Что такое скандальная помеха
Скандальность Скандальный Скандалист
Часть скандала всегда остается в тени, и это всегда его лучшая часть.
«Закон тени»
Скандальность как качество личности – склонность создавать ситуацию, позорящую участников и ставящую их в неловкое положение; безобразничать, ругаться вплоть до рукоприкладства.
Одна скандальная женщина испытывала сильную неприязнь к своим соседям. Она использовала любой повод, чтобы с ними поругаться. Как-то раз, из-за какого-то пустяка, она подняла шум и так кричала, что её слышала вся улица. Иногда она отпускала и весьма оскорбительные словечки в адрес соседа. Но тот молча ходил по своему двору, занимаясь делами. Вся улица поражалась его терпению. — Как ты можешь всё это так спокойно переносить? — спрашивали его. — Ничего, — отвечал невозмутимый сосед, — выговорится человек и успокоится.
По большому счету персонаж притчи совершенно прав, ни при каких обстоятельствах нельзя кричать скандальности в ответ, она только этого и ждет, ведь для нее скандал – родная стихия, как говорят футболисты, «свое поле», а на своем поле и стены помогают. Для дилетанта скандал тягостен, он, как ураган, крушит все, что еще вчера казалось вечным, сокровенным и оставляет лишь холодные развалины и пустоту. Напротив, для скандальности – это прекрасный способ развлечься, поднять свой жизненный тонус. Даже если несчастный дилетант промямлит несколько слов в ответ, скандальности этого будет достаточно, чтобы высосать у него всю энергию. Разумно выходить на ринг миловидной стройной девушке против профессионала супертяжелой весовой категории? Вступая в неравный бой со скандальностью, дилетант изначально проигрывает, ведь у нее гораздо больше проведенных боев, выигранных нокаутом, больше технических приемов ведения боя, разная мотивация – все, что делается с удовольствием, получается хорошо. Для скандальности несказанное удовольствие затеять хорошую перебранку, переходящую в рукоприкладство и мордобой. Поэтому оптимальный путь — сохраняя олимпийское спокойствие и самое доброжелательное выражение лица, дать скандальности как следует проораться и выпустить пар. Увидев, отсутствие к себе интереса, скандальность быстро потеряет к вам интерес.
Стычки со скандальностью всегда накладны для того, кто не научился уклоняться от ее атак. Принцип сознательного отказа от скандала должен быть незыблем. Ссоры в любой семье неизбежны, ведь идет притирка двух принципиально разных психологий личности – мужской и женской. Какие действия нужно совершить, если, к примеру, муж скандально себя ведет? Многим покажется странным, но это единственный оптимальный путь работы со скандальностью – подойти к супругу и попытаться попросить у него прощения. Даже если нисколько не виновата, все равно, попросить у кричащего мужа прощения. Обнять его, взять за руку и смиренно произнести: «Прости меня». Такое мудрое и смелое поведение вызывает у скандальности глубочайшее удовлетворение и не дает ей повода к развитию и росту. Не менее эффективно гасит скандал произнесенная фраза уже с мужской стороны: «Дорогая, все равно я тебя очень люблю!» Такой парадоксальный ход многих женщин просто завораживает.
Психологический портрет скандальности как проявленного качества личности в общих чертах сводится к следующему. Она обожает и стремится к противостоянию, противоборству и конфронтации. Соперничество и доминирование – это ее конек. Бесперспективно что-то вменять ей в вину, она всегда права. Свое агрессивное, раздражительное, вечно спешащее состояние она всегда спишет на козни и происки недоброжелателей. Постоянно находясь в состоянии враждебной агрессии, скандальность подменяет обдумывание размышлениями о провокациях и ищет способы отмщения. Склонность избыточно реагировать на разочарование и грубо, импульсивно отвечать даже на легкую провокацию – свидетельство ее эмоциональной реактивности.
Скандальность не нуждается в весомой причине для того, чтобы проявить свое мастерство на ниве скандального жанра. Здесь работает крыловский принцип: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Поводом перехода грубостей на частоты ультразвука может послужить любая мелочь, ничтожный пустяк. Скандальных дел мастер, возмутитель спокойствия, способный взбесить даже Будду, критиканствует, грубит и издевается так, что пропадает всякое намерение попасть в плен его речевого диапазона. Агрессивно наседая на жертву, употребляя крепкие словечки, скандальность подчеркивает свое превосходство, угрожает, обвиняет и оскорбляет ее.
Скандальность излишне прямолинейна в высказываниях и суждениях, постоянно стремится «резать правду-матку» и бесцеремонно вмешиваться в чужую личную жизнь, проявляет избыточную настойчивость, назойливость и навязчивость, дурно оценивает поступки и действия окружающих, подчеркивая их недостатки и игнорируя достоинства. На этом фоне скандальность рекламирует свои мнимые способности и возможности, неадекватно оценивая или явно переоценивая их. Опытные работодатели не столько заботятся об опыте работы и профессиональных навыках претендента, этому можно обучить, сколько о том, чтобы не дать скандалисту проскользнуть через сито отбора. Скандальность, подобно неразорвавшейся бомбе, способна уничтожить любую хозяйственную структуру.
Стоит взглянуть на экран телевизора или прочесть газету, неизбежно натолкнешься на похождения заслуженных мастеров скандальности, мастеров международного класса в искусстве скандала. Публичная скандальность, осознавая значимость ситуации для себя, пытается убедить в этом наибольшее количество людей. Когда, при поддержке общественного мнения, ей это удается, и ситуация получает статус «чрезвычайной», «крайне важной», срабатывает, так называемое, «плюралистическое неведение». Таким хитрым маневром скандальность перекладывает ответственность за свои действия на чужие плечи. По этой причине, когда скандал свершился, сильные мира сего тихо помалкивают в сторонке, чтобы не компрометировать себя.
Михаил Зощенко в рассказе «Нервные люди» хорошо описал, как начинается и разворачивается скандал. В коммунальной квартире на кухню зашла одна из проживающих женщин и хотела взять ежик, чтобы почистить примус: «Хочет она чистить, берёт в левую руку ёжик, а другая жиличка, Дарья Петровна Кобылина, чей ёжик, посмотрела, чего взято, и отвечает: — Ёжик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте. Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает: — Пожалуйста,— отвечает,— подавитесь, Дарья Петровна, своим ёжиком. Мне,— говорит,— до вашего ёжика дотронуться противно, не то что его в руку взять. Тут, конечно, вспыхнула от этих слов Дарья Петровна Кобылина. Стали они между собой разговаривать. Шум у них поднялся, грохот, треск. Муж, Иван Степаныч Кобылин, чей ёжик, на шум является. Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный. Так является это Иван Степаныч и говорит: — Я,— говорит,— ну, словно слон, работаю за тридцать два рубля с копейками в кооперации, улыбаюсь,— говорит,— покупателям и колбасу им отвешиваю, и из этого,— говорит,— на трудовые гроши ёжики себе покупаю, и нипочём то есть не разрешу постороннему чужому персоналу этими ёжиками воспользоваться. Тут снова шум, и дискуссия поднялась вокруг ёжика. Все жильцы, конечно, поднапёрли в кухню. Хлопочут. Инвалид Гаврилыч тоже является. — Что это,— говорит,— за шум, а драки нету? Тут сразу после этих слов и подтвердилась драка. Началось. А кухонька, знаете, узкая. Драться неспособно. Тесно. Кругом кастрюли и примуса. Повернуться негде. А тут двенадцать человек впёрлось. Хочешь, например, одного по харе смазать — троих кроешь. И, конечное дело, на всё натыкаешься, падаешь. Не то что, знаете, безногому инвалиду — с тремя ногами устоять на полу нет никакой возможности. А инвалид, чёртова перечница, несмотря на это, в самую гущу впёрся. Иван Степаныч, чей ёжик, кричит ему: — Уходи, Гаврилыч, от греха. Гляди, последнюю ногу оборвут. Гаврилыч говорит: — Пущай,— говорит,— нога пропадёт! А только,— говорит,— не могу я теперича уйти. Мне,— говорит,— сейчас всю амбицию в кровь разбили. А ему, действительно, в эту минуту кто-то по морде съездил. Ну, и не уходит, накидывается. Тут в это время кто-то и ударяет инвалида кастрюлькой по кумполу. Инвалид — брык на пол и лежит. Скучает». Вот так проявляется человеческая скандальность.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
7 правил общения со скандалистами
На работе, в общественном транспорте или магазине бывает, что приходится сталкиваться с людьми, которые отличаются агрессивностью, любят по любому поводу повышать голос, устраивать скандал. Общение с ними может надолго испортить настроение. Однако если выбрать правильную линию поведения с такими людьми, можно не только выйти без потерь из спора со скандалистом, но даже направить разговор в конструктивное русло.
Специалисты рекомендуют придерживаться нескольких простых правил поведения с любителями поспорить на повышенных тонах.
Правило первое: нужно спокойно выслушать все его претензии
Как известно, скандалисты – это своего рода вампиры, они подпитываются чужой агрессией ( см.Психологический вампиризм. Как отделаться от назойливого ). При общении с такими людьми не нужно отвечать им тем же или перебивать, иначе он долго не остановится и наговорит вам еще больше гадостей.
Лучше всего спокойно выслушать скандалиста, глядя ему прямо в глаза. После того, как он закончит «изливаться» и «потухнет», можно будет изложить свои доводы.
Правило второе: нельзя в ответ повышать тон
Даже когда на вас орут, нужно в ответ говорить спокойным тоном. Некоторые психологи советуют в такой ситуации даже признать правоту скандалиста. Вас называют нахалом, негодяем или бездельником?
Спокойно скажите в ответ: «Да, я такой, и что дальше?» В ответ оппоненту уже нечего будет сказать. Также можно ничего не отвечать по существу, а просто повторять: «На полтона ниже!» Очень скоро спорящий поймет, что криком от вас ничего нельзя добиться, и успокоится.
Правило третье: не подвергайте скандалиста открытой критике
Например, вы с коллегой работаете над порученным проектом, однако ваш напарник выполняет свои обязанности довольно небрежно. Если ему открыто сказать об этом, указав на недостатки, то, наверняка он просто огрызнется, а может даже начнет выяснять отношения.
Лучше всего постараться завуалировать свое недовольство качеством выполняемой им работы. Например, можно издалека начать разговор о том, что проект должен быть уже готов к определенному числу, и руководство ждет отчета, а потом спросить мнение коллеги о том – успеют ли он в срок выполнить задание, потому, что работа продвигается слишком медленно. Если использовать в качестве местоимения «мы», а не «ты», то у коллеги-скандалиста уже не будет поводов затеять ссору.
Правило четвертое: нельзя говорить скандалисту о том, что он что-то делает не так
Если человеку, обладающему агрессивным характером, прямо сообщить, что он что-то делает не так, то он постарается сделать так же, лишь бы было вам назло.
Лучше всего в такой ситуации промолчать или же сделать вид, что ничего не замечаете. Немного позже этот человек сам поймет о своей ошибке и, может, даже обратится к вам за консультацией.
Правило пятое: нужно вызвать на откровенный разговор человека, который проявляет к вам враждебность
Если есть человек, который постоянно кричит на вас, проявляет враждебность, придирается и злословит на ваш счет, то вместо того, чтобы переживать по этому поводу и размышлять о том, что вы ему сделали, лучше всего вызвать его на откровенный разговор.
В ходе этого разговора можно будет выяснить, почему он так себя ведет. Скорее всего, его тоже чем-то раздражает ваше поведение, или он хочет, чтобы вы лучше работали. Иногда даже бывает, что такому человеку не хватает вашего внимания, поэтому он считает, вы ведете себя заносчиво по отношению к нему. После разговора, вполне возможно, что ваши отношения с ним станут намного лучше.
Правило шестое: хвалите скандалиста
Даже в самом отрицательном человеке может быть, что-то хорошее. Например, человек, обладающий скандальным характером, при этом может быть честным и справедливым. Также он может обладать хорошими знаниями в какой-либо области, например, у него может быть прекрасный эстетический вкус.
Не стоит скупиться на похвалу, потому, что она обезоруживает. Почаще нужно говорить: «Лучше тебя никто этого не сделает!», «Я знаю, на тебя можно положиться!». Можно иногда спросить у скандалиста совет по какому-либо поводу. Большинству людей нравится чувствовать себя в чем-то лучше других, поэтому просьба о помощи, скорее всего, будет принята благосклонно.
Правило седьмое: всегда улыбайтесь
Если вам необходимо обратиться к человеку, имеющему скандальный характер, то предварительно не забудьте изобразить на своем лице улыбку. Мало, кто способен отказать улыбающемуся человеку, а также нагрубить ему.
Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы
Разбираемся, как работает принцип «помеха справа», действительно ли он универсален, кому должен уступать водитель, и есть ли исключения из правила.
Содержание:
Что такое «Помеха справа»
Водители используют термин «правило правой руки», он же «помеха справа». Это сокращенная выдержка из пункта 8.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» [1].
Полный текст: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».
Это означает, что при отсутствии регулировщиков вы должны пропускать машины, которые оказались по правую руку от вас. То же касается и других водителей: если они слева относительно вашего транспортного средства, у вас есть приоритет проезда.
Когда действует правило «Помеха справа»
Принцип считается универсальным, но многое зависит от ситуации. Так, чтобы руководствоваться этим правилом, должны быть соблюдены три основных условия:
1. Пути движения водителей пересекаются
Например, принцип не работает, если на перекрестке вы поворачиваете направо, как и едущий с той стороны автомобиль. Здесь не возникает конфликта, при котором непонятно, кто кому должен уступить.
2. Ситуация не регулируется другими ПДД
В первую очередь, водитель ориентируется на дорожные знаки и основные сценарии взаимодействия на дороге. «Помеха справа» применяется при их отсутствии. Например, при движении с заправки или места парковки, когда одновременно выезжаете вы и машина напротив. При повороте налево она становится «помехой справа», и вы обязаны уступить ей дорогу.
Подобная ситуация — одновременное перестроение двух машин по ходу движения. Например, по одной трассе движется машина и мотоцикл справа от нее. Они равнозначны, но приоритет будет у мотоциклиста, так как он — «помеха справа» для водителя автомобиля, и последний должен уступить.
3. Участники движения равнозначны
В противном случае следует руководствоваться другими ПДД. Принцип «правой руки» не применим к ситуациям, когда один из участников движения уже имеет преимуществ. Когда на перекрестке встречаются машина и трамвай, либо дорогу переходит человек, водитель автомобиля должен уступить, независимо от того, с какой стороны находится.
Помеха справа на перекрестке
Раздел 13 ПДД регулирует сценарий проезда на перекрестке [2]. Но «правило правой руки» можно применять и в этих случаях. Водитель должен пропустить того, кто справа (при равных возможностях с другими участниками дорожного движения). Большое значение имеет динамика ситуации: подъезжая к перекрестку, ваша машина равна с другими транспортными средствами до тех пор, пока не выяснится, кто куда поворачивает.
Казалось бы, правило очевидно и универсально. Тем не менее, для него есть исключения, о которых стоит помнить.
Когда правило не действует
Есть несколько строго регламентированных ПДД ситуаций, которые не позволяют ориентироваться на «правую руку»:
— конфликт с трамваем (последний всегда в приоритете, например, если вы едете по одной дороге, и трамвай поворачивает направо);
— неравнозначность позиций (приоритет на дороге обусловлен правилами ПДД при выезде на круговую дорогу);
— наличие знаков и светофора, предписывающих приоритетные правила.
Помеха справа во дворе
В соответствии с п. 17.3 ПДД, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения [3]. Когда транспортные средства не имеют особого статуса, применяйте правило «помеха справа». То есть, если машины одновременно выезжают из двора, водитель слева уступает дорогу другому автомобилю. Учитывайте наличие знаков и светофоров, если они есть. На приоритет движения не влияет ширина и направление трассы, правило работает на любой дороге, в том числе узких улицах среди жилых массивов спальных районов.
СКАНДАЛ
Смотреть что такое «СКАНДАЛ» в других словарях:
скандал — а, м. scandale m., Skandal < scandalum помеха, затруднение; соблазн; предмет возмущения. 1. Случай, происшествие, получившие широкую огласку и позорящие его участников. МАС 2. Гм он все знает, все вещи, все лица, все происшествия, сплетки,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СКАНДАЛ — (лат. scandalum соблазн). Соблазн; непристойный случай или поступок, получившие огласку. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СКАНДАЛ неприличная выходка, вызывающая в обществе толки и пересуды. Полный… … Словарь иностранных слов русского языка
СКАНДАЛ — Свои чаепития она подслащивает скандалами. Сэмюэл Роджерс Скандал тем громче, чем тише о нем говорят. Збигнев Холодюк Кто тебе настоящий друг, узнаёшь, когда попадаешь в скандал. Элизабет Тейлор Раньше нужно было быть знаменитым, чтобы позволить… … Сводная энциклопедия афоризмов
СКАНДАЛ — СКАНДАЛ, а, муж. 1. Случай, происшествие, позорящее его участников. Разразился с. Политический с. 2. Происшествие, громкая ссора, нарушающие порядок. Устроить кому н. с. У соседей опять с. | прил. скандальный, ая, ое. Скандальная хроника (в… … Толковый словарь Ожегова
СКАНДАЛ — муж., франц. срам, стыд, позор; соблазн, поношение, непристойный случай, поступок. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
скандалёз — а, м. scandaleuse f. един. Тут, конечно, Николай возбухал, затевал с Шурой ругачку, иногда приправляя речь перченым матюжком. Но, любезный мой читатель, этот скандалез слушать не стоит. Е. Шишкин Сестры. // НС 2002 12 51 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
скандал — СКАНДАЛ1, разг. дебош, разг. тарарам, разг. сниж., груб. бенц, разг. сниж. буза, разг. сниж. буча, разг. сниж., груб. хай СКАНДАЛИСТ, буян, дебошир, разг. вздорщик, разг. сниж. бузила, разг. сниж. бузотер СКАНДАЛИТЬ, дебоширить, разг … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
скандаліст — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови
Скандал — У этого термина существуют и другие значения, см. Скандал (фильм). Не следует путать с Скандал (телесериал). Скандал (греч. σκάνδαλον ловушка, соблазн, преткновение) получивший широкое публичное освещение инцидент, связанный с… … Википедия
Скандальный контент-маркетинг, или как использовать негатив, конфликты и провокации для продажи товаров и услуг
Задумывались ли Вы, почему многие люди сильнее реагируют на негатив, а не на позитив? Почему с упоением пишут гадости в комментариях? Почему охотнее сопереживают чужим неудачам, нежели искренне радуются счастью других людей? Почему так любят читать информацию о катастрофах? Хотите узнать? Сегодня мы говорим о негативе и о том, можно ли его использовать в маркетинге с полезным эффектом. А если можно, то как? На наглядных кейсах.
Эту статью я не планировал писать и публиковать. Но так получилось, что несколько дней назад я выступал на семинаре по теме «Скандальный контент-маркетинг», и она вызвала сильный интерес, в том числе и у местных СМИ. Кроме того, не у всех была возможность прийти на семинар. Поэтому, почему бы и нет? Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!
Скандальный контент-маркетинг — фрагмент выступления на семинаре.
Что такое скандальный (или хайп) контент-маркетинг
Для начала, краткое определение. Так сказать, чтобы сразу быть на одной волне.
Скандальный (хайп) контент-маркетинг — это стратегия создания провокационных материалов (хайп-контента) для массовой аудитории. В основе таких публикаций, как правило, лежат скандалы, конфликты, негатив, противоречивая и неоднозначная информация. Главная задача — получить результат (деньги, имиджевый, репутационный, социальный эффект и т.д.).
Для решения задачи копирайтер активирует нужные психологические триггеры (об этом — чуть ниже), чтобы был вирусный эффект и, как следствие, максимальный охват людей. Продвижение через скандалы и конфликты — та еще авантюра. Но существует три фактора, которые повышают шансы на успех. С них-то мы и начнем.
Почему люди падки на негатив
Давайте на минуту вернемся к первому вопросу. Задумывались ли вы, почему люди сильнее реагируют на негатив: в новостях, в жизни, в обучении. Почему когда к подчиненным относишься хорошо — они часто «садятся на голову», а если «ввалить, как коню» (за дело, разумеется, а не просто так) и пригрозить увольнением, то сразу начинают работать?
За доказательствами далеко ходить не нужно. Вот скриншот ленты одного белорусского новостного издания (первое, что под руку попалось, но Вы можете увидеть точно такую же картину на любом другом новостном ресурсе).
Пример реакции людей на негатив в новостях.
Чтобы Вам было удобнее, я отметил ключевые моменты цифрами и рамками. Здесь символично размещены три новости. Почти подряд.
Новость под номером «1» рассказывает о том, как сотрудник ДПС благородно перевел старушку через дорогу. Чистый позитив, но ажиотажа нет — всего 10 000 просмотров. Новость номер два — про обвинения женщины в адрес сотрудников ДПС в неправомерном применении силы. Конфликт, и просмотров уже 30 000. Ну, а новость №3 — вообще про разборки на дороге с «диким замесом» и мордобоем — почти 55 тысяч просмотров, или в 5,5 раз больше, чем у позитивной новости. Как Вы думаете, почему? Ответ прост.
Люди сильнее реагируют на негатив, потому что это эволюционный механизм, заложенный в них природой. Он нужен для выживания вида и накопления опыта, потому что в древние времена человек (и не только человек) постоянно сражался за существование, и ошибки могли стоить жизни.
Эту теорию доказал в свое время академик Павлов. В опыте на собаках, у которых физиология работы мозга схожа с человеческим. Он установил, что если собаку наказывать за плохое поведение, она «усваивает урок» с 1-2 раза. В противовес, если награждать за хорошее поведение — то лишь с 6-8.
Жить в современном мире человеку стало относительно безопасно. Прямых угроз не так много. Но эволюционный механизм никуда не делся. Если мозг не получает негативную подпитку извне, он сам создает себе негатив: либо в виде страхов и фобий, либо в виде агрессии (искаженная производная инстинкта «бей или беги»).
Усилители негатива
Один и тот же человек на одну и ту же ситуацию может реагировать диаметрально противоположно, в зависимости от массы факторов. И один из самых значимых — это гормональный фон и, в частности, уровень гормона серотонина. Его еще называют гормоном «счастья» или «хорошего настроения». Чем выше его уровень, тем ниже восприимчивость к негативу.
Гормональный фон напрямую влияет на востприятие негатива
Да Вы и сами наверняка замечали: чем счастливее человек, тем меньше ему хочется ругаться с другими, а на жизненные неприятности он всегда реагирует с улыбкой. Справедливо и обратное: несчастного человека задевают и выбивают из колеи даже мелочи: неудачная шутка коллег или мелкая царапина на машине.
Итак, природная восприимчивость людей к негативу — это первый фактор, или, если можно так сказать, компонент скандального контент-маркетинга. Переходим ко второму компоненту — зависти.
Зависть
Вопреки расхожему мнению, зависть — это ни плохое, ни хорошее явление. Это производная инстинкта подражания, которая есть, к слову, только у людей. Она появилось тогда, когда человек начал производить себе блага (зародилась цивилизация). Зависть как производная инстинкта имеет две важные функции:
Впрочем, как и все у людей, этот механизм со временем исказился. Для одних зависть становится мотивирующим фактором (aka «белая зависть»): “О! Сосед купил новую машину! Надо и мне заработать на такую же или еще лучше! Все! Поставил цель, достигаю!”. Для других — наоборот — негативным фактором (aka «черная зависть»): “Ррр! Сосед купил новую машину. Мажор! Пижон! Вот проколю ему колеса, пусть пешком ходит, как все! Или на транспорте ездит!”.
Зависть — производная инстинкта подражания, которая мотивирует людей иметь те же блага, что и у сородичей. Но есть нюанс…
Второй вариант проявляется в моменты, так называемого, сильного «аффективного напряжения», которому срочно нужен выход. Это когда у человека есть желания, амбиции, но нет возможности их реализовать здесь и сейчас. Злость, негатив и агрессия — это способ разрядки. Кроме того, это способ себя оправдать.
Именно поэтому на каждую историю успеха всегда найдется десяток-полтора (а то и больше) гневных, «разоблачающих» комментариев. Впрочем, один и тот же человек может на одно и то же событие реагировать по-разному, даже диаметрально противоположно, в зависимости от, повторюсь, гормонального фона (см. выше).
Психологические триггеры
Наконец, третий фактор, который важен для скандального контент-маркетинга — это психологические триггеры на базе того же инстинкта подражания. В частности, нас интересуют три триггера:
Особенно показательны первый и третий триггеры, когда они работают сообща. В девяностые годы, если помните, С. Мавроди организовал финансовую пирамиду федерального масштаба — «МММ». Много кто об этом слышал, но мало кто знает, как разворачивалась история рекламной кампании.
А дело было так. Мавроди обратился в рекламное агентство, чтобы оно сделало ему классную рекламу. Агентство предложило заполнить бриф, узнало, что Мавроди питает симпатию к бабочкам, и сделало рекламу, в которой бабочки превращались в буквы МММ. Даже многозначительный слоган придумали: «Из тени в свет перелетая…». Реклама с треском провалилась. Хотя бы потому, что слоган в лихие 90-е имел весьма характерные ассоциации.
Символ подобия и неудачной рекламной кампании
Тогда Мавроди отказался от услуг агентства и придумал рекламу сам. Так сказать, максимально близкую к народу. Так появились на свет Леня Голубков и Просто Мария. Реклама получила огромный успех. А все потому, что вначале сработал триггер благорасположения: люди узнали в героях рекламы себя, а затем — триггер социального доказательства: «Все вкладывают деньги, не может же большинство ошибаться!»
К слову, триггер подобия часто используют в рекламе. Вспомните рекламу стирального порошка. Кто в ней главный участник?
Теперь, когда у нас есть три ключевых компонента, давайте рассмотрим, как их использовать в скандальном контент-маркетинге.
Кейс №1: «разделяй и властвуй»
В далеком 2011 году мы решили использовать скандал для привлечения новых сегментов аудитории на сайт купонного аггрегатора. Для этого написали провокационную статью а-ля 2 в 1: истерика с опровержением. Плюс, добавили псевдореферальную ссылку (чтобы считать регистрации, т.к. тогда Google Analytics и UTM-метками особо не пользовались).
Разделяя аудиторию на «свои» и «чужие», ей легче управлять.
Вывести пост на главную страницу ЖЖ (тогда это была модная площадка) — дело техники. Вывели и стали ждать. Изначально все шло по плану. Аудитория разделилась на два лагеря: те, кто были за купоны и считали автора неуравновешенной истеричкой и те, кто был с автором согласен. Оба лагеря быстро начали выяснять, кто из них прав в комментариях, и пост набирал органическую популярность. А чтобы оба лагеря не скучали, мы делали, т.н. «подсолку» — добавляли искусственные комментарии, подливая масла в огонь дискуссии.
Но потом ситуация вышла из-под контроля. Кто-то заметил реферальную ссылку и начал говорить, что все это профанация, что главный негодяй — это тот, кто опубликовал пост, он на честных людях зарабатывает комиссионные! В итоге оба лагеря быстренько сдружились против автора публикации, а некоторые даже начали хвастаться, что зарегистрировались на сайте, отрезав «реферальный хвостик».
За первый же день такой компании мы получили около полутора тысяч зарегистрированных новых пользователей, плюс, сотни неучтенных регистраций, которые обрезали «реферальный хвостик». Цена регистрации оказалась ниже, чем по другим источникам трафика.
Кейс №2: провокация с задержкой
В 2013 году я решил провести аналогичный эксперимент на своем блоге. Для этого я написал провокационную статью о 12 типах клиентов, с которыми я не работаю. И, забегая вперед, тогда у меня ничего не вышло.
Та самая скандальная и провокационная статья.
Дело в том, что у меня на блоге и в сообществах на тот момент была достаточно лояльная аудитория, которая со мной согласилась, а потому конфликта не было. «Ну, не сработало и не сработало, подумал я». И забыл об эксперименте. На три года.
В октябре 2016 я заметил странную аномалию. В среднем, с блога приходило по 2-3 заявки на заказы в день. Но однажды количество заявок превысило 10 штук. С мыслью «Совсем спамеры обнаглели!» я пошел проверять и заметил, что все заявки от реальных людей. Странно. Причем, судя по аналитике, все эти заявки пришли именно со статьи о 12 типах клиентов. И действительно, на статье был аномальный скачок посещаемости.
Аномальный скачок посещаемости
Большая часть посетителей приходило с Facebook. Пара минут поисков — и я понял, в чем дело. Как оказалось, мою статью перепечатало одно бизнес-сообщество, и там материал вызвал сильный резонанс. И, что самое интересное: большая часть из полусотни комментариев была негативной.
Здесь также аудитория разделилась на два лагеря (кто был со мной согласен, моя ЦА) и кто — против. Плюс, во многих комментариях читалась зависть, дескать, мы тут работаем с кем придется, а этот пижон еще выбирает клиентов! Но главное — материал получил сравнительно неплохой охват — сотни репостов и переходов на блог. Более того, с одним из клиентов, который пришел по статье, я работаю до сих пор.
Кейс №3: скандал с «двойным дном»
Это один из моих любимых скандалов 2017 года. Суть вкратце: инфобизнесмен (женщина, продает инфопродукты по психологии) обращается в студию SMM-продвижения. Качество услуг не устроило, и разгорелся конфликт, причем Рунетного масштаба. О конфликте стали писать все, кому ни лень, в том числе популярные СМИ. Количество комментариев стало расти в геометрической прогрессии (всем же нужно высказаться за или против!). Более того, сотрудники SMM-агентства постоянно поддерживали дискуссию, всячески провоцируя аудиторию.
Скандал: инфобизнес против SMM.
Люди задавались вопросом: «Зачем Вы это делаете? Вы же портите себе репутацию!» На что сотрудники SMM-агентства с невозмутимым видом отвечали, мол, так надо. Я поначалу тоже не сразу сообразил, а потом посмотрел на ситуацию с другой стороны и все стало на свои места.
Целевая аудитория инфобизнесмена — женщины 30-45 лет. По своему типу они, как правило, жертвы: жертвы обстоятельств, непонимания, неразделенной любви и пр. А теперь ключевой вопрос: в каком виде в данной ситуации представляется инфобизнесмен? Совершенно верно, — пострадавшая сторона, то есть жертва.
Благодаря конфликту (негативу), разделению аудитории на два лагеря и социальному доказательству, история, словно картечь, накрыла огромные пласты аудитории (в том числе и целевой), а благодаря триггеру благорасположения ситуация с ходу формировала начальный кредит доверия между целевой аудиторией и тренером.
Кейс №4: антикейс
Наглядная демонстрация результата — это всегда доступно и понятно. Но далеко не всегда вызывает положительную реакцию у аудитории. Особенно если эта история — про успех. Зависть делает свое дело. Например, когда я опубликовал историю своего ученика, она встретила весьма противоречивый прием в соцсетях.
И этот кейс — далеко не единичный случай. Посмотрите, на любой другой успешный кейс. Всегда найдутся люди, которые с удовольствием по нему проедутся «катком».
Казалось бы, негативный опыт, но работает в плюс. О причине Вы наверняка и сами уже догадались. Срабатывает психологический триггер благорасположения. И он же объясняет, почему люди с куда большим рвением сопереживают чужому горю, нежели радуются чужим успехам.
Человек ничего не делал, и ничего не получил. Само собой, он с радостью будет утешать другого человека, который делал много всего, но так же ничего не получил (триггер подобия). Принцип первого: «Если нет разницы, зачем заморачиваться и что-то делать? Какой я молодец, столько времени сэкономил!» И сразу всплеск дофамина.
Кейс №5: одиночный выпад
Иногда бывает, что случайный негатив играет на руку. При этом часто можно встретить в интернете заявления в стиле: «Они — негодяи, мерзавцы и проходимцы!». Так произошло с одним сервисом уникализации текста. Этот сервис разработан для студентов и решает узкую задачу — делает текст уникальным для проверки на преподавательской системе антиплагиата. Инициатор конфликта на это не обратил внимание, использовал сервис не по назначению и выпустил «разгромный пост».
Как и любой конфликт, статья привлекла внимание людей (нужно же выяснить, кто там неправ!). В результате тысячи студентов узнали о существовании сервиса, его функциях, и начали пользоваться.
Резюме
Скандалы, конфликты и негатив — плохо. Но это не мешает копирайтерам использовать их для решения задач. Правда, я настоятельно рекомендую вначале задействовать традиционные способы, потому что скандальный контент-маркетинг — та еще авантюра, которая неизвестно к чему приведет. Да, можно прогнозировать эффект, но можно получить и обратный результат, если переборщить.
У нас остался открытым вопрос, как защищаться от негатива в Сети и конфликтов в реальной жизни. Это отдельная тема, и ее я раскрою чуть позже в отдельной статье.
И в отличие от классического призыва, если Вы решили использовать скандалы и негатив для продвижения, делайте это очень аккуратно, потому что… Гхм… Может не получиться.