Что такое сочинение миниатюра как написать сочинение миниатюру
Как написать сочинение-миниатюру
Так как участникам клуба предстоит написать по заданной теме миниатюру, то не повредит освежить знания, как писать миниатюру.
Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы
Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются. Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах. Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.
Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи
Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:
Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения
Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами. Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел. И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.
Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры
Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:
Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.
Шаг 5. Проверяем текст
Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.
Как написать сочинение-миниатюру
Прежде всего определите, что хотите нарисовать словами. Это может быть картина природы, явление в природе или обществе, событие. Необходимое условие: вы должны быть свидетелем данных событий. И эти события не должны вас оставить равнодушным.
Определите, какова будет основная мысль миниатюры. Для этого вы должны четко сформулировать свой замысел: какого результата вы ждете от данной работы и какие чувства хотите вызвать у читателей. Это идея произведения.
Оттолкнувшись от идеи своей миниатюры, подберите название. Оно должно быть точным, метким и выражать авторский замысел.
Обращайте внимание на детали: цвета, запахи, звуки, элементы одежды, мимику. Деталь в миниатюре расскажет много и углубит создаваемый образ.
Проявите внимательное отношение к слову, поскольку в миниатюре каждое слово значимо. Речь должна быть четкой, живой, образной. В миниатюре за каждым скупым словом должен стоять богатый образ.
Используйте средства художественной выразительности. Самые распространенные и популярные из них помогут вам создать яркий образ и передать чувства. Среди них метафора (кудри березок, зеркало озера), олицетворение (ручеек болтал что-то о своем), сравнение (осенние листья словно янтарь), эпитет (серебряная роса).
Отредактируйте строение предложений. Они должны быть разные по своему строению. Не увлекайтесь сложными предложениями. Употребляйте предложения полные и неполные, распространенные и нераспространенные, вопросительные и восклицательные и даже предложения, состоящие из одного слова.
Рекомендации как написать сочинение-миниатюру
Как написать сочинение-миниатюру
(из опыта работы в начальной школе)
Л.А Конакова, учитель МКОУ «Гимназия №1» г. Нальчик
Большую роль в развитии речи учащихся играют сочинения-миниатюры. Особенность этого жанра заключается в том, что нужно двумя, тремя предложениями раскрыть тему, создать запоминающийся художественный образ. Практика показывает, что миниатюру создать достаточно трудно, так как она требует лаконизма, выразительности, точности в подборе слов.
Целесообразнее всего начинать с устных миниатюр. Например, записывая текст под диктовку, ученики должны придумать его концовку. Предварительно обсуждается тема, идея, при необходимости стиль и тип речи. Выслушиваются несколько вариантов, затем задается вопрос: «Какой вариант вам кажется лучше и почему?». Такая работа на первых порах может отнять время от изучения грамматической темы, но результат не замедлит сказаться.
Темой для устных, а потом и письменных миниатюр может быть любое жизненное явление, любой предмет. Причем тема может предлагаться заранее, а может экспромтом. Но в любом случае внимание учеников обращается на удачные фразы, подмечаются и исправляются речевые недочеты. Интерес представляет своеобразное соревнование между учителем и учеником, когда учащиеся слышат миниатюры учителя и предлагают свои миниатюры. Победителем становится тот, чьи миниатюры, по мнению класса, лучше.
Перед составлением сочинения-миниатюры ученики выполняют ряд заданий.
Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы
Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи
Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения
Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры
Шаг 5. Проверяем текст
1. Подобрать красочные определения (дана таблица со словами: день, воздух, солнце, снег, иней, лес, ель, сосна). Воздух свежий, морозный, чистый, колючий, обжигающий.
2. Ответить на вопросы, подобрав сравнения: Как переливается снег? Как сверкают снежинки? и т.д.
Ученики отвечают: снег, как сахар; снежинки, похожие на цветочки, звездочки.
— Из-за чего кружится снег? (Из-за ветра.)
— Какими глаголами можно описать действия ветра? (Крутит, бушует, бросает.)
— Как идет снег? (Сплошной стеной, ничего не видно.)
— Какими словами опишем действия снега? Как он шел? (Снег идет, валит, сыплет, падает.)
— Какое из этих слов наиболее точное? (Валил.)
— Почему снег валил с неба? (Тучи затянули небо.)
— Какие тучи? (Мрачные, снеговые, тяжелые, свинцовые.)
— Какое определение подойдет больше, чтобы показать, что тучи полны снегом, что из них валит снег? (Снеговые.)
Затем ученики составили устный рассказ «Погода за окном». На следующем уроке ученикам было предложено написать сочинение-миниатюру о происходящем за окном. Заголовок они подбирали сами: «Погода за окном», «Круговерть», «Метель», «За окном метет» и др. Было предложено начало рассказа: «Я заметил…»
«Я заметил, что в классе стало темнее. Посмотрел в окно, а там настоящая метель. Тяжелые снеговые тучи заволокли небо. С неба валит снег. А злой ветер кружит снег и кусками кидает его на землю».
Очень важно настроить школьников на творческую волну: поделиться своими мыслями, прочитать стихотворения или прозаический фрагмент.
В вазе прекрасный цветок. У него темно-зеленый стебелек с продолговатыми листьями. На нем держаться красивые розовые бутоны. Приятно смотреть среди зимы на этот нежный цветок.
На уроках развития речи, когда изучается употребление глагольных форм в художественном повествовании, ученики составляли миниатюры на тему «Я собираюсь в школу».
Все составленные миниатюры обязательно требуют анализа и корректировки. Ученики должны научиться не только отмечать неудачные места в своих сочинениях, но и уметь восхищаться удачным словом, словосочетанием, предложением.
Как написать сочинение-миниатюру
Пример сочинения-миниатюры:
Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы
Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются. Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах. Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.
Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи
Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:
Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения
Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами. Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел. И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.
Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры
Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:
Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.
Шаг 5. Проверяем текст
Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.
Что такое сочинение миниатюра как написать сочинение миниатюру
1. Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся
Общеизвестно, что, работая над сочинениями, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, а значит, и развивать свою речь.
Научить писать сочинения-дело очень непростое, и в этом помогают сочинения миниатюры, работа над которыми начинается в 5 классе и продолжается до 11 класса.
Сочинение-миниатюра-это творческая работа, проводимая на уроке в течение 7-10 минут. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои мысли, чувства, переживания.
Чаще я даю этот вид работы в конце урока. Дети пишут, а затем по желанию читают вслух. Учитель всегда одобряет каждую работу и в 5-6 классе ставит оценку «отлично». Оценкой может служить устная похвала учителя, «пять» в тетради или в журнале. Ошибки на данном этапе не проверяются, чтобы страх перед оценкой не мешал ему свободно выражать свои мысли, чтобы он хотел писать и писал с удовольствием.
2. Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе.
Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует чётких методических знаний, умения создавать атмосферу психологического комфорта. Существуют правила для учителя:
1) Сочинения-миниатюры и их авторы никогда не критикуются, не высмеиваются, не склоняются к другому мнению.
2) Учитель принимает позицию ученика, одобряет её в любом случае. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей.
3) Если мнение ученика расходится с общепринятой моралью, то учитель сохраняет позицию лояльности. Например, он может сказать: «Каждый имеет право на ошибку, и лучше ошибаться здесь, в классе, и исправить свои ошибки, чем ошибаться потом в жизни».
3. Поэтапная работа над сочинением-миниатюрой в 5-11 классах.
Как же строится работа над сочинением-миниатюрой в 5 классе? С самого начала занятий я оговариваю задание: «Сейчас мы будем писать сочинение-миниатюру. Это маленькое произведение, состоящее из 5-7 предложений, но можно больше или меньше. Тема: «Мой первый день в 5 классе». Напишите о своих чувствах, что вам понравилось, что запомнилось больше всего. Оцениваться эти работы не будут, т. к. выражают ваше личное мнение. Цель сочинения- научиться свободно выражать своё мнение. Тема должна быть актуальной, лёгкой для восприятия и изложения. Полезен приём сотворчества, когда учитель предлагает поработать над созданием текста всем вместе. В этом случае пишется коллективное мини-сочинение. Коллективные сочинения помогают найти школьнику форму самовыражения. Если у одного ученика бедны эмоции и словарь, то помогут другие. Так, например, по окнам класса неожиданно забарабанил дождь. Нельзя не обратить на него внимания. Какой это дождь? Прошу ребят рассказать о нём, используя свежесть впечатлений. В ходе коллективной работы совершенствуется стиль подобных высказываний, уточняется соответствие содержания теме, подбираются наиболее удачные средства выразительности.
В пятом классе уровень подготовки учеников неровный и в плане оформления мысли и в плане образности и богатства фантазии. Здесь эффективна параллельная творческая работа над текстом одной темы учителя и учащихся. Я вместе с детьми пишу свою миниатюру. Детям интересно посоревноваться со мной. Затем зачитываются и анализируются работы как учеников, так и моя работа, выясняем, в чём недостатки, в чём преимущества.
Для лучшего усвоения новых знаний используются сочинения-миниатюры с грамматическим заданием. Например, проходя тему «Причастный оборот» в 7 классе, было задано написать сочинение-миниатюру «Первый снег», используя причастные обороты. А при повторении темы «Безличные глаголы» писали миниатюру на тему « Опять грипп».
Немаловажным в моей работе становится последующее обсуждение творческих работ учеников. По-прежнему я даю только положительные отзывы, ненавязчиво акцентирую внимание ребёнка на удачно сформулированных им фразах, грамотно построенных предложениях, на правильно подобранных средствах художественной выразительности. Например, я говорю: « Ребята, вы заметили, какой красивый эпитет подобрала Таня? А кто обратил внимание на особенность композиции у Лёши?» или «Ребята, какому типу речи соответствует сочинение-миниатюра Лены?». Таким образом, к концу7 класса дети научились выражать свои мысли не только лаконично, но и образно, выразительно.
В 8-9-х классах дети вступают в противоречивый подростковый возраст. Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми. Сочинения-миниатюры типа Отцы и дети, Подростки-это…, помогают осмыслить жизненный опыт, посмотреть на себя со стороны. Данные сочинения важны не только для обучения сочинениям на литературную тему, но и для душевного, эмоционального воспитания. Сочинения читаются вслух только по желанию учащихся. При кратком анализе этих работ учитель обращает внимание на логику изложения материала, образность языка, чёткость композиции, отмечает и поощряет искренность детей, акцентируя внимание на сильных сторонах работы.
В 10-11-х классах сочинения- миниатюры в рамках ЕГЭ чаще задаются на дом. Задание даётся такое: « Написать мини-сочинение на тему «Золотая пора листопада», состоящее из 150 слов». Также даю сочинения по произведениям классиков. Темы сочинений выбираю исходя из требований ЕГЭ, и они могут формулироваться так: «По проблеме, поднятой автором (например, И. Буниным в рассказе «Господин из Сан- Франциско») в произведении составьте мини-сочинение из 150 слов». Использую и свободные темы: «Я через пять лет», « Моя будущая профессия» и др.
Таким образом, подростки готовятся к ЕГЭ, т. к. они учатся укладываться в строгие временные рамки. К тому же сам метод сочинения-миниатюры, знакомый учащимся с 5 класса, будет создавать атмосферу психологического комфорта для подростка на самом экзамене, снимая излишнюю нервозность и панику. Ведь ни одна тема не выбьет его из колеи, потому что он уже умеет грамотно, легко и свободно выражать свою точку зрения по любому вопросу.
В своей работе по обучению написанию сочинений-миниатюр я стараюсь экспериментировать. Я пытаюсь разнообразить тематику сочинений. В качестве примера хочу продемонстрировать некоторые открытые уроки. Так, в 6 классе был проведён урок развития речи по теме «Декабрь. Святки». В преддверии Нового года дети писали сочинение-миниатюру по музыкальной пьесе П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Кроме того, в целях знакомства с декоративно-прикладным искусством проводился урок развития речи « Краса ненаглядная» (описание предметов хохломской росписи). Шестиклассники с удовольствием описывали ложки, конфетницы, расписанные под хохлому. А урок написания сочинения-миниатюры на тему « Что такое доброта?» способствовал воспитанию в детях любви, доброты ко всему окружающему миру, чувства милосердия, гуманности. Сочинение- миниатюра приемлема и для эпистолярного жанра. Так, с учащимися 5 класса проводился урок на тему «Письмо маме. Каким я представляю своё будущее». Дети охотно делились своими сокровенными мечтами. Работа в этом направлении ведётся.
Сочинения-миниатюры помогают школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.
Систематическое проведение такой работы с постепенным её углублением и расширением позволяет сделать более продуктивным процесс обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся, обеспечивает более высокий уровень речевого развития учащихся. Речь школьников становится более выразительной: дети стремятся писать так, чтобы оказать воздействие на читателя, раскрывают своё отношение к тому, о чём рассказывают, дают свою оценку. Часто сочинения отражают индивидуальный стиль автора. Отрадное впечатление производит язык большей части работ, в сочинениях меньше речевых ошибок, недочётов, в них больше синонимических замен, уместно употреблённых эмоционально окрашенных экспрессивных выражений.
Меня радуют живые работы моих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность. Не многие, сидящие за партами, станут впоследствии писателями. Но пусть они будут просто талантливыми людьми, добрыми, кормящими зимой голодных птиц, умеющими замирать перед картинами Шишкина, любующимися закатами и рассветами, ценящими дружбу. Пусть не проходит с годами детское умение видеть цветок в пыли у дороги. Мне хочется, чтобы то, что ребята будут говорить и делать потом, в большой жизни, было таким же чистым и искренним, как содержание их школьных сочинений.