Что такое словесное описание в информатике

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания

Урок 16. Информатика 6 класс ФГОС

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Конспект урока «Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания»

· стили словесных описаний.

На прошлом уроке мы с вами узнали, что к видам информационных моделей по способу представления относятся: образные модели, знаковые модели и смешанные модели.

Образные модели – это зрительные образы объектов, которые зафиксированы на каком-либо носителе. Примерами образных моделей являются рисунки в учебниках, фотографии, чертежи и так далее.

Знаковые модели – это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования. К знаковым моделям относятся словесные описания, формулы в учебниках математики, физики и прочие.

Смешанные модели – это модели, в которых одновременно используются образные и знаковые модели. Смешанные модели включают в себя таблицы, графики, диаграммы и так далее.

На данном уроке разберёмся более подробно со знаковыми моделями, а точнее с моделями, которые представлены в виде текста. Такие модели называются словесными описаниями.

Словесные описания являются широко распространёнными и часто используемыми моделями. Обычно, мы используем их в общении для передачи своих мыслей, эмоций, чувств, всего, что нас окружает. Это происходит на одном из естественных языков (русский, английский и так далее).

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Словесные модели описывают ситуации (например, отдых на выходных с родителями), события (например, из истории), процессы (например, в природе фотосинтез).

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Словесные описания могут быть выполнены в разных стилях. Различают разговорный и книжный стили. Разговорный стиль, как вы уже, наверное, догадались, служит для общения между людьми. Книжный стиль делится на научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Сегодня более подробно мы рассмотрим научный и художественный стили.

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. К важным качествам научного стиля относятся логичность и чёткость. Данный стиль обычно используется в научных статьях, учебниках, энциклопедиях и так далее. При использовании данной модели используется большое количество слов-профессионализмов.

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Следующая модель – это художественные описания. Данный стиль используется в произведениях художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует все богатство лексики. После прочтения, читатель анализирует литературное произведение, выделяет в нем объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями и так далее.

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Рассмотрим несколько примеров художественного текста.

Первый: Лейтенант шёл по жёлтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

В данном тексте автор воздействует на воображение читателя, подробно описывая детали.

Или же второй пример:

• Ваня готов был лопнуть от смеха.

• Его грызла совесть, долго и коварно.

• Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки.

Для большей красочности в данных предложениях используются метафоры. Метафоры – это слова или выражения в переносном смысле.

Перед подведением итогов теоретической части, необходимо обратить внимание на важные особенности естественного языка. Итак, Естественный язык, предназначенный, прежде всего, для повседневного общения, имеет целый ряд своеобразных черт:

• почти все слова имеют не одно, а несколько значений;

• часто встречаются слова с неточным и неясным содержанием;

• значения отдельных слов и выражений зависят не только от них самих, но и от их окружения (контекста);

• распространены синонимы, слова разные по звучанию, но одинаковый смыслу, и омонимы, слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу;

• одни и те же предметы могут иметь несколько названий и так далее.

Знаковые модели –это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования.

Словесные описания – это модели, представленные в виде текста.

• В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке.

Стили словесных описаний: разговорный и книжный.

Книжный стиль делится на научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Перейдём к практической части нашего урока.

1. Открыть текстовый документ «Очень-очень вкусный пиpor.docx».

2. Заменить многоточия на слова, подходящие по рифме.

3. Сохранить документ под именем «Пирог».

Откроем текстовый редактор Microsoft Word. Затем откроем документ Очень-очень вкусный пирог с помощью вкладки файл, открыть. Далее указываем путь к своей рабочей папке, выбираем необходимый документ и нажимаем открыть.

Далее допишем необходимые слова. Для заполнения второй строки необходимо удалить многоточие. Ставим курсор в конец второй строки. Многоточие можно выделить двумя способами: Первый. Нажать левую клавишу мыши, и провести курсор. Второй. Нажать и удерживать клавишу Shift и на клавиатуре нажать на клавишу стрелки влево. Теперь нажимаем клавишу Del и пишем слово, подходящее по рифме. Или же можно выделить многоточия одним из вышеприведённых способов и просто набрать нужное слово. В данном случае это «позвал». Таким же образом заполняем остальные строки.

Сохраним документ при помощи вкладки файл, сохранить как, указываем путь к своей рабочей папке, даём имя файлу Пирог и нажимаем кнопку сохранить.

Давайте сами создадим «фигурный» стих в виде Ёлки.

Итак, второе задание:

1. Открыть текстовый документ «Стих.с1осх».

2. Оформить стих в соответствии с образцом в виде ёлки.

3. Сохранить документ под именем «Ёлка».

Приступим к выполнению. Откроем текстовый редактор Microsoft Word. Далее при помощи вкладки Файл, открыть, откроем необходимый документ. Для начала расположим весь стих по центру. Для этого выделим весь текст с помощью комбинации клавиш Ctrl+A и на вкладке главная, в группе абзац выберем «Выровнять по центру». Далее смотрим расположение слов. В первой строке находится предлог «На», ставим после него курсор и нажимаем клавишу Enter. Видим, что оставшаяся часть строки перескочила на следующую. Таким же образом переносим слова «детских ёлках» и «чудеса блестят в иголках». Обратите внимание, что слово «чудеса» написано в примере с маленькой буквы, а в стихотворении с большой.

Для исправления есть 3 способа:

Первый: поставить курсор перед большой буквой ч и нажать клавишу Del, затем ввести маленькую букву.

Второй способ: поставить курсор после большой буквы ч, нажать клавишу Esc и допечатать маленькую букву.

Третий способ: выделить большую букву ч и ввести маленькую. Остальную часть стихотворения оформить аналогичным образом.

Сохраним документ при помощи вкладки файл, сохранить как, указываем путь к своей рабочей папке, даём имя файлу Ёлка и нажимаем кнопку сохранить.

Подведём итоги практической части урока. Сегодня мы научились:

• выделять символы двумя способами;

• оформлять «фигурные» стихи;

• заменять не нужный символ на другой, необходимый нам тремя различными способами.

Источник

§1.2 Знаковые модели

1.2.1. Словесные модели

Словесные модели — это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.

Например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, словесно описывалась следующим образом:

Множество словесных моделей содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий, в учебнике географии — модели географических объектов и природных процессов, в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного мира.

Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п. Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

Такие особенности естественного языка, как многозначность, использование слов в прямом и переносном значении, синонимия, омонимия и т. п., придают человеческому общению выразительность, эмоциональность, красочность. Вместе с тем наличие этих особенностей делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).

1.2.2. Математические модели

Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями.

Язык математики представляет собой совокупность множества формальных языков; с некоторыми из них (алгебраическим, геометрическим) вы познакомились в школе, другие сможете узнать при дальнейшем обучении.

Язык алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами, записав соотношения между количественными характеристиками объекта моделирования. В школьном курсе физики рассматривается много функциональных зависимостей, которые представляют собой математические модели изучаемых явлений или процессов.

Модель оптимизации расходов/доходов

С помощью языка алгебры логики строятся логические модели — формализуются (записываются в виде логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Путём построения логических моделей удаётся решать логические задачи, создавать логические модели устройств и т. д.

Электрические схемы

1.2.3. Компьютерные математические модели

Многие процессы, происходящие в окружающем нас мире, описываются очень сложными математическими соотношениями (уравнениями, неравенствами, системами уравнений и неравенств). До появления компьютеров, обладающих высокой скоростью вычислений, у человека не было возможности проводить соответствующие вычисления, на счёт «вручную» уходило очень много времени.

В настоящее время самые сложные математические модели могут быть реализованы на компьютере. При этом используются такие средства, как:

— специализированные математические пакеты и программные средства для моделирования.

Математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, называются компьютерными математическими моделями.

Средства компьютерной графики позволяют визуализировать результаты расчётов, получаемых в процессе работы с компьютерными моделями.

Особый интерес для компьютерного математического моделирования представляют сложные системы, элементы которых могут вести себя случайным образом. Примерами таких систем являются многочисленные системы массового обслуживания: билетные кассы, торговые предприятия, ремонтные мастерские, служба скорой помощи, транспортные потоки на городских дорогах и многие другие модели. Многим знакома ситуация, когда, придя в кассу, магазин, парикмахерскую, мы застаём там очередь. Приходится либо вставать в очередь и какое-то время ждать, либо уходить, т. е. покидать систему необслуженным. Возможны случаи, когда заявок на обслуживание в системе мало или совсем нет; в этом случае она работает с недогрузкой или простаивает. В системах массового обслуживания количество заявок на обслуживание, время ожидания и точное время выполнения заявки заранее предсказать нельзя — это случайные величины.

Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.

Имитационное моделирование — это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натурных испытаний с реальным оборудованием проводят опыты с помощью компьютерных моделей. Для получения необходимой информации осуществляется многократный «прогон» моделей со случайными исходными данными, генерируемыми компьютером. В результате образуется такой же набор данных, который можно было бы получить при проведении опытов на реальном оборудовании или в реальной системе. Однако имитационное моделирование на компьютере осуществляется гораздо быстрее и обходится значительно дешевле, чем натурные эксперименты.

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Ссылки на ресурсы ФЦИОР:

Источник

Знаковые модели. Словесные модели

Урок 2. Информатика 9 класс ФГОС

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Конспект урока «Знаковые модели. Словесные модели»

К видам информационных моделей по способу представления относятся: образные модели, знаковые модели и смешанные модели. Образные

модели – это зрительные образы объектов, которые зафиксированы на каком-либо носителе. Примерами образных моделей являются рисунки в учебниках, фотографии, чертежи и так далее. Знаковые модели – это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования. К знаковым моделям относятся словесные описания, формулы в учебниках математики, физики и прочие. Смешанные модели – это модели, в которых одновременно используются образные и знаковые модели. Смешанные модели включают в себя таблицы, графики, диаграммы и так далее.

Сегодня мы рассмотрим словесные модели. Словесные модели – это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках. Естественный язык – это язык, предназначенный для общения людей. Важно, чтобы этот язык понимали все люди, участвующие в общении.

Существуют разнообразные стили словесных описаний. Различают разговорный и книжный стили. Разговорный стиль чаще всего используется в общении для передачи своих мыслей, эмоций, чувств, всего, что нас окружает (например, отдых на выходных с родителями или друзьями). Это происходит на одном из естественных языков (русский, английский и так далее). Таким образом, разговорный стиль служит для общения между людьми.

Книжный стиль можно разделить на подкатегории:

Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим художественный стиль. Он используется в произведениях художественной литературы. С помощью этого стиля автор воздействует на чувства и воображение читателя, передаёт свои чувства, мысли, использует все богатство лексики. После прочтения, человек анализирует литературное произведение, выделяет в нем объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями и так далее.

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Например «Какая прекрасная пора — зима! Закружило, завьюжило. Морозы сковали водоёмы. Застыли берёзы в белоснежной бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся припорошённые снегом шишки на ветвях елей. Кругом студёная тишь. Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно укрыл землю. Выходишь из елового сумрака — дух захватывает: такое сияние снега, неба, солнца! Просто чудо!».

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

В данном тексте мы можем видеть, как автор старается передать все свои эмоции и чувства по отношению к этой поре года.

Или же ещё один пример:

· Ты красива, как фотомодель!

· Ты ленивый словно тюлень!

· Ты покраснела как рак!

· По небу плыли белые, как сахарная вата, облака.

· Этот холм будто дворец, возведённый самой природой.

В данных высказываниях используются сравнения.

Третий пример основывается на использовании инверсий. Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

· Боязнь потери к темной стороне привести может.

· Решать сам буду, кого в обучение брать.

· Если раз ступишь на тёмную тропу, навсегда она твою судьбу определит.

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Как говорилось ранее, словесные модели – это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.

Сам же естественный язык, предназначенный, прежде всего, для повседневного общения, имеет целый ряд своеобразных черт:

· Многозначность – почти все слова имеют не одно, а несколько значений;

· Использование слов в прямом и переносном смысле;

· Использование синонимов, омонимов и пр.

Это всё придаёт общению выразительность, но вместе с тем мешает при создании многих информационных моделей, где нужна точность и однозначность.

· Знаковые модели – это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования.

· Словесные модели – это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.

· Естественный язык – это язык, предназначенный для общения людей.

Источник

Урок 9
Словесные информационные модели
Научные и художественные описания

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатикеЧто такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

Словесные информационные модели
Научные и художественные описания

Как правило, мы описываем все, что нас окружает, на естественном языке (русском, английском, немецком и др. — всего на нашей планете более двух тысяч языков).

При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В общении наиболее распространены такие информационные модели, как словесные описания.

Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы. Множество словесных моделей содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий; в учебнике географии — модели географических объектов и природных процессов; в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного мира.

Рассмотрим несколько примеров словесных моделей.

Пример 1

Модель римского войска:

Перед боем римляне строились не сплошной массой, а в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй — воины постарше и покрепче, а в третьей — самые надежные, чье мужество не раз было испытано на деле.

Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали воины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии.

Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной.

Пример 2

Модель одноклеточной водоросли хламидомонады:

Тело одноклеточной водоросли хламидомонады имеет все части клетки: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоропласт с хлорофиллом и другие органоиды. Вместе с этим у нее есть структуры, свойственные живому организму: жгутики, благодаря которым хламидомонада активно передвигается в водной среде; маленькое красное пятно — глазок в передней части тела, с помощью которого водоросль активно движется в сторону света; две пульсирующие вакуоли, удаляющие из клетки избыточную воду и ненужные вещества.

Водоросль питается, дышит, растет, двигается, размножается, развивается как всякий организм. Вместе с тем ее тельце работает как маленькая химическая фабрика, совершая все процессы, свойственные фототрофной клетке.

Пример 3

Модель горного ландшафта:

Горы покрывают почти 5% поверхности Земли. Главные горные цепи земного шара: Гималаи, Кавказ, Альпы, Пиренеи и Анды. Горная местность отличается большим многообразием ландшафтов, а также определенной последовательностью самых разнообразных растительных поясов. Как правило, климат в горах более прохладный и влажный, чем на равнинах. Повышению на 100 м соответствует понижение температуры на 0,7 °С.

Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определенных сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нем объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п. Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

Пример 4

В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые под всеми широтами звезды. (К. Паустовский)

Пример 5

Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача. Усилить образность текста можно за счет его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания. Например, в стихотворении Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» (пер. А. Шмульяна) расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:

Обратим внимание на некоторые особенности естественного языка:

• многозначность — разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла;
• использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);
• синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
• омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.

С одной стороны, перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).

Пример 6

Если четко определить объекты, действия и их последовательность, то словесную модель некоторого процесса можно представить в форме нумерованного списка. Например, так можно оформить модель построения середины отрезка АВ с помощью циркуля:

1) установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ;
2) поставить ножку циркуля в точку А;
3) провести окружность радиуса АВ;
4) поставить ножку циркуля в точку В;
5) провести окружность радиуса АВ;
6) точки пересечения построенных окружностей обозначить С и С1
7) провести отрезок СС1;
8) точку пересечения отрезков АВ и CC1 обозначить О и считать искомой.

Коротко о главном

При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В общении наиболее распространены такие информационные модели, как словесные описания. Усилить образность текста можно за счет его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания.

Такие особенности естественного языка, как многозначность, использование слов в прямом и переносном значениях, синонимия, омонимия и т. п., делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. Вместе с тем, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).

Вопросы и задания

1. В каком из примеров параграфа использовано больше всего слов-профессионализмов?

2. Приведите 2-3 собственных примера словесных моделей, рассматриваемых на уроках истории, географии, биологии.

3. Вспомните басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Тришкин кафтан» и др. Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в них автор?

4. Постройте словесную информационную модель объекта «текстовый документ», созданного в среде текстового процессора Microsoft Word.

Задание 4. Анализ текста. Крылатые выражения

Крылатые выражения (слова) — это устойчивые выражения, вошедшие в язык из определенного литературного или исторического источника.

1. Откройте папку Крылатые выражения, вложенную в папку Заготовки. Выберите один из двенадцати находящихся там файлов:

2. Внимательно прочтите историю возникновения крылатого выражения и проанализируйте ее в соответствии с «алгоритмом Цицерона»: кто — что — где — чем — зачем — как — когда. Заполните соответствующий шаблон Цицерон.doc, находящийся в папке Заготовки.

3. Придумайте и опишите жизненную ситуацию, в которой вы могли бы употребить это крылатое выражение.

4. Подберите и вставьте в текст документа рисунок, иллюстрирующий крылатое выражение.

5. Сделайте красочную надпись, соответствующую крылатому выражению, и поместите ее над текстом.

6. Сохраните документ в собственной папке под именем, соответствующим крылатому выражению.

Задание 5. Пятистрочник (сиквейн)

1. Откройте файл Сиквейн.doc из папки Заготовки. Изучите модель сиквейна — правила написания пятистрочника, раскрывающего суть некоторого понятия:

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

2. Откройте файл Вулкан.doc. Изучите пример сиквейна:

Что такое словесное описание в информатике. Смотреть фото Что такое словесное описание в информатике. Смотреть картинку Что такое словесное описание в информатике. Картинка про Что такое словесное описание в информатике. Фото Что такое словесное описание в информатике

3. Создайте новый документ и в форме пятистрочника представьте там описание одного из следующих объектов: «система», «компьютер», «информация».

4. Сохраните документ в собственной папке под именем, соответствующим выбранному объекту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *