Что такое скороговорки и для чего они нужны

Игры для всех, или Зачем нужны скороговорки?

Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их без запинки и терпели неудачу. Это вызывало смех у окружающих и веселило нас самих.

У Карла кораллы. У Клары кларнет. Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет. У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет.

Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».

Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:

Портной пыхтел, поров пальто, Пришил петельки прочно, Почистил пыльное пятно, Пел песенку побочно.

Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.

Большие бизоны бегут по-бизоньи.

А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.

Жабы жарили желуди жирные, Жадно жрали жасмин, жожоба, Жабы жили жизнью прежирною. Ждали жалобы, жарко жуя.

Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это можеть стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.

А напоследок хочу предложить большое скороговорочное стихотворение, которое можно использовать в качестве повторения алфавита для школьников.

Азбука-скороговорка

Ах, абрикоса аромат! Бесшумно бабочки болтают. Ветвистый вьется виноград! Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух. Едят ежата ежевику. Жужжит жеманно желтый жук. Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд. Кот камышовый кличет кошку. Лоснится луг — лесной лоскут! Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь. Окрасят остров орхидеи. Прохладой пролетают прочь Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон. Темнеют тучи, тропы, травы. Улыбкой утра упоен Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит. Циклон целует цикламены. Черешня чарами чудит. Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы. Эх, эдельвейса эпилоги. Юрок-юнец юлой юлит. Явился ястреб ясноокий.

Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!

Источник

Зачем нужны скороговорки детям?

У меня дочь,когда была маленькой,не выговаривала букву «Р».До 4 лет я это терпела,а затем,проштудировав кучу литературы в интернете,стала усиленно с ней заниматься.Месяца за 2 мы с ней все-таки стали выговаривать эту злополучную букву и конечно же я успокоилась.Но в последнее время мне стало казаться,что доча говорит букву»Р» невнятно,а иногда как-будто даже проглатывает.И мы с ней стали играть в скороговорки.Думаю это должно помочь.

Зачем нужны скороговорки детям?

Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их без запинки и терпели неудачу. Это вызывало смех у окружающих и веселило нас самих.

У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет.

Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».

Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:

Портной пыхтел, поров пальто,
Пришил петельки прочно,
Почистил пыльное пятно,
Пел песенку побочно.

Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.

Большие бизоны бегут по-бизоньи.

А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.

Жабы жарили желуди жирные,
Жадно жрали жасмин, жожоба,
Жабы жили жизнью прежирною.
Ждали жалобы, жарко жуя.

Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это можеть стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.

А напоследок хочу предложить большое скороговорочное стихотворение, которое можно использовать в качестве повторения алфавита для школьников.

Ах, абрикоса аромат!
Бесшумно бабочки болтают.
Ветвистый вьется виноград!
Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух.
Едят ежата ежевику.
Жужжит жеманно желтый жук.
Здесь загорает земляника.

Немая наступает ночь.
Окрасят остров орхидеи.
Прохладой пролетают прочь
Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон.
Темнеют тучи, тропы, травы.
Улыбкой утра упоен
Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит.
Циклон целует цикламены.
Черешня чарами чудит.
Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы.
Эх, эдельвейса эпилоги.
Юрок-юнец юлой юлит.
Явился ястреб ясноокий.

Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!

А вот подборка скороговорок на букву «Р»

1. Дробью по перепелам да по тетеревам.

2. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

3. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

4. Клара-краля кралась к Ларе.

5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

7. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

8. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь

двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

9. Курфюрст скопроментировал ландскнехта.

10. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.

15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

19. Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

20. Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про

Прокоповича, про твоего.

20. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, пе-

ревыколпаковать, перевыколпаковать, переколпаковать.

21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Про-

23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

25. Курьера курьер обгоняет в карьер.

26. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

27. Гонец с галер сгорел.

28. Талер тарелка стоит.

29.. Идти на рать, так бердыш брать.

30. Интервьюер интервента интервьюировал.

31. Либретто «Риголетто».

32. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

33. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

34. Во мраке раки шумят в драке.

35. Жри во ржи, да не ржи.

36. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

37. Город Нерль на Нерли реке.

38. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

39. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря пе-

40. Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,

про крупу, да про подкрупки.

41. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

42. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

43. Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

46. Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»

47. Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

48. Задали в школе детям урок:
Прыгают в поле сорок сорок.
Десять взлетели, сели не ели.
Сколько осталось в поле сорок?

49. Петр Петрович, по имени Перепелович
пошел погулять,
Поймал перепелку, пошел продавать.
Пронес по рынку, просил полтинку,
Подали пятак, он продал и так!

50. Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Черезвычайно чисто!

Источник

Исследовательская работа по литературе на тему «Для чего нужны скороговорки?»

Выбранный для просмотра документ Арина для выступления текст второй вариант.docx

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

(слайд 1 ) Добрый день уважаемая комиссия. Вашему вниманию представляю исследовательскую работу на тему «Зачем человеку нужны скороговорки?»

(слайд 3 ) На сегодняшний момент меня о собенн о заинтересовал вопрос: «Что таят в себе скороговорки, и какую пользу они приносят нашей речи?».

Поэтому мы и хотим это показать в данном исследовании.

(слайд 5) В связи с этим, целью явилось проведение исследования скороговорок и выявление их роли в развитии речи человека.

Сформулированные цель и гипотеза определили постановку следующих задач :

(слайд 7 ) В ходе исследования я узнала о том, как появились и кто изучал скороговорки, какие бывают скороговорки. Также мне было интересно узнать о том, что может таить в себе сама скороговорка и какова ее роль.

(слайд 8 ) Что же такое скороговорка и когда она появилась?

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки.

(слайд 9) Вот какие понятия дают нам различные источники. Само слово скороговорка составлено из основ двух слов СКОРО и ГОВОРИТЬ.

Главное правило хорошего произношения : чтобы говорить быстро, надо научится говорить медленно, по слогам. Вся прелесть скороговорок и заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

(слайд 11) Нами была изучена и составлена классификация скороговорок.

(слайд 12) Изучая данную тему, я пришла к выводу, что скороговорка- это история. Она нам о многом может рассказать. Такая, например, скороговорка:

(слайд 13) В некоторых текстах встречается древняя форма счета:

Например, полчетверта означает три съ половиною, четверик –это старая русская мера или предмет, содержащий четыре какие-нибудь единицы.

(слайд 14) В этой скороговорке слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом.

И таких скороговорок очень много, в которых отражены различные стороны жизни русского народа.

(слайд 17) Оказывается, скороговорки активно используются и во «взрослой» жизни. С их помощью отрабатывают своё четкое произношение, например артисты, телеведущие, дикторы радио.

(слайд 18) Экспериментальная часть нашей работы состояла из проведения исследования среди учащихся 2 класса с целью: выявить, повысится ли уровень памяти, словарного запаса, выразительности речи, темпа чтения, концентрации внимания, если в системе проговаривать скороговорки.

3. При работе с текстом, мы видим, что участники эксперимента меньше стали допускать ошибок, а значит, научились концентрировать свое внимание.

По итогам видно, что участники эксперимента, которые постоянно проговаривали скороговорки, стали лучше усваивать материал, так как повысилась концентрация внимания; речь стала более выразительной, темп чтения немного повысился, в целом, мы наблюдаем положительную динамику.

В этом и я убедилась сама, выступая на сцене и мне было совсем не страшно.

Теперь я уже осознанно буду изучать скороговорки, произносить их с особым старанием и расскажу об их пользе другим ребятам. Могу вам сейчас продемонстрировать свои результаты.

Спасибо за внимание.

Провести конкурс скороговорок.

Проверка техники чтения

Выбранный для просмотра документ выступление по теме скороговорки.pptx

Что такое скороговорки и для чего они нужны. Смотреть фото Что такое скороговорки и для чего они нужны. Смотреть картинку Что такое скороговорки и для чего они нужны. Картинка про Что такое скороговорки и для чего они нужны. Фото Что такое скороговорки и для чего они нужны

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа по теме «ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНЫ СКОРОГОВОРКИ?» МБОУ «Карапсельская средняя общеобразовательная школа» Выполнила: Жирноклеева Арина, ученица 2 класса Руководитель: Гейль Ольга Николаевна

Задачи исследования: Собрать, изучить и проанализировать информационный материал по данной теме Составить памятку и книжку «Азбука скороговорок» по их заучиванию, научиться работать над скороговорками. Проверить на практике эффективность употребления скороговорок в улучшении качества речи. На основе всего достигнутого сделать выводы 1 2 3 4

Что такое скороговорки? Что я узнала Как появились скороговорки и кто их изучал? Какие бывают скороговорки? Что таят в себе скороговорки?

