Что такое смешанный образец почвы

Порядок отбора образцов почвы

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

Кафедра почвоведения и агрохимии

Почвоведение

Сборник описания лабораторных работ

для студентовспециальности 280100.65 – «Природоохранное обустройство территорий» и направления подготовки 280100.62 – «Природообустройство и водопользование»

Е.П. Кондратенко – д.с.-х.н., профессор кафедры технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции Кемеровского государственного сельскохозяйственного института.

Утверждены на заседании кафедры

почвоведения и агрохимии

(протокол № 5 от 15. 01. 2013 г.)

Утверждены на заседании

методической комиссией факультета аграрных технологий

(протокол № 4 от 30. 01. 2013 г.)

П 65 Почвоведение. [Текст] : сборник описания лабораторных работ [для студентов специальности 280402.65 – «Природоохранное обустройство территорий» и направления подготовки 280100.62 – «Природообустройство и водопользование»] / сост. О.И. Просянникова, Т.В. Сладкова. – Кемерово, 2013. – 40 с.

Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям содержат методы определения основных питательных элементов почв, а также методы определения водно-физических свойств и структуры почв.

Введение

Знание почвенного покрова хозяйства имеет огромное значение, так как почва является основным и незаменимым средством сельскохозяйственного производства.

Необходимо помнить, что почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущим строением, составом и свойствами. Ценность почвы определяется не только хозяйственной значимостью для сельского хозяйства, но и огромной экологической ролью как важнейшего компонента всех наземных биоценозов и биосферы Земли в целом.

Настоящий сборник описания лабораторных работ по дисциплине» Почвоведение» составлен в соответствии с программой лекционного курса для студентов инженерного факультета Кемеровского государственного сельскохозяйственного института специальности 280402.65 – «Природоохранное обустройство территорий» и направления подготовки 280100.62 – «Природообустройство и водопользование».

Данный сборник включает в себя основные правила безопасности при работе в химической лаборатории (приложение 1), а также основные лабораторные занятия по определению физических и химических свойств почв.

После описания лабораторных работ даны вопросы для подготовки к коллоквиумам предусмотренных рабочей программой дисциплины.

В конце сборника описания лабораторных работ дан список используемой и рекомендуемой литературы для изучения дисциплины «Почвоведение».

Методы определения физических и химических свойств почв

Лабораторная работа 1

Порядок отбора образцов почвы

При массовых агрохимических обследованиях почв, отбираются смешанные образцы из пахотного горизонта. Каждый смешанный образец составляется из 20-30 индивидуальных проб, равномерно взятых на всей площади участка.

Смешанный образец должен давать среднюю, объективную характеристику участка, с которого он отобран.

Можно отбирать образцы до внесения удобрений или через месяц после внесения. Для определения нитратного азота отбор образцов проводят осенью, когда почва охладится до температуры ниже +5º,этот период приходится на конец сентября – начало октября.

Частота взятия образцов зависит от рельефа местности, пестроты почвенного покрова, интенсивности использования почвы и масштаба топографической основы.

Используются, обычно крупномасштабные карты или планы 1:5000; 1:10000; 1:25000.

Правила отбора образцов регламентируются общесоюзной инструкцией по крупномасштабным почвенным и агрохимическим обследованиям почв.

Цель работы: научится отбирать почвенные образцы в полевых условиях.

Что такое смешанный образец почвы. Смотреть фото Что такое смешанный образец почвы. Смотреть картинку Что такое смешанный образец почвы. Картинка про Что такое смешанный образец почвы. Фото Что такое смешанный образец почвы

Материалы и оборудование: 1) тростевой бур; 2) бур для определения влаги почвы; 3) бюксы; 4) полиэтиленовые мешочки или коробочки для образцов почвы.

Ход выполнения работы: взвесить бюксы, и произвести запись в таблицу рабочей тетради (табл. 1). Тростевым буром с площадки отбирают почвенный образец и помещают его в бюкс. Для этого бур вводят в почву на заданную глубину, примерно 20 см, и проворачивают 1-2 раза по часовой стрелке. Затем бур вынимают из почвы, и переносят почвенный образец в полиэтиленовый мешочек или коробочку.

Буром для определения влажности бурят почвенный горизонт вглубь на 1 метр глубиной с интервалами в 10 см 0-10, 10-20, 20-30 и т.д. до 90-100 см, затем помещают в бюксы. Каждый бюкс подписывают с какой глубины он был взят.

Далее, бюксы взвешивают на аналитических весах, Затем ставят в сушильный шкаф при t = 100-105°С и сушат до постоянной массы.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда лучше всего отбирать почву для определения в ней нитратного азота.

2. Порядок отбора почвенного образца для анализа.

3. На какую глубину отбирают почвенные образцы, для определения влажности.

4. Что такое смешанный образец почвы, при отборе ее на анализ.

Лабораторная работа 2

Определение структурного состава почвы

Лабораторная работа 3

Определение полевой влажности почвы

Влага необходима для прорастания семян, без нее невозможны последующий рост и развитие растения. С водой в растение из почвы поступают питательные вещества, испарение воды листьями обеспечивает нормальные температурные условия жизнедеятельности растения.

В поле пробы для определения влажности почвы берут буром из скважин или ножом со стенки разреза. Образцы отбирают из отдельных горизонтов почвы.

Цель работы: научится определять полевую влажность почвы весовым методом.

Материалы и оборудование: 1) алюминиевые бюксы; 2) эксикатор; 3) сушильный шкаф; 4) аналитические весы; 5) бур.

Ход выполнения работы: алюминиевый бюкс взвешивают на аналитических весах с точностью до 0,01 г, наполняют 1/3 часть его почвой, закрывают крышкой и снова взвешивают. Затем ставят в сушильный шкаф при t = 100-105°С и сушат до постоянной массы. Крышку надо снять и надеть на дно стаканчика. Далее, после просушивания бюксы с абсолютно сухой почвой щипцами извлекают из сушильного шкафа, закрывают крышками и помещают в эксикатор с CaCl2 для охлаждения. Затем охлажденные бюксы с почвой взвешивают (с точностью до 0,1 г), после чего определяют массу испарившейся воды и массу абсолютно сухой почвы. Полевую влажность почвы рассчитывают по формуле:

где W ‑ полевая влажность, %; а ‑ масса испарившейся влаги, г; в ‑ масса сухой почвы, г. Результаты записывают в таблицу 4.

Таблица 4 – Результаты определения влажности почвы

Генетический горизонт и глубина образца, смНомер бюксаМасса бюкса, гМасса бюкса с влажной почвой, гМасса бюкса с сухой почвой, гМасса абс. сухой почвы, гМасса испарившейся влаги, гВлажность, %

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие влажности почвы, ее значение для растений.

2. По какой формуле рассчитывают полевую влажность почвы.

Лабораторная работа 4

Лабораторная работа 5

Определение плотности почвы

В лабораторных условиях плотность почвы определяют из рассыпного образца с нарушенным сложением почвы. Более точно проводят определение в полевых условиях в естественном состоянии почвы.

Цель работы: научится определять плотность нарушенной почвы в лабораторных условиях.

Материалы и оборудование:1) мерные цилиндры или стаканчики с метками; 2) аналитические весы.

Ход выполнения работы: берут металлический цилиндр (высотой 10 см и диаметром 5 см) с сетчатым дном, кладут на дно кружок фильтровальной бумаги и взвешивают на аналитических весах. Насыпают в цилиндр почву из нерастертого образца, уплотняя его по мере наполнения (постукивают дном цилиндра о ладонь руки). Измеряют высоту насыпного слоя почвы, диаметр цилиндра и определяют объем почвы. Взвешивают цилиндр с почвой и проводят необходимые расчеты. Находят плотность почвы по формуле:

где d ‑ плотность, г/см 3 ; m ‑ масса сухой почвы, г; V ‑ объем почвы, см 3 (50 или 100). Результаты записываются в таблицу 6.

Таблица 6 – Результаты определения плотности почвы

Генетический горизонт, глубина, смМасса бюкса, гМасса бюкса с почвой, гМасса почвы (m), гОбъём почвы (V), см 3Плотность почвы (d), г/см 3

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимают под плотностью почвы.

2. Какое агрономическое значение имеет плотность почвы.

3. По какой формуле можно найти плотность почвы.

4. Как определить плотность почвы в лабораторных условиях.

Лабораторная работа № 6

Лабораторная работа 7

Лабораторная работа 8

Потенциометрическим методом

Реакция почвенного раствора оказывает значительное влияние на рост и развитие растений и микроорганизмов. Сельскохозяйственные растения лучше развиваются на почвах нейтральных и близких к нейтральным. Смещение реакции в кислую или щелочную сторону вызывает нарушение в питании растений. По показателям рНКCl определяется нуждаемость почв в известковании.

Метод основан на вытеснении поглощённых ионов водорода и алюминия из почвы раствором химически нейтральной соли (1,0 н KCl) и последующее измерение ионов водорода в вытяжке потенциометрическим методом на приборе рН-метр.

Реакции при анализе:

ППК] Mg + 8KCl → ППК] 8K + CaCl2 + MgCl2 + HCl + AlCl3

Цель работы: научиться определять актуальную и обменную кислотность потенциометрическим методом

Материалы и оборудование: 1) конические колбы ёмкостью 100-150 мл; 2) технические весы; 3) рН- метр; 4) буферные растворы для установки рН-метра; 5) бидистилированная вода с рН 6,6 – 6,9.

Таблица 10 – Результаты анализа

№ смешанного образца почвырНГранулометрический составПотребность в известкованииПримерная норма извести в т/га

Актуальная (активная) кислотность обусловлена повышенной концентрацией катионов водорода в почвенном растворе по сравнению с ионами гидроксила, она определяется наличием водорастворимых кислот. Величина актуальной кислотности имеет большое значение в жизни растений и микроорганизмов, которые постоянно испытывают ее воздействие. Актуальная кислотность тесно связана с потенциальной, особенно с обменной кислотностью (рНKCl), которую называют еще солевой (рН сол.). По рН сол. определяют степень кислотности почв, которая имеет главное значение при решении вопроса о необходимости известкования (табл. 11, 12).

Таблица 11 – Группировка почв по степени кислотности

КлассрНСтепень кислотностиПотребность в известковании
I II III IV V VI0 С, после чего они должны быть высушены до воздушно-сухого состояния в тени, не допуская попадания прямых солнечных лучей. Данные анализов воздушно-сухой почвы по данным ряда авторов незначительно отличаются от данных содержания нитратного азота в свежих образцах.

Пробы почв в воздушно-сухом состоянии размалывают в почвенной мельнице или растирают в фарфоровой ступке и просевают через сито с круглыми отверстиями диаметром 1- 2 мм и хранят в коробках или бумажных пакетах, откуда потом отбирают среднюю пробу.

Таблица 17 – Форма записи данных

№ образца№ бюксаМасса бюкса, гМасса бюкса с влажной почвой, г.Масса бюкса с сухой почвой, г.Влажность, %
абв(б – в) х100 (б – а)

После градуировки прибора электроды тщательно ополаскивают дистиллированной водой, промокают фильтровальной бумагой и приступают к определению нитратов в суспензиях.

Перед измерениями суспензии взбалтывают. Электродную пару погружают в суспензию и считывают показания прибора не ранее, чем через 1 минуту после прекращения заметного дрейфа показаний прибора. При непосредственном измерении pCNO3 массовую долю азота нитратов в почве в миллионных долях определяют с помощью таблицы пересчета по величине pCNO3 (табл.18).

Вычисление результатов.

Если для анализа использовали почву естественной влажности, то при обработке полученных данных делают поправку на влажность, т.к данные анализов всегда приводят на воздушно – сухую почву.

Переводной коэффициент на сухую навеску (К) рассчитывают по формуле:

К = (100 + W) /100,

где W – влажность почвы,%.

Содержание нитратного азота в воздушно-сухой почве (мг/кг) составит:

где N0 – содержание нитратного азота во влажной почве.

Использование результатов анализа.По результатам анализов устанавливают обеспеченность почв нитратным азотом и потребность в азотных удобрениях для районов Западной Сибири. Благодаря работам А.Е. Кочергина, Г.П. Гамзикова и др. разработана шкала потребности зерновых культур в азотных удобрениях (табл. 19).

N-NО3Обеспеченность растений азотом почвыПотребность в азотных удобренияхДоза азотных удобрений, кг/га д.в.
мг/кг почвыкг/га
Уровень обеспеченности растений фосфором: низкий и средний (1-3 класс)
0-50-25Очень низкаяОчень сильная
5-1025-50НизкаяСильная
10-1550-75СредняяСредняя
Более 15Более 75ВысокаяОтсутствует
Уровень обеспеченности растений фосфором высокий (5-6 класс)
0-100-50Очень низкаяОчень сильная
10-1550-75НизкаяСильная
15-2075-100СредняяСредняя
Более 20Более 100ВысокаяОтсутствует

Следовательно, чем выше уровень обеспеченности почв фосфором, тем больше потребность в азотных удобрениях. Данные по классам обеспеченности почв подвижным фосфором берутся из агрохимических картограмм или паспортов полей.

Содержание нитратного азота по слоям отбора образцов показано в нижеприведенной таблице (табл. 20).

Таблица 20 – Обеспеченность почв нитратным азотом в слое почвы 0-20 и 20-40 см (мг/кг)

Обеспеченность растений азотомN-NO3 (0-20 см)N-NO3 (0-40 см)Потребность растений в азотных удобрениях
Очень низкая Низкая Средняя ВысокаяМенее 10 10-15 15-20 Более 20Менее 5 5-10 10-15 15-40Очень сильная Сильная Средняя Отсутствует

Вопросы для самоконтроля

1. Формы содержания азота в почве и его превращения.

2. Показать на примере полевого севооборота влияние предшественников на накопление нитратного азота в почве.

Вопросы для подготовки к коллоквиуму 1 по теме:

«Почвообразование, состав и свойства почв»

2. Что такое почвоведение?

3. Общебиосферные функции почвы.

4. Дайте определение почвообразовательного процесса?

5. Перечислите основные почвообразовательные процессы.

6. Перечислите основные факторы почвообразования и дайте им характеристику.

7. Живые организмы. Виды живых организмов, населяющих почву.

8. Роль древесной и травянистой растительности в почвообразовании, накоплении органических веществ.

9. Виды микроорганизмов, способствующих накоплению питательных элементов.

10. Почвенная фауна и ее роль в почвообразовании.

Вопросы для подготовки к коллоквиуму 2 по теме:

«Морфология и состав почв»

1. Главные морфологические признаки почв.

2. Гранулометрический и минералогический составы почвообразующих пород и их влияние на почвообразование и плодородие почв.

3. Основные группы органических веществ в почве, их происхождение. Содержание и влияние на генезис почв.

4. Элементный состав почв.

5. Что такое почвенный профиль?

6. Назовите важнейшие генетические горизонты почвы и их индексацию (буквенные обозначения).

7. Из чего состоит минеральная часть почвы?

8. Органическая часть почвы, ее основные характеристики.

9. Что такое выветривание? Назовите основные типы выветривания.

10. Какие свойства почв определяются их гранулометрическим составом.

Вопросы для подготовки к коллоквиуму 3 по теме:

«Свойства почв»

1. Перечислите общие физические свойства почвы?

2. Что такое плотность почвы?

3. Дайте характеристику структуры почвы. Основные типы структуры. Какая структура наиболее агрономически ценная?

4. Формы воды в почве, дайте им характеристику?

5. Охарактеризуйте водные свойства почвы.

6. Что такое почвенные коллоиды?

7. Опишите строение мицеллы.

8. Какие вещества в почве находятся в коллоидном состоянии?

9. Что такое почвенный поглощающий комплекс?

10. Что такое поглотительная способность почвы? Какие виды поглотительной способности почвы вы знаете?

11. Что такое ёмкость катионного обмена?

12. Охарактеризуйте почвенную кислотность.

13. Органическая часть почвы, состав.

14. В чём состоит значение гумуса для почвы и растений?

В соответствии с рабочей программой по курсу «Почвоведение» для направления подготовки – 280100 – «Природообустройство и водопользование», студентам в качестве самостоятельного изучения дисциплины предусмотрена подготовка реферативных сообщений.

Темы рефератов

1. Основные стадии почвообраовательного процесса и их особенности.

2. Схема почвообразования. Почвенные процессы.

3. Образование и эволюция почв. Полигенетичность почв.

4. Энергетика почвообразования. Основные слагающие энергетического баланса.

6. Влияние химического состава пород на почвообразование и плодородие почв.

7. Взаимодействие минеральной и органической частей.

8. Основные концепции гумификации.

9. Основные показатели гумусного состояния почв.

10. Влияние различных групп органических веществ на плодородие почв.

11. Основные виды сорбционных процессов в почве.

12. Почвенные коллоиды и их роль в

13. Виды поглотительной способности почв. Емкость катионного обмена и ее значение

14. Почвенная кислотность и ее виды. Приемы регулирования. Строение почвенных коллоидов.

15. Структура почвы и ее особенности. Процессы образования структуры.

16. Физико-механические свойства почв.

17. Приемы регулирования общих физических и физико-механических свойств почв.

18. Плодородие почвы, его особенности.

19. Общие закономерности географии почв.

20. Условия формирования, состав, свойства, классификация почв тундровой и таежной зоны.

21. Условия формирования, состав, свойства, классификация почв лесостепной зоны.

22. Условия формирования, состав, свойства, классификация почв степной зоны.

23. Условия формирования, состав, свойства, классификация почв сухостепной и субтропической зон.

24. Вертикальная, широтная зональность почв.

25. История развития учения о почвах.

26. Почва и ноосфера. Принципы почвенно-географического районирования.

Проверка качества усвоения знаний студентов по дисциплине «Почвоведение» осуществляется с использованием текущего контроля: (в соответствии с учебным планом в течение 4 семестра проводятся коллоквиумы по темам: «Почвообразование, состав и свойства почв», «Морфология и состав почв», «Свойства почв»; промежуточного контроля в конце семестра (сдается зачет, проводимый в форме устного опроса).

Вопросы для подготовки к зачету:

2. Что такое почвоведение?

3. Дайте определение почвообразовательного процесса?

4. Перечислите факторы почвообразования.

5. Назовите основные типы почвообразования.

6. Что такое почва и каково значение почвы для биосферы Земли и хозяйственной деятельности человека?

7. Что такое почвенный профиль?

8. Назовите важнейшие генетические горизонты почвы и их индексацию (буквенные обозначения).

9. Перечислите основные морфологические признаки почв.

10. Из чего состоит минеральная часть почвы?

11. Что такое выветривание? Назовите основные типы выветривания.

12. Какие свойства почв определяются их гранулометрическим составом?

13. Перечислите общие физические свойства почвы?

14. Что такое плотность почвы?

15. Дайте характеристику структуры почвы. Основные типы структуры. Какая структура агрономически ценная?

16. Какие существуют формы воды в почве?

17. Охарактеризуйте водные свойства почвы.

18. Что такое почвенные коллоиды?

19. Опишите строение мицеллы.

20. Какие вещества в почве находятся в коллоидном состоянии?

21. Что такое почвенный поглощающий комплекс?

22. Что такое поглотительная способность почвы? Какие виды поглотительной способности почвы вы знаете?

23. Что такое ёмкость катионного обмена?

24. Охарактеризуйте состав обменно-поглощённых катионов различных типов почв.

25. Охарактеризуйте почвенную кислотность.

26. Что представляет собой органическая часть почвы?

27. Органическая часть почвы, состав.

28. В чём состоит значение гумуса для почвы и растений?

29. Назовите таксономические единицы классификации почв и дайте их определение.

30. Перечислите широтные почвенно-климатические зоны России и дайте их краткую характеристику.

31. Назовите основные законы географического распространения почв. В чём заключается их сущность?

32. Что такое структура почвенного покрова?

33. Какие признаки положены в основу классификации почв?

34. Что такое государственный земельный кадастр? Каковы принципы его ведения?

35. В чем сущность и значение интегрального показателя плодородия почв?

36. В чем сущность и значение интегрального показателя технологических свойств земель?

37. В чем сущность и значение интегрального показателя местоположения объекта оценки?

38. Что такое бонитировка почв?

39. Укажите принципы построения и агрономическое значение агропроизводственной группировки почв.

40. Как рассчитывается урожайная цена балла бонитета почвы?

41. Перечислите основные параметры экологической оценки сельскохозяйственных земель.

42. Назовите основные задачи охраны почв.

43. Сравнить объём земельных ресурсов России с мировым.

44. Земельные ресурсы Западной Сибири.

45.Земельные ресурсы Кемеровской области в сравнении с земельными ресурсами России.

46. Объясните необходимость рационального использования и сохранения земельных ресурсов.

47. В чем заключается рекультивация почв?

48. Назовите методы восстановления разрушенных земель.

49. Что такое мелиорация земель сельскохозяйственного назначения?

50. Общие закономерности географии почв.

51. Условия формирования, состав, свойства, классификация почв тундровой и таежной зоны.

52. Условия формирования, состав, свойства, классификация почв лесостепной зоны.

53. Условия формирования, состав, свойства, классификация почв степной зоны.

54. Индикация почв сухостепной и субтропической зон.

Курсовые работы не предусмотрены

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Ганжара Н.Ф. Почвоведение. – М.: Изд-во «Агроконсалт», 2001. – 392 с.

2. Гамзиков Г.П. Азот в земледелии Западной Сибири. – М: Наука, 1981. – 267 с.

3. Котова Г.Г. Агрохимия. Агрохимические свойства и определение потребности почв в известковании: методические рекомендации. – Кемерово, 2006. – 63 с.

4. Овсянникова С.В. Почвоведение с основами геологии (морфологические признаки почв): методические указания. – Кемерово, 2003. – 70 с.

5. Просянникова О.И. Земледелие с основами почвоведения и агрохимии / О.И. Просянникова, М.Т. Логуа, Т.И. Григорьева. – Кемерово : ИИО Кемеровского ГСХИ, 2011. – 197 с.

6. Практикум по почвоведению ; под общ. ред. И.С. Кауричева. – Ч. 1. – М.: Изд-во «Агропромиздат», 1986. – 336 с.

7. Минеев В.Г. Агрохимия: учебное пособие, 2-е издание переработанное. – М.: Изд-во Московского университета, 2004. – 719 с.

8. Просянникова О.И. Земледелие с основами почвоведения и агрохимии / О.И. Просянникова, М.Т. Логуа, Т.И. Григорьева. – Кемерово: ИИО Кемеровского ГСХИ, 2011. – 197 с.

9. Ягодин Б.А. Агрохимия: учебное пособие / Б.А. Ягодин, Ю.П. Жуков, Б.И. Кобзаренко; под общ. ред. Б.Я. Ягодина. – М.: «Колос», 2002. – 584 с.

Стр.
Введение
Основные правила безопасности при работе в химической лаборатории
Лабораторная работа 1. Порядок отбора образцов почвы и подготовка их к анализу
Лабораторная работа 2. Определение структурного состава почвы Сухим и мокрым методом по Н.И. Савинову
Лабораторная работа 3. Определение полевой влажности почвы
Лабораторная работа 4. Определение плотности твёрдой фазы почвы
Лабораторная работа 5. Определение плотности почвы
Лабораторная работа 6. Определение пористости почвы
Лабораторная работа 7. Определение гранулометрического состава почв полевым методом
Лабораторная работа 8. Определение актуальной и обменной кислотности потенциометрическим методом
Лабораторная работа 9. Определение гидролитической кислотности
Лабораторная работа 10. Определение суммы поглощенных оснований по Каппену-Гильковицу
Лабораторная работа 11. Определение нитратного азота в почве
Вопросы к коллоквиуму 1
Вопросы к коллоквиуму 2
Вопросы к коллоквиуму 3
Темы рефератов
Вопросы к зачету
Список используемой литературы
Содержание

В химической лаборатории

Запрещается допускать студентов, аспирантов и сотрудников к работе в лаборатории без ознакомления с настоящей инструкцией. Прохождение инструктажа отмечается росписью в лабораторном журнале по технике безопасности. Ответственность за это несет заведующий лабораторией.

Во время работы в лаборатории соблюдайте чистоту, порядок и правила техники безопасности, так как беспорядочность, поспешность или неряшливость в работе часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.

Запрещается в лаборатории пить воду, принимать пищу, курить.

Все химические реактивы следует хранить только в соответствующей посуде с этикетками.

Студентам запрещается приступать к работе, не согласовав плана работы с преподавателем.

По окончании пользования газом, водой и электроприборами немедленно закройте краны, которыми вы пользовались и отключите электроприборы. Уходя из лаборатории, проверьте окончание химических процессов, отключены ли газ, вода и электрический ток на столах, под тягами и затем в наружных шахтах.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

Кафедра почвоведения и агрохимии

Почвоведение

Сборник описания лабораторных работ

для студентовспециальности 280100.65 – «Природоохранное обустройство территорий» и направления подготовки 280100.62 – «Природообустройство и водопользование»

Е.П. Кондратенко – д.с.-х.н., профессор кафедры технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции Кемеровского государственного сельскохозяйственного института.

Утверждены на заседании кафедры

почвоведения и агрохимии

(протокол № 5 от 15. 01. 2013 г.)

Утверждены на заседании

методической комиссией факультета аграрных технологий

Что такое смешанный образец почвы. Смотреть фото Что такое смешанный образец почвы. Смотреть картинку Что такое смешанный образец почвы. Картинка про Что такое смешанный образец почвы. Фото Что такое смешанный образец почвы

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1342; Нарушение авторского права страницы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *