма в аспекте первобытного искусства, опираясь при этом на работу Карла Бюхера «Работа и ритм», полемизируя при этом по отдельным вопросам с автором этого исследования.

Источник

СИНКРЕТИЗМ

Смотреть что такое СИНКРЕТИЗМ в других словарях:

СИНКРЕТИЗМ

(συνκρητίσμος) — так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму; различие между ними неко. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

синкретизм 1. м. Слитность, нерасчлененность, характеризующие первоначальное, неразвитое состояние чего-л. 2. м. Сочетание разнородных, несовместимых воззрений как разновидность эклектизма (в философии).

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ в языкознании, слияние формально различавшихся прежде грамматич. категорий (значений) в одной форме, к-рая в результате этого становится м. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

Синкретизм (συνκρητίσμος) — так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму; различие между ними некоторые видят в том, что эклектизм старается путем критики выделить из различных систем состоятельные принципы и органически связать их в одно целое, а С. соединяет разнородные начала, не давая им истинного объединения. С. с особой яркостью проявился в александрийской философии, у Филона Иудейского и других, пытавшихся соединить греческую философию с вост. учениями. То же замечается у гностиков. Термин С. введен, кажется, Георгием Каликстом, немецким богословом XVII в.

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ поэтических форм. Термин этот введен покойным академиком А. Н. Веселовским, поколебавшим до него господствовавшую теорию о ступенчатом р. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИ́ЗМ (от греч. synkrētismós — соединение), в широком толковании — изначальная слитность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития; применительно к искусству означает первичную нерасчлененность разных его видов, а также — разных родов и жанров поэзии. С усложнением общественного бытия и общественного сознания С. постепенно утрачивает универсальный характер: вычленяются, самостоятельно развиваясь, разные виды искусства и разные роды поэзии. Однако фольклор долгое время сохраняет синкретичность, обретая новые ее формы.

На первоначальную слитность поэзии, музыки и танца обратили внимание уже в античной эстетике (Платон, Лукиан). Для синкретических видов искусства в эстетике древнего мира были соответствующие термины: «хорея» (Греция), «сангит» (Индия), «юэ» (Китай). Идею неразрывной связи музыки, поэзии и танца на ранней стадии истории культуры впервые теоретически обосновал в 1763 английский просветитель Дж. Браун, который полагал, что нерасчлененность искусства обладала большой силой этического воздействия на народ, в то время как разделение искусства на обособленные виды ослабило его общественное значение. Идея С. была воспринята некоторыми современниками Брауна в Англии, во Франции и в Германии. Ратуя за синтетическое искусство нового типа, Д. Дидро, как на исторический прецедент, ссылался на нерасчлененную культуру прошлого. В России мысль о первичной слитности поэзии и музыки, сохранившейся в народных песнях, высказали Г. Р. Державин, В. Г. Белинский и др.

Развитая и обогащенная данными сравнительной этнографии, теория С. заняла важное место в трудах т. н. историко-этнографических и этнопсихологических школ XIX в. (см. Психологическая школа). На основе идеи «первобытного С.» строились различные теории происхождения поэзии, ее разных родов и видов. Теория С. была подхвачена В. Шерером («Поэтика», 1888); приобрела характер стройной концепции у Александра Н. Веселовского («Три главы из исторической поэтики», 1899).

Выясняя первопричину С., ряд исследователей ограничивается указанием на изначальную связь искусства с религиозно-магическим обрядом. Исследователи-марксисты, начиная с Г. В. Плеханова («Письма без адреса»), выясняют особую роль трудовой деятельности в развитии синкретических форм культуры, объясняя художественный С., акцентируют относительную самостоятельность искусства. Выявление конкретных форм С. и его восприятия требует историко-сравнительного комплексного изучения искусства, особенно фольклора.

Гачев Г. Д., Развитие образного сознания в литературе, в кн.: Теория литературы, [т. 1], М., 1962;

Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. — Л., 1963.

СИНКРЕТИЗМ

(от греч. synkretismos — соединение)— 1) совпадение в процессе развития языка функционально различных грамматических категорий и форм в одной форме. В рус. яз. наблюдается, напр., падежный С. (одно окончание имеет значение разных падежей) или С. разных грамматич. категорий (одно окончание имеет значение определ. рода, числа и падежа). Одни ученые относят С. к грамматич. омонимии, другие — к многозначности (полифункциональности) грамматич. формы. 2) Совмещение (синтез) дифференциальных структурных и семантических признаков единиц языка (нек-рых разрядов слов, значений, предложений, членов предложений и др.), противопоставленных друг другу в системе языка и связанных явлениями переходности. Это разного рода гибридные (контаминационные, промежуточные, диффузные) образования. Непосредственным толчком к С. являются обычно сдвиги в соотношении формы и содержания языковой единицы. С. свойствен всем уровням языка и речи, однако каждый из них имеет свои особенности. С. плана содержания обычно поддерживается С. плана выражения, т. к. синтезирующиеся свойства в языке соотв. образом оформляются. Нек-рые ученые понятие С. относят только к парадигматике языка и связывают с необратимыми системными сдвигами в процессе его развития (иногда их называют «неразрешимым» С, т. е. неустранимым), отличая их от контаминации, диффузно-сти (иногда их называют «разрешимым» С., т. е. устраняющимся при анализе), к-рые относятся к синтагматике языка и живым процессам, сопровождающим употребление языковых единиц в речи. • Виноградов В. В., Рус. язык, М.. 1947; Ель мелев Л.. Пролегомены к теории языка, пер. с англ., в кн.: НЛ, в. 1, М., 1960; Курилович Е.. Деривация лексическая и деривация синтаксическая, в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962; Скаличка В.. Асимметричный дуализм языковых единиц, в кн.: Пражский лин-гвистич. кружок, М., 1967; Б а б а й ц е-ва В. В., Переходные конструкции в синтаксисе, Воронеж. 1967; ее же, Зона синкретизма в системе частей речи совр. рус. языка, НДВШ. ФН, 1983. № 5; Семантика переходности. Л., 1977; Рус. разг. речь, М., 1978; Покусаенко В. К., Переходные конструкции в области сложного и простого предложения, Ростов, 1983; Гайсина Р. М.. Межкатегориальный переход понятия и обогащение лексики, Уфа. 1985. В. В. Бабайцева. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ (от греч. — соединение), 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние к.-л. явления (напр., искусства на первоначаль. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ (от греч. syn — с, вместе + лат. cresco — расту, увеличиваюсь) — особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Э. Клапаред назвал синкретическим детское восприятие из-за схематичности и слитности его структуры: выделяются лишь общие контуры воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств. П. П. Блонский определял С. как «бессвязную связность детского мышления». Ж. Пиаже считал С. основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.

Л. С. Выготский определял С. как склонность ребенка замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных связей и принимать связь впечатлений за связь вещей. По Выготскому, синкретические обобщения — 1-я стадия в развитии значения слова, которая характеризуется диффузным, ненаправленным переносом значения слова на ряд внешне связанных, но внутренне не объединенных между собой объектов. С т. зр. Выготского, С. имеет огромное значение как фактор дальнейшего развития детского мышления, т. к. синкретические связи — основа для дальнейшего отбора проверяемых практикой и соответствующих действительности связей (см. Мышление комплексное).

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИ́ЗМ, у, ч.1. книжн. Нерозчленованість, злитність, характерні для початкового, нерозвинутого стану будь-якого явища.В українських народних балад. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

(греч. synkretismos смешение), термин истории религии, применяемый с сер. 19 в. для обозначения смешения идей и образов различных религий, преи. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

(в психологии) [греч. synkretismos — соединение, объединение] — нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных на это оснований. Ряд исследователей (Э. Клапаред и др.) отмечал синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов. Швейцарский психолог Ж.Пиаже относил С. к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно (часто в форме игры или манипулирования словами) переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов. С, согласно Л.С. Выготскому, имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в процессе последующей практики синкретические связи, соответствующие действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова. Л.А. Карпенко. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

(в психологии) (от греч. synkretismos — соединение, объединение) — нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных на это оснований. Ряд исследователей (Э. Клапаред и др.) отмечали синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов. Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил С. к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно (часто в форме игры или манипулирования словами) переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов. С., согласно Л. С. Выготскому, имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в процессе последующей практики синкретические связи, соответствующие действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

Синкретизм (греч. synkretismos – соединение) качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-л. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

(греч. synkretismos – соединение, объединение) – 1. вообще – соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем, чтобы произвести более единообразную, целостную систему. При этом имеется в виду, что эта система может содержать противоречия и/или непоследовательность; 2. в теории развития Ж.Пиаже – тип когнитивного процесса, в котором события ассимилируются в глобальные и в значительной степени неструктурированные схемы. Например, ребёнок объединяет в одно целое впечатления о разных событиях, также, как он это делает со своим или чужим именем, полагая, что имя и человек от природы неразрывно связаны одно с другим. Синоним: Синкретическое мышление; 3. в социологии соединение разнородных элементов из различных социальных систем в новую структуру; 4. в религии – примирение (или попытки примирить) противоположных принципов или практик в новую, связную систему; 5. в лингвистике – слияние форм из различных языков в новую форму. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

1. Вообще – соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем, чтобы произвести более единообразную единую систему. Исходя из того, как используется этот термин, в нем содержится коннотация, что получаемая в результате система может испытывать недостаток связности и содержать противоречия и/ или непоследовательность. 2. В теории развития Пиаже – тип когнитивного процесса, в котором события ассимилируются в глобальные и в значительной степени неструктурированные схемы; то есть довольно неопределенные системы классификации. Это значение противопоставляется способу употребления Пиаже термина смежность (2). 3. В социологических исследованиях – соединение различных элементов из различных социальных систем в новую структуру. 4. В лингвистике – слияние форм из различных языков в новую форму. 5. В религии – примирение (или попытки этого) противоположных принципов или практик в новую, связную систему. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

1) Орфографическая запись слова: синкретизм2) Ударение в слове: синкрет`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): синкретизм4) Фонетическая транскр. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

-у, ч. 1) книжн. Нерозчленованість, злитість, характерні для початкового, нерозвиненого стану будь-якого явища. Синкретизм первісного мистецтва. || Фо. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

(от греч. synkretismos — соединение, объединение) 1) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу; 2) нерасчлененность, слитность, характеризующая первоначально неразвитое состояние какого-либо явления. Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. Синонимы: нерасчлененность, слитность, слияние, смешение, эклектизм. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

(греч. synkretismos соединение) общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма гностические учения, теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

(от греч. соединение), 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое со­стояние к.-л. явления (напр., иск-ва на первоначальных стадиях человеч. культуры, когда музыка, пение, поэ­зия, танец не были отделены друг от друга; нерасчле­нённость психич. функций на ранних ступенях разви­тия ребёнка и т. п.). 2) Смещение, неорганич. слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религ. систем в поздней античности религ. С. перио­да эллинизма; в философии разновидность эклек­тики. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

-а, м. Слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-л.Синкретизм первобытного искусства.[От греч. συγκρητισμ. смотреть

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ

Источник

1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА

1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА

Синкретическое (комплексное, нерасчлененное) представление различных семантических и грамматических признаков в одном слове — древнейший способ познания и отражения мира в языке, способ, восходящий к эпохе мифологического мышления, когда в сознании говорящего означаемое еще не отделялось от означающего, признак — от его носителя, действие — от субъекта этого действия (Фрейденберг 1936, 18, 21). На следующих этапах развития мышления и языка происходило осознание, вычленение из синкреты, иерархическое упорядочение отдельных семантических и грамматических признаков, выстраивающихся в градуальные оппозиции. Затем обособление этих признаков приводило к перестройке градуальных оппозиций в бинарные, преобладающие в современных развитых языках, в том числе и в современном русском (Колесов 1984, 18–19).

Наследием синкретизма в языке можно считать прежде всего комплексное представление набора сем в слове (компонентов значения, семантических дифференциальных признаков), а также полисемию слов и морфем, метафору и метонимию, трансформацию частей речи — субстантивацию, адвербиализацию и т. п., словосложение, междусловное наложение, контаминацию, эллипсис и другие подобные проявления компрессии в языке и речи. На новом этапе развития языка многие из таких фактов объясняются преимущественно тенденцией к экономии речевых средств и поэтому могут рассматриваться как явления «вторичного» синкретизма. Однако следует иметь в виду, что система языка легко принимает, а норма узаконивает эти факты именно потому, что синкретизм органически свойствен языковой системе. В последнее время высказываются мнения о том, что «явление семантического синкретизма (…) должно изучаться не как нечто раз и навсегда преодоленное языком и предполагаемое по большей части для праязыковых эпох, да и то на уровне гипотезы, а как характерная особенность словаря» (Трубачев 1976, 168). Необходимо уточнить, что явление синкретизма свойственно не только словарю (и шире — языку), но и речи, что отражено в исследованиях по полисемии (Панькин 1975; Литвин 1984). Все это свидетельствует о синкретизме как существенном реальном и потенциальном свойстве множества языковых единиц — свойстве, реализуемом в речи. Явление это можно рассматривать на всех языковых уровнях, на которых существуют значимые, а следовательно, и потенциально многозначные, единицы.

Вопрос о смысловом содержании и различении таких понятий, как «полисемия», «многоплановость художественного слова», «диффузность значения» и «синкретизм» в современном языкознании еще не разработан. Можно предложить рассматривать в качестве основного признака синкретизма именно нерасчлененность значения слова или формы, реализацию разных смыслов слова и формы в едином речевом акте: синкретизм предполагает конъюнкцию значений, а полисемия их дизъюнкцию. (Ср. примеры из произведений М. Цветаевой: а) художественное использование полисемии —

Поэт — издалека заводит речь.

Поэта — далеко заводит речь (И., 231);

б) художественное использование синкретизма —

Плохой товарищ он был, — лихой И ласковый был любовник (И., 70).

(Анализ текста см. ниже.) Однако в художественном тексте полисемия обнаруживает сдвиг в сторону синкретизма, так как система структурных повторов определяет взаимопроникновение смыслов даже в раздельнооформленных речевых актах. Термин многоплановость художественного слова ориентирован более на общекультурный фон слова, на обобщенность его семантики в целом, чем на систему его контекстуально обусловленных значений. (Ср. слова-символы гроза, буря, которые и при описании погоды в художественном тексте воспринимаются как знаки душевных состояний или мировых потрясений.) Термин диффузность значения отражает нечеткую выраженность смысла языковой единицы, возможность этой единицы быть понятой по-разному в одном и том же контексте. (Слова хороший, плохой могут обозначать самые разные проявления качеств.) Вместе с тем и полисемия, и многоплановость, и диффузность слова могут рассматриваться как частные проявления синкретизма, потому что смысловой объем слова допускает разную структуру составляющих его элементов. В связи с этим далее при анализе текстов используются все эти термины.

Особую роль синкретический способ выражения смысла получает в художественном тексте, в первую очередь в поэзии, поскольку в ней «поэтическое слово двупланово: соотносясь со словесной системой общего языка, материально как бы совпадая с ее элементами, оно в то же время по своим внутренним поэтическим формам, по своему поэтическому смыслу и содержанию направлено к символической структуре литературно-художественного произведения в целом» (Виноградов 1971, 6).

В языке Марины Цветаевой, поэзия и проза которой отличаются сжатостью, смысловой наполненностью и энергией слова (что неоднократно отмечалось читателями, критиками, исследователями), синкретизм словесного знака проявляется отчетливо и многообразно. Серьезный анализ конкретных произведений и словоупотребления М. Цветаевой предполагает интерпретацию словесного знака как синкретической единицы, контекстуальная многозначность или смысловая диффузность которой является функционально значимым элементом произведения. В работах о языке М. Цветаевой таких исследователей, как Ю. М. Лотман, М. Л. Гаспаров, О. Г. Ревзина, Е. Фарыно (см., напр.: Гаспаров 1982, 127–129), и содержится не альтернативное, но комплексное толкование смысла многих слов и выражений.

Не имея возможности исчерпывающе описать и проанализировать столь многоаспектное явление, как синкретизм в поэзии М. Цветаевой, остановимся на некоторых моментах, связанных с употреблением узуальных и окказиональных единиц различных языковых уровней, начав с лексического уровня как наиболее показательного.

Читайте также

Понятие языка словесного искусства

Понятие языка словесного искусства Если пользоваться понятием «язык искусства» в том значении, которое мы ему условились придавать выше, то очевидно, что художественная литература, как один из видов массовой коммуникации, должна обладать своим языком. «Обладать своим

3. Понятие текста

3. Понятие текста Текст и внетекстовые структуры Определение понятия «текст» затруднительно. Прежде всего, приходится возражать против отождествления «текста» с представлением о целостности художественного произведения. Весьма распространенное противопоставление

Понятие текста

Понятие текста В основу понятия текста, видимо, удобно будет положить следующие определения.1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. Для художественной литературы это в первую очередь выраженность

Понятие персонажа

Понятие персонажа Таким образом, в основе построения текста лежит семантическая структура и действие, представляющее всегда попытку преодоления ее. Поэтому всегда даны два типа функций: классификационные (пассивные) и функции действователя (активные). Если мы вообразим

Кинематографическое понятие «план» и литературный текст

Кинематографическое понятие «план» и литературный текст Рассмотрим специфику тех связей, которые возникают от членения текста на функционально одинаковые части: строфы, главы и т. п. Для прояснения этого вопроса обратимся к примерам из кинематографии. Вообще структура

IX. Представление, суждение, понятие

IX. Представление, суждение, понятие Слово с самого своего рождения есть для говорящего средство понимать себя, апперцепировать свои восприятия. Внутренняя форма, кроме фактического единства образа, дает еще знание этого единства; она есть не образ предмета, а образ

4. Понятие стиля дневника

4. Понятие стиля дневника Как жанр нехудожественной прозы дневник обладал оригинальной системой словесных форм. В XIX в. они окончательно сложились и дифференцировались.Для анализа стилевых закономерностей дневника первостепенное значение имеет вопрос о функции слова в

4. Понятие дневникового сюжета

4. Понятие дневникового сюжета Как нехудожественный жанр с незавершенным рядом событий, дневник не имеет сюжета с точки зрения категорий беллетристики. Вместе с тем дневник отражает линию судьбы автора. Так же как и в художественном повествовании, в нем имеются свои

§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики

§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики Оригинальное обсуждение проблем герменевтики, сильно повлиявшее на современную гуманитарную мысль (не только отечественную), предпринял М.М. Бахтин, разработав понятие диалогичности. Диалогичность — это открытость сознания и

§ 1. Текст как понятие филологии

§ 1. Текст как понятие филологии Первоначально (и наиболее глубоко) этот термин укрепился в языкознании. Текст для лингвиста — это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Текст четко

§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии

§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии В последние десятилетия термин «текст» стал широко использоваться и за рамками филологии (лингвистики и литературоведения). Тексты) рассматриваемые как явление семиотическое и определяемые как «связные знаковые

§ 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам

§ 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам Рассмотрение жанров непредставимо без обращения к организации, структуре, форме литературных произведений. Об этом настойчиво говорили теоретики формальной школы. Так, Б.В. Томашевский назвал жанры

Понятие «семиосфера»

Понятие «семиосфера» Все разнообразные научные интересы объединялись в исследованиях Лотмана в феномене культуры. Понятие «текст культуры» универсально. Этот подход позволил создать новаторское направление в культурологии, включив в нее литературоведение,

Понятие классицизма

Понятие классицизма Во-первых, практически не подвергается сомнению то обстоятельство, что классицизм – это один из реально существовавших в истории литературы художественных методов (иногда его еще обозначают терминами «направление» и «стиль»), то есть понятие

Типология развязки как показатель жанрового синкретизма комедий Сумарокова

Типология развязки как показатель жанрового синкретизма комедий Сумарокова Двоящийся мирообраз комедии в самой своей способности двоения обнаруживает свою внутреннюю катастрофичность. Если одно и то же понятие в своем конкретно-вещном воплощении является пороком, а в

Глава 1 Понятие «архетип» в науке о литературе

Глава 1 Понятие «архетип» в науке о литературе С начала 1990-х годов и до настоящего времени в отечественной науке проблеме взаимодействия мифа и литературы уделяется большое внимание. СМ. Телегин выделяет три уровня связи литературы с мифом: «заимствование из мифологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *