Что такое скульптура в изобразительном искусстве 6 класс
Открытый урок ИЗО 6 класс «Скульптура, как вид изобразительного искусства»
Урок изобразительного искусства (открытый урок) 6 класс.
Тема: Скульптура, как вид изобразительного искусства
Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;
Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.
Обучающие : учить создавать объемны изображения животных используя пластилин.
Развивающие: развивать практическую художественную творческую деятельность и формировать коммуникативные навыки в процессе.
Воспитывающие: воспитать интерес к учебной деятельности, художественной культуре и скульптурному искусству.
Презентация по теме скульптура
Изображения скульптурных форм
«Приём лепки»(раздаточный материал)
Салфетки для протирки рук,картон,стеки,пластелин.
Организационный момент-1 минута.
Сообщение темы урока-2 минуты
Актуалиция знаний, презентация по теме урока-15 минут
Создание ситуации, практическая часть-15 минут
Выставка детских работ,защита-5 минуты
Итог урока-2 минута
Домашнее задание-1 минута
1.Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
Сәлеметсіздер ме балалар!
Good mooning( Гуд монин ) children’s( чидренс )
Здравствуйте ребята! Надеюсь вы готовы к уроку и у вас хорошее настроение!
— Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, и пожелайте творческих успехов на уроке.
Тому как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взгляд потомка восхищенный
И замыслом и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
2. Работа над темой
-Скажите, произведение какого вида искусства вы видите у меня в руке?(скульптура).
-Ребята какая тема урока была у нас на прошлом уроке? Напомните «Пейзаж» воздушная перспектива(линейное построение). «Пейзаж» воздушная перспектива (цветовое решение).
— По форме изображения различают скульптуру круглую и рельефную.
Пересадка групп учащиеся пересаживаются (с помощью цветных карточек).
Вспомним приёмы лепки. Основные приёмы у вас лежат на парте. 4.Физкультминутка.
— Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.
8. Домашнее задание. Познакомиться со скульптурными формами нашего поселка памятник В. Л. Ленина (использовать ресурсы библиотеки и интернета). По желанию: подготовить сообщение, презентацию по теме.
План-конспект по изобразительному искусству на тему «Скульптура — как вид изобразительного искусства» (6 класс)
Тема: Скульптура — как вид изобразительного искусства
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока: знакомство с видами и жанрами скульптуры; знакомство с материалами, оборудованием и инструментами скульптора; знакомство с народными традициями и обычаями.
¾ Раскрыть понятие «скульптура» ;
¾ рассказать о видах скульптуры, рельефа;
¾ рассказать о жанрах скульптуры;
¾ рассказать о материалах, которые использует скульптор.
¾ Активизировать познавательный интерес учащихся скульптурным произведениям;
¾ Расширение знаний в области изобразительного искусства.
¾ Развить зрительную память;
¾ Развить внимание к деталям.
¾ формирование осознанного отношения к скульптурным памятникам;
¾ Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству;
¾ осознание эстетической и нравственной ценности скульптурных памятников.
для учителя: визуальный ряд: презентация «Объемные изображения в скульптуре», выполненная на основе интернет-источников 3, литературный ряд: учебник « Искусство. Изобразительное искусство» 6 кл [2].
для учащихся: тетрадь, ручка.
1. Организационный момент (0,5 мин)
2. Постановка основной темы на уроке, обоснование цели урока (0,5 мин)
3. Сообщение новой информации и беседа (43 мин)
1. Организационный момент (0,5 мин)
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.
2. Постановка основной темы на уроке, обоснование цели урока (0,5 мин)
Учитель: Ребята, посмотрите и скажите, произведение какого вида искусства вы видите на экране?
Учитель: о чём же пойдёт речь сегодня на уроке?
Учащиеся: о скульптуре.
Учитель: тема урока «Скульптура- как вид изобразительного искусства»
3. Сообщение новой информации и беседа (43 мин)
Учитель: Скульптура — одно из самых древних искусств: первобытный человек лепил из глины, вырезал из кости и высекал из камня фигурки — первые скульптурные произведения [2]. Скульптурные произведения создавались тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и Греции.
Позднее римляне ввели в оборот слово «скульптура», что значит «вырезать», «высекать». А древние славяне назвали это искусство ваянием. Но термин скульптура обозначает не только вид искусства, связанный с художественным воспроизведением действительности в объёмно-пространственных формах, но и сами произведения этого искусства — статуи, бюсты, рельефы и т. д. Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите из пластилина скульптуру животного.
Что вы еще знаете о скульптуре?
Учащиеся: скульптура появилась очень давно.
Учитель: Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.
Учитель: Что изображает скульптура?
Учащиеся: людей, животных.
Учитель: Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы.Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных.
2.Скульптура – не копия натуры.
Учитель: Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. Но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму.
Учитель: Где можно встретить скульптуру?
Учащиеся: Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир.
Учитель: Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. Для создания скульптуры, художники используют различные материалы: камень, металл, дерево, стекло, гипс, глину, кость, пластилин, воск, бумагу, лед, снег, песок и другие. Каждый материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые. Какие мягкие материалы вы знаете?
Учащиеся: мягкие материалы – это глина, пластилин, воск.
Учитель: верно. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи. Твердые материалы это…?
Учащиеся: различные камни – мрамор.
Учитель: Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон.
Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня. Дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остаётся связанным с фоном, выступает из него – выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.
Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.
В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:
• Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.
• Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.
Что из этих произведений является барельефом, а что – горельеф?
Учащиеся отвечают на вопросы.
— Существует несколько видов скульптуры.
Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм. Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.
Скульптура малых форм. Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм. Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка.
Главное средство выражения в скульптуре – объем.
У скульптур, которые можно рассмотреть со всех сторон, есть название, как вы думаете, какое?
Учитель: жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура.
1.Что такое скульптура?
2. Назовите виды скульптуры.
3. Назовите жанры скульптуры.
4. Назовите виды рельефа.
5. Какие материалы использует скульптор для создания скульптурных форм?
По ходу урока велась беседа, учащиеся активно отвечали на вопросы.
Построение урока позволило держать дисциплину, учащиеся не отвлекались на посторонние вещи. Урок прошел продуктивно. Урок проведен методиче-ски правильно, соблюдены все этапы урока, соблюден принцип от простого к сложному.
Таким образом можно сделать вывод, что изложенный материал урока был усвоен в достаточной степени.
Список используемой литературы:
1. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений 5–9 классы (Составитель В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.)
2.Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина.— М.: Дрофа, 2016.— 159 с.: ил
Урок-беседа на тему: «Скульптура, как вид изобразительного искусства» 6 класс
Скульптура С произведениями скульптуры мы встречаемся ежедневно, они сопутствуют нашей повседневной жизни – это памятники на площадях, мемориальные доски, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.
Что такое скульптура? Скульптура – это художественное произведение, созданное путем резьбы, лепки или отливки. Слово «скульптура» произошло от латинского слова «высекать». Как вид изоискусства скульптура характеризуется тем, что ее произведения имеют трехмерный объем.
Жанры скульптуры Главный объект изображения в скульптуре – это человек и животное. Подобно художнику, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека и его душевное состояние мы читаем в чертах лица, в жестах, движении.
Виды скульптуры Скульптура делится на два основных вида: круглую скульптуру рельеф
Круглая скульптура В круглой скульптуре изображенный предмет или фигура имеет такую же объемную форму, какой она бывает в действительности. Скульптор работает при соблюдении всех пропорций.
Рельеф В рельефе изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью. В рельефе можно изобразить большую группу людей и даже пейзаж.
Рельеф Так как рельефы всегда связаны с плоскостью, их широко используют для художественного оформления стен зданий и для постаментов памятников.
Назначение скульптуры По назначению скульптура подразделяется на монументальную, станковую декоративную Это деление обусловлено содержанием скульптуры, размерами произведения, его назначением.
Монументальная скульптура Монументальная скульптура (памятники, статуи, рельефы) запечатлевает исторические события и образы исторических деятелей. Традиционный тип памятника — это одна фигура или групповая композиция, установленные на постаменте.
Декоративная скульптура Декоративная скульптура является частью архитектурного ансамбля и предназначается для художественного оформления зданий, парков, стадионов, городских улиц, площадей. Это статуи и рельефы, тесно связанные с архитектурой, но не лишенные и самостоятельного значения.
Рисуем в воздухе природу, пейзаж.
Вопросы для повторения Охарактеризую каждую из скульптур по виду и по назначению.
Вопросы для повторения Что означает слово «скульптура»? На каком языке говорит «скульптура»? Какие жанры характерны для скульптуры? Назовите два вида скульптуры. Чем рельеф отличается от круглой скульптуры? Что такое монументальная скульптура? Какой основной жанр в станковой скульптуре? Для чего предназначена декоративная скульптура? Назови техники исполнения скульптуры. Чем они отличаются друг от друга?
Скульптура — уникальное искусство создания объемных художественных произведений
Скульптура (от латинского sculpo — «вырезаю», «высекаю») — это вид изобразительного пластического искусства, в котором художник создает объемное произведение из твердых материалов. В процессе работы мастер либо высекает (удаляет) лишние слои из исходного цельного блока, либо наращивает на каркас пластический материал (лепит скульптуру). Существует также третий способ получения изваяния — отливка, при котором в заранее подготовленную форму художник заливает расплавленный материал. Главными объектами изображения в этом виде искусства традиционно являются люди и животные.
Скульптурой в русском языке также принято называть непосредственно сами работы художников, изготовленные любым из перечисленных выше способов. Причем созданные мастерами произведения искусства, в отличие от живописных или графических аналогов, имеют осязательную трехмерную, а не плоскую форму.
Разновидности скульптуры
Скульптура — это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе:
К главным скульптурным жанрам относятся:
В истории скульптуры также известно огромное количество произведений, в которых авторы использовали символические и аллегорические художественные образы. Жанровые рамки этого вида искусства значительно расширились в ХХ веке. Именно тогда художники-новаторы начали массово создавать абстрактные скульптурные композиции и делать разнообразные неодушевленные предметы главными героями произведений.
По форме различают круглую и рельефную скульптуру. Круглые скульптурные композиции предназначены для визуального осмотра с разных сторон. Рельефные изображения частично выступают над плоским фоном или погружены в него (см. барельеф).
По назначению скульптуру разделяют на 3 основных разновидности:
Традиционными материалами для изготовления скульптур считаются:
Гораздо реже встречаются более экзотические материалы, в том числе лёд, песок и глина. Но произведения искусства, созданные из них, отличаются очень небольшой долговечностью и практически не используются профессиональными скульпторами.
История скульптуры
История скульптуры берет свое начало с древнейших времен. Самые ранние образцы этого искусства датируются эпохой позднего палеолита. Возраст небольшой статуэтки под названием «Венера из Холе-Фельс» составляет не менее 35 000 лет. Эту примитивную фигурку женщины с тучными формами неизвестный скульптор вырезал из бивня мамонта. В настоящее время найдено около 10 «Венер палеолита», созданных из камня, костей животных или вылепленных из глины.
Появление первых цивилизаций дало огромный толчок развитию разных видов искусства. Уже в Древнем Египте появились первые монументальные скульптуры, украшавшие входы в храмовые комплексы, площади и дворцы фараонов. До наших дней сохранилась всемирно известная фигура большого сфинкса, высеченного из монолитной известняковой скалы около 2500 лет до нашей эры.
Древние египтяне достигли высокого уровня мастерства в сфере скульптуры. Они научились обрабатывать не только мягкий известняк, но и достаточно твердый гранит, а также вырезали фигурки людей из дерева. В это же время появились многочисленные рельефные изображения на стенах храмов и гробниц.
Своеобразные школы скульптурного искусства чуть позже, но задолго до начала нашей эры, сформировались и в других регионах древнего мира. Уникальные образцы старинного зодчества создали неизвестные мастера многих цивилизаций:
Скульпторы древности научились ваять памятники на историческую, религиозную и мифологическую тематику. Рельефными изображениями украшали дворцы правителей, а миниатюрные статуэтки широко использовались в качестве амулетов для защиты от злых духов.
Ваятели Древней Греции не только сумели перенять многие традиции искусства у зодчих из Египта и Месопотамии, но и значительно превзошли соседей по уровню художественного мастерства. Античной культуре была присуща идеализация художественных образов. Статуи мифологических героев, богов и богинь до сих поражают нас красотой и гармонией изображения человеческого тела.
Наиболее выдающимися образцами эллинистической монументальной скульптуры по праву считаются давно исчезнувшие Чудеса Света — Колосс Родосский и Статуя Зевса в Олимпии. Уникальными рельефными изображениями и статуями также были украшены Храм Артемиды Эфесской и Мавзолей в Галикарнасе.
После завоевания территории Греции римлянами, центр мирового искусства переместился на Апеннинский полуостров. Многие греческие мастера были вывезены в Рим, где продолжали творить и обучать учеников. До наших дней сохранились многочисленные бюсты римских императоров, статуи мифологических богов и рельефные изображения на культовых сооружениях.
После падения Рима под натиском варваров в 476 году скульптура, как и многие другие виды изобразительного искусства, надолго пришла в упадок в Европе. Даже появление в XI веке единого романского стиля в архитектуре не сильно повлияло на положение дел. Только возникновение готики наконец-то предоставило скульптуре шанс для возрождения.
Многочисленные готические соборы, построенные в разных уголках Западной Европы, явили миру новые образцы искусства. В эту эпоху появилась и получила широкое распространение традиция украшения фасадов и интерьеров религиозных сооружений скульптурными композициями. Характерными особенностями человеческих фигур на зданиях были их вытянутые формы и скованные позы.
Подлинный расцвет скульптуры пришелся на эпоху Ренессанса. Имена великих зодчих Возрождения хорошо известны всем образованным людям современности. Наибольший вклад в развитие скульптурного искусства внесли:
Скульптурные шедевры Ренессанса до сих пор впечатляют своим величием, глубокой гармонией и идеальными формами. Работы мастеров Возрождения оказали огромное влияние на последующие поколения скульпторов и стали фундаментом для формирования новых стилей в искусстве:
На протяжении многих столетий искусство скульптуры развивалось не только в Европе. Уникальные школы зодчества появились в разных уголках Земли:
До наших дней сохранились знаменитые каменные монолиты на острове Пасхи, многочисленные статуи Будд в Юго-Восточной Азии, уникальные образцы рельефной скульптуры цивилизации Майя.
В конце XIX века в искусстве наступила эпоха Модернизма, которая положила начало возникновению многочисленных новых стилей и течений в скульптуре:
Развитие скульптуры продолжилось и после Второй мировой войны стараниями представителей разных направлений авангардизма. Среди множества популярных течений современности особо выделяются:
В наши дни скульптура остается чрезвычайно востребованным видом искусства среди художников. Выставки работ современных мастеров привлекают миллионы людей, а шедевры древних зодчих украшают экспозиции лучших музеев мира.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может приобрести уникальные скульптуры на аукционах. Наш сайт также предоставляет всем желающим возможность купить скульптуры напрямую у современных художников.