АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА РУССКАЯ ГРАММАТИКА
МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ
§ 1042. Важнейшей морфонологической характеристикой аффиксальных словообразовательных морфов является их повокальность или поконсонантность.
Поконсонантностью или повокальностью аффиксальных морфов (суффиксальных и интерфиксальных) определяется наличие или отсутствие линейных преобразований основы мотивирующего глагола (см. § 1045) и – отчасти – основы мотивирующего имени (см. § 1059). Чередования в основе мотивирующего слова, сопровождающие аффиксацию, выступают только в образованиях с поконсонантными морфами (см. § 1075).
Обособлены по своим морфонологическим свойствам поконсонантно-повокальные суффиксальные морфы, т. е. морфы, выступающие в одних словах после согласной, а в других – после гласной (о них см. § 1045, 1059).
Следующими ниже классификациями охватываются наиболее регулярные явления. Нерегулярные, характерные лишь для отдельных слов морфонологические преобразования (усечения и наращения основ, мены фонем) охарактеризованы при описании конкретных словообразовательных типов.
ЛИНЕЙНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВЫ МОТИВИРУЮЩЕГО ГЛАГОЛА
ЛИНЕЙНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ОСНОВЫ В ЕЕ ФИНАЛЬНОЙ ЧАСТИ
§ 1044. Характерной особенностью русского глагола является наличие в его формах разных основ, частично различающихся по фонемному составу, прежде всего в своей финальной части (о соотношении формообразующих основ глаголов разных классов см. § 1575).
Перед поконсонантными морфами исходная основа мотивирующего глагола, как правило, подвергается линейным преобразованиям – усечению или наращению (см. § 1046-1054).
Усечение основы мотивирующего глагола
§ 1046. Наиболее распространенным видом усечения основы мотивирующего глагола является усечение исходной основы за счет гласной финали перед поконсонантными словообразовательными морфами (см. § 1045). При этом регулярно отсекаются следующие гласные.
§ 1047. Регулярный характер носят также усечения исходной основы мотивирующего глагола за счет следующих финалей, состоящих из двух и более фонем и способных выступать в качестве самостоятельных суф. морфов глагольной основы.
Примечание 1. Другие линейные преобразования основ глаголов кл. V, 1 на |j a 1| рассматриваются в § 1052.
Наращение основы мотивирующего глагола и мена финалей
§ 1052. В отглагольном словообразовании наблюдаются также следующие мены финалей основы мотивирующего глагола.
§ 1054. Весьма редко выступают в отглагольном словообразовании наращение основы за счет гласной финали и мена этих финалей.
УСЕЧЕНИЕ ОСНОВЫ МОТИВИРУЮЩЕГО ГЛАГОЛА В ЕЕ ПОСТФИКСАЛЬНОЙ И ПРЕФИКСАЛЬНОЙ ЧАСТЯХ
Разделы о русском словопроизводстве и словообразовательном механизме:
Также будут интересны темы по русским морфемам:
Словообразовательные гнёзда русского языка можете посмотреть в Морфемно-орфографическом словаре Тихонова.
Русская словоформа
Словоформа [лексема] — слово в некоторой грамматической форме (в частном случае — в единственно имеющейся у слова форме). Словоформа есть одно из выявлений (манифестаций, видов существования) слова.
Виды русских морфем
Корень в русском языке
Корневой морф — это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и заключающий в себе основной элемент лексического значения слова.
Существуют слова со связанными корнями, встречающимися в сочетании лишь с одним аффиксом (например, буженина; ср. слова с тем же суффиксом строганина, солонина). Такие слова, со связанными и притом уникальными корнями, называются унирадиксоидами.
Аффиксоид (корень с функцией суффикса) в русском языке
Аффиксоиды (словоэлементы, полуаффиксы; affik(us) + греч. oid — подобный) наблюдаются лишь в некоторых типах сложных слов, образующих определенную модель, и являются такими корневыми морфемами или основами, которые, выполняя роль аффиксов, в той или иной мере формализовались, но вместе с тем еще не перестали осознаваться радиксальными. Аффиксоиды являются морфемами переходного типа — с одной стороны, они исполняют роль суффиксов и приставок, а с другой — они не порвали окончательно своих генетических и семантических связей с соответствующим корнем.
Русский префиксоид (предкорневой аффиксоид)
Префиксоидами являются такие корневые морфемы, которые аналогичны приставкам. ср. полумесяц, полумрак (ср. сумрак).
Префиксоид (-oid — подобный). Морфема, совмещающая признаки корня и префикса:пол-/ полу- в составе слов полумрак (ср. сумрак), полдень.
К префиксоидам относятся корневые морфемы, употребляющиеся в функции префиксов и занимающие в слове их позицию. Например: пол-у-ботинки, пол-у-круг. горе-руководитель).
Суффиксоид (послекорневой аффиксоид) в русском языке
Суффиксоидами являются такие корневые морфемы, которые аналогичны суффиксам (в слове они всегда, естественно, являются опорными основами [ср. китае-вед и синоним кита-ист, собако-вод и собач-ей]).
К суффиксоидам относятся корневые морфемы, употребляющиеся в функции суффиксов и занимающие в слове их позиции (ср. тепл-о-люб, каучук-о-нос. ).
Аффикс (служебная морфема) в русском языке
Аффикс (от лат. affixus — прикрепленный) — служебная морфема [кроме корня], минимальный строительный элемент языка, присоединяемый к корню слова в процессах морфологической деривации [а реляции] и служащий преобразованию [не верно] корня в грамматических [?] или словообразовательных целях.
Префиксы — это служебные морфемы, которые находятся перед корнем [или перед другой префиксальной морфемой] и выражают словообразующее и (или) грамматическое значение (за-бежать; на-копить. ).
Русский суффикс (аффикс между корнем и окончанием)
Суффиксы (от лат. suffixus — прикрепленный) — это служебные морфемы, которые находятся после корня и выражают словообразовательное (сыр-ость) и (или) грамматическое значение (беж-а-л, бег-и, свет-л-ее. ).
Некоторые суффиксы служат для выражения грамматических значений, т.е. образуют грамматические формы слов, например: спа-л, е-л, бег-и, бел-ее [разве это не окончание?]; умн-ейш-ий [?]; нагреть — нагре-ва-ть.
Нулевые словообразовательные аффиксы в русском языке являются суффиксами. Это объясняется тем, что слова с нулевыми аффиксами по своему значению и по соотношению с производящими входят в парадигматические ряды с производными, имеющими ненулевые суффиксы.
Унификс (единичный аффикс) в русском языке
Русский интерфикс (связующее окончание, соединительный аффикс)
Интерфикс (ы) (от лат. inter — между и fixus — укрепленный) служат связи корней и помещают-ся между двумя корнями (ср. рус. овц-е-бык, дом-о-строй. ). Термин предложен М. А. Сухотиным.
Межморфемные прокладки, играющие в структуре слова чисто соединительную функцию, называются интерфиксами. Термин «интерфикс»принят в работах А. А. Реформатского, М. В. Панова и других ученых. Существуют и иные названия этого явления: пустые морфы, вставки, прокладки.
Интерфикс: 1. Лишенная значения структурная часть слова в виде отдельного звука или сочетания нескольких звуков, располагающаяся между основой и словообразовательной или грамматической морфемой [?] и служащая для их соединения. 2. То же, что соединительный элемент сложного слова.
Соединительная морфема, соединительный аффикс, интерфикс — аффикс, выделяющийся в составе сложных слов и служащий для соединения двух простых основ в составе сложной основы (лес-о-степь, пят-и-этажный, пол-у-круг).
Циркумфикс (биморфема, конфикс) в русском языке
Циркумфикс (биморфема) — это прерывистый, но единый словообразовательный аффикс, состоящий из двух компонентов, первый из которых внешне похож на префикс, а второй — на суффикс: патрубок (труба), всмотреться (смотреть).
Циркумфиксы, или конфиксы, — комбинации из префикса и постфикса, функционирующие совместно (ср. рус. за-реч-j-е, под-окон-ник).
Окончание (завершающий аффикс, флексия) в русском языке
Флексия (от лат. flexio — сгибаю) — это словоизменительный аффикс, формант, форматив, т. е. часть словоформы, выражающая 1) грамматическое значение (грамматич. категории) и / или 2) реляционное значение, т. е. синтаксическое отношение данного слова к другим словам в предложении или к предложению в целом. В этом значении употребляется также термин «окончание».
Окончание, флексия, — словоизменительная морфема, выражающая в словоформах русского языка значения рода, числа, падежа или лица.
Флексии (окончания) — это служебные морфемы, образующие грамматические формы и выражающие грамматические значения слов. Окончания имеют только изменяемые слова.
Постфикс (прилепа, второе окончание) в русском языке
Морфологические процессы и явления в русском языке
Чередования звуков внутри морфем русского языка
Чередование (альтернация) — парадигматическое отношение между однородными единицами языка (единицами одного уровня), способными заменять друг друга в составе более крупных единиц, что обычно происходит при определенных синтагматических и/или парадигматических условиях. По характеру условий Ч. различают 2 типа — фонетическое и нефонетическое (традиционное, историческое) Ч. Не обусловленная фонологической позицией закономерная мена фонем в алломорфах одной и той же морфемы при слово- и формообразовании называется чередованием фонем (морфонологическими чередованиями): рука — ручка, нога — ножка, соха — сошка. [Внутрикорневое чередование гласных нвзывается также аблаутом или апофонией.]
Чередование, альтернация, — взаимозамена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах или словоформах. Термин «чередование » применяется к двум явлениям: 1) к мене звуков, представляющих собой одну и ту же фонему. (дуба — ду[п]); 2) чаще — к мене фонем в разных морфах одной и той же морфемы. (рука — ручка. ).
Интерфиксация в русском языке
Интерфиксация. Использование интерфиксов при сочетании производящих основ со словообразующими аффиксами. Интерфиксация состоит в том, что между двумя морфемами вставляется асемантическая (незначимая) прокладка, устраняющая сочетания фонем, запрещенные законами морфонологии или не характерные для структуры русского слова (арго-т-изм, суди-л-ище, пе-в-учий, кофе-й-ный).
Усечение основ в русском языке
Усечение заключается в том, что в структуре мотивированного слова отсутствует конечная фонема (фонемы) основы мотивирующего слова (чита-ть — чит-ка, проходи-ть — проход-∅, низкий — низ-ость) Усечение производящих основ. При образовании слов на стыке производящей основы и словообразующего аффикса возникают звукосочетания, не характерные для современного русского языка или для данного словообразовательного типа, не отвечающие нормам сочетания фонем на морфемных швах. Это приводит к тому, что конец производящей основы упрощается, подвергаеся усечению.
Усечение производящей основы чаще всего происходит при аффиксации: серд(ц)е — предсерд-иj-е, пал-ец — беспалый, кат(аться) — кат-ок, актуаль(н-ый) — актуализировать, конкрет(н-ый) — конкретизиро-вать, междомет(иj-е) — междомет-ный, плисс(е) — плисс-ировать, кеп(и) — кеп-ка, либ-ретт(о) — либретт-ист и т. п.
Наращение основ в русском языке
Противоположно усечению явление наращения, при котором в структуре мотивирующей основы содержится отрезок, отсутствующий в основе мотивирующего слова: драма — драмат-ический, драмат-ург; пас-ти — пасть-ба. Особым случаем наращения является восстановление конечной согласной корня, утраченной на одной из предшествующих ступеней словообразования: дергать — дернуть — выдернуть — выдергивать.
Совмещение (наложение, аппликация, интерференция) морфов в русском языке
Под совмещением морфов понимается частичное или полное совпадение соседних морфов в одном звуковом комплексе, наблюдающееся на стыке мотивирующей основы с суф. морфом, входящим в состав форманта (Курск — кур/ск/ий, депо — деп/овск/ий, лиловый — лил/оват/ый), или на стыке корневых компонентов сложений между собой и с интерфиксом: лермонт/о/вед. Другие синонимичные термины: наложение, аппликация, интерференция морфов.
Сочетаемость морфем и словообразовательные парадигмы русского языка
Сочетаемость морфем в русском языке
Морфотактика — раздел словообразования [или словоизменения?], в котором изучаются валентностные (сочетаемостные) свойства морфем, их морфематические связи.
Валентность (от лат. valentia — сила) морфем — сочетаемость морфем при образовании производного [?] слова; сочетаемостные свойства [словообразовательных?] морфем. Термин «валентность » употребляется в синтаксисе для обозначения сочетаемостных свойств слова (т. н. внешняя валентность). Для обозначения валентности морфем используется термин «внутренняя валентность». Ср. морфематические связи аффиксов, морфотактика.
Дистрибуция (распределение) морфем в русском языке
Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.
Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях (подробнее см. § 31).
§ 28. Словообразовательный формант
Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.
Примечание. К числу аффиксов, выступающих во всех словоформах одного слова, относятся не только аффиксы, имеющие словообразовательное значение, но и аффиксы, имеющие несловоизменительные морфологические значения (см. § 15): -ива- в видовом значении, -ся в залоговом и др. Образования с этими аффиксами в «Краткой русской грамматике» рассматриваются наряду с образованиями, имеющими словообразовательные аффиксы.
В «Краткой русской грамматике» описываются главным образом непосредственные мотивации. Опосредованные мотивации указываются в редких случаях. Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций.
§ 29. Словообразовательные цепочка и гнездо
Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:
§ 30. Словообразовательные типы
По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:
Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.
Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.
Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:
Смешанные способы словообразования
В смешанных способах словообразования соответствующие средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:
Последние два способа малопродуктивны.
Примечание. В отдельных группах слов и в изолированных словах, а также в окказионализмах представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).
Морфологические средства
Роль словообразовательных средств
Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение (о связи лексического и словообразовательного значений в разных словообразовательных типах см. § 30).
УСЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ОСНОВЫ — это сокращение части производящей основы при сложении (Государственная ду-ма- Госдума; управляющий делами управделами; Российская Федерация-^РФ) или же при суффиксации (пальто—>палътецо, пальтишко; решать—^решение; итальянец—>итальянка; абстракционизм-абстракционист). Усечение является дополнительным (вторичным) средством выражения словообразовательных отношений, которое сопровождает сложение и суффиксацию. От усечения производящей основы как вторичного средства словообразования необходимо отличать особый безаффиксный способ словообразования — сокращение (заведующий-*зав), при котором операция усечения производящей основы является основным и единственным словообразовательным средством.
ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ (БУКВ) В МОРФЕМЕ — это закономерные изменения звукового (и буквенного) состава морфемы, обнаруживающиеся при сравнении различных ее разновидностей — морфов. Так, корневая морфема, объединяющая однокоренные слова носить, разноска, нести (нёс, несёт), ноша, вынашивать, предстает в виде следующих морфов: нос-, нос’-, н’ос-, н’ос’-, нош-, наш-. Все звуки в разновидностях данной морфемы охвачены чередованиями: твердый звук [н] чередуется с мягким [н*]; ударный гласный звук [о] чередуется с ударным [а] и безударным [иэ]; наконец, согласный [с] чередуется как с [с’], так и с [ш].
Чередования важны и для словообразования, и для словоизменения — как дополнительное средство выражения словообразовательных и морфологических значений. Графически чередования обычно обозначаются двумя вертикальными чертами: //. Различаются чередования гласных и согласных: ср.: [о]//[а]
1) беглые гласные [о], [е] и [и], чередующиеся с нулем звука: рот —рты, ветка — веток; день — дни, деревня — деревень; лисий — лисьего, гостья — гостий;
2) [о]//[а] при глагольном словообразовании: бросить, выбросить //выбрасывать.
Важнейшие чередования согласных:
[м] // [м’] // [мл’]: корм — кормить — кормлю;
[и] II [п’] // [пл’]: толпа — толпиться — толплюсь;
[б] // [б’] // [бл’]: любовь — любить — люблю;
Лексико-синтаксический способ словообразования. (расщепление» многозначного слова на омонимы: титан 1 — ‘сильная, героическая личность’—> титан 2— «большой кипятильник для воды»)
Под лексико-синтаксическим способом словообразования подразумевается возникновение новых слов в результате сращения в одно слово двух или более лексических единиц. Таким образом, слова лексико-синтаксического способа словообразования представляют собой слияние водно словесное целое либо устойчивого словосочетания, т. е. фразеологизма, либо сочетания самостоятельного слова со служебным (в первую очередь с предлогом или отрицанием).
Возникновение с помощью этого способа новых лексических единиц сопровождается потерей исходными образованиями своей самостоятельности, фонетических, семантических и грамматических свойств отдельных слов. Поэтому посредством его язык обогащается словами, новыми не только с точки зрения лексической, но и с точки зрения фонетической и морфологической.
Лексико-семантический способ словообразования. (сращение двух или нескольких лексических единиц: спаси Бог —> спасибо)
С помощью лексико-семантического словопроизводства новые слова образуются в результате изменений смысловой стороне того или иного слова, путем расщепления слова на омонимы. Процесс формирования слов- омонимов происходит в силу того, что лексическая единица, получая какое-либо новое смысловое значение, продолжает (по крайне мере, какое-то время) употребляться и со своим старым значением.
Лексико-семантический способ словообразования заключается, таким образом, в том, что разные значения одного и того же слова превращаются в разные слова, осознающиеся этимологически как совершенно самостоятельные и независимые, или в том, что за существующим в языке-словом закрепляется значение, которое с ранее ему свойственным как производное и основное не связано.
При образовании нового слова лексико-семантическим способом производящее слово может выступать и в совокупности всех своих словоформ, и лишь в какой-то части своей парадигмы, и, наконец, даже в какой-либо одной форме (ср.: часы — час, часы; леса — лес, леса и др.).
Морфолого-синтаксический способ словообразования. (переход слова из одной части речи в другую: деепр. благодаря —> предлог благодаря. )
Под морфолого-синтаксическим способом словообразования, являющимся, по своей сути, разновидностью лексико-семантического способа, понимается образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.
В переходе слов одного грамматического класса в другой следует различать два подтипа: лексикализацию отдельной грамматической формы (т. е. превращение ее в новую лексическую единицу) и семантико-грамматическое переоформление целой парадигмы. При лексикализации какой-либо отдельной грамматической формы новое слово получает все признаки, присущие той части речи, в которую оно переходит. При семантико-грамматическом переоформлении целой парадигмы формы словоизменения нового слова в известной мере остаются прежними (например, возникшие в результате субстантивации существительные продолжают склоняться как прилагательные).
Синхронные (аффиксальные) способы словообразования. Образование слов с простой основой. Образование сложно-составных слов. Аббревиация и ее типы.
А ф ф и к с а ц и я — это создание нового слова посредством присоединения к основе образующего слова или к слову в целом тех или иных аффиксов. Аффиксальный способ словообразования является самым продуктивным и богатым видом морфологического словопроизводства Выделяется три разновидности аффиксации: с у ф ф и к с а л ь н ы й способ словообразования — образование нового слова посредством присоединения к образующей основе суффикса;
п р е ф и к с а л ь н ы й способ словообразования — образование нового слова путем прибавления к целому производящему слову
Различие между отдельными разновидностями аффиксации наблюдается и в способе производства слов при их помощи: при суффиксальном способе словообразования новое слово образуется от основы слова, при префиксальном — от целого слова, при суффиксально-префиксальном — от основы слова (имена существительные и имена прилагательные) и от целого слова (глаголы).
Эти разновидности аффиксации различаются также в своих возможностях образования новых слов с точки зрения чисто грамматической. При помощи префиксального способа словообразования образуются слова только того же грамматического класса; это же может быть отмечено и для суффиксально-префиксального способа образования слов от глаголов. При помощи же суффиксально-префиксального способа словообразования от имен и при помощи суффиксации возможно образование слов и иного грамматического класса.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.