Что такое скульптурная композиция определение
СКУЛЬПТУРА
СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.
Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.
Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.
Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.
Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).
Один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. до н.э.). Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н.э., Берлин Государственные музеи; рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н.э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).
Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л.Бернини, А.Гудон, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.).
Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени. Мирон Дискобол (ок. 450 до н.э., Рим, Национальный Римский музей) (см. также ДИСКОБОЛ), Венера Милосская (ок. 130–120 до н.э., Париж, Лувр) (см. также ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ), Донателло Св. Георгий (1415–1417, Флоренция, Национальный музей), Микеланджело Пьета (1498–1501, Рим, собор св. Петра), Л.Бернини Экстаз св. Терезы (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория)
Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время. Л.Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф.Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ).
Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.
Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. Выпуклый рельеф, барельеф и горельеф известен с эпохи палеолита, распространен в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора.
Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон – пейзаж, архитектура – намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло).
Рельеф, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах, называется многоплановым рельефом. Это дает возможность изображать множество фигур на архитектурном и пейзажном фоне, который в свою очередь зрительно воссоздает уходящее вглубь пространство с использованием перспективных сокращений. Многоплановый рельеф использует светотеневые контрасты, падающие тени, элементы архитектуры и пейзажа для создания иллюзии пространства. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л.Гиберти).
Вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в минимальной степени, называется сплющенным рельефом. Требующий особой виртуозности, тонкости пространственных отношений, сплющенный рельеф возник в Италии и получил высшее развитие скульптуре 15 в. (Донателло).
Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux – фр. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Углубленный рельеф встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных инталиях, служивших главным образом печатями. Инталия (ит. intaglio – резьба) – камень с вырезанным углубленным рельефом в противоположность камее, имевшей выпуклое изображение и являвшееся украшением
Станковая скульптура – род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр).
Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Марк Аврелий, 161–180, Рим, площадь Капитолия; П.К.Клодт Укротители коней, Санкт-Петербург, Аничков мост, 1849–1850.
Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.
Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н.э.) (см. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. также ВЕРСАЛЬ). Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э.М.Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В.И.Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва).
Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм – самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Пластика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Глиптикой (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н.э., С.-Петербург, Эрмитаж). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.
Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.
Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).
Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.
Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).
Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.
Скульптура: определение, типы: статуи, рельефы 2 733 слова читать
18 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Что такое скульптура?
Наиболее устойчивая и, пожалуй, величайшая форма изобразительного искусства, известная человеку, скульптура сыграла важную роль в эволюции западной культуры. Ее история и стилистическое развитие принадлежат самому западному искусству. Она является ключевым показателем культурных достижений классической античности и стала важным фактором, влияющим на развитие искусства эпохи Возрождения в Италии. Вместе с архитектурой это была основная форма монументального религиозного искусства, которая на протяжении веков (ок. 400-1800) была движущей силой европейской цивилизации. Даже сегодня, хотя скульптура постоянно развивается, она по-прежнему является ведущим методом выражения и увековечивания исторических фигур и событий.
В течение своей истории она привлекала некоторых из величайших мастеров мира, в том числе классических скульпторов, таких как Фидий, Мирон Элевтерский, Поликлит, Скопас, Лисипп, Пракситель и Леохар, а также Донателло (1386-1466), Микеланджело (1475-1654) Джамболонья (1529-1608), великий Бернини (1598-1680), Огюст Роден (1840-1917), Генри Мур (1898-1986), Пикассо (1881-1973), Константин Бранкузи (1876-1957) и Дэмиен Херст (р.1965).
Великолепные примеры этой давней формы общественного искусства можно найти во многих лучших художественных музеях.
Легкий для понимания рассказ о самой творческой эпохе в истории пластического искусства см.: «Греческая скульптура».
Также известная как «пластическое искусство», скульптура должна быть довольно простой для определения, но, к сожалению, это не так.
Вечно расширяющаяся форма искусства
Это потому, что определение или значение скульптуры значительно расширились в течение 20-го века. С развитием новых скульптурных инструментов и технологий современные произведения теперь используют такое огромное разнообразие новых материалов, техник и пространственных систем отсчета, что «скульптура» больше не является фиксированным термином, который относится к фиксированной категории объектов или творческой деятельности. Скорее, это постоянно расширяющаяся форма искусства, которая постоянно развивается и переопределяет себя.
Определение традиционной скульптуры
Традиционная скульптура до 20-го века имела четыре основных определяющих характеристики. Во-первых, это была единственная трехмерная форма искусства. Во-вторых, самая представительное. В-третьих, она рассматривалась как искусство твердой формы. Любые задействованные пустые пространства были по существу вторичными по отношению к его объему или массе. В-четвертых, традиционные скульпторы использовали только две основные техники: резьба или лепка. То есть они либо вырезали непосредственно из выбранного материала (например, из камня, дерева), либо строили скульптуру изнутри, так сказать, с использованием глины, гипса, воска и тому подобного. Модели для традиционной скульптуры происходят из греческой и римской скульптуры классической античности.
Определение современной скульптуры
Искусство скульптуры больше не ограничивается традиционными скульптурными концепциями, материалами или методами производства. Оно больше не исключительно репрезентативно, но часто полностью абстрактно. И при этом, скульптура не является исключительно твердой и статичной: ее частью может быть пустое пространство, она также может быть кинетической и способной к движению. Наконец, помимо того, что она может быть вырезана или смоделирована, она может быть также собрана, склеена, спроецирована (голографически) или построена различными способами. В результате традиционное четырехзначное значение и определение скульптуры больше не применяются.
Основные формы скульптуры устарели
Ранее в истории искусства понимались только две основные скульптурные формы: объемная скульптура (также называемая отдельно стоящей скульптурой) и рельефы (в том числе барельеф, рельеф и утопленный рельеф). В наши дни новые формы световой скульптуры (например, голограммы) и подвижной скульптуры требуют переопределения возможных форм.
Определение и значение скульптуры сегодня
Разнообразие пластического искусства 21-го века оставило нам только одну определяющую характеристику: трехмерность. Таким образом, текущее определение скульптуры выглядит примерно так:
«Скульптура – единственная ветвь изобразительного искусства, которая специально связана с выразительной трехмерной формой».
История скульптуры
Теория скульптуры
Из-за своей трехмерной природы и того факта, что она может быть отображена во многих других типах локаций, чем, скажем, живопись, существует ряд важных концепций и теоретических вопросов, которые определяют дизайн и назнаение скульптуры. Вот краткий пример.
Элементы скульптурного дизайна
Два главных элемента скульптуры – это масса и пространство. Масса относится к объему скульптуры, твердому кусочку, заключенному внутри ее поверхности. Пространство – это воздух вокруг твердой скульптуры, и он реагирует с последней несколькими способами: во-первых, он определяет края скульптуры; во-вторых, он может быть окружен частью скульптуры, образуя впадины или области пустоты; в-третьих, он может связывать отдельные части скульптуры, которые, таким образом, связаны друг с другом в пространстве.
Произведения скульптуры могут оцениваться и дифференцироваться в зависимости от их обработки этих двух элементов. Например, некоторые скульпторы сосредотачиваются на твердом компоненте своей скульптуры, в то время как другие больше заботятся о том, как это связано с пространством, в котором оно находится (например, как оно «движется через» пространство или как оно его окружает). Сравните египетскую скульптуру с работами Александра Колдера (1898-1976) и Наума Габо (1890-1977) и вы поймете, что имеется в виду.
Другим важным элементом (большинства) скульптур являются их поверхности. Они могут создавать совершенно разные визуальные эффекты в зависимости от того, являются ли они (например) выпуклыми или вогнутыми, плоскими или смоделированными, цветными или неокрашенными. Например, выпуклые поверхности выражают удовлетворенность, сытость, внутреннее давление и общую «полноту», в то время как вогнутые поверхности предполагают внешнее давление, внутреннюю несостоятельность и возможный коллапс. С другой стороны, плоская поверхность не несет в себе никакой трехмерности, в то время как смоделированная поверхность – та, которая содержит светлые / теневые выступы или впадины – может передавать сильные эффекты трехмерных форм, возникающих или отступающих в темноту, подобно использованию художниками Chiaroscuro. Хотя большинство следов пигмента в настоящее время исчезло, значительная часть скульптур, созданных в античности (например, египетские, греческие, римские статуи / рельефы) и средневековье (например, готические соборные скульптуры), была покрыта краской или другими красящими материалами, в том числе это мог быть слой золота или серебра и другие драгоценные красители. В качестве альтернативы, скульптуры могли быть вырезаны непосредственно из драгоценных цветных материалов, таких как слоновая кость, нефрит и золото или их комбинации. Цвет, очевидно, может придать поверхности различные атрибуты (среди прочего) текстуры, пропорций, глубины и формы. Интересное использование цвета современным скульптором можно увидеть в поп-арт-работе Ale Cans (1964, масло на бронзе, Offentliche Kunstsammlung, Basel) Джаспера Джона (р.1930).
Руководство по эстетическим принципам восточной скульптуры в Китае см.: Традиционное китайское искусство: характеристики.
Принципы скульптурного дизайна
Они регулируют подход скульпторов к таким вопросам, как ориентация, пропорция, масштаб, артикуляция и баланс.
Ориентация
Чтобы создать ощущение гармонии (или дисгармонии) в самой скульптуре, или между ее частями, или между скульптурой и зрителем, или между скульптурой и ее окружением, скульптор обычно работает над определенным пространственным планом или системой отсчета. Такой план, часто основанный на системе осей и плоскостей, важен для поддержания линейной пропорции между взаимодействующими компонентами. Так, например, позы человеческих фигур обычно рассчитываются и создаются со ссылкой на четыре кардинальных плоскости, а именно: принцип аксиальности (например, анатомическое движение), принцип фронтальности (преобладающий в стоящих фигурах куроса греческой архаики), противоположность – динамическая поза, в которой одна часть тела поворачивается или отворачивается от другой части, примером которой являются работы Микеланджело (1475-1564) и Джамболонья (1529-1608), – и хиастическая стойка (поза, в которой вес тела опирается в основном на одну ногу, что является типичной характеристикой греческой фигуративной скульптуры высокого классического периода).
Доля
То, как скульпторы управляют пропорциональностью, значительно варьируется. Некоторые (например, египетские скульпторы) наблюдали иерархические ненатуралистические каноны пропорций (например, самые большие боги, следующие по величине фараоны, самые маленькие граждане и т.д.). Другие скульпторы следовали более натуралистическим, но одинаково иконометрическим правилам пропорций. Для сравнения, во многих племенных культурах используются системы, которые – по религиозным или культурным причинам – придают больший размер определенным частям тела (например, голове). Кроме того, конкретное расположение скульптуры может потребовать особого подхода к пропорциональности. Например, человеческая статуя, установленная на вершине высокой конструкции, может потребовать большей верхней части тела, чтобы уравновесить эффекты ракурса, если смотреть с уровня земли. (Великий художник рококо Тьеполо был мастером противодействия этому эффекту при создании своих потолочных фресок).
Масштаб
Это относится, например, к необходимости создания скульптуры в соответствии с масштабом ее окружения. Прогуляйтесь по любому крупному готическому собору и понаблюдайте за разнообразием скульптур, украшающих дверные проемы, фасады и другие поверхности. Кроме того, некоторые группы фигур, иллюстрирующие библейские сцены, могут содержать несколько разных масштабов: Дева Мария и Иисус могут быть одинакового размера, в то время как (например) Апостолы могут быть меньше.
Сочленение
Здесь описывается, как соединяются скульптурные фигуры (и другие формы): или как различные части тела объединяются в одну форму, или как объединяются между собой отдельные секции. Французский реалист-скульптор Огюст Роден (1840-1917) создал в своих фигурах преемственность в стиле импрессионизма, в отличие от более ранних греческих классических скульпторов (например, Поликлет) и скульпторов эпохи Возрождения, которые предпочитали отдельные единицы делинированной формы.
Равновесие
В автономной фигуративной скульптуре баланс включает в себя два основных вопроса. Во-первых, скульптурное тело должно быть физически устойчивым – достаточно легким для достижения ползучей или наклонной фигуры, менее легким для стоячей статуи, особенно при наклоне вперед или назад. Если естественное положение нестабильно, необходимо использовать базу. Во-вторых, с точки зрения композиции статуя должна демонстрировать ощущение динамического или статического равновесия. Без такой гармонии красота почти невозможна.
Лучший способ понять скульптуру
Вы озадачены всеми этими странными понятиями об элементах и принципах теории скульптурного дизайна? Не волнуйтесь, многие искусствоведы тоже. Лучший способ понять скульптуру – это посмотреть на нее как можно больше. Если возможно, посетите ближайший публичный художественный музей и посмотрите на некоторые копии греческой или ренессансной скульптуры. Это должно дать вам хорошее представление о работах в традиционном стиле. Кроме того, если это возможно, посетите любую выставку, которая включает работы таких абстрактных скульпторов, как Умберто Боччони (1882-1916), Жан Арп (1886-1966), Наум Габо (1890-1977), Александр Колдер (1898-1976), Альберто Джакометти (1901-1966), Барбара Хепуорт (1903-1975), Луиза Буржуа (1911-2010), Сол Левитт (1928-2007) или Ричард Серра (р.1939). Произведения абстрактной скульптуры любого из этих современных художников должны дать вам много почвы для размышлений.
Материалы
Почти любой материал, способный быть сформированным в объеме, может использоваться в скульптуре. Но некоторые материалы, такие как камень – особенно твердый известняк (мрамор) – дерево, глина, металл (например, бронза), слоновая кость и гипс, имеют исключительные «пластические» свойства и поэтому оказались наиболее популярными среди скульпторов с доисторических времен. В результате на протяжении большей части своей истории скульптура создавалась с использованием четырех основных методов: резьба по камню, резьба по дереву, литье из бронзы и обжиг глины. Редким видом была скульптура в технике хризелефатина, предназначенная исключительно для крупных культовых статуй.
Каменная скульптура
Каменная скульптура, вероятно, самая ранняя форма монументальной скульптуры, а также лучшая среда для монументальных работ, была распространена во многих эпохах каменного века палеолита. Работы-прототипы доисторической каменной скульптуры включают базальтовую статуэтку, известную как Венера Берехата Рама (ок. 23000 г. до н.э.) и кварцитную статуэтку, известную как Венера Тан-Тан (ок. 200000 г. до н.э. или ранее). С тех пор, вероятно, самым большим массивом каменной скульптуры была серия колонных статуй и рельефов, изготовленных для великих европейских готических соборов Шартра, Нотр-Дам де Пари, Амьена, Реймса, Кельна и многих других, в период 1150-1300 гг.
Камни из всех трех основных категорий горных пород годились для ваяния скульптуры, включая магматические (например, гранит), осадочные (например, известняки и песчаники) и метаморфические (например, мрамор). Чисто белый итальянский каррарский мрамор использовался в римском искусстве и в итальянской скульптуре эпохи Возрождения такими художниками, как Донателло и Микеланджело, в то время как греческие художники предпочитали пентелический мрамор для создания скульптур Парфенона. (См. Также: Мраморная скульптура.) Ирландская скульптура в эпоху позднего средневековья была главным образом приурочена к кельтским высоким крестам, сделанным из гранита.
Высочайшими примерами мраморной скульптуры являются Венера Милосская (ок. 130-100 до н.э.) Александра Антиохийского; Лаокоон и его сыновья (ок. 42-20 до н.э.) от Хагесандра, Афинодора и Полидора; Пьета (1497-99) и Давид Микеланджело; Экстаз святой Терезы (1647) барочного гения Бернини; Купидон и Психея (1796-97) Нео-классициста Антонио Канова; и Поцелуй (1889) французского гения Огюста Родена.
Нефритовая скульптура
Самая известная форма скульптуры из твердого камня, нефритовая резьба была специальностью китайских мастеров со времен неолита. Нефрит и жадеит являются двумя наиболее распространенными типами нефритового камня, хотя также используется боуенит (форма серпентина). Китайцы приписывают нефриту важные качества, в том числе чистоту, красоту, долговечность, даже бессмертие, а скульпторы ценят нефритовые камни за их блеск, полупрозрачные цвета и оттенки.
Деревянная скульптура
Резьба по дереву является старейшим и наиболее непрерывным видом скульптуры. Особенно удобно для небольших работ, резьба по дереву широко практиковалась в доисторическую эпоху, а затем в эпоху раннехристианской скульптуры – см., например, резьбу из позолоченного дуба, известную как Геро-Крест (965-70, Кельнский собор) – и Золотой век был на Западе, особенно в Германии, в эпоху позднесредневекового искусства : станьте свидетелем изысканной религиозной резьбы по дереву немецких резчиков по дереву Фейта Стосса (1445-1533) и Тильмана Рименшнайдера (1460-1531). Позже, в эпоху барокко, дерево часто покрывали гипсовой штукатуркой и окрашивали в манере древнеегипетского искусства. Великими современными скульпторами по дереву являются Генри Мур (1898-1986), известный своей «Лежащей фигурой из вяза» (1936) и Барбара Хепворт (1903–75).
Бронзовая скульптура
Скульптуры из бронзы – сложный процесс, который был разработан независимо в Китае, Южной Америке и Египте. Бронзовое литье требует моделирования формы в глине, штукатурке или воске, которая позже удаляется после заливки расплавленной бронзы. Метод с использованием воска был обычной техникой в эпоху Ренессанса. Это была также широко используемая техника в африканской скульптуре из Бенина и Йорубы.
Среди известных произведений – «Танцующая девушка Мохенджо-Даро » (ок. 2500 лет до н.э.), шедевр ранней индийской скульптуры из культуры Хараппа или искусство цивилизации долины Инда в Индии, а также большой запас бронзовых досок и скульптур (изготовленных методом литья по форме) с нефритовыми украшениями, найденными в бассейне реки Хуанхэ в провинции Хэнань, Центральный Китай, начиная с царства Ся и более позднего периода династии Шан (с 1750 г. до н.э.).
Более поздние бронзовые шедевры: Врата Рая Лоренцо Гиберти (1378-1455), Давид Донателло (1386-1466) и Микеланджело, Похищение Сабинянов (c.1583) Джамболонна, Бюргерство Кале (1884-89) и Врата ада (1880-1917) Огюста Родена, Уникальные формы непрерывности в космосе (1913) Умберто Боччони (1882–1916), Птица в космосе (1923) румынского абстрактного скульптора Константина Бранкузи (1876-1957), Женщина с перерезанным горлом (1932), Ходячий мужчина I (1960) Альберто Джакометти (1901–66) и Разрушенный город (1953) Осипа Задкина (1890–1967).
Глиняная скульптура
Скульптуры из глины датируются эпохой палеолита каменного века. Известный (когда его обжигают) как терракотовая скульптура, он является самым пластичным из всех методов лепки, универсальным, легким, недорогим и долговечным. Хотя глина в основном использовалась для предварительных моделей, позже отлитых из бронзы или высеченных в камне, она также использовалась для создания натурных скульптур. Самая ранняя известная глиняная скульптура – это Венера Долни Вестонице (ок. 26 000 – 24 000 г. до н.э.), керамическая статуэтка, относящаяся к эпохе Граветта, обнаруженная на территории Чешской Республики. Другим шедевром палеолита является зубр Туд д’Аудубера периода Магдалены (ок. 13 500 г. до н.э.), необожженный рельеф двух бизонов, найденный в пещере Тук д’Аудубер, Арьеж, Франция. Третий доисторический шедевр – Мыслитель Чернаводэ (ок. 5000 г. до н.э.), культовая терракотовая статуэтка, созданная во время мезолитической культуры хамангии в Румынии.
Однако наиболее известным примером глиняной скульптуры является Терракотовая армия китайской династии Цинь («Терракотовое войско»), коллекция из 8 000 глиняных воинов и лошадей, обнаруженных в 1974 году в провинции Шэньси, Китай. Датируемые 246-208 гг. до н.э., каждый из 8000 глиняных солдат уникален, с разным выражением лица и прической.
Другие скульптурные материалы
Другие традиционные материалы, используемые для создания скульптур, включают слоновую кость, а также драгоценные металлы.
Самые ранние известные примеры скульптуры из слоновой кости, например: знаменитые резные фигурки мамонта из слоновой кости доисторических животных, птиц и териантропических фигур (ок. 33–30 000 до н.э.), обнаруженные в пещерах Фогельхерда в швабской Юре, Германия; костёнковская Венера (ок. 22000 г. до н.э.), вырезанная из слоновой кости гигантская женская фигура, найденная в России; и Лев-человек из Холенштайн-Штаделя (ок. 38000 г. до н.э.) – гигантская статуэтка из слоновой кости, найденная в швабской Юре.
Известные работы, сделанные из драгоценных камней, включают, например: месопотамскую скульптуру, известную как Баран в зарослях (ок. 2500 г. до н.э.), небольшую статую из золотого листа, меди, лазурита и красного известняка, найденную в Большой погребальной яме, Ур; и Майкопский золотой бык (ок. 2500 г. до н.э.), золотая скульптура (выполненная методом литья по выплавляемым моделям) из Майкопской скульптуры Северного Кавказа, Россия.
Современные материалы, используемые в скульптуре 20-го века
Материалы, использованные скульпторами 20-го века, включают вторичные материалы, такие как бетон, а также бесконечный список современных материалов, таких как нержавеющая сталь, стекловолокно, алюминий, поролон, папье-маше, велосипедные детали, пластмассы, витражи, «найденные» предметы, и так далее. Более подробно об определенных видах постмодернистского пластического искусства см.: Ледяная скульптура, а также Песочное искусство.
Типы Скульптуры
Основными традиционными формами этого трехмерного искусства являются: отдельно стоящая скульптура, окруженная со всех сторон пространством и рельефная скульптура (охватывающая барельеф, рельеф альт-релиево или высотный и затонувший рельеф), где рисунок остается прикрепленным к фону, обычно каменному или деревянному. Примеры рельефных работ можно увидеть в мегалитическом искусстве, такие как сложные спиральные гравюры, найденные в Ньюгрейндж (Ирландия), на Колонне Траяна в Риме, Храмы Зевса в Олимпии и Парфеноне. Готические архитектурные рельефы появляются на всех основных европейских соборах того периода: рассмотрите, например, святых на южном трансепте собора в Шартре и апостолов на северном трансепте собора в Реймсе.
Скульптура также может быть классифицирована передаваемым предметом. Например, статуя, подобная двум версиям Давида Донателло и Микеланджело, обычно представляет собой полнометражный трехмерный портрет человека, в то время как бюст обычно изображает только голову, шею и плечи – см. Бюст Джорджа Вашингтона (1788), Жан-Антуан Гудон (1741-1828). Статуя человека верхом на лошади, такая как статуя Джамболоньи (1529-1608) Козимо Медичи во Флоренции, называется конной скульптурой. Пожалуй, величайшая конная статуя – бронзовый всадник в стиле барокко на площади Декабристов в Санкт-Петербурге: памятник царю Петру Первому, шедевр русской скульптуры, хотя и созданный французом.
Скульптура как публичное искусство
Яркое заметное физическое присутствие скульптуры делает ее идеальной формой публичного искусства: высшими примерами в западной культуре являются монументальные мегалиты в Стоунхендже, классические скульптуры Парфенона в Афинах, кельтские кресты в Ирландии и готические колонны 12-13 веков со статуями и рельефами в соборах северной Франции и Германии.
Современное светское публичное искусство включает в себя знаменитые скульптуры, такие как Статуя Свободы, Чикаго Пикассо – серия металлических фигур, созданных для Чикагского Гражданского Центра, и архитектурная скульптура « Шпиль Дублина », известная как «шип», созданная Яном Ричи в 1947-м. Современная общественная скульптура продолжает бросать вызов традиционным концепциям трехмерного искусства благодаря своим новым пространственным концепциям и использованию повседневных материалов, собранных или созданных в многочисленных инсталляционных и фиксированных формах скульптуры.
Современная и Постмодернистская Скульптура
С 1960-х годов так называемый модерн был заменен современным искусством или постмодернизмом. В отличие от более ранних модернистов, современные постмодернистские скульпторы (например, поп-артисты, такие как Клес Олденбург, Роберт Индиана и неоп-исполнитель Джефф Кунс), могут свободно использовать более широкий спектр материалов, изображений и методов. Стили имеют тенденцию быть более локализованными, так как сегодняшняя тенденция среди современных художественных движений состоит в том, чтобы не доверять великим идеям и интернационализму современных художественных движений конца 19-го и начала-середины 20-го века.