Когда появились скороговорки? Чистоговорки или языковёртки

Кто изучал скороговорки? Первое собрание скороговорок впервые опубликовал Владимир Иванович Даль в 1862 году

Длинные Короткие Нерифмованные Рифмованные Сюжетные Бессюжетные С повторами Без повторов Классификация скороговорок На одном звуке На сочетании звуков

Скороговорка расскажет о многом «Семь — те, стрел каленых, страшилище» “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу”

Скороговорки улучшают способность детей концентрироваться на том, что они слушают Для чего нужна скороговорка?

Для чего нужна скороговорка?

Экспериментальная часть Цель: выявить, повысится ли уровень памяти, словарного запаса, выразительности речи, темпа чтения, концентрации внимания, если в системе проговаривать скороговорки. База исследования: группа учеников 2 класса Что проверялось: Память Концентрация внимания Выразительность Как проверялось: Выразительное прочтение стихотворения наизусть Работа с текстом –поиск информации Темп чтения, выразительность Техника чтения

Результат эксперимента Память, выразительность речи Проверка техники чтения Концентрация внимания Кол-во допущенных ошибок

СКОРОГОВОРКИ: Гипо подтвер теза дилась. Ура!

Спасибо за внимание

Выбранный для просмотра документ памятка.docx

Что такое скороговорки и для чего они нужны. Смотреть фото Что такое скороговорки и для чего они нужны. Смотреть картинку Что такое скороговорки и для чего они нужны. Картинка про Что такое скороговорки и для чего они нужны. Фото Что такое скороговорки и для чего они нужны

Памятка «Как работать со скороговоркой?»

1. Что вы «видите» за строкой скороговорки?

(объясните смысл скороговорки).

2. Прохлопайте ритм скороговорки.

3. Какие звуки повторяются в скороговорке?

В каких словах есть звуки? Назовите их.

4. Произнесите скороговорку грустно, весело.

5. Произнесите скороговорку медленно по слогам, в

среднем темпе, быстро (четко проговаривая все звуки).

6. Произнесите в беззвучном режиме. Сейчас работает

только артикуляционный аппарат – без голоса лишь

7. Произнесите скороговорку по схеме: громко –

8. Выделите голосом в скороговорке поочередно каждое

слово (Делайте ударение на 1,2,3… слове).

9. Произнесите скороговорку хором (индивидуально).

10. Выучите скороговорку наизусть.

11. Быстро и без ошибок произносите всю скороговорку

Выбранный для просмотра документ скороговорки Арина исследование передел.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карапсельская средняя общеобразовательная школа»

«ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СКОРОГОВОРКИ?»

Гейль Ольга Николаевна

1.2. Как появились скороговорки и кто их изучал?……………….

1.3. Что таит в себе скороговорка.

1.4. Для чего нужна скороговорка?…………………………………

1.5. Как научиться правильно работать над скороговорками?……

2.1. Методы, применяемые в исследовании…………………………

2.2. Описание проведения исследования………………………….

Актуальность. В настоящее время все чаще стали отмечаться случаи, при которых, учащиеся младших классов, испытывают сложности в процессе обучения. Одной из распространенных причин возникновения трудностей, являются речевые нарушения, которые нередко препятствуют успешному овладению навыками чтения и письма. Если учащиеся пишут так, как говорят, то все это в дальнейшем может оказаться препятствием на пути освоения школьной программы.

Считается, что скороговорка развивает только дикцию, но на наш взгляд, во многих скороговорках содержится много мудрости, к тому же, мы думаем, что скороговорка помогает человеку развивать память, концентрировать внимание.

На уроках «Литературного чтения» мы часто учимся проговаривать скороговорки. Раньше у меня не получалось их произносить четко и быстро. Я задавала себе вопрос: «Для чего мы их проговариваем, заучиваем?».

На сегодняшний момент меня особенно заинтересовал вопрос: «Что такое скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи?» Поэтому мы решили обратиться к теме: «Зачем человеку нужны скороговорки?»

Объект исследования: русский фольклор.

Предмет исследования: скороговорки.

Проблема исследования- какую пользу приносят скороговорки нашей речи, могут ли они способствовать концентрации внимания, обогащению словарного запаса, развитию памяти при систематическом их заучивании и проговаривании.

Цель исследования – проведение исследования скороговорок и выявление их роли в развитии речи человека.

Исходя из этого, была сформулирована гипотеза : если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет понятной, выразительной, грамотной, а все это будет способствовать развитию памяти, концентрации внимания, обогащению словарного запаса.

Сформулированные цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования :

1. Выяснить, когда появились скороговорки и кто их изучал.

2. Проверить на практике эффективность употребления скороговорок в улучшении качества речи, развитии памяти, концентрации внимания, а также обогащении словарного запаса.

3. Составить памятку по заучиванию скороговорок, научиться работать со скороговорками.

4. Создать книжку «Азбука скороговорок»

5. На основе всего достигнутого сделать выводы

Также были определены методы исследования :

1. Изучение литературы.

2. Анализ влияния скороговорок на человека.

3. Сопоставление, синтез выводов.

4. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

5. Наблюдение за речью одноклассников.

Этапы работы по данной теме соответствуют заранее составленному плану исследования:

1. Определение теоретических понятий.

2. Погружение в историю скороговорок.

3. Отбор материала о скороговорках.

4.Выявление классификации скороговорок.

5. Проведение исследования и результаты.

6. Подобрать скороговорки для создания книжки

6. Формулировка выводов.

1. Теоретическая часть

Данное исследование посвящено скороговоркам, одному из жанров устного народного творчества. В ходе исследования были собраны сведения о терминах из различных источников, о появлении и изучении скороговорок писателями, сведения о различных видах скороговорок. Также изучен материал о том, что таит в себе сама скороговорка и какова их роль.

1.1 Что же такое скороговорка?

Вот такие термины дают нам различные источники:

(Словарь литературоведческих терминов.)

1. Быстрая речь, быстрый темп речи. Говорить скороговоркой.

(Толковый словарь Ушакова.)

(Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой)

В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. В народе ее часто называли и называют чистоговоркой и языковёрткой.

(Толковый словарь В.И. Даля.)

1.2 Как появились скороговорки и кто их изучал?

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно.

Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

Скороговорки, которые собрал Даль, разные: они бывают короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых – несколько. Нами была изучена и составлена классификация скороговорок (приложение 1)

Константин Сергеевич Станиславский уделял немаловажное внимание скороговоркам, вот что он говорил:

Константин Дмитриевич Ушинский также обращал внимание на жанры фольклора. Вот одно из его высказываний: «Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка» [1].

1.3 Что таит в себе скороговорка?

Изучая различные скороговорки, можно сказать, что они доносят до нас дыхание давно прошедших эпох.

В скороговорке “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу” слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом.

Через три пустых избушки.

Благодаря скороговоркам мы можем узнать, о чем велись разговоры наших предков, ощутить особенности их языка.

Из-под Костромщины шли четверы мужичины;

Говорили они про торги да про покупки,

Про крупу да про подкрупки.

Рассматривая и анализируя различные скороговорки, мы можем сделать вывод о том, что они нам о многом рассказывают, отражают различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и т.д.

1.4 Для чего нужна скороговорка и какова их роль в нашей жизни?

Скороговорки помогают правильно, чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы. Каждая отдельная скороговорка тренирует определенные навыки, отрабатывает произношение конкретного «проблемного» звука.

Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной. Это главная цель скороговорок, но не единственная [8].

Например: «Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять,

кто и что делает. Психологи считают, что скороговорки можно использовать при

работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения

необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность [3].

Однако скороговорки активно используются и во «взрослой» жизни. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Любой человек, который желает красиво говорить, может обратиться к древней «скороговорной» науке [2].

В целом, можно сказать, что скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии человека.

1.5 Как научиться правильно работать над скороговорками?

Существует множество различных методик и способов для развития речи детей.

Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки [12].

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово: «Вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг- чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую» [11].

Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму:

«Выключили звук!»: ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

«Глухонемая скороговорка»: задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.

Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка [6].

Памятка по заучиванию скороговорок приведена в приложении 2.

2. Исследовательская часть

2.1. Методы, применяемые в исследовании

Экспериментальная часть состояла из проведения исследования среди учащихся 2 класса.

Цель: выявить, повысится ли уровень памяти, словарного запаса, выразительности речи, темпа чтения, концентрации внимания, если в системе проговаривать скороговорки.

База исследования: группа учеников 2 класса

В данном исследовании использованы следующие методы:

Моделирование памятки по заучиванию скороговорок и книжки «Азбука скороговорок».

Диагностирование учеников 2 класса.

Написание окончательных выводов

Моделирование памятки по заучиванию скороговорок и книжки.

Формы записи результатов :

Для диагностирования: таблица и диаграмма обработки данных.

Первичная обработка, анализ и представление результатов исследования :

Внесение полученных результатов исследования в соответствующие формы записей.

Графическое представление результатов (подготовка приложений)

2.2 Описание проведения исследования

Многие люди говорят, что скороговорки развивают у человека речь, дикцию и чёткость речи, а мы считаем, что скороговорки также развивают у человека память, обогащают словарный запас, концентрируют внимание.

Чтобы доказать свою точку зрения, мы проведём исследование, где и выясним, верны ли наши суждения или нет.

Первая неделя: мы провели технику чтения, зафиксировали результаты; дали задание на составление четверостиший, для дальнейшего сравнения. Трое из пяти учащихся с трудом составляют четверостишия.

Вторая неделя: изменений нет. Работая с информацией на уроках все допускают ошибки.

Третья неделя: (урок литературного чтения): учитель дает задание на составление четверостиший. У троих учащихся ответы на уроке становятся лучше. Проговаривают скороговорки четче. При работе с текстом учащиеся все меньше допускают ошибок.

Четвёртая неделя: Проверили технику чтения и сравнили результаты.

Результаты занесены в таблицу (приложение 3) и представлены в виде диаграмм.

Проверка техники чтения Память, выразительность речи Что такое скороговорки и для чего они нужны. Смотреть фото Что такое скороговорки и для чего они нужны. Смотреть картинку Что такое скороговорки и для чего они нужны. Картинка про Что такое скороговорки и для чего они нужны. Фото Что такое скороговорки и для чего они нужны

Темп чтения немного повысился у всех учащихся, выразительность и запоминание прочтения наизусть стихотворения стали лучше у 3 учащихся. Проговаривать скороговорки все участники стали более уверенно, четко.

Проверяя концентрацию внимания, мы заметили, что при работе с текстом трое учащихся меньше стали допускать ошибок. У одного отсутствуют ошибки.

По результатам проведенного исследования видно, что почти у всей группы учащихся произошло улучшение усвоения материала, запоминания стихотворений, речь стала более выразительной, техника чтения повысилась, в целом, успеваемость стала выше.

1.В результате исследования все поставленные задачи нами были выполнены. Цель проекта достигнута.

2. Гипотеза подтвердилась. Скороговорки действительно развивают память, помогают концентрировать внимание.

3.Был изучен материал по этой теме. Проведено исследование.

4. По результатам наблюдений видно, что почти у всей группы учащихся произошло улучшение усвоения материала, запоминания стихотворений, речь стала более выразительной, техника чтения повысилась, концентрация внимания повысилась, в целом, успеваемость стала выше.

5. Теоретическое значение исследования заключается в выявлении роли скороговорок в развитии речи человека.

6. Практическое значение исследования состоит в том, что собранный в работе материал может быть использован учащимися и преподавателем не только на уроках литературного чтения, классных часов, а в целом для систематического заучивания и проговаривания скороговорок, что будет способствовать развитию и становлению грамотной, понятной, выразительной речи. Они, вопреки стандартному мнению, нужны не только для улучшения дикции.

7.Продолжение исследования: в дальнейшем мы хотим создать сборник скороговорок не только для развития речи, но и для глубокого понимания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *