Что такое системный эффект пример
* системным эффектом принято считать организацию элементов системы, при котором целое становится больше простой суммы частей
Системный эффект сковородки Тефал, с антипригарным покрытием.
Возможно, что это байка. но сильно похожа на правду. Дело в том, что создатели сковородку Тефал с антипригарным покрытием считали основным преимуществом избретения жарка без масла, и это считали своим УТП. но как выяснилось позже, данное качество мало интересовали покупательниц. Их больше привлекало в сковородке Тефал с антипригарным покрытием то, что ее легко мыть.
*Синерги́я — усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов.
одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
3- Системный(синергетический) эффект имеет практическое применение.
Для наглядности проведем эксперимент(пример системного эффекта):
Предложим трем участникам пройти по положенным на земле узким(5см) рейкам, длиной 10 метром, не касаясь земли, и чем быстрее тем лучше.
Скорее всего, медленно, по рейкам, смогут пройти все три участника.
Если мы попросим их увеличить скорость, то скорее всего они провалят тест, т.к. для этого потребуется специальные тренировки.
ГДЗ по информатике 10 класс учебник Босова параграф 3
1. Что такое система? Приведите примеры естественных и искусственных систем, изученных или изучаемых вами на других предметах. Опишите их состав и структуру.
Сложные объекты, состоящие из взаимосвязанных частей (элементов) и существующие как единое целое, принято называть системами.
Искусственные системы-системы, которые создаются и развиваются людьми. Например: система телефонных связей (телефонный аппараты, коммутаторы), энергосистема (станции, линии электропередач и т.д.) Естественные это системы созданные природой (галактика, комета, система звёзд, метеорит и т.д.)
2. Рассмотрите персональный компьютер, имеющийся в кабинете информатики, как простой элемент одной системы, подсистему другой системы и самостоятельную систему, состоящую из других подсистем.
Одним из объектов, рассматриваемых на уроках информатики, является персональный компьютер. Его можно рассматривать как систему, состоящую из подсистем «аппаратное обеспечение», «программное обеспечение», «информационные ресурсы».
Подсистема аппаратного обеспечения выступает в качестве надсистемы для устройств ввода, обработки, хранения и вывода информации.
Операционная система — подсистема программного обеспечения и надсистема, в состав которой входят системные и служебные программы.
Система информационных ресурсов включает в себя системы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с видеоинформацией и т. д.
Персональный компьютер является частью системы «человек — компьютер». Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом. Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейсы.
Аппаратный интерфейс — взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.
Программный интерфейс — взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.
Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечиваются операционной системой компьютера.
Аппаратно-программный интерфейс — взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера.
Пользовательский интерфейс — взаимодействие человека и компьютера. Пользовательский интерфейс на основе меню предлагает возможность выбора управляющей команды из меню (списка команд). В графическом интерфейсе компьютерные объекты представляются небольшими рисунками (значками). Нужный значок выбирают с помощью мыши. Кроме значков используются также тексты (для подсказок) и меню (для выбора команд). Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс тирует реальный мир.
3. Что такое системный эффект? Приведите пример.
Например, ни одна часть тела человека по отдельности не способна сыграл на рояле музыку Шопена, а весь человек (при условии обученности, разумеется) может.
4. Выясните значение слова «эмерджентность». Какое отношение оно имеет к теме, рассматриваемой в этом параграфе?
Эмердже́нтность или эмерге́нтность (от англ. emergent — возникающий, неожиданно появляющийся) в теории систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним — системный эффект.
5. В чём состоит суть системного подхода? Почему системный подход так важен для исследования и преобразования окружающего мира?
Системный подход представляет собой универсальный метод исследования, основанный на восприятии исследуемого объекта как нечто целого, состоящего из взаимосвязанных частей и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Он позволяет строить многофакторные модели, характерные для социально‑экономических систем, к которым относятся организации. Предназначение системного подхода заключается в том, что он формирует системное мышление, необходимое руководителям организаций, и повышает эффективность принимаемых решений.
6. Приведите примеры систем, описание которых удобно представить в виде графа.
Например, протяженность дорог в километрах:
7. Какой вклад в науку внесли Николай Коперник и Карл Линней? Что, по вашему мнению, объединяет их открытия?
8. Согласны ли вы с утверждением, что одна и та же информация в разных системах может быть представлена разными способами? Обоснуйте свою точку зрения.
Одна и та же информация может быть выражена разными способами. К различным формам представления информации относятся разговорные языки (русский, английский, французский и другие), языки жестов и мимики, язык рисунков и чертежей, язык математики (научный язык), язык искусства (музыка, кино, живопись), специальные языки (например: азбука Морзе). Выбор способа представления зависит от цели, ради которой он осуществляется.
9. Приведите примеры материальных и информационных связей в системах разной природы.
Примеры материальных связей в сис-х: техника (компьютер), строительные сооружения (мост через Волгу), энергосистемы (линии электропередач), искусственные материалы (пластмасса).
Примеры информационных связей в сис-х: информационный обмен в коллективе, правила поведения.
10. Что изучает наука кибернетика? Выясните, кто считается её основоположником.
В современном понимании — как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе, термин впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году.
11. Опишите сущность управления с кибернетической точки зрения.
С точки зрения кибернетики управление происходит путем информационного взаимодействия между объектом управления и управляющим объектом.
Последовательность управляющих команд определяется алгоритмом управления, а исполнителем этого алгоритма является объект управления.
12. Приведите примеры систем управления, в которых отдельный человек, группа людей, техническое устройство, животное могут быть:
1) объектом управления;
2) управляющим объектом.
13. Приведите примеры автоматических устройств, получающих всё более широкое распространение в наши дни.
Чайник с отключением питания нагревательного элемента при закипании воды.
14. Постройте кластер, описывающий основные понятия, рассмотренные в этом параграфе.
Что такое системный эффект пример
Рассмотрим ещё одно очень важное положение системного подхода:
Свойства организованной системы не есть сумма свойств её частей, а нечто большее. Это нечто большее называют системным эффектом.
Например, объединили много прутьев или веток и получили метлу, с помощью которой можно подметать. Это и есть системный эффект, ради которого и создавалась система, ведь каждым прутиком (веточкой) в отдельности подметать было бы затруднительно.
Как правило, и целью и результатом объединения частей в систему бывает системный эффект. Сверхэффект – неожиданный, заранее непредвиденный дополнительный результат объединения частей в систему.
Можно записать такую условную формулу:
ПС1 + ПС2 + ПС3 + ПС4+. = СИСТЕМА + СИСТЕМНЫЙ ЭФФЕКТ + СВЕРХЭФФЕКТ. |
Велико же было его удивление, когда к концу дня, один инженер, владеющий методами ТРИЗ и хорошо знакомый с системным эффектом, предложил блестящее решение: собрать долгоносиков в стакан и сунуть туда обычный термометр! Догадались, чем дело кончилось?… Правильно! Директор института заставил своих сотрудников изучать ТРИЗ.
В чем сила немногочисленных по числу людей партий? В объединении их усилий!
Почему огромные массы людей с немереной силой не могут сбросить власть немногочисленной верхушки, немногочисленных партий? Из-за их разобщенности.
Сборные чаи, многотравные бальзамы – тоже являются системами и действуют на организм сильнее, чем каждая их компонента в отдельности.
Приведем две классические, сказочные, “музыкальные системы”: бременских музыкантов (осла, собаку, кота, петуха) и крыловский квартет («. проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка»). Подсистемы первой четверки были хорошо согласованы и им удалось прогнать разбойников и получить дом в лесу, а подсистемы второй четверки были не согласованы, поэтому квартета не получилось.
Согласованная система гусей из стихотворения «Гуси» спасла утенка из пасти волка.
Примером того, что может сделать человеческий гений из обыкновенного кирпича, заметьте, неотличимого один от другого, является шедевр готики – костел Святой Анны в Вильнюсе (15 век) или просто дом, в которым Вы живете.
Притча: Проповедник рассказал пастве свой сон. Ему приснилось, что он попал в старый замок. Его ввели в комнату, где стоял огромный стол, уставленный прекрасными кушаньями. За столом сидели люди. Но они ничего не ели и ругались. В чем дело?
И тут проповедник понял, в чем дело, у людей руки не сгибались в локтях. Дотянуться до своего рта они не могли.
Потом он попал в другую комнату, где был такой же стол, за которым сидели люди и у них тоже не сгибались в локтях руки, но люди были очень радостными. Почему? Оказалось, они кормили друг друга. Они нашли внутрисистемный ресурс – системный эффект.
Любое объединение дает какой-то эффект. Однако, не всякое объединение систем дает положительный эффект, существенно превышающий отрицательный. Вспомните о несовместимой пище, о несовместимых растениях, цветах, металлах…
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)
Системный эффект: примеры
Мир естественных и искусственных систем объективно существует и самостоятельно развивается. Результаты технического прогресса выражают волю и действия своих создателей, как правило, на начальных стадиях внедрения.
Человек создает системы в самых разнообразных областях применения, причем создание одних, часто меняет содержание других. Так, новое предприятие с нетрадиционным циклом производства или нетипичной продукцией для конкретной территории с течением времени меняет ее социально-экономический облик: возникает как прямой системный эффект, так и косвенный.
Не всегда можно рассчитать результат человеческого творчества, а определить все последствия внедрения искусственных систем достаточно трудно.
Динамика изменения одной системы: пример
Общедоступно, что облачные технологии не так давно стали популярны, но никто не знает, что они были реализованы еще в 1991 году, правда это был не тот автор, не тот уровень и не тот размах. Но факт: the Air Art technology существовала и существует по сей день в пределах ограниченной доступности.
Появление систем управления сайтами (CMS) обусловило новый системный эффект: разработчик стал делать сайт в сотни раз быстрее, а функциональность от конкретного коллектива разработчиков CMS стала естественным основанием для страниц конкретного сайта. Но это мнимый результат, не столько качественный, сколько количественный.
Именно «Гугл» приложил руку к кардинально новому положению вещей, создав свои знаменитые карты. Но эффект здесь вовсе не в них и уж точно не в их популярности, просто это был самый крепкий стимул перейти технологиям разработки ресурсов сети Интернет на AJAX.
С тех пор технология любого ресурса в Сети: никакой полной загрузки страницы. Страница формируется динамически и обновляется только в том месте где это на самом деле нужно! В чем суть системного эффекта? В том что раньше страница была неделимым целым, а стала динамичной системой, доступной по синтаксическим и семантическим составляющим, а также по элементам каждой составляющей.
Антисистемные системы
В 90-е годы появилась интересная идея совместить теорию решения изобретательских задач и компьютер: создать «Изобретающую Машину». Идея была не только оригинальна, но и безусловно практична. А результат не оправдал надежд.
Между тем история пестрит многочисленными примерами, когда самолет летел и садился не только без крыла, но и без хвоста. Иные умельцы могли посадить самолет, в котором руль высоты заклинило на движение вверх. Пилот просто перевернул пассажирский лайнер, а перед самой землей вернул машине нормальное положение и скинул скорость: самолет сел, жизни пассажиров были спасены.
Объективная реальность и искусственные системы
Часто такие эксперименты оказывались удачными, и новая конструкция показывала реальный системный эффект. Иные идеи не давали результата. Нарушение объективных законов приводило естественное положение вещей в очевидно другое состояние. Тогда в чем суть системного эффекта? Приведите свои идеи к соответствию объективной реальности, и нужный результат никогда не заставит себя ждать.
Идея изобретающей машины вполне могла состояться в момент своего рождения, всего-то нужно было правильно ее поставить на нужные рельсы. Ведь начало ТРИЗа лежит в обобщении массы физических, химических, технологических и вообще очень многих изобретений. Так почему тогда компьютер не поставил производство изобретений на поток и не сделал человека счастливым?
Пространство и точки в нем
Рассматривать пространство вне времени сложно, а достигнутый уровень знаний еще неуверенно чувствует себя даже в давно открытых законах электричества, магнетизма, гравитации. Однозначно, есть еще и другие законы, о которых человек вовсе не знает.
По большому счету, иную систему вовсе не обязательно описывать или анализировать. Это может быть интересно только в виде опыта или удовлетворения собственных интересов. Но некоторые системы интересны и очень важны для общественного сознания.
Интеллектуальная экскурсия
Даже если не понимать ничего из области искусственного интеллекта, трудно отрицать объективность следующих моментов, характерных для интеллекта естественного:
Ситуативный уровень
Здесь речь или поведение понимаемо только в зависимости от ситуации (среды), в которой находится система (ребенок, человек). Вовсе не обязательно вспоминать про древние обряды передачи информации танцами, криками, жестами. Любой человек в любом возрасте попадает на ситуативный уровень развития, оказываясь в незнакомой и непредвиденной ситуации.
Репродуцирующий и контекстуальный уровни
В чем суть системного эффекта: абсолютный вариант
Все просто. Итак, на ассемблере известной ЭВМ PDP-11 была реализована интеллектуальная система. История умалчивает ее имя, но суть заключается в том, что она была рассчитана на простые математические вычисления: всего четыре арифметических действия.
Авторский минимум система выполнила, находясь на ситуативном уровне с элементами контекстуального, она запоминала и узнавала предметы, говорила «мама» и «папа», ориентировалась в ситуации, в общем напоминала ребенка на кроваточно-колясочной стадии развития.
Системный эффект? Отнюдь, система была бесполезна по сути, но весь фокус был в том, что совершенно посторонний человек, желая показать бесполезность и непрактичность системы, не зная о ней ничего, научил ее четырем арифметическим действиям, а также делить и умножать число на ноль.
Система и трансформационный момент
Случаи, когда подсистема выходит из строя, нарушают работу системы в целом в определенной части. Но нельзя утверждать, что качество системы теряется. Просто нарушается функционал. Чем больше урон нанесен системе, тем меньше от нее проку.
Если искусственная система создана с ориентацией на выживаемость и адаптируемость, ее качество и функционал будут востребованы и эффективны.
Содержание урока
§ 1. Что такое система
§ 1. Что такое система
Понятие системы, так же как и понятие информации, относится к числу фундаментальных научных понятий. Так же как и для информации, для системы нет единственного общепринятого определения. В то же время это понятие часто используется нами в бытовой речи, употребляется в научной терминологии. Вот ряд примеров употребления понятия системы: система образования, транспортная система, система связи, Солнечная система, нервная система, Периодическая система химических элементов, система счисления, операционная система, информационная система. Обобщая все приведенные выше примеры, дадим следующее определение.
В свою очередь АЛУ процессора тоже является системой. В его состав входят сумматоры, полусумматоры и другие элементы. Следовательно, АЛУ — это подсистема процессора. Таким путем можно продолжать углубляться дальше. Отсюда следует вывод: всякая система представляет собой иерархию составляющих ее подсистем (рис. 1.1). Вопрос о том, что считать системой (подсистемой), а что — простым (неделимым) элементом, субъективен и зависит от решаемой задачи. Например, описывая школу как систему, реализующую функцию обучения и воспитания учащихся, мы будем рассматривать людей (учеников, учителей) в качестве простых элементов. В то же время медицина рассматривает человека как сложную анатомическую систему. Внешняя система по отношению к данной является средой ее существования. Средой существования Земли является Солнечная система; средой существования Солнечной системы является Галактика и т. д. Всякая система относительно обособлена от среды своего существования. Это значит, что, с одной стороны, ее можно выделить из среды (рассмотреть отдельно), но, с другой стороны, она постоянно связана со своей средой.
Всякая система обладает свойством целостности, поскольку она существует в совокупности своих частей и выполняет свою отдельную функцию в среде своего существования.
В науке о системах — системологии сформулирован закон, который называется принципом эмерджентности, или законом системного эффекта. Звучит он так: целое больше суммы своих частей. Говоря другими словами, свойства системы не сводятся к совокупности свойств ее частей и не выводятся из них. Слово «эмерджентность» происходит от английского emergence — внезапное появление. Например, сложная система организма животного или человека создает системный эффект, который называется жизнью. Выход из строя какой-либо подсистемы организма (кровооб-ращения, пищеварения и др.) приводит к утрате жизни.
Отношения между частями социальных систем бывают различными. Это могут быть отношения подчинения (начальник — подчиненный, министерство — предприятие), отношения вхождения (университет — факультет — кафедра — преподаватель), отноше-ния родственных связей членов семьи. Решающее значение для функционирования таких систем играют информационные связи внутри системы, а также с внешней средой. Такие связи реализуются через прямое общение, переписку, технические средства связи, средства массовой информации. Человек является частью многих систем: семьи, класса, производственного коллектива, команды, государства и др. Во всех этих системах он находится в состоянии информационного взаимодействия с другими людьми. Большое значение информационные связи имеют для деятельности производственных коллективов. Если распоряжение руководителя не доходит до подчиненных или искажается в процессе передачи, то может быть нарушен производственный процесс с самыми серьезными последствиями, вплоть до катастрофы. Во время боевых действий в армии от работы информационной связи зависят жизни людей. Армия, лишенная связи, не может выполнять свое назначение — эффективно вести военные действия. Из приведенных примеров следует, что системный эффект обеспечивается не только наличием нужного состава частей системы, но и существованием необходимых связей между ними.
В науке существует много примеров, когда для понимания свойств каких-то систем требовалось понять их структуру. Например, открытие немецким химиком Ф. Кекуле структуры молекулы бензола (бензольного кольца) помогло понять химические свойства этого органического вещества. Свойства атома стали лучше понятны физикам после того, как Эрнест Резерфорд открыл «планетарную» структуру атома, а Нильс Бор сформулировал свои знаменитые постулаты. Для любой социальной системы, объединенной информационными связями, также характерна определенная структура. Эффективность функционирования системы существенно зависит от ее структуры. Структурная организация любой социальной системы определяется законами, уставами, правилами, инструкциями. Структура государства описана в конституции, структура армии — в уставе. Обобщая всё сказанное о системах, сформулируем следующее определение.
Вопросы и задания1. Что такое система? Приведите примеры. 2. Что такое структура системы? Приведите примеры. 3. Приведите примеры систем, имеющих одинаковый состав (одинаковые элементы), но разную структуру. 4. В чем суть системного эффекта? Приведите примеры. 5. Что такое подсистема? 6. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве систем: 7. Удаление каких элементов из систем, названных в задании 6, приведет к потере системного эффекта, т. е. к невозможности выполнения основного назначения систем? Попробуйте выделить существенные и несущественные с позиции системного эффекта элементы этих систем. Следующая страница
|