Что такое система жанров в литературе

Виды (жанры) литературы

Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Баллада — это лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Видения — это жанр средневековой литературы, который характеризуется, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и загробным, потусторонним, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу, — с другой.

Детектив — это преимущественно литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.

Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Комедия нравов (комедия характеров) — это комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, которая высмеивает все эти человеческие качества.

Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня, или Песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Научная фантастика — жанр в литературе, и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая различные виды наук, такие как: точные, естественные, и гуманитарные науки.

Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Ода — жанр лирики, который представляет собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.

Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Послание (э пистолярная литература ) — это литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Фольклор — вид народного искусства, который отражает общие закономерности общественного развития народов. В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли­тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро­ман и т. д.). Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Элегия — лирический жанр, который содержится в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Эпиграмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпос — это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Эссе — это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

Источник

§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров

§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров

В каждый исторический период жанры соотносятся между собой по-разному. Они, по словам Д.С. Лихачева, «вступают во взаимодействие, поддерживают существование друг друга и одновременно конкурируют друг с другом»; поэтому нужно изучать не только отдельные жанры и их историю, но и «систему жанров каждой данной эпохи»[822].

При этом жанры определенным образом оцениваются читающей публикой, критиками, создателями «поэтик» и манифестов, писателями и учеными. Они трактуются как достойные или, напротив, не достойные внимания художественно просвещенных людей; как высокие и низкие; как поистине современные либо устаревшие, себя исчерпавшие; как магистральные или маргинальные (периферийные). Эти оценки и трактовки создают иерархии жанров, которые со временем меняются. Некоторые из жанров, своего рода фавориты, счастливые избранники, получают максимально высокую оценку со стороны каких-либо авторитетных инстанций, — оценку, которая становится общепризнанной или по крайней мере обретает литературно-общественную весомость. Подобного рода жанры, опираясь на терминологию формальной школы, называют канонизированными. (Заметим, что это слово имеет иное значение, нежели термин «канонический», характеризующий жанровую структуру.) По выражению В. Б. Шкловского, определенная часть литературной эпохи «представляет ее канонизированный гребень», другие же ее звенья существуют «глухо», на периферии, не становясь авторитетными и не приковывая к себе внимания[823]. Канонизированной (опять-таки вслед за Шкловским) именуют также (см. с. 125–126, 135) ту часть литературы прошлого, которая признана лучшей, вершинной, образцовой, т. е. классикой. У истоков этой терминологической традиции — представление о сакральных текстах, получивших официальную церковную санкцию (канонизированных) в качестве непререкаемо истинных.

Канонизация литературных жанров осуществлялась нормативными поэтиками от Аристотеля и Горация до Буало, Ломоносова и Сумарокова. Аристотелевский трактат придал высочайший статус трагедии и эпосу (эпопее). Эстетика классицизма канонизировала также «высокую комедию», резко отделив ее от комедии народно-фарсовой как жанра низкого и неполноценного.

Иерархия жанров имела место и в сознании так называемого массового читателя (см. с. 120–123). Так, русские крестьяне на рубеже XIX–XX вв. отдавали безусловное предпочтение «божественным книгам» и тем произведениям светской литературы, которые с ними перекликались. Жития святых (чаще всего доходившие до народа в виде книжек, написанных безграмотно, «варварским языком») слушались и читались «с благоговением, с восторженной любовью, с широко раскрытыми глазами и с такою же широко раскрытой душой». Произведения же развлекательного характера, именовавшиеся «сказками», расценивались как жанр низкий. Они бытовали весьма широко, но вызывали к себе пренебрежительное отношение и награждались нелестными эпитетами («побасенки», «побасульки», «чепуха» и т. п.)[824].

Канонизация жанров имеет место и в «верхнем» слое литературы. Так, в пору романтизма, ознаменовавшуюся радикальной жанровой перестройкой, на вершину литературы были вознесены фрагмент, сказка, а также роман (в духе и манере «Вильгельма Мейстера» И.В. Гете). Литературная жизнь XIX в. (особенно в России) отмечена канонизацией социально-психологических романов и повестей, склонных к жизнеподобию, психологизму, бытовой достоверности. В XX в. предпринимались опыты (в разной мере успешные) канонизации мистериальной драматургии (концепция символизма), пародии (формальная школа), романа-эпопеи (эстетика социалистического реализма 1930–1940-х годов), а также романов Ф.М. Достоевского как полифонических (1960–1970-е годы); в западноевропейской литературной жизни — романа «потока сознания» и абсурдистской драматургии трагикомического звучания. Весьма высок ныне авторитет мифологического начала в составе романной прозы.

Если в эпохи нормативных эстетик канонизировались высокие жанры, то в близкие нам времена иерархически поднимаются те жанровые начала, которые раньше находились вне рамок «строгой» литературы. Как отмечал В.Б. Шкловский, происходит канонизация новых тем и жанров, дотоле бывших побочными, маргинальными, низкими: «Блок канонизирует темы и темпы «цыганского романса», а Чехов вводит «Будильник» в русскую литературу. Достоевский возводит в литературную норму приемы бульварного романа»[825]. При этом традиционные высокие жанры вызывают к себе отчужденно-критическое отношение, мыслятся как исчерпанные. «В смене жанров любопытно постоянное вытеснение высоких жанров низкими», — отмечал Б.В. Томашевский, констатируя в литературной современности процесс «канонизации низких жанров». По мысли ученого, последователи высоких жанров обычно становятся эпигонами[826]. В том же духе несколько позже высказывался М.М. Бахтин. Традиционные высокие жанры, по его словам, склонны к «ходульной героизации», им присущи условность, «неизменная поэтичность», «однотонность и абстрактность»[827].

В XX в., как видно, иерархически возвышаются по преимуществу жанры новые (или принципиально обновленные) в противовес тем, которые были авторитетны в предшествующую эпоху. При этом места лидеров занимают жанровые образования, обладающие свободными, открытыми структурами: предметом канонизации парадоксальным образом оказываются жанры неканонические, предпочтение отдается всему тому в литературе, что непричастно формам готовым, устоявшимся, стабильным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. Системы стихосложения

1. Системы стихосложения Задача нижеследующих заметок по английскому и русскому четырехстопному ямбу состоит в том, чтобы только очертить различия и сходства между ними. Пушкин взят как величайший представитель русской поэзии; использование четырехстопного ямба

КАНОН, КАНОНИЗАЦИЯ

КАНОН, КАНОНИЗАЦИЯ от греч. kanon – правило.Литературные словари и энциклопедии определяют канон как своего рода семантический и эстетический инвариант, систему устойчивых норм и правил создания художественных произведений определенного жанра и стиля, обусловленных

Жанровые традиции и жанр романа

Жанровые традиции и жанр романа Сюжет и композиция служат выявлению, раскрытию души Печорина. Сначала читатель узнает о последствиях случившихся событий, затем об их причине, причем каждое событие подвергается героем анализу, в котором важнейшее место занимает

ГЛАВА ПЕРВАЯ РАССКАЗ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

ГЛАВА ПЕРВАЯ РАССКАЗ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ В истории не только русской, но и мировой литературы постоянно происходившая смена жанров завершалась установлением на какое-то время «деспотического» господства одного из них (будь то лирика, драма, роман,

Жанровые войны Джорджа Мартина

Жанровые войны Джорджа Мартина Что сложнее всего при написании книги? Хороший вопрос – я часто слышу его от молодых авторов, – однако ответ следует весьма неожиданный. Начало бывает трудным, а концовка порой представляет для автора настоящие мучения, как это

4.2. Формирование системы отношений

4.2. Формирование системы отношений Другим эффективным механизмом управления поведением целевых аудиторий является формирование системы отношений.Отношение — это ментальное состояние, которое определяет восприятие индивидуумом факторов внешней среды и его реакцию

Денис Лапицкий «Время смешения жанров»

Денис Лапицкий «Время смешения жанров» Раскритикованный в номере 5 газеты «Истоки» за свой роман «Гнев» уфимский писатель Эдуард Байков, как кажется, нуждается в оправдании и защите – коль темой начатой В. Хановым беседы стал криминальный роман, то будем

§ 4. Жанровые структуры и каноны

§ 4. Жанровые структуры и каноны Литературные жанры (помимо содержательных, сущностных качеств) обладают структурными, формальными свойствами, имеющими разную меру определенности. На более ранних этапах (до эпохи классицизма включительно) на первый план выдвигались и

§ 6. Жанровые конфронтации и традиции

§ 6. Жанровые конфронтации и традиции В близкие нам эпохи, отмеченные возросшим динамизмом и многоплановостью художественной жизни, жанры неминуемо вовлекаются в борьбу литературных группировок, школ, направлений. При этом жанровые системы претерпевают изменения более

Жанровые признаки литературных произведений

Жанровые признаки литературных произведений Каждое литературное произведение наряду с рас смотренными свойствами должно быть охарактеризовано и со стороны своей жанровой принадлежности. О жанре того или иного произведения читатели» как правило, судят по тем

Жанровые разновидности сатиры. Генетические признаки ораторских жанров

Жанровые разновидности сатиры. Генетические признаки ораторских жанров Сатира Кантемира как жанр восходит непосредственно к проповеди и светскому ораторскому Слову Феофана Прокоповича: «самый метод, норма, речевой принцип усвоены им [Кантемиром] от русской

Жанровые разновидности оды в лирике М. В. Ломоносова (1711-1765)

Жанровые разновидности оды в лирике М. В. Ломоносова (1711-1765) Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова – Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона – Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с

Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль»

Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль» Двоение типов художественной образности «Недоросля», обусловленное каламбурно двоящимся словом, актуализирует практически все формообразующие установки двух старших литературных традиций XVIII в. (сатиры и оды) в

Практическое занятие № 2. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова

Практическое занятие № 2. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова Литература: 1) Ломоносов M. B. Оды 1739, 1747, 1748 гг. «Разговор с Анакреоном» «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». «Ночною темнотою…». «Утреннее размышление о Божием величестве» «Вечернее

Х.-Р. Яусс Средневековая литература и теория жанров[35]

Х.-Р. Яусс Средневековая литература и теория жанров[35] I Современная систематизация по трем основным родам или «естественным формам поэтического произведения» (Гете) заставляет исключить большинство средневековых жанров в качестве нечистых или псевдопоэтических

Источник

Жанровые системы. Канонизация жанров

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятий «литературный жанр» и «канон»

Под «литературным жанром» в современном литературоведении понимают исторически складывающиеся группы литературных произведений, которые объединены совокупностью формальных и содержательных свойств. Часто этот термин соотносят с понятием «вид литературы».

Различные критерии определяют к какому жанру можно отнести произведение, например:

В современном литературоведении понятие «канон» означает систему устоявшихся нормативов создания литературного произведения определенного стиля, жанра.

Жанровые системы

В зависимости от исторического периода литературные жанры взаимодействуют с собой по-разному. Известны советский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что все литературные жанры вступают во взаимодействие друг с другом, они подкрепляют друг друга и в тоже время соревнуются друг с другом за ведущую роль. В связи с этим появляется необходимость изучать литературные жанры не только по отдельности, но и все жанровые системы каждой эпохи целиком.

Жанры в свою очередь оцениваются разными категориями читателей: непосредственно читающей публикой, литературными критиками, создателями «поэтик», писателями, литературоведами и другими исследователями. Отдельные жанры заслуживают положительной оценки, они считаются достойными читательской публики, другие наоборот оцениваются отрицательно, одни жанры определяются как высокие, другие как низкие, одни жанры сменяют другие, остаются более современные, а устаревшие и исчерпавшие себя жанр уходят, жанры так же подразделяют на центральные и периферийные. Таким способом создается жанровая иерархии. Со временем эти жанровые иерархи претерпевают изменения. Определённые жанры получают максимально высокую оценку всех вышеперечисленных групп читателей, эта высокая оценка помогает им стать принятыми литературной общественностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Канонизация жанров

Согласно литературоведческой терминологии, жанры с высокой оценкой всех групп читателей, критиков, литературоведов принято называть канонизированными. Необходимо упомянуть, что термин «канонизированный» следует отличать от термина «канонический», который относится к характеристике жанровой структуры. Согласно писателю и литературоведу В.Б. Шкловскому, некоторая составляющая литературной эпохи представляет собой ее каноническую основу, другие элементы этой системы находятся на периферии и не становятся авторитетными. Согласно В.Б. Шкловскому, канонизированной так же является литература прошлых столетий, которая считается лучшей, образцовой, по другом такую литература называют классикой. Подобная терминологическая традиция была заимствована из церковного представления о сакральных церковных текстах, содержание которых считается непререкаемо истинным в церковном понятии.

Канонизация литературных жанров началась достаточно давно, еще с античных времен, и на протяжении всего времени находились исследователи, которые с помощью своих нормативных поэтик осуществляли канонизацию. Например, Аристотель придал высокий статус трагедии и эпосу, а классицизм вознес «высокую комедию», отделив ее от народно комедии, которая причислялась к низкому жанру.

Немаловажную роль в канонизации играет и массовая читательская публика. Например, в XIX-XX веках среди русских крестьян популярна была божественная литература, а также произведения художественной литературы, которые имели отношение к христианской тематике. Наиболее популярными были жития святых, подобные тексты доходили до народа виде книжек достаточно безграмотного содержания, воспринимались читателем с благоговением, восторгом. Другой популярный жанр среди простых крестьян были сказки, этот жанр расценивался как низкий. Сказки были весьма распространены, однако относились к ним пренебрежительно.

Канонизация происходит с высшими жанрами. Например, в период романтизма, в то время, когда происходила радикальная жанровая перестройка, к высшим жанрам были отнесены фрагмент, сказка, роман. В XIX веке происходила канонизация социально-психологического романа и повести, отличительной чертой этих произведений было жизнеподобие, психологизм, достоверное описание быта.

XX век в России был отмечен попытками канонизировать мистериальную драматургию (символизм), пародии (формальная школа), роман-эпопею (социальный реализм 30-40 гг.), романы Достоевского как полифонических (60-70-е гг.).

В это же время в западной литературе канонизировали роман «потока сознания» и абсурдистскую драматургию трагикомического звучания. На сегодняшний день важна роль мифологического начала в составе романной прозы.

В эпоху нормативных эстетик происходила канонизация высоких жанров, позже канонизировать пытались те жанры, которые ранее находились за пределами высокой литературы. По сведениям В.Б. Шкловского, имеет место быть канонизация новых тем, жанров, которые ранее были периферийными и побочными. Как отмечал В.Б. Шкловский: «Блок канонизирует темы и темпы «цыганского романса», а Чехов вводит «Будильник» в русскую литературу. Достоевский возводит в литературную норму приемы бульварного романа». А свою очередь традиционные жанры в данной ситуации рассматривались как отжившие себя и исчерпавшие. Происходит тенденция смены высокий жанров на более низкие. По мнению Б.В. Томашевского, последователи высоких жанров становятся эпигонами.

В XX веке происходит возвышение обновленных жанров, жанры, которые были авторитетны в прошлую эпоху наоборот сдают свои позиции. На первые позиции выдвигаются жанры со свободными и открытыми структурами, то есть все то, что является не устоявшимся, стабильным и готовым.

Источник

1.3. Система жанров литературных произведений

Жанровые группы литературных произведений выделяются в каждом из родов. Свой набор жанров имеют все типы понятийной литературы, эпическая, лирическая и драматическая художественная литература, а также информационная, аналитическая и художественная публицистика.

Менее всего проблема жанров разработана в сфере понятийной литературы, в последнее время значительно продвинулось изучение её в публицистике. Наиболее основательно разработаны жанры художественной литературы, Вот почему мы берём за основу литературоведческую интерпретацию жанра.

Под жанром в литературоведении понимается повторяющееся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы единство композиционной структуры, которое обусловлено своеобразием отражаемых явлений действительности, т.е. содержанием и характером отношения к ним писателя. Каждому жанру свойственны специфические приёмы художественного воплощения. В жанре проявляется такая закономерность развития литературы, как преемственность традиций и их углубление на каждом этапе её развития.

Вся масса литературных произведений делится на жанры на основе целого ряда признаков. Во-первых, свой набор жанров, образующих систему, имеет каждый род литературы. Следовательно, выделяются жанры эпические (или прозаические), лирические (или поэтические), драматические. Внутри каждого рода литературы жанры выделяются по преобладающему эстетическому качеству, или эстетической тональности,— трагические, комические, сатирические и т.д.

Размеры литературного произведения, диктуемые замыслом автора, избранной им проблемой, также могут служить основанием для выделения жанров. В прозаическом эпосе родились жанры малой, средней и большой формы: соответственно — очерк, рассказ, повесть, роман. В лирике также наряду с обычным небольшим объёмом произведения выделяются средняя и большая формы. Малую форму может представлять, например, эпиграмма или мадригал, среднюю — ода, сатира, элегия, большую — лирическая поэма. Объем драматических произведений ограничивается обычно временем исполнения на сцене. Тем не менее возможны и пьесы малой формы, например «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.

Жанры внутри каждого рода художественной литературы образуются и на основе целого ряда иных признаков. Так, жанр романа на основе общего характера тематики подразделяется на такие формы, как бытовой, авантюрный, психологический, социально-утопический, исторический, детективный, научно-фантастический, приключенческий и т.д. В лирике таким признаком выступает, например, тип композиции. И мы знаем лирические стихотворения в форме сонета, рондо, триолета, газели (в средневосточной лирике) и т.д.

Большинство жанров возникло в глубокой древности. В ходе многовекового литературного процесса они эволюционировали, но некоторые черты содержания и формы сохранились и стали традиционными. Отсюда утверждение М. Бахтина: «Жанр — это память искусства» 26 . Как подчёркнуто в специальном исследовании, «конкретное содержание отдельных произведений может быть неистощимо разнообразным. Но в самой конструкции хранится опыт всего предшествующего творчества. Без этого невозможно было бы развитие и даже само бытие искусства. И, не раскрыв этой грандиозной содержательной формы, мы не поймем существеннейшей стороны художественной деятельности» 27 <Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм //Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы. М., 1964. С.25>.

Характер и число жанровых признаков исторически меняются. Вот почему рождалось немало сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствовавших в писательской и читательской среде представлений о жанрах. Так, классицизм понимал жанр как норму, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры, а они делились на высокие, средние и низкие, не разрешалось. Во всех европейских литературах XIX в. произошла резкая перестройка жанровой системы в соответствии с требованиями реализма, который предоставил жанрам большую свободу. Жанры стали восприниматься и воспринимаются сейчас как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска.

Жанровые требования выступают в произведении стилеобразующим фактором. Они определяют, в известной мере, и построение сюжета, и расстановку персонажей. И тем не менее в творчестве больших писателей жанровые формы выступают с индивидуализированными особенностями. Хорошо об этом сказано у Л.Н. Толстого. «Что такое «Война и мир»?— спрашивал он.— Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Такое заявление о пренебрежении автора к условным формам прозаического художественного произведения могло бы показаться самонадеянностью, ежели бы оно было умышленно и ежели бы оно не имело примера. Начиная от «Мёртвых душ» Гоголя и до «Мёртвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести» 28 .

Многообразие и даже пересечение признаков жанрового деления затрудняет усвоение системы жанров, порождает частые споры. Все это усугубляется многозначностью терминологии. Одни литературоведы в соответствии с этимологией слова жанр называют так литературные роды: эпос, лирику и драму. Другие под этим же термином подразумевают литературные виды, на которые делится род: например, роман, повесть, рассказ. Такое понимание является наиболее распространённым. На примере прозаических жанров рассмотрим их устойчивые содержательные и формальные черты.

Начиная с XVIII в. жанр романа становится ведущим. Он приобретает наибольшее сюжетное разнообразие. Главное в нем — развитие характера отдельной личности в её отношениях со средой, обществом. Социальная среда выступает фоном раскрытия характеров; при этом характеры изображаются в их внешнем и внутреннем становлении, развитии. Сюжеты развивают конфликты между героями, мотивируют внутреннее изменение характеров. В советской литературе роман выделяется типизацией характера как развивающейся личности в своеобразии её внутреннего мира и общественной судьбы.

Повесть отличается прежде всего меньшими масштабами сюжета и простотой его организации. В её сюжете преобладают хроникальные начала и более ощутим голос повествователя. Рассказ обладает такими качествами, как ёмкость детали и глубина подтекста. Рассказ с динамическим сюжетом, неожиданными, острыми сюжетными поворотами и развязкой обычно называют новеллой. Очерк выделяется описательно-повествовательным характером. Диалог, описание обстановки, авторское отступление отодвигают сюжет на второй план.

Как видим, жанровые черты и соответствующие им требования выступают как вполне осознаваемая реальность. Профессиональный анализ, оценка и совершенствование рукописи произведения невозможны без учёта его жанровой определённости. Важно чтобы редактор уяснил простую, но очень необходимую в его работе мысль: каждое литературное произведение принадлежит к какому-то жанру. Оно может и выходить за рамки конкретных жанров, тогда надо видеть оправданность этих отступлений.

Как уже отмечалось, активно ведётся разработка жанров и в публицистической литературе.

Важнейшие признаки информационных жанров — новизна сообщаемого факта, оперативность, событийность. В своей совокупности они придают специфику всей группе жанров.

Аналитические жанры выделяются многосторонним анализом, теоретической и практической аргументацией. В произведениях этой группы жанров разрабатывается материал сравнительно большого масштаба, ставятся проблемы и выдвигаются рекомендации крупного значения.

Художественно-публицистические жанры в равной мере оперируют как понятийными, так и образно-изобразительными средствами. Они раскрывают типическое через индивидуальное, общее через отдельное, достигая необходимой полноты обобщения характеристики типов.

Публицистические жанры отличаются друг от друга предметом отображения, познавательно-воспитательными задачами, широтой освещения действительности, выразительно-изобразительными средствами. Приступая к работе над книгой, включающей произведения публицистического характера, редактору надо познакомиться с системой публицистических жанров, с характерными особенностями каждого из них.

Свою систему жанров имеет и понятийная литература.

Так, тип научной литературы имеет жанровую систему, включающую монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, научные биографии, очерки и научные описания, авторефераты, тезисы, краткие сообщения. Монографию по праву считают основным жанром научных сочинений. В ней полно и всесторонне исследуется или освещается проблема, раздел, отрасль знания как целостный объект. Экспериментальные работы в монографии теоретически обобщаются. Этот жанр всегда претендует на самостоятельную творческую разработку, самостоятельные изыскания автора или на обобщение взглядов других учёных, анализ, теоретическое осмысление экспериментальных данных. Наиболее фундаментальная разновидность монографического жанра — коллективные обобщающие труды. Например, в области литературоведения — это многотомные, как правило, истории мировой и национальных литератур.

Тип научно-популярной литературы не столь богат жанрами. В его жанровую систему входят очерки об основах науки и её современных проблемах, о научных экспедициях, статьи об использовании научных достижений в народном хозяйстве и быту, жизнеописания учёных (биографии), научно-популярные лекции об основах науки и её достижениях, о законах природы.

Массово-политическая книга включает, как правило, произведения публицистических жанров. Чаще всего это бывают статьи, очерки, памфлеты, фельетоны по идеологическим и политическим проблемам.

Официальная литература имеет следующий набор жанров:

законы, постановления партийных, государственных и общественных органов, стенограммы заседаний съездов, государственные стандарты и т.д. Тексты законов, сведённые вместе и расположенные в определённой последовательности, образуют свод законов.

В массиве производственной литературы читатели встречаются с монографиями, пособиями и руководствами, памятками, инструкциями, статьями и очерками о передовом производственном опыте трудовых коллективов или отдельных мастеров производства. Производственные монографии рассчитаны на специалистов производства и в отличие от научных монографий содержат выводы и рекомендации практической направленности.

Основные жанры учебной литературы: программа, учебник, учебное пособие, методическое пособие.

В жанровом арсенале информационной литературы: библиографический, реферативный и обзорный жанры.

Справочная литература преимущественно одножанровая. Это жанр справочной статьи. Правда, у этого жанра выделяется несколько жанровых форм: словарная, справочная и энциклопедическая статьи.

Специфика литературы для детей и юношества проявляется прежде всего в том, что она как бы в миниатюре повторяет почти все типы литературы для взрослого читателя. В таких её подтипах, как политико-воспитательная и познавательная литература для детей, часто встречающиеся жанры — статья, беседа, очерк. В подтипе художественной литературы для детей обнаруживается та же система жанров, что и в литературе для взрослого читателя. Любопытно отметить, что у детей с возрастом изменяются жанровые предпочтения. Так, у дошкольников любимые жанры — сказка и стихотворение, у младших школьников к ним добавляется рассказ, у школьников среднего и старшего возраста — повесть и роман.

Как мы видим, жанровое деление литературы органично связано с её типологией.

Итак, рукопись любого литературного произведения всегда относится к определённому жанру, жанровой форме, принадлежит к тому или иному роду литературы, занимает определённое место в классификации по отраслям знания и практической деятельности.

Только при условии соблюдения, требований жанра, вида, типа и рода литературы, да ещё преломлённых через авторскую индивидуальность, редактор профессионально проанализирует рукопись и приступит к совершенствованию литературного произведения. Для этого ему необходимо владеть методикой определения жанра произведения, методикой его классификации и типизации, отнесения сочинения к определённому роду литературы. Представим наглядно рассмотренную нами систематизацию литературных произведений (см. с. 32—33).

Каждое произведение печатной словесности строится как своеобразный диалог с читателем. Своеобразие это выражается в том, что читатель при чтении не сможет задавать вопросы автору. Автор обязан заранее предвидеть ход читательской мысли и только в этом случае сможет управлять процессом чтения произведения, помочь читателю понять его правильно и полно.

При внимательном рассмотрении выясняется, что жанровые, типовые и родовые свойства литературных произведений обладают немалым потенциалом для руководства чтением. Писатели и читатели давно пользуются им в своём заочном разговоре. Например, жанровые категории — живая реальность сознания и авторов, и издателей, и читателей.

Издатели как посредники между писателями и читателями всегда стремятся учитывать жанровые ожидания читателей. Обычно избегают публикации произведений без жанровых обозначений.

Из истории русской литературы хорошо известно, как давали окончательные жанровые определения произведениям, ставшим широко известными. Один из многочисленных примеров — «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. Ориентируясь на жанровые ожидания широкой публики, Н.Г. Чернышевский маскировал «Что делать?» под любовный роман; одновременно он пародировал его некоторые жанровые приёмы.

«Рождаются жанры на основе опыта создания произведений с однотипной целью на однотипном материале, для однотипных условий общения, — пишет М.Д. Феллер. — Закрепляются — на основе повторения удавшихся структур. Изменяются — с изменением задач, стоящих перед произведениями, условий функционирования и, конечно же, материала, к которому прилагаются» 29 . Далее автор подчёркивает: «Мера жанра должна соответствовать мере материала, мере цели, мере ожидаемого процесса чтения» 30 . Жанр может быть несоразмерен материалу, а материал — жанру, например не всякий, даже очень существенный, материал соразмерен жанру монографии.

Автор выбирает обычно жанр при возникновении замысла произведения, а жанр по-своему влияет на его реализацию. В процессе воплощения замысла может возникнуть необходимость изменения ранее избранного жанра — жанр приводится в соответствие с материалом.

Литературоведы подчёркивают обычно две функции жанра. Во-первых, жанр — это единица в систематизации литературных произведений. Во-вторых, жанр указывает читателю на традиционные черты в произведении и тем самым содействует процессу коммуникации.

Советский писатель Ю. Нагибин, комментируя жанровые названия произведений русских классиков, пишет: «. русские классики, безмерно добросовестные в труде, как все гении, считали, что жанр — не условность, и бесконечно бережно относились к жанровому определению своих произведений» 34 .

Эпическая – Рассказ, Повесть, Роман, Очерк и т.д.

Лирическая – Поэма, Ода, Элегия и т.д.

Драматическая – Комедия, Трагедия и т.д.

Научная – Монография, Обзор, Статья, Доклад, Тезисы, Краткие сообщения, Рецензия, Научная биография и т.д.

Научно-популярная – Очерк, Статья, Жизнеописание, Научно-популярная лекция

Массово-политическая – Статья, Очерк, Памфлет, Фельетон

Официальная – Законы, Постановления, Стандарты и т.д.

Производственная – Монография, Пособие, Инструкция, статья и т.д.

Учебная – Программа, Учебник, Учебное пособие, Методическое пособие

Информационная – Библиография, Реферат, Обзор

Справочная – Словарь, Справочник, Энциклопедия

Информационная – Заметка, Отчёт, Интервью, Репортаж

Аналитическая – Корреспонденция, Статья, Рецензия, Обозрение, Обзор печати, Письмо

Художественно-публицистическая – Очерк, Памфлет, Фельетон, Эпиграмма

Иногда, к сожалению, типизацию литературы подменяют типизацией изданий. Вряд ли можно согласиться с такой точкой зрения. Книгопечатание — важнейшее, но не единственное средство придания письменному произведению публичного характера. Современные средства массовой информации и пропаганды опираются также в конечном счете на письменные произведения, но социальная жизнь их существенно отличается от книжных изданий.

В одном из первых исследований, посвящённых действию и взаимодействию современных средств массовой информации и пропаганды, его автор В.С. Хелемендик особое внимание привлёк к функциональному дублированию в системе этих средств. Нередко одна из её составных частей берет на себя не свойственную ей по природе функцию. Такой подход, отмечал В.С. Хелемендик, и на практике, и в научных работах весьма распространён. Например, рассматривается как достижение тот факт, что циклы радиопередач о научно-техническом прогрессе затем издаются отдельной книгой массовым тиражом. «Если один и тот же текст можно транслировать по радио и выпускать книгой,— комментирует исследователь,— о каком признании специфики этих различных по природе средств массовой информации и пропаганды может идти речь?» 35 <Хелемендик В.С. Союз пера, микрофона и телекамеры: Опыт системного исследования. М., 1977. С.164>.

Жизнь все настойчивее убеждает в том, что уровень согласованности книжных изданий, журнально-газетных материалов, радио- и телевизионных передач, документальных киносюжетов по содержанию, форме и функциям — один из основных критериев эффективности системы современных средств массовой информации и пропаганды. Систематизация литературных произведений на всех уровнях немало содействует реализации этого критерия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *