Что такое слушание кратко
Виды слушания в психологии общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие слушания в общении
Для успешного взаимодействия нужно не только овладеть речевой деятельностью, но и уметь слушать.
Слушание и говорение ‒ это два значительных навыка компетентности вербального общения.
Слушание ‒ процесс сконцентрированного восприятия зрительных и слуховых стимулов, приписывания им смысла. Активное слушание подразумевает сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и реагирование.
Сосредоточение ‒ это процесс перцепции выбора и сосредоточения внимания на определенных стимулах из всего огромного количества достигающих наших органов чувств.
Понимание ‒ это четкая расшифровка информации, которая поступает извне, путем присвоения ей верного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях.
Анализ или критическое слушание ‒ это процесс установления, насколько истинной и правдивой считается информация, которая была услышана.
Реагирование подразумевает соответственную реакцию слушающего на невербальном и вербальном уровнях общения.
Реагирование на эмпатийном уровне дает людям информацию о них самих, их поведении, одобряет, поддерживает, успокаивает.
Если слышание ‒ физический процесс, который определяется действием волн звука на барабанную перепонку, и проходящий без особых умственных усилий, то слушание (слушание эффективное) ‒ это непростой процесс восприятия, осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором принимает участие вся личность человека.
Слушание считается фундаментальным навыком, воздействующим на качество отношений в ежедневном общении, на эффективное взаимопонимание и взаимодействие. В то же время многие люди фактически не умеют слушать.
Готовые работы на аналогичную тему
Умение слушать у людей сформировано неодинаково. Исследования в данной области демонстрируют, что в среднем время нашего общения с другими распределяется следующим образом: около 42-53 % времени мы слушаем других людей, 16-32% ‒ говорим сами, 15-17% ‒ получаем информацию читая, 9-14 % ‒ пишем. Как можно заметить из приведенных цифр, умение слушать, как метод восприятия информации применяется в коммуникации значительно чаще, чем умения писать и читать, вместе взятые, значит, поэтому овладение подобным умением необходимо для каждого человека.
Большинство людей оценивают свое умение слушать на 70-80%. Все же исследования демонстрируют, что на самом деле результативность слушания у многих людей составляет всего 25%, т. е. три четверти сообщений, которые были услышаны, теряются.
Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание, критическое слушание.
Активное слушание
Активное слушание – это процесс, в ходе которого слушающий не просто воспринимает от собеседника информацию, но и активно представляет понимание данной информации.
Активное слушание может помочь:
Так как инструменты и элементы активного слушания содержат в себе различные методы и принципы, особенной результативности можно достичь, применяя сразу и методы, и принципы активного слушания.
Главные приемы активного слушания объединяются к следующим пунктам:
Уточнение переводится к тому, что вы задаете человеку вопрос в том случае, если вам что-то малопонятно. Иным способом это можно еще именовать выяснением.
Пересказ дает возможность тому, кто рассказывает, услышать со стороны собственную речь устами другого человека.
Повторение фраз собеседника также дает возможность выстроить хорошую беседу. В данном случае слушатель, как эхо, повторяет с интонацией вопроса окончания предложений рассказчика. Это располагает эффектом, схожий с уточнением.
Паузы тоже считаются инструментами, которые способны благоприятно повлиять на разговор.
В общем значении, активное слушание дает возможность настроить контакт с собеседником и получить от него необходимую информацию.
Пассивное слушание
Пассивное слушание, считается более глобальным и отличается по другим основаниям. Представленный вид слушания еще именуют иначе – нерефлексивное слушание.
При пассивном слушании человек в основном молчит, особо не включаясь в монолог рассказчика.
Подобное слушание используют, как правило, в том случае, когда рассказчик чем-то очень взволнован, и у него есть желание выговориться, потому что часто восклицательные возгласы и вопросы собеседника могут быть просто несвоевременными.
Эмпатическое слушание
Эмпатическое ‒ это активное слушание, оно направлено на чувства, отношение, глубокое понимание человека, его состояния.
Представляет собой одновременное понимание собеседника и проявление сострадания к нему. Это может помочь поменять эмоции и состояние человека в сторону позитива.
Метод эмпатического слушания дает возможность человеку естественным образом проявить эмоции, раскрыться перед психологом или обычным собеседником. Как правило в эмпатическом слушании выделяются три этапа:
Критическое слушание
Критическое слушание — это процесс установления, насколько истинной и правдивой считается информация, которая была услышана.
Критическое слушание. При подобном виде слушания участник общения сначала производит критический анализ сообщения (часто заблаговременно, приходя с установкой на критическое восприятие информации), т.е. устанавливает, в какой мере истинной, правдивой или возможной может быть данная информация, и лишь после этого он старается понять, соглашается ли он с ней и хочет ли воспринять и ответить.
Подобное слушание бывает полезным, когда применяется ситуативно, оно своевременно, так скажем, на деловом совещании, конференции, дискуссии, то есть там, где обсуждаются проекты, решения, идеи, новый опыт, точки зрения и пр.
Таким образом, умение слушать считается главнейшим условием не только результативного общения, но и обучения. Для овладения знаниями необходимо обладать навыками слушания выступлений публично.
СЛУШАНИЕ
Смотреть что такое «СЛУШАНИЕ» в других словарях:
СЛУШАНИЕ — СЛУШАНИЕ, слушания, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. слушать в 1, 3 и 4 знач. Слушание лекций. Слушание концерта. || Действие по гл. слушать во 2 знач.; публичный судебный процесс (офиц.). Дело началось слушанием. Слушание дела отложено.… … Толковый словарь Ушакова
слушание — обсуждение, рассмотрение, дискуссия, диспут; заслушивание, посещение, разбирание, разбирательство, выслушивание, заслушание, прослушивание, осуждение, процесс Словарь русских синонимов. слушание см. разбирательство … Словарь синонимов
слушание — СЛУШАТЬ, аю, аешь; анный; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СЛУШАНИЕ — СЛУШАНИЕ. То же, что аудирование … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Слушание (2) — (ex parte) – буквально означает «без участия сторон», юридический термин для судебных слушаний в отсутствие всех заинтересованных сторон, используемый в странах Западной Европы. Социальные работники чаще сталкиваются со слушанием ex parte при… … Словарь-справочник по социальной работе
Слушание — ср. процесс действия по гл. слушать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
слушание — слушание, слушания, слушания, слушаний, слушанию, слушаниям, слушание, слушания, слушанием, слушаниями, слушании, слушаниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
слушание — сл ушание, я … Русский орфографический словарь
слушание — Syn: обсуждение, рассмотрение, дискуссия, диспут … Тезаурус русской деловой лексики
Слушание как вид коммуникации
Слушание: понятие и механизм
Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, при помощи которого реализуется процесс приема и последующей переработки речевого сообщения на основе функционирования слухового анализатора.
Так же, как и говорение, слушание относится к видам речевой деятельности, которые осуществляют устное общение в любых ситуациях и сферах коммуникации. Поэтому, эффективной коммуникация является лишь в случае достижения абсолютного взаимопонимания.
Для создания ситуации, которая может быть названа коммуникативно-речевой, необходимо обязательное наличие слушателя. Пара «говорящий – слушающий» является обязательным условием данной ситуации.
Цель слушания реализуется в предмете деятельности и состоит в выявлении смысловых связей, осознании речевого сообщения, поступающего на слух, произведенного говорящим, в понимании и восстановлении данной мысли.
Предметное содержание чужой мысли в слушании раскрывается на основе вероятностного прогнозирования, через анализ смысловых связей высказывания и их последующий синтез.
Смысловое решение называют единицей слушания, обычно предшествующей действиям в обратной связи.
Механизмами слушания выступают общефункциональные механизмы памяти, механизмы опережающего отражения и т.д.
Продуктом слушания является умозаключение, к которому человек приходит в процессе слушания и базирующееся на результатах внутреннего осмысления чужой мысли, выбора (отбора), выявлении смысловых связей, внутрипонятийных соответствий.
Осмысление – это процесс раскрытия и создания смысловых отношений между выявленными понятиями, словами. Результат осмысления может быть, как положительным (понимание), так и отрицательным (непонимание).
Как и все виды речевой деятельности слушание мотивируется задачами, психологическими установками, потребностями слушающего. Потребности, мотивы в получении конкретной информации взаимосвязаны с условиями сферы деятельности, ситуации, которой окружен человек.
Умение активно и целенаправленно слушать других имеет важное значение для взаимопонимания. Но слышать и слушать – это не одно и то же. Слышать значит воспринимать звук физически, в то время как слушать означает сосредоточивание на воспринимаемом, понимание значения принимаемых звуков.
Умение слушать является необходимым условием точного понимания позиции соучастника. Умение слушать включает следующие позиции:
Стиль слушания зависит от следующих факторов:
Многие участники беседы зачастую невнимательно слушают своего собеседника, больше внимания уделяя собственным мыслям, поводом для которых являются высказывания собеседника.
Уровни слушания
Рассмотрим 3 уровня слушания.
1 уровень – «Слушание – сопереживание».
На данном уровне слушающие воздерживаются от суждений в отношении говорящего, как бы ставя себя на его место. Данный уровень характеризуется:
На данном уровне собеседники не пытаются понять поступившую информацию, не воспринимают всю глубину сказанного. Слушатели стараются слушать, опираясь на логику, при этом сосредоточиваясь больше на сути получаемой информации, чем на испытываемых чувствах, оставаясь при этом эмоционально отстраненными от процесса общения. При этом у говорящего может сложиться ложное представление о том, что его понимают и слушают.
3 уровень – «Слушание с временным отключением».
В ходе взаимодействия слушатель как бы слушает другую сторону и не слушает, при этом понимая, что происходит, но сосредоточивается лишь на себе. Процесс слушания на данном уровне пассивен, а реакция на высказывания снижена.
Иные авторы предлагают следующую классификацию:
1. Псевдослушание, или отключение внимания:
2. Избирательное оценочное слушание – отсутствие желания услышать то, что говорят, сообщения фильтруются, слушатель «слышит то, что хочет услышать»:
Активное слушание
Активное слушание – это сознательное усилие и стремление понять эмоциональную и содержательную части высказывания. Во внимание принимаются сигналы и намерения невербального сообщения:
Активное слушание дает возможность:
Приемы активного слушания:
1) молчание:
2) поддакивание –»угу»;
3) повторение части высказывания собеседника – «эхо»;
5) уточнение – «Вы имеете в виду. «, «. не так ли?»;
4) побуждение – «понятно», «я слушаю», «как интересно»;
7) вопросы – «когда?», «что?», «где?», «почему?», «зачем?»;
8) эмоциональные реакции:
Этапы | Действия | |||||||
1.Несловесная поддержка собеседника | Кивки, контакт глаз, «Угу», «да-да», «поза слушания», «конечно» | |||||||
2. Фраза отнесения ответственности за высказывание партнеру | ||||||||
3. Формулировка содержания высказывания | На данном этапе необходимо постараться полностью освободиться от собственных оценок, эмоций, на время их отложить | |||||||
4. Получение согласия собеседника с верностью вашей интерпретацией его мысли |
Методика | Особенности |
Эхо | Воспроизведение последних слов собеседника с помощью выразительной интонации. Особо важный момент, позволяющий уточнить получаемые данные и продемонстрировать важность разговора. При этом делается акцент на важности самой личности. |
Интерпретация | Высказывание любых предложений о том, почему собеседник предрасположен к тому или иному мнению. Нередко начинаются со слов «Я думаю, что сказанным, вы хотели донести мне…». Дает возможность для демонстрации искреннего интереса к другому мнению, а также с целью уточнения подробностей беседы. |
Перефразирование | Емкий пересказ сказанного собеседником. Рекомендуется начинать с фразы «Если я вас правильно понимаю, вы имеете в виду». Дает возможность проявить дополнительный интерес и разузнать о нюансах разговора. |
Таким образом, активное или рефлексивное слушание — это технология, которая характеризуется двумя основными компонентами: первостепенным уточнением истинного смысла разговора и проявлением рефлексов, которые подтвердят ценность беседы.
При ощущении собственной важности и неподдельной заинтересованности, оппонент начинает испытывать больший интерес к разговору, становясь более открытым для беседы. Все это развивает доброжелательную коммуникацию, доверие и создает почву для лучших взаимоотношений.
Эмпатия — наиболее сильный усилитель всех техник активного слушания, что позволяет быстро устанавливать хороший контакт и способствовать открытости человека. Перед выполнением приемов следует проработать эмпатическую составляющую.
Помехи для активного слушания
Во время диалога, человек может столкнуться с теми или иными сложностями, которые помешают правильному восприятию и точной визуализации получаемой информации. Такие помехи возникают из-за собственных переживаний или мыслей.
Различные искажения при беседе могут помешать восприятию собеседника, уменьшая концентрирование предмете диалога. К наиболее популярным затруднениям относится сонливое или мечтательное состояние. Также при высокой критичности, оппонент может не воспринимать информацию от другого человека.
Существуют некоторые ошибки, косвенно влияющие на слушание:
К внешним раздражителям относится неумение правильного донесения информации — невнятность или несвязность речи, отсутствие правильного темпа и громкости. Также на качество восприятия могут влиять посторонние люди и громкий шум — играющий телефон, транспорт, ремонтные работы.
Вопросы для активного слушания
Виды слушания, а также их эффективность зависят от того, отвлекается ли субъект. Для того чтобы правильно понимать собеседника и сосредотачиваться на сути высказываемого, необходимо задавать наводящие вопросы.
В психологии подобные приемы нередко применяются с целью получения большой аудитории или манипуляции мнениями. Вопросы должны быть максимально открытыми, что позволит получить как можно больше информации.
Примерами являются высказывания:
В зависимости от контекста, вопросительная конструкция может видоизменяться при помощи использования новых слов. Их большое количество в беседе прямо пропорционально получаемому объему информации.
Потому как закрытые вопросы потребуют короткого ответа «да» или «нет», злоупотреблять ими не стоит. Психологически, они развивают атмосферу допроса. Такие слова лучше всего применять в самом конце диалога с целью выяснения внутреннего состояния оппонента.
Альтернативные вопросы слагаются из 2 составляющих, — открытой и закрытой разновидности. Оппоненту при этом необходимо подсознательно выбирать между ними, что также может указать на его расположенность к разговору.
Рекомендации для плохого слушателя
В случае, когда от собеседника необходимо избавиться, составляется ряд приемов, исходя из методики активного слушания, при помощи которых можно вызвать у оппонента открытое нежелание продолжать диалог.
Для этого следует:
Несмотря на эффективность методики, использовать ее следует не часто, поскольку все люди требуют сочувствия. Всегда лучше доброжелательно высказаться о собственном нежелании вести дальнейшую беседу.
Рекомендации для хорошего слушателя
Основополагающие приемы активного слушания позволяют развить благожелательное общение между двумя собеседниками, при помощи которых человек ощущает внимательность к выраженным словам и переживаниям.
Также понимание приемов и их правильное использование, создаст необходимое чувство собственной важности, что повысит шансы на успех в том или ином вопросе.
Основные рекомендации:
После того, как собеседник завершил рассказ, рекомендуется несколько минут помолчать, что позволит лучше проанализировать услышанное и определить эмоциональную составляющую диалога. Подобный перерыв также помогает говорящему передохнуть или вспомнить важные аспекты темы беседы.
Использование видов слушания — это верный способ достучаться до внутреннего мира человека, особенно когда диалог не ограничивается словесными переживаниями. В практике психологии подобные приемы позволяют достичь нужного расположения и увеличить доверие со стороны собеседника.
Видео о видах слушания в психологии
Слушать и слышать. Отто Шармер и 4 типа слушания:
- Что такое раздел науки
- Что такое название лпу