Что такое смальта икона

Из чего мы делаем иконы

Наши иконы сделаны из огромного многообразия предлагаемых и не предлагаемых на рынке художественных материалов.

Мы не ограничиваем свое воображение привязанностью к тому или иному производителю или продавцу художественных материалов. Наши принципы не позволяют нам быть экономными в средствах выражения. Все материалы о которых вы прочитаете ниже в разном количестве присутствуют в нашей мастерской и в меняющихся пропорциях от иконы к иконе используются нами.

Художественная смальта смальтоваренных мастерских Академии художеств Санкт-Петербурга

Стоимость квадратного метра данного материала колеблется в диапазоне 400-800 евро, без учета стоимости золотой смальты. Случалось ли Вам бывать в городе на Неве. Нам случилось однажды и с тех пор, вот уже двадцать лет, наши визиты сюда практически всегда неразрывно связаны с закупками художественной смальты в плоских блинах. К сожалению, требуемый цвет на заказ изготавливается только крупными партиями, поэтому, как это часто бывает, для создания небольших мозаичных работ лучше обратится к иностранным «конкурентам».

Итальянская смальта ORSONI в блинах и колотом модуле

Стоимость квадратного метра данного материала колеблется в диапазоне 800-2400 евро, без учета стоимости золотой смальты. Увы, стоит дорого, но того стоит! Огромная палитра, соответствие цвета фолдеру образцов и неизменно высокое качество по неизменно высокой цене доставляются в Москву с острова Мурано, что близ Венеции за деньги, но в срок. Побывав здесь однажды, Вам не придется связывать свои последующие визиты в эти живописные места с нудной закупкой смальты Orsoni, так как в Москве есть представители завода, которые сами охотно приезжают к Вам по зову вашего сердца или крику ваших заказчиков (кому что ближе). Но посетить хотя бы раз стоит, ведь итальянцы наивны как дети, и не скрывают секретов производства, не закрывают своим широким мускулистым телом, подобно русским братьям, дисплеи термических контроллеров, так что вы без труда можете стать хранителем многовековых тайн производства смальты в домашних условиях.

Смальта «GALAMOSAIC» читается по-английски, но числится за российской фамилией (идея позаимствована в Мурано)

Стоимость квадратного метра данного материала колеблется в диапазоне 560-1000 евро, без учета стоимости золотой смальты. Когда нет возможности или желания заплатить в евро, тогда появляются новые производители качественной российской смальты. Палитра довольно широкая и своеобразная. Стоимость смальты высока. Увы, но цена зависит от стоимости используемого сырья, на 99% импортного. У производителя есть фолдер с образцами цвета, однако количество сваренной смальты на складе не велико. Мы используем данную смальту как средство украшения особо «нарядных» мест в мозаичных иконах. Данный материал хорошо сочетается с элементами фьюзинга или заменяет их собой.

Смальта производимая в Балабаново Калужской области

Стоимость квадратного метра данного материала колеблется в не постоянном диапазоне. К сожалению, не имеет обозначенной цветовой палитры и демонстрационного фолдера. Ценовая политика производителей так же не ясна. В 2014 году смальта неожиданно подорожала с 300 рублей до 800 рублей за кг. за одну ночь, несколько озадачив этим своих покупателей.

Остатки советской смальты на складах художников монументалистов

Стоимость квадратного метра данного материала колеблется в диапазоне 200-500 евро, без учета стоимости золотой смальты. Все мы помним, как любили огромные мозаичные панно в СССР. Все мы знаем, как этому радовались художники-монументалисты. И, конечно, все мы грустим от того, что эти времена не закончились лишь для избранных. На досках объявлений периодически появляются продавцы остатков советской смальты, правда сложить из этого полноценную палитру не получится. Так или иначе придется дополнить ее материалами вышеупомянутых производителей.

Итальянское, американское и китайское художественное стекло

Стоимость квадратного метра данного материала колеблется в диапазоне 100-400 евро. Палитра и предложение этих материалов довольно разнообразны, однако, для создания полноценных икон из мозаики этих материалов не достаточно: фактура литого стекла – плоская, не содержит перепадов высоты, придающих зрелищность и свето-теневую игру поверхности мозаичной иконы. Однако этот материал идеально подходит для предания живописности ликам, рукам и пр.

Итальянская и китайская мозаика в виде чипов

Стоимость квадратного метра данного материала колеблется в диапазоне 50-200 евро, без учета стоимости золотой смальты. Временами цвет, фактура и модуль данных материалов могут идеально вписаться в художественный замысел произведения. Однако, собирать иконы только из данного материала, придуманного для облицовки бассейнов и санузлов, — настоящее преступление, к сожалению, получившее массовое распространение из-за удручающего невежества и дешевизны.

Заинтересовали услуги нашей мастерской — оставьте заявку в форме для обратной связи, и мы обязательно вам перезвоним.

Источник

Мозаичные иконы ✝ Вся информация

Традиция мозаичной иконы очень стара – она пришла из Византии. На этот вид искусства распространяются все те же правила и каноны, что и на живописные иконы. Мозаичная икона может служить не только облицовкой стен и потолка храма, но и быть выполненной на подрамника, как картина. Ее так же можно освятить. Икона из мозаики – необычное решение, в то же время, отдающее дань традициям.

Сюжет

Мозаичную икону, как и религиозную живопись, можно заказать на любой библейский сюжет. Свое значение икона, будь то мозаика или фреска, берет от того, что на ней изображено. Часто встречаются изображения ангелов Святой Троицы. В умелых руках мозаика становится таким же гибким инструментом, как краски. Изображения могут быть выполнены как по православным живописным канонам, пришедшим из Византии, так и на западный манер, с реалистичным изображением святых и яркими цветами.

Именные иконы

На именных иконах изображают небесных покровителей. Покровитель выбирается согласно святцам и имени, данным при Крещении. Такие иконы также могут символизировать особое почтение конкретного святого. На них могут быть изображены Николай Чудотворец, Матрона Московская и т.д.

Иконы святых и сил бесплотных

На этом виде икон, как правило, изображаются архангелы. В христианской традиции семь архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Саракаел, Ремиил.

Богородичные иконы

На них изображается образ Пресвятой Божией Матери и Богородичные праздники. К этому виду относится Казанская икона Божией Матери, Владимирская Богородица, Византийская икона Божией матери. Божья мать может быть изображена портретно, или же на иконе может быть увековечено связанное с ней событие (Благовещение, Успение и т.д.)

Священные исторические события

К таким сюжетам относятся события, непосредственно связанные с религией (Крещение Руси, основания храма или монастыря)

Разработка эскиза иконы

Сегодня можно заказать икону с любым интересующим вас сюжетом и значением. В первую очередь разрабатывается ее эскиз. Вы можете заказать копию уже существующей иконы, или же обратиться к художникам. Но перед этим нужно определиться с тем, в какой технике вы хотите получить икону. В случае с мозаичными иконами, эскизов создается несколько, для каждого этапа работы.

Создание проекта мозаичных работ

Техника создания мозаичной иконы значительно различается от живописи или фрески своей сложностью. Для начала нужно решить, матричное будет панно или художественное. Матричное панно создается из квадратных мозаичных чипов без изменения их формы – получается что-то вроде пиксельного изображения. В художественных же панно для получения нужных форм и линий производится колка мозаики. Эта техника позволяет создавать более пластичные и выразительные изображения, однако, она и значительно дороже. Цена каждого проекта очень индивидуальна и оговаривается для конкретного случая.

Когда техника выбрана, создается эскиз. Для начала это маленький цветной набросок желаемого сюжета. Далее – цветной эскиз в масштабе 1:1. При помощи специальной программы этот рисунок «нарезается» на разноцветные мозаичные чипы. После утверждения финального эскиза, мастера приступают к работе.

Расходные материалы для изготовления

Перед покупкой мозаичной иконы нужно определиться не только с ее сюжетом и размером, но и с материалом изготовления. Удобно, когда его можно купить в том же месте, где и заказать саму работу над иконой. Мозаичные иконы собирают из камня, мрамора, дерева, но чаще всего используют стеклянную мозаику или смальту.

Материалы для изготовления иконы

Смальта и стеклянная мозаика – наиболее традиционный материал для мозаичных икон, ведь именно так создавались многие знаменитые византийские убранства храмов. Сегодняшний выбор цветов почти безграничен. К тому же существуют золотые, серебряные и перламутровые варианты! Полупрозрачные или с красивыми переливающимися разводами и блестками. Размеры чипов из данных материалов могут быть очень маленькими, что сильно облегчает создание рисунка.

Сборка иконы

Сборка мозаичных икон происходит вручную художниками-мозаичистами. От изготовления фрески этот процесс отличается сложностью материала – ведь он твердый, уже имеющий свою форму.

Основа

Мозаика собирается на специально подготовленном эскизе-сграфьи: изображению будущей иконы, разбитому по составным элементам. В нем выделены контуры изображения, разные цвета и направление укладки мозаики.

Бренды мозаики, используемые для мозаичных икон

Выбор материала будущего панно крайне важен. Некачественный продукт испортит впечатление даже от самого красивого изображения и быстро выцветет или потрескается. Настоящей качественной стеклянной мозаике не страшна даже укладка на улице или в бассейне – она очень крепка и долговечна. Наиболее заметные бренды:

Bisazza

Пожалуй, самый известный бренд мозаики. Итальянская фабрика-первопроходец и флагман индустрии. В ее ассортименте множество цветов, поверхностей и фактур мозаики. В том числе с добавлением настоящего золота! Мозаика от Bisazza поражает своей красотой.

Irida

Более бюджетный, но все еще качественный и эстетичный вариант стеклянной мозаики от китайского производителя Irida. Широкий выбор цветов и фактур на любой вкус.

Золотая смальта

Золото часто используется в мозаичных иконах еще со времен древней Византии. Золото используют для фона, либо же им выделяют нимбы святых. Также золотом можно подчеркнуть особые детали изображения – лучи, украшение одежды или надписи. Не стоит забывать, что золото бывает и белым, с серебристой поверхностью. Преимущество золотой стеклянной мозаики перед прочими золочеными материалами заключается в защите золотого слоя, позволяющего укладывать ее даже на пол. Обычная позолота на полу быстро сотрется, однако листочек золота в мозаике защищен прозрачным слоем стекла, который не истирается. Золото внутри чипа может быть гладким, с трещинками или волнообразной формы.

Наколка материалов в модуль

Монтаж иконы

Инструменты и строительный химия для монтажа иконы

Основными инструментами при создании панно из стеклянной мозаики являются кусачки для колки чипов. Они могут отличаться по своим модификациям и размерам. Существует и современная альтернатива им – станок для наколки. Он значительно ускоряет процесс производства. Мозаика из смальты или натурального камня обрабатывается при помощи специальных молотков и заостренных подставок харди.

Для монтажа панно необходимо приобрести специальный клей и затирку. Важно подобрать материалы, подходящие для работы с мозаикой – иначе в панно может попасть влага. Также необходимо учитывать особенности места, где планируется выставление иконы. Для улицы, влажных или холодных помещений нужно подобрать соответствующие растворы. Современные затирки также имеют большой выбор цветов, что открывает новые горизонты в творчестве.

Дополнительные материалы

Наша компания имеет собственную мозаичную студию. Она работает уже около двадцати лет. У нас вы можете заказать икону по своему уникальному эскизу или попросить сделать копию – наши работы не отличить от оригинала. Вместе с нашими мастерами вы сможете подобрать оптимальный цвет и фактуру мозаики, посмотреть, как разные чипы сочетаются друг с другом.

Мозаичные панно намного долговечнее живописных картин – такая икона сохранится для ваших детей и внуков!

Также изготовленные нами иконы можно освятить.

Если вам тяжело по каким-либо причинам самостоятельно сделать освящение картины, то мы сделаем это для вас. Небольшую икону мы можем в свободное от работы время отвезти в храм, освятить и только потом передать на доставку. Чтобы освятить большую икону из мозаики, вам нужно будет оплатить доставку до храма и обратно на склад. Освящение иконы мы выполним по вашей устной просьбе – мы с глубоким уважением относимся ко всем пожеланиям наших клиентов! Если мозаичное панно планируется нанести на фасад, то сначала нужно мозаичное панно приклеить к фасаду, а затем вызвать священнослужителя для освящения.

Источник

Смальта

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно. В России XVIII-XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики целиком.

Содержание

Разновидности

Смальта как цветное искусственное стекло существует нескольких видов [3] :

Свойства и особенности

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

История

Первые производства смальты как материала для декоративных и отделочных работ были созданы в Древнем Риме примерно во II—I веке до нашей эры, когда римская мозаика стала одним из основных художественных приемов в отделке интерьера. Производство было исключительно ручным и во многом — непредсказуемым по конечному результату. Многие римские мозаики комбинировали смальту с природным камнем — мрамором, известняком.

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

Значительных успехов в выплавке смальт достигли мастера Византии. В монументальной архитектуре христианских храмов до иконоборческого периода мозаика использовалась повсеместно — как в создании сложных художественных композиций на библейские темы, так и в орнаментальном украшении различных поверхностей стен, окон, дверных проемов. Особым приемом стало использование золотой смальты в качестве фона для изображений. Смальта стала основным материалом для изготовления мозаик. Выплавка смальт осуществлялась в специальных мастерских, число получаемых цветовых оттенков перевалило за сотню.

В Киевской Руси’ существовала, по крайней мере, одна мастерская по выплавке смальт. Возле Софии Киевской археологами найдены остатки производства смальт, использовавшихся для создания мозаик главного русского христианского храма той поры — образо́в Христа Вседержителя и Оранты Заступницы. Вероятно, киевской мастерской руководили византийские мастера.

После падения Византии центр стекольных производств и выплавок смальты переместился в Италию. Но высокая стоимость смальты и самих мозаичных работ привели к доминированию живописных и фресковых техник в отделке храмов, дворцов и общественных помещений. Мастера-стекловары постепенно сделали технологию выплавки смальт секретной, что также способствовало превращению процесса изготовления смальтовых мозаик в редкое и эксклюзивное искусство.

Использование кобальта в качестве пигмента в Центральной Азии известно начиная с XI века.

В Европе изобретение смальта как ярко-синего пигмента часто соотносят с именем богемского стеклодува Кристофера Шурера вновь открывшего его в 1540—1560 годах.

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

В XVIII веке Михаил Ломоносов фактически заново открыл технологию смальт для России. Поставив в течение 3 лет более 4 тысяч опытов, М. В. Ломоносов нашел способ получать смальты практически любого цвета. Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.

Со смертью М. В. Ломоносова производство на фабрике сошло на нет. Тем не менее, все технологии смальт были описаны и задокументированы, в соответствии с принципами, которыми учёный руководствовался в своих исследованиях. Этот раздел его наследия примечателен тем, что, соприкасаясь другими — объединяет сразу несколько направлений: изучение свойств стёкол, особенности и условия их варки, методику укладки мозаики и художественное творчество как таковое.

Следующий этап в истории смальты в России — вторая половина XIX века. Идея замены икон и элементов оформления Исаакиевского собора мозаиками способствовала быстрому росту интереса к смальте и мозаике со стороны как ответственных за строительство лиц, так и всех, кто так или иначе считал себя причастным к архитектурному и художественному миру двух российских столиц.

Основным местом производства смальт стала мастерская Академии Художеств в Санкт-Петербурге (Мозаичная мастерская В. А. Фролова).

Кроме Исаакиевского собора еще одним монументальным объектом, полностью отделанным мозаиками из смальты, стал Храм Воскресения Христова (Спас на крови).

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

Следующим периодом популярности смальты стало послевоенное советское время. Смальта использовалась практически повсеместно — как для создания монументальных мозаичных панно, так и для украшения станций метро (известных нам по работам Павла Корина) и остановок общественного транспорта, как для оформления помпезных общественных зданий, так и для небольших интерьерных композиций в детских садах. Отдельным направлением стало использование смальты в оформлении фонтанов в курортных и южных городах.

В конце XX века были разработаны промышленные технологии изготовления смальты, в том числе готовых мозаичных элементов заданных размеров и формы. Тем не менее, большая часть мозаик из смальты по-прежнему набирается вручную из материала, изготовленного также ручным способом.

Источник

Мозаичная красота (+ 60 ФОТО)

Беседа с художником Дмитрием Кунцевичем

Дмитрий Кунцевич, руководитель мозаичной мастерской минского Свято-Елисаветинского монастыря, – о радостях и сложностях работы с мозаикой, о секретах этого древнего искусства, о творчестве как со-работничестве Богу.

Основание мастерской и кое-что оставшееся «за кадром»

– Дмитрий, расскажи, пожалуйста, как мастерская начала быть.

– Наша мастерская существует уже около 12 лет. Она была основана по благословению духовника Свято-Елисаветинского монастыря – протоиерея Андрея Лемешонка. Когда в монастыре начали возводить храм в честь иконы Божией Матери «Державная», спроектированный в византийском духе, идея мозаичного убранства показалась очень уместной. Монахиня Марфа и архитектор Николай Дятко, ответственные за храм, вынесли эту идею на обсуждение отца Андрея и сестер. Батюшка благословил: «Давайте попробуем мозаику». Начиная работать в Державном храме, мы не представляли, что сможем осуществить такой грандиозный проект. Но когда воплотилось задуманное, а точнее сказать – немыслимое, у всех была такая радость – Пасха!

Кстати, когда после окончания работ намывали храм, готовясь к праздничному богослужению, произошел один необычайно знаковый случай. Тогда я не придал ему значения, а если честно, даже вознегодовал. И только много лет спустя, читая предание о создании Софии Киевской, обнаружил, что нечто подобное упоминается и там.

Голуби кружились под изображением Матери Божией, исчезали в фигуре Господа под куполом, снова вылетали… Зрелище это было сказочное!

А случилось вот что. Мы зашли с отцом Сергием, нашим главным иконописцем, посмотреть, как продвигается уборка, и увидели такую картину: из вентиляционного отверстия в куполе храма (отверстие замаскировано мозаикой), прямо из фигуры возносящегося Спасителя вылетели два голубя. Они кружились, садясь на карниз в конхе под изображением Матери Божией, снова исчезая в фигуре Господа под куполом, перелетая от одной композиции к другой. Зрелище это было сказочное, но видеокамер в телефонах тогда еще, к сожалению, не было… Из санитарных соображений мы пытались выгнать птиц через окна, но ничего не выходило. А через несколько часов, на пасхальной службе, их уже не было.

Художественный ликбез

– А с чего начинали?

– Начинали с нуля – то есть с меня… Тогда, еще будучи студентом, я нес послушание в сестричестве – посещал болящих в интернате при психоневрологическом диспансере (микрорайон Новинки г. Минска. – Ю.Г.), помогал в иконописной. Решил привлечь своих друзей – тех, с кем учился в Академии искусств. Некоторые из них уже были верующими людьми, кто-то начинал воцерковляться. Именно эти братья стали основой, фундаментом и авангардом нашей артели: Михаил Лавшук, его брат Димитрий, Саша Трусковский, Максим Дударев, Денис Черновец и др. Мы трудимся вместе до сих пор. Про «пуд соли» не скажу, но тонны смальты уже «съели».

Никаких знаний не имели, опыта тоже… Это во многом и помогло нам, иначе вряд ли мы взялись бы за такое дело. В институте на кафедре монументально-декоративного искусства, где мы отучились, технологии мозаики был выделен один семестр. Этого, конечно, было недостаточно. Специфика храмового искусства предполагает наличие богословских знаний, которых мы в академии не получили. Для меня это было серьезной трудностью. Ведь существуют определенные закономерности и требования к церковной стенописи.

Занялись самообразованием – иначе говоря, «ликбезом». Начали с посещения святынь – с благоговением осматривали древние храмы Киева, монастыри России. Тогда же поехали на машине в Ферапонтово, Вологду, Кириллов. Из путешествия вернулись пешком: под Новгородом Великим видавший виды двигатель «Мерседеса» нашего компаньона Ильи Мохова «стукнул» – и так и не восстановился.

Потом ездили в Питер, Москву, разыскивали мастеров-мозаичистов с опытом – их не так много оказалось. Но и они не на все вопросы имели ответы. Многое приходилось изобретать самим. И, как говорил известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор): «Сразу ничего не выйдет, но если пробовать снова и снова, обязательно получится». Кроме этих вдохновляющих слов он открыл нам и некоторые важные приемы написания образа. Неоценимую помощь, точнее сказать – закваску, я получил в Оптиной пустыни. Стенописцы – иеромонах Иларион, инок Алипий (недавно скоропостижно скончавшийся), монахиня Мария – незримо присутствуют во всех наших работах, их методами и рецептами мы пользуемся до сих пор. С благодарностью вспоминаю Александра Николаевича Солдатова, преподавателя иконописной школы при Московской духовной академии; московского художника-мозаичника Корноухова Александра Давыдовича и других. У некоторых мастеров учились «заочно», глядя на плоды их трудов.

Созванивались с ребятами из Тихоновского тогда еще института, просили пленки с негативами древних балканских росписей, мозаик Италии для печати фото. В Минск возвращались с сумками снимков – это был шикарный материал, предел мечтаний. Влетали такие поездки по тем временам в копеечку. Но разве счастье измеришь рублями?

– Сейчас, видимо, гораздо проще добывать информацию и материалы.

– Даже и сравнивать нечего… Тогда на дворе стояла совсем другая эпоха – всё приходилось собирать по крупицам огромными усилиями. Не было интернета, всевозможных гаджетов – использовали такие «носители», как книги, фотографии (очень скудные, конечно), журнальные вырезки. Московские иконописцы и искусствоведы имели возможность бывать в Сербии, Греции, Италии, нам такое и не снилось. Однажды в телефонном разговоре известный реставратор А.Н. Овчинников из лучших побуждений посоветовал мне не тратить времени на собирание фото, а лучше самому съездить в Равенну и на месте поглядеть интересующие меня мозаики. Кому сейчас за 35, могут представить мою реакцию – недавнего пионера из рабоче-крестьянской семьи, воспитанного в советской школе, отец которого, строитель, был разве что в Афганистане с дружественным визитом по коммунистической путевке…

Делать «как получается» не имеем права

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

– Внешнюю сторону можно описать достаточно просто. Это так: делается эскиз, разрабатывается богословская программа, цветовое решение, подбираются колера; потом – «картон» в размер; далее набор на стене в раствор – мозаика готова. Однако внутренний процесс много сложнее – автор переживает всё на «своей шкуре», и зачастую очень болезненно.

Именно это является центральным образом в нашем искусстве – кусочек Царствия Божия, мира, перерожденного Святым Духом.

Эскизу предшествует замысел, идея, которая может быть очень абстрактной, например: «слава Божия и красота иного мира». В принципе, полная абстракция, но именно это является центральным образом в нашем искусстве: кусочек Царствия Божия, Небесного Иерусалима, мира, перерожденного Святым Духом, преображенного благодатью. В реальной жизни мы практически не встречаем воплощения подобной идеи в чистом виде: святыня соседствует с хаосом, безобразием, ужасом, всё искажено, запутано… Только Божественная Литургия, деятельная и молитвенная помощь ближнему, церковное служение (совершенно разного рода), осознание своей вины могут дать нам на мгновение пережить опыт близости Божией, ощутимого присутствия Христа. Тогда абстракция перерождается в конкретную композицию, обретает ясные очертания, воплощается в изображение праздника или отдельного святого.

– Можешь описать свои ощущения в процессе создания эскиза?

– Во время работы над эскизом я смутно представляю, в какие формы в итоге всё облечется. Что-то делаю наугад, пытаясь понять, какими средствами достичь желаемого. Нередко уже надо исполнять в материале конкретную часть композиции, нужно приступать к набору мозаики на стене, а мы еще не знаем, с чего начать…

Из ниоткуда, зачастую в последний момент, появляется понимание того, какими должны быть конкретные детали композиции: цветовое решение одеяния, орнаментальный декор нимба, власы, шрифт надписаний и т.д. Всё это витает где-то рядом, интуицией чувствуешь, пытаешься угадать, как через мутное стекло, что и как нужно сделать. И только в ходе работы мучительные догадки облекаются в конкретную форму. Принимают участие в этом все – от заказчика до трудящегося над набором. Конечно, легче работать, имея точное понимание, в каком направлении необходимо двигаться. Много труднее и мучительнее длительное время идти наугад, даже если понимаешь, что и в этом есть действие Божие… Но ощущать свою беспомощность довольно трудно.

– Но Господь все-таки действует…

– Конечно. Хотя порой кажется, что многое не получается, не нравится, не имеет смысла. Однако если продолжать трудиться за святое благословение, веря, что Бог всё видит, всё знает и, когда нужно, вмешается, – жить можно. В любом случае – разве у нас есть выбор? Бывает, спустя некоторое время смотришь на сделанное и думаешь: все-таки неплохо получилось, хорошо, что взялись, довели до конца.

Кому-то представляется: иконописец зажег лампадку, прочитал молитву – и сразу отрешился от всего мирского. Такого не бывает…

Каждый день много суеты, беготни разной, занятий, не имеющих прямого отношения к живописи, много обязанностей и задолженностей: перед заказчиками, сотрудниками, родственниками, друзьями… Внутренняя незрелость, несобранность только и ищут повод к праздности да унынию. Кому-то представляется: вот иконописец пришел, зажег лампадку, прочитал молитву и сразу отрешился от всего, забыл о «мирском», погрузился в какую-то «нирвану» творчества… Такого, наверное, не бывает, а исключения очень редки. Однако стремление хотя бы на время забыть ВСЁ, чтобы сделать нечто «идеальное», несмотря на то, что не умеешь, не знаешь, болит голова, плохое настроение или погода да и в принципе – жизнь не удалась… – всё же такое стремление обязательно должно появляться время от времени. И мне кажется, так или иначе, это присутствует в нашей работе. Жизнь показывает: дело превосходит наши силы – значит, дело это Божие, а потому работать по принципу «как получается» мы не имеем права.

Диалог со временем

– Мозаика считается одной из самых долговечных техник. Это так?

– В смысле долговечности и сохранности мозаика действительно лучше многих живописных техник. Дольше всего мозаика сохраняется в тех широтах, где ровный климат, влажность и температура воздуха не сильно разнятся на протяжении года. Так что в Средиземноморье, например, мозаика будет стоять гораздо дольше, нежели у нас. В наших широтах температура воздуха колеблется от –20 до +30 градусов, а влажность достигает 100 процентов, причем всё это в короткие промежутки времени. Поэтому мозаика в таком климате сохраняется хуже.

В Почаеве мы реставрировали мозаичное панно, выполненное по эскизам Рериха, – его набирали в начале прошлого века. За 100 лет, которые мозаика простояла в экстерьере, крепежные штыри, стальная армировка проржавели, цемент местами высыпался, требовал поновления. Условия же интерьера намного благоприятнее. Но при всем этом даже на улице мозаика сохраняется лучше живописи, на чем бы та ни была выполнена – на доске, холсте, металле или стекле. Однако на этот счет один бывалый мозаичист имел такое мнение: «Пусть лучше технологически неправильно исполненная, но красивая вещь простоит хоть немножко и рассыплется, нежели технологически грамотное безобразие останется на столетия».

50 лет – это минимальный срок, на который рассчитано любое монументальное произведение и особенно мозаика. Требует она тяжелого, кропотливого труда, и сами материалы в изготовлении очень сложны и стоят недешево.

– Какие материалы используете?

– Техника «византийской» мозаики, в которой выполнена основная часть наших работ, использует смальту – глушенное цветное стекло и сусальное золото, т.н. «золотую» смальту. Эти материалы мастера раскалывают на модуль – кубики нужного размера (от 15 до 3 мм) – из них-то и набирается панно. Применяем также натуральные камни: мрамор, гранит, морскую гальку, полудрагоценные минералы.

Что такое смальта икона. Смотреть фото Что такое смальта икона. Смотреть картинку Что такое смальта икона. Картинка про Что такое смальта икона. Фото Что такое смальта икона

Решая задачи живописи, приходится обращать внимание на нюансы, вплоть до скола камня, швов между модулем мозаики, рельефа поверхности – всё это имеет свою художественную ценность, выразительность.

Небольшие панно набираем на клей с полимерным связующим – как правило, итальянский. Используем растворы, близкие к минеральным, избегаем чистой синтетики. Масштабные работы набираем в известковый левкас, требующий длительной подготовки некоторых составных компонентов – извести, кирпичной крошки, льна, кварцевого песка и др.

– Дмитрий, расскажи еще, пожалуйста, о людях. Кто трудится в мастерской?

– Мастерская всё время пополняется. Периодически приходят потрудиться совершенно разные люди. Зачастую это те, кто хочет работать в художественной мастерской, но не имеет опыта, специального образования, иногда даже начального. Мы берем их, кто-то остается надолго. Батюшка говорит (мне его слова близки): если у человека есть желание – мы рады каждому, по евангельскому принципу «приходящего ко мне не иждену вон». Ловких мастеров не ищем, не подбираем особую команду. У нас трудятся только те, кто захотел этого сам. Я бы желал, чтобы это были люди, любящие Бога, храм, монастырь, свое дело, что обязывает ко многому, в первую очередь меня самого.

Работа над мозаикой – это еще и подготовка стен, «левкаса» (раствора). За время работы у нас сформировалась крепкая в профессиональном отношении бригада «левкасчиков». Сергей Кудлач, Алим Раула, Виталик Жаров и др. – братья, на которых можно положиться. Очень укрепляют коллектив сестры – Инна Корней, Наталья Белоусова, Анна Савченко, Ольга Ладутько, Ксения Приступа и др.

«Работа у нас – соборная»

– Как ты считаешь, чем отличаются мирские художественные объединения от церковной артели?

– В Церкви мы стремимся, несмотря на нашу неготовность, нести церковное послушание как служение, получать духовную пользу, даже если это больно, расширять свои интересы – и в вертикальном векторе тоже. Хотя, конечно, бывает и непонимание между людьми, неприязнь, нежелание всего вышесказанного – очень тяжелые моменты.

– Уместно ли говорить об авторстве, об авторском стиле в мастерской? Применимо ли это к коллективному творчеству?

Работа у нас – соборная. Есть такое красивое русское слово. Важно чувствовать общее настроение, дух коллектива.

– Работа у нас – соборная. Есть такое красивое русское слово. Каждый участник является частью единого организма. Важно чувствовать общее настроение, дух коллектива, ведь кто-то начинает, кто-то продолжает, а кому-то приходится заканчивать начатое другими. Именно это дорого в нашей работе, где невозможно всё сделать самому. Приходится чувствовать плечо сотрудника, единство со всеми, что вынуждает учиться понимать другого, стараться облегчить его труд. Делать это непросто каждому из нас. Приходится пересиливать себя, пересиливать хотя бы чтобы подняться на леса и сидеть там в холоде, в полумраке, когда вокруг сыро и пыльно, а рядом сверлят и стучат отбойники… Это и физически непростой труд – к тому же он совмещается со строительными работами. Хочется сидеть в теплой, светлой комнате за столом. А ползать на коленках в грязи – куда менее романтично… Но всё братья и сестры мастерской пытаются участвовать в общем деле, помогать друг другу – и в этом главная красота и ценность такого рода художественной работы. Есть те, кому ты нужен, кто за тебя переживает, есть те, за кого переживаешь сам. Работа дает возможность участвовать в жизни другого, поддержать ближнего, находить в этом свое утешение… Таким мне видится духовное авторство каждого участника мастерской, пусть бы это было нашим стилем.

Между качеством и количеством

– У мастерской сейчас много заказов?

– Заказов много, слава Богу. На данный момент труд мозаичиста востребован. Мы размышляли, как нам быть в такой ситуации. То ли реагировать на рынок, стараться делать быстро – в этом есть конкретный резон. То ли делать упор на качество и не гнаться за количеством, предъявлять к работе высокие художественные требования. Наверное, некий компромисс в подобных решениях присутствует всегда, и всякий раз, сталкиваясь с этим вопросом, мы заново пытаемся найти ответ.

Каждый случай, каждый заказ индивидуален. Но всё же, чтобы получилось что-нибудь хорошее, нужно быть уверенным, что сделал всё возможное: изучил материал, проникся темой, разработал идею, пропустил ее через сердце, предложил несколько кардинально разных вариантов, после чего выбрал один, тот, что подходит только для этого конкретного места – по духу, по настроению, по стилистике. Только исчерпавшись до последнего, можно иметь уверенность, что лучшего на данный момент ты сделать не мог…

– А для тебя, как для художника, что такое иконопись? Есть ли у тебя какое-то личное видение иконописи как искусства?

Художник-иконописец не имеет права на личные фантазии. Творцом является Бог, тогда как художник – Его со-трудник, что весьма ответственно.

– Иконопись – это, прежде всего, проповедь церковных, евангельских истин, Предания Церкви, она наглядно являет Христа в этом мире. Посредством искусства и несложного вещества (красок и доски, например) мы можем затрагивать в душе человека прекрасное, заложенное Богом представление о благе, пробуждаем высшие устремления, напоминаем о рае. В определенном смысле художник-иконописец не имеет права на личные измышления, фантазии и взгляды. Он призван войти в жизнь Церкви, впустить в себя Бога, Который и является по-настоящему Творцом, тогда как художник – Его со-трудник, что весьма ответственно. Икона, роспись, храм – это целый мир, существовавший задолго до нас и который будет существовать до скончания века, рождаясь и перерождаясь в произведениях церковных авторов. Мир Божественный – область, затрагивающая учение Церкви, место, где благодать Божия касается души человека.

От Минска до Йоханнесбурга

– Какие основные ваши проекты ты бы выделил?

– Если говорить о завершенных проектах, в первую очередь нужно упомянуть наш монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Державная». Небольшие мозаики, а также росписи есть и в других наших храмах – на монастырском подворье, на фасаде церкви Северного кладбища в Минске. Сейчас планируем начинать росписи в Елисаветинском храме (Свято-Елисаветинского монастыря. – Ю.Г.). Отец Андрей мечтает о Крестовоздвиженском соборе, проект которого еще в работе. Он говорит, что для него это будет лебединая песня…

Были небольшие заказы по Беларуси: в Бресте, Гродно, Бобруйске, Барановичах, Полоцке, в поселке Сокол под Минском. Нас приглашают совершенно разные люди. Как правило, это священники и архиереи, которым важно, чтобы в храме была создана красота, а не роскошь. Нам это очень дорого. К нам не обращаются дельцы с амбициями, желающие потешить свое самолюбие.

Люди звонят, увидев работы мастерской в интернете. Недавно интересовались из Мадрида, Польши. Наши мозаики есть в часовне Йоханнесбурга в ЮАР, в Финляндии, храме Сахалинска. В Москве, Киеве, Тернополе, Каменце-Подольском, Почаеве, Ростове-на-Дону; в монастыре под Краснодаром также есть работы нашей мастерской.

Недавно по благословению митрополита Илариона мы участвовали в конкурсе на оформление мозаичным декором собора святого Саввы в Белграде. Постарались сделать всё возможное – сроки были коротки. Как дальше будет продвигаться работа для Сербии – неизвестно, очень много обстоятельств, от коих она зависит. Нас подобного масштаба предложения, признаться, немного пугают, мы сознаем всю ответственность такой работы. Но на всё воля Божия.

Сделано с Любовью

– Чего ты, как руководитель, желал бы для мастерской?

– Хочется, чтобы творчество было праздником и для исполнителя-мозаичиста, и для заказчика, и для всех молящихся. Возможно, это единственное, что способно удержать людей в мастерской, в коллективе, в профессии, в деле, в Церкви. Всё остальное утомляет, исчерпывает себя… Но если почувствуешь в процессе работы, что ты приобрел новый опыт, открыл для себя нечто, доселе не известное, если смог обрести идею, наполниться смыслом и поделиться им с людьми, если это хоть для кого-то стало неким откровением – то, полагаю, это и можно назвать главным стимулом в творчестве и жизни. Хочется, чтобы, несмотря на множество заказов и сжатые сроки, суету, занятость и трудности, именно это присутствовало в нашем труде.

Если что-то сделано с любовью, в порыве превзойти свою ограниченность, свое нынешнее жалкое умение, если это попытка суметь больше, чем можешь на сегодняшний день, попытка дать возможность действовать Богу, а не только себе-испорченному – тогда можно ожидать Божией помощи и результата.

Избранные работы мозаичной мастерской
минского Свято-Елисаветинского монастыря

Зверинецкий монастырь,Киев, Украина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *