Что такое скифы определение
Скифы – непреклонные жители «края смерти»
Скифы – могущественный и непокорный кочевой народ, властвовавший с начала VIII века до нашей эры в степях Евразии. Их земли занимали огромные территории – от Причерноморья до Алтая.
Немало народов решались бросить вызов этим воинам, что жили в постоянной борьбе за существование – не только с противниками, но и с природой.Какие сведения о скифах сохранила история? Как жил и во что верил этот народ?
Бесконечные тайны скифов
Если собрать все сведения о скифах, которыми мы можем располагать на сегодняшний день, то сразу же себя обнаружит проблема. Дело в том, что территория проживания скифов (как и точное определение, что же это за народ) у разных историков указываются по-разному.
К скифам нередко причисляли совершенно посторонние народности. Из-за чего же это происходило? На мой взгляд, по причине того, что сами скифы нечасто шли на контакт с чужестранцами (если не считать формой взаимодействия военные столкновения), да и нрав имели не самый лёгкий.
Скифские воины. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба
Местонахождение: Эрмитаж
Меня немало удивило, что в некоторых средневековых источниках древние авторы и вовсе именовали Скифией западную часть Руси. Согласитесь, это не совсем верно, ведь на данной территории проживало множество других племён.
С другой стороны, эти историки ошибались не во всём – степные территории, так называемые «края смерти» населяли действительно кочевые племена, которые принадлежали к скифским родам. Не стоит забывать и о народах «скифского мира» – савроматах, меотах. Они во многом переняли традиции скифской культуры.
Знатный скифский воин, Южная Сибирь, VII – VI век до н.э.
Художник: Евгений Край
Откуда пришли скифы?
Но как же появились эти кочевники? Этот вопрос вызывает не меньше гипотез, чем проблема, указанная выше. Жили скифы чаще всего на открытых пространствах степей, которые позволяли быстро передвигаться всадникам, а также заранее узнать о надвигающемся противнике.
Однако эти местности считались безжизненными территориями смерти – суровый климат, сильные ветры, палящее солнце летом и лютые морозы зимой. Мне кажется, далеко не каждое племя избрало бы для себя такой район.
Бой славян со скифами
Художник: В. М. Васнецов, 1881 год
Местонахождение: Русский музей
Увы, достоверно мы не знаем о происхождении скифов, однако можем опираться на сведения древнегреческого историка Геродота. Если верить его записям, скифы были азиатами, пришедшими к Причерноморью. Местные племена киммерийцев были изгнаны суровыми завоевателями.
По мнению современный историков, в подобной теории есть доля правды, и скифы могли сформироваться в степях Азии, после чего к Дону и Дунаю пришли уже сформированной народностью. На это же указывает и протяжённость их земель.
Скифы против персов
В VII веке до нашей эры наступает расцвет скифской цивилизации. Земли кочевников стали неприступными для всякого чужака, что хотел поживиться на них. Приведу один исторический пример, который красноречиво говорит о том, насколько сильны были скифские племена.
В 512 году до нашей эры персидский царь Дарий решает выступить в военный поход с целью завоевания скифских территорий. Персы были славными воинами, покорившими многие нарды, а потому считали, что кочевой «народец» быстро дрогнет под их натиском.
Аттикская краснофигурная вазопись, показывающая скифского лучника
Работа вазописца Эпиктета, около 520–500 г до н.э.
Местонахождение: Британский музей
Несмотря на превосходство в вооружении и обучении воителей, скифы сумели нанести Дарию разгромное поражение. Как указывает Геродот, у скифов была своя тактика боя. Они заманивали врага в ловушки, избегая прямого боя, в котором могли бы сами пасть от стрел захватчиков.
К сожалению, скифскую цивилизацию постигла участь многих могущественных народов. Пройдя пик своего расцвета, она стала медленно, но необратимо угасать. Упадок скифского мира приходится на II-III века нашей эры. Появившиеся на землях скифов готы с лёгкостью сумели вытеснить местные племена, что говорило об ослабленности и разобщённости народа.
Скифы
Художник: Евгений Край
Жестокость и красота – в скифской культуре
Культура скифов представляла собой целую сокровищницу самобытных традиций, мифов и обрядов. Немало о ней написано в трудах Геродота, который, как я заметила, был потрясён суровым нравом кочевников.
Историк рассказывает, что после убийства врага скиф должен был выпить его крови. Нередко из голов поверженных противников скифы делали чаши для вина.
Чтобы получить свою долю после сражения, скиф должен был предъявить своего рода «документ», подтверждающий его воинскую доблесть, а именно – голову врага.
Но скифский народ имел склонность не только к жестокости и военному делу. Самые известные находки, обнаруженные в захоронениях этих племён – это произведения искусства. Украшения и чаши, ритуальные предметы и статуэтки напоминают чудо, созданное древними мастерами.
Скифский золотой гребень с изображением батальной сцены, из солохского кургана, 430-390 гг. до н. э.
Был найден в 1913 году экспедицией Н. И. Веселовского
Местонахождение: Эрмитаж
Чаще всего скифы использовали растительный орнамент и изображения животных.
Рассматривая несколько нагрудных ожерелий скифской эпохи, я заметила, что на них воссозданы не только образы реально существующих животных, но и мифические существа. В мифах скифов тесно переплетаются судьбы богов, духов и людей, часто рассказывается о легендарных героях, прославивших имя скифа-воина.
История скифов – это огромный пласт прошлого, что открывает всё больше и больше тайн, однако продолжает хранить многие свои загадки. Это действительно был суровый и свободолюбивый народ, а память о нём и сегодня живёт в последующих поколениях. Не секрет, что во многих из нас есть частица бурлящей скифской крови.
Скифы
Ски́фы — экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.
Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам аланов.
Содержание
Происхождение этнонима
Василий Абаев, вслед за Юрием Марром, возводил этноним skuta к *skul-ta, где *skul (*skol) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России». Но К. Т. Витчак и С. В. Кулланда объясняют скифское самоназвание так: др.-греч. Σκόλοτοι *l в скифском). Причем форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч. Σκύϑαι ). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов — оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н. э. — времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход *δ > *l.
Античные схолии к «Илиаде» упоминают следующую этимологию: [3] :
Мифы о происхождении скифов
Сколоты (др.-греч. Σκόλοτοι )— самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков назад Геродот применил его в следующем контексте:
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами
Вместе с тем зачастую игнорируются другие принципиально важные свидетельства Геродота
IV.7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет (примерно 1514—1512 гг. до н. э.; комментарий). Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.
9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы — полудеву, полузмею Богиня со змеями(родоначальница скифов известна по ряду античных изображений: коммент.) Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя — змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание».
10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей — Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).
11. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.
Отсутствие в легенде о происхождении скифов от Геракла, в частности, «золота» указывает на её большую древность по сравнению со сказаниями самих скифов о временах Таргитая. При этом по одной из версий скифы существовали и до Геракла, которого обучал стрельбе из лука скиф Тевтар.
Переход древнеиранского *d в скифское l как характерная черта скифского языка подтверждается и другими скифскими словами, например:
Возникновение
Образование государственности
Начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии — VIII век до н. э., возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками правили киммерийцы (Гомеры в ряде источников).
Киммерийцы вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э., и походами скифов в Малую Азию. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство — Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.
Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. — во главе скифов были три царя: Иданфирс, Скопас и Таксакис. На рубеже V—IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. В 40-х гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.
Расцвет
Археологическое исследование Каменского городища (площадью около 1200 га) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей.
Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.
В 339 до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом II. В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско:
Зопирион, оставленный Александром Великим в качестве наместника Понта, полагая, что его признают ленивым, если он не совершит никакого предприятия, собрал 30 тысяч войска и пошел войной на скифов, но был уничтожен со всей армией… [12]
Сарматское завоевание Скифии. Тавроскифия.
Между 280—260 гг. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона.
Столица скифов была перенесена в Крым, и, по последним данным, в городище Ак-Кая, на котором ведутся раскопки с 2006 г. По результатам сравнений планов раскопок с аэрофотосъемкой и съемкой из космоса было определено, что найден большой город с крепостью, существовавший на два столетия раньше, чем Неаполь Скифский. «Необычные размеры крепости, мощь и характер оборонительных сооружений, расположение неподалеку от Белой скалы групп „царских“ скифских курганов, — все это говорит о том, что крепость Ак-Кая обладала столичным, царским статусом», — считает руководитель экспедиции Ю. Зайцев.
В 30-ых гг. II века до н. э. на р. Салгир (в черте современного Симферополя) на месте существующего поселения был построен Неаполь Скифский, вероятно, под руководством царя Скилура.
Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло в 30-20-ых гг. II в. до н. э., при царе Скилуре, когда скифы подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. После поражения в войне с Понтийским царством Тавроскифия перестала существовать как единое государство.
Исчезновение
Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого Переселения Народов. Греческое наименование «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую Русь.
Саки и сарматы
Саки исчезли в раннем Средневековье под натиском других кочевников (тохаров, хуннов и других тюрков, сарматов, эфталитов).
Сарматы после Великого Переселения Народов утратили господствующее положение в Восточной Европе и затем, за исключением аланов, растворились в других народах.
Скифское наследие
Многочисленные скифские изделия были найдены на территории Украины, южной России и Казахстана.
Названия множества рек и областей Восточной Европы имеют скифо-сарматское происхождение.
Народы Скифии
Среди «скифов» можно выделить три основные ветви:
Европейские скифы
Европейские скифы были ираноязычными кочевниками, доминировавшими в Причерноморье до IV—III века до н. э. Значительные данные по европейским скифам содержатся в древнегреческих источниках, в особенности у Геродота. Зачастую под именем скифов понимаются именно европейские скифы.
Сами себя скифы, по свидетельствам Геродота, называют сколотами, а персы называли их саками.
Сарматы
Другие народы Скифии
Считается, что некоторые упоминаемые в античных источниках европейские скифские племена не были ираноязычными.
Культура
Искусство
Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.
Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д. ) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами.
Костюм
Мифология
Мифология скифов имеет многочисленные иранские и индоевропейские параллели, что в ряде работ по язычеству показали академик Б. А. Рыбаков и профессор Д. С. Раевский и развивают современные исследования.
Военное дело
У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой.
Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).
Во втором веке до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Скифам наносят поражения фракийцы, греки и македонцы.
Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее — тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.
Легендарная история и хронология скифов
Хронологические указания, связанные с древнейшей историей скифов, встречаются у ряда античных авторов. Они не только оперируют привычными для примерных сведений круглыми числами, но нередко и противоречат друг другу, что делает их прямое сопоставление с археологическими данными неправомерным.
Известные скифы
Мифические
Кроме того, со скифами иногда сопоставляли мифический северный народ гипербореев.
Исторические
Династы (цари) скифов и представители династии, известные из ассирийских источников:
Династы (цари) скифов и представители династии, упоминаемые Геродотом:
Династы (цари) скифов и представители династии, известные из других источников:
Династы (цари) и представители династии Скифского царства в Крыму (Тавроскифии)(
250г до н. э. — 250г н. э.):
Скифское царство в Добрудже (Малая Скифия) (ок. 330 — 70 до н. э.). [59]
Скифы в античности
Выводы генетиков
Скифы в средневековой традиции
Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь».
В «Повести временных лет» скифы неоднократно упоминаются:
«Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян.»
«Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их „Великая Скифь“.»
«Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“.»
Русские летописи XVII века считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифии (см. «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»).
См. также
Примечания
Литература
Фундаментальные академические монографии цикла «Археология СССР» (Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. 1989; Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. 1992; Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э. — первой половины I тысячелетия н. э. 1993) на уровне науки конца XX века обосновали полиэтничный характер Скифии (в античном понимании термина).
Добротен свод лингвистических исследований на начало XXI века: Д. И. Эдельман Иранские и славянские языки : Исторические отношения (Вост. лит., РАН, М., 2002; Интернет / http://www.kroraina.com/edel_is/index.html)
Ряд авторов, начиная с Ж. Дюмезиля, изучали скифо-осетинские параллели.
Общий обзор в книге: История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. М., Вост. лит. 2004. С.537-578 (глава 9. Степи Евразии и Древний Ближний Восток в киммерийско-скифскую эпоху, авторы М. Н. Погребова и Д. С. Раевский)