Что такое скр и какой он по разным странам и регионам экология
Комплекс оценочных средств Экологические основы архитектурного проектирования
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Московский строительный техникум
Зам. директора по НМР
Методическая разработка практических работ
По дисциплине: ЕН.03. « Экологические основы архитектурного проектирования»
Специальность: 270101. Архитектура
Составитель: Липушкина Н . В.
Председатель ЦК ЕМД /Липушкина Н.В./
Цели изучения дисциплины являются:
— получение теоретических и практических знаний по экологическому проектированию ;
— организация и проведение экологической экспертизы проектных документов на объекты строительства;
— деятельность, в соответствии с экологическими требованиями, законодательными и нормативными актами.
Цель проведения практических работ состоит в закреплении знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы с литературой, и должна представлять результат самостоятельной творческой деятельности студента.
Практическая работа проводится студентами, по заранее представленным заданиям, которые соответствуют контрольно – измерительным материалам, составленным в процессе прохождения дисциплины.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине: ЕН.03.« Экологические основы архитектурного проектирования»
учащихся 3-го курса специальности 270101 Архитектура
Эта оценка ставиться студентам, давшим не полные ответы на вопросы, приведенные в предоставленном варианте практической работе или полные ответы на несколько вопросов. Этот результат свидетельствует, что в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки.
Оценка 3 (удовлетворительно)
Оценка 2 (неудовлетворительно)
Эта оценка ставиться студентам, давшим правильные ответы менее, чем на один вопрос. Этот результат свидетельствует об отсутствии профессиональных навыков и умений.
Практическая работа № 1
«Воздействие человека на экосистемы»
1.Современное толкование термина «экология». Какова структура современной экологии.
2. Охарактеризовать «природоохранную концепцию». Какое, по вашему мнению, она может оказать влияние на развитие взаимоотношений человека, общества и природы.
3. В чем, состоит суть концепции, выдвинутой в 1992 г в Рио-де-Жанейро, и как она называется.
4.Каковы основные проблемы, связанные с невозобновляемыми природными ресурсами.
5. Дайте определение понятия энергосбережения (примеры). Какие из альтернативных источников энергии, возможно, эффективно использовать в наши дни.
6. Каковы основные пути нарушения деятельностью человека устойчивого уровня эксплуатации ресурсов естественной биоты.
1.Стратегическая задача экологии. Что такое социальная экология.
2. Дать характеристику концепции «технократического оптимизма», указав её положительные и отрицательные стороны.
3. В чем смысл главного вопроса – выживания человечества.
4.Что такое ноосфера по Вернадскому, основные признаки ноосферы.
5. Дайте характеристику основным типам природных ресурсов. Каковы основные проблемы, связанные с невозобновляемыми природными ресурсами.
6. В чем смысл главного вопроса – выживания человечества. Что такое СКР и какой он по разным странам, регионам. От чего зависит СКР. Причины крупномасштабной миграции населения (в том числе за океан).
Практическая работа № 1
«Воздействие человека на экосистемы»
1.Что представляет собой биосфера. Из каких взаимосвязанных процессов складывается круговорот веществ.
2.Охарактеризуйте концепцию «экологического аларизма», какие прогнозы она высказывает.
3. Какие из альтернативных источников энергии возможно наиболее эффективно использовать: а) в наши дни; б) в нашем регионе.
5. В чем различие КР в экономически развитых и отсталых странах. Дайте характеристику основным проблемам, связанным с увеличением численности роста населения.
6. Какие из альтернативных источников энергии, возможно, эффективно использовать в наши дни.
1.В чем состоит главная цель экологии. Дать определение понятия охраны окружающей среды и её трех основных целей.
2. Когда и кем был организован «Римский клуб», его цели и задачи. Какие рекомендации дает «Римский клуб».
3. В чем проявляется воздействие человека на экосистемы. Приведите примеры естественного и антропогенного загрязнения окружающей среды.
4. Дайте характеристику основным типам природных ресурсов. Объясните, почему некоторые возобновляемые ресурсы восстановить стало невозможно.
5. Каково энергетическое использование биомассы.
6. Причины крупномасштабной миграции населения. К чему должно стремиться население планеты, чтобы решить проблему народонаселения.
Практическая работа № 2
« Оценка состояния окружающей среды»
1.Что такое атмосфера. Из каких слоев состоит атмосфера. Какие газы входят в состав атмосферного воздуха.
2.Каковы экологические последствия загрязнения атмосферы. Чем отличается воздух морских побережий от воздуха промышленных городов.
3.Что такое «парниковый эффект», указать причины его возникновения и методы по его уменьшению.
4.Что такое гидросфера и её значение. Какие существуют источники воды, и каковы последствия их истощения.
5.Каковы основные источники загрязнения поверхностных вод.
6.Как законодательство подходит к вопросу водопользования.
1.Каковы естественные источники загрязнения воздуха. Каковы антропогенные источники загрязнения атмосферы и почему большую опасность для атмосферы представляют антропогенные загрязнения.
2.Какое влияние оказывает загрязнение воздуха на климат, здоровье человека, растений и животный мир. Дать основанный ответ.
3.Что такое «озоновые дыры», указать причины их возникновения и методы по их уменьшению.
4.Как оценивается качество воды по химическому составу и физическим свойствам.
5.Каковы основные источники загрязнения подземных вод.
6.Какие мероприятия проводятся для предохранения подземных вод.
Практическая работа № 2
«Оценка состояния окружающей среды»
1.Дать характеристику основным функциям атмосферы.
2.Каковы особенности негативного влияния на атмосферу транспорта (автомобильного, воздушного, космического). Что такое смог, и каковы его разновидности.
3.Что такое «кислотные дожди», указать причины их возникновения и их последствия.
4.Какие существуют виды водоснабжения, привести примеры.
5.Каковы экологические последствия загрязнения воды. Дать обоснованный ответ.
6.Какие мероприятия проводятся для предохранения загрязнения поверхностных вод.
1.Назовите технологические процессы, оказывающие наиболее негативное воздействие на атмосферу и почему.
2.Как классифицируются выбросы вредных веществ по агрегатному состоянию. (Привести примеры)
3.Какие применяются меры для предотвращения загрязнения атмосферы.
4.Как оценивают степень загрязнения водных объектов. Основные виды загрязнения воды. Приведите типы загрязнений неорганическими и органическими веществами.
5.Вода относится к возобновляемым или невозобновляемым ресурсам, и почему. Что такое « истощение» вод, и к каким последствиям это приводит.
6.Какие существуют методы дезинфекции и очистки воды.
Практическая работа № 3
«Природные и антропогенные характеристики территории»
1. Дайте определение загрязнению и загрязнителям
2. В чем выражается отрицательное воздействие на окружающую среду теплового загрязнения.
3. Какие вы знаете группы природозащитных мероприятий. Дайте определение понятия малоотходной и безотходной технологии.
5. Как производится финансирование природоохранной деятельности.
6. Перечислите национальные и международные объекты охраны окружающей природной среды.
1. Каковы последствия загрязнения.
2. Назовите основные источники антропогенного шума. При какой силе звука уровень шума считается для человека недопустимым.
4. Какова сущность плановых и оперативных организационных природозащитных мероприятий.
5. Что такое экологическое страхование, и в каких случаях оно выплачивается.
6. Перечислите основные меры экологического стимулирования охраны окружающей природной среды
Практическая работа № 3
«Природные и антропогенные характеристики территории»
1. Как можно контролировать загрязнения
2. В чем особенность воздействия радиации на организм человека. Назовите особо опасные радиоактивные изотопы и объясните, почему они опасны.
3. Дайте характеристику актуальным проблемам регулирования природопользования.
4. Назовите основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий в наиболее экологически вредных отраслях промышленности.
5. Что такое кадастр, и какие виды его существуют
6. Дайте характеристику основным этапам формирования нового экологического мировоззрения.
1. Какие вы знаете типы загрязнений окружающей среды.
2. Каковы последствия глобального антропогенного загрязнения атмосферы.
3. Виды и формы природопользования.
4. При решении, каких прикладных экологических вопросов находит применение биотехнология.
5. Каковы особенности новых эколого-экономических подходов к природоохранной деятельности.
6. Как Россия участвует в Международном сотрудничестве.
Практическая работа № 4
«Оценка воздействия на окружающую среду»
Когда и с какой целью была создана ОВОС. Что означает термин ОВОС.
Что устанавливает Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ).
Каковы преимущества и недостатки отношений к природе в тоталетарном государстве.
Привлекаются ли к персональной ответственности за нарушение порядка приемки объекта председатель и члены приемной комиссии.
Дать характеристику принципу презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Дать характеристику принципу гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы
Полномочия президента и правительства в области ЭЭ. Полномочия исполнительной власти РФ в области ЭЭ.
Каковы основные этапы ОВОС по времени и по масштабу.
Перечислите задачи, которые решает экологическая экспертиза?
Какой вред может нанести природе идеологизированное общество.
Всегда ли представители контролирующих органов входят в состав комиссии по приему в эксплуатацию объектов и иных сооружений, могущих оказать вредное воздействие на природную среду.
Дать характеристику принципу обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия реализации объекта экологической экспертизы.
Дать характеристику принципу научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы
7. Полномочия федерального собрания в области ЭЭ. Полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ.
Практическая работа № 4
«Оценка воздействия на окружающую среду»
Кто играет главную роль для проведения ОВОС. К каким выводам приводят результаты ОВОС.
В чем заключаются функции экологической экспертизы?
В чем принципиальное отличие в решение проблем рационального использования и охраны природы в развитых и развивающихся странах.
Имеются ли случаи осуществления или финансирования строительства или реконструкции без экспертизы проектов, хозяйственных и иных решений.
Дать характеристику принципу комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий.
Дать характеристику принципу независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы
Полномочия субъектов РФ в области ЭЭ. Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в области экологической экспертизы.
Основные требования к процессу ОВОС. Задачи экологической оценки. Для всех ли видов деятельности обязательно проведение ОВОС.
Что такое экологическая экспертиза? Цель ЭЭ.
Что является ключом к пониманию необходимости охраны природы: эгоистическое начало или чувство самосохранения. Как вы считаете, современное общество способно реально противостоять процессам деградации природе.
Всегда ли при наличии достаточных оснований назначается и проводится ГЭЭ. Все ли объекты, подлежащие экспертизе, ею охвачены
Как осуществляется реагирование на случаи финансирования предприятий, сооружений и устройств, не удовлетворяющих требованиям ЭЭ.
Дать характеристику принципу достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу
Полномочия РФ в области экологической экспертизы, переданные субъектам РФ
Практическая работа № 5
«Экологические особенности градостроения»
1.В чем заключается методика организации архитектурного проектирования.
2. На какие концепции опираются теоретические основы архитектурной экотопологии.
3. Основные положения экоцентрического подхода к архитектурному пространству.
4. Концепции функционально – пространственной организации многоэтажных промышленных объектов.
5. Что понимается под реконструкцией зданий и сооружений, и чем она сопровождается.
6. Какие помещения относятся к помещениям с основными функциями.
1.Что является основным в методике и организация архитектурного проектирования .
2 . Что включает в себя экологический анализ пространства.
3. На что направлен метод развитие экоцентрического профессионального мышления, и что он в себя включает.
5. Что понимается под реставрацией и реконструкцией городской территории.
6. Какие помещения относятся к вспомогательным помещениям.
7. Наиболее распространенные схемы планировки зданий.
Практическая работа № 5
«Экологические особенности градостроения»
1.С чем связана объективная обусловленность экологического подхода к архитектурному пространству.
2. Что используется при построении модели взаимодействие человека и архитектурной среды, и что она означает.
3. Какие задачи решает концепция функционально – пространственной организации городской среды.
4. Концепции функционально – пространственной организации сельскохозяйственных объектов.
5. Для чего применяются архитектурно-планировочные решения.
6. Какие помещения относятся к коммуникационным помещениям.
7. Что должен учитывать архитектор в архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решениях.
1. С какими тенденциями связано развитие пространственно-экологического подхода в архитектуре.
2. Что включает в себя направление реализации экоцентрической концепции архитектурного пространства.
3. Концепции функционально – пространственной организации одноэтажных промышленных объектов.
4. Концепции функционально – пространственной организации жилищно-коммунального строительства сельскохозяйственных объектов.
5. На что подразделяются помещения различного функционального назначения.
6. Что такое объемно-планировочные решения, и какие элементы к ним относятся.
Проблемы экологии в России
Глобальные экологические проблемы актуальны для России. Следует признать, что страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.
Какие же распространенные проблемы экологии существуют в России?
Загрязнение воздуха
Выбросы промышленных отходов ухудшают состояние атмосферы. Негативно для воздуха сгорание автомобильного топлива, а также сжигание угля, нефти, газа, древесины. Вредные частицы загрязняют озоновый слой и разрушают его. Попадая в атмосферу, они вызывают кислотные дожди, которые в свою очередь загрязняют землю и водоемы. Все эти факторы являются причиной онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний населения, а также вымирания животных. Еще загрязнение воздуха способствует изменению климата, глобальному потеплению и увеличению ультрафиолетового солнечного излучения;
Вырубка лесов
В стране процесс вырубки лесных массивов практически бесконтрольный, в ходе чего вырубаются сотни гектаров зеленой зоны. Наиболее изменилась экология на северо-западе страны, а также становится актуальной проблема обезлесенья Сибири. Многие лесные экосистемы изменяются для создания сельскохозяйственных угодий. Это приводит к вытеснению многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, климат становится более сухим и образуется парниковый эффект;
Загрязнение вод и почвы
Промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и подземные воды, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что в стране слишком малое количество водоочистительных сооружений, а большинство эксплуатируемого оборудования устарело. Также сельскохозяйственная техника и удобрения истощают грунты. Существует еще одна проблема – это загрязнения морей разлившимися нефтепродуктами. Ежегодно реки и озера загрязняют отходы химической промышленности. Все эти проблемы ведут к дефициту питьевой воды, поскольку многие источники непригодны даже для применения воды в технических целях. Также это способствует разрушению экосистем, вымирают некоторые виды животных, рыб и птиц;
Бытовые отходы
В среднем на каждого жителя России приходится 400 кг твердых бытовых отходов в год. Единственный выход – это переработка отходов (бумага, стекло). Предприятий, которые занимаются утилизацией или переработкой отходов действует в стране очень мало;
Радиоактивное загрязнение
На многих атомных станциях оборудование устарело и ситуация приближается к катастрофической, ведь в любой момент может случиться авария. Кроме того, недостаточно утилизируются радиоактивные отходы. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток в организме человека, животного, растения. Загрязненные элементы попадают в организм вместе с водой, едой и воздухом, откладываются, и последствия облучения могут проявиться спустя время;
Уничтожение заповедных зон и браконьерство
Эта беззаконная деятельность ведет к гибели как отдельных видов флоры и фауны, так и уничтожению экосистем в целом.
Проблемы Арктики
Что касается специфических экологических проблем в России, то кроме глобальных, существует несколько региональных. В первую очередь – это проблемы Арктики. Этой экосистеме был нанесен урон во время ее освоения. Здесь имеются в большом количестве труднодоступные запасы нефти и газа. Если их начнут добывать, возникнет угроза разлива нефтепродуктов. Глобальное потепление приводит к таянию ледников Арктики, они могут полностью исчезнуть. В результате этих процессов вымирают многие виды северных животных, и существенно изменяется экосистема, есть угроза затопления континента.
Байкал
Байкал – это источник 80% питьевой воды России, и этой акватории был нанесен вред деятельностью бумажно-целлюлозного комбината, который сбрасывал неподалеку промышленные, бытовые отходы, мусор. Также пагубно влияет на озеро Иркутская ГЭС. Не только разрушаются берега, загрязняется вода, но и падает ее уровень, уничтожаются места нерестилищ рыб, что приводит к исчезновению популяций.
Наибольшей антропогенной нагрузке подвергается Волжский бассейн. Качество воды Волги и ее приток не соответствует рекреационным и гигиеническим нормам. Очищается лишь 8% сточных вод, сбрасываемых в реки. Кроме того, в стране существует значительная проблема снижения уровня рек во всех водоемах, а также постоянно пересыхают мелкие реки.
Финский залив
Самой опасной акваторией России считается Финский залив, поскольку в воде содержится огромнейшее количество нефтепродуктов, которые разлились в результате аварий на танкерах. Еще здесь ведется активная браконьерская деятельность, в связи с чем сокращаются популяции животных. Также происходит неконтролируемый отлов лосося.
Строительство мегаполисов и транспортных магистралей уничтожает леса и другие природные ресурсы по всей стране. В современных городах существуют проблемы не только загрязнения атмосферы и гидросферы, но и происходит шумовое загрязнение. Именно в городах наиболее остро стоит проблема бытовых отходов. В населенных пунктах страны недостаточно зеленых зон с насаждениями, а также здесь происходит плохая циркуляция воздуха. Среди наиболее загрязненных городов мира второе место в рейтинге занимает российский город Норильск (а еще в Норильске в 2020 году произошла экологическая катастрофа). Плохая экологическая ситуация образовалась в таких городах РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Асбест, Липецк и Новокузнецк.
Показательное видео проблем экологии в России
Проблема состояния здоровья населения
Рассматривая разнообразные экологические проблемы России, нельзя пройти мимо проблемы ухудшения состояния здоровья населения страны. Основные проявления этой проблемы следующие:
Данный список можно продолжать. Все эти проблемы со здоровьем являются основным последствием ухудшения состояния окружающей среды. Если не решать экопроблемы в России, то число больных людей будет увеличиваться, а численность населения будет регулярно сокращаться.
Пути решения экологических проблем
Решение экопроблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на экологию. Также нужна разработка и внедрение экотехнологий. Их можно позаимствовать и у иностранных разработчиков. Сегодня требуются кардинальные меры для решения экологических проблем. Однако мы должны помнить, что многое зависит и от нас самих: от образа жизни, экономии природных ресурсов и коммунальных благ, соблюдения гигиены и от нашего собственного выбора. К примеру, каждый может выбрасывать мусор, сдавать макулатуру, экономить воду, тушить костер на природе, использовать многоразовую посуду, покупать бумажные пакеты вместо полиэтиленовых, читать электронные книги. Эти небольшие действия помогут вам сделать свой вклад в улучшение экологии России.
Глава 5. Экологические проблемы и ситуации в мире
Л.И. Егоренков, Б.И. Кочуров
Геоэкология
Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. — 320 с.
Глава 5. Экологические проблемы и ситуации в мире
5.3. Комплексное районирование территории России по экологической и социально-экономической ситуации
В результате проведенных в Институте географии РАН работ по комплексному геоэкологическому районированию в 2000 г. была составлена обзорная карта «Комплексное районирование территории России по экологической и социально-экономической ситуации» масштаба 1:8 000 000 (рис. 5.2).
Исходным при разработке и составлении этой карты является понятие экорегиона как сложной геоэкосоциосистемы, представленной территориальным сочетанием, охватывающим подсистемы разной степени сложности (природные, природно-антропогенные, административные), характеризующиеся определенным уровнем экологической напряженности.
В России выделено 56 экологических районов, каждый из которых характеризуется степенью экологической напряженности и рядом социально-экономических показателей.
Экорегион как самостоятельное образование можно представить в виде двух отдельных взаимосвязанных блоков (рис. 5.3): собственно экорегион и субъекты Федерации, входящие в этот регион (полностью или частично). Введение блокового принципа исследования позволяет соотнести природные, природно-хозяйственные и административные границы и охарактеризовать экорегион с разных сторон.
Экологические регионы России (номер и название ранга)
1.1. Западно-Кольский (VI)
2. Восточно-Кольский (II)
5. Онега-Валдайский (IV)
6. Северо-Двинский (V)
7. Мезенско-Печерский (IV)
8. Новоземельский (I)
9. Полярно-Уральский (III)
10. Среднерусский (VII)
11. Центрально-Европейский (VII)
15. Северо-Уральский (III)
16. Окско-Донской (IV)
17. Приволжский (VII)
18. Приуральский (VII)
19. Центрально-Уральский (VII)
20. Южно-Уральский (VI)
22. Прикаспийский (VII)
23. Северо-Кавказский (VI)
25. Ямало-Тазовский (III)
26. Западно-Сибирский (III)
27. Приенисейский (I)
29. Предалтайский (V)
30. Предсаянский (VII)
31. Горноалтайский (I)
32. Горносаянский (I)
36. Северо-Сибирский (III)
37. Среднесибирский (II)
39. Северо-Байкальский (IV)
40. Южно-Байкальский (VI)
41. Центральноякутский (V)
43. Забайкальский (V)
44. Яно-Индигирский (IV)
45. Верхояно-Калымский (II)
49. Амуро-Уссурийский (VI)
50. Сихотэ-Алинский (III)
54. Колымо-Корякский (I)
55. Курило-Камчатский (II)
56. Калининградский (V)
Рис. 5.3. Блоковая система комплексного районирования территории России по экологической и социально-экономической ситуации
Характеристика экорегиона включает следующие отличительные качества: блок «экорегион» — степень экологической напряженности, неблагоприятные природные условия (землетрясения, мерзлота и т. п.), пригодность природных условий для проживания населения, размещение и концентрация населения по зонам комфортности природных условий; блок «субъекты Федерации» — социально-экономическое положение, состояние здоровья населения, степень урбанизации.
Кроме того, в каждом экорегионе выделены объекты повышенной экологической опасности, объекты высокого радиационного риска, особо охраняемые природные территории, что значительно расширяет представление об экологической и социально-экономической ситуации региона.
В зависимости от степени хозяйственной освоенности территории и остроты сформировавшихся экологических ситуаций изменялся основной фактор (факторы), по которому проводились границы экорегионов. Так, европейской части России, особенно в ее центральных и южных областях, где природные рубежи оказались размытыми в силу длительного и интенсивного хозяйственного воздействия, границы экорегионов проводились, главным образом, по контурам ареалов экологических ситуаций.
Таблица 5.2. Социально-экономические критерии и показатели по субъектам РФ
Критерии и их индексы
Ранжированные значения показателей в баллах (от низшего к высшему)
Гз — доля городских земель в общей площади субъекта РФ, %*
Ур — уровень урбанизации, % городского населения в субъекте РФ, %**
ВВП — объем валового внутреннего продукта, млн руб. на 1 человека в год (1996)
Ср — доля сырьевых отраслей в общем объеме промышленного производства субъекта РФ, ***
Дх — собственные доходы субъектов РФ, в % к среднему уровню таких доходов по стране****
Рх — собственные расходы субъектов РФ, в % к среднему уровню таких расходов в целом по стране*****
Дд — средние денежные доходы населения, по отношению (в число раз) к среднему уровню по стране ******
Зд — уровень популяционного здоровья, по коэффициенту суммарной оценки здоровья населения КСОЗН*******
Зд 4 удовлетворительный
* — приведено по расчетам Института геоэкологии РАН;
** — приведено по данным Г. В. Татевосова с учетом мировой шкалы;
*** — в состав сырьевых отраслей промышленности включены: энергетика, топливная, черная металлургия, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, промышленность стройматериалов, рыбная;
**** — в 1996 г. средний уровень собственных доходов субъектов РФ составлял 778,3 тыс. руб./чел./год;
***** — в 1996 г. средний уровень собственных расходов субъектов РФ составлял 2818,9 тыс. руб./чел./год;
****** — приведено по данным Б. Б. Прохорова; коэффициент суммарной оценки здоровья населения (КСОЗН) определяется по 5 показателям: младенческая смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин, то же — женщин, стандартизированный коэффициент смертности мужчин, то же — женщин, более высокий общий показатель соответствует худше- му состоянию здоровья популяции;
******* — в сравнении с мировыми данными этот уровень здоровья в РФ нигде не достигнут.
При проведении границ регионов, в наименьшей степени затронутых хозяйственной деятельностью, учитывались в первую очередь природные рубежи.
В блоке экорегиона «субъекты Федерации» выделенные критерии подобраны так, чтобы они прямо или косвенно отражали экологическое состояние территории. Эти критерии сведены в легенде в специальную таблицу (табл. 5.2), а на карте в пределах границ субъектов РФ показаны в виде комплекса ранжированных индексов.
В каждом субъекте РФ определены доля городских земель и уровень урбанизации. Социально-экономическое положение характеризуется душевым объемом валового внутреннего продукта (ВВП) и долей сырьевых отраслей в общем объеме промышленного производства, что дает представление об общем уровне обеспеченности населения и о роли используемых при этом естественных ресурсов территории. Приведенные критерии доходов — расходов субъектов Федерации и средних денежных доходов на душу населения дают возможность сопоставить уровень жизни населения с существующей экологической ситуацией на определенной территории.
Особое положение занимает критерий, характеризующий уровень популяционного здоровья населения. Для его определения был использован коэффициент суммарной оценки здоровья населения (КСОЗН), опирающийся на мировые стандарты качества здоровья, широко применяемые в странах Запада. При сравнении этих стандартов с показателями здоровья населения России было определено, что в пределах нашей страны территорий с высоким качеством здоровья населения (5 баллов) не существует.
Определение, конкретных показателей уровня здоровья населения в субъектах РФ было проведено на основе схемы антропоэкологического районирования России.
Предложенное комплексное районирование создает основу для определения на федеральном уровне четких стратегических и тактических ориентиров по выводу отдельных регионов из создавшейся острой экологической ситуации, а также формирования устойчивой системы природопользования, которая, обеспечивая потребности регионов и страны в целом, одновременно поддерживала бы средо- и ресурсоформирующие функции природных ландшафтов.