Что такое сквозные образы в литературе
«Сквозные» образы в литературе
Литературный архетип представляет собой повторяющиеся мотивы, сюжеты и образы главных героев в литературных произведениях.
Архетипы в литературе
Архетипы могут терпеть изменения, однако их объединяет одно целостное этическое ядро. Литературные архетипы классифицируются на сквозные образы, вечные герои, и символистические образы (море, камень, гроза).
«Сквозные образы»: Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет
Сквозные образы – это художественные литературные образы, которые были созданы в определенную историческую эпоху, но сумели остаться культурной памяти человечества. Сквозным образам характерно своеобразное путешествие во времени и пространстве, так как они обладают той смысловой устойчивостью, которая будет важна для любого поколения читателей.
Наиболее яркими сквозными образами в литературе являются Дон Жуан, Дон Кихот и Гамлет. Образ Гамлета ассоциируется с расколотостью мира, вызванного переходным состоянием культуры. Датский принц представляет собой противоречие между сущностью и явлением, в этом литературном герое заключена вся драма раздвоенного сознания.
Именно поэтому к образу Гамлета очень часто обращаются многие литераторы, которым по велению судьбы выпало творить в переломные для общества времена, в частности на рубеже веков.
В образе Дон Кихота запечатлена вся трагедия человеческого идеализма: желание стать героем в прагматическом мире. Образ Дон Кихота, созданный в начале 17 века, продолжил свое литературное шествие в произведениях Достоевского и Диккенса.
Не менее известный сквозной герой, Дон Жуан, стал символом человека, который пребывая в поиске мечты, теряет свою нравственность.
Женский соблазнитель, он бесчувственно разбивал сердца своим возлюбленным, после того, как не обнаруживал в их лице своего женского идеала. Образ Дон Жуана оказался настолько архетипным, что был включен более чем в 150 литературных произведений.
Типы литературных героев: Башмачкин, Хлестаков, Печорин, Онегин
Типы литературных героев являются отражением духовного развития общества. Рождение того или иного типа литературного героя может быть обусловлено социальным заказом, то есть потребностью общества видеть героя с определенным набором личностных качеств, либо по инициативе самого писателя.
Нередко типы литературных героев приобретают названия, которые максимально точно характеризуют их качества, к примеру: «лишний человек», «нигилист», «маленький человек», «босяк».
Ярким примером типа «маленький человек» является гоголевский Башмачкин. Автор ярко показывает скудный и малоинтересный внутренний мир главного героя, а также его серые будни. Однако, Гоголь все же делает акцент на том, что даже такое ущербное, беззащитное существо заслуживает на уважение общества.
Главный герой «Героя нашего времени» Печорин и герой одноименного романа А. С. Пушкина Евгений Онегин принадлежат к типу «лишнего человека». Молодые дворяне, перед которыми были открыты все блага светской жизни, осознали свое пренебрежение к внешнему лоску, отчужденность от праздной аристократической жизни.
В противостояние Евгению Онегину и Печорину вступает герой Гоголя Хлестаков – молодой человек, который, несмотря на приятную наружность, прослыл невежей. То, что стало чуждым для Онегина и Печорина, для Хлестакова является главным достижением жизни.
Система персонажей
Что такое «система персонажей»? Главный герой (протагонист, антигерой, антагонист), второстепенные, эпизодические и внесценические персонажи. Взаимосвязи героев, группы персонажей ‑ материал по теории литературы, который будет полезен как начинающим писателям, так и абитуриентам, и студентам филологических вузов.
Для образования системы персонажей необходимы как минимум два героя; их эквивалентом может быть «раздвоение» персонажа (например, в миниатюре Д. Хармса из цикла «Случаи» — Семен Семенович в очках и без очков). На заре литературного творчества число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета: то есть количество персонажей зависело от самой истории, поскольку действующие лица помогали сюжету двигаться от завязки к развязке.
Система персонажей, как и любая другая система, имеет свою структуру и основана на взаимодействии ее элементов. В нашем случае элементами системы выступают персонажи, они же герои литературного произведения. То есть герои каким-то образом взаимодействуют друг с другом, двигая тем самым сюжет.
«Сложность системы персонажей зависит от сложности самого текста, в котором может быть несколько групп персонажей, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами» ‑ писал литературовед Борис Томашевский.
И чем крупнее форма произведения, тем больше в нем персонажей – чаще всего второстепенных и эпизодических, потому что в качестве главного выступает традиционно один герой, два и больше – уже экзотика. Хотя в «Песне льда и пламени» Мартина одних главных героев как минимум шесть, а второстепенных больше тысячи. Но этот текст претендует на звание литературного сериала, а для него, как и для романа-эпопеи характерно и большое повествование, и обилие героев. Вспомним «Войну и мир» Толстого (жанр роман-эпопея), где Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова периодически выходят на передний план и соревнуются за звание протагониста, и только ближе к середине романа четко обозначается лидер тройки – Пьер Безухов.
Как бы то ни было, все персонажи обязаны взаимодействовать друг с другом: разговаривать, совершать какие-либо поступки, делать что-то, так или иначе направленное на развитие действия романа. Хотя в поэме Гоголя «Мертвые души» количество персонажей буквально зашкаливает, причем это персонажи, не влияющие на развитие сюжета, а введеннех автором в повествование для воссоздания колорита эпохи, духа времени, изображения народа во всем его многообразии. Это дядя Миняй и дядя Митяй, зять Ноздрева Мижуев, мальчишки, просящие у Чичикова подаяния у ворот гостиницы, и особенно один из них, «большой охотник становиться на запятки», и штабс-ротмистр Поцелуев, и некий заседатель Дробяжкин, и Фетинья, мастерица взбивать перины, какой-то приехавший из Рязани поручик, большой, по-видимому, охотник до сапогов, потому что заказал уже четыре пары и беспрестанно примеривал пятую и так далее. Эти фигуры не дают толчков к сюжетному действию и никак не характеризуют главного героя – Чичикова. Но избыточная детализация этих фигур позволяет Гоголю создать особую, полную, пеструю картину мира.
Система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персонажами. Однако сюжетная связь — не единственный тип связи между персонажами. Система персонажей — это еще и определенное соотношение характеров.
Структура системы персонажей. Категории персонажей
Главный герой. Протагонист.
Главный герой – центральное действующее лицо произведения. Его часто называются протагонистомот греческого πρωταγωνιστής: πρώτος«первый», объединенного с αγωνίζομαι «состязаюсь» и αγωνιστής«борец». То есть первый, главный борец. Это носитель истины, выразитель авторских идей, главный двигатель сюжета. Пётр Гринев – герой «Капитанской дочки» Пушкина, Иван Денисович – герой «Одного дня…» Солженицына, уже упомянутый Пьер Безухов – герой «Войны и мира» Толстого, Холден Колфилд – герой «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Сэлинджера.
Антигерой
Однако если главный герой лишен положительных качеств, а наделен наоборот качествами сомнительными и даже откровенно отрицательными, как например, Тайлер Дёрден из «Бойцовского клуба» Чакка Поланика, Алекс из «Заводного апельсина» Энтони Бёрджеса, Родион Раскольников из «Преступления и наказания», его называют антигероем. Это персонаж лишенный героических качеств в общепринятом их понимании, но тем не менее находящийся в центре повествования.
Антагонист.
Протагонисту в произведении (особенно в жанровой литературе) противостоит антагонист- от древнегреческого ἀντί «напротив» αγωνίζομαι «состязаюсь», αγωνιστής «борец», то есть тот, кто борется против, оказывает сопротивление главному герою. Его противник, соперник, в большинстве случаев – злодей. Например, Волондеморт в истории про Гарри Поттера, Миледи как представитель Кардинала в «Трех мушкетерах», Долохов в «Войне и мире» соперник Пьера Безухова. Антагонистом может быть не только персонаж, но и силы природы, например в «Мцыри» Лермонтова, социальные условия и законы общественной жизни (например, в «Шинели» Гоголя)
Второстепенные персонажи
Персонажи, играющие вторую по отношению к главному герою роль, называются второстепенными. Персонажи второстепенной важности – отсюда и название. Не занимающие лидирующие позиции. Подчас бывает сложно отделить второстепенного персонажа от главного. Например, Доктор Ватсон – персонаж второго плана, но он не менее важен и для движения сюжета, и как автор-рассказчик, и как герой, помогающий раскрываться характеру Шерлока Холмса.
Эпизодические персонажи
Персонажи, участвующие в одном или нескольких эпизодах, в одной или нескольких сценах произведения. Они помогают продвигать сюжет, выполняя роль массовки. Эпизодические персонажи могут произносить реплики и даже совершать поступки, которые окажутся важными для действия, но в перед зрителем они появляются редко, а то и вовсе один раз.
Внесценические персонажи
Это персонажи, которые упоминаются в тексте произведения, но не участвующие в действии. То есть про них говорят другие герои, но сами они на условную сцену не выходящие – отсюда и название «внесценические».
Сквозные персонажи
Персонаж, проходящий сквозь несколько произведений, участвующий в прозаическом или поэтическом цикле, но не занимающий центрального положения.
Взаимосвязь характеров
Сюжетные связи между персонажами могут быть очень сложными. По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого — около 600 действующих лиц, а в «Человеческой комедии» О. Бальзака —около 2000 тысяч. Появление этих лиц в большинстве случаев определено сюжетом.Но система персонажей — это еще определенное соотношение характеров. В эстетике большинства направлений европейской литературы характеры важнее сюжета. Обычно главные герои произведений, через которых раскрывается замысел автора, занимают центральное место и в сюжете. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров, в зависимости от избранной темы. То есть сюжет в этом случае занимает второстепенное положение по отношению к характерам персонажей. Так, в некоторых произведениях характеры второстепенных персонажей помогают раскрыть характер главного героя. Мы сталкиваемся с этим в «Преступлении и наказании», где в повествование вводятся двойники и антиподы Раскольникова, в «Обломове», где изображен Захар, слуга-двойник, и Штольц – антипод главного героя.
То есть второстепенные персонажи здесь не столько двигают сюжет, сколько позволяют автору раскрыть характер главного героя и справиться с поставленной художественной задачей. Здесь характеры персонажей помогают автору раскрыть основную идею произведения и реализовать творческую концепцию.
Виды взаимосвязей персонажей
С какой бы целью персонажи не вводились в сюжет, они обязаны действовать. И эти действия можно объединить в несколько групп.
Вот что об этом писал литературовед Б.В. Томашевский в «Поэтике»:
«Действующие лица подвергаются в произведении группировке. Простейший случай — это разделение всех действующих лиц на два лагеря: друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами».
То есть персонажей можно условно разделить на несколько категорий в зависимости от их участия в судьбе главного героя и и влияния на сюжет.
Второстепенные персонажи могут быть друзьями, соратниками главного героя: доктор Ватсон для Шерлока Холмса, три мушкетера для Д’Артаньяна, Гермиона и Рон Уизли для Гарри Поттера, Разумихин и Соня Мармеладова для Раскольникова, Аркадий Кирсанов для Базарова.
Второстепенные персонажи могут быть недругами, врагами главного героя: профессор Мориарти для Шерлока Холмса, Миледи для Д’Артаньяна, Волан-де-Морт для Гарри Поттера, Порфирий Петрович и Лужин для Раскольникова, Швабрин для Петра Гринева, Долохов для Пьера Безухова, Кабаниха для Катерины.
Второстепенные персонажи могут находится в нейтральных взаимоотношениях– быть незнакомыми друг с другом, не вступать в непосредственные взаимоотношения. К таким персонажам можно отнести уже упомянутых многочисленных фигур из «Мертвых душ», персонажей из лирических отступлений «Евгения Онегина», действующих лиц из рассказов Чехова, не влияющих на само действие.
Противостояние персонажей
Самый распространенный вид взаимодействия героев, как утверждает Томашевский – это противостояние двух групп, друзей и врагов главного героя. И действительно, подобную расстановку сил – условную борьбу добра со злом – мы встретим не только в современных голливудских фильмах, но и в классике русской литературы. Разум и герои, выступающие за просвещенье и воспевающие гуманистические ценности (Милон, Правдин, Софья), противопоставлены косным ретроградам (Простакова, Скотинин, Митрофанушка) в комедии Фонвизина «Недоросль»; человек чести Петр Гринев противопоставлен бесчестному, циничному Швабрину в «Капитанской дочке», семьи порядочные противопоставлены семьям безнравственным в «Войне и мире»; ленивый Обломов противопоставлен деятельному Штольцу и т.д.
В произведениях романтического толка можно встретить главного героя, противопоставленного всему миру в целом: начало было положено «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона и нашло развитие в байронических образах Чацкого, Онегина, Мцыри, Печорина, Раскольникова, Базарова. Это герои, вступающие в конфронтацию не с определенной группой персонажей, а со всем миром, то есть со всеми героями произведения.
Про управление персонажами
Один из апологетов постмодернизма в литературе Джон Фаулз писал в романе «Любовница французского лейтенанта» (1969):
«Все, о чем я здесь рассказываю, — сплошной вымысел. Герои, которых я создаю, никогда не существовали за пределами моего воображения. Если до сих пор я делал вид, будто мне известны их сокровенные мысли и чувства, то лишь потому, что, усвоив в какой-то мере язык и «голос» эпохи, в которую происходит действие моего повествования, я аналогичным образом придерживаюсь и общепринятой тогда условности: романист стоит на втором месте после Господа Бога…
…Наши герои и события начинают жить только тогда, когда они перестают нам повиноваться. Когда Чарльз оставил Сару на краю утеса, я велел ему идти прямо в Лайм-Риджис. Но он туда не пошел, а ни с того ни с сего повернул и спустился к сыроварне
Мало того, что герой начинает обретать независимость, — если я хочу сделать его живым, я должен с уважением относиться к ней и без всякого уважения к тем квазибожественным планам, которые я для него составил.
Иными словами, чтобы обрести свободу для себя, я должен дать свободу и ему, и Тине, и Саре, и даже отвратительной миссис Поултни».
Джон Фаулз говорит о том, с чем сталкивается, пожалуй, любой начинающий писатель – с обретением персонажами самостоятельности. Но это уже совсем другая история.
Урок «Сквозной» образ в русской литературе. «Вечная Сонечка»
«Сквозной» образ в русской литературе
«маленький человек» – это человек нормальный.
Образовательная цель: развитие умений и навыков анализа прозаического произведения: определение особенности изображения героев, анализ изобразительно- выразительных средств языка произведения, определение авторского отношения к изображаемому; знакомство с текстами произведений, связанных с темой; установление связи, нахождение «общих» точек в произведениях разных времен и жанров.
Развивающая цель: работа над умением самостоятельно добывать знания из разных источников, в том числе из Интернета, распределять полученную информацию на блоки, анализировать текст с позиции заданной темы; формирование умения сравнивать в движении «сквозной» темы образы главных героев.
Воспитательная цель: работа над осознанием необходимости соблюдать законы Духовности, учимся понимать «мудрость чудака», а также нравственные ценности человеческого общества:
Оборудование: высказывания писателей и философов, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, отрывки из кинофильмов.
В литературе XIX века появляются герои, похожие друг на друга. Это литературные «типы» («маленький» человек, «лишний» человек) или «двойники» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «двойники» Раскольникова).
Это герои одного периода или одного автора, но есть и «сквозные» персонажи, встречающиеся в произведениях писателей разных эпох, но имеющие сходство не только внутреннее и внешнее, но и похожие судьбы. Сегодня мы с вами поговори именно о таких «сквозных» женских образах в русской литературе 19-20 веков.
Именно таким является образ «вечной Сонечки», который мы встречаем впервые в литературе XIX века в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Женские образы всегда занимали в русской литературе необычайно важное место. Таинство души человеческой передавалось русскими писателями не только через несколько отстраненный женский взгляд, но и через женское сердце. «Бедная Лиза» Карамзина впервые показала, что «и крестьянки любить умеют». Не надо думать, что люди низшего сословия были исключительно женского пола, однако честь быть уравненной с дворянами в правах на чувство выпало именно на долю Лизы. «Татьяны милый идеал» в нетленном романе «Евгений Онегин», пожалуй, волнует А.С. Пушкина не меньше, чем судьба главного героя. Независимость характера Лариной, её близость к простому народу, духовная чистота отвечали представлениям А.С. Пушкина о национальном характере.
К женским образам обращались все писатели XIX века. Тургеневские барышни определяют целый комплекс характерных черт, присущих девушкам его идеала. Романы Л.Н. Толстого вдохнули жизнь в образы женщин, может быть, и не безгрешных, но от этого не менее привлекательных. Сонечка Мармеладова, сверкнувшая ярким лучом в кромешной тьме безысходности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», на долгое время определила приоритеты в духовной сфере.
Почему же именно Соня, Сонечка, Софья?
Имя «Софья» имеет древнегреческое происхождение и означает мудрость. Соня – нежная, добрая. В отношениях с незнакомыми людьми стеснительна и не отличается излишней доверчивостью, в то же время она способна проявить сочувствие к слабому и беззащитному существу и оказать посильную помощь человеку, попавшему в затруднительное положение.
В мировой истории немало женщин с этим именем:
СОФИЯ Римская (ум. ок. 137), христианская святая, мать мучениц Веры, Надежды и Любови Римских, пострадавших в гонение императора Адриана. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в Католической 30 сентября.
Софья Алексеевна Романова (17 (27) сентября 1657, Москва — 3 (14) июля 1704, там же) — русская царевна, правительница России (1682-1689) при двух царях — ее малолетних братьях Иване V и Петре I, дочь царя Алексея Михайловича от брака с М.И. Милославской По общему мнению, Софья была человек большого, выдающегося «великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева» — как выразился о ней один из ее врагов. К деятельности ее, как правительницы, с уважением относился Г. Ф. Миллер; Карамзин и Полевой признавали Софью замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. И. Е. Забелин видит в Софье воплощение византийских идеалов. Для Соловьева София — «богатырь-царевна», «пример исторической женщины, освободившаяся из терема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая их в обществе».
СОФЬЯ Витовтовна (1371, Литва — 15 июня 1453, Москва), московская великая княгиня, супруга (в 1390-1425) московского великого князя Василия I, дочь литовского великого князя Витовта.
СОФЬЯ Палеолог (Зоя Палеолог) (умерла 7 апреля 1503), московская великая княгиня, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога, жена (с ноября 1472) московского великого князя Ивана III Васильеевича. Зоя Палеолог получила имя Софьи в России. Брак с родственницей византийского императора Иван III использовал для укрепления престижа Руси в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Этот брак способствовал провозглашению Русского государства преемником Византии.
Данные качества неизменно угадываются не только в Соне Достоевского, но и в Софье Петровне из «задержанной» одноименной повести Л. Чуковской (1939 – 1940, опубл. 1988) и «официально» признанной героине Ю. Трифонова из «Дома на набережной» (1976). Оно привлекает внимание и авторов, наследующих традиции реалистического письма (Б.Васильев «А зори здесь тихие», Ф. Искандер «Софичка»), и тех, кто испытывает влияние постмодернистской эстетики (Т. Толстая «Соня», Л.Улицкая «Сонечка»).
3. Работа по теме урока.
Так что же объединяет героинь не только разных произведений, но и разных эпох? Давайте обратимся к текстам классической и современной русской литературы и попробуем составить своеобразный портрет Софьи(Сони, Сонечки), обращая внимание на внешность, деятельность, взаимоотношения с другими персонажами и внутренний мир женских образов. Предоставляю вам слово.
Александр Се ргеевич Грибоедов родился 4(15) января 1795 года в семье богатых помещиков. Получив блестящее домашнее образование, в одиннадцатилетнем возрасте поступил в московский университетский благородный пансион, а затем в университет. К началу Отечественной войны он успел закончить три факультета: словесный, юридический и математический. Александр Сергеевич всю жизнь стремился к знаниям. Грибоедов был разносторонне одаренной личностью, он прекрасно знал несколько иностранных языков, среди которых были не только европейские (английский, французский, итальянский немецкий), но и латинский, греческий, турецкий, арабский и персидский.
В 1816 году поэт вышел в отставку и пошел служить в Коллегию иностранных дел в Петербурге. В 1818 году Грибоедову пришлось определиться секре тарем персидской миссии при генерале А.П. Ермолове. В 1819 году он уже на Востоке.
В Тифлисе 1822 году поэт начал работу над комедией «Горе от ума», которую закончил через год.
Родился в 1821 году в Москве. Первоначальное образование получил в частных московских пансионах. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое и закончил в 1843 году со званием военного инженера.
Всю жизнь он посвятил раскрытию главной темы своих исканий – темы Человека. Он открыл много неизведанного, показал человека во всевозможных столкновениях с жизнью.
Родился в усад ьбе Ясная Поляна.
В конце 1850 г. н ачалась его писательская деятельность. Позже
Толстой решил п оехать на Кавказ, где его старший брат служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856), в повести «Казаки» (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть «Детство», в 1852 г. напечатанная в журнале «Современник».
Осенью 1856 г. в ышел в отставку. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях
Писатель раб отает над романом «Война и мир» (1863-1869)
Родилась в 1951 году в Ленинграде, внучка знаменитого советского писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской-Толстой, дед по материнской линии – переводчик и поэт М. Л. Лозинский.
Окончила филологический факультет ленинградского государственного уни
верситета, преподавала в американском университете.
Родилась в 1943 году в селе Давлеканово Башкирской АССР, по профессии биолог и генетик.
Порвав с научной работой, была завлитом в Камерном еврейском театре, затем закончила курсы мультипликационной режиссуры, занималась литературными переводами, писала сценарии программ для телевидения, создала 15 пьес для кукольных театров.
«Преступление и наказание»
«В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет.»
«Лицо святейшей богомолки. »
«Как Софья Павловна у вас похорошела!» «Как хороша!»
«…безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое»
«тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых. но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».
«Ну вообразите себе: голова как у лошади Пржевальского, под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни».
«Толстая усатая старуха…»
«Нос ее был действительно грушевидно-расплывчатым, а сама Сонечка, долговязая, широкоплечая, с сухими ногами и отсиделым тощим задом…»
«И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки и Катерину Ивановну облегчает и средства посильные доставляет».
«Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила…»
Она слишком заземлена, слишком погружена в быт. Именно Соня препятствует позорному бегству Наташи с Анатолем.
«Соня хорошо готовила. Торты накручивала великолепные…Так что это всегда поручалась ей.»
«Сонина незаменимость на кухне в предпраздничной суете, и швейные достоинства, и ее готовность погулять с чужими детьми и даже посторожить их сон…»
«Чисто мыла она тарелки и кастрюли, со страстным старанием готовила еду, кипятила баки с бельем, подсинивала и крахмалила»
«Во имя великой цели Соня работала на двух работах, строчила ночами на машинке и втайне от мужа копила деньги».
«В начале пятидесятых Сониными огромными трудами и хлопотами семья полуобменяла-полуприкупила жилье, и въехали они в целую четверть двухэтажного деревянного дома…»
Взаимоотношения с окружающими
В Софье Па вловне, то есть в чувстве ее к Молчалину, есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина.
Откуда скрытность почерпнуть!
Готова я была в окошко к вам прыгну ть.
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят.
«Он (Раскольников) смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви…»
«– Теперь-то! О, что теперь делать. Вместе, вместе! – повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его (Раскольникова). В каторгу с тобой вместе пойду!»
« Я люблю вас как брата и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо». За всю свою небольшую жизнь Соня привыкла собой жертвовать, ради других и ради счастья других.
«Соня клялась непременно отдать за Николая свою жизнь или пойти за ним, если надо на край света»
«…но Сонечка благоговейно грелась перед огнем этого всемирного разговора и все твердила про себя: «Господи, господи, за что же мне все это…»
Однако о себе скажу,
В ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воз духа.
«Какое-то ненасытимое сострадание, если так можно выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица ее»
Сонечка Мармеладова, наделена даром бесконечного сострадания к людям, во имя любви к ним готова перенести любые трудности и даже унижение. Ради спасения близких Соня избирает путь насилия над собою. Следуя за Раскольниковым, она разделяет его судьбу, помогает нести тяжелый крест.
В девушке чувствуется готовность подчиниться, но за кажущейся слабостью, за кротостью таится сила воли, характер, способный принять и поддержать грешника, увидеть его страдания. На это могла пойти только она, «вечная Сонечка», девушка с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям.
В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, Соня сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» – символ самопожертвования и бесконечного страдания.
Ей не хватает восторженности и естественности. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития. Она сдержанна, молчалива, рассудительна, осторожна, в ней в высшей степени развита способность к самопожертвованию. Соня привлекает к себе внимание красотой и нравственной чистотой,
В Соне было все, за что ценят людей, однако мало того, за что любят. Она – пустоцвет. Жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали ее душе раскрыться в полной мере.
Соня прекрасно вписывается в семью Ростовых, необыкновенно близка и дружна с Наташей, с детства влюблена в Николая. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна.
Чувство Сони к Николаю настолько постоянно и глубоко, что она хочет «любить всегда, а он пусть будет свободен». Это чувство заставляет ее отказать завидному в ее зависимом положении жениху — Долохову.
Содержание жизни героини полностью зависит от ее любви: она счастлива, будучи связанной словом с Николаем Ростовым, особенно после святок и его отказа в просьбе матери ехать в Москву, чтобы жениться на богатой Жюли Карагиной. Свою судьбу Соня окончательно решает под влиянием пристрастных укоров и упреков старой графини: не желая платить неблагодарностью за все, что было сделано для нее в семье Ростовых, а главное, желая счастья Николаю. Она пишет ему письмо, в котором освобождает от данного слова, однако втайне надеется, что его брак с княжной Марьей будет невозможен после выздоровления князя Андрея. После смерти старого графа остается вместе с графиней жить на попечении вышедшего в отставку Николая
«Чуткий инструмент Сонина душа…»
«Впрочем, надо думать, что она романтична и по-своему возвышена»
«Ясно одно – Соня была дура. Это ее качество никто никогда не отрицал…»
Так начинается знакомство с главной героиней одноименного рассказа Т. Толстой. Ее непривлекательная внешность изначально как бы оправдывает веселый розыгрыш приятелей, решивших подшутить над чувствами «глупой» женщины. Однако автор тут же оговаривается: «По прошествии некоторого времени кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями, восхитительными в своей непредсказуемости».
Что же произошло? Почему изменилось мнение о человеке, не успевавшем «перестроиться» во времени?
Татьяна Никитична показала героиню в довоенное время и в период блокады Ленинграда. Изначально Соня была жертвой насмешек, а затем становится жертвой войны.
Желание помочь привело героиню к смерти.
Толстая рассказала нам о судьбе еще одной Сонечки, готовой протянуть руку каждому, кто в этом нуждается.
«Наподобие касания к философскому камню, ночные беседы с женой оказывались волшебным механизмом очищения прошлого».
Дожив до своих двадцати семи лет, героиня романа Сонечка почти не сталкивалась с реалиями внешнего мира, потому что героиня «читала почти без перерыва». Границы между вымышленными и реальным мирами в ее сознании настолько стерлись, что девушка куда больше переживала за книжных героев, нежели за судьбу родственников и знакомых.
Но вот Соня встретила Роберта Викторовича, которому суждено было стать ее мужем. Сорокасемилетний художник распознает в гадком утёнке, каким представлялась Сонечка окружающим, прекрасного лебедя…
Ей ни на минуту не приходило в голову печалиться о своей участи, «ревновать о высшем». Соня день ото дня радовалась успехам дочери и мужа.
Любовь как способность к самопожертвованию становится непременной чертой образа «вечной Сонечки».
Просмотр фрагментов кинофильмов
Удалось ли создателям киноверсий показать внутренний мир героинь?
Что же общего и чем отличаются героини этих произведений?
Почему же истинная любовь так тяжело им дается?
Какие качества этих героинь особенно подчеркивают авторы?
И писатели 19 века, и наши современники почувствовали, что взгляд на мир глазами женщины ближе к пониманию внутренних духовных основ его устройства. Не об этой ли красоте мира писал Ф.М. Достоевский? Вера в человека, в его мудрость и красоту души сближает писателей XIX и XX веков. Незамысловатые истории, ожившие под пером Т.Толстой и Л. Улицкой, продолжают традиции великой русской литературы. На мой взгляд, в наш рациональный век сердца часто глухи к чужому горю. Однако лишь когда каждый из нас будет прислушиваться не только к голосу разума, но и сердца, будет готов подарить другим часть своей души, тогда для нас и откроется истинный смысл бытия, тогда «сердце одного» окажется способным заключать в себе «бесконечные источники жизни для сердца другого…».
6.Домашнее задание. Подготовить сообщения о героинях пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня», повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», Ф.Искандера «Софичка», Ю.Трифонова «Дом на набережной», Л.Чуковской «Софья Петровна», составить таблицу.