Что такое синтетические искусства кратко
Синтетические искусства
Синтетические искусства — это объединение нескольких видов искусства вокруг одного, который определяется как лидер. Отметим, что ведущим видом искусства, основанным на синтезе художественной образности, архитектуры является украшение фасада и интерьера здания скульптурой, витражами, мозаикой, а также предметами обстановки (коврами, гобеленами, люстрами), создающими ощущение уюта и красоты, содержание и эстетическая определенность которых зависит от исторического периода, специфики народного быта, цели строительства и т.д.
Другой тип синтеза связан с возникновением нового типа искусства, основанного на нескольких уже существующих взаимосвязях, которые образуют органическую связь и могут существовать только в единстве. Понятие «синтетические» употребляется по отношению к искусствам, которые формируются единством художественного языка и не существуют вне его (трагедия, комедия, драма, балет, опера). Их называют зрелищными; по способу восприятия — зрительно-слуховыми; по способу своего существования — пространственно-временными искусствами. Они формируются единством художественного языка живописи (декорации), архитектуры (интерьера), литературы (драматургии), музыки, танца, декоративно-прикладного искусства (костюмы, обстановка и т. д.), кинематографии. Кроме того, в основе лежат достижения техники, позволяющей зафиксировать образ на пленке, воспроизвести его, сделать максимально демократичным.
Полнота художественного образа синтетических искусств есть проявление духовной потребности в создании жизненной полноты. В искусстве время и пространство — это не физические характеристики бытия, а духовная реальность, поскольку именно отношения героев формируют и пространство, и время, и развертывают его эстетические характеристики: полноту, глубину, определенность. Масштаб пространства и времени создается человеческими качествами, каковыми обладает герой.
В театральном искусстве основой синтеза является драматическое действие. Форма есть действие жизни, однако, в отличие от непредсказуемости жизненных событий, театральная жизнь — это жизнь, захваченная людьми, заключенная в эстетических и художественных законах развития конфликта, столкновения судеб и характеров, что и делает ее реальным бытием.
Для актера внешность героя, манера поведения, способ общения с другими, отношение к другим и к самому себе, представление о ценности жизни и отношение к ним, скрытые за этими внешними признаками, не так важны. Актеры иногда играют без грима и костюмов, чтобы подчеркнуть первостепенную важность духовного состояния героев и некое вневременное, а потому универсальное по свойству их отношение к миру.
Когда возникает необходимость воссоздать историческое время, создать «колорит эпохи», грим, костюмы, декорации, пластические движения, стиль общения и т. д. становятся важными.
Театр — самая ранняя форма синтетического искусства. Сценическое действие, разворачивающееся непосредственно перед зрителем, создает особый эффект сопереживания, а значит, создает культуру чувств. В основе театра лежит пантомима — бессловесное действие, основанное на мимике и жестах. В значительной степени театр связан с ритуальным действием (охотничьим, земледельческим, религиозным), а позднее с мистериями и карнавальными представлениями Древнего мира и Средневековья.
В древнем мире (Индия, Китай) сформировалась высокая театральная культура, элементы которой сохранились и по сей день. Основой европейского театра является театр Древней Греции, зародившийся в VI в. до н. э., но достигший наибольшего расцвета в V в. до н. э. Его истоки — в мистериях в честь бога Диониса.
Проще всего создать что-то новое путем смешения и переосмысливания чего-то старого. Что такое синтез искусств? Это смешение нескольких видов народного творчества. Таким образом появляются новые виды искусств, в которых собирается все лучшее и отбрасывается все ненужное.
Определение
Что такое синтез искусств? Это органическое соединение нескольких разновидностей народного творчества. Зачем он нужен? Путем слияния нескольких видов искусств достигается получение нового художественного явления, которое невозможно создать любым иным способом. Чтобы лучше понять, что такое синтез искусств, можно взглянуть на лучшие архитектурные ансамбли. Здание само по себе уже несет художественную ценность, но только при дополнении его мозаикой, скульптурой и витражами появляется подлинный шедевр. Благодаря комбинации художественных приемов можно раскрыть подлинную многогранность авторской задумки.
Синтез в архитектуре
В качестве примера рассмотрим всем известный Спас на Крови. Этот храм был воздвигнут в память об убийстве Александра II. Само здание невероятно красиво. Но оно поражает зрителя не только архитектурной формой, но и мозаикой.
Синтез в театре
Храмовый синтез
Синтез в кино
Синтез искусств в кино подразумевает даже зрителя. Ведь именно для него фильмы и выпускаются. Так что нужно знать и понимать, что нравится народу, чтобы создавать не просто проходные киноленты, а бестселлеры.
Синтез на телевидении
Все что говорилось о фильмах, уместно и здесь. Ведь синтез искусств на телевидении подразумевает работу специалистов различных областей. Любой выпуск новостей требует большой подготовки. Нужно написать сценарий обзора главных событий, подобрать одежду ведущему, сделать ему прическу и макияж, а также проработать задний фон. Зрителю не бросается в глаза синтез искусств на телевидении. Театр кажется более достойным понятия искусства. Но это не так. Ведь даже для создания выпуска теленовостей требуется работа большого количества специалистов.
Синтез в искусстве интерьера
Если рассматривать не квартиру среднестатистического россиянина, а интерьер дворца XIX в., то синтез искусств будет более заметен. Дворцовые залы нередко украшались скульптурами, потолок – лепниной, а вместо стекла оконные проемы заполняли витражи.
Синтез в живописи
Мало кто задумывался над тем, как формируется творчество художников. А ведь эти креативные люди берут свои сюжеты из жизни. И развитие живописи возможно только благодаря синтезу видов искусств. Ведь раньше, в X в., люди не знали об объемном рисунке. Художники изображали в основном только иконы. И только с развитием архитектуры к людям пришло понимание объема. Рисуя сначала наброски, а потом и полноценные картины, художники пришли к пониманию объема и перспективы. Благодаря скульптуре стало возможно изображение на двумерной плоскости трехмерного изображения.
Сегодня искусство потихоньку приобретает цифровой формат. Многие художники творят не на бумаге, а на компьютере. Но даже там они умудряются синтезировать искусство. Современные картины очень похожи на фотографию. И именно от этого вида искусств они и берут очень многое. Например, детальную проработку объектов или гиперреалистичное изображение деталей.
Синтез в музыке
Творческие люди часто вдохновляются чужими работами. У музыкантов это тоже практикуется. Зачастую пианист может использовать партию гитариста как вступление к своему музыкальному произведению. Причем звучать мелодия будет по-новому. Назвать это воровством просто не получится, скорее это будет синтез. Нередко музыканты берут вдохновение из литературных произведений. Например, описание волнующего свидания или сцены ревности может натолкнуть композитора на излияние душевных мук, положенных на ноты.
Синтез в декоративно-прикладном искусстве
Синтез в модной индустрии
Сегодня происходит синтез искусств?
Конечно, причем повсеместно. И это происходит не потому, что хорошие идеи у творческих людей закончились. Человек всегда искал вдохновение в прошлом. Отчасти это происходит потому, что люди не хотят терять свою историю. Периодически возрождая ее, можно находить в ней что-то новое. Этим приемом часто пользуются модельеры. Наверное, каждый взрослый человек заметил, что каждые 15 лет мода возвращается. И это не случайно. Люди пытаются переосмыслить прошлое и сделать его частью настоящего. То же самое можно проследить и в живописи. Несмотря на то что сегодня искусство переходит в цифровой формат, рассматривая иллюстрации современных художников к сказкам, вспоминаешь творения старых мастеров. Именно благодаря тому что люди научились синтезировать искусство, у них получается достигать органического соединения и рождения новых форм. Это подтверждает появление театра и кино.
Литература и синтетические искусства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Синтетические искусства – это виды художественного творчества, представляющие собой относительно свободную комбинацию или органическое слияние разных видов искусств, которые образуют единое, качественно новое эстетическое целое.
Развитие синтетических искусств
Художественная литература относится к простым, односоставным видам искусства, которые опираются только на один материальный носитель образности. В данном случае таким материальным носителем является письменное слово. Но вместе с этим художественная литература тесно связана с искусствами, которые соединяют в себе сразу несколько носителей образности. Такие многосоставные искусства называются синтетическими.
К синтетическим искусствам прежде всего относятся:
Исторически ранние синтезы представляли собой сочетание ритмичных танцевальных движений с музыкой, песней, а также элементами декламации. Однако это действо не являлось собственно искусством, а было так называемым синкретическим творчеством, на основе которого затем происходило формирование словесного искусства – драмы, лирики и эпоса.
Синкретизм – слитность, которая характеризует первоначальное, еще неразвитое состояние чего-либо.
Готовые работы на аналогичную тему
Изначально синкретическое творчество имело форму обрядового хора. Оно обладало магической и мифологически-культовой функцией. В обрядовом синкретизме не существовало разделения лиц на действующих и воспринимающих, каждый был одновременно и участником, и исполнителем действия, и его соавтором. Для архаических племен такое хороводное «предыискуство» было обязательным. Согласно древнегреческому философу Платону, уметь восторженно и разнообразно плясать и петь обязаны абсолютно все.
По мере того, как художественное творчество развивалось, стали приобретать все большую роль односоставные искусства. Развитие синтетических искусств шло медленно ввиду того, что они не создавали предпосылок для широкого и свободного выражения индивидуального творческого потенциала художника. Это связано с тем, что возможности каждого отдельного вида искусства, входящего в состав синтетического произведения, были сильно ограничены. Этим объясняется то, что многовековая история культуры связана с постоянной дифференциацией разных форм художественной деятельности.
Вместе с этим, в 19 –начале 20 века неоднократно прослеживалась и другая тенденция. Немецкими романтиками Вакенродером, Новалисом, а затем Вячеславом Ивановым, Р. Вагнером и А. Н. Скрябиным были предприняты попытки вернуть искусство к первоначальным синтезам. Например, Р. Вагнер в своей книге «Опера и драма» рассматривал отход от ранних синтезов в качестве падения художества и призывал вернуться к ним. Вагнер отмечал большую разницу между отдельными видами искусства, которые, по его мнению, ограничены виду обращенности только к воображению, и истинным искусством, которое адресовано к чувственному во всей его полноте. По мнению Вагнера, опера является высшей формой искусства в целом и театрально-драматического творчества, в частности. Однако эти попытки перестройки художественного творчества оказались безуспешными. Односоставные искусства являются доминантой художественной культуры, ее неоспоримой ценностью.
В начале 21 века синтетические искания выходят не только за границы отдельных видов искусств, но и вообще искусства в целом. Теперь искусствоведы полагают, что идея повсеместного синтезирования является дилетантским абсурдом и чрезвычайно вредна, поэтому концепция вторичного синтезирования искусств рассматривается как утопическое стремление снова вернуть человечество к подчиненности ритуалам и обрядам.
Соотношение литературы и синтетических искусств
Разделение словесного искусства произошло в результате его обращения к письменности. Следует заметить, что устная художественная словесность носит характер синтетический и неотделима от актерского мастерства. Кроме того, как правило, устная художественная словесность тесно связана с музыкой (пением).
Словесное искусство обрело облик литературы и таким образом превратилось в искусство односоставное, а изобретение книгопечатания, стало предпосылкой перевеса литературы над устной художественной словесностью. Однако, словесное искусство даже после получения независимости и самостоятельности не изолировало себя от других форм художественного творчества. Как писал Ф. Шлегель, в произведениях великих поэтов часто прослеживается влияние смежных искусств.
Литература существует в двух формах: как односоставное искусство и как важнейший компонент синтетически искусств.
В большей степени это относится к произведениям драматического жанра, по сути предназначенных для театра. Однако к синтезам искусств причастны и другие роды литературы. Например, лирика, выходя за рамки книжного существования, вступает в контакт с музыкой. В свою очередь, лирические произведения интерпретируются режиссерами и актерами в процессе создания сценических композиций.
Повествовательная проза также выходит на экран и на сцену. Непосредственно сами книги тоже часто предстают в виде синтетических художественных произведений. В составе книг значимы иллюстрации, орнаменты, а также написание букв – особенно это актуально для старых рукописных текстов.
Литература принимает участие в художественных синтезах и дает другим видам искусствам, в первую очередь кино и театру, богатую основу для сюжетов. Таким образом, литература выступает в качестве дирижера искусств.
5 Синтетические виды искусства
Синтетические виды искусства
1. Кремлев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972.
2. История западноевропейского театра, т, 1-6, М., 1974.
3. Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975.
4. Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66.
5. Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1—2, М., 1958—63.
6. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.
Художественное отражение жизни, утверждение определённых идей, мировоззрения, идеологии совершается в театре посредством драматического действия, исполняемого актёрами перед зрителем. Борьба характеров, раскрытие общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение в деле эстетического, нравственного и политического воспитания. Он располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения, выразительности, воздействия на массового зрителя.
Рекомендуемые файлы
Часто актёр создаёт на сцене образ, несходный с его собственным, в разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении облика, характера персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической выразительности, искусство речи, мимики, жеста. История мирового театра знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.
Опера – часть театрального искусства.
В самом общем виде оперу можно определить как театральное представление, в котором не говорят, а поют. Пение и песня составляют непременную составную часть этого искусства. Здесь песня выступает в разных формах: это ария — песня — монолог, песня-признание; дуэт — песня-диалог; речитатив — имитация разговорных форм в музыке и т. д. Особое место в опере занимает хоровое пение, в котором раскрывается не индивидуальный, а массовый образ — образ народа или какой-то большой группы людей. В некоторых операх хоровые формы играют ведущую роль. Это характерно для музыкальных народных драм. В качестве примера можно привести гениальные оперы-драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».
Разумеется, опера — не только песня. Это и та музыка, которая существует в опере и вне непосредственной связи с песней. И игра актера-певца. И элементы изобразительного искусства— в декорациях, в бутафории. Опера — искусство синтетическое. Но при этом, как и во всяком виде и жанре искусства, в ней есть свое ведущее начало. Такое начало в оперном искусстве — именно музыка, песня. В первую очередь она и делает оперу неповторимым искусством духовно-возвышенной правды.
В силу особой природы своей образности опера передает преимущественно внебытовую, поэтическую сторону жизни. Гончаровская «Обыкновенная история» или чеховская «Скучная история», при всей глубине их содержания, едва ли могли бы послужить хорошей сюжетной основой для оперного спектакля. Оперное либретто может представлять собой грустную, трагическую или героическую историю, но только не «обыкновенную» и не «скучную». Опера вся строится на пении. Но, как сказано, «девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах». Петь можно отнюдь не на любую тему. Тут есть свои запретные области и с ними нельзя не считаться, поскольку они обусловлены внутренними законами самого искусства.
Ближе других искусств к опере находится балет. Балет (от франц. balleto и лат. ballo – танцую), — это сочетание музыки и хореографии (танца, пантомимы). О нем можно сказать, что он «вдвойне музыкален». Здесь господствует стихия музыки звучащей и не менее того — зримой. Танец в балете есть такая «зримая музыка». Только внешне он представляется немым. По существу, в основе танца заключена музыка, наполняющая его изнутри.
Эта музыкальная наполненность и одновременно «невыразимость» хореографического образа имеет следствием то, что содержание балета не поддается прямому «пересказу» и не может быть достаточно полно и точно выражено путем словесных разъяснений. Балетный образ носит многозначный, обобщенно-символический характер. Сведение сущности балетного образа к бытовому смыслу не только не объясняет его, но и во многом разрушает. В этом случае происходит то же самое, что и со всякого рода изложениями содержания симфонических произведений.
Балетное искусство, как и оперное, не допускает слишком заземленного сюжета. Разумеется, в искусстве не может быть категорических запретов. Но невозможна и абсолютная свобода. Можно, например, перевести на язык балета даже «Анну Каренину» Толстого. Родион Щедрин и Майя Плисецкая доказали, что можно. Однако этот перевод отнюдь не адекватный — он намерение выборочный. Понять проблематику толстовского социального романа по балету Щедрина не просто трудно, а невозможно. Балет на это и не претендует. «Анна Каренина» Щедрина—песнь прекрасной и трагической любви. Это балет по мотивам даже не романа Толстого, а толстовского сюжета. То же самое можно сказать и о «Дон Кихоте» Минкуса, и о «Медном всаднике» Глиэра и т. д. Сам отбор сюжетного материала в подобных балетах показывает, что балетное искусство может и чего не может. Оно не может быть ни слишком бытовым, ни излишне назидательным, ни сиюминутно-злободневным.
Балет, как и музыка, способен передать тончайшие оттенки чувства и высочайшие, грандиознейшие, героические его взлеты. Но балет не в силах передать обыденных и прозаических действий, он не может изъясняться прозой, даже если за нею скрыты вдохновенные идеи, великие помыслы».
Возникновение балета. Балет, высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в 15–16 вв. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в 16 в. и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет – синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный – классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным. 20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.
ИСТОРИЯ ЦИРКА. Первый известный нам стационарный цирк — Большой цирк (Circus Maximus), названный в 7 году до н.э. одним из чудес Рима. Его здание трансформировалось и перестраивалось на протяжении нескольких веков. Собственно, конные ристалища проводились на этом месте еще со времен Ромула. Позднее здесь возникли деревянные постройки, постепенно заменявшиеся мраморными и приобретавшими всю большую пышность. Здание украшалось статуями, бронзой, позолотой; появлялись привилегированные места для знатных римлян, сенаторов, позже — императорская ложа. Увеличивалась площадь арены, количество загонов для размещения лошадей и диких зверей, а также количество мест для зрителей. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тыс. человек. Большой цирк был самым крупным, но не единственным в Риме.
Все стационарные цирки в определенном смысле можно назвать проводниками официального искусства развлечений. Незамысловатые жестокие и кровавые зрелища (масштабные гладиаторские бои, травля диких зверей и гонки колесниц) пользовались безусловной популярностью во всех слоях общества.
Однако есть исторические сведения о том, что в Древнем Риме (как, собственно, и в Древней Греции, Византии, Китае и др. странах) были известны и бродячие цирковые труппы, состоящие из акробатов, эквилибристов, жонглеров. Они давали представления на городских и сельских площадях, и воплощали принципиально иной вид циркового искусства — незамысловатый, мобильный, адресованный только беднейшим слоям.
Собственно, это разделение на «официальное» и «демократичное» направления существовало в цирковом искусстве Европы до начала 19 в. В стационарных и полустационарных цирках культивировались пышные зрелищные представления, приспособленные ко вкусам аристократической публики: искусство наездников и дрессировки лошадей, театрализованные феерии, прославлявшие конные маневры и сражения, и т.п. А в балаганах и на площадях давали свои представления акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоуны-фигляры.
В 1807 в Париже открылось вновь выстроенное здание Олимпийского цирка, куда из балаганов переходит ярмарочный акробат Ж.Б.Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с приемами клоунады. Это стало началом нового этапа развития циркового искусства. Цирк уверенно пошел по пути синтеза всех возможных жанров в одном представлении. А с середины 19 в. увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло семимильными шагами.
Уже к началу 20 в. структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители. Огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. В воздушной гимнастике появляется новое амплуа — т.н. «ловитор» (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые исполняется номер «перекрестный полет». Происходит и переворот в искусстве канатоходцев: пеньковый канат заменяется неизмеримо более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. Появляется новый жанр: икарийские игры. В начале 20 в. новый атрибут получают акробаты и гимнасты: подкидную доску, увеличивающую высоту прыжка. А с технической революцией начала 19 в. коренным образом трансформируются и множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники: от «гонок по вертикальной стене» до «полета из пушки на луну»; от «феерий на воде» до бурного всплеска новых возможностей «иллюзиона».
Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Происхождение цирка связано с обрядами, играми, с особенностями быта и образа жизни народа, а также с возникновением новых ремесел и профессий, и даже — с основами рекламы.
Так, пантомима развивалась из ритуальных обрядов первобытного общества, призванных обеспечить удачную охоту. Чревовещание (т.н. «энгустримизм» или «вентрология») идет от камлания шаманов, свершающих культовое действо.
Укротители ведут свою родословную от гладиаторов, сражавшихся на арене с дикими зверями, а также — от первых христиан-мучеников, отдаваемых в Древнем Риме на публичное растерзание львам и тиграм.
Конный цирк берет свое начало от античных гонок колесниц и конных ристалищ, бывших любимым развлечением древних римлян; позже, начиная с 16 в. развитию конного цирка способствовали многочисленные школы верховой езды, связанные с необходимостью особой подготовки всадников, участвующих в конных боях. А вот другая разновидность конного цирка, джигитовка, появилась и окрепла в среде кочевых народов Востока, так как связана с совершенно иными навыками верховой езды.
Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.
Номера факиров и манипуляторов известны с древних времен и ведут свое начало от культовых обрядов, а вот становление циркового иллюзиона обусловило гораздо более позднее развитие технических возможностей: сначала — изобретение амальгамы и появление зеркал, позже — электрического освещения и разнообразных сложных механизмов.
Совершенствование технических приемов привело и к развитию жанра феерии, когда манеж вместо традиционного песка заполняется водой или льдом.
Разные жанры рождались и крепли в разное время, вместе с ними рождались и менялись основные приоритеты зрителей. Однако цирк в целом всегда представлял собой наиболее демократичный вид искусства, так как пользовался огромной популярностью практически среди всех возрастных и социальных категорий зрителей. Причины этого чрезвычайно сложны и многообразны.
Прежде всего, популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности. Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, недоступные обычному зрителю. Они жонглируют гирями и поднимают огромные тяжести («силовые акробаты»); показывают необычайную гибкость («каучук»); глотают огонь или дрессируют змей («факиры»); летают по воздуху («воздушные гимнасты»); жонглируют самыми разнообразными предметами, в том числе — ногами («икарийские игры»); находят общий язык с домашними животными («дрессировщики») или вступают в непосредственный контакт с дикими животными («укротители»). Выдающиеся возможности вызывают у зрителей восхищение и гордость.
Вторая причина популярности цирка основана на более низменных чувствах: желании «пощекотать нервы», ощутить опасность, подстерегающую циркового артиста; на подсознательно ощущаемой возможности оказаться свидетелем несчастного случая. Это, несомненно, является рудиментом наивно-жестоких воззрений первобытного строя и языческих обычаев античности. Классическое требование римской черни: «Хлеба и зрелищ!» (лат. «Panem et circenses») в дословном переводе означает: «Хлеба и цирковых игр», и связано непосредственно с кровавыми гладиаторскими боями и травлей диких зверей. С распространением христианства и формированием принципов современной этики подобные воззрения закономерно перешли в категорию «социально неодобряемых». Однако и сегодня цирковое искусство в определенной степени эксплуатирует подобное архаическое чувство. Недаром в языке бытует устойчивое словосочетание «смертельный номер», идущее от старой рекламы цирковых представлений; а предметом гордости многих воздушных гимнастов и сегодня является работа «без страховки» — натянутой сетки или т. н. «лонжи» (страховочного троса, прикрепленного к поясу гимнаста).
Третья, не менее важная причина популярности циркового искусства кроется в злободневности его отдельных жанров, и особенно — клоунады. «Шут», «гаер», «паяц», «дурак» — это, по сути, синонимы слова «клоун». Хотя официально признанной главной функцией подобного персонажа являлось развлечение публики, традиционно шуты присваивали себе право говорить о самых сложных и актуальных проблемах современности. При этом они имели возможность обращаться практически к любым категориям населения: от кесарей (придворные шуты) до самых нижних социальных слоев (странствующие комедианты). В условиях жесткого цензурного гнета (будь то времена инквизиции или диктатуры) это был единственный способ сказать правду. Конечно, профессия шута была сопряжена с опасностью для жизни; однако преувеличенно наивная манера подачи злободневной информации давала клоуну большие шансы остаться в живых.
При видовой общности циркового искусства, цирки разных времен, народов, а также — ориентированные на разные социальные группы зрителей, обладали своими отличительными особенностями.
Эстрада, вид сценического искусства. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся отдельными законченными выступлениями одного или нескольких артистов. Для Э. характерно прямое обращение артистов к зрительному залу, часто от собственного лица. В тех случаях, когда артист трансформируется, он делает это главным образом тут же на эстраде, в некоторых случаях используя парики, детали костюма и др. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологической разработки образа, стремятся создать определённую маску. В искусстве Э. преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики. Оно преимущественно строится на современном, более того, злободневном материале, использует свои специфические жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатический танец, манипуляцию и др.
Истоки Э. — в выступлениях бродячих артистов (скоморохов, жонглёров, шпильманов и др.) главным образом на народных гуляньях, а с середины 18 в. и в балаганах. Среди них выделялись деды-раёшники, зазывавшие публику с балкона, выстроенного над входом в балаган. Ярмарочные зазывалы для привлечения посетителей исполняли сатирические монологи и шутки, акробатические трюки. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, а со 2-й половины 19 в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок.
Другим источником Э. стали дивертисменты — концерты после основного оперно-балетного или драматического спектакля, в которых исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, народные песни и танцы. С середины 19 в. в дивертисментах участвовали музыканты-солисты, рассказчики, исполнители куплетов, позже арий и дуэтов из оперетт.