Что такое реформация определение
Значение слова «реформация»
[От лат. reformatio — изменение, преобразование]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Основной причиной Реформации явилась борьба между представителями зарождавшегося капиталистического способа производства и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.
РЕФОРМА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. reformatio — изменение] (истор.). Религиозное движение в Зап. Европе 16 в. против римско-католической церкви, выражавшее интересы крестьянства и нарождающейся буржуазии и направленное против стеснений феодального строя и папской власти. Деятели реформации (Лютер, Кальвин, Цвингли) положили начало протестантской церкви.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
реформация
1. Движение за переустройство церкви.
2. Мирное преобразование в жизни общества путем реформ
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заронить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
РЕФОРМАЦИЯ
РЕФОРМАЦИЯ (лат. reformatio – преобразование) – в религиеведении означает приведение сложившихся форм той или иной религии в соответствие с изменившимися условиями; при этом легитимность изменения утвердившейся религиозной традиции обосновывается необходимостью восстановления ее в «истинном», т.е. первоначальном, виде. Так сознает свою задачу религиозный реформатор в отличие от пророка-основателя новой религии. Это не исключает того, что реальным результатом реформации может стать возникновение новой, отличной от традиционной религии. Наиболее значительным в европейской истории христианства [ХРИСТИАНСТВО]было начавшееся в XVI в. реформационное движение во главе с М.Лютером [ЛЮТЕР]и Ж.Кальвином (менее важной по масштабам оказалась деятельность третьего известного реформатора– У.Цвингли [ЦВИНГЛИ]). Это движение, направленное на то, чтобы реформировать Римско-католическую церковь, очистить ее от искажений и вернуть христианству первоначальную чистоту, привело к возникновению новой разновидности христианства – протестантизма.
По своему значению движение вышло далеко за рамки церковной истории. Протестантская реформация стала Реформацией, т.е. была выделена как событие, которое, вместе с Возрождением, определило содержание исторической эпохи перехода от феодального общества к индустриальному, от средневековой религиозной к светской европейской культуре Нового времени. Собственно религиозные последствия Реформации заключались в том, что от Римско-католической церкви отделились национальные протестантские церкви и возник новый тип социальной организации христианской жизни, восторжествовало отличное от католического понимание отношения между человеком и Богом. Если в католицизме это отношение непременно опосредствовано церковью, то Лютером это отношение было интерпретировано как личная связь (типа отношения Я – Ты), которая не нуждается ни в каком посреднике и требует только принятия библейского Писания.
Почва для Реформации была подготовлена средневековой мистикой [МИСТИКА], номинализмом [НОМИНАЛИЗМ]и возрожденческим гуманизмом. Христианская мистика утверждала существование опыта непосредственного, живого контакта с божественной реальностью (хотя сущность ее остается при этом непостижимой). Именно это убеждение противоречило официальной точке зрения, согласно которой отношения с Богом опосредствуются церковью. Средневековая мистика [МИСТИКА](Бернард Клервоский [БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ], И.Экхарт, И.Таулер [ТАУЛЕР])была реакцией на формализацию церковной жизни, стремилась ее усовершенствовать. Однако объективно представление о непосредственном опыте восприятия Бога подрывало авторитет церкви, как это обнаружилось с появлением не просто мистиков-одиночек, но мистически ориентированных групп и движений. В первую очередь именно в этой среде проповедь Лютера встретила понимание.
Номиналисты, утверждая, что реально существуют только единичные вещи, привлекают внимание к субъекту: универсалии вне мышления не имеют действительного прообраза, они являются только субъективными формами мысли, простыми словами, которые служат знаками вещей. Продолженные и развитые в новой философии, эти взгляды способствовали новому пониманию человека, общества и церкви. Человек ощущает себя как единственного в своем роде; он больше не воспринимает себя частью целого. На базе номинализма церковь и общество перестают восприниматься как «организмы» – церковь как «Тело Христа», общество – как социальное тело христианства. Представление о договоре между индивидами приходит на смену понятию «организма» в качестве ключа к пониманию церкви и общества, представлению о естественных узах общности, объединяющих людей. Общность же, основывающаяся на авторитете, не является устойчивым, надежным образованием.
Существенным фактором в становлении реформационных идей был Ренессанс. Гуманисты предложили новую версию классического образования, остатки которого в Средние века сохранялись в церковной школе, в монастырях, в университетах. Прежде всего это было обращение итальянских гуманистов 15 в. к тому жизненному опыту и миропониманию, которое нашло выражение в греко-римской литературе, в произведениях искусства. Пробудившийся интерес потребовал более глубокого изучения античных текстов. Результаты такой работы оказались во многом неожиданными. Лоренцо Валла, один из крупнейших ученых-гуманистов, анализируя стиль и содержание т.н. «Константинова дара», которым папство обосновывало свои притязания на светскую власть, доказал, что этот документ не мог быть написан в 4 в. к является подложным. Обратившись к Писанию, он поставил под сомнение точность Вульгаты (канонизированного Римско-католической церковью перевода Библии), т.е. перевода с еврейского языка Ветхого Завета и с греческого – Нового Завета. Важным событием стал перевод на латинский язык Нового Завета, осуществленный Эразмом Роттердамским. Строго филологический подход Эразма к текстам Нового Завета, считавшимся безошибочными (богодухновенными), создавал предпосылки для будущего исторического подхода в библеистике и расшатывал позиции схоластики. Вклад гуманистов в подготовку Реформации этим не ограничивался, они предложили новый взгляд на жизнь, существенно отличавшиийся от церковного. Многие из них верили в Бога, были, как Эразм, католиками и оставались ими в период Реформации. Однако гуманисты подчеркивали величие и благородство человека. Основания этой веры они черпали в сочинениях Цицерона и Платона.
Религиозные и интеллектуальные движения, подготавливавшие Реформацию, были связаны с кризисом феодализма и появлением «среднего класса», буржуазии, сфера деятельности которого образовала новый сегмент общества, ориентированный на предпринимательство и коммерцию. Это развитие вело к культуре нового типа. Хотя представители нового класса обычно причисляли себя к «добрым сынам церкви», в том, что касалось их реальных интересов, они считали себя свободными от церковных предписаний. Это был новый слой, слой независимых людей, связывавших свои интересы с национальным государством. Империя, контролировавшаяся папами или императорами, уступила дорогу развитию национальных и этнических сообществ. Ко времени Реформации общество претерпело глубокие изменения: многие люди были выбиты из привычной колеи, ощущали себя жертвами перемен, ущемленными в своем достоинстве и правах. Особенно это затронуло самый многочисленный слой – крестьянство; его недовольство вылилось в Крестьянскую войну.
Глубокие изменения претерпевала вся европейская культура. Во 2-й пол. 15 в. получило развитие книгопечатание, X.Колумбом был открыт Новый свет (1492). Выступления М.Лютера против Рима по времени совпали с первым кругосветным плаванием экспедиции Ф.Магеллана (1519–22), а в 1543 Н.Коперник опубликовал свой труд «Об обращениях небесных сфер». Новые события в социальной и культурной жизни способствовали успеху реформаторов, усилия которых были направлены к тому, чтобы подорвать безраздельную до той поры власть Рима.
Реформация, затронувшая все стороны церковной жизни, включая вероучение и организацию, развивалась в нескольких направлениях. Творцом немецкой реформации был Лютер. Он провозгласил, что «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе», и призвал к борьбе против папства и духовенства. Принципу церковной иерархии он противопоставил учение о «всеобщем священстве», о единоспасающей личной вере (sola fide). Библия была провозглашена единственным источником вероучения. Протестантская этика основывалась на признании священной всей повседневной деятельности человека, стимулируемой верой в спасение; «мирское призвание» она усматривала в добросовестном выполнении профессиональных обязанностей и долга в отношении ближнего. Человек в лютеранстве становится ответственной за себя христианской личностью: он сам может видеть и спросить свою совесть («божий глас» в своей душе), во что ему верить и что делать. В антисхоластических тезисах к Гейдельбергскому диспуту (1518) Лютер изложил свою философскую позицию: он признает естественное знание о Боге и моральные принципы, основанные на разуме, но настаивает, что разум может только подготавливать веру, но не заменить и тем более не превзойти ее. Лютер признавал поэтому пользу формального обучения мышлению с помощью логики, и притом не на латыни, а на родном немецком языке. Лютер не только церковный реформатор, но и реформатор образования, языка, музыки, стиля жизни. Это подчеркивает надконфессиональное, мирское, общекультурное значение Реформации.
Другие направления Реформации связаны с деятельностью на севере Швейцарии, в немецкоязычных кантонах, У.Цвингли, которого интересовали в первую очередь не теологические, а этические аспекты христианства, а на юге Швейцарии, где говорили на французском, – Ж.Кальвина. Столицей кальвинизма [КАЛЬВИНИЗМ]стала Женева, где Кальвин воплотил в жизнь свое учение. Кальвинизм, по словам Ф.Энгельса, выдвинул на первый план буржуазный характер Реформации, придав церкви республиканский, демократический вид. Это простая и дешевая церковь, формирующаяся снизу вверх как союз независимых самоуправляющихся общин, избирающих своих пасторов и пресвитеров-мирян. Кальвин разработал программу религиозно-нравственного воспитания, основанную на принципах мирского аскетизма и учении об абсолютном предопределении. Лютеранство получило преобладающее влияние в Германии и затем в Скандинавии и Прибалтике, кальвинизм – в Шотландии и Голландии, он распространился во Франции и Англии (пресвитерианство), а позже – в США. Еще одна разновидность Реформации – англиканство [АНГЛИКАНСТВО].
Реформация провозгласила свободу совести и способствовала высвобождению духовных сил и творческой активности не только в религиозной сфере, но также в политической и хозяйственной деятельности. Влияние ее на науку сказалось гл. о. через сферу образования, развитие педагогики, утверждение идеала всеобщего начального обучения. Реформация способствовала развитию светской философии Нового времени, прежде всего немецкой философии: «без Лютера не было бы Канта» (Ф.Паульсен). Несомненно влияние протестантизма (прежде всего лютеранства) на развитие искусства ре-формационной и послереформационной поры – музыку, живопись, литературу (самые наглядные примеры – И.Бах и А.Дюрер). В то же время религиозная свобода оказалась ограниченной и не исключала преследований инакомыслящих (и не только католиков и атеистов, но и, напр., антитринитариев). Как исторический период Реформации заканчивается неизбежным разочарованием, наблюдаемым расхождением между замыслом и результатами (тем, что М.Вебер [ВЕБЕР М.]называл рутинизацией харизмы). Однако непреходящее значение Реформации в становлении общества современного типа, в развитии мировой культуры несомненно.
Литература:
1. Лихачева Е. Европейские реформаторы (Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин). СПб., 1872;
2. Лебедев А. Очерки развития протестантской церковно-исторической науки в Германии (XIV–XIX вв.). М., 1881;
3. Бецольд Ф. История Реформации в Германии, 2 т. СПб., 1900;
4. Паульсен Ф. Философия протестантизма. Кант и протестантство. СПб., 1907;
5. Спекторский Е. Происхождение протестантского рационализма. Варшава, 1914;
6. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М., 1931;
7. Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1970;
8. Смирин М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации. – В кн.: Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978;
9. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. М., 1984;
10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – Избр. произв. М., 1990;
11. Маркс К.К критике гегелевской философии права. Введение. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 1;
12. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – Там же, т. 7.
Что такое реформация — как она проходила и к чему привела
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
«Не страх перед грехом превращал человека в дитя Господне,
а радость перед словом Его. Праведника рождает вера,
а не самоистязание, кара и страх».
Гвидо Дикман, современный немецкий писатель, роман «Лютер»
Вряд ли семья бедных саксонских крестьян могла предположить, что их сын Мартин, рожденный в 1483 году в Айслебене, станет человеком, который расколет незыблемую католическую церковь на два лагеря, на полтора века запустив движение Реформации в Европе.
*Лукас Кранах старший, Портрет Лютера в монашеской рясе, 1526 г.
В чем суть Реформации, к чему привело это движение и что ему предшествовало – такие вопросы мы поднимем в этой статье.
Реформация — это.
Реформация (лат. reformatio— преобразование) — это массовое религиозно-политическое движение в Европе XVI века, направленное против злоупотреблений и абсолютного господства Римской католической церкви.
Судьбоносное происшествие, которое вызвало многолетнюю бурю в Европе и спровоцировало раскол католиков, произошло 31 октября 1517 года.
Священнослужитель Мартин Лютер, прошедший к этому времени обучение в университете, монашество, преподавание богословия и чтение проповедей, прибил на ворота Виттенбергской церкви листы с 95 тезисами, в которых критиковал Католическую церковь за ее непомерные аппетиты в деле распространения индульгенций (что это?).
*Замковая церковь в Виттенберге
Главная мысль Лютера в том, что истинное покаяние возможно только в процессе внутреннего перерождения человека, никакие индульгенции и папы римские не помогут искупить грехи.
Единственное, что во власти духовенства — заступничество перед Богом, выраженное в молитве о заблудших душах. Спасение, с точки зрения Лютера, это личное дело каждого человека, и заключается оно в истинной вере в Божье милосердие.
*Рафаэль Санти, Портрет папы Льва X с кардиналами, 1518 г.
Открытая конфронтация (это как?) популярного в народе священника с Римом и самим папой вызвала большой общественный резонанс (что это?).
Предшественники Лютера
«95 тезисов» и последующие работы Лютера, в которых он разъяснял свою позицию относительно зарвавшегося католического духовенства во главе с папой, упали на благодатную почву.
Разговоры о необходимости реформ церкви велись давно, гуманисты эпохи Возрождения (что это?) поднимали и раньше вопросы о ценности подлинной христианской веры, основанной на заповедях Христа, а не на интерпретациях церкви, погрязшей в политических играх и пороках.
Ян Гус — чешский реформатор, опередивший Реформацию на век
Судьба Мартина Лютера похожа на историю чешского священника Яна Гуса, открыто выступавшего с критикой Римской церкви за 100 лет до старта Реформации.
Ян Гус считал Библию высшим авторитетом для всех верующих, а потому говорил о необходимости ее перевода на национальные языки. Народ должен знать первоисточник, а не его вольные пересказы из уст священников.
В 1488 году, спустя 73 года после смерти Яна Гуса была издана первая Библия на чешском языке.
Через сто лет Мартин Лютер станет первым и лучшим переводчиком Библии на немецкий. Пока богослов мучился над переводом, ему пришлось попутно изобрести немецкий литературный язык, которого до этого просто не существовало.
«Милосердный Боже! Какой громадный и тяжкий труд заставить говорить по-немецки еврейских пророков, которые так противятся этому и не хотят подражать варварскому языку немцев!»
Мартин Лютер о своей работе над переводом Библии
Ян Гус считал, что церковь погрязла в стяжательстве и стремлении к мирским благам, что причастие от священников, которые сами живут в грехе, не имеет никакой силы.
«Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана».
Не мог Гус смолчать и по поводу индульгенций — это его и погубило. Часть дохода от продажи отпущения грехов получала и королевская казна, священник лишился покровительства власти и был сожжен на костре в 1415 году.
*Сожжение Яна Гуса на костре в Констанце
Мартин Лютер опасался повторения судьбы своего предшественника, но сильные покровители не дали его в обиду. Великий реформатор умер от болезни в 1546 году и был с почестями похоронен в том же соборе, на деревянные ворота которого когда-то прибивал свои дерзкие тезисы.
Куриное яйцо Эразма Роттердамского
Современник Лютера нидерландец Эразм Роттердамский, являвшийся крупнейшим генератором гуманистических идей северного Возрождения, во многом подготовил почву для Реформации.
Ему принадлежит знаменитое выражение: «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел». Но не все знают продолжение этой фразы: «Снесенное мною яйцо было куриным, а Лютер высидел совершенно другую птицу».
Под яйцом Эразм подразумевает и сатирическое обличение церковных пороков в знаменитой «Похвале глупости», и работу по возрождению идей раннего христианства, и вышедший в 1516 году его латинский перевод греческого Нового Завета, по которому до XIX века будут переводить Писание на национальные европейские языки.
*Ганс Гольбейн, портрет Эразма Роттердамского, 1523 г.
Казалось бы, Эразм Роттердамский и Мартин Лютер должны были слиться в едином порыве, но идиллии (что это такое?) не случилось. В 1524 году между ними начинается острая полемика (что это такое?). Эразм пишет «Свободу воли», Лютер резко отвечает ему в работе «О рабстве воли». С тех пор гуманисты пошли своей дорогой, а реформаторы своей.
Суть Реформации
Сторонники Реформации опирались на базовые идеи Лютера:
В 1520 году Лютер пишет две работы, в которых излагает свои мысли относительно реформ института католической церкви и ее догматов (что это?).
Шокированный такой наглостью папа Лев X ответил Лютеру буллой с требованием одуматься, но окрыленный общественной поддержкой священник 10 декабря 1520 года публично сжег папское послание, окончательно порвав и с папой, и с Римской католической церковью.
*Булла — папский документ, со свинцовой или золотой печатью
Изложенные идеи оказались выгодны разным слоям населения:
Не только глубокий кризис католической церкви стал причиной массовой поддержки идей Реформации в Европе. Новому классу буржуазии (что это такое?) стало тесно в феодальном обществе.
Сильная церковь с замашками владычицы мира мешала экономическим и национальным интересам регионов.
Государства с сильной королевской властью стремились отмежеваться от вездесущего папы с его огромным влиянием на европейскую политику. Под флаги Реформации наряду с Германией встали Швейцария, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Франция и др.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Итоги Реформации
Реформация взбудоражила всю Европу. Рим вступил в борьбу с протестантами, развернув движение контрреформации. Целый комплекс мер был направлен на возвращение утраченных земель и паствы под крыло католической церкви.
Противостояние католиков и протестантов длилось почти полтора столетия и оказалось совсем не мирным делом, как это виделось когда-то Мартину Лютеру.
Протестантские войны, охватившие Европу, унесли множество человеческих жизней. В ходе Тридцатилетней войны было уничтожено порядка 40 % населения Германии. За одну Варфоломеевскую ночь в Париже вырезали около 2000 протестантов-гугенотов и 30 тысяч по всей Франции в следующие пару дней.
*Эдуард Деба-Понсан, Утро около ворот Лувра, 1880 г.
Фактически Реформация закончилась вместе с Тридцатилетней войной в 1648 году подписанием Вестфальского мира. Протестанты получили право на свободу вероисповедания.
Реформаторские идеи Лютера развивались в разных направлениях, и в XVI веке помимо классического лютеранства к протестантским учениям относятся цвинглианство, кальвинизм, англиканство, анабаптизм.
Все эти религиозные течения в большей или в меньшей степени следовали принципам Мартина Лютера — от компромиссного англиканства, инициированного Генрихом VIII для усиления своей власти, до сурового кальвинизма, учрежденного Жаном Кальвином, которого за нетерпимость и жестокость называли «женевским папой».
В целом в странах, где протестантизм в том или ином виде утвердился как основная религия, наблюдался рост экономики, формировалось совершенно новое буржуазное общество, развивались идеи гражданского и политического равенства, веротерпимости.
Реформация способствовала расцвету европейской культуры, развитию национальной письменности во многих странах, росту уровня грамотности населения.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Ну а что, тоже ведь борьба за суверенитет, тем более, в церкви всегда есть что делить. Могу себе представить, сколько Римская католическая церковь забирала себе денег со всех приходов, которые находились в подчинении папы Римского, а делиться честно заработанным никто не хочет. Конечно и тот факт, что Римская церковь погрязла в мирских пороках, тоже стал поводом для реформации.