Что такое смысловая цельность

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (К5)

Что такое смысловая цельность. Смотреть фото Что такое смысловая цельность. Смотреть картинку Что такое смысловая цельность. Картинка про Что такое смысловая цельность. Фото Что такое смысловая цельность

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (К5).

В каждом сочинении должен быть коммуникативный замысел, то, что мы хотим сказать по данному вопросу. Следовательно, все части сочинения должны работать на раскрытие нашего замысла.

Вступление может занимать 20-25% процентов объема всего сочинения, примерно 2-5 предложений. Если исходить из общего объема сочинения в 250-300 слов, то во вступлении может быть примерно 50-70 слов, обычно это 1 абзац.

Какую же проблему видит здесь автор?

-Что волнует писателя, почему он обратился к этой проблеме?

— Как знакомо каждому из нас то, что волнует автора!

— Хотя автор обратился к старой, как мир, проблеме, но он посмотрел на нее неожиданно по-новому!

— Я и не задумывался над этим, но автор помог мне обратить на это внимание!

Сравни два вступления к одному и тому же тексту, отметь разницу. Подумай и ответь, какое из них более эмоционально, интересно, привлекает внимание читателя, сделай вывод о роли изобразительно-выразительных средств при конструировании текста.

а) И. Линкова затрагивает в своем тексте очень актуальные вопросы. Она рассуждает о том, зачем пишутся книги, помогают ли книги решить жизненные проблемы или позволяют от них спрятаться. Также автор размышляет о том, что прочитанное необходимо применять в жизни.

б)Зачем пишутся книги? Помогают ли книги решать жизненные проблемы или позволяют от них прятаться? Что значит применять в жизни прочитанное? Ответы на эти вопросы предлагает нам найти И. Линкова.

Каким бы ни было вступление, мы должны представить читателю автора исходного текста, хотя бы назвать его фамилию. Примерные вступления к сочинениям можно найти в приложении.

Главная часть по объему должна занимать не менее 50% нашего сочинения, то есть примерно 150-200 слов.

По логике наших уроков в ней будут, во-первых, комментарии к проблеме (К2) (урок 2) исходного текста и, во-вторых, изложение нашей позиции (К4) (урок 5) по прокомментированной проблеме.

Сочинение должно отражать логику развития нашей мысли, и эта логика должна быть понятна рецензенту. Излагая главную часть, не следует забывать об абзацном членении нашего текста, так как это учитывается при оценке сочинения.

Важно помнить о смысловой цельности и о средствах межфразовой связи, таких, как вводные слова и обороты, наречия, служебные части речи, например: вообще, словом, например, во-первых. очевидно, в первую очередь, с одной стороны… с другой стороны, безусловно, видимо, как известно, и все-таки, напротив, однако, прежде всего, нельзя не согласиться, поясняя сказанное, подводя итог и так далее.

Заключение по своему объему сходно со вступлением, это примерно 2-5 предложений, 15-20% процентов всего текста нашего сочинения. Цель заключения – подвести итог и оставить хорошее впечатление, настроить на дальнейшие размышления. Оно должно быть достаточно эмоциональным и в то же время строгим и лаконичным. Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. Возможные варианты заключений:

— Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

— Рассуждение о том, какое впечатление оставил текст для нас, для общества в целом.

— Расширение проблемы и новый вопрос.

— Открытый финал, то есть констатация факта, что в современном мире эту проблему пока не решить.

Итак, наш взгляд, можно пользоваться следующим планом написания сочинения:

I Вступление. II Отражение проблемы в тексте

1. Формулировка проблемы

2. Комментарий.
3. Авторская позиция (если текст от первого лица, лучше говорить о позиции рассказчика)

Что такое смысловая цельность. Смотреть фото Что такое смысловая цельность. Смотреть картинку Что такое смысловая цельность. Картинка про Что такое смысловая цельность. Фото Что такое смысловая цельностьIII Собственная позиция
1. Формулировка своего мнения (тезис)

а) первый аргумент аргументы обязательно должны

б) второй аргумент подтверждать тезис.
2. Вывод (заключение).

1. Что такое композиция сочинения?

2. Как распределить по объему материал сочинения?

3. Что должно быть во вступлении?

4. Что должно быть в главной части?

5. Что должно быть в заключении.

6. Для чего нужно абзацное членение?

7. Как соблюсти логику изложения?

1. Несоразмерность композиционных частей, то есть несоблюдение объема вступления, главной части и заключения.

2. Нарушение логики изложения, то есть сначала говорится об одном, потом о другом, а затем автор опять обращается к первому.

3. Композиционные части не связаны между собой, то есть, нет перехода от одной части к другой, каждая часть существует сама по себе.

4. Нарушение абзацного членения, то есть автор не понимает, где закончилась одна мысль и начинается другая.

5. Отсутствие смысловой цельности, последовательности изложения, то есть замысел сочинения не виден, а просто отдельные куски, часто не связанные общим замыслом.

Контрольная работа № 6. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Теперь нам следует оценить написанные нами 6 сочинений с точки зрения критерия К5, исправить ошибки в построении сочинения, а также отредактировать текст, следуя указаниям и отослать на проверку преподавателю. Желаю успеха.

Источник

Проявление смысловой и композиционной целостности в тексте

Смысловая и композиционная целостность текста — что это такое

Любой текст, научный или художественный, призван донести до читателя информацию. Текст — это сложная последовательность знаков, составляющих предложения, объединенные темой и смысловой связью. Текст представляет собой законченное высказывание. Композиционная и смысловая целостность являются важными признаками текста, наряду с информативностью, речевой связностью, членимостью, логической последовательностью изложения, завершенностью.

Композиционная целостность указывает на соблюдение структуры текста, которая состоит из введения, основной части, заключения и иногда эпилога.

Смысловая целостность указывает на подчинение текста единой тематике, которая позволяет дать тексту заголовок.

Особенности проявления, как достигается

Смысловая целостность достигается следованием общей теме. Единая смысловая нить произведения должна рассматривать тему с разных сторон и раскрывать ее. Раскрытие темы происходит линейно через цепочку связанных грамматически и по смыслу предложений. В смысловой структуре выделяются главные и второстепенные элементы:

В зависимости от вида и стиля текста смысловая структура может быть простой или сложной. Важным компонентом смысловой целостности является контекст, который позволяет читателю восполнять недостаток знаний, необходимых для полного раскрытия смысла произведения. Содержание контекста должно дать информацию и сделать сообщение понятным для читателя.

Достигнуть смысловой цельности мешают:

Композиционная целостность достигается за счет следования принятой структуре образования текста.

Особенности анализа текста

Анализ смысловой целостности текста

Основа анализа смысловой целостности текста — проверка соблюдения основных законов логики, которые определяют ясное развитие мысли. Смысловая логика определяется ее достоверностью, непротиворечивостью и закономерностью выводов. Построение аргументации должно быть основательным и убедительным. Основной текст должен подчиняться законам правильного мышления, соответствовать выбранному жанру и учитывать знания целевой аудитории.

При смысловом анализе текста проверяется, чтобы его компоненты были расположены на надлежащих местах. Фрагменты текста должны логически вытекать друг из друга, поэтапно раскрывая замысел автора. Логика изложения приводится в соответствие с цепью аргументации.

Анализ композиционной целостности текста

При анализе композиции текста стоит проверить наличие плавного перехода от одной части текста к другой в соответствии с общепринятой структурой. Построение текста, размер каждой его части должны рационально соответствовать его общему объему и логическому содержанию. Авторский план раскрывается грамотными заголовками, соблюдением последовательности композиционной схемы.

Источник

Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

Содержание:

Текст кажется сложной композиционной структурой, многослойной и неделимой на отдельные части. Однако, если знать несколько секретов, будет понятнее и легче анализировать авторский текст и писать самому.

Членимость – ключевой признак текстов. Абсолютно любой текст современной и классической литературы можно расчленить на темы, предложения, слова.

С другой стороны, текст целостен. Тема – вот что объединяет текст. Текст повести или романа часто сложно составить по одной теме, поэтому автор делит текстовое полотно на микротемы. Их легко найти – это абзацы, сложив которые, читатель приходит к пониманию макротемы. Тема выражается в заголовке, если такового нет, можно пересказать текст, что называется, в двух словах определить, это и будет тема.

Определиться с темой поможет метод ключевых слов. Они также на поверхности – автор регулярно повторяет их в тексте. Простой подсчет частотности, однако, не самый надежный метод.

Композиционная целостность

Что такое смысловая цельность. Смотреть фото Что такое смысловая цельность. Смотреть картинку Что такое смысловая цельность. Картинка про Что такое смысловая цельность. Фото Что такое смысловая цельность

В структуре композиции всегда выделают:

Именно предложения делят текст на отрезки и в то же время обеспечивают его связность. В каждом предложении есть уже известная читателю информация и новая. Это заметно на примере способов связи предложений в тексте. Способов два – цепной и централизованный. А средств три: лексическое, морфологическое, синтаксическое.

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Источник

Смысловая целостность

Что такое смысловая цельность. Смотреть фото Что такое смысловая цельность. Смотреть картинку Что такое смысловая цельность. Картинка про Что такое смысловая цельность. Фото Что такое смысловая цельность Что такое смысловая цельность. Смотреть фото Что такое смысловая цельность. Смотреть картинку Что такое смысловая цельность. Картинка про Что такое смысловая цельность. Фото Что такое смысловая цельность Что такое смысловая цельность. Смотреть фото Что такое смысловая цельность. Смотреть картинку Что такое смысловая цельность. Картинка про Что такое смысловая цельность. Фото Что такое смысловая цельность Что такое смысловая цельность. Смотреть фото Что такое смысловая цельность. Смотреть картинку Что такое смысловая цельность. Картинка про Что такое смысловая цельность. Фото Что такое смысловая цельность

Что такое смысловая цельность. Смотреть фото Что такое смысловая цельность. Смотреть картинку Что такое смысловая цельность. Картинка про Что такое смысловая цельность. Фото Что такое смысловая цельность

Что такое смысловая цельность. Смотреть фото Что такое смысловая цельность. Смотреть картинку Что такое смысловая цельность. Картинка про Что такое смысловая цельность. Фото Что такое смысловая цельность

Смысловая целостность – тематическое, содержательное единство текста, подчиненное основной идее, его смысловая законченность. В качественном произведении всегда улавливается основная смысловая нить, раскрывающая тему с разных сторон и исчерпывающая ее.

Содержание текста развертывается линейно – цепочкой связанных по смыслу и грамматически предложений, но оно иерархично, т.е. имеет смысловую структуру, в которой выделяются основные и второстепенные элементы. В нем всегда есть:

· главная мысль – тема;

· мысли, которые с различных сторон раскрывают содержание темы, – несколько подтем;

· мысли, которые конкретизируют подтему, – субподтемы − и т.д.

Сложность смысловой структуры зависит от особенностей темы, стиля, жанра, объема текста. Причем его общий смысл всегда больше суммы смыслов частей: приращение дает информация самой структуры – взаимодействие главных и второстепенных аспектов содержания внутри целого. И чем сложнее по содержанию и форме произведение, тем значимее информация структуры.

Именно системность текста, его структурная организация позволяет сокращать фрагменты, изменять частные качества текста без нарушения его смысловой целостности. Например, нередко приходится сокращать излишнюю детализацию, длинные ряды примеров.

Эффект смысловой целостности зависит не только от информации, содержащейся непосредственно в тексте, и структурных связей элементов содержания, но и от взаимодействия содержания текста с системой знаний читателя и с информацией, связанной с ситуацией общения в целом, – так называемым контекстом. Из него черпаются сведения, необходимые для правильного понимания любого смыслового и структурного элемента текста, начиная от слова и заканчивая целым произведением.

Чтобы понять, как взаимодействуют в коммуникации текст и контекст, представьте простейшую ситуацию: вы в Москве, находясь на Воробьевых горах, спрашиваете, как пройти, например, к химическому факультету МГУ. Вам отвечают, что он напротив физического факультета. Если вы знаете, где расположен последний, то вы получили ответ на свой вопрос, если нет – ответ неполноценен.

Таким образом, вся информация текста как элемента коммуникации складывается из двух частей – того, что, собственно, сказано, и информации контекста, на основе которой сообщение становится понятным. Многие сведения в тексте могут опускаться, если они известны общающимся или легко подсказываются содержанием. (В приведенном выше примере с химическим факультетом ответ не содержал подробной информации, куда и как идти.) Так возникает еще одно явление, связанное со смысловой целостностью, – смысловые «скважины» в изложении, в норме восполняемые за счет контекста. В большей или меньшей степени такие скважины присутствуют в любом тексте, но знаний тех, кто общается через его посредство, и информации контекста должно быть достаточно, чтобы их было легко восполнить. Так случается не всегда:

—Кирпич ни с того ни с сего никогда на голову никому не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в каком случае не угрожает. Вы умрете другой смертью.

—Может быть, вы знаете, какой именно.

—Вам отрежут голову.

—Потому. что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится.

Этот хрестоматийный диалог демонстрирует ситуацию, когда знаний одного из участников диалога, Берлиоза, явно недостаточно, чтобы интерпретировать сообщение Воланда. Характерна и реакция:

— Простите, — после паузы заговорил Берлиоз, поглядывая на мелющего чепуху иностранца, — при чем здесь подсолнечное масло. и какая Аннушка?

Если в тексте возникает смысловая скважина подобного рода, он теряет смысловую целостность и воспринимается как бессвязный.

Основных причин возникновения смысловых скважин две:

· недостаток знаний аудитории (например, не всякий человек даже с высшим образованием поймет заголовок «Агреман за агреманом»);

· неудачное сокращение, когда редактор не следит за тем, чтобы сохранить смысловую целостность текста.

Пример. Сравните полную и краткую версии одного рекламного ролика. В обоих случаях на экране большой стол и за ним множество людей, пьющих пиво прямо из бутылок. А крупным планом дано изображение прыгающей по его поверхности пробки от пивной бутылки.

Что такое смысловая цельность. Смотреть фото Что такое смысловая цельность. Смотреть картинку Что такое смысловая цельность. Картинка про Что такое смысловая цельность. Фото Что такое смысловая цельность

Жизнь прекрасна, пока прыгает пробка (большая посылка умозаключения).

«Патре»пиво с пробкой (малая посылка умозаключения).

(Большая посылка умозаключения сокращена)

«Патре» – пиво с пробкой (высказывание перестало быть элементом умозаключения).

Текст полной версии – умозаключение, в котором представлена большая посылка: Жизнь прекрасна, пока прыгает пробка, малая посылка: «Патре» – пиво с пробкой – и подразумевается вывод: Жизнь прекрасна с пивом «Патре».

В краткой версии сократили большую посылку, текст перестал быть умозаключением, соответственно, перестал подразумеваться и вывод о том, как сделать жизнь прекрасной. А единственная фраза: «Патре»пиво с пробкой – звучит, мягко говоря, бессмысленно (не бывает бутылочного пива без пробок).

Представление о смысловой целостности текста возникает у читателя уже по прочтении всего произведения, когда он устанавливает наиболее важные аспекты содержания, их связь между собой и с периферийными, наименее существенными для авторского замысла и темы фактами.

Источник

Строение и виды текста

Понятие текста

Согласно имманентному методу, понятие текста можно сформулировать так: текст – это письменный документ, который состоит из ряда субъективных высказываний, объеденных грамматической, лексической и логической связью, носящих определенный литературный характер и прагматическую установку.

Смысловая цельность текста

Смысловая цельность текста, это те ценности или предметы, которые являются главной темой текста и освещаются в нем, например: явления природы, человек, общественные события, духовность, мораль, предметы неживой природы. Смысловая цельность текста представляет собой его ядро, вокруг которого развиваются придаточные суждения автора.

Главным показателем наличия в тексте смысловой цельности является возможность быстро и без затруднений подобрать заголовок к нему. Допускается деление текста на умеренное количество подтем, соответствующих или дополняющих доминантную тему. В таком случае каждая подтема начинается с нового абзаца.

Основной тезис текста

Тезис – это главная мысль любого текста и его основной признак. Чтобы выделить тезис текста, необходимо ответить на вопрос о чем говорится в тексте, и что именно говорится об этом предмете. Очень часто в тексте имеется несколько тезисов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего.

Тезисы состоят из предложений и словосочетаний, которые благодаря своей ярко выраженной смысловой нагрузке, отражают логику всего изложения.

Виды текста, его преобразование

В русском языке тексты классифицируются на два типа: по стилю и по виду. В зависимости от стиля изложения, тексты бывают таких видов: научные, художественные, публицистические, официально- деловые и разговорные. По типологии тексты классифицируются на описание, повествование и рассуждение.

Классификация текста способствует его преобразованию в речь. Человек, который преобразовывает текст в устную форму, должен соблюдать стилистику, заданную в тексте. К примеру, во время доклада происходит трансформация документа в речь, однако при этом сохраняется его научный стиль.

Переработка текста: конспект, аннотация, выписки, реферат

Очень часто мы сталкиваемся с необходимостью переработать текст, чтобы максимально упростить работу с ним и одновременно повысить уровень его практического применения. Одним из видов переработки текста является конспект – письменное изложение смысла текста в краткой форме. При конспектировании текста важно использовать тезисы.

Если вам необходимо дать краткую характеристику определенному тексту, следует использовать такой вид переработки текста как аннотация. Аннотация представляет собой краткое изложение тематики текста и изложение собственных мыслей на счет актуальности данной темы.

Для работы с текстом очень часто применяются выписки – дословное цитирование тезисов, которое оформляется как цитата. Отдельное место среди видов переработки текста занимает реферат. Реферат – это создание нового текста на основе уже известного источника. В реферате необходимо указывать ссылки на текст – источник, а также на его автора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *