Что такое слушание музыки

Слушание музыки как часть музыкального занятия

Что такое слушание музыки. Смотреть фото Что такое слушание музыки. Смотреть картинку Что такое слушание музыки. Картинка про Что такое слушание музыки. Фото Что такое слушание музыки Наталья Хабарова
Слушание музыки как часть музыкального занятия

Слушание музыки как часть музыкального занятия.

Я являюсь постоянным участником web-семинаров Издательского Дома «Воспитание дошкольников» (ссылка: vebinar@preemstvennost.ru ). 30 марта 2016 года я прослушала web-семинар на тему: «Методика работы по развитию творческого пения и творческого танца у дошкольников», лектором которого был музыкальный руководитель детского сада г. Москвы, член редколлегии журнала «Музыкальный руководитель» Е. А. Гомонова. Елена Анатольевна комментировала, что ФГОС ДО определяет такие основные цели развития дошкольников, как социализация и индивидуализация. Поэтому ориентиры перед ДОУ в области музыкальноговоспитания следующие:

Ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства.

Эстетическое отношение к окружающему миру.

Элементарные сведения о музыкальных видах искусства.

Восприятие и сопереживание к художественным образам произведений.

Самостоятельная творческая деятельность.

Рис. 1. Модель взаимосвязи музыкальных видов деятельности.

Мною была разработана Программа по слушанию музыки для старших дошкольников «Музыкальная шкатулка», которая была реализована на практике в 2016-2017 учебном году. Перспективный план по этой дополнительной Программе включен в Календарно-перспективное планирование моей работы. Слушание музыки я проводила и на музыкальных занятиях, и в режимных моментах работы с детьми (фото 1).

Фото 1. Режимные моменты работы с детьми.

Результатами таких занятий были Выставки рисунков детей «Мы слушаем музыку» (фото 2, Интегрированные занятия по слушанию музыки на основе взаимодействия искусств (фото 3) и Открытые выступления детей (фото 4).

Фото 2. Выставка рисунков детей. П. И. Чайковский Балет «Щелкунчик».

Фото 3. Интегрированные занятия. М. И. Глинка Опера «Руслан и Людмила»: «Марш Черномора».

Фото 4. Открытие выставки птиц в Доме-музее В. В. Вересаева. П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро». Танец лебедей.

Диагностика уровня освоения детьми Программы по слушанию музыки в конце года показала высокий уровень.

Я уверена, что основной целью музыкального воспитания детей является научить их слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

Конспект занятия по чтению рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», Е. Чарушина «Волчишко». Слушание музыки Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура». Виды детской деятельности:.

Конспект музыкального занятия «Развитие музыкального вкуса и слуха у детей посредством восприятия музыки» Конспект непосредственной образовательной деятельности занятия в подготовительной к школе группе на тему «Развитие музыкального вкуса и.

Конспект музыкального занятия (НОД) «Волшебная книга музыки» Конспект музыкального занятия (НОД) «Волшебная книга музыки» Цель: учить детей внимательно слушать музыку, высказываться о её характере,.

Конспект музыкального занятия с использованием интерактивного стола «В гостях у Феи музыки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Солнышко» Старооскольского городского округа Конспект музыкального.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Мир музыки чудесной» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»). Подготовительная к школе группа. Цель: способствовать развитию.

Конспект музыкального занятия в старшей группе Слушание музыки С. Прокофьева «Утро» (из сборника «Детская музыка») Конспект музыкального занятия в старшей группе (направлено на формирование основ музыкальной культуры дошкольников) Слушание музыки С.

Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Слушание и восприятие музыки- основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста» МА ДОУ.

Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС до Тема: «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО». Гиганова Варвара Валерьевна,.

Слушание музыки П. И. Чайковского Цели • Учить детей слушать музыкальные произведения, представлять, что можно сделать под эту музыку. • Развивать творчество в движении,.

Слушание музыки у дошкольников Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи: знакомить детей с художественными, доступными их.

Источник

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности

2. Структура и виды музыкальной деятельности………………………стр.

3. Слушание музыки как вид музыкальной деятельности……………..стр.

5. Список использованной литературы…………………………………стр.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкус.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …»

 Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,

 воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

I. Музыкальная деятельность дошкольников её структура и виды.

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально- ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Структура и виды музыкальной деятельности их взаимодействие по

О.П Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной

 Восприятие музыки специально созданной для слушания

 Восприятие музыки в связи с ее исполнением

 Музыкально дидактические игры

 Игра на музыкальных инструментах

 Музыкально – игровое и танцевальное творчество

 Игра на музыкальных инструментах

Музыкально – образовательная деятельность:

 Знания общего характера

 Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

II. Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.

Практика показывает, что большое значение имеют вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает):

 по выразительным средствам (как выражено);

 по определению причин (почему так выражено).

Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства.

Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения. Одно из произведений является основным, и на нем более всего сосредоточить внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому для углубления знаний или для решения поставленной проблемы.

Надо отметить, что центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

 специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

 использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкально-ритмическое движение, пение, игра в оркестре, дирижирование;

 использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам :

Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Перечисленные ранее формы слушательской деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и понимать музыку. А главное, что происходит разностороннее развитие детей.

Итак, мы выяснили, что эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

На основании анализа работ известных педагогов – музыкантов

(Д.Д.Кобалевского, В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, Б.Асафьева и др.), личного опыта работы можно сделать заключение о том, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни. В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие образовательные учреждения и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично- развитого, духовно богатого человека.

1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

Жак-Далькрос Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: лекции – М.:1922;

Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982

Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

«Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998

Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 1985;

Источник

«Формы работ по слушанию музыки»

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Чеченский государственный университет»

«ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ»

Выполнила: студентка 3 курса

3. Формы работы по слушанию музыки……………………………..…. 7

4. Работы по слушанию музыки в разных возрастных группах……….….9

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкус.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка всесторонне, а это главная задача в дошкольном образовательном учреждении.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоционально отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, чувствовать прекрасное.А значит необходимо уделять огромное внимание занятиям музыкой в дошкольных образовательных учреждениях, так как это наиболее сенситивный период для эстетического и нравственного воспитания будущего человека и члена общества, именно в дошкольном детстве закладывается фундамент будущей личности

Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивание ими определенных понятий и терминов.

Слушая музыкальные произведения, дети часто воспринимают их как некую звучащую музыкальную ткань. Они еще не слышат формы, элементов музыкальной речи, не всегда в состоянии разделить звучание мелодии и аккомпанемента. Но они уже способны эмоционально откликнуться на звучащую музыку, получив удовольствие от возникших ощущений. Воспринимая мир достаточно органично и цельно, дети свободно переносят свойства одного вида искусства на другой. Они могут «видеть» музыку в цвете, осязать ее (мягкая, твердая, плотная и т.д.), могут слышать стихи как музыкальную интонацию (веселую, озорную, жалобную), могут «озвучивать» рисунок динамическими оттенками.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов, различать вокальные, инструментальные, оркестровые произведения. Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.

Большое значение имеют вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.

Слушанию музыки может предшествовать и поэтическое слово, и короткий образный рассказ, отвечающие теме музыкального произведения. Например, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин», а затем исполняет «Птичку» Э. Грига. Образный рассказ, состав­ленный педагогом, предлагается перед исполнением музыки к сю­жетной игре, этюду. Однако не следует слишком часто пользоваться рассказом перед исполнением музыки, чтобы дети не воспринима­ли его как единственно возможное толкование музыкального про­изведения, не искали конкретное образное содержание в каждом произведении.

Источник

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников

Что такое слушание музыки. Смотреть фото Что такое слушание музыки. Смотреть картинку Что такое слушание музыки. Картинка про Что такое слушание музыки. Фото Что такое слушание музыки Екатерина Барашкина
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников

С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки, благодаря которому у детей развивается интерес, любовь к ней, расширяется музыкальный кругозор, повышается музыкальная восприимчивость, воспитываются зачатки музыкального вкуса.

Известный советский композитор Д. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней. Композитор отмечал важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей. Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. В процессе восприятия и анализа музыки, у ребенка развивается мышление и воображение. При правильной организации процесса слушания музыки у детей формируются произвольное внимание, волевые качества.

Сила воздействия музыки на человека зависит от его подготовленности к восприятию. Развитие же восприятия музыки – работа сложная, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать.

Основная цель слушания музыки как вида деятельности – приобщать детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры.

Закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать возрастные возможности детей.

Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание. В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость – они лучше воспринимают небольшие произведения, яркие по своим образам. Четырех-, пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. У детей 5-7 лет вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании. Они отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой.

По сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем.

С детьми старшей и подготовительной групп, когда у них приобретены некоторые навыки слушания музыки (умение различать ее характер, средства выразительности и способность более длительное время сосредотачивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить занятия, целиком посвященные слушанию музыки. В такое занятие могут быть включены 4-5 произведений (1-2 инструментальные, а остальные вокальные, новыми для детей должны быть не более 1-2. По времени оно может занимать 15-20 минут.

Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания детьми, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей дошкольников. Отличительные качества детских музыкальных произведений для слушания – художественность и доступность.

Ценный источник первых музыкальных впечатлений малышей – народные напевы, близкие, родные интонации. В репертуар для слушания музыки включаются те из них, в которых простыми, выразительными мелодиями переданы конкретные, близкие детям образы, например русские народные песни ласкового, напевного, колыбельного характера – «Бай, качи-качи», «Летит галка» или легкие, подвижные, игровые песни для самых маленьких – «Петушок», «Ладушки». Используются также песни, литературный текст которых вначале посвящен близким, поэтичным образам природы, а в дальнейшем повествует о событиях, недоступных для детского восприятия. В этих случаях используются лишь первые куплеты: «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозем», «Калинка», «У меня ль во садочке». Особое место занимают народные плясовые мелодии, которые вызывают положительные эмоции у ребенка с самых ранних лет. Это русские народные мелодии «Из-под дуба», «Ах, ты, береза», «Ах, вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль» и др.

Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского. Большинство произведений этого сборника доступны, близки дошкольникам по тематике, музыкально-образному строю. В них переданы картины детской жизни, веселых игр – «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Новая кукла»; сказочные сюжеты – «Баба Яга», «Нянина сказка»; танцевальная музыка – «Вальс», «Мазурка», «Полька», «Русская»; поэтичная картина природы в пьесе «Песня жаворонка».

Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра М. Глинки («Детская полька», Н. Римского-Корсакова (фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане», С. Рахманинова («Полька», А. Глазунова («Галоп») и др.

Из произведений западных классиков в репертуар, предназначенный для слушания детьми, входят «Птичка» Э. Грига, «Смелый наездник» Р. Шумана, марши Ф. Шуберта и ряд других.

Совершенно напрасным является слушание классической музыки детьми перед сном, когда их мозговая активность сводится к минимуму. А если дети слушают музыку и не понимают ее, у них может пропасть к ней всякий интерес. Гораздо целесообразнее детям перед сном слушать колыбельные песни. Они отличаются тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией и приводят ребенка в состояние спокойствия. При прослушивании колыбельных песен у детей возникает чувство защищенности от всякого рода воздействий внешнего мира, что способствует скорейшему их засыпанию.

Много внимания в программах по слушанию музыки детьми уделено произведениям советских композиторов – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Ан. Александрова и др. Особую радость доставляют детям всем нам известные и полюбившиеся песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова, А. Рыбникова и др.

Процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование следующих методов: наглядного, словесного и практического.

Велико значение словесного метода в процессе развития музыкального восприятия. Слово педагога раскрывает содержание произведения, оно помогает детям глубже его прочувствовать и понять. Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Слово, обращенное к детям, по своей тональности должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе; радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта.

Направляя внимание детей на восприятие вокальной музыки, педагог строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Пе-ред тем как познакомить детей с инструментальной музыкой, педагог в не-скольких словах знакомит детей с ее содержанием. Например, перед прослушиванием сцены «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова педагог говорит, что весной в наши края прилетают из-за моря птицы, они вьют гнезда, выводят птенцов. Леса и рощи наполняются их щебетом и пением. Затем детям предлагается послушать, как прилет и пение птиц передаются в музыке. Предварять прослушивание музыкального произведения может стихотворение, если оно созвучно ему по настроению. Если произведение несложное, доступно пониманию детей (например, «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Вальс» Н. Леви, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского, педагог может ограничиться перед слушанием только его названием. Беседа также может включить в себя сведения о композиторе, жанровой принадлежности произведения.

Хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. После его прослушивания педагог беседует о характере произведения, о том, какое настроение оно вызывает, о чем рассказывает музыка.

Пояснения педагога на занятиях с малышами предельны, коротки, обращены на основной образ. «Музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело плясали под эту музыку», – говорит педагог, после того, как прозвучала народная плясовая мелодия. Или напоминает: «Вчера мы с вами гуляли и слышали: поют птички. Как они поют, как чирикают?» Дети отвечают. Педагог заканчивает: «А я спою вам песню о птичке».

В работе с детьми среднего и особенно старшего дошкольного возраста беседы носят более развернутый характер. Важно, чтобы дети поняли, что ха-рактер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: например, нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, не громко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного, отрывистого звука.

В процессе развития восприятия музыки также эффективен практический метод. С целью формирования наглядных представлений о некоторых музыкальных явлениях следует ориентироваться на мышечно-двигательные ощущения детей. Слушая музыку веселого или спокойного характера в младших группах, можно использовать движения с палочками, флажками, кубиками. В старших группах для выявления ритмических особенностей, различения регистров, можно также использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.

Рассмотрим некоторые приемы развития музыкального восприятия.

1. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша, пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика», контрастные по характеру произведения.

2. Прием «цвет-настроение». Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки. Пастельные, светлые тона соответствуют нежному, спокойному характеру музыки. Темные, густые тона – мрачному, тревожному настроению. Яркие тона – веселому, радостному, торжественному характеру. Детям можно раздать по две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру прослушиваемых произведений, и объяснить, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат торжественную музыку, а темно-коричневую – если услышат тревожную музыку. Также детям можно предложить выполнить рисунок, передающий характер музыки.

3. Прием оркестровки музыкальных произведений. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий, нежный тембр колокольчика. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки дождя, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут погремушки, маракасы, трещотки. Прием оркестровки целесообразно применять после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки.

4. Прием передачи характера музыки в движении. Данный прием включает в себя инсценировку песен, творческое использование танцевальных, образных движений.

Приемы развития музыкального восприятия можно варьировать, сочетать друг с другом. Такие варианты придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии, а главное, повышают интерес к музыке.

Глубинная преемственность в культурных и нравственных традициях возникает лишь там, где ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Музыка обогащает духовный мир ребенка, воздействует на процесс становления его нравственных качеств. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только музыкальным руководителям, но и всем педагогам. Ведь педагог – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист. Без этих добродетелей мы не можем взывать к сознанию детей, не имеем на то морального права.

Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация в музыкальной деятельности дошкольников в аспекте ФГОС» ФГОС-это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от (2 до 8 лет). Музыка и детская музыкальная.

Что такое слушание музыки. Смотреть фото Что такое слушание музыки. Смотреть картинку Что такое слушание музыки. Картинка про Что такое слушание музыки. Фото Что такое слушание музыкиКонсультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников» Здоровье – одна из главных ценностей.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности» План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной.

Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание,.

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности. Составила музыкальный руководитель Терехова Т. Б. ДС №67 «Радость».

Слушание музыки как формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста Слушание музыки как формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Различные виды искусства обладают специфическими.

Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности Тема: «Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности» «Истоки творческих способностей и.

Виды музыкальной деятельности дошкольников Музыкальные способности проявляются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные.

Влияние театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников 2 слайд «Детское творчество» является нормативным и постоянным спутником детского развития – Л. С. Выготский С самого раннего возраста ребенок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *