Что такое синтаксическое построение
Синтаксис. Общие вопросы.
§ 1. Предмет синтаксиса. Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синтаксис языка — это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. Синтаксис как наука — это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. «Синтаксис» — греческое слово (5уп1ах1з), буквально значит «составление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.
Фундаментальные понятия синтаксиса — это понятия о системе синтаксических единиц, о синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.
§ 2. Система синтаксических единиц. Синтаксические единицы — это конструкции, в которых элементы (компоненты) их объединены синтаксическими связями и отношениями. В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Так, в предложении К утру иней налипнет на_ сосновых ветвях_ (Кедрин) 7 слов, но 5 словоформ, так как предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения. В этом предложении количество словоформ и членов предложения совпадает, но такое соотношение наблюдается не всегда. В предложении Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (Л. Толстой) 7 словоформ, но 5 членов предложения.
Словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе. В синтаксисе словоформы рассматриваются как строевые элементы синтаксических единиц.
Из словоформ строятся словосочетания: теплый дождь, половина ночи, начинать моросить и т. п.
Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения: С половины ночи начинал моросить теплый дождь (Паустовский).
Из простых предложений строятся сложные предложения, различающиеся степенью смысловой и грамматической спаянности. Так, из предложений Ветер дул с суши и У берега вода была спокойна можно образовать сложное бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения: Ветер дул с суши — у берега вода была спокойна; Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна; Если ветер дул с суши, у берега вода была спокойна. (Возможны и другие варианты сложных предложений.)
Из простых и сложных предложений строится сложное синтаксическое целое’ Например: Наш народ всегда любил, знал и ценил лес. Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучих лесах. В лесах — наше будущее, судьба наших урожаев, наших полноводных рек, нашего здоровья и, в известной мере, нашей культуры. Поэтому лес надо беречь, как мы бережем жизнь человека, как мы бережем нашу культуру и все достижения нашей необыкновенной эпохи (Паустовский). В этом сложном синтаксическом целом простые и сложные предложения объединены общей микротемой. Средствами выражения межфразовых связей и отношений являются интонация (в устной речи), порядок слов, местоименное наречие поэтому и повтор словоформ лес и наш. Итак, основными синтаксическими единицами являются словосочетание, предложение (простое и сложное), сложное синтаксическое целое. Такая иерархия синтаксических единиц отражает взгляд на них «снизу». Синтаксические единицы можно рассматривать и в иной последовательности («сверху»): сложное синтаксическое целое членить на простые и сложные предложения, сложные предложения — на простые (предикативные части), предикативные части—на сочетания слов (в том числе и словосочетания), а в сочетаниях слов и предложениях выделять словоформы (члены предложения).
Особенно наглядно различие подходов «снизу» и «сверху» при сопоставлении словоформ и членов предложения. Словоформы — минимальные элементы синтаксических единиц, из них образуются словосочетания и предложения. Члены предложения — структурно-семантические компоненты предложения. Они существуют лишь в составе предложения и вычленяются из него. В составе предложения словоформы выступают как члены предложения или являются частью их.
Взгляд «снизу» и «сверху» на одно и то же синтаксическое явление дает возможность увидеть разные его стороны, поэтому при описании отдельных синтаксических единиц будут учитываться оба подхода или тот из них, который позволит показать более существенные признаки синтаксических единиц.
Методическое примечание. В школе учащиеся практически знакомятся со всеми указанными синтаксическими единицами, только, вместо сложного синтаксического целого, введен «текст», который определяется как «несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически»’
§ 3. Синтаксические связи и отношения. Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений2 Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксических единицах.
Основные виды синтаксической связи — сочинение и подчинение. При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении — синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой — как зависимый. Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной — словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных предложений.
Синтаксические связи элементов синтаксических единиц выражают синтаксические (смысловые) отношения, в которых отражаются отношения между предметами и явлениями действительности. Действительность отражается в языке через обобщение в логических и психологических категориях: суждениях, понятиях и представлениях. Язык выполняет функцию общения только потому, что в нем формируется и выражается мысль.
Синтаксис в системе языка начинается там, где есть синтаксические отношения между элементами.
Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого. Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные (определительные), объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами всех синтаксических единиц.
Под влиянием синтаксических отношений элементы могут изменить некоторые свои свойства. Так, словоформа в космосе имеет лексико-грамматическое значение места. В словосочетании полеты в космосе (ср.: космические полеты) между словоформами полеты и в космосе возникают атрибутивные отношения, которые осложняют лексико-грамматическое значение словоформы в космосе.
§ 4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц. Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Они служат также и для оформления синтаксических связей и отношений.
Словоформы как минимальные элементы синтаксических построений своими лексико-грамматическими свойствами обслуживают смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ, имеющими синтаксическое значение, являются окончания и предлоги.
Основной функцией окончания является выражение синтаксических связей и отношений между словоформами в составе словосочетаний и предложений. Поэтому окончание называют служебной морфемой. Особенно важна роль окончаний при оформлении подчинительной связи: при согласовании и управлении.
Примечание. Из других морфем для синтаксиса в некоторых случаях важны приставки (префиксы), особенно те, которые входят в состав глагольных форм. Нередко они обусловливают сочетательные (валентные) свойству глагольных форм и соотносятся по своей роли с предлогами: войти в комнату, дойти до леса, отдыхать от работы, съехать с горы и т. п. В состав словоформ входят предлоги, дополняющие и усиливающие служебную роль окончаний. В предложении На холодном сером мраморе листья желтые лежат (Кедрин) 6 словоформ (предлог на является частью словоформы на мраморе, несмотря на то что он отделен от существительного прилагательными). Связи и отношения между словоформами в этом предложении (и словосочетаниях,которые в этом предложении есть) оформляются при помощи окончаний и предлога на.
Особенно ярко проявляется роль производных предлогов в выражении синтаксических связей и отношений, так как они, сохраняя живые словообразовательные связи со знаменательными словами, конкретизируют и уточняют семантику тех словоформ, в состав которых они входят. Ср.: у дома — около дома, напротив дома, позади дома, мимо дома, вокруг дома, вдоль дома и т. д.
Важными средствами построения синтаксических единиц являются и другие служебные слова — союзы и частицы. Союзы, связывая между собой однородные члены предложения, части сложных предложений и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Например, подчинительные союзы когда, прежде чем, после того как и др. выражают значение времени, потому что, так как, ибо и др.— значение причины, так что — значение следствия.
Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они выражают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами. Эти оттенки с разной степенью четкости осознаются говорящими, для которых русский язык является родным.
Разряд союзов постоянно пополняется. Их функции принимают на себя некоторые знаменательные части речи, модальные слова, частицы. Союзы часто сопровождаются смысловыми конкретизаторами, уточняющими, дифференцирующими выражаемые значения: и все-таки, и все же, и поэтому и т. п. Ср.: Не только люди, но и идеи могут вызывать приливы ненависти (Паустовский) — И люди, и идеи могут вызывать. Увеличение круга союзных средств обусловлено стремлением уточнить оттенки семантики высказываний. Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения (Да. Нет. А как же! Ну и что же! Еще бы! И т. д.), оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выступать как семантические конкретизаторы, самостоятельно выполнять функции средств связи синтаксических единиц, выделять смысловой центр высказываний и т. д.
Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение всего предложения. Например: Неужели при тысячеградусных температурах в кабине останутся комнатные условия? (Степанов). В остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов предложения: Кудрявые кусты сирени кое-где как будто посыпаны были сверху чем-то белым и лиловым (Л. Толстой). Важную роль в построении синтаксических конструкций играют лексические средства языка, которые получили название типизированных. К ним относятся местоименные слова: вопросительные и относительные (кто, что, который, где, куда и т. д.), указательные (это, тот, такой и др. в разных формах; там, туда, поэтому и под.); лексико-семантические группировки слов других знаменательных частей речи (они могут быть объединены тематически, а также синонимическими или антонимическими связями и т. д.).
Типизированные лексические средства принимают участие и в образовании (построении) простых предложений. Так, вопросительные местоименные слова являются одним из средств оформления вопросительных предложений, лексико-грамматическая группа безличных глаголов (светает, морозит и т.д.) образует структурный центр односоставных безличных предложений; тематическая группа глаголов со значением речи (говорить, сказать и под.) —компонент предложений с прямой речью и т. д.
Для строения синтаксических единиц очень важен порядок их компонентов, который определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке порядок компонентов синтаксических единиц имеет два типа: прямой (фиксированный) и инверсированный (свободный). При прямом порядке каждый компонент синтаксических построений занимает определенное место, при свободном — компоненты могут изменять свое место.
Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является и н-т о н а ц и я, составные элементы которой — мелодика речи (повышение и понижение голоса при произнесении предложений), ритм, темп и тембр речи, а также логическое ударение, выделяющее в предложении информативный центр.
Интонация включается в число существенных признаков предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложения в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения и т. д. Интонация очень важна и при выражении речевого смысла предложения: она может положительную оценку превратить в отрицательную и т. д. Интонационная характеристика синтаксических единиц в письменной речи (в языке художественной литературы) часто дается с помощью лексико-семан-тических групп слов, выполняющих функции обстоятельств образа действия, при глаголах речи: с упреком, с укором. сердито, радостно. быстро, медленно. ; тихо, громко. с ударением на. и т. п.
В построении синтаксических конструкций обычно участвует несколько средств.
§ 5. Грамматические значения синтаксических единиц. В морфологии у» частей речи разграничиваются лексические и грамматические (категориальные, общеграмматические) значения. Так же и в синтаксисе. Все синтаксические единицы и их компоненты имеют лексические (речевые, индивидуальные) и грамматические (языковые, синтаксические, категориальные и т. д.) значения.
Рассмотрим в самом общем виде различие между лексической и грамматической семантикой на примере некоторых словосочетаний и предложений.
Возьмем два ряда словосочетаний: теплый день, великолепный дворец, ироническая улыбка; петь песни, лить слезы, сдавать зачеты. Каждое из этих словосочетаний имеет свое лексическое значение, обусловленное лексическими значениями слов, входящих в эти словосочетания. Кроме того, первая группа словосочетаний отличается от второй грамматическим значением, обусловленным различным строением этих словосочетаний. Так, первый ряд имеет общее грамматическое значение — «предмет и его признак» (определительные отношения), общим грамматическим значением второго ряда является «действие и предмет, на который переходит действие» (объектные отношения) Эти общие значения и называются грамматическими значениями словосочетаний. Вопрос о семантике предложений является’ в настоящее время предметом острых споров, однако некоторые положения уже вошли в практику вузовского и школьного преподавания, так как без внимания к семантике нельзя изучать синтаксические единицы.
В предложениях Студенты слушают лекции; Ученики учат уроки; Колхозники убирают урожай — грамматическое значение — сообщение о предмете и его действии (предикативном признаке)
В предложениях Слушают ли лекции студенты? Учат ли уроки ученики? Убирают ли урожай колхозники? — грамматическое значение — вопрос о предмете и его действии.
В предложениях Студенты, слушайте лекции! Ученики, учите уроки! Колхозники, убирайте урожай! — грамматическое значение — побуждение к действию.
Эти общие значения предложений можно дополнить грамматическим значением словосочетаний: слушают лекции, учат уроки, убирают урожай («действие, переходящее на предмет»)
Сравним следующий ряд предложений: Студенты слушают лекции; Студенты работают с книгой; Лучшие наши студенты работают много; Студенты работают по вечерам; Студенты работают в библиотеке и т. д. У всех этих предложений общее грамматическое значение — «сообщение о предмете и его действии». Различие определяется не только разным речевым, но и разным типовым значением словосочетаний: объектных, определительных, обстоятельственных.
Таким образом, грамматическая (языковая, синтаксическая) семантика — это общее значение синтаксических единиц одинакового строения. Лексическая семантика — это речевое, конкретное, индивидуальное значение той или иной синтаксической единицы, связанное с лексическими значениями слов и словоформ.
Примечание. В школьной и вузовской практике преподавания русского языка понятия «язык» и «речь» четко не противопоставлены, но и не отождествляются. Они рассматриваются как две стороны одного явления, взаимосвязанные и взаимодополняющие. В соответствии с этим в качестве родового названия значений всех единиц языка часто используется термин «языковая семантика», а для различных уровней системы языка — специфические обозначения. Для единиц морфологии и синтаксиса (разделов грамматики) общим термином является термин «грамматическая семантика», который может быть дифференцирован: «морфологическая семантика» для частей речи (категориальное значение), «синтаксическая семантика» — для единиц синтаксиса.
В качестве родового названия индивидуальных значений единиц речи в синтаксисе используется термин «лексическое значение» («лексическая семантика»), хотя он не вполне точен, так как «речевой смысл» («речевая семантика») синтаксических единиц возникает не из простой суммы лексических значений сочетающихся компонентов, а осложняется дополнительными смысловыми оттенками, которые привносятся в семантику синтаксических единиц связями и отношениями между компонентами, всем текстом в целом и т. д.
Синтаксическая и лексическая семантики синтаксических единиц и их компонентов отличаются друг от друга разной степенью абстракции: синтаксическая семантика — высшая ступень обобщения лексической семантики. Синтаксическую и лексическую семантики можно представить как разные полюса, между которыми лежит зона переходных явлений, отражающих разные ступени абстракции. В этой зоне взаимодействия грамматического и лексического формируются структурно-семантические типы предложений, словосочетаний и т. д. Синтаксическая семантика разновидностей этих предложений, словосочетаний и т. д. называется типовой семантикой. Так, общим грамматическим значением безличного предложения В комнате холодно является сообщение, а его типовым значением — состояние среды; общим грамматическим значением подлежащего является значение предмета речи (мысли), а его типовые значения —деятель (производитель действия) и носитель признака. Ср.: Ветер воет и Ветер был сильный. Общее значение обстоятельств конкретизируется типовыми значениями обстоятельств места, времени, причины, цели и т. д. Методическое примечание. В школьном учебнике рассматриваются грамматические значения как словосочетаний (с. 22—23), так и предложений (с. 31) (2 Здесь и далее при ссылках на школьный учебник см.: Бархударов С. Г., Крючков С. Е. Максимов Л. Ю., Ч е ш к о Л. А. Русский язык: Учебник для 7—8 классов.— 12-е изд., перераб.— М., 1985. ) Грамматические значения словосочетаний связаны с их строением, а предложений — со значениями наклонений глагола-сказуемого.
§ 6. Синтаксис в системе языка. В современных исследованиях язык рассматривается как система систем, в которых выделяются подсистемы (ярусы, уровни). Низшим ярусом (уровнем) считается фонология, высшим — синтаксис. Многоуровневость «здания языка» можно назвать многоэтажностью: в верхнем этаже располагаются синтаксические единицы, в нижнем — звуки (фонемы), средние этажи занимают остальные единицы в соответствии с их функциями в языке и речи.
Завершая «здание языка», синтаксические единицы не могут существовать без опоры на другие этажи: без нижних этажей здание рассыплется. Сверху, с этажа синтаксического уровня, лучше просматривается взаимосвязь и взаимозависимость отдельных ярусов, поэтому синтаксис позволяет показать органические связи между лексикой, морфологией, синтаксисом и др.
См. подробнее: Бабайцева В. В. Семантика простого предложения: Предложение как многоаспектная единица языка.— М. 1983.
Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса
Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.
Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».
Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».
Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Как разобраться в синтаксисе
Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.
Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».
«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?
Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).
«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».
Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.
Зачем нужен синтаксис
Чтобы правильно ставить знаки препинания.
В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.
И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.
Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.
Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:
Полезные материалы по теме статьи
Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.
Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:
Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.
Синтаксические связи и отношения
Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксической единице, то есть, во-первых, служит для выражения синтаксических отношений между словами, во-вторых, создает синтаксическую структуру ПРДЛЖ и СЛСЧ, в-третьих, создает условия для реализации ЛЗ слова.
?Синтаксическая связь важна потому, что она формирует синтаксические отношения, которые регулярно проявляются в синтаксических единицах.
Основные виды (типы) синтаксической связи в СЛСЧ и ПРДЛЖ различны.
Синтаксические связи в ПРДЛЖ гораздо сложнее. Главные из них – предикативные и непредикативные.
Предикативные связи (между главными членами ПРДЛЖ ) имеют три разновидности.
Я еду. Ты говоришь. Она слушает. Москва – столица России. Озера – краса здешних мест. Моя мать – профессор медицины.
Кроме предикативных, в ПРДЛЖ выделяются разнообразные непредикативные связи с пятью разновидностями: 1) пояснительная; 2) двунаправленная; 3) детерминантная; 4) присоединительная, 5) сочинительная. Рассмотрим их подробнее.
Пояснительная связь – это связь словоформ, при которой второй компонент как бы накладывается на первый и благодаря этому уподобляется ему в синтаксических отношениях с другими компонентами ПРДЛЖ. Эта связь выражает разные названия одного и того же явления (обособление приложений). И.П. Распопов в «Строении простого предложения» (7, с. 40-41) называет пояснительную связь аппликацией.
Ухаживала за мной одна девушка, полька. Обособленное приложение полька уподобляется словоформе девушка, как бы накладываясь на нее.
Уткнувшись лицом в полотенце, он заплакал навзрыд, как плакал в этой комнате, когда маленького его несправедливо и жестоко наказывал отец (Федин).
Словоформа маленького выражает одновременно атрибутивное отношение к словоформе его (он какой?) и обстоятельственное временное к словоформе наказывал (когда?).
Неужели война сделала тебя суеверным? (Симонов).
Словоформа суеверным выражает одновременно атрибутивные и объектные синтаксические отношения.
Ср.: Тяжело раненный, «Титаник» умирал медленно.
Привлеченные светом, бабочки летели к фонарю.
Под старость жизнь для нас такая радость!
В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрылся среди жестокой зимы белыми душистыми цветами.
Присоединительная связь –всегда сопутствуеттолько словоформам, не включающимся в состав СЛСЧ; онаширока по объему синтаксических условий, при которых проявляется. Две такие пилюли – и в один день!В тотлетний вечер я приехал из деревни в город, часу в девятом.
Сочинительная связь –одинаковая позиция словоформ, выстраивающихся в однородные ряды. Эта связь передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по отношению друг к другу.
Поскольку синтаксические связи служат для выражения синтаксических отношений, следует дать определение последним.
Структурные, собственно языковые, отношения призваны определенным образом оформлять, представлять в языке объективные отношения. Синтаксические отношения – разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня: определительные (атрибутивные), объектные, обстоятельственные.
4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.
Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Все эти средства служат также для оформления синтаксических связей и выражения синтаксических отношений.
Предлогивыражают синтаксические связи форм косвенных падежей сущ.
Союзы связывают между собой однородные члены ПРДЛЖ, части сложного ПРДЛЖ и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их ГЗ. Менее яркими сигнализаторами ГЗ являются сочинительные союзы, но и они раскрывают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами.
Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения, оформлять синтаксические значения ПРДЛЖ, членов ПРДЛЖ, выделять смысловой центр высказывания и т.д. Частицы не включаются в состав членов ПРДЛЖ, если оформляют ГЗ всего ПРДЛЖ.
Неужели при тысячеградусных температурах в кабине останутся комнатные условия?
В остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов ПРДЛЖ.
Порядок слов определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке порядок слов бывает двух типов: прямой и инверсионный.