Что такое словесный портрет в русском языке
Сочинение-описание внешности человека
Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, «Внешность человека, которого я видел однажды…»). Или воображение («Мой портрет через 10 лет»).
Примерный план сочинения:
1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.
Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные.
Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский.
Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой.
Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…
Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская.
Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная.
Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная.
Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):
СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ
Полезное
Смотреть что такое «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ» в других словарях:
Словесный портрет — Словесный портрет принятая в криминалистике система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик. Первоначально разработана французским криминалистом Бертильоном, впоследствии усовершенствована и упрощена… … Википедия
СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ — в криминалистике система описания внешности человека в целях его идентификации … Юридический словарь
СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ — в криминалистике метод описания наружности человека по показаниям свидетелей с целью его идентификации … Большой Энциклопедический словарь
Словесный портрет — (англ. verbal portrait) в криминалистике описание по определенным правилам наиболее устойчивых признаков внешности человека с использованием установленных терминов, применяемое в целях идентификации личности. В 80 х годах XIX в. французским… … Энциклопедия права
словесный портрет — в криминалистике метод описания наружности человека по показаниям свидетелей с целью его идентификации. * * * СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ, в криминалистике метод описания наружности человека по показаниям свидетелей с целью его… … Энциклопедический словарь
Словесный портрет — система описания внешности человека с применением установленной терминологии. Содержание словесного портрета: 1) общая характеристика внешности: пол, национальность или расовая принадлежность, возраст, рост, телосложение; 2) анатомические… … Контрразведывательный словарь
словесный портрет — метод идентификации личности, основанный на описании внешности человека при помощи стандартных словесных обозначений … Большой медицинский словарь
Словесный портрет — в криминалистике метод описания наружности человека с целью его идентификации (См. Идентификация) по признакам внешности. Специально разработанная единая терминология С. п. основана на данных анатомии и антропологии. Признаки внешности… … Большая советская энциклопедия
Словесный портрет — система описания внешности человека в целях его розыска и идентификации по внешним признакам. Впервые была разработана Бертильо ном, существенно усовершенствована и упрощена Рейссом. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска… … Криминалистическая энциклопедия
словесный портрет — в криминалистике система описания внешности человека в целях его идентификации. * * * (англ. verbal portrait) в криминалистике описание по определенным правилам наиболее устойчивых признаков внешности человека с использованием установленных… … Большой юридический словарь
Описание внешности человека по методу словесного портрета
Особенности и принципы описания внешнего вида
Описание внешности человека в криминалистической практике и розыскном исследовании проводится как произвольным образом, так и при использовании специальной методики.
Произвольное описание представляет собой описание, которое дает свидетель (очевидец). Для этого он применяет слова и выражения, которые присущи для обыденной речи.
Словесный портрет криминалистика рассматривает в рамках систематизированного описания, которое и использует метод составления словесного портрета. Основу подобного описания начал разрабатывать А. Бертильон в конце XIX века. Оно дает возможность дать единообразную характеристику элементам внешности, включая одинаковые приметы и одинаковое восприятие этого описания. Достижение единообразия происходит с помощью основных принципов описания внешнего вида, для чего:
Описание внешнего облика и его составляющие
Метод словесного портрета используется в криминалистическом описание внешнего облика людей. Он включает описание признаком (анатомия, функциональные и сопутствующие признаки). Также в этом процессе происходит определение пола, возраста, национальности, рассматривается в целом фигура и голова.
Описание плеч происходит по следующим признакам: размер (узкие, средние, широкие), горизонтальное положение (приподнятое, горизонтальное, опущенное), особенности строения (выше или ниже по отношению друг к другу, очень широкие или узкие).
Грудь в соответствии с размером может быть широкая, средней ширины или узкая, по форме выпуклая или вогнутая. Другими признаками считается положение (выступающее, впалое), аспекты (наличие горба, «птичья грудь» и др.).
Спина по размеру может быть широкой, средней ширины или узкой, по контуру выпуклой, прямой или вогнутой. Также отмечаются ее особенности (наличие горба, сильно выступают лопатки и др.).
Размер рук описывается в целом, они могут быть короткими, средней длины, длинными, а также тонкими, средней толщины, толстыми. Кисти руки могут быть длинными, короткими; узкими или широкими. Также происходит описание пальцев, которые могут быть длинными, средней длины, короткими, включая форму и размер ногтей, их поверхность (ребристая, выпуклая, плоская). Ногти могут быть длинными и короткими. Для рук присущи свои особенности, в том числе мозоли, отсутствующие пальцы или суставы, обильное оволосение внешней части кистей и др.
При описании ног они рассматриваются в целом по размеру (тонкие, средней толщины, толстые; длинные, средней длины, короткие). В соответствии с формой они могут быть прямыми, «О»-образными, «Х»-образными. Для величины стопы характерен свой размер (длинные, средней длины, короткие; узкие, средней ширины, широкие). Среди особенностей можно выделить отсутствующие элементы (ногти, пальцы), утолщение суставов и срастание пальцев и др.
Описание головы в словесном портрете
Голова в целом обладает малым, средним или большим размером. Форма ее теменной части может быть плоской, куполообразной, яйцевидной. Относительно вертикали оценивается положение, который может быть выступающим, вертикальным или скошенным.
Волосы человека могут быть описаны в соответствии с обилием (редкость, густота), длиной (длинные, короткие, средней длины), типом (кудрявые, прямые, волнистые), цветом (светлый русый, русый, темный русый, черный, рыжий), лобной линией (прямой, дугообразной, волнистой, ломаной).
Описание лица человека, в первую очередь производится по пропорциям. Оно может быть узким, средней ширины, широким. Также рассматриваются следующие признаки: форма контура в анфас и профиль, полнота (полное, худое, среднее), цвет кожи (розовый, белый, смуглый).
Среди особенностей можно выделить наличие морщин, включая их выраженность и глубину; бороду, усы, веснушки и др.
Как правило, описание лба начинается с определения его размера (узкий, средний, широкий), контура (прямой, выпуклый, волнистый). В завершение определяются особенности (выпуклость, скошенность, сильно развитые лобные бугры и др.).
Брови могут быть описаны по размеру, обилию, контуру (прямой, дугообразный, волнистый, ломаный), положению в отношении горизонтали и взаиморасположению (скошены внутрь, наружу, сближенные, раздвинутые), особенности (кустистые, сросшиеся).
Глаза оцениваются по размеру открытых глазных щелей (большой, мелкий, средний), по контуру открытых глазных щелей (треугольный, щелевидный, круглый, овальный), по положению в глазницах глазных яблок (впалые, выпуклые, средней выпуклости), по взаиморасположению глаз (раздвинутые, близкие друг к другу). У глаз также оценивается цвет радужной оболочки, в соответствии с чем они могут быть темно и светло карими, зеленоватыми, светло-голубыми, голубыми и серыми. Производится описание положения верхнего неподвижного века (есть или нет нависание), верхнего подвижного века (закрытое, открытое), длины ресниц (длинные, короткие, средние), их формы (прямая, изогнутая), густота (редкие, густые, средние).
Среди особенностей глаз: они могут быть очень выпуклыми, сближенными.
Нос: оценивается в целом размер (узкий, средней ширины, широкий, короткий, средней длины, длинный), контур спинки (волнистый, вогнутый, прямой), форма кончика (закругленная, тупая, острая), положение основания носа по отношению к горизонтали (опущенный, приподнятый, горизонтальный), размер выреза ноздрей (большой, средний, малый), контур выреза ноздрей (щелевидный, треугольный, круглый, овальный), особенности (кривая спинка, раздвоенный кончик, закрытость ноздрей).
Рот: по размеру большой, средний, малый. По линии смыкания губ прямая, волнистая, ломаная, по положению углов в отношении горизонтали (приподнятые, опущенные, горизонтальные).
Губы описываются по высоте верхней губы (высокая, средняя, низкая), по ширине и контуру красной каймы (тонкие, средней толщины, толстые; ломаные, дугообразные, волнистые), по выступу (выступает верхняя или нижняя губа, вытянутость или общее выступание губ), по цвету (бледные, яркие).
Оценка зубов происходит по размеру (мелкий, среднего размера, крупный), по расстоянию между ними (редкое, частое), по взаиморасположению нижних и верхних зубов (выступание тех или других), по особенности (отсутствию определенных или всех зубов, почернению и пожелтению, наличию и виду протезов).
Подбородок: по размеру (широкий, средний, низкий, средней высоты, высокий, узкий), по контуру нижнего очертания (закругленные, прямоугольные, треугольные), по форме (треугольный, выпуклый, прямоугольный), по вертикальному положению (выступающий, скошенный, вертикальный), по особенностям (сильно скошенный или очень выступающий, наличие ямки или поперечной борозды и др.).
Ухо оценивается по размеру ушных раковин в целом (малый, средний, большой), контуру (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный), степени оттопыренности (общая или верхняя оттопыренность, общее прилежание). Также описывается форма поверхности завитка (плоская, выпуклая), размер мочки (большой, средний, малый, большой), ее контуры (треугольная, круглая, овальная, прямоугольная), форма ее поверхности (плоская, выпуклая, пересеченная).
Среди отдельных особенностей уха можно выделить его очень большой или малый размер, большую оттопыренность.
Шея: по размеру может быть короткой, средней длины и толщины, длинной, тонкой, толстой). Особенности шеи включают выраженность хрящей и гортани (наличие кадыка), расположение и степень выраженности морщин и др.
В дальнейшем словесный портрет содержит описание функциональных признаков внешности человека, включая сопутствующие признаки и элементы.
Словесный портрет
Словесный портрет — принятая в криминалистике система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик. Первоначально разработана французским криминалистом Бертильоном, впоследствии усовершенствована и упрощена Рейссом. Представляет собой текстовое описание, составленное в определённом порядке с использованием унифицированной терминологии и содержащее сведения об основных видимых анатомических и функциональных признаках, по которым данное лицо может быть выделено из числа прочих и опознано. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска и идентификации скрывающихся и пропавших без вести лиц, а также при идентификации трупов.
Иногда выражение может применяться и к словесному описанию внешности человека, выполненному не в соответствии с формальными правилами построения словесного портрета.
Основные принципы
Словесным описанием внешности человека пользовались во все времена, однако основная проблема такого описания состоит в его не всегда достаточной информативности и однозначности. Не всегда в описании содержится достаточно сведений для однозначного выделения описываемого лица из окружающих, а автор описания и тот, кто им пользуется, могут вкладывать различный смысл в одни и те же слова, используемые при описании, что приводит к ошибкам. Кроме того, словесное описание, выполненное в произвольной форме, крайне неудобно для создания картотеки, пригодной для поиска. Французский криминалист Альфонс Бертильон, разработавший во второй половине XIX века широко известную систему идентификации преступников путём измерения размеров частей их тела (известной как «бертильонаж»), предложил стандартизовать набор признаков, который должно содержать словесное описание, и применяемую в описании терминологию, с тем, чтобы исключить влияние личных особенностей и восприятия свидетеля на точность идентификации. Развитие методики Бертильона и привело к появлению того словесного портрета, которым пользуются до настоящего времени.
Полный словесный портрет содержит следующие сведения:
Для каждого признака разработан набор словесных характеристик, позволяющий с приемлемой точностью указать значение признака. Размерные признаки могут указываться относительно некоторого «среднего». Например, средним для мужчины считается рост 168—175 см, соответственно, «низким» и «высоким» будет рост ниже нижней и выше верхней границы среднего. Размеры отдельных частей тела (лица) характеризуются в сравнении с другими частями тела (лица). Показатель «средний» соответствует наиболее типичным пропорциям описываемой части тела с другими частями, «маленький», «очень маленький», «большой» и «очень большой» указывают на непропорционально малые или большие размеры по отношению к другим частям тела.
Особые приметы имеют повышенную ценность в качестве идентифицирующих признаков, поэтому они описываются как можно подробнее.
Для удобства построения словесного портрета могут использоваться специальные бланки с перечислением требуемых параметров и возможных значений характеристик, или даже атласы, наглядно представляющие вид частей тела с указанием соответствующих терминов. Последние особенно удобны, когда необходимо составить словесный портрет со слов свидетелей.
Порядок описания и характеристики отдельных признаков внешности
Порядок описания словесного портрета идёт по принципу «от общего к частному», от организма в целом к отдельным деталям. Максимально подробно описывается голова, отдельно — лицо. Сначала описываются анатомические признаки, затем функциональные, отдельно — особые приметы, последними — дополнительные. Не все из перечисленных признаков используются во всех случаях.
Общие характеристики
Тело в целом
Голова
Брови
Глаза
Подбородок
Точное и подробное описание ушей имеет большую идентификационную ценность, так как разнообразие строения ушей у разных людей очень велико, у конкретного человека оно сохраняется всю жизнь, а изменить его без хирургического вмешательства невозможно. Также существенно то, что уши, как правило, можно без труда подробно рассмотреть, находясь сбоку от описываемого (в толпе, в зале и пр.) и не обращая на себя его внимания.
Волосы на голове
Плечи
Грудь
Спина
Особые приметы на теле
Для всех особых примет на коже максимально точно указывается положение на теле, форма, размер, цветовые особенности.
Функциональные признаки
Особые и броские приметы
Особые и броские приметы описываются максимально подробно. Необходимо указать их расположение, направление, степень выраженности, форма, размеры, цвет и пр.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Применение методики составления словесного портрета на уроках РКИ
Методика составления словесного портрета человека применяется в различных областях науки и искусства.
В первую очередь данная методика используется в криминалистической практике для розыска и экспертного отождествления лиц, для уголовной регистрации преступников, а также в судебной медицине в процессе идентификации личности.
Словесный потрет (в криминалистике) – это система описания внешности человека в целях его идентификации. Словесный портрет включает в себя общую характеристику внешности человека; анатомические признаки; особые приметы; функциональные признаки; особенности одежды, обуви, головного убора и других вещей.
Методика составления словесного портрета осуществляется ежедневно в процессе коммуникации, так как общение людей
предполагает представление о лицах, упомянутых в течение коммуникативного акта.
При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику “словесного портрета”.
Однако иностранные студенты не обладают навыками составления словесного портрета, их описания непоследовательны, обрывочны, неравномерны в описании тех или иных признаков, поэтому использование методики составления словесного портрета на уроках русского языка как иностранного поможет иностранным студентам научиться правильно давать характеристику человеку.
Правила описания при составлении словесного портрета
Если руководствоваться правилами описания по методу словесного портрета, то совокупность этих параметров и пунктов вырастает в четкую и подробную схему описания признаков человека, т.е. его портрет.
Схема составления словесного портрета
I. Общая характеристика внешности по произведенному на собеседника впечатлению (красивая, привлекательная, отталкивающая и т.д.)
II. Половозрастная и национальная принадлежность (пол, возраст, национальность):
III. Анатомические признаки:
1. Рост (высокий, невысокий и т.д.).
2. Фигура (стройная и т.д.); телосложение (крепкое, хрупкое
и т.д.).
3. Лицо:
а) по форме (круглое, широкое, узкое и т.д.);
б) по цвету кожи (смуглое, румяное, бледное и т.д.);
в) по особенным признакам (в морщинах, в веснушках и т.д.);
г) по выражению лица (наивное, строгое и т.д.).
4. Глаза:
а) по форме (большие, маленькие, узкие и т.д.);
б) по цвету (голубые, карие, серые и т.д.);
в) по отражению эмоционального состояния (воспаленные, грустные
и т.д.);
г) по отражению черт характера (умные, хитрые и т.д.)
5. Ресницы:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по объему (густые, редкие);
в) по форме (прямые, загнутые и т.д.);
г) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).
6. Брови:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по ширине (тонкие, широкие)
в) по объему (густые, редкие);
г) по форме (прямые, изогнутые и т.д.);
д) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).
7. Волосы:
а) по длине (длинные, короткие, до плеч и т.д.);
б) по объему (густые, редкие);
в) по форме (прямые, курчавые, волнистые и т.д.);
г) по цвету (каштановые, черные, рыжие и т.д.);
д) по натуральности окраса (крашенные, натуральные и т.д.)
е) по типу прически/стрижки (коса, хвост, стрижка боб и т.д.).
8. Щеки:
а) по форме (пухлые, впалые и т.д.);
б) по цвету (румяные, бледные и т.д.);
9. Лоб:
а) по размеру (высокий, низкий);
б) по степени открытости (открытый, закрытый).
10. Нос (прямой, курносый, орлиный и т.д.).
11. Губы:
а) по форме (пухлые, тонкие и т.д.);
б) по выражению эмоционального состояния человека (сжатые,
улыбающиеся и т.д.);
в) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).
12. Подбородок (плоский, с ямочкой и т.д.).
13. Уши (большие, маленькие, торчащие и т.д.).
14. Усы (у мужчины):
а) по длине (длинные, короткие);
б) по объему (густые, редкие);
в) по форме (прямые, изогнутые, закрученные и т.д.);
г) по цвету (черные, рыжие, седые и т.д.).
15. Борода (у мужчины):
а) по длине (длинная, короткая);
б) по объему (густая, редкая);
в) по форме (окладистая, клинышком и т.д.);
г) по цвету (черная, рыжая, седая и т.д.).
16. Шея (длинная, короткая).
17. Руки:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по величине (мускулистые, тонкие и т.д.);
в) по особенным признакам (мозолистые, ухоженные и т.д.);
18. Ноги:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по форме (прямые, кривые и т.д.);
19. Отличительные особенности: родинка, родимое пятно, татуиров-
ка и т.п.
IV. Одежда, обувь и другие предметы:
1. Общая характеристика одежды:
а) по половой и возрастной принадлежности (мужская, детская и
т.д.);
б) по соответствию моде (модная, старомодная и т.д.);
в) по произведенному на собеседника впечатлению (стильная, красивая и т.д.).
2. Верхняя одежда:
а) по сезону (зимняя, весенняя, летняя, осенняя);
б) по типу (пальто, куртка, плащ и т.д.);
в) по материалу (драп, кожа, мех и т.д.)
3. Головной убор (шапка, шляпа, платок и т.д.).
4. Основная одежда:
а) по цели использования (деловая, повседневная, домашняя и т.д.);
б) по предмету одежды (кофта, блузка, пиджак, брюки и т.п.);
в) по форме: платье (приталенное, свободное и т.д.); юбка (расклешенная, узкая и т.д.); брюки (узкие, прямые и.т.д);
г) по материалу (шелк, бархат, шерсть, вельвет и т.д.).
5. Обувь:
а) по типу (туфли, сапоги, кроссовки и т.д.);
б) по наличию каблука/платформы (на каблуке, на платформе и
т.д.).
6. Аксессуары, украшения (галстук, пояс, кольцо, брошь и т.д.).
V. Функциональные признаки:
1. Общая характеристика характера человека (легкий, тяжелый и
т.д.).
2. Характер (черты характера):
а) по отношению к людям (заботливый, требовательный и т.д.);
б) по взглядам на жизнь (принципиальный, пассивный и т.д.);
в) по умственным способностям (умный, сообразительный и т.д.);
г) по отношению к труду (трудолюбивый, исполнительный и т.д.).
3. Эмоциональное состояние (спокойный, бесчувственный и т.д.).
4. Поведение (скромный, дерзкий, невоспитанный и т.д.).
5. Походка (легкая, тяжелая, хромает и т.д.).
6. Привычки, хобби (бегает по утрам, курит, кусает ногти и т.д.).
Количество пунктов схемы может варьироваться в зависимости от ситуации и степени информированности говорящего о субъекте, которому дается характеристика в процессе коммуникативного акта.
Трудности у студентов
Так, например, китайским студентам иногда сложно дать характеристику эмоциональному состоянию людей европеоидной расы, к которой в целом относятся жители европейской части России.
Рекомендации:
При изучении темы «Характер человека» способам выражения эмоций человека уделяется отдельное внимание.
Сначала студентам предлагается ряд заданий, целью которых является информирование о характерных физических признаках, с помощью которых можно определить ту или иную эмоцию.
В составлении данных заданий были использованы материалы американского сериала «Теория лжи», где наглядно демонстрируются все физические признаки основных эмоций: гнев, счастье, страх, печаль и пр.
Например, физические признаки выражения счастья на лице человека: морщинки в уголках около глаз, щеки и уголки губ приподняты.
Затем студентам предлагаются задания с картинками (сначала анимация, а затем уже фотографии реальных людей), где изображены лица одного и того же человека, испытывающего различные эмоции.
И последний этап, когда студенты самостоятельно изображают друг перед другом разные эмоции и отгадывают их.
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что использование методики составления словесного портрета на уроках по русскому языку как иностранному обогащает концептуальную и языковую картину мира иностранных учащихся; помогает им в познании и интерпретации окружающей действительности; формирует коммуникативную компетенцию; позволяет передавать достоверную информацию, делиться личными впечатлениями и переживаниями с другими людьми; делает возможным выбирать речевые и поведенческие стратегии в общении с собеседником, лучше понимать его.
Автор: Михайлова Ирина Вячеславовна – преподаватель отделения по работе с иностранными студентами филологического факультета Воронежского государственного университета.