Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Особенности составления сложного плана текста с примерами

План текста помогает уловить суть материала, а пункты становятся ориентиром, благодаря которым можно легко находить нужный блок информации. Он способствует тому, чтобы ученик в классе смог усвоить, уверенно воспроизвести и освежить в памяти изученный материал. Сложный план текста, к примеру, необходим при подготовке к написанию различных письменных работ: эссе, сочинения по рассказу, изложения, а также для выступления с презентацией, докладом или сообщением.

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Основные критерии

Сделать план текста — это как составить краткую программу, в которой выделены основные части (микротемы). Подробный план отличается от простого тем, что, кроме пунктов, в нем пишутся подпункты. Так делают, когда нужно отразить важную информацию, которая не вмещается в один пункт. В таком случае микротема разделяется на составные части.

Можно выделить следующие основные критерии сложного плана:

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Примеры написания

В учебниках русского языка и литературы часто встречаются параграфы с биографией творческих деятелей. Для начала нужно определиться с темой. Например, текст о поэтессе М. И. Цветаевой. Первый абзац посвящен началу жизненного пути, второй — творчеству. Именно так можно назвать пункты, то есть его смысловые части:

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Другой пример составлен по статье из учебника по истории:

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Зная основные критерии, порядок составления и распространенные ошибки, можно с легкостью составить развернутый план для анализа произведения, написания письменной работы и выступления.

Источник

Сложный план текста – пример

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты – они ни в коем случае не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести глазу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Источник

Урок по теме «Простой и сложный план текста» в 7 классе

Урок русского языка по развитию речи

Тема «Простой и сложный план»

1.Познавательные :
а) повторить изученные речеведческие понятия (план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах);
б) закрепить новые понятия: тезисный план, цитатный план

а) составлять простой и сложный план;
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению;
б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные:
а) воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-интерес к истории и литературе;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться орфографическим и толковым словарями).

I . Оргмомент. (1 минута)

Актуализация знаний. (7 минут)

Мы продолжаем изучать раздел русского языка – текстоведение. Какие понятия нам уже известны? Что они обозначают?

— Назовите признаки текста. (единство темы, наличие идеи, смысловая законченность, логическая связь частей, смысловая и грамматическая связь предложений, стилевое единство)

(1слайд)- В науке даются разные определения понятию «текст». Их уже более 200. Текст – это объект изучения не только лингвистики, но и психологии, истории, философия. Подумайте над определением текста известного лингвиста Ильи Романовича Гальперина: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку» (рассчитанный на практическое применение)

— На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?

(Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)

— Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

II . Постановка целей урока . (2 минуты)

— Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, выделять микротемы и составлять план. Кроме того, мы расширим представление о разных видах плана.

Новая тема. (33 минут)

— Какой бывает план? (2 минуты)

(В простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами или буквами).

— Чем сложный план отличается от простого?

(Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)

— Где нам с вами уже встречался план?

(При морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и сложного предложения и др.)

Работа в парах. (5 минут). (Выдаются карточки с заданием: составить план к предложенной теме.

2. Предложение (1 ряд)

3. Жанры литературы (2 ряд)

Работа с 3 частью учебника. (5 минут)

-Найдите примеры простого и сложного плана в 3 части учебника.

-(3 слайд) Выполним синтаксический разбор 2 предложения из стихотворения С. Есенина. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения этого самого русского поэта.

Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далёких лет.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

2. Лексическая работа.

— Каковы ваши первые впечатления от текста?
— Объясним значение некоторых слов:

Лайка (4 слайд) – охотничьи собаки. С ними охотятся на медведей кабанов, пушных зверей (белок, соболей, куниц), на копытных животных (лосей и др.), на лесную и водоплавающую дичь

Хаски (5 слайд) – это порода ездовых собак, которых жители Крайнего Севера запрягают в упряжки и ездят на них по бескрайним снежным просторам, отличаются выносливостью, способны бежать без остановок целый день, лайки на такие подвиги не способны.

Новая Земля (6, 7 слайды) – архипелаг в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями; входит в Архангельскую область России в ранге муниципального образования «Новая Земля». Климат арктический, суровый. Зима продолжительная и холодная, с сильными ветрами (скорость ветров достигает 40-50 м/с) и метелями, в связи с чем Новую Землю в литературе иногда принято называть «Страной ветров». Морозы достигают −40 °C. Средняя температура самого тёплого месяца – августа – от +2,5 °C на севере до +6,5 °C на юге. Предположительно Новую Землю открыли в XII-XIII веках новгородские купцы, однако убедительных историко-документальных подтверждений тому не имеется.

2. Работа с содержанием текста

— Какова тема текста? ( Собаки в жизни человека)

— Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Умные лайки. Собака – друг человека. Воспоминание о собаках. )

— Определите тип речи данного текста.

(Тип данного текста рассуждение с элементами повествования и описания, так как в начале автор пишет, что самые умные собаки – лайки, далее в доказательство тезиса приводит случай из собственной жизни, произошедший с ним на Новой Земле, доказывая, что лайки – дружелюбны, ласковы и умны, и в заключении делает вывод о том, что собака доставляют радость человеку)

— На сколько частей можно разделить текст? (На три части, где во второй части будет три подпункта)

— Каковы микротемы 1-6 абзацев?

(1. Собаки бывают разные по характеру, но особенно добрые и понятливые лайки.

2. Случай на Новой Земле

3. Воспоминание о собаках доставляет радость)

— Как вы думаете, какой план нужно составить к данному тексту?

Собаки ласковы с человеком.

Вспомните, какой ещё бывает план? Каким планом мы пользуемся на уроке литературы.

Задание: Составьте простой цитатный план (из 5 пунктов) к басне И.А. Крылова «Ларчик» (3 минуты)

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Простой цитатный план:

«Стоит только догадаться За дело просто взяться»

«К кому-то принесли от мастера Ларец»

«Вот входит в комнату механики мудрец»

«Я отыщу секрет и Ларчик вам открою»

«Как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался»

В чём особенность плана, представленного на слайде (2 минуты):

Интонация – один из важнейших признаков предложения.

Интонация – средство выражения смысла речи, чувств, отношения говорящего к тому, о чём говорится.

Основные элементы интонации:

а) логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова);

б) мелодика (движение голоса вверх и вниз во время речи);

в) пауза (небольшой перерыв в речи);

г) темп (скорость речи);

д) тон речи (окраска голоса, которая придаёт речи разные эмоциональные оттенки).

— Это тезисный план. Что такое тезис? (кратко сформулированная основная мысль)
VI . Подведение итогов. (2 минуты)

VII . Подведение итогов. Д/з. (1 минута)

Подготовиться к изложению по тексту упр. 152

Составить тезисный план статьи из любого учебника за 6 класс.

Источник

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Мамонты и тексты — общие моменты

План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.

А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Как правильно составить план текста

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

Источник

Сложный план текста

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Всего получено оценок: 427.

Всего получено оценок: 427.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Смотреть картинку Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Картинка про Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример. Фото Что такое сложный план в русском языке 7 класс пример

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *