Что такое система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями
Что такое система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями
1.7. Лад и тональность
Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.
Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Мажорный лад состоит из семи звуков. Начальная, самая устойчивая ступень лада называется тоникой. Расположение звуков в порядке увеличения высоты называется гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими цифрами. Ступени мажорной гаммы (лада) образуют последовательность секунд: 6.2, 6.2, м.2, 6.2, 6.2, 6.2, м.2. (рис. 1.19).
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
Рис. 1.19. Мажорная гамма
Наиболее острые тяготения — полутоновые.
Рис. 1.20. Ладовые тяготения
Высота, на которой расположен лад, называется тональность. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д.
Так как тональность может быть построена от любого звука, в различных тональностях могут присутствовать как повышенные, так и пониженные ступени. В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, называются родственными, потому что у них шесть общих звуков. Расстояние между ближайшими родственными тональностями — чистая квинта. Диезные тональности в порядке родства дают ряд тональностей, показанный на рис. 1.21.
Рис. 1.21. Диезные тональности в порядке родства
Бемольные тональности в порядке родства образуются на квинту вниз и дают ряд, который показан на рис. 1.22.
Как вы уже заметили, в каждой следующей родственной тональности, как диезной, так и бемольной, добавляется очередной ключевой знак. Добавляются ключевые знаки в строго определенном порядке:
Знаки при ключе расставляются именно в таком порядке (рис. 1.23).
Рис. 1.22. Бемольные тональности в порядке родства
Довольно часто в музыке встречаются, кроме натурального мажора, гармонический и мелодический виды. Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что у него понижена шестая ступень (рис. 1.24).
Немного реже встречается мелодический мажор, его отличие от натурального мажора заключается в том, что у него понижены шестая и седьмая ступени (рис. 1.25).
Рис. 1.23. Порядок расстановки ключевых знаков
Рис. 1.24. Гармонический мажор
Рис. 1.25. Мелодический мажор
Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие. Строится минорное трезвучие следующим образом.
Первая и третья ступень образуют малую терцию, третья и пятая — большую терцию, между первой и пятой ступенью интервал — чистая квинта. Расстояние между последовательно взятыми звуками лада следующее: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Такой лад называется натуральный минор (рис. 1.26).
Рис. 1.26. Натуральный минор
Кроме натурального минора, в музыке очень часто встречаются гармонический минор и чуть реже мелодический.
Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что у него повышена седьмая ступень (рис. 1.27).
Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными шестой и седьмой ступенями при движении вверх, а при движении вниз он звучит как натуральный (рис. 1.28).
Минорные тональности находятся в таком же родстве, как и мажорные (рис. 1.29, 1.30).
Рис. 1.27. Гармонический минор
Рис. 1.28. Мелодический минор
Рис. 1.29. Минорные диезные тональности по квинтам вверх
Рис. 1.30. Минорные бемольные тональности по квинтам вниз
Что такое система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями
Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к единому устойчивому центру – тонике. Лад является одним из главных понятий в музыкальной системе, поскольку объединяет звуки в функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд – это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки взаимодействуют между собой в мелодическом и гармоническом плане.
Знание функционирования ладов вместе с практическим опытом даёт музыканту мощный инструмент для анализа и понимания гармонии в музыке, что помогает найти выход из ситуаций, когда из-за недостаточно развитого слуха сложно понять, насколько хорошо звучит мелодия, аккомпанемент или импровизация. В системе лада определены функции, понимание которых позволит сочинять красивую и гармоничную музыку.
Ладов в музыке существует большое количество, но среди всего их множества наибольшую популярность завоевали два лада – мажорный и минорный, а также их разновидности. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенных таким образом, что между соседними ступенями образуется тон или полутон. Диатонику понимают как ряд звуков, которые можно последовательно расположить по чистым квинтам (квартам) или как последовательность через тон (диа тонос), в отличии от хроматики, в которой ступени отстоят друг от друга на полутоны.
Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые ещё и буквенное обозначение, которое в мажоре является заглавной буквой, а в миноре прописной. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:
Если расположить тонику в центре, а все остальные звуки вокруг неё, то получится следующая картина:
Все устойчивые звуки (выделены жирным) расположены выше тоники, а субдоминанта, находящаяся ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты. Центральное положение тоники как раз и отражает тот факт, что она является самой устойчивой ступенью лада и центром притяжения всех остальных ступеней.
Каждая ступень лада характеризуется разной степенью устойчивости. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить путём игры устойчивого звука. Неустойчивость можно представить в виде мяча на наклонной плоскости внутри воронки, который стремится скатиться в центр воронки, где он окажется в устойчивом состоянии покоя. Но это не значит, что мелодия или вся музыкальная композиция обязательно должна оканчиваться на устойчивых звуках. В конце предложения чаще всего ставится точка, но может быть и задумчивое многоточие. Окончание рассказа, фильма, сериала и др. также не обязано иметь понятное завершение. Неразрешенность в конце музыкальной композиции или песни обладает сильным эффектом, который может либо смазать все впечатление, либо глубже передать смысл ранее сыгранного.
Устойчивым звуком является первая ступень лада – тоника. Также к устойчивым ступеням (особенно если они берутся одновременно с тоникой) относят третью ступень и пятую. Остальные ступени являются неустойчивыми.
Стремление неустойчивых ступеней в устойчивые называют тяготением, а сам переход в устойчивый звук – разрешением.
Устойчивые и неустойчивые ступени в семиступенных ладах показаны ниже.
Рис. 1. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.
Степень тяготения неустойчивых ступеней II, IV, VI и VII к устойчивым различна. Она зависит от:
Рис. 2. Главные и побочные ступени лада
Мажорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное трезвучие
Минорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют минорное трезвучие
Оба этих лада имеют три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.
Гармоническим мажором называется мажорный лад пониженной VI ступенью, а мелодическим – с пониженными VI и VII ступенями.
Гармоническим минором называется минорный лад с повешенной VII ступенью, а мелодическим – с повышенными VI и VII ступенями.
Каждый вид лада имеет определённую последовательностью тонов и полутонов (тоновое строение лада). Например, тоновое строение натуральных видов выгядит так:
, где т – тон, а п – полутон
Увидеть это легко, если посмотреть на расположение белых клавиш от ноты до (для мажора) и ля (для минора).
Для лучшего понимания структуры мажорных и минорных ладов примем во внимание тот факт, что они состоят из двух тетрахордов. Тетрахордами называются четырёхступенные лады в пределах кварты. Они были широко распространены в древности, а с развитием музыкальной практики и необходимости расширения диапазона ладов два тетрахорда стали соединять вместе. Применительно к мажорным и минорным ладам нижний тетрахорд определяет наклонение лада, а верхний – вид лада.
В натуральном мажоре нижний и верхний тетрахорд имеют одинаковое строение:
Знание этого факта поможет гитаристам быстро комбинировать тетрахорды для более удобной игры.
Если сравнить тоновое строение тетрахордов в семиступенных диатонических ладах, то можно увидеть, что при помощи них задаётся тот или иной характер звучания, который может быть мажорным, минорным, иметь яркий восточный оттенок или более напевный и мелодичный.
Понижение шестой ступени в гармоническом мажоре придаёт верхнему тетрахорду восточное звучание, а понижение седьмой ступени в мелодическом мажоре с одной стороны ослабляет тяготение её в тонику, а с другой стороны устраняет увеличенную секунду, в результате чего получается мелодичное звучание с минорным оттенком, из-за появления малой терции между пятым и седьмым звуком.
Гармонический минор широко используется в различных стилях эстрадной (и не только) музыки. Есть музыкальные стили, в которых гармонический мажор используется в подавляющем большинстве песен. «Дворовые аккорды» Am, Dm и E, при помощи которых можно много всего сыграть, как раз и задают аккордовый аккомпанемент в гармоническом миноре.
Для устранения трудно интонируемой увеличенной секунды в гармоническом миноре, которая образуется между VI и повышенной VII ступенями, решили повысить и шестую ступень, в результате чего получился более напевный и мелодичный минор, откуда и произошло его название.
Помимо мажорных и минорных ладов существуют и другие семиступенные лады, которые необходимо рассмотреть, но, для более простого их запоминания отложим их рассмотрения до следующей темы, в которой речь пойдёт о том, что необходимо для использования ладов на практике.
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Как разрешаются неустойчивые ступени?
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Как опевать ступени?
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
Гамма До мажор. Лад. Устойчивые и неустойчивые ступени.
Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны?
Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного:
Виды лада
Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:
определение попроще, объясняющее их так: веселое настроение; грустное настроение.
Ступени лада и их взаимосвязь
Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.
Главные ступени лада и их названия
Перед нами гамма До мажор:
Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.
Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:
Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.
Для чего они нужны?
Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.
Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.
Аккорды
Как строится?
Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят? Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).
Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?
Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:
Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.
КАК РАЗРЕШАЮТСЯ НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ?
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
ПЕТЬ СТУПЕНИ НУЖНО В НАТУРАЛЬНОМ МАЖОРЕ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
КАК ОПЕВАТЬ СТУПЕНИ?
Очень просто: поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Автор: Хор «Светилен» — Школа Певчего
Благодарим со Автора: Александра Владимирова
S o l F a theory
Обязательные термины
1. Звук — колебания, воспринимаемые человеческим слухом.
2. Ключ — знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает название ноте на этой линии.
3. Равномерно-темперированный строй основан на делении октавы на 12 равных полутонов.
4. Альтерация в ладу — повышение или понижение неустойчивых ступеней лада для обострения их тяготения в устойчивые ступени.
5. Энгармонизм — равенство звуков, интервалов, аккордов и тональностей по звучанию при различном значении и написании.
6. Диатонический тон и полутон образованы соседними ступенями.
7. Хроматический тон и полутон образованы звуками одной ступени, взятой с повышением и понижением, или звуками, расположенными через одну ступень.
8. Ритм — последовательность звуков одинаковой или различной длительности.
9. Метр — чередование сильных и слабых долей.
10. Тактовый размер — это конкретное выражение метра в виде дроби, числитель которой показывает, сколько в такте долей, а знаменатель — длительность доли. Простой размер состоит из одной метрической ячейки (2 или 3 доли), сложный — из нескольких, сложный смешанный — из разных простых ячеек. Переменный размер — размер с изменяющимся количеством долей.
11. Темп — это скорость исполнения музыкального произведения.
12. Синкопа — это несовпадение метрического и ритмического акцента.
13. Интервал — это расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно.
14. Обращение интервала — это результат перенесения нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
15. Аккорд — это одновременное или последовательное сочетание трех или более звуков, расположенных по определенному принципу. Вариант классический: сочетание трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
16. Обращение аккорда — это такое его положение, при котором в басу находится терция, квинта или септима.
17. Лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней.
18. Тональность — это высотное положение лада.
19. Период — это наименьшая форма, выражающая относительно развитую и законченную музыкальную мысль.
20. Предложение — часть периода, отграниченная каденцией.
21. Группировка — разделение в такте нотных знаков на группу соответственно строению размера.
22. Ритмическое деление — деление длительностей на равные части.
23. Особый вид ритмического деления — дробление длительностей на части, не совпадающее с их основным делением.
24. Родственные тональности — тональности, тонические трезвучия которых есть на ступенях основной тональности.
25. Диатоника — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам.
26. Мелизмы — небольшие устойчивые мелодические украшения, обозначаемые условными знаками или мелкими нотами.
27. Пентатоника — звуковая система из пяти звуков в пределах октавы.
28. Аббревиатуры — упрощенные и сокращенные обозначения в нотном письме.
29. Ступеневая величина интервалов — количество охватываемых ими ступеней, а тоновая величина интервалов — количество заключенных в нем тонов и полутонов.
30. Трезвучие — аккорд из 3 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
31. Септаккорд — аккорд из 4 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
32. Каденция — последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение. Полная каденция — каденция, заканчивающаяся на T, половинная — на D. Серединная каденция — каденция в середине построения, заключительная — в конце.
33. Родство тональностей — большая или меньшая близость тональностей, определяется количеством общих звуков, интервалов, аккордов.
34. Модуляция — переход из одной тональности в другую с каденцией в ней.
35. Отклонение — переход из одной тональности в другую без каденции в ней.
36. Хроматическая гамма: мажор вверх — не изменяются III и VI, остальные — не изменяются I и V.
37. Секвенция — повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте.
38. Диатонические интервалы — интервалы, которые могут быть построены в натуральном мажоре и миноре. К ним относятся все чистые, малые, большие и тритоны.
39. Хроматические интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре. К ним относятся все увеличенные и уменьшенные (кроме тритонов), дважды увеличенные и дважды уменьшённые.
40. Характерные интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре, но строятся в гармоническом мажоре и миноре с использованием гармонических ступеней (VI пониженной в мажоре и VII повышенной в миноре).
41. Консонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно мягко и не требующий разрешения.
42. Диссонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно жестко и требующий разрешения.
43. Ладовый диссонанс — интервал, звучащий как консонанс, но требующий разрешения в ладу.
44. Разрешение — переход неустойчивых звуков в устойчивые.